Научная статья на тему 'Общая характеристика психологического здоровья и его основных критериев'

Общая характеристика психологического здоровья и его основных критериев Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3681
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ЦЕННОСТЬ / СМЫСЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галецкая И.И.

Обоснована актуальность проблемы психологического здоровья, осуществлен анализ соотношения понятий психического здоровья и психологического здоровья. Приведены определение и характеристика психологического здоровья. Обосновано, что психологическое здоровье является воплощением социального, эмоционального и духовного благополучия (как ресурса и состояния) как предиспозиции обеспечения жизненных потребностей, достижения собственных целей, адекватного взаимодействия с людьми, социальным и иным окружением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CHARACTERISTICS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH AND ITS MAIN CRITERIA

The urgency of mental health problem is analyzed. The article discusses relationship between the concepts of mental and psychological health. The concept and characteristics of psychological health are defined. Psychological health is the epitome of social, emotional and spiritual well-being (as a resource and the state), as predisposition of providing necessities of life, achievement of own goals, adequate interaction with people and other social environment.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика психологического здоровья и его основных критериев»

УДК 159.923

общая характеристика

психологического здоровья и его основных критериев

Обоснована актуальность проблемы психологического здоровья, осуществлен анализ соотношения понятий психического здоровья и психологического здоровья. Приведены определение и характеристика психологического здоровья. Обосновано, что психологическое здоровье является воплощением социального, эмоционального и духовного благополучия (как ресурса и состояния) как предиспозиции обеспечения жизненных потребностей, достижения собственных целей, адекватного взаимодействия с людьми, социальным и иным окружением.

Ключевые слова: психологическое здоровье, психическое здоровье, жизненная перспектива, ценность, смысл.

M. M. raneu,Kan 1.1. Haletska

general characteristics of psychological health and its main criteria

The urgency of mental health problem is analyzed. The article discusses relationship between the concepts of mental and psychological health. The concept and characteristics of psychological health are defined. Psychological health is the epitome of social, emotional and spiritual well-being (as a resource and the state), as predisposition of providing necessities of life, achievement of own goals, adequate interaction with people and other social environment.

Keywords: psychological health, mental health, life perspective, value, meaning.

Психическое здоровье и психологическое благополучие являются важнейшими проблемами современности. С одной стороны, как главные составляющие качества жизни, с другой - как критерии уровня развития государства и одновременно факторы его развития. Кроме того, психическое здоровье, опосредствованное психосоматическими связями и психофизиологическими механизмами, образом жизни и поведением, является фактором соматического здоровья.

Несмотря на признание значимости психического здоровья для различных аспектов жизни человека и общественного развития, проблема психического здоровья, как указано в выводах Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в течение длительного времени не получала должного внимания [1; 2]. И даже после того как она приобрела новое звучание, акценты и фокусы внимания нуждаются в конкретизации. Принятые ВОЗ программы и постановления, содержащие анализ проблемы в мире и наметившие главные задачи для ее решения, отмечают необходимость изменения подходов и повышения внимания к 1) лечению психических расстройств, 2) реабилитации лиц с психическими расстройствами, 3) стигматизации и дестигматизации психических расстройств, а также 4) профилактике психических расстройств [3, с.41]. Проблема психического здоровья в системе современных наук имеет два главных аспекта: свойства, особенности, механизмы и закономерности психических расстройств / болезней; свойства, особенности, механизмы и закономерности при отсутствии психических расстройств / болезней в контексте индивидуально-психологических свойств. Определенное, хотя и недостаточное, внимание уделено проблеме формирования психического здоровья и психологического здоровья, в частности. Однако основная масса исследований касается частных аспектов

психического здоровья, его особенностей при тех или иных психических расстройствах, роли определенных психологических факторов. В то же время недостаточное внимание уделено проблеме психологического здоровья, его функциональной организации в структуре психического здоровья.

Такое недостаточное внимание обусловлено рядом факторов. В частности, проблема психического здоровья находится в фокусе интересов и внимания как психиатрии, так и психологии, одновременно педагогики и ряда других отраслей, которые занимаются проблемами общественного развития, что вызывает отсутствие единого понимания и рассогласованность трактовок. Казалось, это должно было бы обеспечивать разноаспектность анализа и получение целостной картины и понимания, на самом деле прослеживается несогласованность и разнонаправленность, а также отсутствие комплексного системного подхода. Необходимость немедленного решения проблем, связанных с психическими расстройствами, да и вопросы социально-психологической адаптации и благополучия таких лиц привлекают к себе внимание в первую очередь. Психологическое же здоровье, как невидимый мир, ярко проявляющийся в случае его повреждения в форме различных расстройств и нарушений, затмевает первоначальную идею необходимости его формирования априори. Этому утверждению можно возразить, приведя в пример разнообразные подходы педагогики и психологии по формированию личности. Но наличие большого разнообразия походов, которые иногда благожелательно списывают на мультипарадигмальность психологии, создает особые проблемы при попытке систематизировать результаты разных исследований и свести все к общему знаменателю.

Появление понятия психологического здоровья в психологии и психиатрии закономерно. Однако, несмотря на

различные дискурсы, это понятие не имеет единой трактовки и устойчивого содержания. Можно выделить три основных подхода к трактовке психологического здоровья в современной литературе: 1) психологическое здоровье и психическое здоровье употребляют как синонимы, не определяя, в чем заключаются различия; 2) психологическое здоровье рассматривается как аналог индивидуально-психологических свойств личности в контексте социально-психологической адаптации, самосознания и субъективного благополучия; 3) психологическое здоровье трактуют как аналог личностной зрелости, своеобразное идеальное гипотетическое состояние совершенства. Дискуссия касается также соотношения психического и психологического здоровья, их соразмерности и автономности [4]. В современной литературе, посвященной проблеме психического здоровья, его критериями считают психологические (личностные) свойства.

«Психологическое здоровье» как научное понятие появляется впервые в гуманистической психологии. В частности, Абрахам Маслоу в «Self-Actualiz-ing People: A Study of Psychological Health» развивает понятие самоактуализации как качества здоровых, хотя не идеальных субъектов. В русскоязычных переводах «Psychological Health» (психологическое здоровье) обозначалось как психическое здоровье, т. е. «Mental Health». Похожая ситуация имела место также в терминологии на украинском («психолопчне здоров'я» vs. «псиич-не здоров'я»), польском («zdrowie psychologiczne» vs. «zdrowiepsychiczne»), а также немецком («Psychologische Gesundheit» vs. «Psychische Gesundheit») языке. И хотя термин «Psychological Health» присутствует в англоязычной научной психологической литературе, его значение не имеет детальной конкретизации. О психологическом здоровье говорит К. Роджерс, описывая полноценно функционирующего человека, критерии психологического здоровья определяет в рамках рационально-бихеви-оральной психотерапии Альберт Эллис. Но тем не менее длительное время этот термин вообще отсутствует в русскоязычной психологической литературе. Хотя, ради справедливости, следует заметить, что и в англоязычной литературе его четкое определение отсутствует, а понятие «психологическое здоровье» иногда употребляется как метафорическое, а не научное. Справедливости ради, нельзя не упомянуть, что и понятие «психическое здоровье» довольно часто применяют как метафору. Вследствие понимания необходимости наличия термина, отличного от термина «психическое здоровье», предлагались, например «проприум» Гордона Оллпорта или более традиционный для русскоязычной литературы термин «личностное здоровье». Основные критерии психологического здоровья, которые сформулированы и описаны К. Роджерсом, А. Маслоу и А. Эллисом, являются чрезвычайно близкими по смыслу понятиями. Общий подход в понимании сущности психологического здоровья касается наличия разумного и постоянного благополучия в своей жизни, способности решения проблем, способности воспринимать свое окружение с относительной свободой от искажения [5, с. 36-37].

В русскоязычной литературе термин «психологическое здоровье» зазвучал благодаря работам Ирины Дубровиной, которая трактует его в более традиционном дискурсе педагогической психологии, определяя различия между психическим здоровьем, основу которого составляет полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов, и психологическим здоровьем, основой которого является развитие личностной индивидуальности. И. Дубровина акцентирует внимание на том, что «сутью психологического здоровья является постепенное осознание и принятие растущим человеком особенностей своего психического развития, своей личности, своей индивидуальности», его важным компонентом является «активная позиция самого ребенка, его заинтересованность в своем психическом и личностном развитии», возможность «опираться на внутренние, личностно осознаваемые и принятые самоориентиры» [6, с. 19]. Резеда Хусаинова определяет психологическое здоровье как сложный феномен, содержащий когнитивно-оценочный компонент биологического, психологического и социального уровней его обеспечения, где исключительная роль принадлежит высшим психологическим формированиям, выполняющим функции организации, регуляции и обеспечения целостности жизненного пути [7, с. 21]. Александр Шувалов рассматривает понятие «психологическое здоровье» как сугубо человеческое измерение, научный эквивалент здоровья духовного, основа которого есть нормальное развитие человеческой субъективности [8, с. 89]. Несмотря на то, что термин «психологическое здоровье» рассматривается как реально существующий, сущность его остается неопределенной. Определение понятия, критериев и структуры психологического здоровья является одной из важных методических и методологических задач современной психологии, решение этой задачи возможно на основании транстеоретического анализа существующих близких за смыслом понятий, определения критериев и построения интегративной модели.

На основании анализа существующих трактовок понятий «психическое здоровье», «психологическое здоровье», а также ряда близких понятий рассматриваем психологическое здоровье как состояние функциональной ресурсности, которое предопределяет способность адаптации к реальным меняющимся условиям и антиципацией возможных последствий и изменений в сочетании с самореализацией и саморазвитием собственной идентичности. Поэтому психологическое здоровье можно рассматривать как проявление и критерий внутренней свободы, которая содержит одновременно ее предельные ограничения как «свободы для» в противовес «свободы от». Главными характеристиками внутренней свободы определяем благоразумие, духовную независимость, самообладание, способность находить, поддерживать и развивать интрапсихическое и интерперсональное равновесие.

Целесообразно рассматривать двухфакторную структуру психического здоровья: структурно-процессуальное психическое здоровье и психологическое здоровье.

Структурно-процессуальное психическое здоровье касается характеристик психических процессов и свойств когнитивной и эмоционально-волевой сфер. Психологическое здоровье является воплощением социального, эмоционального и духовного благополучия (как ресурса и состояния), поскольку является потенциальной предпосылкой обеспечения жизненных потребностей, самодетерминации субъекта, достижения собственных целей, адекватного и оптимального взаимодействия с людьми, социальным и другим окружением. Если структурно-процессуальное психическое здоровье касается механизмов, то психологическое охватывает сущностные свойства ценностно-мотивационной и ноогенной сфер человека, его убеждения, свойства Я и идентичность, а также духовную сферу. Психологическое здоровье является воплощением результатов социализации личности и фактором эффективности этого процесса и индивидуального развития и одновременно определяет особенности социально-психологической адаптации. Адаптация происходит путем объединения неосознаваемого и сознательного моделирования собственного поведения как индивидуальной стратегии и ситуативной тактики для достижения желаемого результата. На формулировку желаемой цели и способов ее достижения влияют внешние и внутренние социальные регуляторы. Внешними социальными регуляторами являются нормы поведения, правила, требования, пожелания и ожидания относительно поведения. Внутренние социальные регуляторы - интересы, потребности, ценностные и смысло-жизненные ориентации в совокупности определяют жизненные цели, критерии оптимума социальной адаптации и индивидуально приемлемые способы и формы социальной адаптации. Психологическими факторами особенностей социальной адаптации являются психологические свойства личности, индивидуальные когнитивные стили обработки информации, копинг-стратегии, способы и тенденции эмоционально-поведенческого реагирования в зависимости от социальной адаптации.

Адаптируемость является определяющим критерием психологического здоровья и проявляется не только в объективно диагностированной ситуации равновесия, субъективном чувстве удовлетворенности социальной ситуацией, но и предполагает отсутствие негативных эмоционально-поведенчески-личностных последствий в будущем и личностное развитие. Социальная адаптация - сложная система интегрально связанных реципрокными связями подсистем, любое изменение в любой из которых оказывается реакциями каждой из составляющих, которая может иметь положительное, отрицательное или нейтральное влияние на особенности и эффективность адаптации. Социальная адаптивность является критерием психологического здоровья, а социальная адаптация - процессом формирования психологических качеств, которые определяют уровень и степень социальной адаптированности. Психологическое здоровье, к сфере которого относятся потребности, ценностные ориентации, интересы, чувства, ментальность, идентичность, смысло-жизненные ориентации, чувство

когеренции, самоактуализация, Я-концепция, отражает уровень способности человека к реализации и развитию собственного потенциала, а также потенциал и ресурс-ность социальной адаптации.

Психологическое здоровье является проблемой национальной безопасности. Проблемой столь несомненной, сколь и неоднозначной. Национальная безопасность как «защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства» является предис-позиционным условием устойчивого развития общества. Как основные объекты национальной безопасностивысту-пают «человек и гражданин - их конституционные права и свободы; общество - его духовные, морально-этические, культурные, исторические, интеллектуальные и материальные ценности, информационная и окружающая среда, а также природные ресурсы; государство - его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность и неприкосновенность» [9]. Психологическое здоровье является залогом субъектности человека в вопросах, касающихся национальной безопасности, основой для развития всех сфер общественной жизни, определяет потенциал сообщества и его способность к активной причастности к конструктивному развитию социально-экономической системы. Специфика смысложизненных ориентаций личности как один из главных компонентов психологического здоровья определяет структуру и организацию ценностных ориентиров общества и в то же время детерминирует общий фон и настроения по векторам перспективного развития. Сложно обойти признание того, что уровень психологического здоровья предопределяет способность к критическому и рациональному анализу. Критический анализ социально-экономической ситуации в государстве, особенно в случае низкого уровня экономического развития, отсутствия чувства стабильности и защищенности у граждан, формирует предпосылки к изменению поведения и появления новых общественных тенденций, в идеальном варианте направленных на реформирование, реорганизацию, переориентацию путем демократических реформ. Другой аспект высокого уровня психологического здоровья, который предусматривает наличие жизненной перспективы развития собственного потенциала и ответственной реализации собственной жизни, формирует вероятность игнорирования национальной идеи вообще или поиска возможностей самореализации в условиях других социально-экономических реалий путем эмиграции. И здесь особенно ярко проявляются противоречия между концепцией человека как цели социальной политики, человека как объекта социальной политики и как ее субъекта (ресурса) [10, с.162]. Когда психологическое здоровье рассматривается в аспекте национальной безопасности, невольно возникает вопрос «Психологическое здоровье для национальной безопасности, или национальная безопасность для психологического здоровья?». Такая постановка проблемы созвучна теории Сил-ванаТомкинса [11, с. 355-356], который задается вопросом «Человек для ценностей или ценности для человека? Является ли человек по своей природе мерилом всего, целью самого себя, активной, творческой, думающей, лю-

бящей силой или же должен реализовывать себя только путем борьбы с чем/кем, в служении идеальной сущности, которая практически не зависит от человека? С. Томк-инс утверждает, что выбор ответа зависит от ориентации на консерватизм или либерализм, которая, согласно теории полярности и теории скриптов, формируется путем инкорпорации нормативности либо гуманистичности. Эти личностные качества можно соотнести с уровнем автономности и самодетерминации, которые, согласно современным гуманистическим концепцям являются важными критериями психологического здоровья. В то же время автономия и самодетерминация как предиспозиции нонконформизма и либерализма предполагают изменение стереотипных традиций, что может быть интерпретировано как угроза национальной безопасности. Преобладание чувства беспомощности и бессмысленности, низкий уровень самоэффективности удобно для манипулирования и формирования желаемого общественного мнения и желаемого поведения. В тоталитарных и авторитарных обществах, где все стороны общественной и индивидуальной жизни жестко регламентированы, психологическое здоровье может реально представлять угрозу безопасности национальному тоталитаризму. Вследствие этого можно ожидать либо смещение акцентов на менее либерально сопричастные аспекты проблемы психологического здоровья, либо искажение критериевего оценки.

Итак, нами предложена двухфакторная модель психического здоровья, включающая два компонента: структурно-процессуальное и психологическое здоровье. Психологическое здоровье является воплощением результатов социализации личности и фактором эффективности этого процесса и индивидуального развития одновременно. Успешность адаптации зависит не столько от особенностей и объективных свойств ситуации, сколько от особенностей и наличия индивидуальных ресурсов, адекватности и эффективности стратегий их применения: способность к адаптации является инстинктом собственной жизни и приобретенными навыками одновременно. Системой отсчета когнитивной оценки является индивидуальная система ценностей и убеждений. Убеждение и ценности формируются в процессе социализации индивида, его адаптации к социальным нормам и требованиям и как своеобразный итог всего жизненного опыта. Индивидуальное развитие является осью, вокруг которой вращаются мысли и чувства, определяя поведение и отношение к окружающему миру. Психологическое здоровье является воплощением социального, эмоционального и духовного благополучия (как ресурса и состояния), поскольку это ведущая потенциальная предпосылка обеспечения жизненных потребностей по активному образу жизни, достижения собственных целей, адекватного и оптимального взаимодействия с людьми, социальным и другим окружением. Психологическое здоровье является воплощением последствий социализации и фактором эффективности этого процесса и индивидуального развития одновременно. Формирование индивидуальных ценнос-

тей и целей находится, с одной стороны, под влиянием меняющихся жизненных реалий, с другой - определяя желаемые представления о будущем, двигателем и определяющим ориентиром изменений. Индивидуальные ценности как мотивационные цели определят ориентиры и фокусы жизненной перспективы личности, одновременно имплицитно сформируют предиспозицию векторам общественного развития.

1. Mental health: facing the challenges, building solutions: report from the WHO European Ministerial Conference. Report from the WHO European Ministerial Conference. - World Health Organization, 2005. 199 p. URL: http://www.euro.who. int/_data/assets/pdf_fi le/0008/96452/E87301 .pdf (дата обращения 25.11.2014).

2. Psychological health and well-being: A new ethos for mental health A report of the Working Group on Psychological Health and Well-Being / ed. P. Kinderman, S. Tai. The British Psychological Society, 2009. - 34 p.

3. Моюеенко P. O., Терещенко О. В., Марценковсь-кий I. А. Охорона печного здоров'я дтей в умовахекон омлчноТкризи: де як проблеми ташляхи Тх розв'язання // Здоров'я УкраТни. 2010. № 3 (14). С. 41-43.

4. Завгородня О. В. Проблема психолопчного здоров'я : спроба теоретичного аналiзу // Практична пси-холопя та со^альна робота. 2007. № 1. С. 55-60.

5. Галецька I., Влох I. П^чне здоров'я vs. психолопчне здоров'я: стввщношення понять // Психолопчы ас-пекти стигматизацп та реабттацп. Львiв: Видавництво Романа Романка, 2007. С. 35-59.

6. Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. C. 17-21.

7. Хусаинова Р. М. Зависимость психологического здоровья учителя от возраста и стажа педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2006. 26 с.

8. Шувалов А. Психологическое здоровье человека // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 4 (15). С. 87-101.

9. Закон УкраТни «Про основи нацюнальноТ безпе-ки УкраТни» вщ 19.06.2003 № 964-IV. URL: http://www. zakon2.rada.gov.ua/laws/show/964-15 (дата обращения 25.11.2014).

10. Григорьева И. Современная социальная политика: возможности и ограничения. СПб.: ЛГУ им. А. Пушкина, 2011. 304 с.

11. Exploring affect : the selected writings of Silvan S. Tomkins / ed. by E. V. Demos. New York : Cambridge University Press, 1995. 510 p.

© Галецкая И. И., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.