Научная статья на тему 'ОБРАЗЫ СВЯТЫХ АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИТАЛЬЯНСКОГО ХУДОЖНИКА XVIII ВЕКА'

ОБРАЗЫ СВЯТЫХ АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИТАЛЬЯНСКОГО ХУДОЖНИКА XVIII ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
англиканская церковь / епископат / сюжет / серия / атрибуты святых / Anglican church / episcopate / plot / series / attributes of saints

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Булгакова Алина

в статье рассматривается творчество итальянского художника XVII-XVIII веков Доменико Ваккаро и его серия из четырех работ, выполненных по заказу англиканской церкви. Персонажами серии выбраны святые, оставившие заметный след в реформации английской церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the work of the Italian artist of the XVII-XVIII centuries Domenico Vaccaro and his series of four works, commissioned by the Anglican church. As the characters of the series were selected saints, who left a notable mark in the reformation of the English church.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗЫ СВЯТЫХ АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИТАЛЬЯНСКОГО ХУДОЖНИКА XVIII ВЕКА»

ОБРАЗЫ СВЯТЫХ АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИТАЛЬЯНСКОГО ХУДОЖНИКА XVIII ВЕКА

БУЛГАКОВА Алина, директор Международного института антиквариата, к.п.н.

\\т

Аннотация: в статье рассматривается творчество итальянского художника XVII-XVIII веков Доменико Ваккаро и его серия из четырех работ, выполненных по заказу англиканской церкви. Персонажами серии выбраны святые, оставившие заметный след в реформации английской церкви.

Ключевые слова: англиканская церковь, епископат, сюжет, серия, атрибуты святых.

Abstract: The article considers the work of the Italian artist of the XVII-XVIII centuries Domenico Vaccaro and his series of four works, commissioned by the Anglican church. As the characters of the series were selected saints, who left a notable mark in the reformation of the English church.

Keywords: Anglican church, episcopate, plot, series, attributes of saints.

При создании серии картин художник объединяет их в цикл на основе общности сюжетов или персонажей, связанных между собой теми или иными обстоятельствами. Источником этого единства может служить литературное произведение, исторические события, мифология или религия. В частности, святые, жившие в одно и то же время, в одной стране или же состоявшие в одном и том же ордене, часто становились героями живописных серий. Так, четыре овальные композиции итальянского мастера Доменико Антонио Ваккаро (1678 - 1745) из Большого собрания изящных искусств ASG посвящены епископам, чья деятельность связана с Англией.

Ваккаро работал преимущественно в религиозном жанре. Много занимался настенной живописью, а с 1707 года специализировался на архитектуре и скульптуре. В 1730-е годы он вновь вернулся к заняти-

ям живописью. Многие его работы находятся в Неаполе, где он провел большую часть жизни.

Живописец часто исполнял заказы для крупных итальянских церквей и монастырей (Чертоза-ди-Сан-Марти-но, церковь Сан Джован-ни в Капуе, собор в Бари и т.д.). Серия из четырех работ собрания ASG была выполнена Ваккаро, вероятно, по заказу англиканской церкви, поскольку изображенные здесь святые оставили заметный след в истории реформации церкви в Англии. Одним из них является Хуго Ава-

Доменико Антонио Ваккаро Гуго Авалонский Италия, XVIII в. Холст, масло Овал 168x114,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-4135 (1)

Линкольнский собор

лонский, или Хуго Линкольнский (1135/40 - 1200) - французский дворянин, монах Ордена бенедиктинцев и картезианцев, епископ Диоцеза Линкольна (Англия). Наряду с Томасом Бекетом он является одним из наиболее известных святых Реформации. В католичестве этого святого поминают 16 ноября, в англиканстве - днем позже.

В девятнадцать лет Хуго получил сан диакона. Около 1159 года был назначен настоятелем монастыря в Сен-Максимене. С 1163 года слу-

жил в монастыре Гранд-Шартрёз, где установил суровые порядки среди священнослужителей. В 1180 году по указу Генриха II Плантаге-нета был назначен настоятелем монастыря Витама. 21 сентября 1186 года становится епископом Линкольна.

За год до этого в 1185 году в Англии произошло сильное землетрясение, в результате которого был разрушен Линкольнский собор. Гуго взялся за его восстановление в 1192 году, а закончен он был уже

Винченцо Кардуччи Явление ангелов-музыкантов святому Гуго Авалонскому 1632 год Холст, масло. 337x298 см Музей Пра-до, Мадрид

после его смерти в 1280-х годах. Сегодня мощи святого Хуго покоятся в этом соборе.

Гуго Авалонский был канонизирован 17 февраля 1220 года папой Гонорием III и почитался как покровитель больных, детей, сапожников и лебедей. Согласно канону его изображали высоким и сухопарым в одеждах картезианского ордена - белая ряса и темный капюшон. На голове в знак принадлежности к церкви выбрита тонзура. В руках он часто держит модель Линкольн-ского собора.

На картине Ваккаро из собрания ASG мы видим Гуго Авалонского с епископским посохом в интерьере храма. Его руки сложены в молитве, над головой - нимб и два парящих ангела. Взгляд Гуго обращен на потир с фигурой Младенца Христа, держащего распятие. Справа - белый лебедь, который, по легенде, явился святому во время рукоположения в епископы. Впоследствии святой имел крепкую дружбу с ле-

Франсиско де Сурбарана Гуго Авалонский 1637 - 1639 годы Холст, масло Музей Кадиса, Испания

Пир ыекуеетБ

№3 (19) 2017

Доменико Антонио Ваккаро

Григорий Великий Италия, XVIII в. Холст, масло Овал 168x114,5 см БСИИ ASG Инв. № 04-4135 (2)

Доменико Фетти Григорий Великий Начало XVII века Дворец изящных искусств, Лилль

бедем, охранявшим его, пока тот спал, и нападавшим на любого, кто приближался к Гуго. Лебедей можно встретить и на картинах других живописцев, изображавших святого. Данная птица присутствует рядом со святым в росписи алтаря картезианского монастыря Samt-Honoгë в Тюизоне (рядом с Абвилем), а так же в композициях Винченцо Кар-дуччи (1585 - 1638) и Франсиско де Сурбарана (1598 - 1664).

Птица сопровождает и еще одного святого - Григория Великого (ок. 540 - 604). Один из четырех латинских отцов церкви, в качестве папы (с 3 сентября 590 по 12 марта 604 гг.) он установил форму римской литургии и ее музыку (григорианский хорал). Ввел правило безбрачия для духовенства и содействовал распространению христианства в Англии, послав туда миссию во главе с Августином Кентерберийским.

При Григории церковная власть в Риме достигла такого могущества, что новый папа удалил из администрации Римской церкви всех мирян. Никогда до этого Римская

церковь не брала на себя фактически полностью бремя светской власти. Данный факт вызывал недовольство у Византийской империи, административный центр которой находился в Равенне. В 595 году император Маврикий написал оскорбительное письмо Григорию, которому не оставалось ничего иного, как заключение сепаратного мира с королем лангобардов (древнегерманское племя) Агилульфом. Прежде лангобарды неоднократно нападали на Рим, и Григорий сам занимался обеспечением защиты города. Он оплачивал войска, снабжал граждан продовольствием, охранял стратегические объекты, откупался от варваров, выкупал пленных. Неудивительно, что после смерти Григория папская казна оказалась пустой. Последние годы жизни святого были омрачены тяжелой

Франсиско де Сурбарана Григорий Великий Холст, масло. 125x198 см Музей изящных искусств, Севилья

болезнью, войнами, неурожаями, наводнениями и эпидемиями чумы. Однако в историю Григорий Великий вошел, прежде всего, своими научными трудами и толкованиями библейских книг. Некоторые сочинения святого были переведены на русский язык. В православии он получил имя «Двоеслов». В его литературном труде «Диалоги, или Собеседования о жизни итальянских отцов и о бессмертии души» повествование ведется от имени двух собеседников - субдиакона Петра и Григория.

Обычно святого изображают аскетичным старцем с седыми волосами и бородой. На его голове - митра, или папская тиара, в руках - книга. Таким он предстает на картине Франсиско де Сурба-рана, написанной в 1626 - 1627 годах, Хусепе де Риберы (1614 г., Национальная галерея старинного искусства, Рим) и Доменико Фетти (начало XVII века, Дворец изящных искусств, Лилль).

Изображение Григория из собрания ASG можно считать редким.

Здесь еще молодой святой облачен в кардинальские одежды с нимбом над головой. Одну руку он прижал к груди, а другую протягивает к лежащей перед ним шляпе галеро (геральдическому отличию сана кардинала) и ключам. В 577 году папа Бенедикт, вопреки желанию Григория, рукоположил его в диаконы и назначил на должность, ранее занимаемую отцом святого Гордианом, - одним из семи диа-конов-регионариев, управлявших церквями округов Рима. Бенедикт ввел Григория и в коллегию кардиналов - выборщиков папы.

В композиции Ваккаро над головой Григория - голубь. Диакон Петр, его секретарь, клялся, что часто видел, как белый голубь диктовал папе на ухо небесные наставления. Григорий и сам признавался в том, что слышал внутри себя, как Святой Дух, олицетворением которого является голубь, подсказывал ему толкования Священного Писания. На картине голубь несет в клюве оливковую ветвь, а рядом с ним изображена крепость. Ветви

он складывает на одну из чаш весов, которые держит в руках ангел с крестом (крест имеет две перекладины и является патриаршим, происходящим из Византии). На другой чаше весов - оружие, однако легкие оливковые ветви перевешивают, олицетворяя победу мира над войной. Данная аллегория призвана символизировать обеспечение Григорием защиты Рима от осаждавших город лангобардов и заключение с ними мира в 596 году.

Примечательно, что на картинах Ваккаро Гуго Авалонский и Григорий Великий достаточно похожи друг на друга. Идентична форма голов святых, длинные шеи, крупные черты лица, большие носы и оливковый цвет кожи. Аналогичную внешность имеет и еще один святой этой серии - Антельм Беллийский (1107 -1178) - настоятель картезианского монастыря Гранд-Шартрёз, епископ Белле. В 1140 году он созвал генеральный капитул, на котором картезианский орден приобрел официальный статус наравне с другими монашескими орденами Европы.

Доменико Антонио Ваккаро Антельм Беллийский Италия, XVIII в. Холст, масло Овал

168x114,5 см БСИИ ASG Инв. № 044135 (3)

Литография с изображением Антельма Беллийского 1854 год 20x12 см

Медиатека Элизабет и Роже Вайян, Бурк-ан-Брес

Антельм возглавлял монастырь Гранд-Шартрёз двадцать четыре года. За это время число монахов в обители значительно возросло, были восстановлены многие постройки, возведены оборонительные стены и акведук. В среде священнослужителей Антельм пользовался большим уважением. Особую любовь к святому выказывал Гуго Авалонский, находившийся под его началом на службе в монастыре.

В 1163 году Антельм был назначен епископом Белле за то, что поддержал папу Александра III в борьбе с его противником Виктором IV. На этом посту он проявил себя бесстрашным и бескомпромиссным реформатором, смело регулируя дела епархии. Именно он по поручению папы римского ездил в Англию с целью примирить короля Генриха II с Томасом Кентерберийским (Бекетом), но его миссия запоздала, а вскоре он скончался.

В искусстве изображения Антель-ма Беллийского довольно редки.

Доменико Антонио Ваккаро Томас Бекет Италия, XVIII в. Холст, масло. Овал 168x114,5 см БСИИ ASG, инв. № 044135 (4)

Сохранилась литография 1854 года, на которой святой изображен коленопреклоненным с распятием перед раскрытой книгой.

На картине Большого собрания изящных искусств ASG святой изображен смотрящим вверх на лампаду, зажженную парящим ангелом. Согласно легенде, после того как тело Антельма опустили в гробницу, зажглась лампада, которая горела только по большим праздникам. Одну руку он протянул к лампе, а в другой - держит книгу. Справа - еще один ангел с епископским посохом.

Что касается изображения четвертого святого в серии картин Вакка-ро, то эксперты аукционного дома «Аг^ипа!» оставили его не идентифицированным. Специфическая символика здесь отсутствует. При этом можно предположить, что если Вак-каро посвятил свою серию выдающимся европейским епископам, чья деятельность связана с Англией, то в нее логично впишется одна из ключевых фигур истории этой страны -Томас Бекет (1118 - 1170).

Бекет получил воспитание в рыцарском духе. В 1142 году он посту-

пил на службу к архиепископу Кентерберийскому Теобальду, по рекомендации которого новый английский король Генрих II назначил Томаса канцлером. Король быстро сблизился с Бекетом, который занялся воспитанием его сына и командовал многими военными операциями. После смерти Теобальда, благодаря протекции короля, Томаса избрали архиепископом Кентербе-рийским.

Поставив своего друга во главе кентерберийской кафедры, Генрих II надеялся тем самым подчинить себе церковь Англии. Однако Бекет не оправдал его ожиданий и стал

проводить политику, совершенно противоположную ожиданиям короля. Он потребовал возврата всей церковной собственности, незаконно изъятой в период гражданской войны, отошел от светского образа жизни, стал много молиться и тратить большие суммы на благотворительность.

30 января 1164 года Генрих II предъявил английской церкви Кла-рендонскую конституцию, содержавшую ряд статьей, существенно ограничивающих права духовенства. В частности клириков, совершивших преступления, обязывали представать не только перед духовным, но и перед светским судом, они не могли покидать Англию без разрешения короля или предавать анафеме его вассалов и т.д. Томас Бекет отказался подписывать данную конституцию и был вынужден бежать во Францию.

Король Франции Людовик VII не стал выдавать Бекета англичанам. Томас заручился также поддержкой папы Александра III и сицилийской королевы Маргариты Наваррской. Он призывал духовенство предать Генриха II анафеме и не признавать новую конституцию. Ситуация изменилась лишь в июне 1170 года, когда сын Генриха II -

Место убийства Томаса Бекета в Кентерберийском соборе

Изображение убийства Томаса Бекета из английского часослова Ок. 1390 года Национальная библиотека, Уэльс

Генрих Молодой - был коронован в Йорке. Церемонию совершили архиепископ Йоркский и епископы Лондона и Солсбери, хотя традиционно английских королей венчали на царство архиепископы Кентербери. Бекет при участии папы объявил коронацию недействительной, и Генрих II был вынужден примириться с изгнанником. Томас потребовал от короля опубликовать в Англии папское послание, осуждавшее Кларендонскую конституцию, и низложить трех епископов, совершивших йоркскую коронацию. В результате Генрих II позволил Бе-кету вернуться в Англию.

По возвращении на родину Бекет немедленно отлучил от церкви епископов, совершивших коронацию. Узнав об этом, король пришел в ярость и высказал вслух свое желание избавиться от этого «буйного попа». Четыре рыцаря восприняли

Vcta утЬоны YrcUl Kpil

r.iiUu.iiicnlï,^ H .\\iirUJrt>'

tVii^.-V-^-.JV,'^ JvJ înn'Annifat,,,*!- '-t, -P Piv -t / .'À''

Изображение Томаса Бекета XVII века [1]

Джон Опи

Убийство Томаса Бекета в Кентерберийском соборе Музеи Кентербери, Англия

эти слова как призыв к действию. 29 декабря 1170 года у входа в Кентерберийский собор они сообщили архиепископу, что король вызывает его для суда в Винчестер, но Бекет не повиновался. Тогда рыцари ворвались в собор, где Томас должен был возглавлять вечерню, настигли его на ступенях, ведущих к алтарю, и нанесли ему четыре смертельных удара мечом по голове.

Томас Бекет был причислен к лику святых 21 февраля 1173 года. Первые его изображения начали появляться уже в XII веке на Сицилии (мозаики апсиды собора Монреале) и Кастилии (церковь святого Николая в Сориа). Обычно он одет в епископские одежды, на нем митра, он держит епископский посох. В других вариантах он облачен в черную рясу бенедиктинского ордена, поверх которой надета красная риза. Иногда в его череп может быть вонзен меч. Кроме этого к атрибутам святого относят и канцлерскую цепь.

В Англии в ходе Реформации многие изображения Бекета были уничтожены Генрихом VIII, который

подверг святого суду по обвинению в государственной измене. Однако многие изображения архиепископа XII - начала XVI веков сохранились в других частях Европы.

На полотне из собрания ASG Томас Бекет изображен в молитве перед распятием и открытой книгой. Словно предчувствуя скорую смерть, он сложил руки на груди и обратил воспаленные глаза на распятого Христа. За спиной святого - ангел, держащий епископский посох.

Внешность Томаса Бекета на картине Ваккаро так же близка облику трех других персонажей серии. Все четыре работы достаточно велики по формату и имеют овальную форму. Фоном служат фрагменты храмовой архитектуры, погруженные в сумрак, а также драпировки. Трое святых, за исключением Томаса Бекета, достаточно легко узнаваемы по их традиционным атрибутам. В целом серия интересна выбором тематики с обращением итальянского художника XVIII века к средневековой истории англиканской церкви.

Ссылки:

1. St. Thomas Becket Biography.com [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/bitesize/ks3/history/middle_ages/ thomas_becket_henry_ii/revision/4/- Дата доступа: 05.09.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.