Научная статья на тему 'ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ ТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОГО КОДА ГОРОДА'

ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ ТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОГО КОДА ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурный код / культурная пространственная среда / брендинг города / культурное пространство / культурная память города / рязанские промыслы / рязанская вышивка / рязанское кружевоплетение / закладное ткачество / cultural code / cultural spatial environment / branding of the city / cultural space / cultural memory of the city / Ryazan crafts / Ryazan embroidery / Ryazan lace weaving / mortgage weaving

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Плавинская Лидия Сергеевна

Статья посвящена анализу использования образов-символов традиционных для Рязанской области прикладных искусств (вышивка, кружевоплетение, ткачество) в формировании облика города, отражающего его культурный код. Основываясь на семиотических исследованиях феномена рассматриваемого концепта, автор ставит перед собой цель проследить способы знакового выражения культурного кода города и их роль в создании ментальной сферы культуры в элементах городской среды. Предположение, что формирование культурной памяти города осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях, позволяющих ощущать причастность к собственной истории, культуре и создавать уникальные образы-символы, характеризующие культурные ценности отдельно взятого региона с целью его идентификации, находит свое подтверждение в обширном иллюстративном материале статьи. Автор исследует как исторически сложившиеся способы трансляции подобных элементов в городской среде (наличники, украшения домов, ограды мостов), стилизованные под узнаваемые элементы кружевоплетения, вышивки, ткачества, так и современные элементы городского пространства (оформление фонтанов, световые конструкции, праздничные украшения) с указанными символами, выражающими культурную память города. Использованные приемы идентификации места с точки зрения его истории и культуры через характерные, знаковые в традиционном прикладном искусстве элементы приводят исследователя к выводу, что образы-символы могут быть не только маркерами, повышающими уровень патриотизма коренных жителей города, но и визитными карточками города, являющимися частью геокультурного пространства, способными формировать в том числе туристический код области, что повышает значимость семиотических исследований в рамках формирования культурной пространственной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGES-SYMBOLS OF TRADITIONAL ARTISTIC CRAFTS IN THE FORMATION OF THE CULTURAL CODE OF THE CITY

The article is devoted to the analysis of the use of images-symbols of traditional applied arts for the Ryazan region (embroidery, lace weaving, weaving) in shaping the appearance of the city, reflecting its cultural code. Based on semiotic studies of the phenomenon of the concept in question, the author aims to trace the ways of symbolic expression of the cultural code of the city and their role in creating the mental sphere of culture in the elements of the urban environment. The assumption that the formation of the cultural memory of the city is carried out in two interrelated directions, allowing you to feel involved in your own history, culture and create unique images-symbols characterizing the cultural values of a particular region in order to identify it, is confirmed in the extensive illustrative material of the article. The author explores both historically established ways of broadcasting such elements in the urban environment (architraves, house decorations, bridge fences), stylized as recognizable elements of lace weaving, embroidery, weaving, and modern elements of urban space (design of fountains, light structures, festive decorations) with these symbols expressing the cultural memory of the city. The techniques used to identify a place from the point of view of its history and culture through characteristic, iconic elements in traditional applied art, lead the researcher to the conclusion that symbolic images can be not only markers that increase the level of patriotism of the city's indigenous inhabitants, but also business cards of the city, which are part of the geocultural space, capable of forming, including tourist the area code, which in-creases the importance of semiotic research in the framework of the formation of a cultural spatial environment.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ ТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОГО КОДА ГОРОДА»

УДК 394.014 Б0110.36945/2658-3852-2024-1-69-92

Л. С. Плавинская

ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ ТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОГО КОДА

ГОРОДА

Аннотация: Статья посвящена анализу использования образов-символов традиционных для Рязанской области прикладных искусств (вышивка, круже-воплетение, ткачество) в формировании облика города, отражающего его культурный код. Основываясь на семиотических исследованиях феномена рассматриваемого концепта, автор ставит перед собой цель проследить способы знакового выражения культурного кода города и их роль в создании ментальной сферы культуры в элементах городской среды. Предположение, что формирование культурной памяти города осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях, позволяющих ощущать причастность к собственной истории, культуре и создавать уникальные образы-символы, характеризующие культурные ценности отдельно взятого региона с целью его идентификации, находит свое подтверждение в обширном иллюстративном материале статьи. Автор исследует как исторически сложившиеся способы трансляции подобных элементов в городской среде (наличники, украшения домов, ограды мостов), стилизованные под узнаваемые элементы кружевоплетения, вышивки, ткачества, так и современные элементы городского пространства (оформление фонтанов, световые конструкции, праздничные украшения) с указанными символами, выражающими культурную память города. Использованные приемы идентификации места с точки зрения его истории и культуры через характерные, знаковые в традиционном прикладном искусстве элементы приводят исследователя к выводу, что образы-символы могут быть не только маркерами, повышающими уровень патриотизма коренных жителей города, но и визитными карточками города, являющимися частью геокультурного пространства, способными формировать в том числе туристический код области, что повышает значимость семиотических исследований в рамках формирования культурной пространственной среды.

Ключевые слова: культурный код, культурная пространственная среда, брендинг города, культурное пространство, культурная память города, рязанские промыслы, рязанская вышивка, рязанское кружевоплетение, закладное ткачество.

® Плавинская Л. С., 2024 г.

Формирование культурной пространственной среды не только в отношении создаваемого климата отдельно взятого учреждения, но и на более глобальном уровне - например, отдельно взятого города - один из актуальных вопросов, который пытаются в последнее время решить сразу несколько наук. При этом исследуются возможности формирования культурной пространственной среды в первую очередь самых древних в России городов, которые через культурно-образовательную историческую среду могут транслировать память народа, порождая осознание собственной идентичности и уникальности в городских жителях, развивая понятие патриотизма. На эту тему проводятся различные форумы, конференции, круглые столы. Данный вопрос в рамках рассмотрения способов познания реальности через историко-культурные символы, образы, внедренные в окружающее человека пространство, становится актуальным также не только в связи с интеграцией понятия «культурный код» в научную сферу, но и в связи с внедрением данного концепта в официальную лексику страны на уровне первых лиц (в частности, в рамках разработки Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 г.) и в федеральные стандарты высшего образования РФ. Таким образом, можно отметить увеличение и необходимость исследований, отражающих такие понятия, как геокультурное пространство, культурный код, культурное пространство, ментальная сфера культуры.

Отметим, что указанные выше понятия - это результат исследований, направленных на изучение принципов работы и действия коллективной памяти. Несмотря на то, что они являются предметом исследований совершенно различных областей науки - культурологии [Симбирцева, 2016; Веселкова, 2024], психологии [Шляхова, 2020], философии [Щербинина, 2018; Гудова, Юань, 2022], лингвистики [Изотова, 2020], социологии [Дроздова, 2015], географии [Стрелецкий, 2008; Шипицин, 2016; Вендин, 2018, Замятин, 2002, 2015; Замятина, 2015, 2016], все же отражают одно и то же явление по своей сути. Так, понятие «геопространство» принадлежит географии, где также рассматривается культура народов. «Традиционно культура рассматривается географами с двух противоположных позиций: 1) "культура в пространстве", или геокультурное пространство, дифференцированное в соответствии с этнокультурным разнообразием и специфической территориальной организацией (самоорганизацией) культурных комплексов, артефактов и ментефактов; 2) "пространство в культуре" -система представлений о геопространстве, совокупность образов местностей и территорий» [Шляхова, 2015, с. 22]. Термины же «культурное пространство» и «ментальная сфера культуры» принадлежат лингвистам, которые под ними понимают культуру, опосредованную сознанием ее представителей. «Иначе говоря, по своей сути культурное пространство есть результат отражения (в психологическом смысле данного термина) культуры в сознании ее представителей. <...> Культурное

пространство предстает как феномен ментальный, а лингвокультура - как феномен лингвокогнитивный» [Шляхова, 2015, с. 22].

Сложнее дело обстоит с понятием «культурный код», поскольку оно до сих пор не имеет утвержденного или общепринятого значения, в силу того что изучается с различных точек зрения и мозаично. Еще более фрагментарно исследовано понятие культурного кода города, оно в большей степени отражает понимание исторической памяти народа на базе коллективной памяти, понятия, ставшего модным и популярным во многих сферах, в том числе научной деятельности: «Среди причин подобного мемориального бума как свидетельства роста исследований в рамках memory studies следует назвать не только научный интерес к самому феномену коллективной памяти как одному из детерминантов структурирования социальной реальности, но и его тесную связь с локальными формами коллективной идентичности, которые переживают кризис в условиях глобализации и цифровизации общества. Как отметил М. Кастельс, в эпоху информационного общества, "когда мир становится слишком большим, чтобы быть контролируемым, а социальные субъекты стремятся уменьшить его обратно до осмысляемого размера... люди стремятся... вспомнить свою историческую память"» [Федотова, 2021, с. 353].

Одной из таких практик «воссоздания исторической памяти» является оформление городского пространства с помощью знаков и символов, которые, соединяясь в сознании коренного жителя, формируют понимание исторической памяти, культуры локуса, образуют устойчивые связи, благодаря которым происходит процесс самоидентификации в рамках исторического процесса в целом. Данные вопросы активно исследуются в современной науке, посвященной изучению истории регионов, краеведения, этнологии, то есть наблюдается развитие способов воссоздания историко-культурной среды города, позволяющей воспринимать историю данной местности как формирование культурного кода города, по которому он будет узнаваем не только самими жителями, но и туристами.

С нашей точки зрения развитие историко-культурной составляющей города должно опираться на теоретико-методологическую базу, основанную на научной концепции геокультурного подхода, геокультурного брендинга территории и геокультурной региональной политики в целом.

Эти понятия связаны с возможностью трансформации облика города и в долгосрочной перспективе должны работать на эффективное использование уникальных образов-маркеров отдельно взятой местности, территории для формирования региональной идентичности. Это позволит через использованный образ, например, узнаваемый и визуализированный в городской среде символ, характерный для традиционных промыслов данной территории, выделять город и область среди других в стране.

В связи с этим одним из важнейших понятий становится геокультурная региональная политика, позволяющая воссоздавать через визуальный облик историко-культурную память, актуализировать понятие идентичности сообществ и событий отдельно взятой территории. Геокультурная региональная политика основывается на научной концепции геокультурного подхода через разработку геокультурной стратегии территории с целью использования специфики и уникальности города или области в преобразовании их внешнего облика и создании образа-символа, который строится на локальных мифах, традициях, обычаях, характерных промыслах. Данное явление должно создать фундамент для успешного социально-экономического и культурного развития преобразованной территории.

Стоит отметить, что в рамках данного процесса можно наблюдать сразу два направления развития формирования культурной памяти города: 1) организацию геопространства города для создания ощущения единства и причастности к собственной истории и культуре непосредственно у самих жителей города; 2) создание образов-символов, выделяющих культурные ценности отдельно взятого географического места среди других для идентификации его гостями города [Родькин, 2020].

Оба этих направления взаимосвязаны, могут даже формироваться схожими, однотипными или даже одинаковыми приемами, но цель в себе несут совершенно различную.

В XX в. во многих гуманитарных науках, которые в той или иной мере занимаются проблемами общества, распространилось направление семиотики, в рамках которого и зародилось понятие культурного кода. Так, в Европе это были труды Ю. Лотмана [Лотман, 2000], Р. Барта [Барт, 1989] и У. Эко [Эко, 1998]. Каждый из указанных ученых рассматривал отдельные проявления национальной культуры. Многие выводы вызывали в научной среде немедленную реакцию и даже диссонанс, но так или иначе именно они сформировали стойкий интерес к рассматриваемому явлению и находятся у истоков формирования данного феномена.

Культурный код как явление изучается на множественных уровнях и различными учеными, такими как этнографы, историки, лингвисты, философы, литературоведы, культурологи, антропологи, социологи, психологи, в силу многоаспектное™ и сложности данного явления. Работы на эту тему написаны такими русскими учеными, как 0. Афонина, А. В. Дроздова, Н. Н. Изотова, В. В. Красных, А. Е. Махов, К. А. Очеретяный, В. В. Рыжанкова, Н. А Симбирцева, А. Р. Усманова, и многими другими.

Среди основных положений, сформулированных относительно концепта «культурный код», можно выделить следующие:

- это особый способ трансляции культурных смыслов в социальном пространстве, который можно сравнить со способом хранения исторической информации на ментальном уровне: «Если проводить аналогию с генетическим кодом,

то культурный код есть не что иное, как относительно устойчивая система упорядочивания культурных смыслов, позволяющих считывать и расшифровывать, а также передавать в процессе коммуникации информацию... Посредством комбинации культурных смыслов, выраженных в знаковой форме (образы, символы, язык), формируются культурные коды как устойчивые фреймы, задающие направления для осмысления, категоризации, оценки, понимания реальности» [Изотова, 2020, с. 5];

- это своеобразная картина мира отдельного социума, формирующая такое понятие, как «менталитет». Именно этот аспект позволяет изучать и понимать особенности чужой культуры через различные семантические образы, символы и взаимосвязи. По сути культурный код является рекламой, которая «несет в себе культурный код страны-производителя» [Иванова, Ягодкина, 2020, с. 3];

- это проявление различных социальных явлений и процессов, своеобразный способ изучить психологию общества через описание и изучение заложенных в городское пространство кодов, символов, знаков, позволяющих формировать более сложные социальные смыслы, которые далее уже становится возможным транслировать не только в самом обществе, но и между разными обществами.

На основании вышесказанного автором статьи был произведен анализ культурно-пространственной среды, основанной на исторической памяти о традиционном прикладном искусстве и промыслах региона, в городе Рязани с целью прослеживания формирования понятия «культурный код города». Выбор данного аспекта был обусловлен тем, что традиционное прикладное искусство является базовой составляющей в понимании трансляции истории страны и отдельно взятых городов. Опираясь на функции сохранения и трансляции мировоззрения и миропонимания наших предков, можно смело утверждать, что традиционное прикладное искусство на визуальном, семантическом и ментальном уровне может формировать понятие самоидентификации, позволяя даже через чувственную и эмоциональную сферу воспринимать информацию о культурном коде.

Если обратиться к историко-культурной составляющей Рязанской губернии, к истории бытования на ней различных промыслов, то стоит отметить самые распространенные и «информативные» с точки зрения заложенной в них символики и семантической составляющей народные художественные промыслы, такие как вышивка и кружевоплетение. Именно через их изобразительно-выразительные средства (цвет, стилизованные изображения и их сочетание), которые формировались благодаря желанию передать мировоззрение предыдущих поколений, их знания, благодаря вере в возможность уберечь человека от невзгод, неудач, злых духов через общепринятые и узнаваемые образы-символы, которые мастерицы создавали на одежде, возможно проследить формирование понятия «культурный код».

Искусствоведы, краеведы, историки и этнографы нередко высказывают мнение, что среди народных костюмов именно рязанский является одним из самых ярких и гармоничных. Он сложен по своим составляющим, а также по смысловому наполнению, поскольку сочетает в себе все народные промыслы, связанные с текстилем: ткачество, вышивку, кружевоплетение (рис. 1, 2). Именно благодаря этому народный костюм Рязанской губернии можно читать, как книгу, узнавая детали как об отдельной его обладательнице, так и о быте или нравах отдельных уездов губернии.

Рис. 1. Традиционный народный праздничный костюм Рязанской губернии. Фото из общедоступного

интернет-ресурса: Ъ. Ирз://8апас1а. с1иЪ/70682-пагойпу]-kostjum-rjazanskoj-gubernii-71-foto.html

Рис. 2. Традиционный народный костюм молодухи Рязанской губернии. Фото из общедоступного интернет-ресурса: https://glamours.name/25939-пагойпу]-ко5^ит-г]агатко]-gubernii.html

В то же время народный костюм при детальном его рассмотрении уже наполнен уникальными образами-символами, которые легко распознаются искусствоведами, краеведами, художниками и при наличии определенной «насмот-ренности» коренными жителями области и города. Следовательно, именно узнаваемые элементы народного костюма могут быть основой для создания культурного кода города.

Эту уникальную особенность рязанского костюма в современной городской среде Рязани используют для создания атмосферы, которая может сформировать ощущение особенности и самобытности города. В первую очередь подобные приемы используются, конечно, в процессе создания украшений при подготовке к праздникам, таким как, например, Новый год, однако традиционные элементы вышивки и кружева, ткачества и набойки на ткань можно увидеть и в элементах архитектуры городской среды, причем не только современной.

Среди подобных видимых знаков, которые соотносятся с другими символами, характеризующими уникальность Рязани, можно отметить элементы городской архитектуры. В первую очередь их можно увидеть в исторической части города на зданиях, относящихся к наследию деревянного зодчества. Это, например, дом, расположенный по адресу ул. Николодворянская, 20 (рис. 3), а также дом на соседней улице по адресу Полонского, 19 (рис. 4). Сохранившаяся на их окнах и карнизах деревянная резьба непосредственно является отсылкой к уникальной вышивке - кадомский вениз (рис. 5) и к элементам кружевоплетения, таким как «насновки» (рис. б).

Рис. 3. Дом на ул. Николодворянская, Рис. 4. Дом на ул. Полонского, 19. 20. Фото из личного архива автора Фото из личного архива автора

Отсылки к кружевным и вышитым элементам можно увидеть также в ограждении на автодорожном переходе через Лыбедский бульвар в центре города на улице Ленина (рис. 7).

Рис. 5. Элементы ажурного ярая Рис. б. Элемент «кружевной край» и

вышивки «кадомский вениз». Фото из «насновки», Михайловского кружева, общедоступного интернет-ресурса: Фото из личного архива https://work.vk.eom/@vyshivka_interer_ Д. Ю. Ворониной атка-Ъе\о snezb.no е-сЬийо-уетга

Рис. 7. Ограждение на автодорожном переходе через Лыбедский бульвар в центре города на улице Ленина. Фото из личного архива автора

Использование тематики народных орнаментов в рамках создания историко-культурного образа городской среды - это одна из актуальных тенденций, которая позволяет сформировать уникальный культурный код города: «В гуманитарной урбанистике понимание города как текста является одной из важнейших методологических стратегий, позволяющих раскрывать знаково-символи-ческую природу города, акцентировать внимание на процессах семиозиса городских смыслов, научной интерпретации фрагментов городской реальности. Подобные тенденции урбанистического дискурса актуализируют проблему "читаемости города" со стороны человека, благодаря которой "города распознаются и складываются в упорядоченную картину" в антропологическом приближении

города к человеку, а также вопросы измерения и планирования городского пространства сквозь призму антропологии культуры» [Изотова, 2020, с. 10].

Например, на рис. 8 представлен процесс выбора орнамента западносибирских губерний в целях создания элемента, который в последующем ляжет в основу создания культурного кода Нижнего Новгорода.

Ислюлтюаяиив тснптт.и к.тплдио-сибирского орматомтя ■ оформлении и »чоьцамии Л/10*ДЛДИ ПО ШОГЧТГ CÔJft£Tb yHH«<lf»b*«i* г» обсчи И ь территории НДв9ПМЧМ<К*к1

• »рсприятии под» эф»м«лаг«м

Рис. 8. Процесс выбора орнамента западносибирских губерний в целях создания элемента, который в последующем ляжет в основу создания культурного кода Нижнего Новгорода. Скриншот страницы сайта «Новый русский»: https://newrussian-cc.ru/sol_zemli_i_duh_mesta

Аналогичный прием мы можем наблюдать относительно Рязани: характерные узнаваемые элементы традиционных художественных промыслов (элементы рязанских вышивок кадомский вениз, «цветная перевить», узнаваемые традиционные виды стежков - «роспись» и «рязанская денежка», геометрические элементы закладного ткачества и Михайловского кружева - «павлинки», «наснов-ки») - всё это является базой для создания объединяющих городское пространство элементов, транслирующих образы, которые в последующем должны будут ассоциироваться с культурным кодом города.

Таким образом город как бы кодируется на визуально-ментальном уровне, благодаря чему может просто восприниматься как отдельная знаковая уникальная единица, а может даже «читаться» как текст, хотя второе зависит от степени доступности информации в рамках городской среды (навигации, информационных табличек, описывающих не только историю строений, комплексов, улиц, но и раскрывающих семантическое значение использованных символов, образов для

интерпретации фрагментов городской среды): «Визуальный культурный код города представлен видимыми знаками, которые отражают образ города, его исторические, пространственные, природные факторы в цветах и формах (в кинематографе, фотографии, логотипе и пр.). Кроме того, сегодня актуален дизайн-код города, определяющий принципы формирования внешнего вида города (зонирование пространства, освещение, единые требования к дизайну урн, скамеек, фасадов, размещению конструкций и пр.). Дизайн-код служит выражению и укреплению городской идентичности, созданию стиля и единой визуальной среды города, может влиять на эмоциональное состояние горожан, причастность к городу» [Изотова, 2020, с. 11].

Современная городская среда в последнее время также оформляется с опорой на историческую составляющую. В частности, люки, расположенные на аллее, ведущей к колокольне Рязанского кремля (рис. 9), выполнены с использованием орнамента, характерного для вышивки, исторически располагавшейся на рукавах женских рубах (рис. 10).

Рис, 9. Стилизованный люк с Рис, 10, Традиционные вышитые элементы

Убранство прилегающей к Рязанскому кремлю территории оформлено с отсылкой на сохранившиеся и «брендовые» промыслы региона. Одним из последних преобразований является украшение фонарных столбов светящимися элементами (рис. 11), стилизованными под знаменитое цветное михайловское кружево с узнаваемыми элементами «павлинка» (рис. 12).

«Важным аспектом кодирования городской реальности является механика образования культурного кода города, где особую роль играют процессы актуализации значимых фрагментов его прошлого. Культурная память города является резервуаром, который хранит и передает поколениям коллективные представления о городе как культурный ген, определяя тем самым и отношение к город-

орнаментом. Фото из личного архива автора

рязанских рубах. Фото из общедоступного интернет-ресурса: http://www.alla-denissova.com/ryasanskaya-vishivka/

скому настоящему, В связи с этим культурный код города осуществляет репрезентацию его прошлого в многообразных текстах и знаках (например, в художественных образах городского прошлого)» [Изотова, 2020, с. 10].

Рис. 11. Стилизованное световое украшение столба. Фото из личного архива автора

Рис. 12. Салфетки, выполненные в технике «михайловское кружево». Фото из общедоступного интернет-ресурса: https://triptonkosti.ru/6-kartinki/mihajlovskoe-kruzh evo-kartinki.html

Интересно, что элементы традиционных художественных промыслов региона также используются и для формирования внутренней музейной среды. В частности, недавно открывшийся отстроенный новый комплекс Рязанского ис-торико-архитектурного музея-заповедника среди современных интерьеров использует в том числе и элементы народной культуры (рис. 13). Их можно увидеть в оформлении скамьи для отдыха: это узнаваемые элементы традиционного рязанского узорного ткачества (рис. 14).

Примечательно, что некоторые ранее рассмотренные элементы вышивки использованы в брендировании городского транспорта. Часть рязанских троллейбусов и автобусов украшена орнаментом, который легко узнаваем художниками декоративно-прикладного искусства (рис. 15). Это раппорт, составленный из элементов, которые также легко увидеть как на сохранившихся в музеях рубахах, так и в работах легендарных мастеров традиционного прикладного искусства, таких как Е. В. Колодкина, В. В. Грумкова, под названием «рязанская денежка» (рис. 16).

Рис. 13. Стилизованная скамья для

отдыха в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. Фото из личного архива автора

Рис. 14. Элементы традиционного рязанского узорного ткачества. Фото из общедоступного интернет-

ресурса: ЪИрз://ирг-kult.eps74.ru/Publications/RussLit_sec Иоп_11/ОпРгЫ?1й=18159

Рис. 15. Брендированный троллейбус города. Фото из личного архива автора

Рис. 16. Традиционный элемент вышивки «рязанская денежка». Фото из общедоступного интернет-ресурса: http://oleg-art.rU/books-design/page/3/

Этот же элемент можно увидеть и в световом оформлении города (рис. 17-19).

Рис. 17. Использование стилизованного

элемента традиционной вышивки «рязанская денежка» в осветительном подвесном декоре города. Фото из личного архива автора

Рис. 18. Использование стилизованного элемента традиционной вышивки «рязанская денежка» в осветительном декоре города - подземных переходах. Фото из личного архива автора

Рис. 19. Использование стилизованного элемента традиционной вышивки «рязанская денежка» в осветительном декоре города - навесных элементах на столбы. Фото из личного архива автора

Интересно, что графические элементы, ассоциирующиеся с отдельными частями вышивок, можно увидеть на домиках-палатках для торговли и сувенирной продукции, которые используются городской администрацией для проведения ярмарок выходного дня, праздничных ярмарок и мероприятий в городе (рис. 20,21).

Рис. 20. Использование стилизованных орнаментов традиционного прикладного искусства для палаток ярмарки. Фото из личного архива автора

Рис. 21. Использование стилизованных орнаментов традиционного прикладного искусства для сувенирных палаток. Фото из личного архива автора

Стоит отметить, что световое убранство города зачастую меняется к большим государственным праздникам. Здесь относительно Рязани также можно увидеть направление на формирование историко-культурной среды через световое оформление. В частности, зимнее убранство фонтанов оформлено в виде композиций, олицетворяющих традиционные рязанские промыслы. На площади Ленина, рядом с Торговыми рядами, два фонтана украшены орнаментальными светящимися лентами с изображением традиционного геометричного узора, использующегося при создании сапожковского заклада - одного из известных видов ткачества, и орнамента, характерного для уникальной строчевой техники вышивки - цветная перевить (рис. 22, 23), похожие элементы можно обнаружить и в счетной рязанской глади.

Рис. 22. Орнаментальная световая

композиция города на фонтане, созданная на основе традиционных орнаментов вышивки и ткачества. Фото из личного архива автора

Рис. 23. Фрагмент орнаментальной

световой композиции города, созданной на основе традиционных орнаментов вышивки и ткачества. Фото из личного архива автора

Главная пешеходная улица города при подготовке к наступающему 2024 г. также была украшена с двух сторон большими светящимися арками (рис. 24), которые составлены из узнаваемых знаменитых элементов рязанской вышивки -кадомский вениз (рис. 25).

Рис. 24. Арка на пешеходной улице Рис. 25. Элемент салфетки,

Рязани. Фото из личного архива автора выполненной в технике «кадомский

вениз». Фото из общедоступного интернет-ресурса: https://vk.com/wall-180562078_42718

А вот фонтан на площади Победы оформлен композицией, сочетающей в себе элементы сразу двух упомянутых выше вышивок - кадомский вениз и цветная перевить (рис. 26). В зависимости от времени суток видна в большей степени либо одна, либо вторая.

Рис. 26. Стилизованный элемент светового оформления фонтана. Фото из личного архива автора

Отметим также, что рассмотренные элементы можно увидеть и в убранстве новогодних елок, установленных в городе. Где-то они расположены непосредственно на елках, где-то - в оформлении ограждений зеленых красавиц города (рис. 27, 28).

Рис. 27. Елка с украшениями в виде Рис. 28. Елка с украшениями в виде

традиционных орнаментов, площадь традиционных орнаментов, Лыбедский

Победы, г. Рязань. Фото из личного бульвар, г. Рязань. Фото из личного

архива автора архива автора

Не так давно в городе установлена целая система навигации, позволяющая гостям города самостоятельно ознакомиться с некоторыми историческими данными. Примечательно, что данная навигация также оформлена с помощью элементов вышивки «рязанская денежка» (рис. 29). Эти же элементы можно встретить при оформлении урн в центре города (рис. 30). Очевидно, именно этот элемент в силу частоты его использования претендует на основу формирования об-раза-символа города.

Все эти примеры доказывают, что традиционные художественные промыслы не просто являются основой исторической памяти, но и основой, используемой на уровне городской среды, для сохранения самоидентичности населения, формирования патриотизма, частью создания городской среды через понятие «культурный код города».

Рис. 29. Элемент туристической Рис. 30. Стилизованная урна. Фото из навигации в городе. Фото из личного личного архива автора

архива автора

Подобные процессы напрямую отражаются и в информационной среде. В частности, новые световые стилизованные украшения сразу вошли в «топ-5» мест, которые рекомендуют посетить туристам в городе. Все это сразу можно было увидеть в различных информационных ресурсах, например, в «ВКонтакте» (рис. 31).

Все вышесказанное доказывает, что формирование культурного кода города помогает осознать коренным жителям свою историю и повышает уровень патриотизма. Воссоздание исторической памяти через сохранение уже имеющихся и уникальных историко-архитектурных объектов и формирование нового городского пространства с помощью знаков и символов, которые, соединяясь в сознании горожан, формируют понимание культуры локуса, образуют устойчивые связи, благодаря которым происходит самоидентификация в рамках исторического процесса в целом. В то же время использование отдельных узнаваемых и запоминающихся элементов народных промыслов помогает актуализировать второй аспект создания культурного кода города - репрезентировать образ города для внешней аудитории, сформировать знаковые формы, узнаваемые туристом. Непосредственное обращение к традиционному прикладному искусству как основополагающей компоненте, которая позволит реализовать на практике концепцию геокультурного подхода, является отражением большой научной работы, теоретико-методоло-гическая база которой основывается на семиотических исследованиях.

¿6 Город Рязань 5 ч

Рождественского волшебства не бывает без праздничных огоньков! Топ-5 самых нарядных мест новогодней Рязани https://www.ryazan.kpru/daNy/27550/4875415/

Рис. 31. Скриншот информационного поста в социальной группы «ВКонтакте» с изображением стилизованных городских украшений

Рассмотренный нами иллюстративный материал убедительно подтверждает, что современная геокультурная политика региона - сложное явление, требующее пристального внимания ученых различных отраслей научного знания. Это процесс, который подразумевает внимательное отношение к нашему прошлому, сохранение уникальных культурных объектов и трансляции маркеров культурного кода в современной городской среде с целью дальнейшего развития знаний о культуре отдельных областей. Культурный код города - это осознание значения места в общей истории, это формирование общей культуры, изображения и восприятия исторической информации, это возможность сохранить историческую память в рамках бурно развивающихся технологий и архитектуры, это реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации и просто бережное отношение к собственной региональной истории. Создание в областях и городах новых локаций с использованием образов-маркеров, активизирующих процесс трансляции культурного кода локуса, одна из актуальных задач, поставленных перед культурологами, социологами, краеведами, историками, географами и лингвистами. Решение этой задачи - вопрос серьезный и длительный, требующий внимательного и бережного отношения к истории и культуре.

В рамках рассмотренного вопроса можно сделать вывод, что главенствующее место в создании культурного кода Рязани отведено традиционным художе-

ственным промыслам как основополагающему явлению в формировании культурного кода с визуальной точки зрения. С одной стороны, уникальные и узнаваемые элементы кружевоплетения, вышивки и ткачества непосредственно соотносятся с понятием старинного города и его богатой историей, сложившейся в сложных исторических условиях культурой и являющейся основой активации исторической памяти коренных жителей города. С другой стороны, используемые образы-символы указанных видов искусства позволяют через формирование современного городского пространства транслировать формирующийся облик города во внешнюю среду, создавая туристический культурный код, необходимый для реализации геокультурного подхода в развитии отдельных регионов России.

Библиография

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - Москва : Прогресс. - 1989. - 616 с.

Веденин, Ю. А. Роль географической науки в изучении и сохранении наследия [Электронный ресурс] // Наследие и современность. Международный научно-методический журнал о культурном наследии. - Казань : КГУ - 2018. -Т. 1, № 2. - С. 8-39. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/rol-geo-graficheskoy-nauki-v-izuchenii-i-sohranenii-naslediya (дата обращения: 01.02.2024).

Веселкова, 0. Гений места - культурный код в городской среде // Новый русский [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://newrussian-cc.ru/sol_ zemli_i_duh_mesta?ysclid=lrhgb2ppfz813886321 (дата обращения: 05.01.2024)

Гудова, М. Ю., Юань, М. Концепт «культурный код»: уровни значения // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - Оренбург : Оренбургский гос. ун-т. - 2022. -№4. - С. 151-161.

Дроздова, А. В. Роль визуальных образов в конструировании повседневности // Человеческий капитал. - 2015. - № 9 (81). - С. 104-107.

Замятин, Д. Н. Стратегии интерпретации историко-географических образов России // Мир России. Социология. Этнология. - 2002. - № 2. - С. 105-138. -Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-interpretatsii-istoriko-geograficheskih-obrazov-rossii (дата обращения: 01.02.2024).

Замятина, Н. Ю. «Земля наша дала миру...»: национальные особенности брендинга территорий [Электронный ресурс] // Символическая политика : сб. науч. трудов. - Москва : ИНИ0Н РАН - 2016. - № 4. - С. 106-134. Режим доступа : https:// cyberleninka.ru/article/ п/zemlya-nasha-dala-miru-natsionalnye-osobenno-sti-brendinga-territoriy (дата обращения: 01.02.2024).

Иванова, А. П., Ягодкина, М. В. Культурные коды в современной рекламе // Ученые записки Новгородского гос. ун-та. - Великий Новгород : Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2020. - № 8 (33). - С. 1-4.

Изотова, H. H. К вопросу о прочтении «культурного кода» в лингвокульту-рологии // Культура и цивилизация. - Москва : Изд-во «АНАЛИТИКА РОДИС», 2020.-№10 (4а). - С. 5-11.

Лотман, Ю. М. Семиосфера. - Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 2000. -С. 704.

Родъкин, П. Е. Брендинг территорий: городская идентичность и дизайн: учебное пособие. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2020. - 94 с.

Симбирцева, Н. А. «Код культуры» как культурологическая категория // Знание. Понимание. Умение. - 2016. - № 1. - С. 157-167.

Стрелецкий, Б. Н. Культурная география в России: особенности формирования и пути развития // Известия РАН. Серия географическая. - 2008. - № 5. -С. 21-33.

Федотова, Н. Г. Культурная память города: современные практики символизации прошлого // Обсерватория культуры. - 2021. - Т. 18, № 4. - С. 352-364.

Шипицин, А. И. Городская скульптура и культурный код Волгограда в контексте брендирования территории // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2016. - Т. 10, № 4. - С. 89-98.

Шляхова, С. С. Восприятие культурных кодов геопространства (на материале Пермского края) // Социо- и психолингвистические исследования. - 2015. -№3. - С. 22-37.

Щербинина, Н. Г. Особенности позиционирования города-бренда в цифровую эпоху // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. - 2018. - № 3. -С.192-201.

Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. - Санкт-Петербург : ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 432 с.

Сведения об авторе

Плавинская Лидия Сергеевна, кандидат филологических наук, исполняющий обязанности заведующего кафедрой кафедры культурологии, доцент кафедры истории России и методики обучения истории и обществознанию Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина.

E-mail: plav_ls@mail.ru

L. S. Plavinskaya

IMAGES-SYMBOLS OF TRADITIONAL ARTISTIC CRAFTS IN THE FORMATION OF THE CULTURAL CODE OF THE CITY

Abstract: The article is devoted to the analysis of the use of images-symbols of traditional applied arts for the Ryazan region (embroidery, lace weaving, weaving) in shaping the appearance of the city, reflecting its cultural code. Based on semiotic studies of the phenomenon of the concept in question, the author aims to trace the ways of symbolic expression of the cultural code of the city and their role in creating the mental sphere of culture in the elements of the urban environment. The assumption that the formation of the cultural memory of the city is carried out in two interrelated directions, allowing you to feel involved in your own history, culture and create unique images-symbols characterizing the cultural values of a particular region in order to identify it, is confirmed in the extensive illustrative material of the article. The author explores both historically established ways of broadcasting such elements in the urban environment (architraves, house decorations, bridge fences), stylized as recognizable elements of lace weaving, embroidery, weaving, and modern elements of urban space (design of fountains, light structures, festive decorations) with these symbols expressing the cultural memory of the city. The techniques used to identify a place from the point of view of its history and culture through characteristic, iconic elements in traditional applied art, lead the researcher to the conclusion that symbolic images can be not only markers that increase the level of patriotism of the city's indigenous inhabitants, but also business cards of the city, which are part of the geocultural space, capable of forming, including tourist the area code, which increases the importance of semiotic research in the framework of the formation of a cultural spatial environment.

Key words: cultural code, cultural spatial environment, branding of the city, cultural space, cultural memory of the city, Ryazan crafts, Ryazan embroidery, Ryazan lace weaving, mortgage weaving.

References

Bart, R. Izbrannye raboty: Semiotika: Poetika [Selected works: Semiotics: Poetics]. Moscow: Progress publ., 1989, 616 p.

Vedenin, Yu. A. Rol' geograficheskoj nauki v izuchenii i sohranenii naslediya [The role of geographical science in the study and preservation of heritage] IN: Heritage and modernity. International Scientific and Methodological Journal on Cultural Heritage, 2018, T. 1, no. 2, pp. 8-39. (In Russ.)

Veselkova, 0. Genij mesta - kul'turnyj kod v gorodskoj srede [The genius of the place is a cultural code in an urban environment. In Russ.]. IN: New Russian. Available at: https://newrussian-cc.ru/sol_zemli_i_duh_mesta7ysclid4rhgb2ppfz813886321 (accessed: 05.01.2024)

Gudova, M. Yu., Yuan', M. Koncept «kul'turnyj kod»: urovni znacheniya [The concept of "cultural code": levels of meaning], IN: Intelligence. Innovation. Investment 2022, no. 4, pp. 151-161. (In Russ.)

Drozdova, A. V. Rol' vizual'nyh obrazov v konstruirovanii povsednevnosti [The role of visual images in the construction of everyday life]. IN: Human capital, 2015, no. 9(81), pp. 104-107. (In Russ.)

Zamyatin, D. N. Strategii interpretacii istoriko-geograficheskih obrazov Rossii [Strategies for interpreting historical and geographical images of Russia]. IN: The world of Russia. Sociology. Ethnology, 2002, no. 2, pp. 105-138. (In Russ.)

Zamyatina, N. Yu. «Zemlya nasha dala miru...»: nacional'nye osobennosti brendinga territorij ["Our land has given the world...": national peculiarities of the branding of territories]. IN: Symbolic politics. Collection of scientific papers, 2016, no. 4, pp. 106-134. (In Russ.)

Ivanova, A. P., Yagodkina, M. V. Kul'turnye kody v sovremennoj reklame [Cultural codes in modern advertising], IN: Scientific notes of the Novgorod State University, 2020, no. 8 (33), pp. 1-4. (In Russ.)

Izotova, N. N. K voprosu o prochtenii «kul'turnogo koda» v lingvokul'turologii [On the question of reading the "cultural code" in linguoculturology]. IN: Culture and Civilization, 2020, no. 10 (4a), pp. 5-11. (In Russ.)

Lotman, Yu. M. Semiosfera [The Semiosphere. In Russ.]. Saint-Petersburg : Is-kusstvo-SPB publ., 2000, 704 p.

Rod'kin, P. E. Brending territorij: gorodskaya identichnost i dizajn: uchebnoe posobie [Branding of territories: Urban Identity and Design: a study guide. In Russ.]. Moscow: Berlin : DirectMedia, 2020, 94 p.

Simbirceva, N. A. «Kod kul'tury» kak kul'turologicheskaya kategoriya [The "code of culture" as a cultural category]. IN: Knowledge. Understanding. Ability, 2016, no. 1, pp. 157-167. (In Russ.)

Streleckij, V. N. Kul'turnaya geografiya v Rossii: osobennosti formirovaniya i puti razvitiya [Cultural geography in Russia: features of formation and ways of development]. IN: News of the Russian Academy of Sciences. The series is geographical, 2008, no. 5, pp. 21-33. (In Russ.)

Fedotova, N. G. Kul'turnaya pamyat' goroda: sovremennye praktiki simvolizacii proshlogo [Cultural memory of the city: modern practices of symbolizing the past]. IN: Observatory of Culture, 2021, vol. 18, no. 4, pp. 352-364. (In Russ.)

Shipicin, A. I. Gorodskaya skul'ptura i kul'turnyj kod Volgograda v kontekste brendirovaniya territorii [Urban sculpture and the cultural code of Volgograd in the

context of branding the territory]. IN: Bulletin of the Association of tourism and service, 2016, vol. 10, no. 4, pp. 89-98. (In Russ.)

Shlyahova, S. S. Vospriyatie kul'turnyh kodov geoprostranstva (na materiale Permskogo kraya) [Perception of cultural codes of geospatial space (based on the material of the Perm Region)]. IN: Socio- and psycholinguistic studies, 2015, no. 3, pp. 22-37. (In Russ.)

Shcherbinina, N. G. Osobennosti pozicionirovaniya goroda-brenda v cifrovuyu epohu [Features of positioning a brand city in the digital age]. IN: IIPAHHMA. Problems of visual semiotics, 2018, no. 3, pp. 192-201. (In Russ.)

Eko, U. Otsutstvuyushchaya struktura. Vvedenie v semiologiyu [The missing structure. Introduction to Semiology. In Russ.]. Saint-Petersburg, TOO TK «Petropo-lis»publ„ 1998,432 p.

About the author

Plavinskaya Lidia Sergeevna, Candidate of Philological Sciences, Acting Head of the Department of Cultural Studies, Associate Professor of the Department of Russian History and Methods of Teaching History and Social Studies of Ryazan State University named after S. A. Yesenin.

E-mail: plav_ls@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.