Научная статья на тему 'Образы Сибири и Дальнего Востока России: взгляд японского бизнеса'

Образы Сибири и Дальнего Востока России: взгляд японского бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ЯПОНИЯ / БИЗНЕС / ОБРАЗ / SIBERIA / FAR EAST / JAPAN / BUSINESS / IMAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ботоев Игорь Константинович

В статье рассматриваются особенности инвестиционного климата Сибири и Дальнего Востока России с точки зрения современного состояния и перспектив развития российско-японских экономических отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of Siberia and Far-Eastern Russia: from the viewpoint of japanese business

This article is devoted to the case analysis for domestic investment climate in Siberia and Russian Far-East from the viewpoint of the current status of the Russi an-Japanese economic relationships.

Текст научной работы на тему «Образы Сибири и Дальнего Востока России: взгляд японского бизнеса»

1. Выработать единый закон об образовании детей.

2. Разрешить детям мигрантов обучаться в школах по месту жительства.

3. Увеличить финансирование образования, способного принять детей мигрантов.

4. Начать финансирование школ из местного и центрального бюджета.

5. Устранить необоснованные вступительные сборы в государственные школы.

6. Поддерживать и поощрять развитие частных школ.

7. Провести реформу системы регистрации.

8. Необходимо развивать экономику в сельской местности для того, чтобы обеспечить людей рабочими местами и уменьшить миграцию населения.

Литература о 2007^12$|.

2. mrn^-m»

2011^12$.

3. URL: http://news.xinhuanet.com/politics/2013-05/10/c 115720192.htm

4. China Academic Journal Electronic Publishing House. - URL: http://www.cnki.net

5. mm.

^№№^^2009^5$.

6. Hongwei Xu, Yu Xie. The casual effects of rural to urban migration of children's wellbeing in China. -URL: http://www.psc.isr.umich.edu/pubs/pdf/rr13-798.pdf

7. URL: http://www.clb.org.hk/en/content/migrant-workers-and-their-children

8.

Anf^. 2008^3 $^32^.

9. flS.fttg^^ItfRSf

2009^^1$»

Барлукова Ольга Михеевна, аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета. Е-mail: Olga-2b@yandex.ru

Пэн Лин, доцент, преподаватель Восточного факультета Бурятского государственного университета. Е-mail: Peng ling2002@126.com

Barlukova Olga Mikheevna, assistant of the Department of philosophy of BSU. Е-mail: olga-2b@yandex.ru Peng Ling, doct. of history science. Teacher of Oriental faculty of BSU. E-mail: Peng ling2002@126.com

УДК 332.146.(571+520) © И.К. Ботоев

ОБРАЗЫ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ: ВЗГЛЯД ЯПОНСКОГО БИЗНЕСА

В статье рассматриваются особенности инвестиционного климата Сибири и Дальнего Востока России с точки зрения современного состояния и перспектив развития российско-японских экономических отношений. Ключевые слова: Сибирь, Дальний Восток, Япония, бизнес, образ.

I.K. Botoev

IMAGE OF SIBERIA AND FAR-EASTERN RUSSIA: FROM THE VIEWPOINT OF JAPANESE BUSINESS

This article is devoted to the case analysis for domestic investment climate in Siberia and Russian Far-East from the viewpoint of the current status of the Russian-Japanese economic relationships. Keywords: Siberia, Far East, Japan, business, image.

В апреле 2012 г. состоялся первый за последние 10 лет официальный визит премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Россию. Наряду с договоренностями о возобновлении переговоров по вопросу о подписании мирного договора между двумя странами стороны также достигли соглашения о необходимости дальнейшего укрепления экономического сотрудничества. Лидеры России и Японии договорились о совместном освоении сибирских и дальневосточных регионов России, сотрудничестве в области разви-

тия инфраструктуры и охраны окружающей среды. Были достигнуты определенные договоренности о сотрудничестве в сфере энергоносителей, включая строительство объектов по производству сжиженного газа на Дальнем Востоке и Сибири. Стороны также согласились создать так называемую «Платформу российско-японских инвестиций» для оказания помощи японским компаниям в реализации бизнес-проектов в России. Договоренности президента России и премьер-министра Японии сделали

возможным более активное привлечение японского капитала в отстающие в экономическом развитии регионы Сибири и Дальнего Востока.

По информации японского банка данных «Тэйкоку», на июль 2013 г. в России было зарегистрировано 239 представительств японских компаний, большая часть которых ведет бизнес в сибирских и дальневосточных регионах. Основными игроками являются крупные производственные и торговые бизнес-структуры, доля которых составляет 70,3% от общего количества представителей японского капитала. 20,8% компаний имеет центральные офисы в Приморье, Хабаровском крае и Сахалинской области. Результаты визита японского премьер-министра Синдзо Абэ позволяют сделать предположение о быстром росте японского бизнеса именно в малоосвоенных сибирских и дальневосточных районах России.

В январе 2012 г. в Москве состоялся круглый стол с участием руководителей российских представительств крупнейших японских компаний. Основной темой обсуждения стали геополитические аспекты и перспективы экономического развития Сибири и Дальнего Востока России с точки зрения крупного японского бизнеса. В работе круглого стола приняли участие представители таких лидеров японской экономики, как «Сумитомо Седзи», «Марубени», «Японский банк международного сотрудничества 1Б1С», «Содзицу», «Мицу-биси Седзи», «Тойота Цусе», «Комацу», «Ито-тю Седзи» и «Мицуи Буссан».

Участники дискуссии единодушно отметили наличие таких положительных тенденций в развитии российской экономики, как устойчивый рост ВВП, снижение инфляции, повышение потребительского спроса. Было особо отмечено улучшение большинства макроэкономических показателей именно на фоне общей стагнации в мировой экономике. Согласно последним прогнозам Международного валютного фонда, к 2020 г. Россия должна занять четвертое место в мире по размерам ВВП после Китая, США и Японии. К сожалению, по мнению большинства участников круглого стола, это слишком оптимистичный прогноз. Высокий уровень рисков геополитического и экономического характера в обозримом будущем не позволит России поддерживать прежний рост бурно развивающейся экономики. Террористические угрозы, межнациональные и межконфессиональные конфликты наряду с высоким уровнем бюрократизации органов власти и несовершенством налоговой системы вызывают особую озабоченность у японских предпринимателей.

Недовольство россиян резко возросшим за последнее время уровнем коррупции во всех эшелонах власти и административном аппарате государственных корпораций может привести к повышению социально-политической активности населения с последующими негативными последствиями для иностранного бизнеса. С другой стороны, антикоррупционная составляющая оппозиционного движения, по мнению японских экспертов, может послужить толчком для дальнейшего развития застоявшихся экономических реформ и модернизации экономики России. Адекватная оценка и соответствующая ей реакция российских властей на данные процессы в обществе станет важным показателем, на который будут ориентироваться иностранные инвесторы.

Основной причиной для подобных опасений является существенная зависимость экономики России от мировых цен на углеводородное сырье. Высокие цены на нефть и газ в начале 2000-х гг. позволили России достичь некоторой стабильности в экономике и обществе в целом, но гарантий на возможность поддержания выгодных цен не существует. Вследствие «революции сланцевого газа» в США и неустойчивой ситуации в арабских странах экспорт природного газа из России в Европу сократится, что приведет к неизбежным финансовым потерям. Однако эти потери частично могут быть восстановлены путем увеличения поставок углеводородного сырья в такие страны, как Китай, Япония, Корея, Тайвань, а также в страны Юго-Восточной Азии. В отношении Японии особый акцент должен быть сделан на производстве и экспорте сжиженного газа в рамках проектов «Сахалин-2» и «Сахалин-3».

В качестве не менее существенного фактора, препятствующего увеличению присутствия японского капитала в экономике Сибири и Дальнего Востока России, была названа проблема непривлекательности инвестиционного климата в данных регионах. Вступление России в ВТО может способствовать созданию более благоприятных условий для иностранных инвестиций, особенно в области автомобилестроения, машиностроения и производства электроники. Тщательно продуманные меры российского правительства по совершенствованию системы дифференцированного налогообложения и созданию особых экономических зон смогут повысить доверие иностранных партнеров к российскому бизнесу.

По общему мнению выступающих, отрицательное влияние на развитие экономических отношений между Россией и Японией оказывает преобладание государственного сектора в российской экономике, а также высокий уровень бюрократизации управленческих и контролирующих

органов государства. Но даже сохранение высокой доли государственного участия в экономической деятельности позволит вести успешный бизнес при обязательном условии изменения делового мышления субъектов коммерческой деятельности в отношении условий создания конкурентной среды. Не менее важным станет и принятие срочных мер по упрощению различных бюрократических процедур в процессе регистрации и ведения бизнеса, получения рабочих виз и квот для высококвалифицированных иностранных сотрудников управленческого звена.

Другим важным результатом дискуссии стало единодушное признание особой роли сибирских и дальневосточных регионов в развитии российско-японских экономических отношений. Результаты деловой активности компаний-участников круглого стола доказывают тот факт, что даже в условиях глобального экономического спада ресурсы Сибири и Дальнего Востока России позволяют японским компаниям вести успешный бизнес. Для японского бизнеса предоставляется прекрасный шанс наверстать упущенные возможности, которые стали результатом чрезмерно осторожной и долговременной компании оценки потенциала российского экономического пространства.

К огромному сожалению участников круглого стола, очень медленно продвигаются процессы, запущенные в результате достигнутых в 2007 г. договоренностей между президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Синдзо Абэ. Этот фактор может вызвать скептическое отношение представителей японского бизнеса и к результатам саммита АТЭС 2012 г. во Владивостоке. Одними из основных итогов работы этого авторитетного международного форума как раз должны стать изменение вектора развития России в сторону азиатского направления и повышение внимание российских властей к интенсивному развитию сибирских и дальневосточных регионов страны.

Повышающаяся из года в год активность китайского бизнеса на востоке России также вызвала определенные опасения у представителей японского капитала. Особый интерес Китая к природным богатствам Сибири и Дальнего Востока, имеющий очень глубокие исторические корни, уже в ближайшее время может стать серьезной проблемой для японских инвестиций. Успешный ход российско-китайских переговоров по территориальным проблемам придаст еще более мощный импульс для расширения китайского присутствия на сибирском и дальневосточном рынке. Китайские компании уже заняли прочные позиции в стратегически важных

отраслях российской экономики, связанных с лесообработкой, добычей минерального сырья и освоением энергетических ресурсов. Японским компаниям предстоит очень серьезная конкурентная борьба в данных направлениях инвестиционной деятельности.

Несмотря на осознание российскими властями важности сибирских и дальневосточных регионов, по мнению представителей японского бизнеса, центральное правительство по прежнему уделяет недостаточное внимание решению проблем этих удаленных от центра территорий. Государственный управленческий аппарат, основные органы которого сконцентрированы в столице, не может в полной мере осуществлять контроль и руководство над всеми политическими и экономическими процессами на гигантских просторах к востоку от Урала. Неравномерное в пользу западной части страны размещение производственных мощностей делает положение Сибири и Дальнего Востока еще более невыгодным для иностранных инвестиций. Единственная транспортная артерия в виде Транссибирской магистрали, которая должна обеспечить экономические связи центральных и периферийных регионов России, не справляется с возложенными на нее функциями. Работы же по строительству альтернативных путей сообщения продвигаются не столь быстро, как это требуют интересы России и ее иностранных экономических партнеров.

Недостаточная развитость логистической системы в приграничных районах Сибири и Дальнего Востока не позволяет осуществлять в необходимой мере транспортные перевозки как товаров из России, так и обратный поток оборудования и материалов, необходимых для строительства различных объектов производства на территории самой страны. Наряду с этим, японские компании-производители автомобильной и строительной техники уже ощутили острую необходимость в развитии инфраструктуры, обеспечивающей не только выпуск конечной продукции, но и ее последующее сервисное обслуживание. Участники дискуссии отметили и тот факт, что сырьевая направленность российской промышленности особенно заметна именно в сибирских и дальневосточных регионах страны. Увеличивающиеся объемы добычи природных ресурсов должны сопровождаться их дальнейшей переработкой внутри страны, что опять же сможет создать новые возможности для экономического сотрудничества России и Японии.

Немало вопросов у японских бизнесменов вызывает и демографический аспект экономического развития удаленных регионов России. Отрица-

тельные демографические показатели в долгосрочной перспективе могут стать серьезной проблемой для продолжения японских инвестиций в российскую экономику. К тому же, имеющиеся производственные мощности в восточной части страны не могут в полной степени обеспечить трудоустройство и без того небольшого населения этих регионов. Этот фактор, в свою очередь, может привести к проблеме острого дефицита высококвалифицированных кадров, столь необходимых для внедрения передовых иностранных технологий.

В последнее время четко прослеживается стремление России отстроить вокруг себя «единое евроазиатское экономическое пространство». Для того чтобы стать его привлекательным центром, Россия должна приложить немалые усилия для изменения своего негативного имиджа в Японии и других партнерских странах. Наряду с мерами, ожидаемыми от российской стороны, участники круглого стола также обсудили круг вопросов, касающихся возможных конструктивных действий самих японских компаний в работе по улучшению российского имиджа и всего делового климата в целом.

Имидж России, сложившийся в Японии в результате длительного противостояния в первой половине ХХ в., не может не беспокоить потенциальных японских инвесторов. Среднестатистический японский обыватель все еще рассматривает Россию в качестве противника, противостоявшего «Стране восходящего солнца» во время ряда войн и конфликтов на Дальнем Востоке. Особенно это касается регионов Сибири и Дальнего Востока, с их суровыми климатическими условиями и ставшими местом размещения японских военнопленных после Второй мировой войны. Холодная война во второй половине ХХ в. вновь вынудила Японию и Россию оказаться по разные стороны баррикад. На этот раз Япония выступала на стороне уже бывших своих геополитических соперников во главе с США и противостояла многочисленным соперникам в лице стран бывшего социалистического лагеря. Даже после развала Советского Союза имидж России не претерпел значительных изменений, несмотря на гигантский прорыв в отношении стран Восточной Европы. По мнению представителей японского бизнеса, для изменения негативного имиджа России большую роль могут сыграть и сами японские бизнесмены при обязательной поддержке на официальном уровне.

Примеры успешной работы флагманов японской экономики в Сибири и на Дальнем

Востоке России должны активно освещаться в средствах массовой информации Японии, что может также привлечь новых участников для совместного освоения восточных районов России. Подобные примеры помогли бы изменить чрезмерно осторожное и предвзятое отношение руководства японских компаний к экономическим возможностям российского рынка. Такое отношение является не столь характерными для коммерческих структур США, европейских стран, Китая и Кореи, что и позволило им занять лидирующие позиции в инвестиционной деятельности. В особенной степени это касается мелких и средних компаний из префектур япо-номорского побережья, которые уже в течение длительного времени имеют крепкие побратим-ские связи со многими сибирскими и дальневосточными регионами. Быстро развивающихся в настоящее время культурных и научно-образовательных связей разного уровня уже явно не достаточно.

К тому же многие стереотипы относительно российских экономических реалий, твердо укоренившиеся в сознании японцев, на самом деле не отражают в полной мере истинную картину. Такие проблемы, как гипербюрократизация системы управления, несовершенство законодательной базы, дефицит высококвалифицированных кадров, взяточничество вполне преодолимы путем адаптации особенностей японского бизнеса к российским условиям.

Таким образом, участники круглого стола отметили перспективность российского экономического пространства для широких иностранных инвестиций. Значительные успехи в модернизации экономики в начале двухтысячных годов придали новый импульс процессу интеграции российского бизнеса в мировое экономическое пространство. Для дальнейшего укрепления своих позиций Россия должна приложить максимальные усилия для поддержания прежних темпов экономического роста. Сам факт проведения подобных форумов говорит о высоком уровне заинтересованности японских бизнесменов в развитии российско-японских экономических отношений. Значительное место в стратегических планах японского капитала занимают сибирские и дальневосточные регионы России. Координация действий российского и японского бизнеса при полномасштабной поддержке правительственных кругов обеих стран поможет решить многочисленные проблемы этих экономически малоосвоенных территорий.

ДД. Бураев, М.Ц. Гармаханов. Корейская волна и мягкая сила. Стратегия развития и распространения

Источники 2. URL: http://www.jetro.go.jp/world/russia_cis/ru/ re-

1. URL: http://www.tdb.co.jp/report/watching/press/p ports/07001623 130703.html 3. URL:

http://www.jftc.or.jp/shoshaeye/pdf/201203/201203_11.pdf

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Геополитические образы регионов постсоветской России (Сибири и Дальнего Востока) в странах Северо-Восточной Азии», проект № 14-03-00439.

Ботоев Игорь Константинович, доцент кафедры филологии стран Дальнего Востока Бурятского государственного университета. E-mail: botoev@yahoo.com

Botoev Igor Konstantinovich, associate professor, department of philology of Far East countries, Buryat State University. E-mail: botoev@yahoo.com

УДК 323.1 (519.5) © Д.И. Бураев, М.Ц. Гармаханов

КОРЕЙСКАЯ ВОЛНА И МЯГКАЯ СИЛА. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ

В статье рассматривается феномен «Корейской волны» в качестве политики Мягкой силы, используемой для развития и распространения национального бренда Южной Кореи.

Ключевые слова: Корея, мягкая сила, экспорт культуры, политика, ребрендинг, феномен, халлю.

D.I. Buraev, M.T. Garmahanov

KOREAN WAVE AND SOFT POWER. STRATEGY OF DEVELOPMENT AND DISTRIBUTION

The article is reviewing phenomenon of «Korean Wave» as Soft Power policy that is used to increase the intensity of development and spreading over the world of South Korea's national brand.

Keywords: Korea, Soft Power, culture export, policy, rebranding, phenomenon, hallyu.

Согласно определению президента России В.В. Путина, «Soft Power - это комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, а за счет информационных и других рычагов воздействия» [3].

Термин Soft Power, который в большинстве случаев переводится на русский язык как мягкая сила, а также изредка как гибкая власть или мягкое влияние, впервые был употреблен Дж. Наем в 1990 г. в книге Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. - New York: Basic Books, 1990, дальнейшее развитие эта теория получила в труде: Nye J.S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. - New York: Public Affairs, 2004. (в русском переводе Най Дж. С. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике. - М.: ФСПИ Тренды, 2006). Согласно автору термина, мягкая сила - это способность добиваться желаемого на основе добровольного участия всех сторон, а не с помощью принуждения или подачек [7].

Традиционно политика мягкой силы используется государствами, распространяющими свое влияние на другие страны. В качестве примера можно привести ситуацию с международ-

ными отношениями США и Монголии. Если кратко изложить суть этих отношений, то Монголия, в силу своего геополитического положения, а именно - близкого соседства с Россией и Китаем, становится объектом пристального внимания США. Конкуренция в экономической сфере между тремя странами не приводит к однозначному доминированию одной из сторон, исключением является лишь Китай, фактически занявший освободившееся после СССР место. А так как применение жесткой силы может привести к серьезному дисбалансу сил во Внутренней Азии, то такая модель политического воздействия по отношению к Монголии носит в большей степени демонстрационный характер. Так в ответ на монголо-американские военные учения «В поисках Хана» (Khan Quest - 2007, 2008, 2009, 2011) для восстановления стратегического паритета проводятся российско-монгольские и китайско-монгольские учения [2].

В таких условиях для оказания влияния на Монголию США опираются на доктрину мягкой силы. Однако в ответ Россия и Китай с начала 2000-х гг. начинают предпринимать схожие шаги. Так, что конкуренция за экономические ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.