Научная статья на тему 'Кем же все-таки был епископ Палладий?'

Кем же все-таки был епископ Палладий? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
258
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРЛАНДСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ПЕЛАГИАНСКАЯ ЕРЕСЬ / ЖИТИЯ СВЯТОГО ПАТРИКА / ШОТЛАНДСКИЕ СВЯТЫЕ / РЕКОНСТРУКЦИЯ И КОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИИ КАК МИФА / IRISH CHURCH / PELAGIANISM / LIVES OF SAINT PATRICK / SCOTTISH SAINTS / THE CONSTRUCTION OF THE HISTORY AS A MYTH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михайлова Татьяна Андреевна

431 год представляет собой важную дату в истории ирландской церкви. Согласно «Хронике» Проспера Аквитанского, в этом году папа Целестин послал к ирландцам, «уверовавшим в Христа», епископа Палладия. Сложилось общее мнение, что по крайней мере континентальных свидетельств о нем более не сохранилось. Ирландские данные говорят о неудачной миссии Палладия и называют первым епископом Ирландии святого Патрика. В статье даются новые сведения о дальнейшей судьбе Палладия и делается попытка его идентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Михайлова Татьяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Who at last was the bishop Palladius?

The year 431 represents a famous date in the history of Irish church. In this year, according to the Chronicle of Prosper of Aquitaine, the Pope Celestine sent a bishop named Palladius to Ireland, to the ‘scottos’ believing in Christ. But the consensus is that no real traces of Palladius survive after that mention in continental sources. All Irish testimonies claim that Palladius failed to fulfill his mission and the first bishop of Ireland was saint Patrick. The paper presents new evidence for identifying Palladius and describing his later destiny.

Текст научной работы на тему «Кем же все-таки был епископ Палладий?»

Т. А. Михайлова

КЕМ ЖЕ ВСЕ-ТАКИ БЫЛ ЕПИСКОП ПАЛЛАДИЙ?

431 год представляет собой важную дату в истории ирландской церкви. Согласно «Хронике» Проспера Аквитанского, в этом году папа Целестин послал к ирландцам, «уверовавшим в Христа», епископа Палладия. Сложилось общее мнение, что по крайней мере континентальных свидетельств о нем более не сохранилось. Ирландские данные говорят о неудачной миссии Палладия и называют первым епископом Ирландии святого Патрика. В статье даются новые сведения о дальнейшей судьбе Палладия и делается попытка его идентификации.

Ключевые слова: Ирландская церковь, пелагианская ересь, Жития святого Патрика, Шотландские святые, реконструкция и конструкция истории как мифа.

Все предложенные реконструкции предположительны и опираются лишь на косвенные и ненадежные свидетельства, и скорее - догадки, чем собственно - выводы. Но во многом, как я думаю, история, особенно - история древняя так и воссоздается. Я не пытаюсь дать точный ответ на столь важный для истории ирландской церкви вопрос: кем был Палладий и что с ним потом стало? Я лишь хочу показать цепь рассуждений на эту тему и выйти к заключительному звену - довольно неожиданному.

Литература «по вопросу», естественно, огромна, однако, как это ни странно, далеко не всегда в достаточно степени скоординирована.

Идея, что христианство было принесено в Ирландию святым Патриком в 432 г., давно принадлежит к области так называемых исторических мифов. Однако миф этот оказался настолько прочным и для истории страны таким «удобным», что повторяется практически во всех не специализированных источниках, а день 17 марта, день успения Патрика, считается национальным праздником Ирландии и бурно отмечается не только в самой стране, но и далеко за ее пределами. Биография самого Патрика - также полна нерешенных загадок и является предметом спекуляций (см., например, Thomson 1985; O'Rahilly 1942; Binchy 1962), однако рассуждения о нем уведут меня далеко в сторону. Более того, я согласна условно считать

именно Патрика тем, кто принес в Ирландию христианство, по крайней мере - в его истинной и официальной для того времени форме.

На самом деле и христианство, и латинское письмо, и даже некий набор священных текстов попали в Ирландию несколько раньше: через романизованную Британию, контакты с которой были достаточно регулярными. Так, известны имена четырех полулегендарных святых, проповедовавших в Ирландии еще до Патрика: Киаран, Деклан, Ивар и Айльбе (см. Bieler 1968: 114). Более того, по отдельным намекам можно судить, что приехав в Ирландию со своей миссией, Патрик уже нашел в руках некоторых ирландцев какие-то священные книги (см. O'Curry 1861: 4). О ранней христианизации Ирландии говорит и знаменитая фраза из Хроники Проспера Аквитанского, который на 431 год отмечает:

Ad Scottos in Christum credentes ordinates a papa Caelestino Palladius primus episcopus mittitur.

Эта фраза известна всем историкам ирландской церкви, и ими объясняются стоящие за решением папы Целестина мотивы: христианство распространялось на Британских островах в виде Пелагианской ереси, окончательно осужденной как раз в 431 г. на Соборе в Эфесе. Но кем был посланный в Ирландию архиепископ Палладий и как сложилась его судьба? И удалось ли ему исполнить возложенную на него миссию?

На последний вопрос, наверное, следует ответить положительно, по крайней мере - по римским же свидетельствам. Тот же Проспер Аквитанский, говоря о смерти папы Целестина и перечисляя его заслуги (трактат Contra Collatorem), пишет: «Ordinate Scottis episcopo, dum Romanam insolam studet seruare catholicam, fecit etiam barbaram Christianam» (цит. по Bieler 1968: 113).

К моему изумлению, всеми историками ирландской церкви эта фраза считается свидетельством того, что в Риме миссия Палладия считалась выполненной. Но, строго говоря, имя Палладия здесь не названо, и написанные примерно в 434 г. слова могли означать и то, что миссия Палладия в 431 г. оказалась неудачной, и годом позже в Ирландию был послан Патрик.

Неясность формулировок и заставила в свое время Т. О' Ра-хилли выдвинуть смелое предположение, что никакого Палладия не было вовсе, а что посланным из Рима в 431 г. епископом был тоже Патрик, который начал свою миссию в

432. Точнее, им был уже другой Патрик, называвшийся Патрик-Палладий, именно он стал первым апостолом Ирландии и принес на остров истинную веру. Естественно, как он пишет, оба Патрика в дальнейшем слились в одну историческую фигуру, «что способствовало и престижу нашей церкви» (O'Rahilly 1942: 46).

Действительно, для почитания Патрика фигура Палладия оказывается как бы лишней. Характерно, что в «Анналах четырех мастеров», обширной компиляции XVII в., в качестве посланника Рима упоминается уже не Палладий, а именно -Патрик:

M431.2 Ro h-oirdneadh naomh Pattraicc i n-espuccoide lasa naomh-papa an ced Celestinus, ro furail fair tocht dochum n-Ereann, do shenmóir & do proicept credmhi & crabhaidh do Gaoidhealaibh, & dia m-baitseadh idir (AFM: 130) 'Назначен святой Патрик епископом святым папой Целестином, чтобы отправился он в Ирландию и для благословения и проповедования среди гойделов и для крещения их'.

А затем:

M432.2 Pattraic do theacht i n-Erinn an bliadhain-si, go ro gabh for baitseadh & beannachaigh Ereann, fiora mna, maca, & ingena, cénmótá uathadh na ro fhaomh baitsiodh na creideamh uadh, amhuil aisnedheas a bheatha. 'В том году Патрик прибыл в Ирландию, так что крестил и благословлял ирландцев, мужей, жен, сыновей и дочерей, кроме тех, кто не захотел принять от него крещения, как говорится о том в его житиях'.

Но отрицание самого существования Палладия, как мне кажется, является скорее результатом создания некоего исторического фрейма, сформировавшегося постепенно и зафиксированного в приведенном примере из хроники XVII в. Несмотря на смелое предположение О'Рахилли, в более ранних Анналах эти фигуры еще различаются. См., например, в «Ульстерских анналах»:

U431.1 Palladius ad Scotos a Celestino urbis Romae episcopo ordinatus episcopus, Etio & Ualerio consulibus, primus mittitur in

Hiberniam ut Christum credere potuissent, anno Teodosi uiii.

/.../

U432.1 Patricius peruenit ad Hiberniam nono anno regni Teodosii Minoris, primo anno episcopatus Xisti xl.ii. episcopi Romane Eclesie. Sic enumerant Beda & Marcillinus & Issiodorus in Cronicis suis (AU: 38).

Фигурирует Палладий и в житиях святого Патрика. Так, в наиболее раннем латинском Житии, составленном, предположительно, в конце VII в. и приписываемом Мурьху из монастыря Армаг, миссия Палладия упоминается, но при этом описывается как неудавшаяся:

«Палладий, архидиакон папы Целестина, епископа Рима, который занимал тогда апостольский престол как сорок пятый наследник святого апостола Петра, был поставлен в епископы и послан им в зимний холод на наш остров, дабы обратить его в истинную веру. Однако постигла его неудача, ибо не может человек собрать плодов на земле, если не даны они ему будут с небес. Ни эти дикие и нечестивые люди не пожелали внять его наставлениям, ни сам Палладий не захотел надолго остаться в чужой земле, но предпочел вернуться к тому, кто его послал. На обратном пути, переплыв через первое море и пустившись в дорогу посуху, скончался он в бриттских пределах» (пер. Г. Бондаренко и С. Шкунаева - Bondarenko 2007: 331).

В то же время в ряде других источников, как латинских, так и ирландских (см. Stokes 1887, passim) миссия Палладия изображается как более удачная. Однако, основав несколько церквей и крестив небольшое число представителей знати, он все же оказывается вынужденным покинуть Ирландию. Как пишет автор анонимного ирландского Жития Патрика: Icintud do iarom forclulu daffaraid galar hi tirib Cruitnech (Stokes 1887, vol. I: 30) - «Пришлось же ему (Палладию) отправиться назад и он скончался от болезни в пиктских пределах».

В пространных глоссах к «Гимну св. Фиакке» в собрании Liber Hymnorum (XI в.) также упоминается о миссии Палладия, который холодно был принят в Ирландии и отплыл на север «и тут бурные волны отнесли его к юго-восточной окраине Модада, где он высадился и основал церковь, названную Фордун, которая ныне зовется Пледиус» (Stokes and Strachan 1903, II: 312).

В глоссах в «Мартирологу Энгуса» (VIII в.) также упоминается предшественник Патрика - Палладий, о котором говорится, что «не будучи принят в Ирландии, он отправился в Шотландию (i n-Alban)» (Stokes 1905: 148).

Я привела, признаюсь, не все свидетельства о дальнейшей судьбе Палладия, известные по ирландским источникам, но все они сообщают примерно одно и то же: Палладий в Ирландии принят не был, и покинул остров, отправившись на север Британии. Далее данные несколько расходятся: по одним сведе-

ниям Палладий умер вскоре после своего отплытия, по другим - сумел задержаться в Шотландии и даже основал там церковь. Но совершенно очевидно в данном случае одно: для ирландского мифа о принятии христианства фигура Палладия оказывается либо вообще лишней, либо он получает некие эпические функции «младшего героя», которому не удается совершить подвиг и который «уходит со сцены», но на фоне которого подвиг истинного героя-демиурга приобретает особое значение.

В известном многотомном издании «Жития святых» (The Lives of the Saints, 1866) среди святых, день поминовения которых приходится на 6 июля, приводится статья - «Святой Палладий, епископ и святитель, апостол Шотландии» (vol. VII). В ней отчасти пересказываются приведенные мною выше ирландские источники, но затем говорится, что святой переправился в северную Британию, высадился возле Фордуна (примерно в 15 милях от Абердина) и основал там церковь. Он крестил многих, живших там, и они провозгласили его своим покровителем и епископом. Умер Палладий в 450 г. Отчасти те же сведения содержатся в «Католической энциклопедии» (английская версия), однако автор соответствующей статьи справедливо пишет, что лишь ирландские источники могут хотя бы в какой-то степени считаться здесь reliable, тогда как свидетельства, составленные в самой Шотландии, предстают как «чисто мифические». «Календарь шотландских святых» также упоминает о Палладии как о первом апостоле шотландцев, причем отмечает его происхождение - из Египта (см. Forbes 1872: 428; О Riain 2011: 525). Единодушию шотландских свидетельств противостоит странное молчание Беды Достопочтенного, который, повторяя свидетельства из хроники Проспера Аквитанского о миссии Палладия, ничего не говорит о крещении им южных пиктов. Как он пишет: «в Британию явился священник и аббат по имени Колумба, живший подлинно монашеской жизнью. Он возвестил Слово Божье провинциям северных пиктов, которые отделены от южных крутыми и обрывистыми горами. Южные пикты, живущие по эту сторону гор, как говорят, давно уже оставили заблуждение идолопоклонства и приняли истинную веру через проповедь преподобнейшего и святейшего епископа Ниниа, родом из бриттов, который обучился в Риме истинной вере и ее таинствам» (пер. В. Эрлихмана - Bede 2001: 76). Кем был святой Ниниан, предположительно умерший в 432 г. (!), вопрос особый. Но для «шотландского мифа» о принятии Истинной Веры Палладий

был нужен как ее носитель именно в качестве посланника папы, что делало законным и «правильным» (т. е. свободным от ересей) распространение там христианства. Более того, слова Проспера - ай Scottos, которые обозначали ирландцев, позднее могли быть отнесены и к шотландцам, присвоившим этот этноним после заселения западных и северных районов Британии выходцами из Ирландии. Означают ли мои сомнения, что Палладий не мог заниматься миссионерской деятельностью в Шотландии и что все свидетельства я считаю заведомо ложными? Нет, не означают. Но сам вопрос об «истинности» здесь предстает как неправомерный. Шотландцы, безусловно, имели своего Палладия, который, с одной стороны, идентифицировался ими с Палладием, посланным в Ирландию Целестином. С другой стороны, их Палладий был удачливым миссионером, стойким христианином, даже - мучеником, поскольку исполняя свою миссию, претерпел гонения от язычников.

Проблема, кем же все-таки мог быть епископ Палладий (если он не идентичен Патрику), естественно, всегда занимала историков ирландской церкви, однако серьезных и глубоких разысканий в данной области сделано не было. Опираясь на свидетельство Проспера Аквитанского 429 г. о том, что по совету дьякона Палладия в Британию был послан Герман Оссерский, многие исследователи полагают, что Палладий был клириком из Оссера, подчиненным Герману. Однако, как справедливо пишет Г. В. Бондаренко, «папскому архидьякону в Риме было легче оказать влияние на решение папы, чем приезжему галльскому клирику» (Бопёагепко 2007: 378).

Наиболее серьезные изыскания в данной области были в свое время проведены Д. О'Кронином, который в работе 1986 г. показал, что пасхальные таблицы, известные в Ирландии в VII в. несут на себе влияние Александрийской школы и не могли быть составлены Патриком, выходцем из Британии (см. О Сгошш 1986). Однако это наблюдение привело его к идее, что Палладий все же мог быть выходцем из Галлии, где в ряде мест также была принята эта система. В 2000 г. он опубликовал большую работу, посвященную этой же проблеме (О Сгошш 2000). Отрицая гипотезу «Оссерского клирика», он попытался задаться простым вопросом: кто, зовущийся Палладием, в указанные годы мог быть в папском окружении. Отбросив ряд явно не подходящих кандидатур, он остановил свой выбор на знатном галло-римлянине, сыне префекта Арморики Эксупе-ранта, родившемся примерно в 375 г., женившемся и имевшем

дочь, но после 400 г. увлекшемся Пелагием как личностью, принявшим его учение и примерно в 408 г. присоединившимся к его кружку в Сицилии. В 425 г. он принял сан и даже был приближен к папской курии. Однако, как полагает О'Кронин, в 418 г. он, скорее всего, отрекся от пелагианской ереси после указа императора Гонория против приверженцев этой ереси и публичного осуждения ее папой. О дальнейшей судьбе галла Палладия ничего не известно.

В общем, по датам, казалось бы, все сходится, и с Гонорием Оссерским этот Палладий несомненно знаком был (ср. свидетельство 429 г.). Однако, кроме очевидно сомнительной идеи посылать в Ирландию для борьбы с оставшимися там сторонниками Пелагия его бывшего ученика, остается совершенно не ясной связь галльского Палладия с Египтом, отмеченная в шотландских источниках.

Совсем недавно мне попала в руки книга, сразу привлекшая мое внимание и, признаться, и заставившая меня начать розыски посланного «к скоттам» Палладия: «Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста» (Balahovskaja 2002). Палладий Елено-польский был не галлом, а галлатом, родился ок. 354 г., часть жизни провел в Египте, был пустынником, подвергался гонениям вместе с Ионанном Златоустом, был сослан в Сиену, но после смерти своего главного противника - Иоанна Феофила Александрийского в 412 г., был возвращен из ссылки и получил должность епископа на своей родине в городе Аспун. Известен он был также тем, что в 420 г. написал «Лавсаик», собрание жизнеописаний святых и блаженных христианских монахов в Египте. Как завершает свой краткий биографический очерк издатель русского перевода «Диалога», «Дата его смерти точно не известна. Он умер в промежутке между 420 и 431 годами, т. к. в 431 г., когда был созван III Вселенский собор, Аспун Галатейский на соборе представлял епископ Евсевий» (Balahovskaja 2002: 8). Автор небольшой монографии о Палладии Еленопольском также склонен считать датой его смерти 430 г., но базируется он лишь на том, что после этой даты сведений о нем нет (см. Katos 2011).

Число совпадений показалось мне поразительным, однако сделать окончательный вывод я пока не решаюсь.

Литература

AFM - Annala Rioghachta Eireann: Annals of the kingdom of Ireland by the Four masters. Dublin, vol. I, 1856 (repr. 1990).

AU - The Annals of Ulster (to A.D. 1131) / Ed. S. Mac Airt, G. Mac Niocaill. Dublin, 1983.

Balahovskaja, A.S. 2002: Dialog Palladia episkopa Elenopolskogo s Fedorom, Rimskim diakonom, povestvujutshij o jitii blajennogo loanna, episkopa Konstantinopolskogo, Zlatousta. Vstupit. Statja I per. S drevnegrech. [Dialogue on the Life of st. John Chrysostom by Bishop of Helenopolis Palladius and Theodore, a deacon of the Church of Rome, ed. By A.S. Balahovskaja with intr. And transl. From Old Greek], Moskva. Балаховская, А.С. 2002: Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста. Вступит. статья и пер. с древнегреч. А.С. Балаховской. М., ИМЛИ РАН, 2002.

Bede 2001: Beda Dostopochtennij. Cerkovnaja Istoria naroda Anglov, per. V.V. Erlihmana [Bede the Vebrable, Ecclesiastical History of the English Nation, trans. By V. Erlihman] St. Petersbourg. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. Пер. с лат. В.В. Эрлихмана. СПб., Алетейа, 2001.

Bieler, L. 1968: The Christianization of the Insular Celts during the SubRoman Period and its Reprecusions on the Continent // Celtica, vol. VIII, 112-125.

Binchy, D.A. 1962: Patrick and hi biographers, ancient and modern // Studia Hibernica, vol. 2, 7-173.

Bondarenko, G.V.: Povsednevnaja jizn drevnih keltov [The everyday life of Early Celts], Moskva. Бондаренко Г.В. Повседневная жизнь древних кельтов. М., Молодая гвардия, 2007.

Forbes, A.P. (ed.) 1872: Kalendars of Scottish saints, with personal notes of those of Alba, Laudinia & Strathclyde. Edinburgh.

Katos, D.S. 2011: Palladius of Helenopolis. Oxford, Oxford University Press (online).

О Croinin, D. 1986: New Light on Palladius // Peritia, vol. 5, 276-283.

О Croinin, D. 2000: Who was Palladius 'First Bishop of the Irish'? // Peritia, vol. 12, 205-237.

О Riain, P. 2011: A Dictionary of Irish Saints. Dublin, Four Courts Press.

O'Curry, E. 1861: Lectures on the manuscript material of Ancient Irish History. Dublin, Four Court Press (repr. 1995).

O'Rahilly, T.P. 1942: The Two Patricks, Dublin: DIAS.

Stokes, W. (ed.) 1887: The tripartite Life of Patrick, with other documents relating to that Saint. London, 2 vols.

Stokes, W. (ed.) 1905: The Martyrology of Oengus the Culdee. Dublin, Mount Salus Press.

Stokes, W., Strachan J. (eds.) 1903: Thesaurus Palaeohibernicus. Vol. II. Cambridge, Cambridge University Press.

Thomson, E.A. 1985: Who Was Saint Patrick? Suffolk: The Boydell Press.

T. A. Mikhailova. Who at last was the bishop Palladius?

The year 431 represents a famous date in the history of Irish church. In this year, according to the Chronicle of Prosper of Aquitaine, the Pope Celestine sent a bishop named Palladius to Ireland, to the 'scottos' believing in Christ. But the consensus is that no real traces of Palladius survive after that mention in continental sources. All Irish testimonies claim that Palladius failed to fulfill his mission and the first bishop of Ireland was saint Patrick. The paper presents new evidence for identifying Palladius and describing his later destiny..

Keywords: Irish church, Pelagianism, Lives of Saint Patrick, Scottish saints, the construction of the history as a myth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.