Images of Venice in the works of Dimitri Bouchène
Guruleva Irina Vadimovna, Deputy head department, Department of Scientific Restoration and Conservation, The State Hermitage Museum, Saint Petersburg
The article is dedicated to research of artist Dimitri Bouchène’s (1893 – 1993) landscapes with views of Venice, performed from the late 1920s to the 1970s. Dimitry Bouchène is a Russian-French artist, best known as the author of set designs and theatre costumes. In Europe Bouchène successfully worked in different styles and genres: as a painter, book illustrator and graphic artist, designer. The artist’s easel graphics is studied in the literature rather poor, while landscapes and still-life, including those made while traveling in Italy and the south of France, are an important part of Bouchène’s artistic legacy. Drawing on the example of the Venetian landscapes, the transformation of Bouchène’s artistic style and the peculiarities of his use of various graphic and painting techniques are traced.
The study allows to comprehend wider and more complete the artistic heritage of the multifaceted and productive artist Dimitri Bouchène.
Keywords: landscape; graphics works; drawings; pastel; painting; Russian emigration; analysis of the artist’s style; Italy
Цитировать: Гурулева И.В. Образы Венеции в творчестве Дмитрия Бушена // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №2(18). – С. 74-83. EDN: RLOEUB. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-18.10
Гурулева Ирина Вадимовна, заместитель заведующего отделом, Отдел научной реставрации и консервации, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В статье рассматриваются пейзажи с видами Венеции, выполненные художником Дмитрием Дмитриевичем Бушеном (1893 – 1993) в период с конца 1920-х до 1970-х годов. Бушен – русско-французский художник, известный, прежде всего, как автор эскизов театральных костюмов и декораций. В Европе Бушен успешно работал в разных стилях и жанрах: как живописец, книжный и станковый график, дизайнер. Его станковая графика освещена в литературе довольно поверхностно, при этом пейзажи и натюрморты, в том числе выполненные в путешествиях по Италии и югу Франции, являются важной частью творческого наследия Д.Д. Бушена. На примере венецианских пейзажей прослеживается трансформация художественной манеры Бушена, особенности использования им разных графических и живописных техник. Исследование позволяет шире и полнее оценить творчество многогранного и плодовитого художника Дмитрия Бушена.
Ключевые слова: пейзаж; графика; рисунок; пастель; живопись; русская эмиграция; анализ творчества художника; Италия.
УДК 75.047+7.036
5.10.3 (Изобразительное искусство)
Гурулева И.В.
Образы Венеции в творчестве Дмитрия Бушена
Дмитрий Дмитриевич Бушен (1893 – 1993) – художник Русского Зарубежья. Он эмигрировал во Францию в 1925 году и там успешно и активно работал. Имя Бушена известно в отечественном и зарубежном искусствоведении прежде всего по его театральным работам – эскизам декораций и костюмов для опер и балетов; он сотрудничал с хореографами Сержем Лифарем, Джорджем Баланчиным, Куртом Йоссом, Леонидом Мясиным, Михаилом Фокиным.
Бушен работал в разных направлениях и техниках: как книжный и станковый график, живописец, дизайнер. Одним из любимых жанров художника был пейзаж, он много писал на пленэре, преимущественно на юге Франции и в Италии. Велико в наследии Бушена количество венецианских пейзажей. В настоящей статье автор предполагает сделать обзор работ, выполненных художником в Венеции, проследить на их примере трансформацию творческой манеры Бушена и отметить степень влияния на его венецианские работы других художников.
Д.Д. Бушен. 1925 год. Париж. Фотография из архива А.Д. Бушен
Бушена можно назвать русско-французским художником. Творческий путь он начал в России, в отечественной культурной среде закладывались основы его художественной манеры, в Петербурге Бушен вступил в объединение «Мир искусства», оказавшее сильнейшее влияние на его творчество. При этом бóльшую часть жизни – 68 лет – он прожил в Париже; во Франции окончательно сложился стиль художника, и именно в Европе он приобрел известность. К тому же Бушен – француз по происхождению, а после окончания Второй мировой войны, ему, как участнику Сопротивления, правительство Франции даровало гражданство.
В 1920 – 1930-е годы, когда Бушен оказался в Париже, роль Франции как страны расселения русских эмигрантов стала преобладающей (рис. 1). Художественная жизнь Европы была в то время исключительно насыщенной и динамичной. Бушен приехал во Францию художником молодым, ищущим и открытым. Участвуя в разных сферах художественной деятельности, пробуя себя во многих жанрах и направлениях, он сохранял верность ориентирам, заложенным в юности, в первую очередь, приверженности «культу прекрасного». Именно она, во многом, не дала Бушену увлечься модернистскими течениями, в которых ярко заявили о себе многие художники - выходцы из России, объединенные, наряду с мастерами, происходившими из других стран, понятием «Парижская школа». Творчество относимых к данному явлению художников крайне разнообразно, однако в той или иной степени ближе экспрессионизму, футуризму и многочисленным направлениям абстракционизма. Бушен не тяготел к подобному художественному языку. Его творчеству слишком мощный импульс был задан «Миром искусства»; он грезил прекрасным, сказочным, волшебным. Идеальной средой для применения и развития таких импульсов оказался театр, и сценография позволила Бушену добиться творческой реализации и известности. При этом, станковую графику художник не оставлял в течение всей своей жизни, активно выставлялся: в Париже, Лондоне, Праге, Нью-Йорке и Чикаго.
Обращаясь к воспоминаниям Александра Бенуа, друга и в определенной степени наставника Бушена, мы находим его наблюдения за первыми эмигрантскими годами художника: «Бушен был безгранично счастлив оказаться в Париже и ощущать его атмосферу. Но Бушен был готовым, стойко стоящим на своих ногах художником, и задачей он поставил себе не то, как бы ему уловить последние слова моды, не то, как бы ему угодить снобам, не то, как бы научиться ходячим формулам, а то, как бы себя усовершенствовать, как бы лучше выразить заложенное в нем...» [1, c. 275].
В июне 1927 г. работы Бушена были впервые выставлены в Париже, они вошли в состав последней выставки художников «Мира искусства». И. Жарновский так высказывался в газете «Последние новости» о достижениях Бушена к тому моменту: «…его принадлежность к «следующему поколению» очевидна. Его пастели, написанные в мягкой, почти тающей технике, в то же время очень сильны по своему рисунку и композиции. Мы помним Бушена по первым петербургским натюрмортам с изысканными фарфоровыми игрушками и книгами. Сейчас он стал проще и значительнее <…> он, пожалуй, наиболее «французский» из всех русских парижан» [2, c. 2].
С 1 по 15 марта 1928 года в галерее Фабра проходила первая персональная выставка Бушена. На ней было представлено двадцать пять работ, из них пятнадцать пейзажей, выполненных на Лазурном побережье и в Италии. Туда художник ездил каждый год после переезда во Францию.
Выставка заслужила высокую оценку Константина Сомова: «Третьего дня был вернисаж выставки D. Bouchène'а [Д. Бушена]. Она устроена в крошечном помещении Фабра, но в хорошем месте. Он стал отличным художником, работает исключительно пастелью и пейзажи. Они свежи, благородны в тоне, отлично нарисованы и все чудесного вкуса» [3, c. 329]. В декабре следующего, 1929-го, года проходит еще одна выставка: Бушен впервые выставляется в галерее Друо, с которой будет плодотворно сотрудничать в будущем. Журнал «Beaux-arts» отмечает традицию художника ежегодно делать своего рода отчеты о поездках на юг в виде «серии быстрых набросков, полных шарма» [5, c. 8].
Именно «южные» пейзажи, выполненные в Италии и Франции, проходят через все творчество Бушена-станковиста. Венецию он писал маслом, рисовал пером и тушью, гуашью и пастелью, демонстрируя характерную ему приверженность к графическим техникам. Ранние пейзажи выполнены в сглаженной, обволакивающей манере пастелью, а для зрелого стиля Бушена характерным является буйство красок, широта и свобода мазка, тенденция обобщать формы и привносить фантазийные элементы.
Итальянские мотивы рано появляются в творчестве Бушена. Это могло быть связано, в том числе, и с влиянием художников объединения «Мир искусства», испытывавших, как известно, особый интерес к культуре XVIII века в целом и Италии в эту эпоху в частности. Живопись и графика «мирискусников» изобилует изображениями Арлекинов, Коломбины, Пьеро, Пульчинеллы. Феерия масок, венецианских карнавалов, еще не виденных Бушеном лично, захватила его, и в работах художника, в том числе первых любительских театральных эскизах, «поселились» соответствующие мотивы. Персонажи комедии дель арте, венецианские маски, карнавальные костюмы можно встретить в работах Бушена разных жанров, в том числе совсем не связанных с театром.
Еще в Петрограде, в 1923 году, Бушен оформил иллюстрациями книгу А.Н. Кубе «Венецианское стекло», в которой, помимо собственно стеклянных изделий, изображены виды Венеции, стекольная мастерская, инструменты и стеклодув с трубкой.
В собрании Государственного Эрмитажа хранятся пять карандашных и перовых рисунков, выполненных художником в Венеции в 1929 году, как отмечено на монтировке одного из листов: «во время нашего первого посещения с Сергеем Эрнстом этого волшебного города, который навсегда останется одним из самых ярких впечатлений нашей жизни» .
Венецианские пейзажи носят ярковыраженный характер наброска, выполнены в свободной, беглой манере без четкой прорисовки. Отрывистые, резкие линии передают схваченные взглядом художника постройки, отдельные архитектурные детали, лодки. Карандашные наброски, более светлые по тону, выглядят легкими, воздушными, тогда как перовые - кажутся насыщеннее, резче. Это впечатление усиливается ярче выраженной фактурой бумаги, на которой выполнены рисунки пером.
Д.Д. Бушен. Венеция. Вид на площадь Сан-Марко из-под портика Наполеоновского корпуса. 1929. Бумага, карандаш. 23,9 х 30 см. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург Д.Д. Бушен. Венеция. Остров Сан Джорджо Маджоре. 1929. Бумага, тушь пером по карандашному наброску. 16 х 23 см. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
Пейзаж «Венеция. Вид на площадь Сан-Марко из-под портика Наполеоновского корпуса» (1929. Бумага, карандаш) (рис. 2) представляет собой перспективный вид на площадь сквозь арочные проемы. Беглыми штрихами намечены арочные столбы, рисунок пола, фонарь на потолке, контуры Собора святого Марка и Дворца Дожей. Несмотря на, казалось бы, небрежный характер рисунка, архитектурные формы переданы выразительно и узнаваемо. Выбранное художником место для написания рисунка создает впечатление, что и зритель стоит вместе с Бушеном под сводами портика и оттуда смотрит на площадь.
Перовые рисунки, выполненные Бушеном в Венеции, демонстрируют большýю степень обобщения форм и твердость линий, обусловленную техникой. Один из них, «Вид на остров Сан Джорджо Маджоре» (Бумага, перо, тушь; 1929) (рис. 3), выполнен, судя по ракурсу, с борта судна, в правой части рисунок пересекает линия, похожая на мачту. Собор в этой ведуте прописан достаточно детально, а окружающие его постройки и парусники в лагуне переданы очень бегло.
Велика разница между стилистикой и манерой Бушена в работах, выполненных в России и листах, написанных в эмиграции. Работы парижского периода отличают свобода, уверенность, легкость пера и карандаша. Очевидно, что на конец 1920-х – начало 1930-х годов пришелся момент развития очередного творческого этапа художника. Говоря о поездках по югу Франции и Италии, А.Бенуа замечал, что Бушен «год за годом продолжал совершенствовать свою манеру, развивать свой глаз, искать такую систему техники, которая сообщала бы его картинам наибольшую убедительность» [1, c. 275].
Определенное влияние на становление творческой манеры художника оказывали работы старых мастеров, художников-пейзажистов. Показательны в этом отношении венецианские перовые и карандашные рисунки. Примером для листов Бушена могла служить графика венецианских художников XVIII века – Франческо Гварди, Каналетто, Луки Карлевариса, Микеле Мариески и других. Их пейзажи-ведуты, панорамные виды архитектурных ансамблей Венеции, композиции-каприччо, несомненно, вдохновляли Бушена на создание подобных работ. При этом имеется в виду образец не столько стиля и манеры исполнения, сколько мотива и жанра.
Рисунки пером и карандашом составляют меньшую долю в творческом наследии Бушена. Художник любил работать в цвете, красочность и яркость отличает его театральные эскизы, и в станковой графике он также использует звучные цветовые решения. Исследователи и современники чаще всего говорят именно о буйстве красок в работах Бушена. Но к открытым, сочным цветам художник перешел постепенно. В первые годы эмиграции Бушен пишет много пейзажей пастелью. Они нежные и воздушные, иногда – как будто тающие или слегка окутанные дымкой. В выбираемой художником цветовой гамме преобладают светлые тона, преимущественно голубые и серые.
Д.Д. Бушен. Венеция. Остров Сан Джорджо Маджоре. 1929. Бумага, пастель. 48,5 х 27 см. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
В работе «Венеция. Остров Сан Джорджо Маджоре» (1929. Бумага, пастель) (рис. 4) Бушен снова пишет собор, который запечатлевал карандашом и пером, с той же точки зрения и с тем же причалом на переднем плане. Большая разница состоит не только в собственно технике исполнения, но и в степени проработки деталей: на пастели тщательно прописаны и берег с лодками, и постройки. Дымка, обволакивающая все изображение, приглушает тона; снизу вверх чередуются уровнями слегка размытые оттенки голубого и бежевого: песчаный берег - воды залива - освещенные солнцем здания - небо. В цветовом отношении пастель очень гармонична и уравновешенна. Вертикальный формат листа подчеркивается линией кампаниллы Сан Джорджо Маджоре.
Пастель «Венеция. Букет цветов на террасе с видом на море» (1929-1930-е) (рис. 5) – пример синтеза натюрморта и пейзажа. Бушен часто писал букеты цветов, в том числе на балконе или возле раскрытого окна, добавляя тем самым атмосферы композициям. В данном случае фрагмент террасы с вазой занимает правую нижнюю часть листа, а в противоположном углу изображена деталь занавески. Художник наметил, таким образом, взгляд со стороны террасы, но основное пространство пастели занято морским видом, причем на водной глади
Д.Д. Бушен. Венеция. Букет цветов на террасе с видом на море. 1929-е – 1930-е. Бумага, пастель. 48,5 х 63 см. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
изображен парусник, который уравновешивает композицию: не будь его, левая часть листа пустовала бы. Пастель написана легко, широкими свободными штрихами переданы вода и небо, с намеченными облаками и бликами, соответственно. Подобные букеты Бушена – светлые, наполненные воздухом – создают очень лирическое впечатление. Писатель и переводчик Дени Рош так отзывался о таких работах во вступительной статье к «Выставке русского искусства» 1932 года: «…он пишет гуашью или пастелью цветы, непринужденно объединенные в букеты, от которых никогда не устаешь» [7, c. 22].
Колорит пастели не насыщенный, преобладающий тон – серовато-сиреневый. Самые яркие, но при этом деликатные акценты в сдержанном колорите – на изображении самой террасы: сиреневые пятнышки цветов в букете и желтоватая занавеска. По сути, эта занавеска выполняет в этом листе роль кулис, за которыми открывается панорамный вид на море с парусником.
Очевидно, художнику понравился подобный вид, так как известен не один лист, изображающий похожий букет на том же балконе. Бушен в целом был мастером очень плодовитым, пейзажей он также писал очень много, создавая иногда серию видов одного и того же места, делая зарисовки с одного ракурса.
Эффекты кулисного оформления Бушен часто использовал в пейзажах, написанных из окна. Ему было свойственно применять в станковой графике театральные мотивы. В одном из писем сестре Александре художник отмечал, насколько близки для него Венеция и тема театра: «Я наслаждаюсь солнцем и этим чудесным городом, где мне знаком каждый камень и который всегда меня обвораживает, может быть, потому что Венеция построена как волшебная театральная декорация» [4].
Д.Д. Бушен. Венецианская бухта. Бумага, пастель. 48,5 х 62,5 см. Частное собрание. Д.Д. Бушен. Венецианская бухта. Холст, масло. 50 х 75 см. Частное собрание.
Многие венецианские виды он писал из окон домов, с балконов, находясь в гостях у своих многочисленных друзей. Например, Бушен бывал в знаменитом салоне княгини Эдмон де Полиньяк, который был устроен в палаццо Контарини-Полиньяк, в самом сердце Венеции. Княгиня де Полиньяк, дочь Айзека Зингера, основателя прославленной компании «Зингер», была известным меценатом, знатоком и ценителем музыки, держала салон и в Париже, и в Венеции, принимая ведущих композиторов, музыкантов, балетмейстеров своего времени. Среди ее гостей было и много выходцев из России, включая Сергея Дягилева и Игоря Стравинского.
Бушен, вероятно, свел знакомство с представителями известного рода де Полиньяк через дочь Жанны Ланвен. Бушен выполнял работы для дома Ланвен и был лично знаком с его хозяйкой. А дочь модельера была замужем за графом Жаном де Полиньяком. Ряд пейзажей Бушена, согласно названиям в приглашениях на выставки, выполнен в домах де Полиньяков – княгини Эдмон де Полиньяк, графини Шарль де Полиньяк.
Очевидно, что трансформация творческой манеры Бушена относится примерно к концу 1930-х – 1940-м годам. На протяжении жизни он не оставил комментариев о своих художественных поисках, но датировка произведений позволяет отметить новый подход к технике и исполнению именно в это время. Вероятно, это изменение связано с началом работы Бушена для театра. Первый полностью оформленный им спектакль – балет «Стихии» 1937 года, и эскизы декораций к нему демонстрируют новую, темпераментную и харáктерную манеру. От мягких контуров и нежной цветовой гаммы Бушен приходит к все более насыщенному звучанию красок, орнаментальности и декоративности композиций.
Эти перемены можно отметить на примере венецианских ведут. От использования мягких пастельных мелков художник переходит к гуаши, изредка обращается к масляной живописи. Любопытно сравнить два пейзажа, выполненные с одного ракурса, но в разной технике – два «Вида Венецианской бухты» (бумага, пастель; холст, масло) (рис. 6, 7). Бóльшая часть пространства обоих работ занята изображением воды и неба, при этом в обоих случаях вода передана темнее и насыщеннее, чем небо. Пейзаж маслом передает более пасмурную атмосферу, и небо светлее воды не сильно, а постройки на заднем плане в обоих случаях переданы почти единым массивом. Узнаваемо и практически идентично прописано здание Старой Таможни в левой части обоих пейзажей, даже одинаково обрезана статуя Фортуны – флюгер, венчающий башню. Контуры лодок на пастели обозначены более бегло, светлыми и черными штрихами, и лодок в принципе меньше. На живописном полотне Бушен использует фактуру масляных красок, обозначая яхты и кораблики сочными, густыми мазками, без излишней детализации.
В творчестве Дмитрия Бушена часто встречаются фантазийные мотивы; необычные персонажи, люди с крыльями бабочек или птичьими головами, «населяют» его театральные эскизы, книжную графику и оформительские работы. Причудливые фантастические элементы встречаются и в пейзажах. Характерным примером такого стиля можно назвать гуашь «Пейзаж в Венето» (рис. 8). Венецианскую архитектуру художник взял за основу и вписал в некий условный ландшафт – кампанилла собора Святого Марка и Дворец Дожей виднеются на заднем плане, среди зелени и небольших водных пятен, скорей похожих на лужицы. Высокое сине-зеленое небо довлеет над всей композицией, словно принижая и измельчая постройки, растворяя их в ландшафте. Они кажутся похожими на мираж в пустыне, только эта пустыня зеленая и влажная. Сразу бросается в глаза ветвь растения, пересекающая лист по диагонали. Ветви этого растения переданы с каким-то надломом: в том, как они тянутся вверх и вправо ощущается что-то надрывное. Судя по тому, как изображены листья в верхней части, ветви треплет ветер, носящийся по просторам этой зеленой пустыни. По контрасту с «пляшущими» ветвями, особенно статичными выглядят постройки вдали. Вся композиция может быть воспринята как иллюстрация к сну о Венеции или же воспоминание о ней.
Д.Д. Бушен. Пейзаж в Венето. Бумага, гуашь. 58 х 41,5 см. Частное собрание. Д.Д. Бушен. Сети возле Альберони. Бумага, гуашь. 52 х 74 см. Частное собрание.
Со временем Бушен в своих пейзажах все больше уходит от детализации, работая с цветовыми пятнами, выбирая декоративную манеру и вводя характерные ломаные линии и штрихи. Очень ярко этот подход проявляется в серии пейзажей-марин, в том числе выполненных в Венеции, на острове Лидо. Одна из них – «Сети возле Альберони» (рис. 9). Художник здесь работает в первую очередь цветом, используя разные оттенки синего, а также белые и черные штрихи. Пейзаж написан либо в пасмурный день, либо в вечерние часы, так как и небо, и море темные, переданы насыщенными синими и зеленоватыми тонами. На первом плане изображены рыбачьи сети. Судя по тому, что гуашей с сетями Бушен написал много, ему нравилось изображать морские снасти, которые состоят из переплетающихся веревок; они давали ему много простора для ломаных, извивающихся, переплетающихся линий. Сети натягивает и треплет ветер, они развеваются, завязываются в узлы, натягиваются и провисают….
Д.Д. Бушен. Венеция. Регата на Большом канале: вид с балкона палаццо Мочениго-Робилан. 1972. Бумага, гуашь. 34,6 х 23,8 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Как итог поисков художника в области пейзажа можно рассматривать гуаши 1970-х годом с видами Венеции. Вероятно, это одни из самых поздних работ Бушена, так как в 1980-х – 1990-х годах в силу возраста он уже не писал. Один из таких пейзажей, в собрании Государственного Эрмитажа – «Венеция. Регата на Большом канале: вид с балкона палаццо Мочениго-Робилан» (1972. Бумага, гуашь) (рис. 10). Сюжет с регатами очень характерен для венецианского искусства XVIII века, связь с которым в творчестве Бушена уже отмечалась. Регаты на Большом канале писали Лука Карлеварис, Каналетто, Франческо Гварди. У мастеров XVIII века регаты – многофигурные композиции, в которых детально прописаны оживленные зрители и участники лодочных гонок, суда, постройки, передана атмосфера яркого праздника. Бушен своим художественным языком решает ту же задачу. Интересно композиционное построение гуаши с изображением регаты. На нее художник смотрит с балкона, причем правый край листа занимает стена палаццо, в котором он находится. Полотнище флага, закрепленного на соседнем балконе, формирует собой центральную ось композиции, перпендикулярно которой идет линия противоположного берега. Суда, движущиеся по каналу, задают направление движения как бы вглубь листа. Пространство воды Бушен перечеркивает характерными для его поздней манеры штрихами: он наносит, светлые штрихи-блики и черные полосы. Движущиеся по воде лодки сформированы пятнами и разнонаправленными штрихами черного, желтого, коричневого цветов. Несмотря на то, что изображение выполнено довольно условно, схематично, этого достаточно, чтобы передать оживленное, праздничное настроение, а, главное, динамику.
Д.Д. Бушен. Венецианское каприччо. Бумага, гуашь. 73 х 103 см. Частное собрание.
Связь с венецианской живописью XVIII века Бушен обозначил группой рисунков-посвящений. Так, автору известны три похожие друг на друга гуаши, являющиеся определенной переработкой картины Гварди «Венецианский дож на Бучинторо у Сан-Николо на Лидо, день Вознесения» (Ок. 1775 – 1780. Холст, масло. Лувр, Париж). Рисунки Бушена, известные по разным источникам, по-разному в них именуются: «Посвящение Гварди» (бумага, гуашь, «Венеция» (бумага, гуашь), «Венецианское каприччо» из каталога аукциона в галерее «Друо» 1982 года [6, c. 28] (бумага, гуашь) (рис. 11). Бушен использует композицию Гварди, соблюдая в основном положение и расстановку лодок. Но, как и в рассмотренной выше регате на Большом канале, у Бушена лодки переданы в основном пятнами, мачты и весла штрихами-бликами, матросы и гондольеры – условными мазками. Голубовато-серые, жемчужные, тона Гварди сменяются насыщенными красками: небо и вода переданы почти сплошной заливкой интенсивного синего цвета, флаги – пятна яркого оранжевого. Картина Гварди, пусть и наполненная лодками и людьми, несет настроение спокойное и ровное. Каприччо Бушена же – динамичные, экспрессивные, на них лодки, люди, паруса и сами воды лагуны движутся размашисто и порывисто.
Подобная переработка наследия старых мастеров кажется довольно любопытной. Бушен отдает дань художникам, воспевавшим город, ставший очень близким и ему самому, но при этом повторяет, не копирует, а показывает свое, личное видение тех же пейзажей.
Такого рода посвящениями Дмитрий Дмитриевич дает понять, что живопись и графика великих художников-венецианцев, создававших пейзажи-ведуты, панорамные виды архитектурных ансамблей города, композиции-каприччо, несомненно, вдохновляли его на создание пейзажей. Интересно, что Константин Сомов писал после посещения одной из выставок художника: «Некоторые вещи Бушена напоминают не то Каналетто, не то Гварди, но без всякого им подражания» [3, c. 361].
В станковой графике, особенно в пастели, Бушен предстает художником как лиричным, так и экспрессивным. Его пейзажи 1920 – 1930-х годов нежны по колориту, легки по настроению. Позже художник в этих же жанрах больше работает гуашью: ярко, энергично, выразительно. Общими свойствами пейзажей всех периодов являются свежесть, легкость, динамичность.
Бушен, с его любовью к ярким краскам, блестяще проявил себя и в черно-белой графике; прорисовки в черном цвете он умел наделять глубокой образностью и эмоциональным началом. Венецианские пейзажи он создает, умело используя возможности техники: то легкими карандашными линиями, то густыми штрихами туши.
Начиная с 1940 – 1950-х годов складывается индивидуальный почерк художника, и с этого периода в его творчестве наблюдается равновесие, устойчивость стилевых характеристик. В первую очередь, это определенная линеарная манера: ломаные резкие штрихи (как светлые, так и темные), расчеркивающие пространство листа. Во-вторых, работа с цветом: тяготение к разным оттенкам синего, к черному и белому тонам, импульсивное наложение цветовых пятен, иногда – в виде брызг, иногда – рельефное, пастозное. Пейзажи Бушена зрелого периода отличает свобода композиционного решения и сложность эмоционального строя.
Литература:
1. Александр Бенуа размышляет…: статьи, письма, высказывания / подгот. изд., вступит. ст. и коммент. И.С. Зильберштейна и А.Н. Савинова. – М.: Совет. художник, 1968. – 752 с.: ил.
2. Жарновский И. «Мир искусства» в Париже / И. Жарновский // Последние новости. – 1927. – №2274. – С. 2.
3. Константин Андреевич Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников / вступ. ст., сост. Ю.Н. Подкопаева и А.Н. Свешникова. – М.: Искусство, 1979. – 681 с.: ил.
4. Berthelot P. Dimitri Bauchène. Exposition (Druet) // Beaux-Arts. – III (Mars). – 1931. – P. 8.
5. Exposition d’Art Russe: Paris, 2-15 juin 1932 / Préface de L. Réau; introduction de A. Alexandre, D. Roche. – Paris: Galerie "La Renaissance", 1932. Catalogue. – 48 p. : ill.
6. Письмо Д.Д. Бушена А.Д. Бушен от 06.09.71. ЦГАЛИ СПб. Ф. 686. Сдаточная опись № 4 документов музыковеда Александры Дмитриевны Бушен (1891–1991). Дело №2. Письма художника Дмитрия Дмитриевича Бушена сестре – музыковеду Александре Дмитриевне Бушен за 1958 – 1991 годы. 211 док.
7. Dimitri Bouchène : vente Nouveau Drouot / commissaire-priseur C. Robert. – Paris : [s. n.], 1982. – 32 p. : ill.