Научная статья на тему 'ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ'

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
255
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллект / способности / формы / задачи / модель / intelligence / abilities / forms / tasks / model

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алиева М.А.

В статье говорится о интеллекте и его способностях. О трех формах интеллектуального поведения. Еще о том, что все факторные модели интеллекта можно разбить на четыре основные группы по двум биполярным признакам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Алиева М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CHARACTERISTICS OF INTELLECTUAL ABILITIES

The article talks about intelligence and its abilities. About three forms of intellectual behavior. Another point is that all factorial models of intelligence can be divided into four main groups according to two bipolar signs.

Текст научной работы на тему «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

УДК 159.9

Алиева М.А. студент

5 курс, факультет психологии Дагестанский Государственный Университет, филиал г. Кизляр

Научный руководитель: Шарбузова Х.А., к.п.н.

доцент Россия, г. Кизляр

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ

Аннотация: В статье говорится о интеллекте и его способностях. О трех формах интеллектуального поведения. Еще о том, что все факторные модели интеллекта можно разбить на четыре основные группы по двум биполярным признакам.

Ключевые слова: интеллект, способности, формы, задачи, модель.

Alieva M.A student

5th year, faculty of psychology Dagestan State University, a branch of Kizlyar Scientific supervisor: Sharbuzova H.A., C.Ph.S.

associate professor Russia, Kizlyar

GENERAL CHARACTERISTICS OF INTELLECTUAL ABILITIES

Annotation: The article talks about intelligence and its abilities. About three forms of intellectual behavior. Another point is that all factorial models of intelligence can be divided into four main groups according to two bipolar signs.

Key words: intelligence, abilities, forms, tasks, model.

Интеллект (от лат. intellectus -- понимание, познание) - в широком смысле, совокупность всех познавательных функций индивида. В более узком смысле - мышление, высший познавательный процесс. За рубежом интеллект часто отождествляют с одаренностью. Основным критерием выделения интеллекта как самостоятельной реальности является его функция в регуляции поведения. Когда говорят об интеллекте как некоторой способности, то в первую очередь опираются на его адаптационное значение для человека и высших животных. Интеллект, как полагал В. Штерн, есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Приспособительный акт (по Штерну) - это решение жизненной задачи, осуществленной посредством действия с мысленным ("ментальным") эквивалентом объекта, посредством "действия в уме". Благодаря этому

решение некоторой проблемы субъект осуществляет здесь и теперь без внешних поведенческих проб, правильно и одноразово: пробы, проверка гипотез осуществляются во "внутреннем плане действия". При интеллектуальном акте доминирует, регулирует процесс решения сознание, а подсознательное выступает в качестве объекта регуляции, то есть в субдоминантном положении. Можно дать первичное определение интеллекта как некоторой способности, определяющей общую успешность адаптации человека к новым условиям. Механизм интеллекта проявляется в решении задачи во внутреннем плане действия ("в уме") при доминировании роли сознания над бессознательным. Однако подобное определение столь же спорно, как и все другие.

Выделяют три формы интеллектуального поведения:

1) вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное),

2) способность решать проблемы,

3) практический интеллект (умение добиваться поставленных целей)

Интеллект можно определить через процедуру его измерения как

способность решать определенным образом сконструированные тестовые задачи. Наиболее ярко он проявляется в факторных моделях интеллекта. Общая идеология факторного подхода сводится к следующим основным предпосылкам:

1) подразумевается, что интеллект, как и любая другая психическая реальность, является латентным, то есть он дан исследователю только через различные косвенные проявления при решении жизненных задач;

2) интеллект является латентным свойством некоторой психической структуры ("функциональной системы"), оно может быть измерено, то есть интеллект есть линейное свойство (одномерное или многомерное);

3) множество поведенческих проявлений интеллекта всегда больше, чем множество свойств, то есть можно придумать много интеллектуальных задач для выявления всего лишь одного свойства;

4) интеллектуальные задачи объективно различаются по уровню трудности;

5) решение задачи может быть правильным или неправильным (или может как угодно близко приближаться к правильному);

6) любую задачу можно решить правильно за бесконечно большое время. Условно все факторные модели интеллекта можно разбить на четыре основные группы по двум биполярным признакам:

1) что является источником модели - умозрение или эмпирические данные,

2) как строится модель интеллекта - от отдельных свойств к целому или от целого к отдельным свойствам.

Модель может строиться на некоторых априорных теоретических посылках, а затем проверяться (верифицироваться) в эмпирическом исследовании. Типичным примером такого рода является модель интеллекта

Гилфорда. Типичными вариантами многомерной модели, в которой предполагается множество первичных интеллектуальных факторов, являются модели того же Дж. Гилфорда (априорная), Л. Терстоуна (апостериорная) и, из отечественных авторов, -- В. Д. Шадрикова (априорная). Эти модели можно назвать пространственными, одноуровневыми, поскольку каждый фактор может интерпретироваться в качестве одного из независимых измерений факторного пространства. Наконец, иерархические модели (Ч. Спирмена, Ф. Вернона, П. Хамфрейс) являются многоуровневыми. Факторы размещаются на разных уровнях общности: на верхнем уровне - фактор общей умственной энергии, на втором уровне - его производные и т. д. Факторы взаимозависимы: уровень развития общего фактора связан с уровнем развития частных факторов. Конечно, реальное отношение между моделями интеллекта более сложно, и не все из них укладываются в эту классификацию, но предложенной схемой можно пользоваться, хотя бы в дидактических целях.

Использованные источники:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект пресс, 2006.

2. Анурин В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта. Н. Новгород, издательство Н-городского университета, 2007.

3. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М., 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.