Научная статья на тему 'Кельтские Соборы VII века: борьба за наследие святого патрика'

Кельтские Соборы VII века: борьба за наследие святого патрика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
760
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СВЯТОЙ ПАТРИК ИРЛАНДСКИЙ / КЕЛЬТОЛОГИЯ / ИРЛАНДИЯ / ХРИСТИАНСТВО В ИРЛАНДИИ / ИСТОРИЯ ИРЛАНДИИ / КЕЛЬТСКОЕ ХРИСТИАНСТВО / МИССИОНЕРСТВО / СПОРЫ О ПАСХЕ / ST. PATRICK OF IRELAND / CELTIC STUDIES / IRELAND / CHRISTIANITY IN IRELAND / HISTORY OF IRELAND / CELTIC CHRISTIANITY / MISSIONS / EASTER CONTROVERSY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лисин Олег

Основной темой статьи являются пасхальные споры, волновавшие Кельтскую Церковь в VII веке. После краткого изложения биографии св. Патрика и описания двух христианских миссий в Ирландии и Англии, автор рассматривает события, приведшие к возникновению пасхальных споров, а также их последствия, которые, в конечном счете, привели к исчезновению Кельтской Церкви и самобытного кельтского христианства. В статье предпринимается попытка показать пасхальные споры как борьбу кельтов за наследие св. Патрика, апостола Ирландии и основателя Кельтской Церкви. Автор раскрывает бескомпромиссную позицию Рима и подчеркивает то, что по сути спор шел о подчинении кельтов Риму и о римской оценке кельтского христианства в целом. Отвергнув в споре авторитет кельтских отцов, римские клирики тем самым отвергли всю кельтскую традицию как не имеющую ценности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Celtic Councils of the 7th Century: a Struggle for the Heritage of St. Patrick

The main topic of this article is the Easter controversy, which worried the Celtic Church in the 7th century. Afer briefly summarizing the biography of St. Patrick of Ireland and describing the two Christian missions in Ireland and England, the author examines the events that led to the emergence of the Easter controversy, as well as their consequences, which ultimately led to the disappearance of the Celtic Church and original Celtic Christianity. Te article atempts to show the Easter controversy as a struggle of the Celts for the legacy of St. Patrick, the Apostle of Ireland and the founder of the Celtic Church. Te author shows Rome’s uncompromising position, emphasizing that although the dispute was outwardly focused on the date of the Feast of Pascha and the form of the tonsure, in fact it was a dispute about the subordination of the Celts to Rome and the evaluation of Celtic Christianity in general. Rejecting the authority of the Celtic Fathers in the dispute, the Roman clergy thus rejected the entire Celtic tradition as having no value

Текст научной работы на тему «Кельтские Соборы VII века: борьба за наследие святого патрика»

Теология

Диакон Олег Лисин

КЕЛЬТСКИЕ СОБОРЫ VII ВЕКА: БОРЬБА ЗА НАСЛЕДИЕ СВЯТОГО ПАТРИКА

Основной темой статьи являются пасхальные споры, волновавшие Кельтскую Церковь в VII веке. После краткого изложения биографии св. Патрика и описания двух христианских миссий в Ирландии и Англии, автор рассматривает события, приведшие к возникновению пасхальных споров, а также их последствия, которые, в конечном счете, привели к исчезновению Кельтской Церкви и самобытного кельтского христианства. В статье предпринимается попытка показать пасхальные споры как борьбу кельтов за наследие св. Патрика, апостола Ирландии и основателя Кельтской Церкви. Автор раскрывает бескомпромиссную позицию Рима и подчеркивает то, что по сути спор шел о подчинении кельтов Риму и о римской оценке кельтского христианства в целом. Отвергнув в споре авторитет кельтских отцов, римские клирики тем самым отвергли всю кельтскую традицию как не имеющую ценности.

Ключевые слова: святой Патрик Ирландский, кельтология, Ирландия, христианство в Ирландии, история Ирландии, кельтское христианство, миссионерство, споры о Пасхе.

Введение

В VII в. Кельтскую Церковь и все Британские острова сотрясали богословские споры. Один из главных вопросов касался даты празднования Пасхи. Кельты придерживались древней пасхалии, принесенной в Ирландию еще самим св. Патриком, распространяя ее и по Британским островам вместе с проповедью Евангелия. Однако из-за этого у кельтов и их паствы возникали конфликты с клириками, принадлежавшими Римской Церкви. Дата празднования Пасхи являлась в данном случае не просто календарным вопросом. Проблема была глубже. Речь шла о подчинении независимой Кельтской Церкви Риму. Поражение кельтской партии в этих спорах стало одним из тех исторических событий, которые в итоге привели к поглощению Кельтской Церкви Римом и исчезновению самобытного и уникального ирландского христианства.

Христианизация Британских островов шла в двух разных и независимых друг от друга направлениях. Первое — миссия св. Патрика в Ирландии в V в. Второе — миссия св. Августина Кентерберийского, которая осуществлялась в самом конце VI в. и имела отправной точкой графство Кент на юге Британии, на берегу Ла-Манша.

1. Биография святого Патрика Ирландского

Основным источником наших сведений о св. Патрике являются его творения. Однако они немногочисленны и малоинформативны. При этом, начиная с классической работы Дэниела Бинчи, посвященной святому1, в научном сообществе не принято брать во внимание всевозможные легенды и предания о св. Патрике. Два его древних «Жития», дошедшие до нас, во-первых, написаны спустя столетия после смерти

Диакон Олег Геннадьевич Лисин — аспирант кафедры богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (oleg762@gmail.com).

1 Binchy D.A. Patrick and His Biographers, Ancient and Modern. Dublin (Studia Hibemica 2) 1962. P. 7-173.

святого; во-вторых, противоречат друг другу при изложении некоторых обстоятельств жизни св. Патрика, поэтому достоверность приводимых в них фактов подвергается сомнению. Единственным подлинным основанием для воссоздания облика святого отца могут быть два его аутентичных творения — «Исповедь» и «Послание к воинам короля Коротика»2.

Основные же контуры жизни святого легко воссоздаются и ни у кого из исследователей не вызывают сомнений. Св. Патрик родился в семье, принадлежащей к высшим слоям романизированного британского общества. Его отец служил декури-оном3. Когда Патрику было около шестнадцати лет, его похитили и отвезли в рабство в Ирландию. Через шесть лет ему удалось бежать. Впоследствии Патрик вернулся в Ирландию, уже будучи епископом, и всю свою дальнейшую жизнь посвятил проповеди Евангелия. Однако если внимательнее вчитаться в творения святого отца, то можно выявить намного больше деталей, касающихся его жизни.

У нас нет никаких прямых указаний на возможную дату рождения св. Патрика. Тем не менее Ричард Хэнсон в своем исследовании, посвященном святому, выдвигает довольно интересное предположение. В «Исповеди» св. Патрик сообщает, что его отец Кальпорний был диаконом и декурионом. В обязанности декуриона, помимо некоторых административно-управленческих функций, входил также сбор налогов с населения. Профессия сборщика налогов всегда была презренна, ибо предполагала насилие над людьми и коррупцию, поэтому данный вид деятельности был несовместим со священным саном. Так каким же образом отцу св. Патрика удалось соединить взаимоисключающие должности? Хэнсон считает, что это могло произойти вследствие тяжелых политических потрясений, затронувших Британию в конце IV столетия. В 388 г. узурпатор Магн Максим, который вывел из Британии значительные силы римлян, был убит, поэтому в стране царил хаос до тех пор, пока туда ни прибыл римский полководец Стилихон и не навел в провинции порядок (395-399 гг.). По мысли Хэнсона, в этот сложный период политической нестабильности единственной незыблемой общественной силой в Британии являлось духовенство, поэтому на него и были возложены многие важные административные обязанности. Таким образом, Хэнсон относит рождение св. Патрика к периоду до 390 г4.

Данное предположение может быть подтверждено и с другой стороны. Если мы посмотрим внимательно, как описывает свое похищение св. Патрик, придем к определенным заключениям. Святой сообщает, что его увезли во время нападения на виллу отца, находившуюся недалеко от города5. На вилле не было вооруженной охраны, только слуги, но их убили нападавшие. Это событие можно отнести к 406 или 407 г., как раз к моменту, следующему за окончательным выводом римских легионов с территории Британии. Ясно, что люди живут на вилле вдали от города беспечно, не опасаясь нападения и не имея никакой охраны, они еще не привыкли к своему новому положению, не осознают, что беззащитны, ведь войска ушли. Можно предположить, это нападение было одним из первых: люди, многократно сталкивавшиеся с нападениями варваров, ощущающие опасность, уже не столь беспечны, чтобы проживать вдали от укрепленных городов без вооруженной охраны. Если нападение произошло около 406 г., сразу же после вывода легионов из Британии, то отняв 16 лет, возраст святого в момент похищения, мы получаем 390 г.

2 S. Patricii. Confessio // PL. 53. Col. 801; S. Particii. Epistola ad Coroticum tyrannum // PL. 53. Col. 813; Критические издания творений св. Патрика на латинском языке: White N.J.D. "Libri Sancti Patricii: The Latin Writing of St Patrick" Dublin, 1905. P. 235-260; Bieler L. "Libri Epistolarum Sancti Patricii Episcopi" Dublin, 1952. P. 56-103; Saint Patrick. Confession et Lettre à Coroticus // Sources Chrétiennes. Vol. 249 / Ed. R. P. C. Hanson. Paris, 1978. P. 70-153.

3 Epistola, 1. Цит. по: Патрик Ирландский, св. Послание к Коротику. Пер. Е. Агафонова // Богословский сборник. М., 2002. №9. С. 221-230.

4 Hanson R.P. C. The Life and Writings of the Historical St Patrick. New York: Seabury Press, 1983. P. 23.

5 Confessio, 1. Цит. по: Патрик Ирландский св. Исповедь / Пер. П. Ерофеева. СПб. : Общество Святого Креста, 2001.

Значит, можно согласиться с предположением Хэнсона о том, что датой рождения св. Патрика является 389 или 390 г. Конечно, это лишь предположения, основывающиеся на рассуждениях и косвенных данных, однако они заслуживают внимания.

Выше уже было сказано, что отец святого был диаконом. Помимо этого, св. Патрик сообщает, что его дед, Потит, был священником. То есть святой происходил из священнической семьи6.

Относительно того, какое образование получил св. Патрик или какое обучение он проходил, у нас также нет никаких прямых свидетельств. Однако, касаясь этой темы, исследователи обращают внимание на два факта, которые могут характеризовать религиозное и светское образование святого.

В «Исповеди» св. Патрик сообщает, что на момент его захвата в плен, он еще не знал истинного Бога7. Довольно странное заявление для ребенка, родившегося не просто в религиозной семье, а в семье священнослужителей. Значит ли это, что он не получил никакого религиозного воспитания и обучения? С другой стороны, описывая свое пребывание в плену, святой рассказывает о том, что все свободное время он посвящал молитве, и не только днем, но и ночью. Попав в тяжелые обстоятельства, он прежде всего обращается за помощью к Богу, хотя выше пишет, что не знал Его. Томас О'Лафлин считает, и с ним стоит согласиться, что первое сообщение св. Патрика о незнании Бога следует отнести к его опытной религиозной жизни. Тем самым просветитель Ирландии хочет сказать, что был в то время христианином чисто формально8, но, попав в трудные обстоятельства, вспомнил о Боге и обратился к Нему. Можно сделать вывод, что базовые знания о христианстве св. Патриком были получены еще в юности, в родительском доме, однако по-настоящему верующим он стал уже находясь в плену.

О дальнейшем развитии событий сам св. Патрик говорит достаточно ясно. Он был захвачен разбойниками и уведен в рабство9. В неволе занимался пастушеским делом — пас овец10. В это время произошло его внутреннее обращение к Богу и он начал молиться. Через шесть лет святому удалось бежать, сев на торговый корабль11. Его бегство и возвращение домой были непростыми: Патрику пришлось пройти через многие трудности, прежде чем он смог опять вступить в отчий дом. Вероятно, святой рассчитывал, что теперь его жизнь потечет спокойно, в родном доме, в окружении близких и дорогих его сердцу людей. Однако вскоре перед ним в сонном видении предстал некий муж, которого св. Патрик называет Викториций. Последний подал ему свиток со словами: «Голос ирландцев»12. Св. Патрик увидел в этом призыв Божий отправиться на проповедь Евангелия в ту страну, где он когда-то находился в рабстве.

Относительно даты смерти святого не существует единого мнения. У нас нет сколько-нибудь точных исторических свидетельств о том, когда это могло произойти, где и при каких обстоятельствах. Большинство исследователей избегают рассмотрения данного вопроса в своих работах, слишком много догадок и неясных предположений. Такие известные ученые, как Ричард Хэнсон и Томас О'Лафлин в своих книгах о св. Патрике вообще не касались данной темы. Филипп Фриман в своей работе, посвященной жизни святого, также нигде не рассматривает этот вопрос, однако в приложении к ней, в хронологической таблице, он датирует смерть св. Патрика 460 годом и ставит при этом знак вопроса, указывая на неточность утверждения13.

Единственной работой, где дате смерти уделено должное внимание, является книга Дэвида Дамвиля, посвященная 1500-летию со дня возможной смерти святого. В ней есть

6 Confessio, 1.

7 Ibid.

8 O'Loughlin Th. Discovering Saint Patrick. New Jersey, 2005. P. 53.

9 Confessio, 1.

10 Ibid, 16.

11 Ibid, 17.

12 Confessio, 23.

13 Freeman Ph. St. Patrick of Ireland. A Biography. New York, 2005. P. 197.

отдельная глава, в которой автор глубоко анализирует различные исторические документы, содержащие сообщения о смерти святого14. Это древние ирландские хроники и дошедшие до нас два жития святого, составленные Мурьху мокку Махтени15 и Тире-ханом16. Свидетельства этих источников можно разделить на три группы. Согласно свидетельствам первой группы, дату смерти св. Патрика следует отнести к периоду между 457 и 463 гг. Согласно второй группе, дата его смерти приходится на 493 г. Третья группа источников относит дату смерти к периоду между 550 и 600 гг. Поскольку третий вариант выглядит наиболее невероятным, его сразу можно отбросить. Среди первых двух наибольшее доверие вызывает именно первый вариант, тем более что он совпадает с указанным мнением Филиппа Фримана. Сам Дэвид Дамвиль не дает окончательного решения данного вопроса, он лишь приводит различные свидетельства, как бы предоставляя читателю сделать вывод самостоятельно. Но наименование его книги «Saint Patrick AD 493-1993», приуроченной к 1500-летию со дня смерти св. Патрика, указывает на то, что он все-таки относит кончину святого к 493 г. Однако данный вариант вызывает некоторые хронологические затруднения. Скорее, следует признать наиболее правдоподобным первый вариант: смерть святого отца произошла между 457 и 463 гг. Это согласуется с мнением Ричарда Хэнсона о том, что св. Патрик родился около 390 г., и с мнением Филиппа Фримана о том, что дата его смерти относится к 460 г.

Таким образом, следует признать наиболее вероятной следующую хронологию жизни св. Патрика: 390 г. — его рождение, 432 г. — начало миссии в Ирландии, 460 г. — смерть.

2. Миссия святого Патрика в Ирландии

Для начала необходимо попытаться выяснить, где, когда и какое богословское образование получил миссионер прежде принятия священного сана.

Дэвид Дамвил, проанализировав цитаты из Священного Писания, содержащиеся в творениях св. Патрика, пришел к следующему выводу: автор знаком с текстом Деяний апостольских по переводу Вульгаты. Все остальные книги Ветхого и Нового Заветов он цитирует по старолатинским переводам17. На первый взгляд, факт довольно необычный. Как могло получиться, что Евангелия, переведенные блж. Иеронимом до 384 года, неизвестны св. Патрику, а Деяния, переведенные позже, известны? Новейшие исследования доказали, что перевод книги Деяний не является трудом блж. Иеронима, но был выполнен в Риме в конце IV - начале V вв., вероятно, Пелагием или Руфином Сирийцем, учеником Иеронима Стридонского18. Этот факт может служить объяснением того, почему текст Деяний распространялся первое время в Европе отдельно и раньше Евангелий, переведенных блж. Иеронимом. В любом случае, цитирование Деяний, получивших распространение в Европе в начале V в., свидетельствует о том, что основное богословское образование св. Патрик получил не в доме родителей, где он проходил начальное обучение, а уже позже, после побега из плена.

Таким образом, о том, где именно проходил обучение и подготовку св. Патрик, можно точно сказать одно — не в Британии. Сам святой сообщает нам, что перед его избранием в епископа на него были возведены обвинения в грехах, совершенных в далекой юности, притом сделано это было его близким другом, которому св. Патрик когда-то исповедал свой грех. Рассказывая об этом, святой добавляет, что не присутствовал на этом суде, поскольку тогда его вообще не было в Британии19. Есть два

14 Dumville D.N. Saint Patrick AD 493-1993. New York, 1998. P. 29-33.

15 Muirchu moccu Matcheni. Vita Patricii // Bieler L. The Patrician Documents in the Book of Armagh. Dublin, 1979.

16 Tirechan. Collectanea de sancto Patricio // Bieler L. The Patrician texts in the book of Armagh. Dublin, 1979.

17 Dumville D.N. Saint Patrick AD 493-1993... P. 15-16.

18 Фокин А.Р. Блаженный Иероним Стридонский. Библеист, экзегет, теолог. М., 2010. С. 66.

19 Confessio, 32.

предположения о том, где святой мог находиться в это время. Первая версия гласит, что святой в ту пору пребывал в Ирландии, уже начав проповедь Евангелия местному населению, не имея притом епископского сана. И именно ради осуществления миссии его впоследствии посвятили в епископа. Этого мнения придерживался Людвиг Билер20.

Ричард Хэнсон стоит на иной позиции. Он полагает, что св. Патрик в это время проживал в Галлии, в одном из местных монастырей. Хэнсон считал, что святой не имел возможности и желания посетить Ирландию до того, как стал епископом21. По его мнению, когда св. Патрик вернулся из рабства, тогда на Британские острова пришло монашество, и святой перед отправкой на проповедь в Ирландию решил стать монахом. Как полагает Хэнсон, святой мог проживать или в Леринском монастыре, или в Осере, или в каком-нибудь другом знаменитом монашеском центре Галлии. Это предположение служит дополнительным объяснением особенностей латинского языка святого, который, по мнению Хэнсона, как раз является местным галльским диалектом22. На наш взгляд, эта точка зрения выглядит более убедительной. Во-первых, в «Исповеди» можно найти, правда, весьма туманное, указание на то, что святой действительно пребывал в монастыре в Галлии. Так, когда он говорит, что скучает, находясь в Ирландии, по своим родителям и близким, также упоминает, что очень хотел бы опять увидеться с друзьями, живущими в Галлии, и называет их при этом «святые Господни мужи»23. Создается впечатление, что он говорит о монахах галльского монастыря, а значит, он и сам там проживал какое-то время, раз называет их друзьями и мечтает увидеть вновь. Во-вторых, именно этого мнения придерживаются современные исследователи Томас О'Лафлин24 и Филипп Фриман25.

Где и когда св. Патрик принял священный сан, мы также не можем точно определить. Однако он сообщает нам, что в диакона был посвящен в 45-летнем возрасте. Он пишет об этом так: «Противники составили на меня обвинение в грехах тридцатилетней давности, в которых я покаялся Богу перед тем, как быть посвященным в диакона... Я не знаю даже, было ли мне тогда пятнадцать или нет»26. 15-летний возраст плюс 30-летняя давность составляют в сумме 45 лет. Больше св. Патрик ничего об этом не говорит. Филипп Фриман, сопоставив вышеприведенные доводы с той информацией, которую дает Мурьху мокку Махтени в написанном им «Житии святого Патрика», приходит к заключению, что миссионер жил в Галлии, в монастыре святого Германа Осерского. Сам св. Герман был известным борцом с пелагианством. Проспер Аквитанский сообщает нам в своей «Хронике» под 429 годом, что папа Целестин послал св. Германа в Британию для борьбы с пелагианством27. После первого путешествия на острова в 429 году Герман принял решение направить туда православного миссионера. Соответственно, выбор пал на св. Патрика, которого, посвятив в епископа, и отправили на Британские острова28.

Относительно даты начала его миссии, то есть даты прибытия в Ирландию, в современной науке сложилось однозначное мнение — это 432 год. Отправной точкой в рассуждениях служит сообщение Проспера Аквитанского под 431 годом: «Палладий был рукоположен папой Целестином и послан к ирландцам, верующим во Христа, как их первый епископ»29. Иначе говоря, св. Патрик не был первым епископом Ирландии, но им был Палладий. О Палладии известно немного: он родом из Рима и был архидиаконом при папе Римском Целестине, посвятившем его в епископа. О его

20 Bieler L. The Work of St. Patrick: St. Secundinus Hymn on St. Patrick. London, 1953. P. 30.

21 Hanson R.P. C. The Life and Writings of the Historical St Patrick... P. 105, 113.

22 Ibid.

23 Confessio, 43.

24 O'Loughlin Th. Discovering Saint Patrick. P. 58.

25 Freeman Ph. The World of St. Patrick. New York: Oxford University Press, 2014. P. 62-63.

26 Confessio, 27.

27 S. Prosperus Aquitanus. Chronicum Integrum // PL. 51. Col. 594.

28 Freeman Ph.. The World of St. Patrick. P. 60-61.

29 S. Prosperi Aquitani. Chronicum Integrum // PL. 51. Col. 595.

миссии точных исторических данных у нас нет. Однако есть основания предполагать, что миссия не была успешной, раз спустя немного времени в Ирландию прибывает св. Патрик, который и занимается обращением ирландцев в христианство. О Палладии же мы больше ничего не слышим. В «Житии святого Патрика», составленном Мурьху, говорится, что Палладий пробыл в Ирландии меньше года и уехал, решив вернуться в Рим. В следующем году в Ирландию прибыл св. Патрик. Томас О'Лафлин придерживается того мнения, что между миссиями Палладия и Патрика не может быть большого временного разрыва. Он согласен с Мурьху в том, что святой прибыл в Ирландию на следующий год после Палладия30.

Наиболее полное доказательство правильности этой даты дается Дэвидом Дам-вилем31. Он анализирует все доступные древнеирландские хроники, в которых есть упоминание о св. Патрике, проводя их подробный анализ и сравнивая их свидетельства с «Житиями св. Патрика», составленными Мурьху и Тиреханом. Он приходит к выводу, что хотя многочисленные исторические свидетельства и не могут быть признаны однозначно достоверными, но их общее согласие в указании на то, что миссия св. Патрика осуществлялась непосредственно за миссией Палладия, заслуживает доверия. Он полностью поддерживает точку зрения, согласно которой миссия св. Патрика началась в 432 году, оговариваясь при этом, что однозначной уверенности нет. Несмотря на некоторые сомнения, надо признать, вслед за многочисленными исследователями, что 432 год официально считается годом начала миссии св. Патрика.

Проходила она в нелегких условиях. Просветитель лишь вскользь упоминает о некоторых трудностях, и по этим упоминаниям мы можем понять, с чем ему пришлось столкнуться в Ирландии.

Ирландия в то время не имела централизованной системы власти. Вся территория страны была поделена между различными кланами, которые то вступали между собой в союзы, то враждовали друг с другом. Принадлежность к клану была жизненно необходима человеку, покольку именно это гарантировало выживание и защиту. Однако св. Патрик был чужестранцем и, следовательно, не мог принадлежать ни к одному из кланов и рассчитывать на защиту. В Ирландии того времени вообще не жаловали иностранцев, поэтому чужеземец, не имеющий защиты, рассматривался как легкая добыча. Для того чтобы иметь возможность передвигаться по территории различных кланов, чужестранец должен был платить деньги их королям32. Св. Патрик сообщает, что платил королям за их сыновей, которые, услышав проповедь святого и приняв христианство, решили следовать за ним, посвятив себя служению Богу33. Однако все это совсем не гарантировало ему безопасности. Так, святой сообщает, что однажды он был схвачен вместе со своими спутниками и закован в цепи. Их даже намеревались казнить, но, как пишет святой, его время еще не пришло, и Бог избавил его от смерти. По прошествии четырнадцати дней он вместе со спутниками был освобожден, и им даже вернули все отобранное. Еще святой пишет, что ему приходилось платить налоги, иногда в пятнадцать раз превышающие должную сумму! Однако он не считал эти деньги слишком большой ценой за ту радость, которая заключалась в общении с духовными детьми34. Мэйр де Паор считает, что Патрику приходилось нанимать переводчиков и проводников из среды образованной знати, потому что сам святой не знал местного языка, да и многие территории ему не были известны35.

Достигая самых отдаленных уголков Ирландии36, св. Патрик считал свою миссию и самого себя орудием в руках Божиих, необходимым для того, чтобы как можно больше людей возродилось в водах крещения. Однако проповедь Евангелия и крещение

30 O'Loughlin Th. Discovering Saint Patrick... P. 45.

31 Dumville D.N. Saint Patrick AD 493-1993. P. 39-43.

32 Confessio, 53.

33 Ibid, 52.

34 Ibid, 53.

35 De Paor Maire B. Patrick The Pilgrim Apostle of Ireland. New York, 1998. P.116.

36 Confessio, 51.

уверовавших были не единственной заботой просветителя. Забота о духовном укреплении новообращенных была для него не менее важна. Для утверждения паствы в вере св. Патрик поставлял священников на приходы37. Он придавал большое значение пастырскому служению. Основание для этого служения он видел в Евангелии, в отправке Господом учеников на проповедь. Святой считал, что по их примеру священники должны неустанно трудиться, укрепляя порученную им паству в вере и приводя неверующих к Господу38.

Будучи сам монахом, св. Патрик в своей проповеди делал упор на идеалы девственности и аскетического образа жизни. Именно этим можно объяснить то, что в Ирландии сразу же появляются монахи и монахини, а также просто люди, желающие посвятить жизнь служению Богу. Причем святой говорит, что первыми такой подвиг избирали дети знатных людей, он даже упоминает о королевских сыновьях39. Представляется, что это была наиболее образованная и прогрессивная часть ирландского общества. Может быть, тем, что лучшая часть ирландцев принимала монашество, или же самой природной склонностью местных жителей к аскетическому образу жизни и объясняется тот факт, что в последующие века монашество в Ирландии стало формой церковно-административной организации. Тогда даже епископы были подчинены настоятелям крупных монастырей, а сами настоятели, нередко не имевшие священного сана, фактически выполняли епископское служение в части административного управления церковным диоцезом40. Все духовенство в Ирландии было монашествующим, а любое церковное служение было сопряжено с принятием пострига. Монастыри стали не только духовными, но и культурными и научными центрами. Все школы находились в монастырях, любое образование можно было получить только в монастыре. Именно в ирландских обителях впервые появились книги на гэльском языке41.

3. Миссия святого Августина Кентерберийского

Вторая волна христианизации Британских островов началась с юга Англии — из графства Кент. И связана она была с именем первого архиепископа Кен-терберийского — св. Августина. В свою очередь, миссия св. Августина была инициирована и благословлена св. Григорием Великим (Двоесловом).

Как считает священник Эндрю Филлипс, в 595 г. в Риме побывал святой Григорий Турский. «Он — тот, кто знал о существовании в Англии франкской принцессы-христианки, вышедшей замуж за языческого короля Кента. Ее звали Берта, и она была дочерью Хариберта I Парижского. Более того, она происходила из благочестивой семьи. Ее мать — Ингоберга, потеряв мужа, стала монахиней. Ее бабка — св. Клотильда, а прабабкой была св. Радегонда. Епископ Турский знал обеих — Ингобергу и Берту, и кажется весьма вероятным, что он рассказал об этом папе»42. Папа Григорий загорелся идеей просвещения Англии светом Христовым. Для этой цели он избрал своего ученика — Августина, аббата монастыря Святого Андрея на Сицилии, основанного самим Григорием43.

Главным и практически единственным источником сведений о миссии св. Августина в Англии является «Церковная история народа англов»44 Беды Достопочтенного45.

37 Ibid, 50.

38 Confessio, 40.

39 Ibid, 52.

40 Walsh J. R and Bradley Th A History of Irish Church 400-700 A. D. Dublin, 2005. P. 79.

41 McNeill J. T. The Celtic Churches: A History A. D. 200 to 1200. Chicago, 1974. P. 74.

42 Phillips A. Fr. Orthodox Christianity and the Old English Church. 1988. P. 5.

43 Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. I, 23 / Пер. с лат. В. В. Эрлихмана. СПб. : Алетейя, 2001. C. 27.

44 Новейшее крит. издание: Bede Venerable. The Ecclesiastical History of the English People // The Greater Chronicle / Ed. And tr. Judith McClure and Roger Collins. England: Oxford University Press, 2009.

45 Более подробно он нем см., например: Blair Peter Hunter. The World of Bede. England: Cambridge 1990.

Св. Августин в сопровождении сорока монахов отправился в Англию через Галлию и, предположительно, весной 597 г. достиг ее берегов46. Миссия посланника папы Григория была успешной: ему удалось обратить в христианство короля Кента Этильберта. Новообращенный правитель всячески помогал миссионерам, и св. Августин основал кафедру в Кентербери, став первым архиепископом Кентерберийским. Как сам св. Августин, так и все его преемники были верными сынами Римской церкви и самого папы и потому принесли с собой не только свет Евангелия, но и римские церковные обычаи.

Дата и обстоятельства посвящения св. Августина в сан епископа остаются неясными. Беда не дает каких-либо временных указаний, но пишет только, что Августин был поставлен в епископа после того, как его миссия в Англии увенчалась успехом и ему удалось обратить короля Этильберта47. Однако российский ученый Николай Усков считает, что св. Августин был посвящен еще до своего отбытия в Англию. По мнению Ускова, это вытекает из обстоятельств самой миссии. Для обращения целого народа и массовых крещений необходимо было присутствие епископа48. Вероятно, рукоположение св. Августина было произведено в Арле местным епископом Этерием49. Св. Августин считался викарием Арльских епископов и, по замыслу свт. Григория Великого, должен был подчинятся им50. Сам св. Августин, в знак папского благословения, получил от папы Григория паллий.

Миссия св. Августина развивалась настолько успешно, что слава о нем как о великом святом и чудотворце разнеслась далеко за пределы Британских островов и даже достигла Рима. Папа Григорий даже был вынужден отправить ему специальное послание, говоря в нем, «что Всемогущий Бог из любви к тебе сотворил через тебя великие чудеса для народа, который ныне волею Его причтен к избранным... И какой бы еще власти творить чудеса ты не сподобился, имей в виду, что это дар не тебе, но тем, за чье спасение ты им награжден»51.

В последние годы своего короткого, но очень успешного епископства св. Августин предпринял несколько путешествий по острову. Мы знаем о его путешествии вокруг Эли, до Йоркшира и о посещении местечка Оксфорд, а также о визите в Страуд в графстве Глостершир. Данное путешествие, к сожалению, не имело положительного результата. Жители этих земель отвергли веру св. Августина, желая сохранить свои древние верования.

Архиепископ св. Августин Кентерберийский отошел ко Господу, вероятно, в 604 г.52 Если дата является правильной, то это означает, что он провел всего семь лет в Англии и преставился через десять недель после святого папы Григория Великого.

4. Пасхальные споры. Предварительный обзор

Прежде чем перейти к рассмотрению самих споров, необходимо сказать несколько слов об истории определения даты праздника Пасхи на Западе.

С момента распространения христианства по всему пространству Римской империи сложились две основные традиции празднования Пасхи — восточная и западная. Впервые спор о дате Пасхи разгорелся во II в. между папой Римским Виктором и епископом Ефесским Поликратом53. Римская традиция, восходившая, по преданию, к апостолам Петру и Павлу, предполагала празднование Пасхи в первый воскресный

46 Phillips A. Fr. Orthodox Christianity. P. 8.

47 Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. I, 27 / Пер. с лат. В. В. Эрлихмана. СПб. : Алетейя, 2001. C. 31.

48 Усков Н. Ф. Августин, архиепископ Кентерберийский // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2009. С. 93.

49 Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. C. 31.

50 Усков Н. Ф. Августин, архиепископ Кентерберийский. С. 93.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

51 Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. C. 41.

52 Там же. C. 51-52.

53 Евсевий Кесарийский. Церковная история. V, 24. СПб., 213. С. 253.

день после 14 нисана. В Ефесе же, ссылаясь на авторитет апостолов Иоанна Богослова и Филиппа, праздновали Пасху в самый день 14 нисана, независимо от того, на какой день недели он выпадал54. По мнению Болотова, «разность в тоне празднования определяется тем, что малоазийские христиане совершали в пасху "таинство страдания", а христиане всех других Церквей — "таинство Воскресения Господня"»55. Иначе говоря, в малоазийских Церквах Пасха рассматривалась как день смерти Спасителя.

Римский епископ Виктор (189-199 гг.) решил настоять на одновременном праздновании Пасхи всеми Церквами, именно в воскресный день после 14 нисана. Но Поликрат, епископ Ефесский, занимавший главное место между асийскими епископами, созвал последних на Собор и после совещания написал Виктору и Римской церкви о том, что они не намерены отступать от традиции56. По предложению папы были созваны Соборы: александрийский, палестинский, понтийский и несколько других, которые подтвердили правильность римской практики. «Однако Поликрат, имевший уже 65 лет о Господе, прошедший все святое писание. угроз Виктора не побоялся»57 и остался при своем мнении.

Две традиции сосуществовали до начала IV столетия. На I Вселенском Соборе одним из обсуждавшихся вопросов была дата празднования Пасхи. Сами определения Собора по этому вопросу не сохранились58, но мы можем судить о них по некоторым косвенным признакам. Так, в послании отцов Никейского Собора (325 г.) к Александрийской Церкви говорится: «Извещаем вас, что нашими молитвами решено дело и о согласном праздновании Пасхи, так что все восточные братья, прежде праздновавшие Пасху вместе с иудеями, отныне будут праздновать ее согласно с римлянами, с нами и со всеми, которые издревле хранят ее по-нашему»59.

В Риме и Александрии использовались разные пасхалии. Самые ранние из известных нам римских пасхальных таблиц были составлены Ипполитом Римским и основаны на восьмилетнем цикле60. В конце III столетия в Риме уже использовались 84-летние таблицы61. Они были распространены во всей Западной Церкви и применялись вплоть до реформ Дионисия Малого62.

В начале VI в. по поручению папы Римского Иоанна I римским аббатом Дионисием Малым были составлены новые таблицы на период в 532 года63. Дионисий успешно сочетал римские и александрийские пасхальные таблицы, тем самым объединив западный и восточный методы расчета Пасхи. Кроме того, Дионисий предложил вести летоисчисление от Рождества Христова64.

5. Соборы в Кельтской Церкви в VII веке: споры о Пасхе

Главным и практически единственным источником сведений о спорах, волновавших Кельтскую Церковь в VII в., для нас является «Церковная история народа англов»

54 Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. История летоисчисления в святоотеческой и восточнохристианской традиции. М. : Рус. издат. центр им. св. Василия Великого, 2014. С. 113.

55 Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. М., 1994. Т. 2. С. 431.

56 Евсевий Кесарийский. Церковная история. С. 254.

57 Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. М., 1994. Т. 2. С. 429.

58 Цыпин В., прот. Собор I Вселенский // Православная Энциклопедия. Т. 9. С 579.

59 Сократ Схоластик. Церковная История I, 9. (Библиотека классических и богословских текстов на греческом и русском языках) Афины, 2004. С. 23-24.

60 Кузенков П.В. Христианские хронологические системы. С. 89-100, 498.

61 Там же. С.116.

62 Там же. С. 115.

63 Фокин А.Р., Кузенков П.В. Дионисий Малый // Православная Энциклопедия. Т. 15. С. 351.

64 О реформе Дионисия подробнее см.: КузенковП.В. Христианские хронологические системы. История летоисчисления в святоотеческой и восточнохристианской традиции. М. : Рус. издат. центр им. св. Василия Великого, 2014. С. 261-268.

Беды Достопочтенного. Необходимо отметить, что, описывая события, связанные с этими спорами, Беда не остается беспристрастным рассказчиком. Он откровенно и недвусмысленно занимает антикельтскую и проримскую позицию, исходя из которой намеренно акцентирует внимание на одних моментах и скрывает другие.

Св. Патрик, начавший миссию в V в., придерживался старой пасхалии, которая исчезла в Европе после трудов Дионисия Малого. Вероятно, кельтская пасхалия была старой римской пасхалией, известной с III в. и использовавшей 84-летний цикл65. Возможно, она была заимствована святым Патриком в Галлии, во время его обучения и поставления в епископа, и затем принесена им в Ирландию.

После смерти св. Патрика христианство распространилось по территории всей Ирландии. Как мы уже писали выше, устройство Церкви в Ирландии было преимущественно монашеским. А ирландское монашество, по мнению Лиама и Мэйра де Паора, «с самого момента своего возникновения было преимущественно миссионерским»66. Ирландские монахи-миссионеры перенесли свою деятельность и на территорию современной Шотландии.

В 583 г. знаменитый кельтский миссионер святой Колумба основал монастырь на острове Айона, на западном побережье Шотландии. «Колумба был первым настоящим монахом-миссионером. Его пример вдохновил других монахов на миссионерские труды и в первую очередь на евангелизацию Нортумбрии»67. В 635 г. король Нор-тумбрии Освальд обратился к монахам Айоны с просьбой прислать ему миссионера. На это служение был отправлен святой Айдан. Он основал обитель на востоке Шотландии, на острове Линдисфарн. Именно этот монастырь и стал миссионерским центром Нортумбрии и других королевств Шотландии. Именно там и произошли первые контакты между кельтской и кентерберийской (римской) миссионерскими ветвями.

При этих контактах выяснилось, что некоторые церковные обычаи и практики двух традиций различаются. И прежде всего речь зашла о пасхалии. Кентерберийские клирики, естественно, придерживались римской пасхалии, тогда как ирландцы держались своей собственной, отличной от римской. Помимо пасхалии, споры вызывала ирландская форма тонзуры, которая выбривалась от уха до уха, тогда как в Риме было принято выбривать только затылок — Беда называет ее «тонзурой в форме короны»68. Также споры происходили вокруг обрядов крещения и поставления в епископа. Но прежде всего это были споры о пасхалии.

В течение VII в. происходили столкновения между клириками обеих традиций. Уже тогда многие участники этих споров смотрели на них гораздо шире, чем на просто споры о пасхалии. Беда Достопочтенный, наиболее подробно описывающий этот период и споры, сообщает нам, что Лаврентий Кентерберийский, преемник св. Августина по кафедре, совместно с некоторыми епископами писал ирландским клирикам о том, чтобы они держались обычаев Вселенской Церкви. «После Августина епископом стал Лаврентий, которого он посвятил еще при жизни, дабы после его смерти Церковь, будучи в непрочном еще положении, не лишилась бы пастыря даже на один час... Он [Лаврентий] знал, что у скоттов на их родине, как и у бриттов в самой Британии, жизнь и дела народа во многом противны обычаям Церкви, и особо отмечал, что они празднуют Пасху не в должное время, но, как мы уже говорили, с четырнадцатого по двадцатый день лунного месяца, поэтому он вместе с другими епископами написал письмо, увещевая их хранить мир и католическое согласие с Церковью Христовой, объемлющей весь мир»69. В приведенном отрывке обращает на себя внимание тот факт, что и для Беды, и для самого Лаврентия ошибочность пасхалии ирландцев заключается не в том, что их расчеты ошибочны, а в том, что они не согласны с Римской церковью.

65 Walsh J.R., Bradley Th. A History of Irish Church. P. 158.

66 De Paor Maire & Liam. Early Christian Ireland. P. 52.

67 Walsh J. R.., Bradley Th A History of Irish Church. P. 104.

68 Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. C. 104.

69 Там же. C. 52-53.

Беда также говорит, что папа Римский Гонорий (625-638) писал ирландцам, дабы они, живущие на краю мира, не думали, что они мудрее всех остальных Церквей. Он просил их не держаться отличной пасхалии вопреки римской практике70.

В 629 или 630 г. был созван Собор в местечке под названием Маг Лена, недалеко от Бирра. Собор принял решение отправить делегацию в Рим и другие западные Церкви, чтобы на месте выяснить, какие пасхалии используются в тех местах. Посланные возвратились в 632 г. с известием, что Рим и весь Запад придерживается единой римской пасхалии. Не это не оказало никакого влияния на ирландцев так же, как и послание новоизбранного папы Иоанна IV, в котором он призывал их принять римскую практику. Таким образом, кельты, несшие служение в северных областях Британии, продолжали держаться своей старой традиции. В то же время кентерберий-ские клирики, несшие Благую Весть с юга, окончательно убедились в правильности римской пасхалии. Сталкиваясь, эти две традиции вызывали конфликты между клириками и соблазн среди паствы.

Особой остроты споры достигли в 60-х гг. седьмого столетия. Король Нортумбрии Освий, принадлежа к Кельтской Церкви и, соответственно, к кельтской традиции, вступил в брак с кентской принцессой Энфлид, которая принадлежала к Кентерберий-ской Церкви. Беда сообщает нам о казусах и неприятных ситуациях, происходивших в королевском дворце. Король Освий и вся его свита праздновали Пасху согласно кельтской пасхалии, а королева и ее приближенные в это время продолжали пост и только готовились к празднованию Пальмового Воскресенья71. Всем было очевидно, что такое положение не может продолжаться и ситуация требует разрешения.

Интересно сообщение Беды о том, что «это различие в дате Пасхи терпели, пока был жив Айдан, поскольку все понимали, что он, хоть и празднует Пасху по обычаям тех, кто послал его, все же с усердием творит труд веры, милосердия и любви, присущий всем святым. За это он был любим всеми, включая тех, кто придерживался других взглядов относительно Пасхи. Его почитали не только простые люди, но и такие епископы, как Гонорий из Кента и Феликс из Восточной Англии»72. Иначе говоря, кельтская практика не смущала приверженцев Рима до тех пор, пока среди кельтов был святой Айдан, с авторитетом которого невозможно было спорить. Но как только среди кельтов не осталось подобных харизматических личностей, римская партия пошла в наступление.

Финиан, занявший место аббата в монастыре Линдисфарн после смерти Айдана в 651 г., пытался защищать кельтские традиции, но безрезультатно73. Его преемник Колман продолжил дело предшественника, но встретил серьезного противника в лице Эльхрита, короля Дейры, который находился под влиянием своего ближайшего советника Вилфрида74.

Вилфрид, бывший монах Линдисфарна, являлся одним из немногих кельтских монахов, посетивших Рим75. Вернувшись оттуда, он стал активным защитником римских практик. Беда так характеризует Вилфрида: «Ученейший муж, который изучал доктрины Церкви в Риме и много времени провел в Лугдуне у архиепископа Галлии Далфина»76. Король Эльхрит приблизил к себе Вилфрида, и совместными усилиями они начали распространять римские практики на территории Северной Англии и Шотландии. По настоянию Эльхрита Вилфрид был рукоположен в священника и назначен аббатом известного монастыря Рипон на севере графства Йорк-шир77. Рипон, основанный ирландскими монахами, был оплотом кельтских традиций

70 Там же. C. 72.

71 Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. C. 104.

72 Там же.

73 Там же. C.103-104.

74 Там же. С. 104.

75 Там же. С. 89.

76 Там же. С. 104.

77 Там же.

в Северной Англии. Назначив настоятелем Вилфрида, Эльхрит нанес тяжелый удар по кельтской партии. Новый настоятель энергично взялся за дело. Все монахи, не принимавшие римские обряды и практики, вынуждены были покинуть монастырь. Рипон, будучи крупным и почитаемым монастырем, стал центром распространения римского влияния в регионе.

К 664 г. обстановка настолько накалилась, что решено было созвать Собор78. Беда не сообщает, кто именно был инициатором Собора, но из того, что кельтская партия оборонялась, а кентерберийцы выступали в роли нападающих и обвиняющих, можно сделать вывод, что Собор был созван по инициативе римской партии. И не приходится сомневаться, что непосредственными инициаторами были король Эльхрит и епископ Вилфрид.

Собор решено было провести в монастыре Уитби (Стренескальк)79. Сама обитель находилась на территории королевства Дейра, где королем был Эльхрит, что давало несомненное преимущество римской партии. Однако его настоятелем была св. Хильда, ученица св. Айдана и верная хранительница кельтских церковных традиций80. Римскую партию на Соборе представляли: король Эльхрит, епископ Вилфрид, епископ Агильберт, диакон Джеймс и пресвитер Роман, духовник королевы Энфлид. Кельты были представлены Колманом, аббатом и епископом Линдисфарна, и его клириками, а также аббатисой Хильдой. Председательствовал на Соборе и выполнял роль арбитра епископ Кедд. Собор начался с выступления короля Освии, который призвал стороны соблюдать мир и найти приемлемое решение, определив в качестве правильной одну из традиций. Затем слово взял Колман. В своем выступлении он, защищая кельтскую практику, апеллировал к своим предшественникам, отцам, передавшим ему христианскую веру: «Способ исчисления Пасхи, которому я следую, я узнал от своих наставников, пославших меня сюда епископом; его придерживались все наши отцы, возлюбленные Богом. В этом способе нет ничего сомнительного и предосудительного, поскольку еще блаженный евангелист Иоанн, возлюбленный ученик Господа, соблюдал его вместе со всеми управляемыми им Церквами»81. Интересным выглядит факт апелляции Колмана к предшествовавшим ему отцам. Для такого важного момента в споре, где необходимо доказывать авторитетность своей позиции, естественно было бы услышать имена этих отцов. Громкие и известные имена сыграли бы важную роль в доказательстве правоты! Но Колман, в повествовании Беды, не называет ни одного82. Лишь позднее он упоминает святого Колумбу, но и то как бы невзначай83. В реальности, как представляется, Колман назвал имена своих великих предшественников, но Беда, возможно, желая принизить позицию Колмана, не стал их упоминать в своей «Истории». Очень вероятно, что Колман назвал среди отцов и имя св. Патрика, но Беда не сохранил нам этого факта. Для Беды было естественно скрыть это имя, поэтому на протяжении всей своей «Истории» он ни разу не упоминает, даже иносказательно, о миссии св. Патрика. Но вот о миссии Палладия, предшественника св. Патрика, Беда пишет, при этом нигде не упоминая о ее провале84. Объяснение этому может быть таким: миссия Палладия была отправлена папой римским Целестином, тогда как св. Патрик не получал благословения римского престола на свои труды и действовал независимо от него. И если вспомнить, что автор «Истории англов» занимает про-римскую и антикельтскую позицию, то его нежелание упоминать о Патрике, который осуществил миссионерский подвиг без санкции папы, становится очевидным!

С ответным словом выступил Вилфрид: «Пасха, которой мы придерживаемся, — та же самая, которую празднуют в Риме, где жили, учили, пострадали

78 Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. С. 107.

79 Там же. C. 105.

80 Walsh J.R., Bradley Th A History of Irish Church. P. 161.

81 Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. C. 105.

82 Там же.

83 Там же. С. 106.

84 Там же. С. 19.

и погребены блаженные апостолы Петр и Павел. Ее празднуют повсюду в Италии и Галлии, что мы обнаружили, проезжая через эти страны ради учения и молитвы. Мы знаем, что ее празднуют в одно и то же время в Африке, Азии, Египте, Греции и во всем мире, где распространилась Церковь Христова, среди всех народов и языков. Единственное исключение — эти люди и их сообщники в заблуждении, то есть пикты и бритты, которые здесь, на двух отдаленнейших островах Океана, в своей глупости воюют с целым миром»85. Прежде всего, обращает на себя внимание грубость Вилфри-да по отношению к своим оппонентам и его высокомерие. И далее Вильфрид приводит свой окончательный аргумент: «Если, услышав мнение апостольского престола, или, скорее, Вселенской Церкви, ты не следуешь ему, как самому Святому Писанию, ты совершаешь грех. Пусть твои отцы и святы, но неужели ты думаешь, что горсточка людей на краю отдаленнейшего из островов более права, чем Вселенская Церковь Христова, которая простерлась по всему миру? И пусть твой Колумба — впрочем, и наш, раз он Христов, — святой и добродетельный муж, но разве можно поставить его выше блаженнейшего предводителя апостолов, о котором Господь сказал: "Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного46?»8

Выступление Вилфрида было очень энергичным и лучше подготовленным, тогда как Колман выглядел растерянным и не таким убедительным. В результате победа была признана за римской партией. Король Освий, до этого колебавшийся в выборе, занял римскую сторону88.

Поражение кельтов на Соборе в Уитби имело для них катастрофические последствия. Колман и его монахи были вынуждены оставить обитель Линдисфарн и перебраться на Айону89. В результате кельтское присутствие в Шотландии сильно сократилось. Кельтские монастыри один за другим переходили в римскую юрисдикцию. Монахи и клирики, не согласные с этим, бежали в Ирландию. Адомнан, великий аббат монастыря на острове Айона и биограф св. Колумбы, принял римские практики, однако монахи этой обители отказались следовать его примеру90.

Несмотря на то что кельтская партия потерпела поражение на соборе в Уитби, сторонников кельтов в Уэльсе и на севере Шотландии оставалось еще достаточно. Тогда ради разрешения споров в 697 г. был созван еще один Собор, в Бирре. Здесь так же, как и раньше, одержали верх римляне, и кельты вынуждены были признать поражение. Как считает Джон Макнейл, именно позиция Адомнана, его авторитет и положение преемника св. Колумбы помогли римской партии одержать верх над кельтами на Соборе в Бирре91. В результате Айона — крупнейший и наиболее авторитетный кельтский монастырь на севере Шотландии — перешел под юрисдикцию Рима. Монахи, верные отеческим традициям, перебрались в Ирландию. Кельтское присутствие еще какое-то время сохранялось в Уэльсе, но к VIII столетию оно исчезло и там.

Заключение

В VII в. на территории современной Шотландии вспыхнули ожесточенные споры, ставшие результатом столкновения двух церковных традиций — кельтской и римской. Каждая из этих традиций хранила верность своим основателям — великим святым и миссионерам, св. Патрику и св. Августину Кентерберийскому. Святые отцы по-разному смотрели на церковное устройство. Св. Патрик видел свою Церковь как независимую от любых других церковных структур общину, объединенную лишь единой

85 Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. C.105.

86 Мф. 16, 18.

87 Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. С. 107.

88 Там же.

89 Там же.

90 Walsh J. R., Bradley Th A History of Irish Church. P. 163.

91 MacNeill John T The Celtic Churches. P. 117.

верой в Господа Иисуса Христа. А св. Августин, будучи верным сыном Рима, видел возможное существование своей Церкви лишь в общении с римским престолом.

Внешне спор велся об определении даты праздника Пасхи и формы тонзуры, однако на самом деле это был спор о подчинении кельтов Риму и об оценке кельтского христианства вообще. Отвергнув в споре авторитет кельтских отцов, римские клирики тем самым отвергли всю кельтскую традицию как не имеющую ценности.

Единственным источником сведений об этих спорах является «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного, который однозначно занимает проримскую позицию, выставляя кельтов с неблагоприятной для них стороны. Об этом свидетельствует уже один тот факт, что в своей «Истории» Беда абсолютно игнорирует личность св. Патрика, поэтому приводимые им сведения об этих спорах не всегда объективно отражают картину происходивших событий. Исходя из этого остается неясным, почему кельты отказались от защиты и борьбы за наследие своих отцов, но, смиренно оставив свои храмы и монастыри, удалились в Ирландию.

Пасхальные споры VII в. были одним из двух исторических факторов, приведших впоследствии к исчезновению Кельтской Церкви и уникального кельтского христианства. Безусловно, нельзя утверждать, что кельты были однозначно правы, защищая свои обычаи. Пребывая около двухсот лет в изоляции от всего христианского мира, кельты, естественно, создали новые или же сохранили старые обряды и практики, противоречащие общепринятым. Вне сомнения, это требовало исправления. Но позиция римской партии в этих спорах была столь враждебной и бескомпромиссной, что ни о каком диалоге не могло идти и речи. Кельтов, которые пытались апеллировать к авторитету своих почитаемых отцов, просто никто не слушал, а самих великих кельтских святых римляне даже не принимали во внимание, не считая их таковыми. Все это не способствовало спокойному диалогу. От кельтов требовалось одно — признать авторитет Рима, подчиниться ему и отказаться от своего наследия. Будучи более агрессивными и имея поддержку светской власти, римские клирики действовали довольно жестко, изгоняя кельтов из их монастырей и уничтожая их присутствие на землях, где некогда именно кельты проповедовали христианство.

Вторым ударом по Кельтской Церкви было вторжение викингов в конце VIII в. В 793 г. викинги разорили и сожгли Линдисфарн. В 795 г. набегам подвергся монастырь Айона. Для Кельтской Церкви наступили черные времена: викинги нападали на обители и храмы, грабя и разрушая все на своем пути. Самих монахов часто захватывали в рабство или просто убивали. Этого удара Кельтская Церковь уже не вынесла.

Впоследствии ее остатки были окончательно поглощены Римом без какого-либо сопротивления со стороны кельтов. Так прекратила существование одна из древних и самобытных христианских традиций. Основанная в одиночку великим апостолом Ирландии св. Патриком, она несла через своих миссионеров свет Христовой веры по всей Европе. Переписывая книги в скрипториях обителей, кельтские монахи сохранили для мировой литературы многие шедевры античных языческих и христианских авторов.

Остается лишь сожалеть о том, что Рим в данных спорах повел себя жестко и бескомпромиссно, не увидев необходимости в диалоге и какой-либо ценности в самой Кельтской Церкви.

Источники и литература

1. Binchy D.A. Patrick and His Biographers, Ancient and Modern. Dublin: Studia Hibernica 2 (1962). P. 7-173.

2. Bury J. B. The Life of St Patrick and his Place in History. London, 1905.

3. Hanson R P. C. The Life and Writings of the Historical St Patrick. New York: Seabury Press, 1983. P. 23.

4. O'Loughlin Th. Discovering Saint Patrick. New Jersey, 2005. P. 53.

5. Mohrmann C. The Latin of St Patrick. Dublin: Dublin Institute for Advanced Studies, 1961.

6. Dumville D.N. Saint Patrick AD 493-1993. New York, 1998.

7. Фокин А. Р. Блаженный Иероним Стридонский. Библеист, экзегет, теолог. М. : Центр библейско-патрологич. исслед. при Отд. по делам молод. Рус. Правосл. Церкви, 2010. — 224 с.

8. Bieler L. The Work of St. Patrick: St. Secundinus Hymn on St. Patrick. London, 1953.

9. Freeman Ph. The World of St. Patrick. New York: Oxford University Press, 2014.

10. De Paor Maire B. Patrick The Pilgrim Apostle of Ireland. New York, 1998.

11. Walsh J.R. and Bradley Th. A History of Irish Church 400-700 A. D. Dublin, 2005.

12. McNeill J.T. The Celtic Churches: A History A. D. 200 to 1200. Chicago, 1974.

13. Мейендорф Иоанн, прот. Единство империи и разделение христиан : церковь в 450680 гг. М. : Правосл. Св.-Тихон. гуманитар. ун-т, 2012. — 547 с.

14. Freeman Ph. St. Patrick of Ireland. A Biography. New York, 2005.

15. Phillips Andrew Fr. Orthodox Christianity and the Old English Church. 1988.

16. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов / Пер. с лат. В. В. Эрлихма-на. — СПб. : Алетейя, 2001. — 363 с.

17. Евсевий Кесарийский. Церковная история. СПб., 213.

18. КузенковП.В. Христианские хронологические системы. История летоисчисления в святоотеческой и восточнохристианской традиции. М. : Рус. издат. центр им. св. Василия Великого, 2014. — 992 с.

19. Сократ Схоластик. Церковная История. Библиотека классических и богословских текстов на греческом и русском языках. Афины, 2004.

Deacon Oleg Lisin. The Celtic Councils of the 7th Century: a Struggle for the Heritage of St. Patrick.

The main topic of this article is the Easter controversy, which worried the Celtic Church in the 7th century. After briefly summarizing the biography of St. Patrick of Ireland and describing the two Christian missions in Ireland and England, the author examines the events that led to the emergence of the Easter controversy, as well as their consequences, which ultimately led to the disappearance of the Celtic Church and original Celtic Christianity. The article attempts to show the Easter controversy as a struggle of the Celts for the legacy of St. Patrick, the Apostle of Ireland and the founder of the Celtic Church. The author shows Rome's uncompromising position, emphasizing that although the dispute was outwardly focused on the date of the Feast of Pascha and the form of the tonsure, in fact it was a dispute about the subordination of the Celts to Rome and the evaluation of Celtic Christianity in general. Rejecting the authority of the Celtic Fathers in the dispute, the Roman clergy thus rejected the entire Celtic tradition as having no value.

Keywords: St. Patrick of Ireland, Celtic studies, Ireland, Christianity in Ireland, history of Ireland, Celtic Christianity, missions, Easter controversy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Deacon Oleg Lisin — Graduate Student at the Department of Theology of the Sts. Cyril and Methodius Institute for Post-graduate Studies (oleg762@gmail.com).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.