Научная статья на тему 'Рост популярности ирландской культуры в период "Кельтского тигра" (на примере танцевального шоу Riverdance и ирландских праздников День святого Патрика и Bloomsday)'

Рост популярности ирландской культуры в период "Кельтского тигра" (на примере танцевального шоу Riverdance и ирландских праздников День святого Патрика и Bloomsday) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
340
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРЛАНДСКАЯ КУЛЬТУРА / "ИРЛАНДИЗАЦИЯ" / ИРЛАНДСКИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ШОУ / ДЕНЬ СВЯТОГО ПАТРИКА / ДЕНЬ БЛУМА / "HIBERNISATION" / ST. PATRICK'S DAY / IRISH CULTURE / IRISH DANCE SHOWS / BLOOMSDAY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузнецова Светлана Юрьевна

Статья посвящена росту международной популярности ирландской культуры на рубеже XX-XXI вв. Анализируются "культурные визитные карточки" современной Ирландии. Описываются основные приемы, использованные для привлечения международного внимания к ирландской культуре. Выявляются причины ";ирландизации массовой культуры".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Increase in Popularity of the Irish Culture During the "Celtic Tiger" Period (Based on Riverdance Dance Show and Irish Holidays St. Patrick's Day and Bloomsday)

The article focuses on issues related to the growing popularity of the Irish culture at the turn of this century. Contemporary Ireland's "signature" cultural names are closely analyzed. The article dwells on the main means employed to attract international attention to the Irish culture and ascertains the fundamental reasons for the ";hibernisation" of popular culture worldwide.

Текст научной работы на тему «Рост популярности ирландской культуры в период "Кельтского тигра" (на примере танцевального шоу Riverdance и ирландских праздников День святого Патрика и Bloomsday)»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 2

С.Ю. Кузнецова

РОСТ ПОПУЛЯРНОСТИ ИРЛАНДСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД "КЕЛЬТСКОГО ТИГРА" (на примере танцевального шоу Riverdance и ирландских праздников День святого Патрика и Bloomsday)

Статья посвящена росту международной популярности ирландской культуры на рубеже XX-XXI вв. Анализируются "культурные визитные карточки" современной Ирландии. Описываются основные приемы, использованные для привлечения международного внимания к ирландской культуре. Выявляются причины "ирландизации массовой культуры".

Ключевые слова: ирландская культура, "ирландизация", ирландские танцевальные шоу, День святого Патрика, День Блума.

The article focuses on issues related to the growing popularity of the Irish culture at the turn of this century. Contemporary Ireland's "signature" cultural names are closely analyzed. The article dwells on the main means employed to attract international attention to the Irish culture and ascertains the fundamental reasons for the "hibernisation" of popular culture worldwide.

Key words: Irish culture, "hibernisation", Irish dance shows, St. Patrick's Day, Bloomsday.

Всего несколько десятилетий назад Ирландия находилась в экономической и культурной изоляции от остального мира. Экономический взлет Ирландской Республики в 90-х гг. XX в., получивший название "Кельтский тигр", изменил страну до неузнаваемости. Быстрые темпы роста экономики, секуляризация и модернизация страны, а также налаживание отношений с Европой и США привлекли интерес мировой общественности к Ирландии. Именно в эти годы были окончательно разрушены стереотипные представления об ирландцах, формировавшиеся на протяжении нескольких столетий под влиянием британской колонизации. Ирландия больше не ассоциируется с бедной аграрной страной, находящейся на задворках Европы, а ее народ - с лентяем, пьяницей и хулиганом Пэдди. Наоборот, теперь Ирландия и ирландцы вызывают совсем другие ассоциации. Как

Кузнецова Светлана Юрьевна - преподаватель кафедры иностранных языков для факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, соискатель кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-916-703-30-65, e-mail: skuznetsova07@gmail.com

отмечает исследователь Т. Куган, «любая статья об Ирландии пестрит словами "развитая", "полная жизни", "молодая", "прогресс", "взлет"»1. Заметно изменилось восприятие ирландцами самих себя. В стране отмечается возрождение чувств национальной уверенности и гордости. Как подчеркнул известный ирландский аналитик Ф. О'Тул, "тяжело утопать в постколониальных жалобах на судьбу, когда бывшая колония богаче своей метрополии"2.

Стремительный экономический рост не только способствовал привлечению в Ирландию новых зарубежных инвестиций, но и существенно повысил международный интерес к ирландской культуре. В научный обиход вошло понятие hibernisation ("ирландизация"), обозначающее распространение ирландского влияния в различных культурных областях. Так, исследователь Р. Фостер3 утверждает, что с конца 80-х гг. XX в. в мире происходила "ирландизация массовой культуры", имея в виду высокую популярность большого числа ирландских музыкантов, танцоров, писателей и других деятелей искусства. Историк Т. Кахил называет период "Кельтского тигра" "периодом беспрецедентного влияния Ирландии на международную культуру"4.

Следует добавить, что именно в годы экономического роста и стремительной интеграции Ирландии в мировое сообщество в ирландском обществе произошло осознание необходимости сохранения, развития и приумножения культурного наследия Ирландии как неотъемлемого элемента национальной самобытности. Помимо государственных программ по поддержке и поднятию престижа ирландского языка, в стране и за ее пределами увеличилось число фестивалей ирландской культуры, организованных при поддержке организаций "Ireland Funds" и "Culture Ireland". Ирландское руководство предприняло попытки совместить образ преобразившейся модернизированной страны с образом традиционной Ирландии, обладающей уникальным культурным наследием.

"Визитными карточками" Ирландии рубежа XX-XXI вв. стали ирландское танцевальное шоу Riverdance и национальный праздник День святого Патрика.

На церемонии президентской инаугурации в 1990 г. президент Ирландской Республики Мери Робинсон заявила: "Я из Ирландии. Приезжайте и потанцуйте со мной в Ирландии"5. Всего четыре

1 Coogan T.P. Wherever Green is Worn: The Story of the Irish Diaspora. Palgrave, 2002. P. 98.

2 O'Toole F. In the Land of the Emerald Tiger // The Irish Times. 1996. December 28.

3 FosterR. The Irish Story. Oxford, 2001. P. XIII.

4 Cahil T. The Celtic Tiger Has Culture by the Tail // Associated Press Newswires. 1999. August 12.

5 Re-Inventing Ireland / Ed. by P. Kirby, L. Gibbons, M. Cronin. L., 2002. P. 63.

года спустя на Международном конкурсе Евровидение телезрители многих стран впервые увидели выступление ирландских танцоров под названием Riverdance, раз и навсегда изменившее отношение к ирландскому народному танцу. Примечательно, что выступление Riverdance не входило в конкурсную программу, а являлось промежуточным номером, фактически одержавшим победу. По мнению ряда исследователей, конкурс песни Евровидение-1994 дал ранее малоизвестному ирландскому танцу то, чего у него никогда не было, - "сцену, декорации, свет, а самое главное - аудиторию в 300 млн телезрителей"6.

Шоу Riverdance, поставленное через год после успешного выступления танцоров на Евровидении, не только явилось самым популярным танцевальным представлением 90-х гг., но и совершило революцию в истории ирландского народного танца. Хореографы Riverdance внесли в ирландские национальные танцы ряд существенных изменений, связанных с необходимостью сделать шоу более зрелищным, энергичным и запоминающимся.

Средства массовой информации назвали Riverdance "ирландской культурной феерией"7. Данное шоу также способствовало продвижению положительного имиджа Ирландии в мире, вызвало дополнительный туристический интерес к стране и зародило моду на ирландские танцы8. Танцевальные школы, обучающие ирландскому степу, существуют сегодня во многих странах, и их число продолжает расти. Исследователь П. Лоуг отмечает, что само слово riverdance превратилось со временем в глагол to riverdance, имеющий значение "танцевать ирландские танцы"9.

Можно утверждать, что шоу Riverdance содействует сохранению ирландской культурной идентичности. По словам журналиста "The Observer" Х. Хамильтона, именно теперь, когда ирландцы становятся все более похожи на другие развитые европейские нации, когда под угрозой находится традиционная культурная самобытность, "мир должен видеть, как мы танцуем"10.

Количество ирландских танцевальных представлений, созданных с момента появления их родоначальника Riverdance, впечатляет и еще раз демонстрирует мировой интерес к ирландской культуре. Среди них можно выделить Lord of the Dance, Feet of Flame, Celtic Tiger, Magic of the Dance, Gaelforce Dance, Rhythm of the Dance, Celtic Feet, To Dance on the Moon.

6 Re-Imagining Ireland / Ed. by A.H. Wyndham. Virginia, 2006. P. 141.

7 High Stepping Celts // The New York Post. 2000. March 8; Riverdance Takes a Great Leap Forward on Maos Stage // The Guardian. 2003. October 14.

8 Re-Inventing Ireland / Ed. by P. Kirby, L. Gibbons, M. Cronin.

9 Being Irish / Ed. by P. Logue. Dublin, 2000. P. 9.

10 The Observer. 1998. September 6.

9 ВМУ, лингвистика, № 2

Еще одной "ирландской визитной карточкой" можно по праву считать День святого Патрика - национального покровителя Ирландии. В 90-е гг. XX в. торжества в честь святого Патрика впервые были организованы во многих европейских и азиатских странах при поддержке организаций "Ireland Funds" и "Culture Ireland". Фестивали ирландской культуры, организуемые в середине марта ко Дню святого Патрика, помимо традиционного парада, включают в свою программу концерты народной ирландской музыки, танцевальные шоу, литературные чтения, уличные представления, викторины и другие культурные мероприятия.

Большинство государственных министров Ирландии с начала 90-х гг. отмечают этот праздник за пределами своей родины, специально отправляясь в разные страны для участия в официальных торжественных церемониях. На официальном сайте Департамента премьер-министра Ирландии сообщается, что основной целью правительственных командировок во время празднования Дня святого Патрика является "демонстрация Ирландии по всему миру" (showcas-mg Ireland around the world)n. Посещение торжественных мероприятий в различных частях света дает возможность ирландским властям укреплять отношения с разными странами, а также поддерживать и развивать туристический и культурный интерес к Ирландии.

Ирландскому национальному празднику удалось занять достойную нишу в культурных календарях Великобритании, Германии, Франции, России, Дании, Норвегии, Италии, Испании, Швеции, Японии, Китая, Сингапура, Южной Кореи и других стран.

В качестве доказательства данного утверждения приведем некоторые факты. Согласно независимому опросу общественного мнения, проведенному компанией "Rankin Selection Irish Breads" на территории Великобритании в 2006 г., 80% респондентов считают День святого Патрика важнее своих национальных праздников12. В статье под названием "Бренд святого Патрика" влиятельное британское издание "The Guardian" задает вопрос: почему англичане не могут популяризировать День святого Георга, подобно Дню святого Патрика? Журналист М. Кенни считает, что необычайная популярность этого ирландского праздника обусловлена его многогранностью и разнообразием, называя его "торжеством на любой вкус, не теряющим тем не менее своей ирландской основы"13. Исследователь Т.П. Ку -ган называет День святого Патрика во Франции "уменьшенным вариантом Дня взятия Бастилии"14 и отмечает, что празднику удалось покорить французов, которые еще в середине 80-х гг. не имели

11 Department of the Taoiseach. URL: http://193.178.1.117/index.asp

12 UK Suffers from 'Plastic Paddy Syndrome' // Press Association National News-wire. 2006. March 14.

13 KennyM. The St. Patrick's Brand // The Guardian. 2008. March 17.

14 Coogan TP. Op. cit. P. 41.

совершенно никакого представления о национальном покровителе Ирландии. День святого Патрика в Китае, впервые отмеченный небольшим парадом в 1992 г., превратился к середине 2000-х гг. в Неделю ирландской культуры. По словам Генерального консула Ирландии в Шанхае К. О'Риордана, Неделя ирландской культуры в Шанхае "является частью уникального глобального явления, в ходе которого ирландские общины в разных странах с огромной гордостью прославляют ирландское культурное наследие, приглашая принять участие в своем празднике всех желающих"15.

Всплеск мирового интереса к современной ирландской литературе является еще одним ярким свидетельством повышенного внимания к ирландской культуре на рубеже XX-XXI вв. В период с 1993 по 2007 г. ирландские авторы 3 раза становились лауреатами Букеровской премии. В 1995 г. Нобелевская премия по литературе была присуждена поэту Шеймусу Хини.

Именно в период "Кельтского тигра" среди поклонников ирландского писателя Джеймса Джойса зародилась традиция отмечать 16 июня так называемый День Блума, или Блумсдей (Bloomsday)16. В начале 90-х гг. XX в. в середине июня в Дублине проводится недельный фестиваль ирландской культуры Bloomsday Festival, включающий в свою программу экскурсии по маршруту главных героев "Улисса", публичные чтения и обсуждения романа, показы фильмов, снятых по мотивам произведений Джойса, книжные ярмарки, открытые лекции по ирландской литературе. На театральных подмостках разыгрываются сцены из произведений самого Джойса, а также Оскара Уайльда, Шона О'Кейси и других ирландских писателей и драматургов. В 2004 г. ирландское правительство искусно использовало столетие Bloomsday для повышения культурного и туристического интереса к Ирландии. В Дублине был организован пятимесячный фестиваль под названием Re-Joyce 2004. Обширная программа фестиваля, продолжавшегося с апреля по август, привлекла внимание не только поклонников Джойса и ценителей ирландской литературы, но и всех почитателей ирландских культурных традиций17. Британское издание "The Independent" назвало "Улисс" "национальной эмблемой Ирландии"18. Со временем, подобно Дню святого Патрика, Blooms-day превратился в торжество ирландской культуры и распространился

15 Green Dragons, Celtic Tigers Cavort in Irish Week // The Shanghai Daily. 2009. February 27.

16 16 июня 1904 г. в Дублине состоялась первая встреча Джойса и Норы Барнакль, которая впоследствии стала спутницей жизни писателя. Джойс увековечил эту дату в своем самом известном произведении "Улисс": именно в этот день герои романа Леопольд Блум и Стивен Дедал совершают свое путешествие по Дублину.

17 McCalman I. Making Culture Bloom // The Council of Humanities, Arts and Social Sciences. 2004. P. 11-12. URL: http://www.chass.org.au/speeches/pdf/ SPE200406161M.pdf

18 The Independent. 2004. February 12.

по всему миру. Его отмечают не только в Ирландии, но и в США, Канаде, Австралии, Бразилии и в большинстве европейских стран.

Чем же объясняется "мода" на ирландскую культуру? Ректор Национального университета Ирландии в США Хью Брейди выделяет несколько причин: "Коллективная гордость за достижения нашей глобальной семьи, мир и процветание, царящие в Ирландии, выдающийся деловой успех Ирландской Америки и ирландцев в Британии, замечательная репутация ирландских деятелей культуры, начиная от Джойса и заканчивая Боно, Флетли, Хини и др."19 Ф. О'Тул подчеркивает особое, привилегированное положение ирландской культуры, утверждая, что, находясь в русле англоязычного мейнстрима, она тем не менее "сохраняет ауру аутентичности и экзотичности"20. По мнению Ф. О'Тула, другой важной особенностью ирландской культуры является невозможность ее территориального ограничения: «Благодаря массовой эмиграции культура Ирландии вышла за островные границы задолго до основания Ирландского свободного государства, навсегда изменив значение слова "ирландский". Именно поэтому она разнообразна, многослойна, динамична, открыта к влиянию извне, полна противоречий и находится в состоянии постоянного развития и преображения»21. А. Далсимер, основатель программы по изучению Ирландии в Бостонском колледже, разделяет точку зрения О'Тула, утверждая, что "удивительная приспособляемость и открытость" ирландской культуры являются немаловажным фактором, способствовавшим стремительному росту ее популярности22.

Таким образом, можно утверждать, что "ирландский культурный бум" был спровоцирован целым рядом факторов, основными из которых явились глобализационные процессы, способствовавшие успешной интеграции некогда изолированной Ирландии в мировое сообщество, а также беспрецедентный экономический рост, привлекший внимание к Ирландии мировой общественности. Среди других причин роста популярности ирландской культуры можно выделить обретение ирландцами чувств национальной уверенности и гордости, непосредственное содействие ирландских властей организации фестивалей ирландской культуры в Ирландии и за рубежом, активность многомиллионной международной ирландской общины, желающей внести свой вклад в распространение ирландских культурных традиций. Высокий потенциал адаптивности ирландской культуры, а также тот факт, что, несмотря на глобализацию, ей удается сохранять свою уникальность и аутентичность, также способствуют росту ее международной популярности.

19 www.irishabroad.com/Irishworld/IrishAmericaMag/febmar08/features/Wher-DoWeGoFromHere020308.asp

20 The Irish Times. 2003. March 3.

21 O'Toole F. The Ех-Isle of Erin. Dublin, 1997.

22 Associated Press Newswires. 1999. August 12.

Список литературы

Being Irish / Ed. by P. Logue. Dublin, 2000.

Cahil T. The Celtic Tiger Has Culture by the Tail // Associated Press Newswires. 1999. August 12.

Coogan T.P. Wherever Green Is Worn: The Story of the Irish Diaspora. Palgrave, 2002.

Department of the Taoiseach. URL: http://193.178.E117/index.asp Foster R. The Irish Story. Oxford, 2001.

Green Dragons, Celtic Tigers Cavort in Irish Week // The Shanghai Daily. 2009. February 27.

High Stepping Celts // The New York Post. 2000. March 8. KennyM. The St. Patrick's Brand // The Guardian. 2008. March 17. McCalman I. Making Culture Bloom// The Council of Humanities, Arts and Social Sciences, 2004.

URL: http://www. chass.org.au/speeches/pdf/SPE20040616IM.pdf O'Toole F. In the Land of the Emerald Tiger // The Irish Times. 1996. December 28.

O'Toole F. The Eх-Isle of Erin. Dublin, 1997. Re-Imagining Ireland / Ed. by A.H. Wyndham. Virginia, 2006. Re-Inventing Ireland / Ed. by P. Kirby, L. Gibbons, M. Cronin. L., 2002. Riverdance Takes a Great Leap Forward on Maos Stage // The Guardian. 2003. October 14.

St. Patrick, the Patron of Devout Drinkers // The Observer. 2002. March 17. The Independent. 2004. February 12. The Irish Times. 2003. March 3. The Observer. 1998. September 6.

UK Suffers from Plastic Paddy Syndrome // Press Association National Newswire. 2006. March 14.

URL: www.irishabroad.com/Irishworld/IrishAmericaMag/febmar08/features/Wher-DoWeGoFromHere020308.asp

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.