References and Sources
1. Yakutiya. Hronika, fakty, sobytiya: 1917-1953 g. - Yakutsk: Bichik, 2006.
2. Okrugina L.D. Iz istorii administrativnogo upravleniya Timptonskogo rajona // Neryungrinskij rajon: istoriya, kul'tura, fol'klor. - Yakutsk: Bichik, 2007.
3. Maksimov P.S., Ermolaev T.S. Vklad yakutyan v pobedu nad fashizmom v Velikoj Otechestvennoj vojne. - Neryungri: Izd-vo YAGU, 1995.
4. Gogolev A.A. Istoriya Yakutii. - Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2017.
5. Gryaznuhina M.E. Timptonskij rajon v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Neryungrinskij rajon: istoriya, kul'tura, fol'klor. - Yakutsk: Bichik, 2007.
6. Atlasova S.S. Evenki Yuzhnoj Yakutii v XX v.: social'no-ekonomicheskij i etnodemograficheskij aspekty. Diss. ... kand. ist. nauk. - Yakutsk, 1990.
7. Pamyat'. Kniga - memorial voinam Yuzhnoj Yakutii, pogibshim v gody Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945 gg., i umershim v mirnoe vremya. - Neryungri: Neryungrinskaya gorodskaya tipografiya, 1995.
8. Maksimov P.S., Lekhanov B.I., Rumyancev N.A. Evenki Yuga Yakutii: istoriya i sovremennost'. - Yakutsk: Izd-vo YAGU, 2001.
9. Gorohov S.N. Geroizm synov Severa na frontah Velikoj Otechestvennoj vojny. - SPb: Nauka, 2005.
10. Polyakov N.P., Dobrov A.E., Borzyh S.D. Istoriya geologicheskogo izucheniya i osvoeniya territorii rabot GGGP «Yuzhyakutgeologiya» // 300 let spustya. - Yakutsk, 2000.
11. 11 Stroitel'no-ekspluatacionnoe upravlenie // Memorial [Elektronnyj resurs]. URL: http://old.memo.ru/history/nkvd/gulag/maps/rus12.htm (data obrashcheniya: 10.10.2021).
12. Vorob'ev S.A. Yuzhno-Yakutskij TPK: ot idei do realizacii // Neryungrinskij rajon: istoriya, kul'tura, fol'klor. - YAkutsk: Bichik, 2007.
13. Zheleznye rudy i koksuyushchiesya ugli Yuzhnoj Yakutii na sluzhbe Rodine. - Yakutsk: YAkutskoe knizhnoe izd-vo, 1961.
14. Tekushchij arhiv HK OAO «Yakutugol'». Dobycha uglya po shahtam i razrezam GUP «Yakutugol'» s nachala ih obrazovaniya po 1998 g.
15. Sergeev Yu.V. Ballada ob ekspedicii. - M.: Izdatel'skij dom Arina, 1997.
16. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv ekonomiki (RGAE). F. 8225. Op. 2. D. 1155.
17. Petunin A.V. Vse dorogi idut v Aldan // Aldanskij ulus: istoriya, kul'tura, fol'klor. - Yakutsk: Bichik, 2004.
18. Bondarenko V.A. Chul'man // Neryungrinskij rajon: istoriya, kul'tura, fol'klor. - Yakutsk: Bichik, 2007.
АКИНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин, Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в г. Нерюнгри ([email protected]).
АКИНИНА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА - учитель гимназии № 1 имени С.С. Каримовой, г.Нерюнгри. AKININ, MIKHAIL А. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Economics and Humanities, Technical Institute (branch) of the M.K. Ammosov North - Eastern Federal University (Neryungri city) ([email protected]). AKININA, LARISA N. - Teacher, Gymnasium No.1 named after S.S. Karimova, Neryungri
УДК 94(47).084.8 + 343.819.5 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-5-89-92
АРИСТОВ С.В.
ОБРЕЧЕННЫЕ, НО НЕ СЛОМЛЕННЫЕ: СОПРОТИВЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ - УЗНИЦ РАВЕНСБРЮКА
Ключевые слова: концентрационный лагерь, Равенсбрюк, сопротивление, нацизм, Третий рейх, Великая Отечественная война.
В статье, на примере деятельности советских военнопленных - узниц Равенсбрюка, рассмотрены наиболее распространенные формы женского сопротивления в нацистских концентрационных лагерях. Советские женщины-военнопленные играли важнейшую роль в организации сопротивления в Равенсбрюке, наряду с немецкими коммунистками и представительницами польских национальных групп. Показано, что их действия представляли все ключевые формы сопротивления - от организации помощи солагерницам до участия в интернациональном подполье. Продемонстрирована та ведущая роль, которую играли советские военнопленные женщины в помощи солагерницам и в активном противостоянии лагерной администрации. Не в последнюю очередь именно благодаря деятельности советских военнопленных многим узницам удалось выжить в нечеловеческих условиях концлагерной повседневности.
ARISTOV, S.V.
DOOMED BUT NOT BROKEN: RESISTANCE OF SOVIET PRISONERS OF WAR IN RAVENSBRUCK
Key words: Concentration camp, Ravensbruck, Resistance, Nazism, Third Reich, Great Patriotic War.
The article considers the most common forms of female resistance in Nazi concentration camps using the example of the activities of Soviet prisoners of war in Ravensbruck. The text demonstrates the leading role played by Soviet prisoners of war women in helping other female prisoners and in active opposition to the camp administration. It is shown that their actions represented all key forms of resistance - from organizing aid to female prisoners to participating in the international underground. Demonstrated is the leading role played by Soviet prisoners of war women in helping female prisoners and in active opposition to the camp administration. Not least thanks to the activities of Soviet prisoners of war, many prisoners managed to survive in the inhuman conditions of a concentration camp everyday life.
Сопротивление узников в концентрационных лагерях, в частности советских военнопленных, до сих пор остается весьма сложной темой для исследователей. В советской послевоенной историографии данная проблема не ставилась в принципе, так как плен, по мнению И. Сталина и его соратников, был несовместим с героизмом. Более того, многие выжившие участники сопротивления в концлагерях в последующем оказались под подозрением в измене Родине и были арестованы. Лишь после смерти «вождя народов» и начала деятельности комиссии
Г.К. Жукова по реабилитации, ситуация несколько изменилась. Однако эти изменения так и не стали вполне последовательными и всеобъемлющими. В итоге, был сформирован канонизированный пантеон избранных героев, а имевшие место подпольные операции обросли легендами, служившими поддержанию мифа о солидарной борьбе коммунистов разных стран с нацизмом. К сожалению, в современной историографии интерес к этой проблематике минимален.
Западная историография скептически относилась к советским трактовкам событий в нацистских концлагерях, что в постсоветский период привело к снижению интереса ученых к тематике лагерного сопротивления узников. И хотя в 1990 - начале 2000-х гг. ситуация на Западе несколько изменилась, и проблема лагерного сопротивления рассматривалась сквозь призму опыта различных групп узников, данная тема так и не стала одной из центральных в историографии концлагерей. Такие категории заключенных, как советские граждане, получали еще меньшее внимание. В нашей статье проблема сопротивления будет рассмотрена на примере советских военнопленных - узниц крупнейшего женского концлагеря Германии Равенсбрюка.
Заключенные из СССР являлись второй по величине группой узниц женского концлагеря после полек (советских узниц в лагере было, как минимум, 14 508 человек - авт.) [1, 8. 35]. Большинство из них были «восточными рабочими» и лишь около 1000 женщин являлись военнопленными. Последние, в числе около 536 человек, были впервые доставлены в Равенсбрюк в ночь с 26 на 27 февраля 1943 г., и в дальнейшем именно они стали играть наиболее значимую роль в сопротивлении режиму в Равенсбрюке. Изначально узницы были размещены в блоке № 12, позднее - в отдельном, обнесенном «колючкой», бараке № 32 [2, 8. 224].
В среде советских военнопленных в лагере сложилась своего рода внутригрупповая иерархия, с известным распределением обязанностей, что обеспечивало особого рода порядок, в т.ч. поддержание чистоты. Помимо воинских званий, принадлежность к группе лидеров здесь определяли личные качества, в том числе организаторские данные, опыт, знание иностранных языков и пр. Такого рода качества, в частности, отличали Евгению Лазаревну Клем - в прошлом преподавателя истории Одесского университета, по сохранившимся свидетельствам, пользовавшаяся непререкаемым авторитетом среди военнопленных.
Показательно, что прибывшая в лагерь партия жинщин-военнопленных (в основном оказавшихся в плену в период боев в Крыму), рассматривала себя как некую особую страту, отличную, в том числе, и от заключенных - уроженцев СССР. Как следствие, в результате кампании бойкота, она получила от лагерной администрации винкель, специально подчеркивавший их статус бывших военнослужащих в виде красного треугольника с буквами «8Ц» (Советский Союз) [3, с. 24]. Интересно, что в мемуарах и свидетельствах заключенных из числа «восточных рабочих» отложилась информация о достаточно отстраненном отношении к ним со стороны бывших красноармеек (хотя, отмечались и факты, когда последние становились их наставницами [4, с. 84]. Военнопленные пытались не только помочь соотечественницам, но и изменить мировоззрение «восточных рабочих», добившись их индоктринации в сферу коммунистических идей.
Основной формой сопротивления в Равенсбрюке являлось так называемое пассивное сопротивление, проявлявшееся в акциях солидарной помощи узниц друг другу, а также нелегальной культурной активности. В частности, в среде советских военнопленных имела место активная подпольная интеллектуальная деятельность. К примеру, Е.Л. Клем рассказывала об истории Коммунистической партии, организовывала кружки для женщин, желавших знать немецкий язык [5, с. 306]. Н.Ф. Харламова - бывшая советская военнопленная - вспоминала, что в группе проводились систематические занятия по медицине [6, л. 29].
Среди советских военнопленных было представлено также стихотворное творчество. Хотя лагерная администрация запрещала заключенным иметь в наличии бумагу, карандаши, заключенные находили возможность получить их, что позволяло сохранить созданные произведения, которые приходилось прятать от постоянных обысков СС в специальных тайниках [7, л.л. 13-14]. Бесхитростные стихи узниц концлагеря не отличались высокими художественными достоинствами. Их ценность была и остается поныне другой и заключается в стремлении передать переживания, страдания в неволе, вселить в женщин надежду [7, л. 12].
Что касается форм активного сопротивления, то в Равенсбрюке отсутствовали попытки восстания и организованные побеги, целью которых было сообщить миру о нацистских
преступлениях. Информация о злодеяниях нацистов передавалась из Равенсбрюка другими способами. В воспоминаниях немецкой коммунистки Ш. Мюллер приводился факт создания советскими военнопленными передатчика, с помощью которого они отправляли в Лондон сведения о происходившем в Равенсбрюке [8, с. 112-114].
Наиболее распространенными формами сопротивления в Равенсбрюке являлись саботаж и бойкоты. Когда в конце января 1944 г. началась подготовка так называемого «черного транспорта» (подобным образом в Равенсбрюке называли поезда, отвозившие узниц для уничтожения в другие концлагеря - авт.) в Майданек, которым в Польшу должны были отправиться около 800 больных, истощенных узниц, советские военнопленные организовали открытое выступление против отправки. Женщины, под руководством Е.Л. Клем, написали на немецком языке обращение на имя коменданта, в котором апеллировали к Женевской конвенции и несоответствию ей нацистских методов обращения с военнопленными. Более того, в течение трех дней они отказывались принимать пищу [4, с. 100-105].
В феврале 1944 г. большую группу советских узниц, среди которых было около 12 военнопленных, направили в Барт - филиал Равенсбрюка. Источники позволяют утверждать, что в данном случае речь шла о стремлении лагерной администрации ослабить группу советских военнопленных, лишив ее некоторых лидеров [9, с. 201-204]. При этом советским женщинам было объявлено, что они будут работать по специальности. В отношении военнопленных это означало медицинскую практику. Однако в Барте заключенные оказались на военном предприятии «Хейнкель», что сразу же привело к бойкоту со стороны военнопленных и примкнувших к ним «восточных рабочих». Попытки повлиять на них путем избиений и подкупа не возымели результата. И только лишь когда лагерная администрация фактически взяла в заложницы несколько женщин, обещая расстрелять их в случае продолжения протестов, открытый бойкот был прекращен - заключенные перешли к саботажу производства [4, с. 163].
Еще одним знаковым актом сопротивления стало участие советских военнопленных в операции по спасению в феврале 1945 г. польских узниц, которые являлись подопытными в экспериментах Карла Гебхардта. В течение нескольких недель так называемых «кроликов» (название было связано с термином «подопытные кролики» - авт.) укрывали в различных бараках от уничтожения, и в результате этих важнейших свидетельниц нацистских преступлений удалось спасти [10, 8. 184].
Политические узницы не принимали премий, выдававшихся лагерным руководством, осуществляли акции саботажа, вопреки жестоким наказаниям и смертным приговорам [11, 8. 173]. Эти примеры подтверждают неизменную готовность советских военнопленных открыто противостоять нацистам. Мужество советских военнопленных, их дисциплина и верность военному братству вызывали восхищение и признание не только у идеологически близких им узниц, но и представительниц других лагерных категорий [12, 8. 217].
Хотя в воспоминаниях бывших военнопленных, опубликованных в СССР, речь также шла о «коммунистическом кольце» - подпольной организации коммунисток разных стран, которая противостояла лагерной администрации, анализ источников не позволяет подробно охарактеризовать данное объединение. Как и в случае с подпольными организациями в мужских концлагерях, одной из основных проблем, в данной связи, являлся нелегальный характер самой организации, когда участники не знали большинства своих соратников и, следовательно, не могли в дальнейшем представить общую картину функционирования подполья.
С другой стороны, даже имеющиеся свидетельства узниц позволяют отметить, что женское подполье отличалось от мужского - оно было в большей степени ориентировано на оказание взаимной помощи, чем на организацию побегов или, тем более, попытки восстаний.
Символичным событием, сплотившем не только представительниц коммунистического подполья, но и представительниц других групп, в частности полек, стала организация празднования Нового 1945 года для пятиста детей, оказавшихся в концлагере. Женщины обратились к лагерной администрации с просьбой провести праздник для малолетних узников и получили разрешение [8, с. 123-124].
Усиление активности подпольных групп происходило в последние недели и дни функционирования концлагерей, в частности, Равенсбрюка. На нелегальных встречах, в которых принимали участие и представительницы советских военнопленных, обсуждались действия узниц
в случае попытки администрации уничтожить лагерь, а также планировались шаги по управлению лагерем, в том случае, если он будет оставлен нацистами [13, s. 561].
Советские женщины-военнопленные играли важнейшую роль в организации сопротивления в Равенсбрюке, наряду с немецкими коммунистками и представительницами польских национальных групп. Их действия представляли различные ключевые формы сопротивления - от организации помощи солагерницам до участия в интернациональном подполье. Не в последнюю очередь именно благодаря деятельности советских военнопленных многим узницам удалось выжить в нечеловеческих условиях концлагерной повседневности.
Литература и источники
1. Gedenkbuch für die Opfer des Konzentrationslagers Ravensbrück 1939-1945 / Red. B. Schindler-Saefkow, M. Schnell. - Berlin, Metropol, 2005.
2. Strebel В. Ravensbrück - das zentrale Frauenkonzentrationslager // Hrsg. Füllberg-Stolberg C. Die nationalsozialistischen Konzentrationslager - Entwicklung und Struktur. - Berlin: Wallstein Verlag, 1998.
3. НикифороваА.А. Это не должно повториться. - М.: Военное изд-во Министерства обороны СССР, 1958.
4. Они победили смерть. - М.: Изд-во политической литературы, 1959.
5. Непобедимая сила слабых: концентрационный лагерь Равенсбрюк в памяти и судьбе бывших заключенных. - Воронеж: ВГПУ, 2008.
6. Харламова H.Ф. От Севастополя до концлагеря Бельзена // Архив военно-медицинских документов (АВМД, г. Санкт-Петербург). ОФ-58222.
7. Сокова А.Н. Мои воспоминания // АВМД. ОФ-68287.
8. Мюллер Ш. Слесарная команда Равенсбрюка. - M.: Изд-во политической литературы, 1985.
9. Schindler-Saefkow B. Dokumentation: Zeugenaussagen ehemaliger sowjetischer Häftlinge des Frauenkonzentrationslagers Ravensbrück und des Außenlagers Barth // Tod oder Überleben? - Berlin: Ed. Organon, 2001.
10. StrebelB. "Sabotage ist wie Wein". Selbstbehauptung, Solidarität und Widerstand im FKL Ravensbrück // Hrsg. Füllberg-Stolberg C. Frauen in Konzentrationslagern: Bergen-Belsen, Ravensbrück. - Bremen, 1994.
11. Frauen - KZ Ravensbrück / Red. G. Zörner. - Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1973.
12. Tillion G. Frauenkonzentrationslager Ravensbrück. -Lüneburg: zu Klampen, 1998.
13. StrebelB. Das KZ Ravensbrück. Geschichte eines Lagerkomplexes. - Padeborn: Ferdinand Schöningh, 2003.
References and Sources
1. Gedenkbuch für die Opfer des Konzentrationslagers Ravensbrück 1939-1945 / Red. B. Schindler-Saefkow, M. Schnell. - Berlin, Metropol, 2005.
2. Strebel V. Ravensbrück - das zentrale Frauenkonzentrationslager // Hrsg. Füllberg-Stolberg C. Die nationalsozialistischen Konzentrationslager -Entwicklung und Struktur. - Berlin: Wallstein Verlag, 1998.
3. Nikiforova A.A. Eto ne dolzhno povtorit'sya. - M.: Voennoe izd-vo Ministerstva oborony SSSR, 1958.
4. Oni pobedili smert'. - M.: Izd-vo politicheskoj literatury, 1959.
5. Nepobedimaya sila slabyh: koncentracionnyj lager' Ravensbryuk v pamyati i sud'be byvshih zaklyuchennyh. - Voronezh: VGPU, 2008.
6. Harlamova H.F. Ot Sevastopolya do konclagerya Bel'zena // Arhiv voenno-medicinskih dokumentov (AVMD, g. Sankt-Peterburg). OF-58222.
7. Sokova A.N. Moi vospominaniya // AVMD. OF-68287.
8. Myuller Sh. Slesarnaya komanda Ravensbryuka. - M.: Izd-vo politicheskoj literatury, 1985.
9. Schindler-Saefkow B. Dokumentation: Zeugenaussagen ehemaliger sowjetischer Häftlinge des Frauenkonzentrationslagers Ravensbrück und des Außenlagers Barth // Tod oder Überleben? - Berlin: Ed. Organon, 2001.
10. Strebel B. "Sabotage ist wie Wein". Selbstbehauptung, Solidarität und Widerstand im FKL Ravensbrück // Hrsg. Füllberg-Stolberg C. Frauen in Konzentrationslagern: Bergen-Belsen, Ravensbrück. - Bremen, 1994.
11. Frauen - KZ Ravensbrück / Red. G. Zörner. - Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1973.
12. Tillion G. Frauenkonzentrationslager Ravensbrück. -Lüneburg: zu Klampen, 1998.
13. Strebel B. Das KZ Ravensbrück. Geschichte eines Lagerkomplexes. - Padeborn: Ferdinand Schöningh, 2003.
АРИСТОВ СТАНИСЛАВ ВАСИЛЬЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культурологии Московского энергетического института ([email protected]).
ARISTOV, STANISLAV V. - Doctor of History, Professor, Department of History and Culturology, Moscow Power Engineering Institute.
УДК 94(470.62).084.8/9:331.101.5 Б01: 10.24412/2308-264Х-2021-5-92-98
КОЗЛОВСКИХ Е.В., ПЕЛИХ А.Л. К ИСТОРИИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ АГРАРНЫХ НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ВУЗОВ КУБАНИ В 1943-1964 ГГ.
Ключевые слова: аграрные вузы Кубани, сельскохозяйственная наука на Кубани, модернизация сельского хозяйства, Великая Отечественная война, послевоенное восстановление.
В статье рассмотрены меры по сохранению и развитию сети аграрных научных учреждений и системы высшего сельскохозяйственного образования в условиях Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления, которые помогли учёным-аграриям Краснодарского края к началу 1960-х годов не только восстановить довоенный уровень научных исследований, но и организовать новые площадки для них. Делается вывод, что развитие сети сельскохозяйственных научных и образовательных учреждений региона шло весьма высокими темпами, несмотря на сложности военного и послевоенного времени. При этом наметилась устойчивая тенденция роста количественного и качественного состава специалистов-аграриев и кадров сельскохозяйственной науки, а перемены в характере и структуре сельского хозяйства вызвали к жизни новые специальности в высшей сельскохозяйственной школе края.