UDC/УДК 343.13
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ
ПРАВОСУДИЯ, СОВЕРШАЕМЫХ В ДОСУДЕБНЫХ
СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Селиванова А.В., магистрант Российский государственный университет правосудия (Центральный филиал), Россия, г. Воронеж.
Аннотация: В статье анализируются определенные составы преступлений против правосудия, совершаемые на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Авторы рассматривают структуру исследуемых составов для правильной и точной квалификации преступлений против правосудия.
Ключевые слова: уголовное судопроизводство, досудебная стадия, состав преступления, против правосудия.
GENERAL DESCRIPTION OF CRIMES AGAINST JUSTICE,
COMMITTED IN THE PRE-TRIAL STAGES OF CRIMINAL
JURISDICTIONS
Selivanova A.V., master student the Russian State University of Justice (Central
Branch), Russia, Voronezh
Annotation: the article analyzes certain elements of crimes against justice committed at the pre-trial stages of criminal proceedings. The authors consider the structure of the studied compositions for the correct and accurate qualification of crimes against justice.
Key words: criminal proceedings, pre-trial stage, corpus delicti, against justice.
Преступления против правосудия являются наиболее опасными для гражданского и демократического общества, так как данная категория преступлений направлена против самой сути государства, которое выступает не только базисом, но и гарантом правового поля Российской Федерации. При нарушении процесса отправления правосудия происходит деконструкция правового государства и подрыв регулирования общественной жизни, что в дальнейшем может привести к очень сложным и негативным явлениям в обществе и государстве.
Судебная система Российской Федерации является независимой структурой и ветвью государственной власти, в исключительной компетенции которой находится отправление правосудия на территории государства. Данная система является единственным субъектом государственной власти и является гарантом закона и порядка в сфере правосудия.
Исключительность заключается в том, что только Суд РФ может принимать решения по уголовным, гражданским, административным и конституционным вопросам. Таким образом, только судебная система РФ является правовым «ядром», которое должно бережно охраняться от любых посягательств и иных внеправовых деструктивных явлений [1, с. 24].
Судопроизводство и вынесение законного и обоснованного решения, есть правовой вектор бытия рассматриваемого органа государственной власти. Данный вектор раскрывается как посредством материального права, так и процессуального, что означает сложную и многоуровневую деятельность, в которой недопустимы ошибки и неточности. Процесс должен быть объективным и открытым для понимания и участия субъектов права, которые в силу законодательства имеют право и обязаны принимать в нем участие. Таким образом, можно утверждать, что совершение преступлений против правосудия является деятельностью, которая направлена на подрыв государственного строя и общественного устройства, что, разумеется, недопустимо и должно караться строго в соответствии с нормами уголовного права РФ.
Судебное производство и разрешение уголовного дела по существу предваряет процессуальная деятельность органов предварительного расследования по делам публичного и частно-публичного обвинения.
Процессуальная деятельность органов предварительного расследования во взаимодействии с иными государственными органами и должностными лицами, которые осуществляют оперативно-розыскные мероприятия, направлена на создание правовых условий и предпосылок, для вынесения законного, обоснованного и справедливого судебного решения по конкретному делу.
Существует ряд актуальных проблем в рамках рассматриваемой темы, а именно: Проблемы организации и осуществления правосудия по уголовным делам, Вопросы защиты прав и свобод субъектов отправления правосудия, Вопросы защиты прав и свобод личности от незаконного и необоснованного уголовного преследования.
Данные проблемы являются фактической предтечей в рамках преступлений против правосудия, совершаемых на досудебных стадиях. Существование указанных проблем, является правовой реальностью, которая создает возможность для преступников и препятствует полноценному отправлению правосудия, что порождает в свою очередь конкретно-определенные составы преступлений, которые, как уже говорилось ранее, являются деконструирующими саму сущность государства и его полноценного существования, в рамках
построения правового и демократического образования.
Проблема противодействия преступлениям против правосудия на данный момент является приоритетным направлением в деятельности государства в сфере борьбы с преступностью, так как это нарушает механизм наказания и обвинения действительно виновных лиц. В подтверждение данного тезиса можно указать на ежегодное послание Федеральному Собранию, текущего президента РФ, который выступает гарантом Конституции РФ. В рамках данного послания В.В. Путин указал на необходимость новых подходов в работе надзорных, контрольных и правоохранительных органов [2].
Прежде, чем переходить к уголовно-правовому анализу отдельных норм, необходимо дать общую характеристику преступлений против правосудия. Так как, не имея общего представления об этой отдельной группе преступлений, нельзя перейти к рассмотрению конкретных составов преступлений.
Общая уголовно правовая характеристика преступлений против правосудия позволяет выделить основные черты элементов состава.
Основным объектом преступлений данной группы выступают интересы государственной власти, установленный порядок правосудия, т.е. интересы правосудия.
Объективной стороной большинства составов, входящих в орбиту исследования, является деяние в форме действия (привлечение заведомо невиновного лица к уголовной ответственности, принуждение к даче показаний и т.д.), но иногда может осуществляться и в форме бездействия.
Субъектом изучаемых преступлений выступает по большинству составов физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Однако в некоторых случаях предусматривается совершение анализируемых деяний специальным субъектом, т.е. должностным лицом или иным лицом, которое в силу своих профессиональных обязанностей является субъектом правосудия.
Субъективную сторону характеризует вина в форме умысла, как правило прямого.
К основным составам преступлений против правосудия, совершаемых на досудебной стадии, следует отнести ст.ст. 294, 295, 2981, 299, 300, 301, 302, 303,304, 306, 307, 308, 309, 310, 311, 312 УК РФ.
Рассмотрим некоторые из перечисленных составов.
Объектом состава статьи 294 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования» являются общественные отношения в сфере установленного
порядка осуществления правосудия, а также предварительного расследования.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 294 УК РФ, заключается в совершении только активных действий, которые выражаются во вмешательстве (воздействии) в какой бы то ни было форме (вторжение в чьи-либо дела, отношения, деятельное участие в них) в деятельность по осуществлению правосудия судьями или присяжными заседателями, с тем чтобы воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению судебного дела.
Субъективная сторона данного преступления может выражаться только в прямом умысле.
Субъект преступления общий. Им может быть только физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Объектом преступления, предусмотренного статьёй 303 УК РФ. «Фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности» является установленный законом порядок осуществления правосудия и предварительного расследования, а также порядок формирования доказательственной базы по гражданским и уголовным делам.
Объективная сторона выступает деяние в виде фальсификации доказательств.
Субъективную сторону составляет прямой умысел. Субъект данного состава специальный, проявляющийся в двух разновидностях:
1) по части 1 статьи 303 специальным субъектом является лицо, участвующее в деле либо его представитель.
2) по части 2 - дознаватель, следователь, прокурор, защитник [3, с. 164].
Основным объектом преступления, квалифицируемого по статье 307 УК РФ «Заведомо ложный донос» являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда при производстве по уголовным делам, а дополнительным - отношения, обеспечивающие честь и достоинство гражданина, его свободу и неприкосновенность [3, с. 92].
Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в активных действиях, направленных на доведение до сведения правоохранительных органов заведомо ложной информации о не имевшем место в действительности преступном поведении человека.
Субъектом данного преступления может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона заключается в прямом умысле, о чем
свидетельствует указание в диспозиции нормы на заведомость ложного доноса о преступлении.
Основным объектом преступного посягательства, предусмотренного ст. 308 УК РФ «Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний» выступают общественные отношения, регулирующие нормальную деятельность суда и органов предварительного расследования.
Объективная сторона состава исследуемого преступления проявляется в бездействии лица, вызванного в суд в качестве свидетеля или потерпевшего, обязанного давать показания.
Субъективная сторона состава преступления выражается только в прямом умысле.
Субъект преступного посягательства специальный - вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, вызванное в качестве свидетеля или потерпевшего и обязанное давать показания.
Стоит отметить, что каждая из приведенных выше статей является основой для написания целых научных работ и по многим из них ведутся академические споры. Так что охватить все указанные составы в полном объеме представляется затруднительным, так как цель данной статьи - отразить только некоторые составы преступлений против правосудия.
Таким образом, нами был рассмотрен ряд составов преступлений против правосудия на досудебной стадии. Данные составы характеризуются, прежде всего, тем, что они имеют место только в рамках досудебного процесса дознания, следствия и подготовки доказательственной базы в ходе деятельности правоохранительных органов.
Библиографический указатель:
1. Волошина, О.П. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственных преступлений против правосудия, совершаемых в отношении свидетелей и потерпевших: автореф. канд. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Волошина О.П. - М., 2010. - 24 с.
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 // Российская газета. - 2014. - № 278. - от 05.12.
3. Гарипов, Т.И. О содержании понятия фальсификации доказательств по уголовному делу / Т.И. Гарипов // Евразийский юридический журнал. - 2015. - №2 (81). - С. 164-167.
Bibliography:
1. Voloshina O. p. Criminological characteristics and prevention of
violent crimes against justice committed against witnesses and victims: author. kand. dis. ... kand. the faculty of law. Sciences: 12.00.08 / Voloshina O. P. - M., 2010. - 24 p.
2. The message of the President of the Russian Federation Federal Assembly from 04.12.2014 // "Russian newspaper", No. 278, 05.12.2014.
3. Garipov T. I. On the content of the concept of falsification of evidence in a criminal case / // Eurasian legal journal. - 2015. - № 2 (81). - P. 164-167.