ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 4 (32). С. 27-33. УДК 930.85
Б01 10.24147/2312-1300.2021.8(4).27-33
О. В. Гефнер
ОБРАЗЫ ВОЙНЫ И ВОИНА В МИРОВОЗЗРЕНИИ РУССКОГО НАРОДА (НА МАТЕРИАЛАХ ФОЛЬКЛОРА XVIII - НАЧАЛА XX в.)
На основе анализа фольклорных материалов выявляются и характеризуются архетипические образы войны и воина в менталитете русского народа, мировоззренческие установки и ценности, связанные с военной службой и исполнением воинского долга перед Отечеством.
Ключевые слова: война; армия; военная служба; фольклор; военная история; народная культура.
Война является социально-политическим явлением, неизменно сопутствующим человеческому обществу на протяжении всей его истории. Особую роль военный фактор играл в русской истории. По подсчётам военного историка, профессора Николаевской академии Генерального штаба генерала Н. Н. Сухотина, в последней трети XIV - конце XIX в. Россия находилась в состоянии войны 353 года из 525 лет своей истории, т. е. фактически 2/3 времени существования государства, причём зачастую она вела войны одновременно с несколькими противниками1. Такая историческая судьба народа во многом связана с геополитическим положением государства (большая территория, расположенность в центре Евразии, протяжённые и открытые границы, ценные природные ресурсы), с «бременем земли», как его образно называл философ И. А. Ильин: «Не мы "взяли" это пространство: равнинное, открытое, беззащитное - оно само навязалось нам; оно заставило нас овладеть им, из века в век насылая на нас вторгающиеся отовсюду орды кочевников и армии оседлых соседей. <...> История наша есть история осаждённой крепости; история сполоха, приступа, отражения и крови»2.
Постоянное включение войны в жизнь страны и многочисленные переживания её тягот привели к складыванию определённых устойчивых представлений и образов войны и воинства в сознании народа, которые носят глубинный архетипический характер, определяют особенности восприятия данного явления и отношения к нему, находят свою репрезентацию в культуре. Темы войны, военной службы, защиты Отечества широко представлены в фольклорных материалах - пословицах и поговорках, песнях и частушках. В этих образных, поэтических, метафорических и афористических произведениях, заключающих в себе вековой опыт и мудрость, нашли отражение и реалии военного прошлого страны, и отношение к нему народа.
Собиранием и изучением русского военного фольклора в разное время занимались такие исследователи, как И. И. Ульянов3, Л. В. Евдокимов4, М. И. Шахнович5,
А. И. Кузьмин6, Ж. В. Кормина [1], А. М. Бе-лавин, И. А. Подюков, А. В. Черных, К. Э. Шумов [2], Е. Н. Свалова [3], Е. И. Голованова [4] и др. Историками и фольклористами были собраны пословицы, частушки о войне и воинской службе, солдатские песни, реконструирован рекрутский обряд. Дан-
ные материалы составляют информативную и репрезентативную источниковую базу, позволяющую обратиться к исследованию народных воззрений о войне и армии, связанных с ними установок и ценностей в мировоззрении русского народа.
Выявление, изучение и интерпретация представлений о войне и воинстве в народном сознании и культуре позволит, с одной стороны, расширить наше представление о менталитете и национальном характере русского народа, а с другой, - сформировать некоторые теоретические основания для анализа и понимания военной политики и идеологии государства, ресурсов и стратегии военно-патриотического воспитания российского общества.
Представление о войне в мировоззрении русского народа глубоко антиномично. Война в народном сознании запечатлелась прежде всего как величайшее зло, беда, несчастье. По мнению исследователя русской менталь-ности лингвиста В. В. Колесова, слова русского языка, передающие смысл, связанный с войной, имеют негативный оттенок: «война» - ошибка (слово имеет общий корень со словом «вина»), «битва» - битьё, «рать» -нападение (от «реть» - яростное стремление), «драка» - раздирание и разор, «победа» - «после беды» [5, с. 182]. Пословицы отражают представление народа о войне как о тяжёлом бедствии, горе. Многовековой опыт народа, неоднократно переживавшего тяготы войн, привёл его к осознанию того, что: «Войну хорошо слышать, да тяжело видеть»; «Ни моря без воды, ни войны без крови»; «Воин воюет, а ино и горюет»; «Котору сторону воюет, в той и горюет»; «Воин воюет, а жена дома горюет (а детки горюют)». Война в народном сознании зачастую мифологизирована, представляется в виде живого существа, чудовища, жестокого и беспощадного, злой иррациональной силы: «Война кровь любит (кровь пьёт)»7; война «живых в могилу клонит», унесла, забрала сына, любимого [3, с. 18].
Однако, чувствуя и понимая всю антигуманность и бедственность войн, русский народ, тем не менее, проявляет и иное отношение к ней - принимает её как свой священный долг перед Отечеством. Вечная опасность вторжения, жизнь в напряжённом
ожидании внешней экспансии и потребность всегда быть готовыми дать отпор врагу приводили к формированию в сознании народа образа оборонительной войны - войны в защиту родной земли, своего государства и веры. В русских пословицах отражаются патриотические чувства народа, любовь к родной земле, отношение к ней как к святыне: «Земля Русская вся под Богом»; «Своя земля и в горсти мила»; «Милует бог и на своей стороне»; «Велика святорусская земля, а везде солнышко»; «С родной (родительской) земли - умри, не сходи!»8 Поэтому война в защиту Родины и национальных ценностей в сознании народа представляется как безусловно справедливая, священная, жертвенная. Русские пословицы передают самоотверженность и веру народа в божественное покровительство на войне: «Враг хотел пировать, а пришлось горевать»; «Жизни не пощадим, а врага победим»; «Бой - святое дело, иди на врага смело»; «Враг хочет голову снять, а Бог и волоса не даёт»9; «Солнца врагу не погасить, а нас не победить»10. Правда, а значит божественное покровительство и победа в войне, - на стороне русского народа, а враг-захватчик - олицетворение вселенского зла - обречён на поражение. Война в народном представлении выступает как некий суд, высшее испытание и проверка человека, общества, народа на истинность защищаемых ценностей, единство и силу духа: «Война - всему проверка»; «Золото - огнём, а человек войной познаётся»; «Слабого огонь войны испепеляет, а сильного, как сталь, закаляет», - говорится в пословицах .
В мировоззрении народа сложилось достаточно уважительное отношение к русскому воинству, которое получило в народном творчестве и церковной традиции наименование Христолюбивого. В фольклоре нашла отражение нелёгкая солдатская служба, наполненная тяготами и лишениями, вызывавшая сочувствие народа.
Анализ фольклорных материалов позволяет зафиксировать в народном сознании противоречивое отношение к военной службе, во многом исторически обусловленное. В эпоху рекрутчины, введённой Петром I в 1705 г., служба солдата была очень продолжительной. «Двадцать пять лет - солдатский век», - говорилось в народе12. «Отдали
под красную шапку»; «Лоб забрили»; «Отдали под барабан», - так образно в народе называли военный призыв13. Уход в армию означал для молодого человека разрыв с привычной средой и общиной, ограничение свободы, что вызывало, как правило, тревожные чувства в душе, страх перед неизвестностью и горе от разлуки с родными. Надежда на то, что солдат вернётся в свою семью живым, была весьма слабой, поэтому уход на военную службу в народной традиции ассоциировался со смертью. Одна из пословиц так и говорит: «В рекрутчину - что в могилу». Во многих народных песнях также присутствует мотив нежелания идти в армию, душевные переживания от безысходности этого события:
Уж ты, воля, моя воля Обратилася в неволю Ко рекрутскому набору...14
Или:
Нарёк меня батюшка
во солдаты отдать, А мне, доброму молодцу, не хотелося. Хотелось молодцу хоть годок
дома прожить...15
Более чем полуторавековое существование рекрутских наборов оставило глубокий отпечаток в менталитете народа и во многом определяло отношение к призыву и после введения в 1874 г. всеобщей воинской повинности, значительного сокращения срока службы и гуманизации отношения к нижним чинам армии. И в конце XIX - начале XX в. сохранялась традиция рекрутских плачей, широко были распространены частушки и причитания, в которых запечатлены грусть и уныние призывников, печаль и тоска матерей и любимых:
Мамонька родимая, Спожалей одинова: По головушке погладь, Во солдатушки наладь.16
Или:
Расхорошенький ты мой, Ведь я не виноватая. Разлучила нас с тобой Солдатчина проклятая.11
Однако, в народном сознании было представлено и другое отношение к армии и солдатской доле. Это понимание военного служения как святого долга перед Богом и государем, призвания, креста, который надо нести честно и безотказно. Русские пословицы гласят: «Служу Богу и великому государю»; «Душа - Божья, тело - государево»; «Где не жить, не миновать служить»; «Где ни жить - одному царю служить»; «На службу не набивайся, а от службы не отрекайся»; «Грешно чужой кровью откупаться» .
В рекрутских частушках начала XX в. проявляется и положительное восприятие военной службы, характер которой уже значительно изменился к этому времени (сократился срок военной службы до 3-4 лет в зависимости от рода войск, были отменены телесные наказания, вводилось обязательное обучение солдат грамоте и т. п.). Армия рассматривается теперь народом как определённый социальный лифт, дающий возможность улучшить свой общественный статус, сделать карьеру, выбиться в элиту:
Во солдатах люди служат, Да и мы не пропадём: Через два года на третий В офицеры попадём.19
Или:
Не тужите, девки, бабы, Я нигде не пропаду : Я читать, писать умею, -В офицеры попаду.20
В фольклоре русского народа нашли отражение представления о военной службе, нелёгких военных буднях, о простом и суровом фронтовом быте, бедности солдата. Пословицы говорят: «Война - солдатская жизнь»; «Солдат сыт крупицей, пьян водицей»; «У солдата шинель - постель, шинель -кошель»; «Солдат походя наестся, стоя выспится»; «У солдата в голову кулак, а под бока - и так»; «Где забор, там и двор, где щель, там и постель»; «Солдату три деньги в день: куда хочешь, туда их и день» .
В народных песнях поётся о тяжёлой солдатской доле, трудной службе, скудном военном пайке, бессонных ночах, неустроенном быте:
И трудна ведь служба государева; И день и ночь служить солдатушкам бесчастныим; И нет спокою-то ведь тёмной
22
этой ноченькой...
Или:
Во солдатах горе-горькое житьё, Припилася нам болотная вода, Прихлебалися нам постны щи, Нам приелись оржаные сухари 2
Народ с сочувствием, жалостью и пониманием относился к воинству. В народных песнях используются следующие постоянные эпитеты, которыми характеризуются военные: «офицерик молодой»; «добрый молодец»; «удалой молодец, солдатский сын»; «солдатушки-батюшки»; «казаченько-моло-дой»; «полковничек» и др. Внешности воина в фольклорных произведениях присущи такие черты: буйная голова, белая грудь, белые руки, резвые ноги, ясные очи, русы кудри и др. Такие эпитеты, уменьшительные формы, свидетельствуют о добром, благожелательном, ласковом, сочувственном отношении народа к своим защитникам, к их нелёгкой доле [6, с. 76].
Нашло в фольклоре отражение и осуждение телесных наказаний, которые существовали в русской армии до 1868 г., а для «штрафованных», совершивших проступки, солдат до 1904 г. «Пройтись по зелёной улице» - так называли наказание солдата шпицрутенами, палками или прутьями. «Недовернёшься бьют, и перевернёшься бьют»24; «На ученье идёшь - жмут подтяжки; домой пришёл - дожидайся растяжки», - говорится в пословицах25. В одной из народных песен звучат страдания и тревожные ожидания солдата, приговорённого к наказанию:
Батальон солдат стоит порядком, барабаны по концам,
Барабанушки все забили,
под приклад нас повели,
Белы рученьки подвяжут,
за приклад поведут;
Спереди стоят и грозятся,
без пощады сзади бьют...26
В другой - звучат жалобы солдата на тяжёлую жизнь и жестокое обращение:
Во солдатушках заневольное житьё:
По три денежки да во суточки дают,
По сту лозанцев да во спинушку
кладут.27
Однако, несмотря на все тяготы войны, опасную и неспокойную службу, бедность и обездоленность, русский солдат, согласно фольклору, умеет приспособиться к обстоятельствам, проявляет хитрость, смекалку и оптимизм. Солдат, согласно народным представлениям, человек бывалый, ловкий. Он походил по белу свету, много повидал. Он на выдумку горазд, находчив, не теряется в сложной ситуации: «Солдат шилом бреется, дымом греется»; «Где коза прошла, там и солдат пройдёт»; «Солдат на пригоршне напьётся, на ладони пообедает»; «Солдат черта год со днём в тавлинке проносил». Солдат нашёл свои способы адаптации к нелёгкой военной службе: «Хлебы катай, да рук не марай»; «Знай службу: плюй в ружьё, да не мочи дула»28 . Иногда, правда, не брезгует и воровством: «За солдатом - пиши, пропало»; «Солдат, что багор, что зацепил, то и потащил»; «Солдат только на морозе, да на огне краснеет». Солдаты, в народном представлении, отличаются определённой свободой в отношении к противоположному полу. «Где ни пожил солдат, там и расплодился»; «У солдата везде дети», - говорят пословицы29. Однако, при этом народ не держит зла на солдата, прощает ему его проступки и грехи, как прощает их ребёнку. Во многих пословицах солдат сравнивают с детьми: «Солдаты, что малые ребята: и много поедят, и малым сыты»; «Солдатам, что малым ребятам, и барабан в потеху»; «Солдат, да малых ребят Бог бережёт»30. Солдат, в народном представлении, безобиден, на него нельзя злиться, он находится под Божьей защитой и покровительством как человек, в любой момент готовый отдать жизнь в защиту родной земли.
В народном сознании запечатлелось представление о военном братстве, солдатской дружбе, взаимовыручке и поддержке на войне. Пословицы гласят: «Солдатская дружба помогает службе»; «Солдатская дружба сильнее смерти»; «Солдатское братство рождается в бою»; «Стой дружно - не будет грузно»; «Солдату солдат - родной
брат»; «Сам пропадай, а товарища выручай»; «Один в поле не воин». Таким образом, многие духовные скрепы русского народа -единство, взаимопомощь, сплочённость - изначально были связаны с войной, имели военный смысл.
В фольклоре отражается уважение к храбрости и самоотверженности русского воинства. В народном сознании русский солдат - человек смелый, стойкий, отважный, крепко верящий в свою победу, не боящийся смерти за правое дело. «Красна битва храбрыми воинами»; «Иди прямо, гляди браво»; «Жилы порвём, да дойдём»; «Добрый воин на печи воет»; «Воину быть отважну»; «Воину быть смелу»; «Бой отвагу любит»; «Умирай в поле, да не в яме»; «Смелость силе воевода», - говорят русские пословицы . Народная мудрость, звучащая в пословицах, настраивает солдата на оптимистичное восприятие своей судьбы, честное исполнение долга: «Службу служи, а сам не тужи»; «По службе нет отговорок»; «Воевать, так не горевать, а горевать, так не воевать»; «За Богом молитва, за царём служба не пропадёт»32.
Таким образом, изучение материалов русского фольклора позволяет сделать вывод об антиномичности образов войны и военной службы, сложившихся в сознании народа. Война представлена в нём как злая иррациональная сила, источник зла и горя, а военная служба как тяжкое бремя, страдание солдата. Но одновременно война - это священный крест и испытание народа, а служба воина -долг перед Богом и Отечеством, подвиг, достойный уважения и славы. В целом, в народном сознании сложилась установка о справедливой войне, её провиденциальном характере, о храбром, жертвенном русском воинстве, которую можно считать частью культурного кода русского народа.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Сухотин Н. Н. Война в истории русского мира. - СПб., 1898. - С. 31.
2 Ильин И. А. О путях России // О России : Три речи, 1926-1933. - София, 1934. - С. 21.
3 Ульянов И. И. Обрядовые причитания при проводах солдат на войну (по записям и личным наблюдениям). - Пг., 1915. - 16 с.
4 Евдокимов Л. В. Русский солдат и его служба в народных воззрениях: Народное творчество в текущие дни великой войны // Военный сборник. - 1916. - № 4. - С. 133-138.
5 Шахнович М. И. Военные пословицы русского народа. - Л. : Ленингр. газет.-журн. и книж. изд-во, 1945. - 148 с.
6 Кузьмин А. И. Военная героика в русском народно-поэтическом творчестве. - М. : Просвещение, 1981. - 96 с.
7 Даль В. И. Пословицы русского народа : сб. пословиц, поговорок, речений, присловий, чисто-говорок, прибауток, загадок, поверий и пр. : в 2 т. - СПб. ; М., 1904. - Т. 1. - С. 308.
8 Там же. Т. 1. С. 400, 403, 405.
9 Там же. Т. 2. С. 348.
10 Шахнович М. И. Указ. соч. С. 100.
11 Там же. С. 37.
12 Живая вода : сб. рус. народ. песен, сказок, пословиц, загадок / под ред. В. П. Аникина. - М. : Детская литература, 1977. - С. 333.
13 Даль В. И. Указ. соч. Т. 1. С. 296.
14 Собрание народных песен П. В. Киреевского. - Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1986. - Т. 2. -С. 76.
15 Там же. Т. 2. С. 67.
16 Частушки / сост. Ф. М. Селиванов. - М. : Советская Россия, 1990. - С. 112.
17 Там же. С. 135.
18 Евдокимов Л. В. Русский солдат и его служба в народных воззрениях // Военно-исторический журнал. - 2003. - № 8. - С. 74-75.
19 Частушки. С. 130.
20 Там же. С. 122.
21 Шахнович М. И. Указ. соч. С. 80-81.
22 Живая вода. С. 304.
23 Русское народное поэтическое творчество / отв. ред. Д. С. Лихачёв. - М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1956. - Т. 2. - Кн. 2. - С. 126.
24 Даль В. И. Указ. соч. Т. 1. С. 483.
25 Живая вода. С. 322.
26 Там же. С. 306.
27 Собрание народных песен П. В. Киреевского. Т. 2. С. 52.
28 Даль В. И. Указ. соч. Т. 1. С. 296, 297.
29 Евдокимов Л. В. Русский солдат и его служба в народных воззрениях // Военно-исторический журнал. - 2003. - № 8. - С. 74.
30 Там же. С. 75.
31 Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках XVIII - XX веков / изд. подгот. М. Я. Мельц [и др.]. - М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, Ленингр. отд-ние, 1961. - С. 71.
32 Даль В. И. Указ. соч. Т. 1. С. 296.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кормина Ж. В. Рекрутский обряд: структура и семантика (на материалах Севера и Северо-Запада России Х1Х-ХХ вв.) : автореф. ... дис. канд. культурологии. - М., 2000. - 20 с.
2. Белавин А. М., Подюков И. А., Черных А. В., Шумов К. Э. Война и песня. Солдатские и военные песни в фольклорной традиции Прикамья. - Пермь : ПГГПУ, 2005. - 200 с.
3. Подюков И. А., Свалова Е. Н. Образ войны в народном представлении (по диалектным и фольклорным материалам Прикамья конца XX - начала XXI в.) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2013. - № 3. - С. 17-27.
4. Голованова Е. И. Война в художественном осмыслении (по данным русского песенного фольклора) // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 37. - С. 133-137.
5. Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте. - СПб. : Петербургское Востоковедение, 2007. -624 с.
6. Гефнер О. В. Образ войны в русском культурном архетипе // Вестник Омского университета. -2019. - № 2. - С. 74-78.
Сведения об авторе
Гефнер Ольга Викторовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, истории, экономической теории и права Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина; научный сотрудник Сибирского филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644008, Россия,
Омск, Институтская пл., 1;
644077, Россия, Омск, ул. Андрианова, 28
E-mail: [email protected]
РИНЦ AuthorlD: 297067
ORCID: 0000-0001-5131-8391
Информация о статье
Дата поступления 27 сентября 2021 г.
Дата принятия в печать 27 октября 2021 г.
Для цитирования
Гефнер О. В. Образы войны и воина в мировоззрении русского народа (на материалах фольклора XVIII - начала XX в.) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 4 (32). С. 27-33. й01: 10.24147/2312-1300.2021.8(4).27-33.
O.V. Gefner
THE IMAGES OF WAR AND WARRIOR IN THE WORLD OUTLOOK OF THE RUSSIAN PEOPLE (ON THE MATERIALS OF FOLKLORE 18th -
BEGINNING 20th CENTURY)
This article analyzes the archetypal images of war and warrior in the mentality of the Russian people, ideological attitudes and values associated with military service and the fulfillment of military duty to the Fatherland. The source base of the research was made up of folklore materials - proverbs and sayings, folk songs, ditties. The war played a special role in Russian history, since the territorial position of the state, the features of the borders and the attractiveness of its resources led to the fact that Russia constantly became the object of external expansion, was forced to wage numerous wars. The constant involvement of war in the life of the people is reflected in its culture, including folklore. An analysis of folklore materials shows that the images of war and military service that were taking shape in the people's minds were deeply antinomical. On the one hand, war is a grief for the people, it causes fear, despair, rejection; military service is a hard lot for a soldier. On the other hand, war is the sacred cross of the people, their test, and the service of a soldier is their duty, feat, glory. In general, in the mentality of the Russian people, an image of a just defensive war of a providential nature is being formed.
Keywords: war; army; military service; folklore; military history; folk culture.
REFERENCES
1. Kormina Zh.V. Rekrutskii obryad: struktura i semantika (na materialakh Sever a i Severo-Zapada Rossii XIX - XX vv.) [Recruiting rite: structure and semantics (on materials of the North and North-West of Russia XIX-XXcenturies)], Author's abstract, Moscow, 2000, 20 p. (in Russian).
2. Belavin A.M., Podyukov I.A., Chernykh A.V., Shumov K.E. Voina i pesnya. Soldatskie i voennye pesni v fol'klornoi traditsii Prikam'ya [War and song. Soldier's and military songs in the folklore tradition of the Kama region], Perm, 2005, 200 p. (in Russian).
3. Podyukov I.A., Svalova E.N. Obraz voiny v narodnom predstavlenii (po dialektnym i fol'klornym materialam Prikam'ya kontsa XX - nachala XXI v.) [The image of war in the popular representation (based on dialectal and folklore materials of the Kama region of the late XX - early XXI centuries)]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiiskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Bulletin. Russian and foreign philology], 2013, no. 3, pp. 17-27. (in Russian).
4. Golovanova E.I. Voina v khudozhestvennom osmyslenii (po dannym russkogo pesennogo fol'klora) [War in artistic comprehension (according to Russian song folklore)]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 2013, no. 37, pp. 133-137. (in Russian).
5. Kolesov V.V. Russkaya mental'nost' v yazyke i tekste [Russian mentality in language and text], St. Petersburg, Peterburgskoe Vostokovedenie Publ., 2007, 624 p. (in Russian).
6. Gefner O.V. Obraz voiny v russkom kul'turnom arkhetipe [The image of war in the Russian cultural archetype]. Vestnik Omskogo universiteta [Herald of Omsk University], 2019, no. 2, pp. 74-78. (in Russian).
About the author
Olga V. Gefner - PhD in Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, History, Economic Theory and Law of the Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin; Researcher of the Siberian Branch of Likhatchev Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage (Omsk, Russia) Postal address: 1, Institutskaya pl., Omsk, 644008, Russia;
28, Andrianova ul., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected] RSCI AuthorlD: 297067 ORCID: 0000-0001-5131-8391
Article info
Received
September 27, 2021
Accepted October 27, 2021
For citations
Gefner O.V. The Images of War and Warrior in the World Outlook of the Russian People (on the Materials of Folklore 18th - Beginning 20th Century). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2021, vol. 8, no. 4 (32), pp. 27-33. DOI: 10.24147/2312-1300.2021.8(4). 27-33 (in Russian).