Научная статья на тему 'Образы тувинских народных игр в скульптурах малых форм'

Образы тувинских народных игр в скульптурах малых форм Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
100
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУВА / КАМНЕРЕЗНОЕ ИСКУССТВО / ЧОНАР ДАШ / АГАЛЬМАТОЛИТ / ТРАДИЦИОННАЯ ИГРА / TUVA / STONE-CUTTING ART / CHONAR DASH / AGALMATOLIT / TRADITIONAL GAME

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Майны Ш. Б., Иргит А. К.

В статье рассматриваются традиционные игры тувинского народа и их применение в творческих произведениях мастеров-камнерезов Тувы. Все виды тувинских народных игр отражены на агальматолитовых фигурках. Важное место в работе также занимает описание зрелищных видов спорта и народных игр тувинцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Images of Tuva people's games in the sculpture of small forms

The article discusses the traditional games of the Tuvan people and their application in the creative works of the stone-cutting masters of Tuva. All types of Tuvan folk games are reflected on agalmatolitic figures. An important place in the work also belongs to the description of spectacular sports and folk games of Tuvans.

Текст научной работы на тему «Образы тувинских народных игр в скульптурах малых форм»

Ш. Б. Майны

Тувинский государственный университет

А. К. Иргит

Тувинский государственный университет

ОБРАЗЫ ТУВИНСКИХ НАРОДНЫХ ИГР В СКУЛЬПТУРЕ МАЛЫХ

ФОРМ

В статье рассматриваются традиционные игры тувинского народа и их применение в творческих произведениях мастеров-камнерезов Тувы. Все виды тувинских народных игр отражены на агальматолитовых фигурках. Важное место в работе также занимает описание зрелищных видов спорта и народных игр тувинцев.

Ключевые слова: Тува, камнерезное искусство, чонар даш, агальматолит, традиционная игра.

S. B. Mainy

Tuvan State University (Tuva, Russia) A. K. Irgit

Tuvan State University (Tuva, Russia)

IMAGES OF TUVA PEOPLE'S GAMES IN THE SCULPTURE OF SMALL FORMS

The article discusses the traditional games of the Tuvan people and their application in the creative works of the stone-cutting masters of Tuva. All types of Tuvan folk games are reflected on agalmatolitic figures. An important place in the work also belongs to the description of spectacular sports and folk games of Tuvans.

Keywords: Tuva, stone-cutting art, chonar dash, agalmatolit, traditional game.

DOI 10.22405/2304-4772-2019-1 -3-39-49

У каждого народа есть свои национальные традиции, искусство, праздники, различные виды спорта, народные игры, нисколько не уступающие по красоте и динамике другим этносам, но отвечающие воле и духу собственного народа.

К настоящему времени имеется достаточно обширная этнографическая, историческая, культурологическая литература по проблемам игры. Среди работ, посвященных зарубежными учеными игровой культуре, прежде всего, необходимо выделить работы Э. Берна, К. Гросс, Р. Кайуа [2, 3, 7]. А в трудах известного нидерландского культуролога Й. Хейзинга «Homo ludens» подробно исследованы сущность, формы, природа и функции игры [23]. Игру, как социокультурное явление, изучил Ю. А. Левада [11].

Описание тувинских игр можно найти в работах П. Е. Островского, Ф. Я. Кона, Г. Е. Грум-Гржимайло, И. Т. Савенкова, Г. Н Курбатского, Х.Д.-Н. Ооржак, И. У. Самбу [18, 8, 4, 19, 10, 17, 20, 21, 22].

Ф. Я. Кон, исследователь-этнограф, рассмотрел и дал описание играм Тувы: кыдат-шыдыраа, кажык, даалы, тугул-шыдыраа, буга-шыдыраа, тос-оол. А также автор в своих записках описал борьбу хуреш и костюмы ее участников [8].

Уникальную скульптуру номадов Тувы можно найти на страницах писем и отчетов. Как пишет исследователь Ф. Я. Кон, что «вырезанные из агальматолита и дерева фигурки по тонкости и изяществу могут смело конкурировать с лучшими европейскими изделиями этого рода» [8]. Е. Г. Грум-Гржимайло тоже отмечал, что «сойоты льют из меди и режут из камня и дерева шахматные фигуры, нередко отличающиеся правдивостью композиции и художественный исполнением». Не соглашаясь с мнением Ф. Я. Кона, что шахматную игру номады переняли у китайцев, в качестве доказательства приводит факт, что при резьбе шахматных фигур тувинцы «следуют каким-то иным, а не китайским образцам», ибо «слон китайских шахмат заменен у них верблюдом (тевэ)», вместо воинов-солдат пешек» зайцы (толай) или гуси (хас) и гораздо реже фигуры сидящих халатников (олдар) [4].

Зрелищные виды спорта и традиционные игры являются самыми интересными и популярными сюжетами камнерезного искусства тувинцев. Камнерезное искусство - это скульптура малых форм из агальматолита, удобный для пластической обработки, созданная руками народных мастеров -резчиков.

Слово агальматолит произошло от греческого языка agalmatos -украшение, статуя и lithos - камень, а в тувинском языке называется чонар-даш, что в переводе означает «мягкий камень». Он используется камнерезами для изготовления поделок, статуэток, оберегов и пр. В России камнерезное искусство приобрело особый национальный колорит, прежде всего, в Бурятии и Туве [16].

Тувинские мастера создавали многофигурные композиции, изображая пары, передавая ритмическую согласованность их движений. Круглая скульптура малых форм показывает образы людей в привычной для них среде, за постоянным занятием, к ним относятся народные игры и фигурки, которые изображают участников народных празднеств, игрищ, спортивных соревнований.

В традиционной культуре тувинцев особое место занимает летний праздник животноводов Наадым. Кульминацией народного празднества являются три игры: аът чарыштырары, ча адары, хуреш. Во время национальной борьбы хуреш обязательно исполнялся танец орла - девиг [13, с. 87-88].

В. Д. Бабуева отмечает, что «у монгольских этносов движения в танце орла ассоциируются с полетом птицы Гаруды, имеющей солнечную природу. У тувинцев она называлась Хан-Херети куш. В индуистской и монгольской мифологиях, в произведениях устного народного творчества у кочевников встречается образ царя птиц - Гаруды» [13, с. 89]. Знаково-символическая

природа тувинской борьбы хуреш связана с поклонением Солнцу и является отражением его сущности.

Образы традиционных мужских игр показаны в камнерезных работах Монгуша Черзи, есть интереснейшие сюжеты композиций на тему национальной борьбы хуреш. Два борца хуреша, вырезанные из чонар-даша в различных движениях, передают спортивный накал ритуального состязания (рис. 1). Произведения мастера-камнереза отличаются своей целостностью и монументальностью, удивительно тонкой проработкой изяществом.

Рис. 1. «Борцы» Монгуш Черзи. 1968 г.

Работа Когела Саая «Могелер» удачно выполнена, она выразительна, пластична, динамична. С. Когел был удивительным народным мастером, художником, замечательным мастером композиции, на его работы никогда не устанешь смотреть. Они отличаются легкостью, тонкостью моделировки, изяществом композиции и графической выразительности рисунка, строгости чистоты линии. Изображая людей в борьбе хуреш, Саая Когел не стремится передать каждый мускул борцов. Он стремится к плотности, мощи композиции, чтобы она сама излучала силу. Это не просто два сцепившихся борца, а это конструкция сил, заключенных в камень - камень, не измельченный и не смазанный, как мыло, а цельный, передающий борцам свое качество и силу. Передал настроение и цельность изображения фигур (рис. 2).

Рис. 2. «Могелер» Саая Когел. 1988 г.

Соревнование по стрельбе из лука один из трех видов народных игрищ праздника животноводов. Поэтому камнерезы Тувы создают яркие, живые композиции на эту тему.

Рис. 3. «Ча-адары» Саая Когел. 1989 г.

Саая Когел с удивительной легкостью передает народную игру «ча-адары». Отличительной манерой авторского почерка Когела Саая являются мягкая моделировка, богатая декорировка, четкая продуманность и завершенность скульптурного произведения.

Впечатляющим зрелищем у тувинского народа являются конные скачки. Победителя скачек прославляли и в гриву коня вплетали хадак - ленту из дорогого шелка, преподносившуюся в знак глубокого уважения. Коня,

победителя, прославляли магталами, хвалебными поэтическими произведениями.

С давних времен неоценима роль лошадей в жизни тувинского народа. Конь - знаковая фигура для всех тюрков, узловое звено в культуре животноводов-кочевников. Согласно Г. Р. Балмахаевой, конь с древнейших времен олицетворял культ солнца и играл особую роль в жизни тюрко-монгольских народов Евразии. Основные атрибуты коня являются и в настоящее время очень важными символическими вещами, которые наделяются сверхъестественной силой, способной отгонять злых духов. В шаманизме таковыми являются подкова и камча, в переводе означает кнут, плеть [1, с. 211212].

Конные скачки в работах Байынды Эреса «Всадники» всегда были в движении, как живые динамичные фигурки (рис. 4).

Рис. 4. «Всадники» Эрес Байынды. 1989 г.

Тувинцы с детства прекрасно ездили верхом и по праву считаются прирожденными всадниками.

Рис. 5. «Всадники» Елизавета Байынды. 1988 г.

Слово «всадник» всегда олицетворяло ловкость тувинца, который заставит покориться молодого коня, медлительного верблюда, упрямого быка. Лошадь - друг скотовода, охотника и воина, недаром о них созданы замечательные работы мастерами камнерезного искусства.

Национальная подвижная игра «тевек» известна во всех уголках Тувы. Суть игры заключается в том, что играющие поочередно подбрасывают «тевек» ногой, соревнуясь в наибольшей ловкости [20, с. 22].

Рис. 8. «Тевек» Саая Когел. 1990 г.

Известный мастер, Дупчур Бригад, также изготовил интересную работу, эта игра «Даш кодурер» (поднятие тяжести, камня).

Рис. 9. «Кодурер даш» Дупчур Бригад. 1992 г.

Как отмечает У. Т. Ховалыг, игра в шахматы среди номадов Азии, наряду с их зрелищными видами соревнований, являются самой популярной настольной игрой, как во время традиционных праздников, так и в домашних условиях [24, с. 199].

Тувинцы в мир шахмат перенесли окружающий их с детства привычный мир, близкий и понятный каждому скотоводу - это образы верблюда, коня, собаки. При этом каждая шахматная фигура - творческая находка мастера-камнереза, отличающаяся реалистической трактовкой образа, яркой выразительностью, подчеркнутой динамикой, тонкой проработкой. Многие поколения безымянных мастеров, резчиков по кости, дереву и камню, нередко

вкладывали в создание шахматных фигур весь свой талант, превращая эти фигуры в подлинные произведения искусства [5, с. 195].

Рис 6. «Пари». С. Х. Кочаа. 1882 г.

Рис. 7. «Игра в шахматы» А. Н. Баранмаа 1994 г.

Таким образом, в творческих произведениях тувинских мастеров по камнерезному искусству применяются яркие сюжеты и сцены зрелищных спортивных состязаний, народных игр, наглядно показывающихся уникальную традиционную культуру Тувы. Камнерезное искусство Тувы вполне самобытно и имеет глубокие многовековые традиции.

В эпоху информатизации и глобализации камнерезное искусство восполняет потребности общества в общении с самобытной живой природой, является носителем традиционной культуры тувинцев. Каменная пластика Тувы имеет международный статус, а скульптура малых форм из агальматолита известных тувинских камнерезов находятся в музеях России и зарубежных странах, а также из года в год становится совершеннее и составляет одну из ярчайших граней декоративно-прикладного искусства Российской Федерации.

Литература

1. Балмахаева Г. Р. Сакральный образ коня в традиционной евразийской культуре // Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева. 2010. № 5 (66). С. 209-212.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы: пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992. 400 с.

3. Гросс К. Душевная жизнь ребёнка. Избранные лекции. Киев, 1916.

242 с.

4. Грум-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. В 3 т. Т. 3, вып. 1: Антропологичесий и этнографический очерк этих стран. Л.: Невск. тип., 1926. 412 с.

5. Иргит А. К. Тувинские шахматы в камнерезном искусстве малых форм // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С. 195-198.

6. Иргит А. К. История развития и современное состояние каменной пластики Тувы: дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 / Иргит Айлана Кадыр-ооловна. Барнаул, 2017. 216 с.

7. Кайуа Р. Игры и люди: статьи и эссе по социологии культуры / сост., пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2007. 304 с.

8. Кон Ф. Я. За пятьдесят лет. Т. 3: Экспедиция в Сойотию. М.: Изд-во Всесоюз. о-ва политкаторжан, 1934. 293 с.

9. Кужугет А. К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. 2-е изд, доп. Красноярск: Офсет, 2016. 320 с.

10. Курбатский Г. Н. Тувинцы в своем фольклоре (историко-этнографические аспекты тувинского фольклора). Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 2001. 464 с.

11. Левада Ю. А. Игровые структуры в системах социального действия // Системные исследования. М.: Наука, 1984. С. 269-281.

12. Майны Ш. Б. Традиционные игры в молодежном празднике тувинцев Ойтулааш: семантика и интерпретации в современных театрально -хореографических формах // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 2 (30). С. 151-154.

13. Майны Ш. Б. Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2013. № 4 (36). С. 87-92.

14. Майны Ш. Б., Буксикова О. Б. Проблемы трансформации народных игр тувинцев в современном сценическом искусстве // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2013. № 2 (34). С. 159-162.

15. Майны Ш. Б., Майны Ш. Б., Чооду О. А. Традиционная праздничная культура: понятие и сущность // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. № 2 (38). С. 56-60.

16. Ооржак В. О. Добыча Чонар-Даша: традиционная технология и элемент экологической культуры тувинцев [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2018. № 4. URL:

https://nit.tuva.asia/nit/article/view/815 (дата обращения: 20.07.2019).

DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2018.4.12.

17. Ооржак Х. Д.-Н. Тувинские народные подвижные игры. Кызыл, 1995. 50 с.

18. Островских П. Е. Оленные тувинцы // Северная Азия. М., 1927. № 5 (6). С. 79-94.

19. Савенков И. Т. К вопросу об эволюции шахматной игры: сравнительно-этногр. очерк. М., 1905. 128 с.

20. Самбу И. У. Из истории тувинских игр: историко-этногр. очерк. Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1974. 32 с.

21. Самбу И. У. Тувинские игры / пер. К. М. Аракчаа. Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1992. 108 с.

22. Самбу И. У. Тувинские народные игры: историко-этногр. очерк. Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1978. 140 с.

23. Хейзинга Й. Homo Ludens: ст. по истории культуры / пер., сост. и вступ. ст. Д. В. Сильвестрова; коммент. Д. Э. Харитоновича. М.: Прогресс -Традиция, 1997. 416 с.

24. Ховалыг У. Т. Шахматы в Тыве // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2010. Т. 9. № 5. С. 199-203.

References

1. Balmakhayeva G. R. Cakral'nyy obraz konya v traditsionnoy yevraziyskoy kul'ture [Sacred image of the horse in traditional Eurasian culture] // Vestnik Kazakhskoy akademii transporta i kommunikatsiy im. M. Tynyshpayeva. 2010. No. 5 (66). Pp. 209-212.

2. Berne E. Igry, v kotoryye igrayut lyudi: psikhologiya chelovecheskikh vzaimootnosheniy. Lyudi, kotoryye igrayut v igry: psikhologiya chelovecheskoy sud'by [Games People Play: The Psychology of Human Relationships]: translated from English. Saint-Petersburg: Lenizdat, 1992. 400 p.

3. Gross K. Dushevnaya zhizn' rebonka. Izbrannyye lektsii [Mental life of the child. Selected lectures]. Kiev, 1916. 242 p.

4. Grum-Grzhimaylo G. E. Zapadnaya Mongoliya i Uryankhayskiy kray [Western Mongolia and Uriankhai region]. In 3 vols. Vol. 3, issue 1: Antropologicheskiy i etnograficheskiy ocherk etikh stran [Anthropological and ethnographic sketch of these countries]. Leningrad: Nevskaya tipografiya publ, 1926. 412 p.

5. Irgit A. K. Tuvinskiye shakhmaty v kamnereznom iskusstve malykh form [Tuvan chess in stone-cutting art of small forms // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development]. 2012. No. 3. Pp. 195-198.

6. Irgit A. K. Istoriya razvitiya i sovremennoye sostoyaniye kamennoy plastiki Tuvy [History of development and current state of stone plastics in Tuva]:

dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Cand. Thes. ... Cand. Art History]: 17.00.04 / Irgit Aylana Kadyr-oolovna. Barnaul, 2017. 216 p.

7. Caillois R. Igry i lyudi: stat'i i esse po sotsiologii kul'tury [Man, Play and Games] / comp., trans. from French and intro. art. by S. N. Zenkina. Moscow: OGI, 2007. 304 p.

8. Kon F. Ya. Za pyat'desyat let [For fifty years]. Vol. 3: Ekspeditsiya v Soyotiyu [Expedition to Soyotia]. Moscow: Izd-vo Vsesoyuz. o-va politkatorzhan, 1934. 293 p.

9. Kuzhuget A. K. Dukhovnaya kul'tura tuvintsev: struktura i transformatsiya [Spiritual culture of Tuvans: structure and transformation]. 2nd ed., revised. Krasnoyarsk: Offset, 2016. 320 p.

10. Kurbatskiy G. N. Tuvintsy v svoyem fol'klore (istoriko-etnograficheskiye aspekty tuvinskogo fol'klora) [Tuvinians in their folklore (historical and ethnographic aspects of Tuvan folklore)]. Kyzyl: Tuvin. kn. izd-vo publ, 2001. 464 p.

11. Levada Yu. A. Igrovyye struktury v sistemakh sotsial'nogo deystviya [Game structure in social action systems] // Sistemnyye issledovaniya [System studies]. Moscow, 1984. P. 269-281

12. Mainy Sh. B. Traditsionnyye igry v molodezhnom prazdnike tuvintsev Oytulaash: semantika i interpretatsii v sovremennykh teatral'no-khoreograficheskikh formakh [Traditional games at a youth festival Tuvinians Oytulaash: semantics and interpretations in modern theatrical and choreographic forms] // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv. 2012. No. 2 (30). P. 151-154.

13. Mainy Sh. B. Narodnyye igry v traditsionnoy prazdnichnoy kul'ture tuvintsev [Folk games in traditional festive culture of Tuvinians] // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv. 2013. No. 4 (36). Pp. 87-92.

14. Mainy Sh. B., Buksikova O. B. Problemy transformatsii narodnykh igr tuvintsev v sovremennom stsenicheskom iskusstve [Issues of transformation of Tuvan folk games in the contemporary performing arts] // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv. 2013. No. 2 (34). Pp. 159-162.

15. Mainy Sh. B., Mainy Sh. B., Choodu O. A. Traditsionnaya prazdnichnaya kul'tura: ponyatiye i sushchnost' [Traditional festive culture: concept and essence] // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv. 2014. No. 2 (38). P. 56-60.

16. Oorzhak V. O. Dobycha Chonar-Dasha: traditsionnaya tekhnologiya i element ekologicheskoy kul'tury tuvintsev [Mining Chonar-Dash: traditional technology and an element of the Tuvans ecological culture] [Electronic resource] // Novyye issledovaniya Tuvy [New studies of Tuva]. 2018. No. 4. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/815 (reference date: 20.07.2019). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2018.4.12.

17. Oorzhak Kh. D.-N. Tuvinskiye narodnyye podvizhnyye igry [Tuvan folk outdoor games]. Kyzyl, 1995. 50 p.

18. Ostrovskih P. E. Olennyye tuvintsy [Reindeer Tuvans] // Severnaya Aziya [Northern Asia]. Moscow, 1927

19. Savenkov I. T. K voprosu ob evolyutsii shakhmatnoy igry: sravnitel'no-etnogr. ocherk [On the evolution of the chess game: comparative ethnographic feature article]. Moscow, 1905. 128 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Sambu I. U. Iz istorii tuvinskikh igr: istoriko-etnogr. ocherk [From the history of the Tuvan games: historical and ethnographic feature article]. Kyzyl: Tuvin. kn. izd-vo publ, 1974. 32 p.

21. Sambu I. U. Tuvinskiye igry [Tuvan games] / trans. by K. M. Arakchaa. Kyzyl: Tuvin. kn. izd-vo, 1992. 108 p.

22. Sambu I. U. Tuvinskiye narodnyye igry: istoriko-etnogr. ocherk [Tuvan folk games: historical and ethnographic feature article]. Kyzyl: Tuvin. kn. izd-vo publ, 1978. 140 p.

23. Huizinga J. Homo Ludens [Homo Ludens, a study of the play element in culture: art. on the history of culture] / trans., ed. and introd. art. by D. V. Sil'vestrov; comment. by D. E. Kharitonovich. Moscow: Progress-Traditsiya, 1997. 416 p.

24. Khovalyg U. T. Shakhmaty v Tyve [Chess in Tuva] // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Series: History, Philology. 2010. Vol. 9. No. 5. Pp. 199-203.

Статья поступила в редакцию 18.08.2019 Статья допущена к публикации 30.09.2019

The article was received by the editorial staff 18.08.2019 The article is approved for publication 30.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.