Общая характеристика пригородной зоны малого сибирского города... ББК 63.3(2)531
Д.С. Дегтярев
Общая характеристика пригородной зоны малого сибирского города второй половины XIX -начала XX в. (на примере Бийска)
D.S. Degtyarev
The Characteristic of Suburb Area in Siberian Town since the 2nd Half of the XIXth to the Beginning of the XXth Centuries (on the Example of Biysk)
В современной исторической урбанистике разработка проблем, связанных с историей пригорода, является перспективным направлением научного поиска. Предпринята попытка дать комплексное описание пригорода одного из малых сибирских городов конца XIX - начала XX в. - Бийска. Отрабатывается возможная схема изучения пригорода как исторического явления.
Ключевые слова: Западная Сибирь, городское пространство, пригород.
The study on the history of suburbs is one of the most perspective problems in modern urban history. The author attempts to create complex description of suburbs in one of Siberian towns at the end of XIXth - the beginning of XXth centuries. This article includes one of possible ways to explore suburb as a phenomenon of history.
Key words: Western Siberia, urban area, suburb.
В современной исторической науке междисциплинарный подход стал одним из основных источников расширения поля исследования и формирования новых научных подходов. В результате возникают новые пограничные дисциплины, к числу которых относится и историческая урбанистика. В частности, одно из направлений, разрабатываемых историками города, - это изучение феномена городского пространства. До сих пор нет однозначной трактовки того, что это такое, в рамках каждого научного подхода используется свое определение. В частности, в рамках геокультурного подхода городское пространство рассматривается как результат взаимодействия естественной среды и социума; это часть географического пространства, измененная городским сообществом для выполнения определенных социальных функций. И в связи с этим выделяется пригородная зона как особая часть городского пространства, географически отделенная от основного массива городской застройки. При этом пригород выполняет часть городских функций. С этих позиций нам бы и хотелось рассмотреть вопрос о существовании пригорода у сравнительного небольшого городского поселения дореволюционной Сибири, каким являлся город Бийск.
Несмотря на то, что история Бийска уже не раз становилась предметом пристального изучения, прошлое этого города исследовано еще не полностью. В частности, пока практически не раскрыта тема, связанная
с пространственной составляющей развития Бийска, в том числе и вопрос о пригородах. Некоторые сведения по этому поводу приводятся в наиболее полном труде по дореволюционному Бийску, выпущенном в 2009 г. - «Очерки истории города Бийска (вторая половина XIX - начало XX века)», авторами которого являются Ю.М. Гончаров и А.В. Литягина [1]. Продолжая данное направление, мы предлагаем рассмотреть такой феномен, как бийский пригород.
Основной источниковой базой нашего исследования стали материалы, хранящиеся в Государственном архиве Алтайского края, в фондах №54 «Податной инспектор 1 участка Бийского уезда», №170 «Бийское уездное полицейское управление», №174 «Бийская городская управа» и №175 «Бийская городская дума», а также уникальные планы старого Бийска, хранящиеся в фондах Бийского государственного краеведческого музея им. Бианки. На основании этих данных нам удалось реконструировать целостную картину развития городского пространства дореволюционного Бийска.
Методика изучения пригородной зоны разработана нами в процессе изучения истории Барнаула в этот же период и состоит из следующих частей:
1. Определение границ городского пространства и границ пригородной зоны в динамике.
2. Выявление наибольшего числа объектов, находившихся в пригородной зоне и их классификация.
3. Определение основных функций, выполняемых этими объектами, и выявление функций пригорода в целом.
4. Определение роли пригорода в жизни данного городского поселения.
Далее предложенную схему мы попытались апробировать на материале другого городского поселения. Таким образом, данная статья является изложением результатов этого научного опыта.
Итак, город Бийск к 1861 г. представлял собой небольшое поселение, выполнявшее в основном административные и военные функции, а также являвшееся центром транзитной торговли с Китаем. Его население в 1858 г. составляло 3769 чел. [2, с. 231]. В дальнейшем, по мере роста капиталистических отношений в экономике Сибири торговая функция постепенно приобрела значение главной функции Бийска, а военное и административное значение города несколько снизилось. Также в Бийске стали активно развиваться промышленность и транспорт. Все это привело к росту населения, хотя этот рост и не был столь значительным. Так, в 1897 г. в городе проживало уже 17213 чел., в 1910 г. - 27938 чел., а в 1917 г. -25302 чел. [2, с. 231, 291]. Одновременно росла и территория, занятая городской застройкой. Границы Бийска смещались на запад, северо-запад и юг [3, с. 64]. Несколько иная ситуация наблюдалась с динамикой изменений земельного фонда города. До 1876 г., когда в Сибири было введено Городовое положение, Бийск пользовался землей, предоставленной ему Кабинетом его императорского величества (далее - Кабинет). В городской надел в 1858 г. входило 4312 десятин, в том числе в городской черте - 366 десятин (остальная земля составляла выгон и являлась пригородом) [1, с. 93]. После наделения городов собственной землей земельный фонд резко сократился. По одним данным, Бийску оставили только 254 десятины, по другим - 380 десятин 1750 кв. саженей (разночтения могут быть связаны с тем, что в первом случае были учтены только реально застроенные земли, т.е. усадебная часть) [4, л. 86]. В результате весь бийский пригород оказался не на городской земле, а на кабинетской. Такое положение дел сохранялось до 27 января 1901 г., когда Сенат одобрил Высочайшее распоряжение о даровании городам Алтайского округа выгонной земли. Бийску достались в дар 5272 десятины, что превышало прежний выгон и охватывалось весь пригород [4, л. 63]. После 1901 г. пригородная зона Бийска полностью располагалась на городских землях, тогда как в крупных городах округа (Барнаул и Новониколаевск) пригород был поделен между городом и Кабинетом.
Состав объектов бийского пригорода был довольно разнообразным. Среди наиболее крупных и значимых можно выделить следующие группы: жилые поселения (предместья, заводские поселки и промышленные купеческие заимки), пристани, промышленные зоны,
загородные дачи, женский монастырь, отдельные городские объекты. Также в пригороде располагались сельскохозяйственные угодья (выгон, сенокосы и огороды бийчан).
Жилые пригородные поселения, или предместья были обычным явлением для сибирских городов того времени. Самое большое бийское предместье - Заре-ченское - первоначально было нелегальным поселением. Территориально предместье охватывало местность за рекой Бией к юго-востоку от основного массива Бийска, занимая долину Бии и луга до леса. Чуйский тракт проходил по западной окраине предместья, а его старейшая часть находилась примерно напротив современных переулков Ручейного и Табунного. С момента передачи кабинетских земель городу начался процесс превращения Заречья из пригородного поселения в часть основной территории Бийска. Окончательно он завершился к 1907 г., когда был разработан и принят на заседании городской думы план урегулирования городского поселения в Заречной части [5, л. 10]. Еще одно предместье находилось к северо-западу от Бийска и носило название Мочищенское (от слова «мочище» - болото). Это поселение располагалось к северо-западу от Казанки (современный район Бийска Мочище) и состояло из 45 кварталов, образующих 7 улиц и 5 переулков [3, с. 64]. К началу XX в. относится возникновение еще одного пригородного поселения, получившего название Зеленый Клин. Оно располагалось на правом берегу Бии, ниже города и частично занимало затопляемую пойму. По одной из версий, Зеленый Клин вырос из временного поселения огородников, которое существовало еще в конце XIX в. (на плане 1886 г. обозначено как квартал №300) [6]. В 1907 г. это было уже постоянное поселение, а к началу 1910-х гг. тут разместились некоторые промышленные предприятия (паровая мельница Е.Г. Морозовой, воскобойный завод братьев Суховых, лесопильный завод Бийского торгово-промышленного товарищества, мыловаренный завод Пермякова) [7, л. 32-34]. Кроме промышленных предприятий, тут находилось еще несколько заимок. Вплоть до 1917 г. Зеленый Клин числился как отдельная местность, находящаяся в составе городских земель. Сложно сказать, к какому типу пригородных поселений (предместье или заводской поселок) нужно отнести Зеленый Клин. Скорее всего, это было многофункциональное поселение наподобие Подглядена в Барнауле.
Следующая категория пригородных поселений -это заводские поселки, т.е. такие постоянные поселения, которые образовались вокруг крупного промышленного предприятия, расположенного за пределами основного массива городской застройки. В пригороде Бийска можно выделить несколько таких поселков, а именно поселок при льнопрядильной фабрике братьев Бородиных, поселок при винокуренном заводе Рыбакова, поселок при казенном винном складе, по-
Общая характеристика пригородной зоны малого сибирского города.
селок при паровом кирпичном заводе А.П. Кашина и Я.Г. Наруск и поселок при кожевенном заводе
Е.Г. Морозовой. Крупнейшим было поселение при фабрике торгового дома «Братья Бородины».
Еще одну категорию пригородных поселений составляют промышленные купеческие заимки, которые отличаются от заводских поселков лишь меньшими размерами и обязательным наличием купеческого дома рядом с промышленным предприятием. В районе Бийска таких заимок было немало. В качестве примера можно привести заимки при кожевенных заводах Ракина, Кузнецова и Постовалова, при мыловаренном заводе Новоселова или при чугунно-литейном заводе Яговцева [8, л. 22об.-23]. В целом нужно сказать, что купеческие промышленные заимки являлись своего рода зародышами будущих заводских поселков.
Особую группу составляли пароходные пристани и зимовки. Значительная часть пристаней находилась непосредственно в городе, в пригороде располагалась лишь часть их. Крупнейшей была пристань пароходства Е.М. Мельниковой, находившаяся ниже города по Бии. В адресной книге за 1910 г. указано, что на этой пристани проживет 19 чел. Также рабочие и матросы проживали на пристани пароходства Корнилова и на Казенной лесной пристани [9].
В пригород Бийска была вынесена и почти вся имеющаяся в городе промышленность. Предприятия размещались по пригороду неравномерно, но отнюдь не хаотически. На размещение промышленных предприятий влияли два важных фактора: природные условия (наличие воды, удобных подъездных путей, источников сырья) и политика городских властей. В пригороде Бийска нам удалось выделить 4 участка, на которых концентрировались промышленные предприятия. Самой большой площадкой была западная. Она располагалась как в долине Бии, так и на возвышенности, к западу от Форштадта, к северу от Зеленого Клина и к юго-западу от Казанки. В ее состав входило несколько десятков предприятий, в основном небольшого размера. Крупнейшими тут были винокуренный завод Рыбакова, казенный монопольный винный склад и городская скотобойня. Остальные промышленные зоны имели гораздо меньшие размеры. Так, своя площадка находилась в районе Казанки. Здесь, в частности, располагался основной район кирпичного производства (13 кирпичных заводов, в том числе паровой). Подобная же площадка находилась на северо-восточной окраине Бийска, в 1-й части, в местности у Кузнецкого взвоза. Тут располагались 10 маслозаводов, 5 кирпичных заводов, воскобойня и 8 кузниц [10, л. 1-110]. Четвертая площадка находилась за рекой. В ее состав входило крупнейшее предприятие города - льноткацкая фабрика братьев Бородиных и 3 кирпичных завода. Вдоль течения реки Бии ниже города впритык к Зеленому Клину находилась складская зона с участками под нефтебазу
торгового дома «Братья Нобель» и под склады товарищества «Волга» [8, л. 22об.-23]. Итак, пригород был местом концентрации значительной части бийской промышленности всех существовавших в городе отраслей. Отдельно следует сказать о том, что в 1915 г. к западу от города появилась железнодорожная станция Бийск Алтайской ж.д. с депо и небольшим поселком железнодорожников.
В пригороде Бийска располагалось и еще одно поселение особого типа - Бийский Тихвинский женский монастырь. Он находился восточнее города, выше по течению Бии. Первая община монахинь возникла здесь в 1894 г., с 1900 г. образован монастырь. Монастырь обладал собственным земельным фондом (около 29 десятин) [11, с. 92-93]. Кроме того, для осуществления сельскохозяйственного производства в 1914 г. монастырю было выделено до 300 десятин земли [11, с. 98-99].
В пригороде находилось также значительное количество отдельных городских объектов. Так, в составе западной промышленной площадки располагалась городская скотобойня со скотопригонным двором. В этом же районе, но западнее, прямо над складами торгового дома «Братья Нобель», находился участковый переселенческий пункт. К северу от Бийска, на горе у Барнаульского взвоза, находились стрельбище и плац Бийского воинского гарнизона. В том же районе располагалось и крупнейшее православное кладбище города.. Наконец, именно в пригороде были размещены городские свалки бытовых отходов. Постановлением городской думы от 18 ноября 1902 г. было определено 3 места для свалок: в городской части у Кузнецкого взвоза, в дальнем овраге (рядом с промплощадкой); за Форштадтом, подле горы по направлению вглубь островка, против завода Ракина (около западной промзоны) и в Заречной слободке близ озерка у канавы [12, л. 137]. Размещение свалок в пригороде было характерно для всех сибирских городов.
И, наконец, немаловажной частью бийского пригорода были аграрные земли, использовавшиеся для пригородного сельского хозяйства. Помимо выгонов для пастьбы скота, это были сенокосы и огороды. Так, в 1891 г. горожане арендовали под сенокосы 16 участков земли, в 1892 г. - уже 18 участков [13, л. 27об.-28об.]. Огородничество было также широко распространено в Бийске. Особенностью Бийского региона было то, что здесь с давних пор выращивался табак. В 1891 г. имелось в восточной части Бийска и на Казанке 112 табачных огородов, в 1892 г. - 90 участков, в 1898 г. - 99 участков [14, л. 56об.-68об.].
Таким образом, пригородная зона Бийска в конце XIX - начале XX в. включала в себя огромное количество разнообразных объектов - от крупных заводских поселений до сенокосов и огородов. Исходя из этого можно выделить следующие функции, выполнявши-
еся бийским пригородом, и выявить основные очаги их локализации (табл.).
Функции пригородной зоны Бийска
Функция Основные объекты, ее выполняющие
Промышленная заводские поселения, промышленные купеческие заимки, промышленные зоны
Аграрная сенокосы, выгон, огороды
Селитебная предместья, заводские поселки, заимки, жилые пристани, монастырь
Транспортная пристани, ж.д. станция
Административная переселенческий пункт
Культурная (религиозная) монастырь, кладбища
Рекреационная и санационная свалки, дачи и заимки
Итак, в результате проведенного исследования нам удалось установить следующее:
1. Бийск во второй половине XIX - начале XX в. обладал обширной пригородной зоной, размеры которой варьировались, достигая 5200 десятин.
2. В составе пригородной зоны Бийска находилось несколько десятков разнообразных объектов, в том числе такие значимые, как предместья, заводские поселки, многочисленные промышленные предприятия, пристани, женский монастырь.
3. Основными городскими функциями, которые были частично вынесены в пригород, являлись промышленная, селитебная и транспортная, в меньшей степени - аграрная и культурно-религиозная.
4. Пригородная зона играла значительную роль в жизни Бийска, являясь местом проживания значительной части бийчан, а также размещения почти всей городской промышленности.
5. Пригородная зона Бийска в основных чертах была похожа на пригород Барнаула того же времени. На основании этого можно сделать вывод о наличии некоторых общих признаков, присущих пригородным зонами западносибирских городов. К их числу мы относим превышение площади пригорода над площадью основной городской застройки, многообразие и большое количество объектов пригородной зоны, выполнение пригородом ряда важнейших городских функций.
Сделанные нами выводы позволяют проводить дальнейшие исследования в области истории пригородов на материале других сибирских городов второй половины XIX - начала XX в.
Библиографический список
1. Гончаров Ю.М., Литягина А.В. Очерки истории города Бийска (вторая половина XIX - начало XX века). - Барнаул, 2009.
2. Скубневский В.А., Гончаров Ю.М. Города Западной Сибири во 2-й половине XIX - начале XX века. Экономика. Население. Застройка и благоустройство. - Барнаул, 2007.
3. Степанская Т.М. Архитектура Алтая. - Барнаул, 2006.
4. Государственный архив Алтайского края (ГААК). -Ф. 174. - Оп. 1. - Д. 513.
5. ГААК. - Ф. 175. - Оп. 1. - Д. 20.
6. План города Бийска, утвержденный Томским губернатором в 1886 г. (оригинал хранится в фондах БГКМ им. Бианки).
7. ГААК. - Ф. 54. - Оп. 1. - Д. 4.
8. ГААК. - Ф. 54. - Оп. 1. - Д. 8.
9. ГААК. - Ф. 170. - Оп. 1. - Д. 956.
10. ГААК. - Ф. 174. - Оп. 1. - Д. 232.
11. Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII - начало XX века). - Барнаул, 1997.
12. ГААК. - Ф. 174. - Оп. 1. - Д. 30.
13. ГААК. - Ф. 174. - Оп. 1. - Д. 182.
14. ГААК. - Ф. 174. - Оп. 1. - Д. 195.