Научная статья на тему 'Образ войны в русском культурном архетипе'

Образ войны в русском культурном архетипе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
305
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА / РУССКАЯ КУЛЬТУРА / АРХЕТИП / МЕССИАНСТВО / ИСТОРИЯ / WAR / RUSSIAN CULTURE / ARCHETYPE / MESSIANSHIP / HISTORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гефнер Ольга Викторовна

В статье анализируются архетипические представления русского народа о войне. Характеризуются такие черты образа войны в русском культурном архетипе, как справедливость, святость, мессианство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF WAR IN RUSSIAN CULTURAL ARCHETYPE

The article analyzes the archetypal ideas of the Russian people about war. The paper characterizes such features of war image in the Russian cultural archetype as justice, holiness, messianship.

Текст научной работы на тему «Образ войны в русском культурном архетипе»

ФИЛОСОФИЯ PHILOSOPHY

УДК 130.2

DOI 10.25513/1812-3996.2019.24(2).74-78

ОБРАЗ ВОЙНЫ В РУССКОМ КУЛЬТУРНОМ АРХЕТИПЕ О. В. Гефнер

Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина, г. Омск, Россия

Информация о статье Аннотация. В статье анализируются архетипические представления русского народа

Дата поступления о войне. Характеризуются такие черты образа войны в русском культурном архетипе,

16.01.2019 как справедливость, святость, мессианство.

Дата принятия в печать 11.04.2019

Дата онлайн-размещения 05.07.2019

Ключевые слова

Война, русская культура, архетип, мессианство, история

IMAGE OF WAR IN RUSSIAN CULTURAL ARCHETYPE

Abstract. The article analyzes the archetypal ideas of the Russian people about war. The paper characterizes such features of war image in the Russian cultural archetype as justice, holiness, messianship.

O. V. Gefner

Stolypin Omsk State Agrarian University, Omsk, Russia

Article info

Received 16.01.2019

Accepted 11.04.2019

Available online 05.07.2019

Keywords

War, Russian culture, archetype, messianship, history

Война является социальным явлением, которое сопровождает человеческое общество на всех этапах его исторического развития. Вся история России также связана с многочисленными войнами. Историк С. М. Соловьев с 1055 по 1462 г. насчитал 245 известий о нашествиях на Русь и внешних столкновениях. Военный историк генерал Н. Н. Сухотин с XIV по XIX в. насчитал 329 лет войны из 525 лет русской истории, т. е. % ее существования [1]. Современные ис-

торики пишут о 70-80 (по разным подсчетам) войнах, которые вело наше государство. Можно утверждать, что почти вся история страны была историей войн, сражений, временем подготовки к ним и ликвидации их последствий. По мнению исследователей Н. А. Гулевской и А. Н. Гулевского, «война для русской истории - стержневой механизм развития» [2, с. 166]. Такая историческая судьба народа не могла не найти своего отражения в формировании

его культурного архетипа, понимаемого современной философией как совокупность глубинных базисных элементов культуры, архаических первообразов, символов, представлений о человеке, его месте в мире и обществе, ценностных ориентаций и установок, задающих образцы жизнедеятельности людей [3, с. 39].

Изучению русского культурного архетипа, менталитета, национального характера народа посвящены работы В. В. Колесова [4], В. К. Трофимова [5], Н. П. Мониной [3], Н. С. Пивневой [6] и мн. др. В них упоминается роль военного фактора в формировании менталитета, национального характера, русского государства. Однако образ войны в русском культурном архетипе нуждается в специальном исследовании. Выявление архетипических оснований отношения русского народа к войне позволит как расширить наше представление об архетипической матрице русской культуры в целом, так и сформировать некоторые теоретические установки для анализа военной политики, идеологии государства, ресурсов военно-патриотического воспитания российского общества.

В народном сознании, менталитете, культуре сложилось особое отношение к войне. Прежде всего это зафиксировано в языке. Обратимся к этимологии слова «война». Видный лингвист-русист В. В. Колесов в работе по исследованию русской ментальности отмечает, что в сознании русского народа «каждое слово, передающее смысл, с войнами связанный, отмечено отрицательным оттенком». «Война» - это некая ошибка, слово имеет общий корень со словом «вина». «Битва» - это битье; слово «рать» происходит от «реть», что означало яростное стремление, «сражение» - страсть падения, «по-ражения»; «драка» -раздирание и разор. И даже в слове «победа» сквозит горечь, так как «победа» означает «после беды», «по беде» [4, с. 182]. Колесов ссылается также на писателя и публициста И. Л. Солоневича, который говорил об отличиях в происхождении слова «война» в русском и европейских языках так: «Наши войны, по крайней мере большие войны, всегда имели характер химически чистой обороны. Так же, как германские - завоевания и английские - рынка. Не поэтому ли на трех языках термин «война» так близок терминам: «добыча» - в немецком (der Krieg - kriegen), «торговля» -в английском (the war and the ware), и бедствия - в русском (вой и война)?» [7, с. 185]. Хорошо передают отношение народа к войне как к горю, бедствию русские пословицы: войну хорошо слышать, да тяжело видеть; воин воюет, а ино и горюет; котору сторону

воюет, в той и горюет; воин воюет, а жена дома горюет (а детки горюют) [8, с. 307].

Архетипическая модель войны в русской культуре - это, как правило, защита, оборона, но не агрессия, не нападение. Во многом это связано с географическим положением России, ее исторической судьбой. Россия находится в центре Евразийского континента, обладает протяженными и открытыми границами, граничит с множеством различных государств, имеет богатые природные ресурсы, что на протяжении ее более чем тысячелетней истории постоянно привлекало завоевателей. Территорию государства приходилось постоянно отвоевывать у захватчиков, защищать от врагов. Как пишет И. А. Ильин: «История России есть история муки и борьбы: от печенегов и хазар - до великой войны двадцатого века. Отовсюду доступные, ни откуда не защищенные - мы веками оставались приманкой для оседлого запада и вожделенной добычей для кочевого востока и юга. Нам как будто на роду было написано - всю жизнь ждать к себе лихих гостей, всю жизнь видеть разгром, горе и разочарование; созидать и лишаться; строить и разоряться; творить в неуверенности; жить в вечной опасности; расти в страданиях и зреть в беде» [9]. История России, по образному выражению философа, была историей самообороны, осажденной крепости.

Внешняя уязвимость, вечный страх экспансии, постоянные военные угрозы, необходимость всегда быть готовыми к войне рождали идею оборонительной войны. Такая война изначально рассматривалась как справедливая, это война в защиту родной земли, своей культуры и религии. Поэтому в русском менталитете и культуре война представляется всегда как великая, всенародная, священная, жертвенная и т. п. Правда, а значит и сила, всегда на стороне русского народа, поэтому враг, как бы он ни был хитер и коварен, всегда обречен. Народ не просто одерживает над врагом, который есть воплощение вселенского зла, военную победу, но еще и моральную, способствует торжеству справедливости [2, с. 166]. Русские пословицы говорят: «Враг хочет голову снять, а Бог и волоса не дает»; «Солнца врагу не погасить, а нас не победить»; «Враг хотел пировать, а пришлось горевать»; «Жизни не пощадим, а врага победим» [10, с. 348].

Конечно, исторически неверно говорить, что сама Россия не начала ни одной войны. Современные отечественные специалисты выделяют, по крайней мере, девять войн, которые были начаты нашей страной. Однако и они позиционировались властью

перед обществом как справедливые: как войны в защиту угнетаемых народов, как возвращение ранее принадлежавших России земель, как превентивное отражение реальной угрозы и т. п. Можно отметить, при этом, что присоединяя новые земли, Россия действительно не разграбляла их, не уничтожала народы, не строила концлагеря, а наоборот, создавала условия для их социального и культурного развития в рамках государства. Как пишет Б. А. Никольский, «русскому народу всегда было чуждо римское "горе побежденным"» [1].

Обоснование, оправдание войны связано в русской культуре и с традиционными мессианскими идеями, также являющимися архетипическими для русской культуры. Русь, Россия, согласно этим идеям, имеет великое предназначение в мире, она -хранительница истинного христианства, ей предназначен великий подвиг борьбы с несправедливостью, злом, насилием, греховностью, она призвана спасти мир [11, с. 18]. И иногда средством, инструментом осуществления этой миссии вынужденно выступает война. Приведем выдержку из Высочайшего манифеста от 26 июля 1914 г. об объявлении состояния войны между Россией и Германией, которая ярко иллюстрирует, демонстрирует мессианский посыл, звучащий в призыве государства, обращенном к народу: «Ныне Австро-Венгрия, первая зачинщица мировой смуты, обнажившая посреди глубокого мира меч против слабейшей Сербии, сбросила с себя личину и объявила войну не раз спасавшей ее России. Силы неприятеля умножаются: против России и всего славянства ополчились обе могущественные немецкие державы. Но с удвоенною силою растет навстречу им справедливый гнев мирных народов, и с несокрушимою твердостью встает перед врагом вызванная на брань Россия, верная славным преданиям своего прошлого. Видит Господь, что не ради воинственных замыслов или суетной мирской славы подняли Мы оружие, но, ограждая достоинство и безопасность Богом хранимой Нашей Империи, боремся за правое дело... Да благословит Господь Вседержитель Наше и союзное Нам оружие, и да поднимется вся Россия на ратный подвиг с жезлом в руках, с крестом в сердце» [12, с. 94]. Понятно, что война имела конкретные причины: борьба за сферы влияния, геополитические, экономические интересы и т. п., но объясняя причины и смысл войны, власть совершенно очевидно обращается к тому архетипу войны, который сложился в менталитете народа.

С глубокой древности складывается в сознании народа образ воина, русского воинства, за которым и в народном творчестве, и в церковной традиции закрепилось название Христолюбивого. Подобные образы воинов встречаются в русских былинных сказаниях о воине-монахе Илье Муромце, о Добрыне Никитиче, бьющемся со змием (библейский символ мирового зла). Древнерусская литература («Слово о полку Игореве», XIII в., «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», XIV в.) повествует о самоотверженности и героизме русских воинов в борьбе с кочевниками половцами, татарами, о победе христианской Руси над врагами. В православной агиографии представлены неповторимые образы святых воинов - Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Пересвета, Андрея Осляби и мн. др. На гербе русского государства изображен святой воин и покровитель воинов Георгий Победоносец, борющийся со змием, вселенским злом - визуальное воплощение мессианской русской идеи.

В русском фольклоре (песнях, сказках, пословицах, загадках) представлен образ солдата - человека бывалого, умного, смекалистого, отважного, доброго. Для характеристики воинов в фольклорных произведениях используются такие эпитеты, как «добрый молодец», «удалой молодец, солдатский сын», «солдатушки-батюшки», «казаченько молодой» и др. Они свидетельствуют о благожелательном, ласковом, сочувственном, уважительном отношении народа к своим защитникам, их нелегкой доле [13, с. 76]. Воин (солдат, богатырь) - любимый персонаж русских сказок. Он борется с врагами, защищая родную землю, помогает слабым и обездоленным, борется против несправедливости, побеждает нечистую силу [14, с. 351-352].

Война в сознании русского народа, таким образом, это не война за территорию, богатство, славу, и убийство на этой войне не из-за выгоды или жестокости. Это «война священная», а ярость к врагу «благородная». Это война за Отечество, за правое дело, во имя добра, любви, справедливости, и поэтому сам Бог помогает в этом русскому народу. Русская пословица говорит: «Бой - святое дело, иди на врага смело».

Установка о справедливой народной войне, по мнению философа Ф. Н. Блюхера, - это «культурный код русского народа» [15]. Обращение к истории государства показывает, что Россия выигрывала войны, в которых реализовывалась идея оборонительной войны. Национальную гордость России составили крупные победы русской армии над сильными противниками-завоевателями, нападавшими на нашу

страну, - Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтава, Бородино, сражения Великой Отечественной войны. Войны способствовали объединению народа, сглаживанию социальных противоречий, рождению чувства самоидентичности и единства нации, патриотизма. Многие «духовные скрепы» народа имеют прямой или скрытый военный смысл: «Один в поле не воин», «Сам погибай, а товарища выручай» и т. п. А война выступает своеобразным мерилом, судом, испытанием для народа в его сплоченности, стойкости, силе духа, верности идеалам и ценностям. Снова находим подтверждение в русском фольклоре: «Золото огнем, а народ войной познается».

Сам характер власти и государства в России -централизация, самодержавие, деспотизм - также во многом объясняется ролью войны в русской истории. Формирование единого русского государства

было связано с военным фактором, с необходимостью свержения ордынского ига, осуществлялось военным путем, что приводило к формированию деспотических черт власти. Только сильное, централизованное государство, опирающееся на мощные силовые структуры, могло обеспечить защиту от многочисленных врагов. Однако, как отмечает И. А. Ильин, это был неизбежный путь для России: «или стереться и не быть; или замирить свои необозримые окраины оружием и государственною властью...» [9].

Таким образом, можно выявить следующие черты образа войны в русском культурном архетипе: война - это горе, бедствие, священный крест народа; война - оборона, защита, святой долг перед страной, поэтому она всегда справедливая, богоугодная; война ведется для борьбы с вселенским злом, во имя торжества добра, носит мессианский характер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Никольский Б. А. Войны России // Русский колокол. 1928. № 3. С. 65-72. URL: http://gosudarstvo. voskres.ru/army/nikolsky.htm (дата обращения: 10.09.2018).

2. Гулевская Н. А., Гулевский А. Н. Место войны как социального явления в национальном сознании российского общества: философский анализ // Вестн. Волгоград. академии МВД России. 2015. № 4. С. 165-169.

3. Монина Н. П. Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. 196 с.

4. Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. 624 с.

5. Трофимов В. К. Истоки и сущность русского национального менталитета (социально-философский аспект) : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Екатеринбург, 2001. 43 с.

6. Пивнева Н. С. Архетипические образы в русской культуре : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов-н/Д., 2003.

7. Солоневич И. Л. Народная монархия. М. : Ин-т рус. цивилизации, 2010. 624 с.

8. Даль В. И. Пословицы русского народа. СПб. ; М. : Изд-во М. О. Вольфа, 1879. Т. 1. 685 с.

9. Ильин И. А. О путях России // Русская идея. М., 1994. Т. 2. С. 128-134. URL: https://apologet.spb.ru/ ru/1303.html (дата обращения: 25.09.2018).

10. Даль В. И. Пословицы русского народа. СПб. ; М. : Изд-во М. О. Вольфа, 1879. Т. 2. 638 с.

11. Петров А. В. Мессианство русской культуры: проблема продуцирования социокультурных феноменов архетипичного : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2009. 24 с.

12. Шацилло В. К. Первая мировая война 1914-1918. Факты. Документы. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 480 с.

13. Гефнер О. В. Образ «государевой службы» в русском фольклоре XVIII - начала XX века // Катанаев-ские чтения: материалы VII Всерос. науч.-практич. конф., посвященной 195-летию Ом. кадетского корпуса и 160-летию со дня рождения генерал-лейтенанта Георгия Ефремовича Катанаева. Омск : Наука, 2008. С. 73-80.

14. Чернышев А. В. Архетипы древности в русской культурной традиции // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социология. Психология. Философия. 2010. № 1. С. 349-356.

15. Блюхер Ф. Н. Война и Россия // Vox. Электронный филос. журн. 2015. Вып. 18. URL: http:// vox-journal.org/html/issues/299/305 (дата обращения: 25.09.2018).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Гефнер Ольга Викторовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, истории, экономической теории и права, Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина, 644008, Россия, г. Омск, Институтская площадь, 1; e-mail: gefner@rambler.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Гефнер О. В. Образ войны в русском культурном архетипе // Вестн. Ом. ун-та. 2019. Т. 24. № 2. С. 74-78. DOI : 10.25513/1812-3996.2019.24(2).74-78.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Gefner Ol'ga Viktorovna - Candidate of Historical Sciences, Docent of the Department of Philosophy, History, Economic Theory and Law, Stolypin Omsk State Agrarian University, 1, Institutskaya square, Omsk, 644008, Russia: e-mail: gefner@rambler.ru.

FOR CITATIONS

Gefner O.M. Image of war in Russian cultural archetype. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2019, vol. 24, no. 2, pp. 74-78. DOI: 10.25513/1812-3996.2019.24(2).74-78. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.