Оригинальная статья УДК 82
Doi: 10.29025/2079-6021-2020-3-172-181
Образы русской природы в эволюции художественной философии Михаила пришвина
М.Т. Наср
университет Айн-шамс (Арабская республика Египет, г. каир) ORcID ID: 0000-0003-4018-7183; Researcher ID: AAV-4168-2020; e-mail: [email protected]
Получена: 30.07.2020 /Принята: 20.08.2020 /опубликована онлайн: 25.09.2020
Резюме: Статья посвящена освещению роли русской природы в художественном творчестве Михаила Пришвина. Отношения человека и природы - приоритетная тема литературы ХХ века, поэтому исследование, посвященное рассмотрению возможностей отражения «чувства природы» в произведениях М. Пришвина, актуально. В статье представлены результаты изучения описаний русской природы, которые характерны для творчества М. Пришвина. Цель работы состоит в том, чтобы доказать, что Михаил Пришвин - писатель, чей талант позволил создать не только произведения, обладающие глубоким смыслом, но и целостную художественную философию. Основу этой индивидуальной философской системы составляет тезис об органическом родстве человека и естественной среды, окружающей его. Материалом для исследования послужило наследие разной жанровой принадлежности М.М. Пришвина, в котором в наибольшей степени проявилась художественная философия писателя («В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908), «Жень-шень»(1933), «Календарь природы» (1935), «Кащеева цепь» и др.). Методология работы исходит из общих положений о взаимосвязи окружающий природы и общества, поэтому основные принципы изучения пришвинского творчества - историко-генетический и сравнительно-исторический. В статье проведено обобщение исследований о роли русской природы в художественном творчестве М. Пришвина и отмечено направление развития этой темы при изучении творчества писателя, дано определение пейзажа в творчестве М. Пришвина, рассматривается стилевая манера его прозы. Результаты исследования свидетельствуют о том, что природа - не только объект художественного творчества М. Пришвина, она определяет и способ отражения действительности. Философия природы у М. Пришвина выражена с той силой, которая не наблюдается у предшественников писателя, современников и последователей.
Ключевые слова: художественный очерк, художественный образ, природа, пейзаж, творческое мышление писателя, художественная философия, творческий метод.
Для цитирования: Наср М.Т. Образы русской природы в эволюции художественной философии Михаила Пришвина. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №3. С. 172-181.
original Paper
Doi: 10.29025/2079-6021-2020-3-172-181
The images of Russian Nature in the Evolution of Artistic Philosophy
Mikhail Prishvin
Muhammed t. Nasr
Ain Shamsuniversity (Arab Republic of Egypt, cairo) ORcID ID: 0000-0003-4018-7183; researcher id: AAv-4168-2020; e-mail: [email protected]
Received: 30.07.2020 /Accepted: 20.08.2020 /Publishedonline: 25.09.2020
Abstract: The article is devoted to interpretation of the role of Russian nature in the literary creation of Mikhail Prishvin. The relationship between man and nature is a priority topic in the literature of the twentieth century, therefore, a study devoted to the consideration of the possibilities of reflecting the "sense of nature" in the works of M. Prishvin is relevant. The article presents the results of studying the descriptions of Russian nature, which are characteristic of the work of M. Prishvin. The aim of the work is to prove that Mikhail Prishvin is not only a talented writer, but also an original thinker who created his own artistic philosophy, the basis of which is the relationship between man and the natural environment. The material for the study was the heritage of M.M. Prishvin, in which the artistic philosophy of the writer was manifested to the greatest extent ("In the Land of Unafraid Birds" (1907), "Behind the Magic Kolobok" (1908), "At the Walls of the Invisible City" (1908), "Ginseng" (1933), "Calendar of Nature" (1935)), "Kashcheev's chain" and others). The methodology of the work proceeds from general provisions on the relationship between the surrounding nature and society, therefore the principles of the study are historical-genetic and comparative-historical. The article summarizes studies on the role of Russian nature in the artistic work of M. Prishvin and notes the direction of development of this topic in the study of the writer's work, gives a definition of the landscape in the work of M. Prishvin, examines the manner of M. Prishvin's writing. The results of the research indicate that nature is not only an object of M. Prishvin's artistic work, it also defines the style of the writer as a way of reflecting reality. The philosophy of nature in M. Prishvin is expressed with the force that is not observed in the writer's predecessors, contemporaries and followers.
Keywords, literary essay, literary image, nature, landscape, creative thinking of a writer, artistic philosophy, creative method.
For citation: Nasr М.Т. The Images of Russian Nature in the Evolution of Artistic Philosophy Mikhail Prishvin. current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020, no 3, pp. 172-181 (In Russ.).
Введение
Творчество русского и советского писателя М. Пришвина называют классикой двадцатого столетия. В произведениях писатель затрагивает вопросы человеческого бытия и уделяет особое внимание окружающему миру. Пришвин описывает природную среду, облагораживающую людей, что является в целом результатом развития русской литературы в XIX в. Произведения Пришвина, которые были опубликованы при жизни, описывают его собственные впечатления от встреч с природой. Описания природы М. Пришвина отличают необычайная красота языка, сочность красок, полнота личных впечатлений; его творчество было высоко оценено писателями-современниками. Так, А.М. Горький отмечал, что М. Пришвину свойственно умение «придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему», по мнению К.Г. Паустовского, он является «певцом русской природы» [1], А. Блок находил, что «многие чисто народные слова <.. .> для него живы» [2].
Материал исследования - очерки и рассказы М.М. Пришвина «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908), повесть «Жень-шень» (1933), «Календарь природы» (1935), роман «Кащеева цепь» и др.
В творчестве М. Пришвин находит родство человека и окружающей естественной среды. Это стало главным художественным принципом, предопределившим пришвинскую философию и этику, и обусловило последовательно отстаиваемую писателем идею совершенствования личности и общества через восприятие и познание целесообразного и гармоничного в природе. Философия творчества М. Пришвина - это родство человека и окружающей среды. В произведениях М. Пришвин обращается к единой цели - к воссозданию в деталях «вечного» и «мгновенного» облика природы, изменяющейся в естественной среде и в сознании человека.
Цель статьи заключается в обосновании тезиса о том, что Михаил Пришвин выступает в своих произведениях создателем художественной философии, самобытным мыслителем, а не только талантливым писателем; его индивидуально-авторская философия основана на идее первенства природы в становлении творческого метода художника слова и личности человека в целом.
Обзор литературы
Изучение творчества писателя началось еще при его жизни с книги Н. Смирнова «Михаил Пришвин: Очерк жизни и творчества» (1953) [3]; уже после кончины М. Пришвина, в 1959 году, была опубликована монография Т. Хмельницкой [4] о творчестве М. Пришвина, центром концепции которой является эволюция манеры письма писателя с его первых произведений до «Осударевой дороги».
Монографические исследования 1960-70-х годов - работы А.И. Хайлова [5], Г.А. Ершова [6], Л.М. Шаталовой [7] - поэтапно изучают произведения писателя, начиная с первой книги «В краю непуганых птиц» и заканчивая «Корабельной чащей». Манера писателя определена как реалистическая, однако отмечается и романтизм прозы Пришвина. В эти годы Пришвин как оригинальный писатель не всегда был понят и оценен, его необычные произведения не вполне соответствовали основному направлению развития советской литературы: пришвинское творчество расценивалось как ориентированное исключительно на детскую аудиторию, некоторое время о нем судили как о писателе-географе или анималисте, исследователи подчеркивали своеобразие его художественных очерков. тем не менее эти оценки сужали и упрощали смысл творчества писателя.
Исследователи 1950-80-х годов относят произведения М. Пришвина к социалистическому реализму или, по крайней мере, рассматривают пришвинское творчество в русле развития советской литературы [8], но после 1990-х годов начинается углубленное изучение творчества писателя. В эти годы были опубликованы «Дневники» М. Пришвина, которые вёл писатель с 1903 по 1954 гг. М.Г. Чулюкина указывает, что дневники писателя - целая литературная эпоха, практически полностью запечатлевшая все этапы творчества М. Пришвина [9]. В 1990-е годы не только начинается изучение неизвестных произведений М. Пришвина, но также регулярно проводятся Пришвинские чтения, опубликованы научные статьи, защищены диссертации [10; 11].
Последние годы ознаменованы углублением интереса к пришвинскому творчеству, которое изучается в самых разных аспектах и направлениях. Фундаментальным полагаем здесь интерес исследователей к проявлению и осмыслению природного начала в литературе и философии в целом, к их взаимовлияниям [12; 13]. Так, весьма плодотворным оказывается установление литературных и мировоззренческих связей творчества М. Пришвина и его предшественников в русской литературе [14], а также выявление фундамента его философской системы, в частности, соотнесенности определенных ее положений с философией И. Канта [15] и ее художественное воплощение [16]. Значительным потенциалом для построения новых исследовательских концепций обладает и изучение цензурных изъятий из произведений М. Пришвина [17].
Ученые обращаются к изучению генезиса пришвинских произведений [18], всесторонне рассматривают художественные смыслы, сюжетные коды и мотивы [19; 20], в том числе, мотив природы как отражение творческого я М. Пришвина [21]. Творчество М. Пришвина рассматривается в историко-литературном и теоретико-литературном контексте, исследования последнего времени отличаются проблемным характером и представляют научную ценность. Однако можно с уверенностью говорить о недостаточной разработанности целого круга проблем в исследовании творчества и мировоззренческой позиции М.М. Пришвина.
Методы исследования
Методология работы исходит из общих положений о взаимосвязи окружающий природы и общества. Приоритетным методом исследования о роли русской природы в художественном творчестве М. Пришвина является историко-генетический метод, помогающий выявить конкретные истоки литературного произведения, выявить связь произведения с действительностью. Использованный срав-
нительно-исторический метод позволил увидеть главное в отдельных произведениях М. Пришвина, раскрывающее эволюцию художественной философии в разные периоды творчества писателя.
Результаты и дискуссия
Для М. Пришвина на протяжении всего его творческого пути тема человека и природы, традиционная для мировой литературы, остается ведущей. Основным тезисом выработанной писателем художественной философии является утверждение о познании человеком самого себя через постижение мироздания, частью которого он является. В течение XIX в. и в начале XX в. в русской литературе тема природы становится все более актуальной. например, к этой тематической сфере обращается В.В. Измайлов в «Путешествии в полуденную Россию» (1800); С.Т. Аксаков в «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852); К.А. Тимирязев в «Фотографии и чувство природы» (1897) и др. Философское содержание в произведениях М. Пришвина отличается от натурфилософии XIX века, в основе которой - преимущественно идеалистические взгляды на мир. Чувство природы в произведениях М. Пришвина - это элемент мировидения или мировосприятия писателя. В рассуждениях о природе писатель свободен, широк, и в рассуждениях о русской природе у него собственная логика.
Истоки художественной философии М. Пришвина - в его детстве, когда он впитывает образы русской природы. Будущий писатель развивает свое миросозерцание при чтении книг и наблюдениях за природой, когда учится Елецкой классической гимназии, а затем в Тюменском реальном училище. Уже с 1903 года, по словам самого М. Пришвина, начинает в нем нарастать «чувство природы», чему способствуют изучение натурфилософии, переводы А. Бебеля и Ф. Энгельса, собирание фольклора в этнографической экспедиции, написание книг и статей по агрономии. Отказавшись от карьеры агронома, М. Пришвин начинает работать корреспондентом в либеральных газетах «русские ведомости», «речь», «Утро России» и других, а в 1906 году публикует первый рассказ «Сашок» в детском журнале «Родничок». В рассказе возникают темы, которыми Пришвин будет интересоваться в течение жизни, в частности, тема единства неповторимой природы и человека.
К решению о необходимости путешествия по Русскому Северу М. Пришвин приходит в результате увлечения этнографией и фольклором. Эти наблюдения над русской природой легли в основу первых произведений Пришвина книги «В краю непуганых птиц» (1907) [22]. В этом путешествии писатель изучает быт и речь северян, и свои впечатления от путешествия передает в форме путевых очерков в книге «За волшебным колобком» (1908). В 1908 году по итогам путешествия в Заволжье М. Пришвин создает книгу «У стен града невидимого» (1909), где проникновенно говорит о русской природе. «пусть она заговорит для меня новым голосом» [23].
Путешествия в Крым и Казахстан вдохновляют М. Пришвина на очерки «Адам и Ева» (1911) и «Чёрный араб» (1910). Заглавие последнего он объясняет так. «Добрые люди мне посоветовали на время пути назваться арабом, и будто бы я еду из Мекки, а куда - неизвестно» [22]. Становление философской системы писателя происходит, главным образом, с 1907 по 1917 годы. В этот период складывается основа чувства русской природы в сознании М. Пришвина благодаря знакомству с произведениями русской классической литературы, изучения философских теорий ив процессе постижения естественнонаучных истин. А фольклорные записи, полученные в экспедиции, способствовали принципу «натуральности» образа природы. В 1912 - 1914 гг. выходит первое собрание сочинений М. Пришвина в трех томах, появлению которого содействовал Максим Горький.
С 1916 года М. Пришвин становится известен в литературных кругах, где он общается с А.М. Ремизовым и Д.С. Мережковским, с А.М. Горьким и А.Н. Толстым. Остается открытым вопрос. следовал ли М.М. Пришвин за учением великого Л.Н. Толстого? Это учение определенно оказало на него влияние, потому что «естественного» человека М.М. Пришвин введет в повести «Жень-шень» (1933). Писатель наслаждается своим путешествием и с большой любовью, и с искренним чувством описывает путешествие по тайге. «но и вся широкая отвесная скала немного сочится, всегда мокрая, всегда блестит, и эти ее бесчисленные струйки сливаются внизу в открытый и веселый поток. никогда не забуду я этого счастья!» [24]. Безусловно, на художественную философию М. Пришвина оказывает особое влияние и его опыт профессионального фотографа. в приведенном отрывке заметен его интерес к таким «ка-драм»-описаниям природы, которые запечатлевали бы искренность и яркость эмоционального мира человека. Здесь кроется и причина узнаваемого пришвинского стиля. писатель знает, что читатель хорошо запоминает такие фрагменты, где ведущим является мировосприятие самого автора, его ощущения от увиденного в русской природе.
В октябре 1909 года Пришвин посещает собрания Санкт-Петербургского религиозно-философского общества и, сохраняя натуралистические позиции, становится членом этого общества и сближается с
A. Блоком [25]. Интерес к естественным и философским наукам объединяет М. Пришвина и литературного критика и философа В.В. Розанова [26], определенные схождения есть и в их произведениях; так, у
B. розанова в произведении «Апокалипсис нового времени»: «Солнце загорелось раньше христианства. И солнце не потухнет если христианство и кончится» [27: 14], а у Пришвина в дневниковой записи от 26 декабря 1926 года есть упоминание о «ложном солнце» [28: 322].
В это время М. Пришвин отмечает, что в прозе конца XIX - начала XX веков возрастает роль пейзажа. Это характерно для повести «Степь» А.П. Чехова, в произведениях И. Бунина, А. Куприна, А. Серафимовича. Также М. Пришвин знаком с естественнонаучными трудами К.А. Тимирязева. У М. Пришвина пейзаж часто выступает как фон, иногда это герой произведения. Для писателя М. Пришвина характерно чувство природы. При описании природы для М. Пришвина важно применение красочных эпитетов не только и не столько для усиления воздействия на читателя, сколько с целью передачи собственных ощущений от соприкосновения с чудесным миром. В книге «Черный араб» (1910) сильное впечатление на читателя производит цвет, например, Пришвин описывает свои представления о том, каким запомнят его местные киргизы: «через десять лет, через двадцать <.. .> вспомнят араба со всеми подробностями: что малахай у него был зеленый и бешмет серый, а халат был подпоясан красным кушаком...» [22]. Для дореволюционного творчества писателя характерно понятие «натуральной» среды, реализация образа русской природы присутствует в книгах «В краю непуганых птиц»,» За волшебным колобком», в других очерках М.М. Пришвина этого периода. Природа в произведениях М. Пришвина реалистична, он описал в своих произведениях практические интересы крестьян, поморов и охотников, их ценности и мифологию: так, в книге в «Краю непуганых птиц» М. Пришвин говорит о запрете убийства лебедя: ««Грех» - последняя причина в сознании местных людей <.> в наших сказках царевна обращается в лебедь, а в мифологии всех вообще арийских народов лебедь привозит и отвозит божества» [22]. А его наблюдения за природой вполне оригинальны благодаря наблюдениям автора в путешествиях по Северу и Средней России в книге «За волшебным колобком он описывает свою встречу с белухой - удивительно красивым китом: «Совсем близко от нас показывается из воды большая серебряная спина...- Что это? Белуха? - неуверенно спрашиваю я <...> Я знаю, что это огромный северный зверь из породы дельфинов, что он не опасен» [22].
В 1925 году М. Пришвин создает «Родники Берендея», составившие основу книги «Календарь природы» (1935), где писатель повествует о русской природе, описывает Среднюю полосу России: «Январь средней России: предвесенние оживлённые крики серых ворон, драки домовых воробьёв, у собак течка, у чёрных воронов первые брачные игры. Февраль: первая капель с крыш на красной стороне, песня большой синицы, постройка гнёзд у домовых воробьёв, первая барабанная трель дятла» [29]. Мы можем отметить, что описание природы у М. Пришвина в его поздних произведениях становится пронзительнее, ярче и лаконичнее.
Также в 1923 году М. Пришвин начинает создавать автобиографический роман «Кащеева цепь», работа над которым продолжается вплоть до кончины писателя. жизнетворческие поиски автора напрямую связаны в нем с автобиографической основой произведения. Начало этого произведения глубоко поэтично и трагично одновременно: «Однажды осенью под вечер я проходил мимо усадьбы, из которой мужики только что выгнали хозяев. Я остановился, пораженный красотою тройного умирания: усадьба умирала, год умирал в золоте листопада, день умирал. А на самом конце длинной аллеи, засыпанной кленовыми листьями, на террасе, обвитой красными лозами дикого винограда, сидел заяц.» [30]. В этом фрагменте чувствуется светлая скорбь по ушедшему прошлому, ощущение осенней грусти, однако М. Пришвин - глубокий мыслитель, и поэтому он воспринимает внешний мир как данность, с которой душа не может не найти гармонии.
В 1935 году во время путешествия в северные леса на Пинегу М. Пришвин посетил Беломорско-Бал-тийский канал, итогом чего стали путевые очерки «Отцы и дети». Впоследствии писатель работает над романом «Осударева дорога», в который вплетены описания русской природы: «Холодный родничок возле нашего костра бежит в ту сторону гор, где вишни цветут, и соловьи поют в яблонях, и, может быть, люди, если верить песням и сказкам, где-нибудь там нежно любят друг друга» [31]. Подчеркнем, что в данном фрагменте, как и во многих других контекстах у М. Пришвина тесно взаимодействуют природное и фольклорное начала, свидетельством чему выступают упоминание о песнях и сказках, а
также пейзажи мифологического характера, во многом универсального для всего человечества (вишни цветут, соловьи поют в яблонях).
Творчество М. Пришвина отмечено неугасающим интересом к жанру этюда, которые у писателя зачастую предваряют появление крупных произведений. Этюдность пришвинской прозы - не столько свойство жанровой формы, сколько характеристика содержательной стороны: например, повесть-сказка «Кладовая солнца» (1945) насыщена такими небольшими этюдами - зарисовками русской природы, которые приобщают читателя к ее красоте, делают впечатления от произведения более яркими и зримыми: «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. Но не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она перележит зиму под снегом» [32].
Особенность творческого метода М. Пришвина как писателя в том, что природа для него - это фантастический мир, о котором мечтает каждый человек, мечтает тайно или явно, каким его старается изобразить каждый художник. При детальном рассмотрении поэтический мир М. Пришвина состоит из художественно зримых образов, которые проецируют интеллектуальные и нравственные идеи писателя как в книге «Кладовая солнца», причем эта идейна основа становится зримой в пейзажах писателя, насыщенных эмоциональностью и изобразительностью: «Среди этой зелени прошлого года кое-где виднелись новые цветочки белого подснежника и лиловые, мелкие, и ароматные цветочки волчьего лыка» [32].
Основным принципом отражения природы и воплощения художественной философии писателя следует признать романтизацию окружающего мира. Постоянное внимание к внутреннему миру человека создает в пришвинской прозе особый лиризм, а с ним приходит и возможность понимания себя в мире и во времени, мощный стимул к переживаниям лирический герой прозы М. Пришвина получает от общения с природой, поэтому смело можно утверждать, что связь его с природным началом не только физическая, но и духовная.
Природа у Пришвина величава и проста одновременно, писатель намеренно акцентирует внимание читателя на чувстве любви ко всему живому, утверждает общечеловеческие ценности, среди которых значимое место всегда должны занимать яркость солнца, тишина леса, красота и разнообразие флоры и фауны, непостижимая огромность Вселенной. Наверное, нет такого писателя, у которого описание русской природы так естественно входило бы в порядок обыденной жизни. Большинство пришвинских пейзажей содержит в глубинном подтексте размышления автора над философской и этической проблематикой, что, в свою очередь, определяет гуманизм творчества М.М. Пришвина.
М. Пришвин в статье «Мой очерк. Биографический анализ» (1933) подчеркивает значимость темы природы для своего творчества: «Начиная с первого очерка "В краю непуганых птиц", кончая очерком "Кащеева цепь" и книгой "Журавлиная родина", я занимался исключительно тем, что старался расплавить в каждом очерке трудное что-то» [33]. Верное суждение о творчестве М. Пришвина, на наш взгляд, можно составить, принимая во внимание слова А. Блока Чтобы верно судить о творчестве М. Пришвина, важно правильно понимать утверждение А. Блока в рецензии на повесть М. Пришвина «За волшебным колобком» (1908): «Это не поэзия, то есть не одна только поэзия, тут есть еще что-то» [2]. Это «что-то» присутствует во всех произведениях писателя, оно сложнее, чем искусство, потому что является непосредственными, художественно не обработанными наблюдениями за природой.
Язык произведений М. Пришвина близок к народному русскому слову, но и само отношение писателя к жизненному материалу делают его произведения реалистичными. В произведениях М. Пришвина обнаруживаются «народные корни», что позволяет прозе писателя стать возвышенной и опоэтизированной. Именно поэтому исследователи не могли определить предпочтительные жанры творчества Пришвина. В своих произведениях писатель достигал такого единения с природой, что казалось, будто это не Пришвин пишет, а через него беседуют с читателем птицы и звери, сосны и берёзы, реки и водопады, степи и луга. Строй речи писателя музыкален, необычна последовательность в построении слов, фразы созвучны друг другу и ритмичны. текст писателя уникален, он идёт расширяющимися смысловыми кругами и приводит к обобщающему мыслеобразу.
Во время путешествий М. Пришвин из народной речи жителей Севера впитал поэзию и музыку слов, писатель перерабатывал услышанный на Севере сказ, стих, песню, легенду. тем не менее М. Пришвина невозможно назвать только «певцом природы», потому что писатель рассматривал окружающий мир как целостное Божье творение. В этом мире человек - часть природы, поэтому природа у М. Пришвина - это не только внегородской пейзаж, но и город, и сам человек. В произведениях М. Пришвина
присутствует лирический герой, который любит жизнь и участвует в событиях окружающего мира. Характер героя светел и радостен, вот почему люди симпатизируют ему.
Произведениям о русской природе М. Пришвина характерна глубокая метафоричность. В его очерках и рассказах задействовано несколько языковых уровней, писатель использует богатые возможности синонимии и полисемии. Все изобразительно-выразительные средства направлены на реализацию образной системы его творчества, а многообразие стилистических приемов в отношении словоупотребления родственно у Пришвина тому, как он использует возможности полутонов в своем увлечении искусством фотографии.
Пришвин в описании окружающего мира достоверен, видение природы писателя поэтично, а фотографическая точность прозы Пришвина чудесным образом сочетается с поэзией, и это сочетание выступает главной отличительной чертой Пришвина как художника.
Заключение
Природа и человек - это объект художественного творчества М. Пришвина. В произведениях писателя поэзия сочетается с точными наблюдениями над природой, основу чему составляет художественная философия писателя. И хотя в творчестве М. Пришвина два объекта наблюдения - человек и природа, все же преобладает человек и движения человеческой души в соприкосновении с русской природой.
Манера письма писателя - это не только стиль, но и способ отражения действительности. Особенность творческого метода М. Пришвина как писателя в том, что природа для него - это фантастический мир, о котором мечтает каждый человек. Это тот мир, который старается изобразить каждый художник. Писатель показывает этот мир через художественно зримые образы, которые проецируют интеллектуальные и нравственные идеи писателя.
Тема природы в духовном опыте писателя появилась задолго до первых художественных очерков, в той части, которая относится к сфере идей - к философии природы. Пришвин - образованный мыслитель и художник, потому что помимо опыта из путешествий и экспедиций, полученного от общения с народом, с живым словом, писатель впитал и энциклопедическое богатство русской и западноевропейской философии, социологии, естествознания и литературы.
Даже в ранних произведениях «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908) писатель проявляет себя как образованный мыслитель и художник, потому что помимо опыта, полученного из путешествий и экспедиций с народом, с живым словом, писатель впитал в себя энциклопедическое богатство русской и западноевропейской философии, социологии, естествознания и литературы. Природа выступает у М. Пришвина не только как фон, часто она - самостоятельный герой произведения. Писатель формирует в своем творчестве образ так называемого «социального» пейзажа, особо акцентируя внимание на теме народа и родной земли.
особенность философии природы М. Пришвина заключается в том, что Пришвин не только как писатель, но и как профессиональный фотограф знал, что зрителя привлекают те «кадры», где показаны искренние и яркие эмоции, впечатления от общения с русской природой.
Русская природа в художественном творчестве М. Пришвина - это отражение материалистической философии природы XX века, это основа формирования его собственной художественной философии. у Пришвина философия природы выражена с такой силой, которая не наблюдается у русских прозаиков, предшественников писателя, современников и последователей.
Список литературы
1. Варламов А.Н. Пришвин. М.; 2008.
2. Блок А.А. М.М. Пришвин: вст. ст. Собр. соч.: в 8 т. М.; Л.: 1962;5. Доступно по: https://readli.net/ tom-5-lesnaya-kapel-kladovaya-solntsa/. Ссылка активна на 24.08.2020.
3. Смирнов Н.Г. Михаил Пришвин. Очерк жизни и творчества. М., Л.; 1953.
4. Хмельницкая Т. Творчество Михаила Пришвина. Л.; 1959.
5. Хайлов А.И. Пришвин М. Творческий путь. М.; 1960.
6. Ершов Г. Михаил Пришвин. Очерк жизни и творчества. М.; 1963.
7. Шаталова Л.М. Певец добра и красоты. Кишинев; 1974.
8. Агеносов В.В. Творчество М. Пришвина и советский философский роман. М.; 1987.
9. Чулюкина М.Г. Дневник М.М. Пришвина: Поиски идентичности. ученые записки казанского университета. 2008;4:170-174. Доступно по: https://cyberleninka.m/article/n/dnevnik-m-m-prishvina-poiski-identichnosti. Ссылка активна на 14.08.2020.
10. Климова Г.П. Творчество И.А. Бунина и М.М. Пришвина в контексте христианской культуры. автореф. дис. ... докт. филол. наук. М.; 1993.53. Доступно по. https.//search.rsl.ru/ru/record/01000301269. Ссылка активна на 14.08.2020.
11. Гринфельд-Зингурс Т.М. Чувство природы в творчестве М.М. Пришвина. автореф. дис. .канд. филол. наук. Екатеринбург; 1992.44. Доступно по. https.//search.rsl.ru/ru/record/01007909981. Ссылка активна на 12.08.2020.
12. Fulka J. A broken view. nature and role of fiction in the French Enlightenment philosophy. World literature Studies. 2018;2(10).14-23.
13. Kazin A.L. The Cosmos Gift in Russian Literature and Philosophy. Experience of Interdisciplinary Research. Novyi Filologicheskii vestnik-New Philological Bulletin. 2019;49.223-235. DOI. 10.24411/20729316-2019-00045.
14. Podoksenov A.M., Telkova V.A. Religious and moral discourse of F.M. Dostoevsky and the tale of our time by M.M. Prishvin. amazonia Investiga. 2019;8(23).497-50.
15. Trubitsina N.A. Culturological views of Immanuel Kant in the short novel by M.M. Prishvin "Ginseng". Sibirskii Filologicheskii Zhurnal. 2016;1.72-76. DOI. 10.17223/18137083/54/8.
16. Ковыршина О.А. Диалектика времени и вечности в художественном сознании М. Пришвина. автореф. дис. ... канд. филол. наук. Елец, 2005.24. Доступно по. https.//search.rsl.ru/ru/record/01003253182. Ссылка активна на 14.08.2020.
17. Khudenko Е.А. Censored Passages in the Novel 'Sovereign's Road' by Mikhail M. Prishvin. European Journal of Science and Theology. 2017.3(13).1-10.
18. Chumakov A., Shnurenko T., Zhilyakov, S., Mochalin A. Metaphorical Interpretation of Genesis in M.M. Prishvin's Works. tarih Kultur ve Sanat arastirmalari Dergisi-Journal Of History culture and Ah research. 2018;4 (7) (SI) 442-447. DOI. 10.7596/taksad.v7i4.1868.
19. Dvortsova N. Mikhail Prishvin on Happy Donkeys and The Ladder of Happiness for Each and for All. Quaestio rossica. 2019;7(3).721-735. DOI. 10.15826/qr.2019.3.403.
20. Dvortsova N.P. The Siberian Plot in M.M. Prishvin's Fate and Literary Works.
21. Novyi Filologicheskii vestnik-New Philological bulletin. 2019;48.166-176. DOI. 10.24411/2072-93162019-00012.
22. Somova N.A., Khriashcheva N.P. The Motive of Nature as Mirror of Author's "Ego" in M. M. Prishvin's Book "The Eyes Of The Earth". Philological class. 2017;1(47).68-73. DOI. 10.26710/fk17-01-12.
23. Пришвин М.М. В краю непуганых птиц. Собр. соч.. в 8 т. М., Л., 1962;1. Доступно по. https.// readli.net/tom-1-v-krayu-nepuganyih-ptits-za-volshebnyim-kolobkom/. Ссылка активна на 12.08.2020.
24. Пришвин М.М. У стен града невидимого. Собр. соч.. в 8 т. М., Л., 1962;5. Доступно по. https.// readli.net/tom-5-lesnaya-kapel-kladovaya-solntsa/. Ссылка активна на 12.08.2020.
25. Пришвин М.М. Жень-шень. Собр. соч.. в 8 т. М., Л., 1962;4. Доступно по. https.//readli.net/tom-4-zhen-shen-seraya-sova-neodetaya-vesna/. Ссылка активна на 12.08.2020.
26. Подоксенов А.М. М. Пришвин и А. Блок. человек. 2019;5.162-178.
27. Давыдова Т. Языком сказки и мифа. М. Пришвин и В. Розанов. высшее образование в россии. 2001;5.75-83. Доступно по. https.//cyberleninka.ru/article/n/yazykom-skazki-i-mifa/viewer. Ссылка активна на 14.08.2020.
28. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. М.; 1990.
29. Пришвин М.М. Записки о творчестве. М.; 1975.
30. Пришвин М.М. Календарь природы. Собр. соч.. в 8 т. М., Л., 1962;3. Доступно по. https.//readli. net/tom-3-zhuravlinaya-rodina-kalendar-prirodyi/. Ссылка активна на 12.08.2020.
31. Пришвин М.М. Кащеева цепь Собр. соч.. в 8 т. М., Л., 1962;2. Доступно по. https.//readli.net/tom-2-kashheeva-tsep-mirskaya-chasha/. Ссылка активна на 12.08.2020.
32. Пришвин М.М. Осударева дорога. Собр. соч.. в 8 т. М., Л., 1962;6. Доступно по. https.//readli.net/ tom-6-osudareva-doroga-korabelnaya-chashha/. Ссылка активна на 12.08.2020.
33. Пришвин М.М. Кладовая солнца. Собр. соч.. в 8 т. М., Л., 1962;5. Доступно по. https.//readli.net/ tom-5-lesnaya-kapel-kladovaya-solntsa/. Ссылка активна на 12.08.2020.
34. Пришвин М.М. Мой очерк. Собр. соч.. в 8 т. М., Л.; 1962;3. Доступно по. https.//readli.net/ tom-3-zhuravlinaya-rodina-kalendar-prirodyi/. Ссылка активна на 12.08.2020.
References
1. Varlamov AN. Prishvin. Moscow; 2008. (In Russ.).
2. Block AA. M.M. Prishvin: comm. Art. Coll. op. in 8 volumes. Moscow, Leningrad, 1962;5. Available at: https://readli.net/tom-5-lesnaya-kapel-kladovaya-solntsa/. Accessed Aug 24, 2020 (In Russ.).
3. Smirnov NG. Mikhail Prishvin. Essay on life and work. Moscow, Leningrad, 1953. (In Russ.).
4. Khmelnitskaya T. Creativity of Mikhail Prishvin. Leningrad; 1959. (In Russ.).
5. Khailov AI. Prishvin M. Creative way. Moscow; 1960. (In Russ.).
6. Ershov G. Mikhail Prishvin. Essay on life and work. Moscow; 1963. (In Russ.).
7. Shatalova LM. A singer of goodness and beauty. Kishinev; 1974. (In Russ.).
8. Agenosov VV. Creativity M. Prishvin and the Soviet philosophical novel. Moscow; 1987. (In Russ.).
9. Chulyukina MG. M.M.'s diary Prishvin: The Search for Identity. Scientific notes of Kazan University. 2008;4:170-174. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dnevnik-m-m-prishvina-poiski-identichnosti. Accessed Aug 14, 2020 (In Russ.).
10. Klimova GP. The creativity of I.A. Bunin and M.M. Prishvin in the context of Christian culture: Doct. dis. Moscow; 1993:53. Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01000301269. Accessed Aug 14, 2020. (In Russ.).
11. Grinfeld-Zingurs TM. Sense of nature in the work of M.M. Prishvin: abstract of thesis ... cand. philological sciences. Yekaterinburg: 1992:44. Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01007909981. Accessed Aug 12, 2020. (In Russ.).
12. Fulka J. A broken view: nature and role of fiction in the French Enlightenment philosophy. World Literature Studies: 2018;2(10):14-23.
13. Kazin AL. The Cosmos Gift in Russian Literature and Philosophy. Experience of Interdisciplinary Research. Novyi Filologicheskii vestnik-New Philological Bulletin. 2019;49:223-235. DOI: 10.24411/20729316-2019-00045.
14. Podoksenov AM., Telkova VA. Religious and moral discourse of F.M. Dostoevsky and the tale of our time by M.M. Prishvin. Amazonia Investiga. 2019;8(23)497-50.
15. Trubitsina NA. Culturological views of Immanuel Kant in the short novel by M.M. Prishvin "Ginseng". Sibirskii Filologicheskii Zhurnal. 2016;1:72-76. DOI: 10.17223/18137083/54/8.
16. Kovyrshina OA. Dialectics of time and eternity in the artistic consciousness of M. Prishvin: PhD dis. Yelets, 2005:24. Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01003253182. Accessed Aug 14, 2020. (In Russ.).
17. Khudenko EA. Censored Passages in the Novel 'Sovereign's Road' by Mikhail M. Prishvin. European Journal of Science and Theology. 2017:3(13):1-10.
18. Chumakov A., Shnurenko T., Zhilyakov S., Mochalin A. Metaphorical Interpretation of Genesis in M.M. Prishvin's Works. tarih Kultur ve Sanat arastirmalari Dergisi-Journal of History culture and Ah Research. 2018: 4 (7) (SI) 442-447. DOI: 10.7596/taksad.v7i4.1868.
19. Dvortsova N. Mikhail Prishvin on Happy Donkeys and The Ladder of Happiness for Each and for All. Quaestio rossica. 2019;7(3):721-735. DOI: 10.15826/qr.2019.3.403.
20. Dvortsova NP. The Siberian Plot in M.M. Prishvin's Fate and Literary Works.
21. Novyi Filologicheskii vestnik-New Philological bulletin. 2019;48:166-176. DOI: 10.24411/2072-93162019-00012.
22. Somova NA., Khriashcheva NP. The Motive of Nature as Mirror of Author's "Ego" in M.M. Prishvin's Book "The Eyes of The Earth". Philological class. 2017;1(47):68-73. DOI: 10.26710/fk17-01-12.
23. Prishvin MM. In the land of unafraid birds. Coll. op. in 8 vol. Moscow, Leningrad, 1962;1. Available at: https://readli.net/tom-1-v-krayu-nepuganyih-ptits-za-volshebnyim-kolobkom/. Accessed Aug 12, 2020. (In Russ.).
24. Prishvin MM. At the walls of the invisible city. Coll. op. in 8 vol. Moscow, Leningrad, 1962;5. Available at: https://readli.net/tom-5-lesnaya-kapel-kladovaya-solntsa/. Accessed Aug 12, 2020. (In Russ.).
25. Prishvin MM. Ginseng. Coll. op. in 8 vol. Moscow, Leningrad, 1962;4. Available at: https://readli.net/ tom-4-zhen-shen-seraya-sova-neodetaya-vesna/. Accessed Aug 12, 2020. (In Russ.).
26. Podoksenov AM. M. Prishvin and A. Blok. Person. 2019;5:162-178. (In Russ.).
27. Davydova T. The language of fairy tales and myths. M. Prishvin and V. Rozanov. Higher education in russia. 2001;5:75-83. Available at: https://cyberleninka.ru/articleMyazykom-skazki-i-mifa/viewer. Accessed Aug 14, 2020. (In Russ.).
28. Rozanov VV The apocalypse of our time. Moscow; 1990. (In Russ.).
29. Prishvin MM. Notes on creativity, Moscow, 1975. (In Russ.).
30. Prishvin MM. Nature calendar. Coll. op. in 8 vol. Moscow, Leningrad, 1962;3. Available at. https.// readli.net/tom-3-zhuravlinaya-rodina-kalendar-prirodyi/ Accessed Aug 12, 2020. (In Russ.).
31. Prishvin MM. Kashcheeva cep'. Coll. op. in 8 vol. Moscow, Leningrad, 1962;2. Available at. https.// readli.net/tom-2-kashheeva-tsep-mirskaya-chasha/ Accessed Aug 12, 2020. (In Russ.).
32. Prishvin MM. Osudareva doroga. Coll. op. in 8 vol. Moscow, Leningrad, 1962;6. Available at. https.// readli.net/tom-6-osudareva-doroga-korabelnaya-chashha/. Accessed Aug 12, 2020. (In Russ.).
33. Prishvin MM. Pantry of the sun. Coll. op. in 8 vol. Moscow, Leningrad, 1962;5. Available at. https.// readli.net/tom-5-lesnaya-kapel-kladovaya-solntsa/. Accessed Aug 12, 2020. (In Russ.).
34. Prishvin MM. My sketch. Coll. op. in 8 vol. Moscow, Leningrad, 1962;3. Available at. https.//readli.net/ tom-3-zhuravlinaya-rodina-kalendar-prirodyi/. Accessed Aug 12, 2020. (In Russ.).
Сведения об авторе:
Мухаммед Талха Наср, преподаватель, Университет Айн-Шамс, факультет Ал-Альсун, Арабская Республика Египет, г. Каир.
E-mail: [email protected]
Адрес: 11566, площадь Абассея, ул. Халифа Эль-Маамун, Университет Айн-Шамс, Арабская Республика Египет, г. Каир.
Bionote:
Muhammed Talha Nasr, lecturer Ain Shams University, Faculty of Al-Alsun, Arab Republic of Egypt, Cairo.
E-mail: [email protected]
Address: 11566, Abassiya square, st. Khalifa El-Maamon, Ain Shams University, Faculty of Al-Alsun, Arab Republic of Egypt, Cairo.