Научная статья на тему 'Общая экономическая теория: проблемы преподавания'

Общая экономическая теория: проблемы преподавания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / GENERAL ECONOMIC THEORY / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабиров Владислав Алешерович, Чекмарёв Василий Владимирович, Ковалёв Алексей Игоревич

В статье-рецензии изложены результаты апробации использования учебного пособия «Общая экономическая теория. Вводный курс» / под ред. проф. А.А. Прохоровского (М: изд. дом «Кодекс», 2010) в учебном процессе в КГУ им. Н.А. Некрасова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General economic theory: the problem of teaching

In the article, there is review of the results of approbation of using of the manual "General economic theory. Introductory Course" / edited by Professor AA Prokhorov (Moscow: Publishing House "Code", 2010) in the educational process in Nekrasov Kostroma State University.

Текст научной работы на тему «Общая экономическая теория: проблемы преподавания»

Сабиров Владислав Алешерович Чекмарёв Василий Владимирович Ковалёв Алексей Игоревич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

В статье-рецензии изложены результаты апробации использования учебного пособия «Общая экономическая теория. Вводный курс» / под ред. проф. А.А. Прохоровского (М: изд. дом «Кодекс», 2010) в учебном процессе в КГУ им. Н.А. Некрасова.

Ключевые слова: общая экономическая теория, образовательный процесс.

Экономический факультет Московского государственного университета является бесспорным лидером среди российских вузов по обеспечению учебного процесса по подготовке высококвалифицированных специалистов. Свидетельством этому является выпуск учебников и учебных пособий в серии «Учебники экономического факультета МГУ». В то же время на экономическом факультете МГУ появились и новые инициативы. Так кафедрой политической экономии подготовлено и издано учебное пособие под редакцией А.А. Прохоровского «Общая экономическая теория. Вводный курс» в трех книгах. Рецензируемое учебное пособие отражает образовательные стандарты третьего поколения МГУ им. М.В. Ломоносова для бакалавров. Первая книга содержит текст учебного пособия. Вторая книга представляет собой материалы для самостоятельной работы, мозговых штурмов, дискуссий на семинарах, тесты, задачи. В третьей книге (находящейся в электронном виде) приводятся выдержки из работ выдающихся экономистов мира, она составляет хрестоматию по данному курсу. В течение 20102012 учебных годов данный «Вводный курс» был использован при чтении дисциплины «Экономика» на различных факультетах Костромского государственного университета Н.А. Некрасова. Студенты КГУ в процессе изучения экономической теории пользовались учебным пособием с большой признательностью к авторам. Следует отметить, что «вводный курс» оказался наиболее приемлемым для изучения экономики из всех имеющихся учебников и учебных пособий.

Вот оценка учебного пособия студентами.

Евгения Кузьмина, студентка Института экономики КГУ: «На мой взгляд “Вводный курс” являет собой феномен, который звучит в известной поговорке как “краткость - сестра таланта”. Пособие очень компактно и в доступной форме освещает все дидактические единицы стандарта».

Вера Матвеева, студентка 3 курса физико-математического факультета КГУ: «Это не пятисот-ше-стисот страничные учебники, в которых много “воды”. “Вводный курс” напечатан на хорошей бумаге, нормальным шрифтом. Им удобно пользоваться».

Сергей Николаев, студент 3 курса Института педагогики и психологии КГУ: «Я предполагаю в будущем стать преподавателем вуза. Поэтому при чтении учебников я особое внимание обращаю на стиль изложения материала. “Вводный курс” написан ясным, весьма понятным языком. Это отличает “Вводный курс” от других прочитанных мною учебников и учебных пособий по экономике.

Николай Коврижных, студент 1 курса магистратуры: «Я уже имею диплом о высшем образовании и обучаюсь в магистратуре. “Вводный курс” мне попался случайно, я увидел его в руках моей хорошей знакомой. Заинтересовался, полистал, а в конечном итоге прочитал всё учебное пособие. И многие вопросы мне показались более понятными, чем раньше».

В целом студенты, пользовавшиеся данным учебным пособием, не высказывают каких-либо критических замечаний.

Особенно значимо то обстоятельство, что развитие рыночных отношений в России сделало профессию экономиста популярной. Не редко можно услышать: «Были бы деньги, а потратить мы их сумеем». Это расхожее утверждение можно трактовать как смысл жизни для определенной категории людей. На бытовом уровне немало людей понимают экономику как умение делать деньги. Немало людей считают, что достаточно освоить правила «дешевле купить - дороже продать». Но профессиональный подход к экономике неизбежно ставит вопрос - с чего начать. И «Общая экономическая теория. Вводный курс» помогает познать, что такое экономика, как она функционирует и развивается, почему главное в экономике - это люди, их интересы и отношения между ними.

Важным является и то обстоятельство, что учебное пособие начинается с главы, определяющей политическую экономию как начало и основу экономической теории. Сегодня достаточно общепризнанным является структурирование экономической теории на три составных раздела. Первый раздел -политическая экономия, помогающая найти ответ на вопрос «в чьих интересах»? Второй раздел -экономикс, помогает ответить на вопрос: как эффективнее осуществлять экономические взаимодействия, третий - экономическая политика, раздел,

208

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012

© Сабиров В.А., Чекмарёв В.В., Ковалёв А.И., 2012

помогающий найти ответ на вопрос «при каких условиях могут осуществляться экономические взаимодействия с той или иной их эффективностью для экономических субъектов». Рецензируемое учебное пособие в той или иной степени затрагивает все три раздела экономической теории. Логика учебного пособия последовательна: от первой главы «Политическая экономия...» до последней -«Экономические институты». Это означает, что авторы вводного курса являются высококвалифицированными специалистами, способными не только понимать, но и в лаконичной форме изложить экономическую теорию для студентов, обучающихся в бакалавриате в концентрированном виде.

С большой уверенностью можно полагать, что настоящее учебное пособие является единственным учебным пособием, помогающим студентам организовать свою самостоятельную работу. Чаще всего вне аудитории студент предоставлен самому себе. «Вводный курс» позволяет сформировать первичные компетентности экономиста. Это знание экономики как сложной системы, имеющей свои собственные законы функционирования, понимание которых ведет к успеху, а игнорирование или просто незнание - к банкротству. Вторая книга учебного пособия формирует навыки самостоятельного изучения и исследования как теоретических, так

и практических проблем экономики.

«Вводный курс» - начало не простого пути изучения существующих школ и направлений экономической мысли, а также многочисленных отраслевых и функциональных экономических наук.

Информационная эпоха человеческой цивилизации бросает все новые вызовы, ответы на которые должна находить экономическая наука. Мировой экономический кризис 2007-2011 годов вскрыл негативные стороны монополизма экономикса как мейнстрима экономической теории, следовательно, необходимо активнее использовать всю палитру накопленного экономического знания для оценки происходящего и прогнозирования будущего. Рецензируемое учебное пособие помогает выработать устойчивую систему координат, сформулировать категориальный аппарат для анализа явлений и процессов, научиться критически подходить к аргументам любых авторов и формулировать свои собственные заключения и выводы. Опыт работы преподавателя КГУ им. Н.А. Некрасова со студентами, изучающими экономику с помощью рецензируемого учебного пособия, дает возможность сделать вывод о том, что учебное пособие «Общая экономическая теория. Вводный курс» следует переиздать массовым тиражом и рекомендовать для студентов всех форм обучения.

УДК 336.012.23:338.517.

Светлов Николай Михайлович

Российский государственный аграрный университет -Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева

svetlov@timacad.ru

ЭФФЕКТЫ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ МОНЕТАРНЫХ ПОЛИТИК В ВАЛЮТНОМ СОЮЗЕ

На основе имитационной модели кредитно-денежной политики установлены качественные особенности системной динамики валютного союза. В их числе устойчивое отклонение траектории моделируемой системы от динамического равновесия, сопровождающееся недоиспользованием ресурсов, и обратная взаимосвязь между устойчивостью и эффективностью системы.

Ключевые слова: монетарная политика, кредитная эмиссия, неравновесные цены, системная динамика.

Актуальность исследования динамики ва лютного союза обусловлена, во-первых, неопределённостью, порождённой острым кризисом задолженности ряда стран Евросоюза; во-вторых, перспективами возникновения валютного союза на территории бывшего СССР. В статье представлены результаты исследования взаимовлияния экономик, связанных общей валютой, с помощью модели системной динамики. Решаются следующие задачи:

1) отбор и оценка факторов, в комплексе определяющих динамику денежной массы и объёмов производства участников валютного союза;

2) выявление режимов устойчивого функционирования валютного союза;

3) регистрация последствий мер контроля над денежной массой, осуществляемых отдельным членом валютного союза.

Опыт формализации финансовых процессов на национальном и наднациональном уровнях представлен многочисленными макроэкономическими моделями. Наиболее распространённые из них можно отнести к четырём группам.

a) Модели спроса и предложения денег, к числу которых относятся модель LS/LM и её модификации: модель Мандела-Флеминга, учитывающая внешнюю торговлю [6, 8]; модель с бюджетным ограничением правительства и учётом инфляционных ожиданий в функции спроса на деньги [5], в которой основным фактором эмиссии является бюджетный дефицит; динамические модели общего равновесия с заданными межвременными предпочтениями [9].

b) Теоретико-игровые модели, позволяющие формализовать мотивацию центрального банка [7].

c) Модели трансмиссионного механизма, список которых весьма обширен (см. обзор в [2]).

© Светлов Н.М., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012

209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.