Научная статья на тему 'ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ГАРАНТИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2003 Г. №131-ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"'

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ГАРАНТИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2003 Г. №131-ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
617
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL GOVERNMENT / ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ / LEGAL GUARANTEES / ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ORGANIZATION OF LOCAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Островский С.А.

Гарантии являются важнейшей частью законодательства о местном самоуправлении России. Они содержатся в многочисленных правовых актах, посвященных вопросам организации и осуществления местного самоуправления. При этом наиболее важные содержатся в Конституции России и Федеральном законе от 6 октября 2013 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В статье рассматриваются правовые гарантии местного самоуправления, закрепленные непосредственно в тексте указанного Закона; сделан вывод о том, что в нем содержатся основополагающие гарантии организации и осуществления местного самоуправления, а также о том, что только этих гарантий недостаточно. В силу этого в заключении статьи предложена авторская система гарантий местного самоуправления, разделенная на гарантии-принципы; специальные гарантии самоуправления (территориальные, финансово-экономические, процессуальные); специализированные (гарантии деятельности должностных лиц местного самоуправления, гарантии осуществления отдельных муниципальных процедур и т.п.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CHARACTERISTIC OF SYSTEM OF GUARANTEES OF THE LOCAL GOVERNMENT, CONTAINING IN THE FEDERAL LAW OF OCTOBER 6, 2003 "ABOUT THE GENERAL PRINCIPLES OF THE ORGANIZATION OF LOCAL GOVERNMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION"

Guarantees are major part of legislation about local self-government of Russia. They are contained in the numerous legal acts sanctified to the questions of organization and realization of local self-government. Thus the most essential are contained in Constitution of Russia and Federal law from October, 6 2013 №o 131-ФЗ "About general principles of organization of local self-government in Russian Federation". The article examines the legal guarantees of local self-government enshrined in the text of the Act; concluded that it contained the a-ety guarantee the organization and implementation of local government, as well as the fact that only these guarantees are not enough. For this reason, in the conclusion of the article offered authoring system guarantees local government divided by the guarantee-principles; special government guarantees (territorial, economic and financial, pro-procedural); specialized (guarantees the activities of officials of local self-government, guarantees the implementation of selected municipal procedures, etc.).

Текст научной работы на тему «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ГАРАНТИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2003 Г. №131-ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"»

5. Barenbojm, P.D. Sozdanie megareguljatora na baze Banka Rossii v kontekste ego ne-zavisimogo konstitucionnogo statusa / P.D. Barenbojm, D.V. Kravchenko // Zakonodatel'stvo i jekonomika. — 2013. — № 6. — C. 5-6.

6. Tosunjan, G.A. Bankovskoe pravo Rossijskoj Federacii. Obshhaja chast' / G.A. Tosunjan, A.Ju. Vikulin, A.M. Jekmaljan; pod obshh.red. B.N. Topornina. — M.: Jurist, 2003. — 448 s.

7. Lauts, E.B. Pravovoe polozhenie Banka Rossii kak megareguljatora finansovogo rynka // Predprinimatel'skoe pravo. Prilozhenie. Biznes i pravo v Rossii i za rubezhom. — 2013. — № 3. — S. 39-42.

8. URL: http://www.cbr.ru/Press/print.aspx?file=press_centre/Nabiullina_11122014. htm&pid=press&sid=ITM_24300 (data obrashhenija: 12.12.2014).

9. Smirnov, D.A. Klassifikacija finansovo-pravovyh principov bankovskoj dejatel'nosti / D.A. Smirnov, E.V. Levina // Aktual'nye problemy administrativnogo, finansovogo i informacionnogo prava : materialy Vserossijskoj konferencii / otv. red. L.Je. Botasheva. — Stavropol': Paragraf, 2014. — S. 163-174.

С.А. Островский, S.A. Ostrovsky,

аспирант, graduate student

Юридический институт Северо- Legal institute North Caucasian federal

Кавказского федерального university

университета oper09@bk.ru

Общая характеристика системы гарантий местного самоуправления, содержащихся в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Аннотация: гарантии являются важнейшей частью законодательства о местном самоуправлении России. Они содержатся в многочисленных правовых актах, посвященных вопросам организации и осуществления местного самоуправления. При этом наиболее важные содержатся в Конституции России и Федеральном законе от 6 октября 2013 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В статье рассматриваются правовые гарантии местного самоуправления, закрепленные непосредственно в тексте указанного Закона; сделан вывод о том, что содержащихся в нем основополагающих гарантий организации и осуществления местного самоуправления недостаточно, в силу чего в статье предложена авторская система гарантий местного самоуправления, разделенная на гарантии-принципы; специальные гарантии самоуправления (территориальные, финансово-экономические, процессуальные); специализированные (гарантии деятельности должностных лиц местного самоуправления, гарантии осуществления 121 отдельных муниципальных процедур и т. п.). -

Ключевые слова: местное самоуправление, правовые гарантии, организация местного самоуправления.

General characteristic of system of guarantees of the local government, containing in the Federal law of October 6, 2003 «About the general principles of the organization of local government in the Russian Federation»

Abstract: guarantees are major part of legislation about local self-government of Russia. They are contained in the numerous legal acts sanctified to the questions of organization and realization of local self-government. Thus the most essential are contained in Constitution of Russia and Federal law from

October, 6 2013 №o 131-03 "About general principles of organization of local self-government in Russian Federation ". The article examines the legal guarantees of local self-government enshrined in the text of the Act; concluded that it contained the a-ety guarantee the organization and implementation of local government, as well as the fact that only these guarantees are not enough. For this reason, in the conclusion of the article offered authoring system guarantees local government divided by the guarantee-principles; special government guarantees (territorial, economic and financial, pro-procedural); specialized (guarantees the activities of officials of local self-government, guarantees the implementation of selected municipal procedures, etc.).

Keywords: local government, legal guarantees, organization of local government.

Важнейшей составляющей законодательства России о местном самоуправлении является закрепление системы правовых гарантий местного самоуправления. Недаром в соответствии со ст.12 Конституции Российской Федерации в России местное самоуправление не только признается, но и гарантируется на всей ее территории.

Однако «большинство проблем, возникающих в деятельности местного самоуправления как важнейшего элемента правового государства и гражданского общества, прямо или косвенно связаны с недостатками правового регулирования, то есть, несмотря на достаточно обширную правовую базу как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов и муниципальных образований, по-прежнему остро стоит вопрос о формировании и введении ^ в действие правовых гарантий местного самоуправления» [1, с. 4]. к Правовые гарантии местного самоуправления содержатся в многочисленных законодательных и подзаконных актах Российской Федерации, § прямо или косвенно регулирующих вопросы организации и осуществления

местного самоуправления. ^ Если представить себе систему гарантий местного самоуправления, со-<5 держащихся в правовых актах, и упорядочить их по юридической силе правого вых актов, то окажется, что гарантии закрепляются Конституцией России, ^ федеральными конституционными законами, федеральными законами, реше-° ниями Конституционного Суда РФ, актами Президента РФ и Правительства к РФ, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, законами и т подзаконными актами субъектов Федерации, уставами и иными правовыми т актами муниципальных образований.

[Зь Под системой гарантий местного самоуправления в Российской Федерации М.С. Трофимов предлагает понимать совокупность объективно существующих и 122 санкционированных государством условий и средств, благодаря которым и при

- помощи которых обеспечивается фактическая реализация и надежная защита

местного самоуправления как права населения и формы народовластия [2].

Гарантии местного самоуправления достаточно разнообразны. Однако в законодательстве четкой системы гарантий местного самоуправления нет и, пожалуй, невозможно в каком-либо одном правовом акте эту систему закрепить.

По мнению В.В. Пылина, систему правовых гарантий местного самоуправления можно представить как «систему правовых средств, установленных Конституцией РФ, федеральными и региональными законами, уставами муниципальных образований для обеспечения надлежащего осуществления местного самоуправления, соблюдения и защиты прав граждан на его осуществление» [3, с. 809].

о

OJ

Наиболее важными из них, фундаментальными являются гарантии, содержащиеся в Конституции России, Европейской хартии местного самоуправления, федеральных законах и постановлениях Конституционного Суда РФ. Остальные правовые акты призваны дополнять и конкретизировать правовые

гарантии, содержащиеся в правовых актах высшей юридической силы. б

При этом нужно понимать, что «невозможно создать исчерпывающий 0

перечень правовых гарантий, т. к. оценка правового средства в таком ка- и Щщ

честве может вестись лишь в рамках одного или нескольких однородных * 2

правоотношений, направленных на достижение определенного значимого "§ а

для участника таких отношений результата» [4, с. 10]. * Т

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах § о

и

организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5] (да- о

0)

лее — ФЗ № 131) является ядром российского законодательства о местном самоуправлении. Этому законодательному акту должны соответствовать прочие федеральные законы и законы субъектов Федерации о местном и самоуправлении, подзаконные акты и акты муниципальных образований. М®! Соответственно, в указанном Федеральном законе содержатся важнейшие ^Оа (после конституционных) гарантии организации и осуществления местного о1? самоуправления в России. В нем нашли закрепление и развитие принципы местного самоуправления, указанные в Конституции РФ 1993 г. и

ь

" 5 *

о ° й

а 2 _

2

Европейской хартии местного самоуправления 1985 г. [6].

В частности, в нормах указанного Закона закреплены легальные опреде- а ления многих терминов, касающихся местного самоуправления; перечислены е

®

о

полномочия федеральных органов государственной власти в области местного Я о | самоуправления и полномочия органов государственной власти субъектов ш Т* Российской Федерации в области местного самоуправления; закреплены 0оВ принципы территориальной организации местного самоуправления; подробно д* н перечислены вопросы местного значения для каждого вида муниципальных образований, а также полномочия органов местного самоуправления по их Ш .о решению; изложен порядок и условия наделения органов местного самоуправ- © № О ления отдельными государственными полномочиями; закреплено большое О 13 количество форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления; четко указана система органов местного самоуправления »§2 и общие принципы формирования представительных органов муниципальных образований; указаны виды муниципальных правовых актов; четко описана 123

финансово-экономическая основа местного самоуправления и полномочия -

органов местного самоуправления в финансово-экономической сфере; установлена ответственность органов местного самоуправления и их должностных £ лиц перед населением, государством, физическими и юридическими лицами; 0 закреплены формы надзора и контроля со стороны органов государственной ^ власти за деятельностью органов местного самоуправления. §

Практически все перечисленное может рассматриваться как правовые га- | рантии местного самоуправления в России. В большинстве статей ФЗ № 131 закрепляются те или иные гарантии местного самоуправления.

Учитывая, что гарантии представляют собой условия и средства, делающие возможным осуществление и реализацию чего-либо (в данном случае —

местного самоуправления), необходимо рассматривать статьи Закона, регламентирующие такие условия (средства).

Местное самоуправление можно рассматривать в качестве уровня публичной власти, имеющей свои территориальные пределы. По этой причине крайне важны правовые гарантии, имеющие отношение к территориальным основам местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ № 131 местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Указанная гарантия дополняет положения ст. 12 Конституции РФ, в которой признается и гарантируется местное самоуправление, и ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, в которой в общем виде определена территориальная основа местного самоуправления.

К гарантиям, имеющим отношение к территориальной организации местного самоуправления, необходимо относить положения ст. 12 ФЗ № 131 об изменении границ муниципального образования, ст. 13—13.2 о преобразовании муниципальных образований.

Для того чтобы органы местного самоуправления не нагружались органами х государственной власти федерального и регионального уровней дополнитель-^ ными обязанностями, в Законе содержится гарантия, закрепленная в ст. 18. к Согласно указанной статье перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в ФЗ №№ 131. § В этой же статье сказано, что отдельные обязательства муниципальных обра-□Е зований могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Кроме того, гарантируется, что федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов. ° В четвертой главе Закона содержится большое количество гарантий местного к самоуправления, связанных с обеспечением деятельности органов местного сааз моуправления при наделении их отдельными государственными полномочиями. ш Во-первых, важной гарантией местного самоуправления являются положения ч. 1 ст. 19, согласно которым наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации 124 осуществляется федеральными законами и законами субъектов Федерации, - отдельными государственными полномочиями субъектов Федерации — законами субъектов Федерации, а наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Во-вторых, для обеспечения исполнения отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления должно предоставляться финансовое обеспечение (ч. 5 ст. 19).

В-третьих, органы местного самоуправления могут участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных в установленном порядке, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении таких полномочий.

с

с

о

сч

Главу пятую ФЗ № 131, посвященную формам непосредственной демократии в системе местного самоуправления, можно рассматривать полностью в качестве гарантий реализации гражданами принадлежащего им права на местное самоуправление. Каждая статья этой главы посвящена какой-либо одной форме осуществления или участия в осуществлении местного са- б моуправления и, соответственно, в каждой статье содержатся определенные о гарантии реализации той или иной формы. и ЩЩ

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 22 условием назначения местного референду- * 2

о х

^ 0) О

ма по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку инициативы, количество * Т

которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может | О превышать 5 % от числа участников референдума, зарегистрированных на ° о

п т

0)

территории муниципального образования.

Согласно ч. 5 ст. 22 в случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные £ сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, М®! избирательных объединений, главы муниципального образования, органов Т Оз государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной ОЛн комиссии субъекта Российской Федерации или прокурора.

Важной гарантией непосредственной демократии в системе местного

" 5 *

о ° й а

о з е

самоуправления является положение, закрепленное в ч. 7 ст. 22: «Принятое °КЗ

О

0) ш

е то

0

1 ®

на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на

территории муниципального образования и не нуждается в утверждении

какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами 1<л|

ш ° о

или органами местного самоуправления». ш Т*

В отношении муниципальных выборов (ст. 23) ФЗ № 131 не содержит оОВ

никаких гарантий, отсылая к другим федеральным законам и законам субъ- д* н ектов Российской Федерации.

В остальных статьях главы пятой Закона содержатся частные гарантии §< .о

реализации отдельных форм народовластия в системе местного самоуправ- е № О

ления, которые в совокупности образуют гарантии реализации права на- О 13

селения на самоуправление. Причем, даже отдельные элементы проведения £-1

публичных слушаний, собраний или опросов граждан можно рассматривать »§2 в качестве правовых гарантий местного самоуправления.

В главе шестой, посвященной органам местного самоуправления, содер- 125

жится не так много гарантий местного самоуправления, но отдельные из них -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

указать все же необходимо. Так, важнейшей гарантией местного самоуправления является положение ч. 4 ст. 34 Закона о том, что органы местного £ самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Эта 0 гарантия дословно повторяет положение ст. 12 Конституции РФ. ^ В статье 35 Закона содержится ряд гарантий, связанных с проведением § местного референдума (схода граждан) по вопросу системы органов местного | самоуправления вновь образованного муниципального образования.

В статье 36 Закона, посвященной муниципально-правовому статусу главы муниципального образования, содержится следующая гарантия права

населения на местное самоуправление: «Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования».

Нужно отметить, что депутатам, членам выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицам представительного органа местного самоуправления гарантии устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 5.1 ст. 40). В то же время в Законе сказано, что указанные лица не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий (ч. 9 ст. 40). х Считаем также гарантией осуществления местного самоуправления за-^ крепление в ФЗ № 131 за органами местного самоуправления статуса юри-к дического лица.

В седьмой главе Закона, посвященной муниципальным правовым актам, со-§ держится следующая гарантия осуществления местного самоуправления: «Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения ^ муниципального образования, дополнительно требуется принятие (издание) <5 муниципального правового акта, орган местного самоуправления или долж-:: ностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит при-^ нятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления ° в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан), определить срок к подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового т акта. Указанный срок не может превышать три месяца» (ч. 2 ст. 45). ш Кроме того, в ч. 3 ст. 47 сказано, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления 126 с ними граждан.

- Большое количество правовых гарантий финансово-экономической организации местного самоуправления содержится в главе восьмой ФЗ № 131. Так, ч. 2 ст. 49 установлено, что муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. Эта гарантия развивает положение ч. 2 ст. 8 Конституции России. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 51).

о

сч

Согласно статье 52 Закона муниципальные образования имеют собственные бюджеты.

Глава девятая Закона гарантирует органам местного самоуправления возможность межмуниципального сотрудничества.

Закрепленные в ФЗ № 131 гарантии организации и осуществления мест- б ного самоуправления развиваются в других федеральных законах, законах 0 субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований. и Щщ

Таким образом, анализ Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об * Я общих принципах организации местного самоуправления в Российской Ц а Федерации» показывает, что содержащиеся в нем правовые гарантии местного и К

0)

самоуправления позволяют надежно гарантировать осуществление местного самоуправления в России. Однако только этих гарантий недостаточно, р большое значение имеют гарантии, содержащиеся в Конституции РФ, других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации.

Система гарантий местного самоуправления, содержащихся в ФЗ № 131 и может быть представлена следующим образом: М е

— общие гарантии самоуправления (гарантии-принципы);

— специальные гарантии самоуправления (территориальные, финансово- 0 ЛЛ НН экономические, процессуальные);

— специализированные (гарантии деятельности должностных лиц мест-

е а

"О р

0

1 е

" 5 s

0 ° й

1 s м

ного самоуправления, гарантии осуществления отдельных муниципальных П | Т процедур и т. п.). "g

ш е

Список литературы: н ° g

1. Канищев, В.П. Конституционно-правовые гарантии деятельности органов s 0 § местного самоуправления в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / ° Яр В.П. Канищев. — Хабаровск, 2000. — 163 с. opg

2. Трофимов, М.С. К вопросу о понятии и системе гарантий местного самоуправ- и ления в Российской Федерации // Актуальные проблемы становления гражданского общества в России : материалы региональной науч.-практ. конференции (14—15 ноября §< " ° 2006 г.). — Нефтекамск: НФ БашГУ, 2006. — С. 64-69. е№ §

3. Муниципальное право. — 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. Ю.А. Дмитриева. § 1 ° — М.: Эксмо, 2005. — 1196 с. ЦЙ^

4. Лошкарев, А.В. Правовые гарантии: теоретические проблемы определения понятия и !©0 классификации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.В. Лошкарев. — Краснодар, 2009. — 25 с. s w я

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 // Собр. законо- 127 дательства Рос. Федерации. — 2003. — № 40, ст. 3822. -

6. О ратификации Европейской хартии местного самоуправления : федеральный закон от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1998. — № 15, ст. 1695.

о

References: ^

1. Kanishhev, V.P. Konstitucionno-pravovye garantii dejatel'nosti organov mestnogo samouprav- ^ lenija v Rossijskoj Federacii : dis. ... kand. jurid. nauk / V.P. Kanishhev. — Habarovsk, 2000. — 163 s. |

2. Trofimov, M.S. K voprosu o ponjatii i sisteme garantij mestnogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii // Aktual'nye problemy stanovlenija grazhdanskogo obshhestva v Rossii : materialy regional'noj nauch.-prakt. konferencii (14-15 nojabrja 2006 g.). — Neftekamsk: NF BashGU, 2006. — S. 64-69.

о

3. Municipal'noe pravo. — 3-e izd., pererab. i dop. / pod red. Ju.A. Dmitrieva. — M.: Jeksmo, 2005. — 1196 s.

4. Loshkarev, A.V. Pravovye garantii: teoreticheskie problemy opredelenija ponjatija i klassifikacii : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk / A.V. Loshkarev. — Krasnodar, 2009. — 25 s.

5. Ob obshhih principah organizacii mestnogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii : federal'nyj zakon RF ot 6 oktjabrja 2003 g. № 131-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 2003. — № 40, st. 3822.

6. O ratifikacii Evropejskoj hartii mestnogo samoupravlenija : federal'nyj zakon ot 11 aprelja 1998 g. № 55-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 1998. — № 15, st. 1695.

o

N

А.О. Дерновая, A.O. Dernovaya,

аспирант, Graduate student,

Северо-Кавказский федеральный The North Caucasian federal university

университет helen-sun1@ya.ru

Вопросы общественного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Аннотация: актуальность темы состоит в том, что принятие нового закона, регулирующего кон-

^ трактную систему в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, впервые официально

о; закрепило возможность проведения общественного контроля за процедурами реализации государствен-

ш ных средств. Именно общественный контроль призван стать формой независимой оценки действий

О всех заинтересованных в закупке субъектов и обеспечить наиболее открытое и гласное обсуждение

^ целесообразности и законности наиболее затратных закупок. Уже сегодня существуют и активно

а развиваются общественные организации, которые посредством контроля выявляют закупки по необо-

^ снованной цене, необоснованные продажи, факты установки барьеров для подачи заявок и другие на-

^ рушения, позволяющие необоснованно тратить государственный и муниципальный бюджет. Поскольку

^ данная форма контроля существует сравнительно недолгое время, сегодня важно проанализировать и

^ понять, какие проблемы законодатель оставил без внимания и что в процессе реального использования

^ ограничивает возможности по использованию общественного контроля. Эксперты отмечают, что

а закрепление в законодательстве такой формы контроля уже дало свои результаты, но технические

о; недоработки механизма и противоречия в законодательстве требуют скорейшего устранения. Важно

ш не просто расширять сферы общественного контроля и стимулировать гражданскую активность, за-

конодательно подтверждая их полномочия, но и применять меры по стимулированию их деятельности,

т

^ а также по изменению отношения всех субъектов этих отношений, начиная от заказчика, уполномо-а ченного органа, и заканчивая поставщиком, к данному виду мониторинга. Ведь только вовлеченность

128

общества в реализацию государственных средств и непредвзятость в действиях по проверке закупочных процессов может позволить сделать важный шаг к обеспечению прозрачности и эффективности в работе столь важного института контрактной системы.

Ключевые слова: контрактная система, общественный контроль, мониторинг, общественное обсуждение, общественные организации, принцип открытости и прозрачности.

Questions of social control in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs

Abstract: the relevance of the topic due to the fact that the adoption of a new law governing the contract system of procurement for state and municipal needs first opportunity to formalize conduct public control over the implementation procedures ofpublic funds. It is intended to be a public control form an independent assessment of the actions of all interested in the purchase of subjects and provide the most open and transparent discussion of the appropriateness and legality of the most expensive purchases. Even today there are actively

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.