Научная статья на тему 'Образы российских правителей в монументальной скульптуре современного Санкт-Петербурга'

Образы российских правителей в монументальной скульптуре современного Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
историческая память / памятники / правители России / образы прошлого / монументальная скульптура / historical memory / monuments / rulers of Russia / images of the past / monumental sculpture

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитрий Александрович Сосницкий

В рамках статьи анализируются особенности репрезентации образов российских правителей (представителей династий Рюриковичей и Романовых) в монументальной скульптуре современного Санкт-Петербурга. На основании анализа справочной и исследовательской литературы, а также перечня объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга, был определен список монументов, воздвигнутых в промежуток между 1991 и 2024 гг., в которых воссозданы образы правителей России. Было выявлено 34 памятника, которые в дальнейшем и подверглись анализу. В статье изучаются особенности проведения конкурсных процедур и реакции общественности на памятники, установленные в Санкт-Петербурге в период с 1991 по 2024 гг. Кроме того, исследуется то, как эти памятники отражают коллективные представления об истории России и влияют на них. Продемонстрировано влияние государственного и общественного заказа на появление того или иного памятника в городском пространстве Санкт-Петербурга. В статье на основании изученного материала сделаны выводы о востребованности различных российских правителей в коллективном историческом сознании и их место в ряду других памятников, установленных в Санкт-Петербурге за последние 33 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Images of Russian rulers in monumental sculpture of modern St. Petersburg

This article analyzes the features of the representation of images of Russian rulers (representatives of the Rurik and Romanov dynasties) in the monumental sculpture of modern St. Petersburg. Based on an analysis of reference and research literature, as well as a list of cultural heritage sites and identified cultural heritage sites on the territory of St. Petersburg, a list of monuments erected between 1991 and 2024 was determined, in which the images of the rulers of Russia were recreated. 34 monuments were identified, which were subsequently analyzed. The article studies the features of competitive procedures and public reaction to monuments erected in St. Petersburg in the period from 1991 to 2024. It also explores how these monuments reflect and influence collective ideas about Russian history. The influence of state and public orders on the appearance of a particular monument in the urban space of St. Petersburg is demonstrated. Based on the studied material, the article draws conclusions about the relevance of various Russian rulers in the collective historical consciousness and their place among other monuments installed in St. Petersburg over the past 33 years.

Текст научной работы на тему «Образы российских правителей в монументальной скульптуре современного Санкт-Петербурга»

УДК 930.85

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-4-170-177

Дата поступления (Submitted) 27.03.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 14.04.2024

Образы российских правителей в монументальной скульптуре современного Санкт-Петербурга1

ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СОСНИЦКИЙ

кандидат исторических наук, старший преподаватель Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7-9

e-mail: d. sosnitskij@spbu.ru

Аннотация. В рамках статьи анализируются особенности репрезентации образов российских правителей (представителей династий Рюриковичей и Романовых) в монументальной скульптуре современного Санкт-Петербурга. На основании анализа справочной и исследовательской литературы, а также перечня объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга, был определен список монументов, воздвигнутых в промежуток между 1991 и 2024 гг., в которых воссозданы образы правителей России. Было выявлено 34 памятника, которые в дальнейшем и подверглись анализу. В статье изучаются особенности проведения конкурсных процедур и реакции общественности на памятники, установленные в Санкт-Петербурге в период с 1991 по 2024 гг. Кроме того, исследуется то, как эти памятники отражают коллективные представления об истории России и влияют на них. Продемонстрировано влияние государственного и общественного заказа на появление того или иного памятника в городском пространстве Санкт-Петербурга. В статье на основании изученного материала сделаны выводы о востребованности различных российских правителей в коллективном историческом сознании и их место в ряду других памятников, установленных в Санкт-Петербурге за последние 33 года.

Ключевые слова: историческая память, памятники, правители России, образы прошлого, монументальная скульптура

Images of Russian rulers in monumental sculpture of modern St. Petersburg

DMITRY ALEKSANDROVICH SOSNITSKY

Ph.D. in History, senior lecturer Institute of History, Saint Petersburg State University 199034, Russian Federation, Saint Petersburg, Universitetskaya emb., 7/9.

e-mail: d.sosnitskij@spbu.ru

Abstract. This article analyzes the features of the representation of images of Russian rulers (representatives of the Rurik and Romanov dynasties) in the monumental sculpture of modern St. Petersburg. Based on an analysis of reference and research literature, as well as a list of cultural heritage sites and identified cultural heritage sites on the territory of St. Petersburg, a list of monuments erected between 1991 and 2024 was determined, in which the images of the rulers of Russia were recreated. 34 monuments were identified, which were subsequently analyzed. The article studies the features of competitive procedures and public reaction to monuments erected in St. Petersburg in the period from 1991 to 2024. It also explores how these monuments reflect and influence collective ideas about Russian history. The influence of state and public orders on the appearance of a particular monument in the urban space of St. Petersburg is demonstrated. Based on the studied material, the article draws conclusions about the relevance of various Russian rulers in the collective historical consciousness and their place among other monuments installed in St. Petersburg over the past 33 years.

Keywords: historical memory, monuments, rulers of Russia, images of the past, monumental sculpture

В современном Санкт-Петербурге каждый год устанавливается большое количество скульптур - это и декоративные композиции, и городская жанровая скульптура, и, конечно, монументальные памятники. Задача данного исследования - проследить особенности созда-

ния и бытования в городской среде памятников российским правителям (князьям, царям, императорам), правившим в России до 1917 г. В статье анализируется особенности проведения конкурсных процедур и реакции общественности на памятники, установленные в Санкт-Петербурге

Таблица 1.

Памятники монументальной скульптуры постсоветского Санкт-Петербурга (1991-2024), отобранные для анализа.

№ Название Авторы Год установки Объект памяти

Петр I(Петропавловская крепость) Ск.: Шемякин М.М. 7.06.1991 Петр I

Бюст Николая II (Царское село) Ск.: Зайко В.В. 17.07.1993 Николай II

Бюст Петра I (Московский вокзал) Ск.: Маркин А.С., Оленев В.В. Арх.: Михайлов С.Л. 23.07.1993 Петр I

Александр III Ск.: Трубецкой П.П. 1994 Александр III

Бюст Петра I (рядом со стадионом Петровский,перенесен на Б. Монетную) Ск.: Горевой В.Э., Вержбиц-кий Ж.М. 22.06.1994 (вновь открыт 16.05.2003) Петр I

Петр I (скульптурный портрет над входом в банк «Петровский») Ск.: Лемешко И.Н. Арх.: Чудновский Б., Вуль О. 1995 Петр I

Царь-плотник Ск.: Бернштам Л.А. Арх.: Романовский Ф.К. 7.09.1996 Петр I

Памятный знак «Петр I спасает утопающих в Лахте в 1724 году» Арх.: Рафаэлян З.А. 2000 (2007) Петр I, наводнение в Санкт-Петербурге 1724 г.

Александр Невский коленопреклоненный перед иконой Божьей Матери Ск.: Маркин А.С. 2000 Александр Невский

Бюст Петра I (Сестрорецк) Ск.: Петров Б.А. 10.09.2000 Петр I

Памятный знак «Часовня на месте Божьей помощи в день Невской битвы» с погрудным скульптурным портретом Александра Невского Автор идеи: Селезнев А.А. Ск.: Козенюк В.Г., Пальмин A.А. Арх.: Чулкевич В.Л., Жуков B.Е. 2002 Александр Невский, Невская битва

Бюст Николая II (Лиговский пр., 128) Ск.: Алипов С.Ю. 19.02.2002 Николай II

Александр Невский (пл. Александра Невского) Ск.: Козенюк В.Г., Пальмин А.А. Арх.: Попов В.В. 9.05.2002 Александр Невский, 300-летие Санкт-Петербурга

Петр I (Усть-Ижора) Ск.: Дегтярев А.В. 30.05.2002 Петр I

Бюст Николая I Ск.: В.С. и С.В. Ивановы Арх.: Торич Т.Л. 19.05.2003 Николай I

Бюст Петра I (Большеохтинский пр.) Ск.: Обухов В.И. 24.05.2003 Петр I

Петр I (Большой Сампсониев-ский пр.) Ск.: Антокольский М.М. 24.05.2003 Петр I

Павел I Ск.: Горевой В.Э. Арх.: Наливайко В.П. 27.05.2003 Павел I

Петр I (Стрельна) Арх.: Меркурьев Е.Ю., Михайлов Г.В. 28.05.2003 Петр I

Царская прогулка Ск.: Шемякин М.М. 28.05.2003 Петр I, Екатерина I

Александр Невский (пос. Усть-Ижора, пр. Девятого янва-ря,2/7) Ск.: Горевой В.Э. Арх.: Попов В.В. 29.05.2003 Александр Невский

Александр II Ск.: Антокольский М. 31.05.2003 Александр II

Бест Петра I (Кронштадт) Ск.: Растрелли Б.-К., Сидоренко В.Г. 2004 Петр I

Бюст Александра II Ск.: Диллон М.Л. (?) Арх.: Бухаев В.Б. 1.06.2005 Александр II

Петр I с малолетним Людовиком XV на руках Ск.: Бернштам Л.-Б. (Л.А.) 13.09.2005 Петр I

Петр I (ул. Кораблестроителей, 14) Ск.: Церетели З.К. Арх.: Романовский Ф.К., Чернов А.П. 25.09.2006 Петр I

Александр II Ск.: Шевченко П. 1.03.2008 Александр II, убийство Александра II

Николай II (Павловск) Ск.: Алипов С.Ю. 20.11.2011 Николай II

Николай II (наб. Обводного канала) Ск.: Переяславец М.В. 12.05.2013 Николай II

Дмитрий Донской Арх.: Питанин В.Ню 1.06.2015 Дмитрий Донской

Ярослав Мудрый и Ингигерда Ск.: Сатин О. 2021 Ярослав Мудрый, Ингигерда

Александр III (Гатчина) Ск.: Бродарский В. 5.11.2021 Александр III

Петр I, спасающий рыбаков близ Лахты Ск.: Бернштам Л.-Б. (Л.А.) 9.06.2022 Петр I

Александр II Ск.: Антокольский М.М. 31.05.2023 Александр II

в период с 1991 по 2024 гг. Кроме того, исследуется то, как эти памятники отражают коллективные представления об истории России и влияют на них. На данный момент, несмотря на интерес к монументальной скульптуре как таковой, тема конструирования ее средствами исторической памяти остается малоизученной. Однако, можно указать на некоторые работы, которые прямо или косвенно относятся к этой теме. К ним принадлежат труды А.С. Горленко [1], К.Ф. Каткова, Д.В. Битковой [2], К.С. Жукова [3] и др. В рамках данной статьи осуществлена попытка выявления места правителей России в пантеоне героев, воплощенных в памятниках постсоветского Санкт-Петербурга, и определение значимости монументальной скульптуры как источника конструирования массовых представлений о прошлом.

Для определения наиболее востребованных в монументальной скульптуре Санкт-Петербурга в последние 33 года правителей России (как Романовых, так и Рюриковичей), необходимо было составить список памятников, в которых воплощены их образы. На основании анализа справочной и исследовательской литературы, а также перечня объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга, такой список был составлен (Таблица 1) [сост. по: 4-8].

В таблице 2 продемонстрирован рейтинг востребованности правителей из династий Рюриковичей и Романовых, составленный на основании выявленного комплекса памятников.

Таблица 2. Объекты исторической памяти в отобранных для анализа памятниках монументальной скульптуры постсоветского Санкт-Петербурга.

6-10 Николай I 1

Екатерина I

Павел I

Дмитрий Донской

Ярослав Мудрый

Из всех правителей России дореволюционного периода, чаще всего в постсоветском Санкт-Петербурге обращались к фигуре основателя города, первого российского императора Петра Великого. Установившийся во второй половине Х!Х-начале XX вв. порядок, согласно которому памятники Петру Алексеевичу регулярно появлялись в имперской столице, был нарушен Октябрем. В советские годы к воссозданию образа Петра I в скульптуре практически не обращались. Однако, ситуация начала меняться в конце перестройки. Несмотря на то, что формально памятник авторства М.М. Шемякина нужно относить к советскому периоду, очевидно, что он принадлежит уже к другой эпохе [этому памятнику посвящена большая исследовательская литература, см., напр.: 9-11 и др.]. Несмотря на то, что в 1990-е гг. внимание со стороны властей и общественности города к личности Петра I становится все более пристальным, открытие посвященных ему памятников происходит эпизодически. Настоящий всплеск мемо-риализации образа императора средствами монументальной скульптуры происходит в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга. В мае 2003 г. иногда открывалось по два памятника Петру I в день. Так, 28 мая 2003 г. прошли две торжественные церемонии в Стрельне (конный памятник и скульптурная композиция «Царская прогулка»). За несколько дней до этого состоялось открытие памятников на Большеохтинском и Большом Сампсониевском проспектах (24 мая 2003 г.). Часть памятников не являются оригинальными произведениями и были созданы еще до 1917 г. Однако, особый интерес вызывают памятники, созданные специально к городскому юбилею. В числе таких - скульптурная композиция «Царская прогулка», изображающая Петра I и Екатерину Алексеевну. Рядом с ними фигура карлика, тронное кресло (по задумке скульптора все желающие могли бы на нем сфотографироваться), две собаки и декоративные пушки. Зна-

№ Исторический деятель Количество упоминаний

1 Петр I 16

2-3 Николай II 4

Александр II

4 Александр Невский 3

5 Александр III 2

чимость памятника в том, что это первое скульптурное изображение Екатерины I. Наконец, имя Петра I появляется даже на памятниках, которые ему непосредственное не посвящены. Так, в книге, являющейся составной частью скульптурной композиции «Ученые гномы», размещенной рядом с детской библиотекой (Сестрорецк), имеется надпись: «20-го сентября Его Величество Петр I поехал на Котлин остров, и кушал на буере, и был у Сестры реки смотрел место».

Интерес к восстановлению/ возвращению на свои места памятников правителям дореволюционной России начал активно проявляться уже в перестроечном Ленинграде. Одним из наиболее известных монументов, прославлявших царей династии Романовых, является памятник Александру III, находившийся на Знаменской площади, которая в советские времена была переименована в площадь Восстания. Памятник был установлен в 1909 г., спустя 10 лет после создания специальной комиссии, занимавшейся выбором победителя конкурса проектов. Инициатором установки такого памятника стал С.Ю. Витте в виду «чувства поклонения его [императора - Д.С.] памяти» [12, с. 373]. Как глава комиссии по возведению памятника С.Ю. Витте постоянно контактировал со скульптором П. Трубецким и отмечал его неуживчивый характер, при этом подчеркивал, что занимался лишь хозяйственной стороной вопроса, а в художественные дела не вмешивался: «В хозяйственную часть комиссии я не вмешивался, потому что ни я, ни другие члены комиссии, не считали себя компетентными в этом деле, а что касается художника Бенуа и Толстого, который в качестве председателя Академии Художеств имел некоторое художественное образование, то они не могли оказать на Трубецкого никакого влияния, так как Трубецкой не признавал никакого авторитета. В конце концов по части художественной, он руководствовался указаниями или правильнее говоря, влияние государя императора и его августейшей матери» [12, с. 375]. В своих воспоминаниях С.Ю. Витте пишет о том, что великий князь Владимир Александрович изначально был настроен к произведению П. Трубецкого резко критически и отмечал, что не позволит установить этот памятник «так как это представляет собою карикатуру на его брата, а не его брата» [12, с. 375]. За два года до открытия памятника была произведена пробная установка модели памятника на площади. С.Ю. Витте писал о том, что приехал осмотреть памятника в 4 часа утра, когда публики еще не было и так резюмировал свои впечатления: «на меня произвел этот памятник угнетающее впечатление, до такой степени он был уродлив» [12, с. 376]. Открытие памятника состоялось 23 мая 1909 г. при скоплении большого количества публики и в присутствии самых высокопоставленных лиц. Это событие было освящено в многочисленных периодических

изданиях. Подобные материалы (об открытии памятников государям или членам императорской фамилии) обычно носили шаблонный характер и представляли собой простую хронику прошедшего мероприятия. В случае с памятником Александру III авторы статей сразу стали давать оценку внешнего вида памятника и реакции на него городской общественности. Например, в большой иллюстрированной статье «Открытие памятника императору Александру III», опубликованной в «Петербургской газете», автор принимается сразу как бы защищать только что открытый монумент: «В общем-то, что бы ни говорили, но на нем лежит печать крупного, незаурядного таланта, как на монументе Гоголю <...> Когда вы подойдете ближе к памятнику, то это не лошадь, а что-то вроде гиппопотама, но издали впечатление совсем другое. Такое же замечание делают и о непропорциональности фигуры самого императора. Но раскритиковать все можно» [13]. После революционных событий 1917 г. памятник не раз оказывался невольным участником различных коммемораций. Во время революционных митингов и годовщин его закрывали разнообразными конструкциями, а в 1919 г. на постаменте памятника было выбито стихотворение Демьяна Бедного «Пугало». В 1937 г. монумент демонтировали и перенесли во внутренний двор Русского музея. В годы перестройки все чаще различные представители общественности начинают говорить о необходимости переосмысления роли правителей прошлого в истории России. В качестве примера можно привести статью в газете «Литератор», в которой член Союза журналистов А. Шабунин пишет о том, что далеко не все жители Советского Петрограда разделяли мнение Демьяна Бедного: «Этот нехитрый стишок многократно публиковался и повторялся в разных изданиях. Но почему-то совершенно не упоминается о том, что чуть ли не на второй день после того, как эта надпись появилась на памятнике, рядом с ней был вывешен листок со следующим «альтернативным» стихотворением:

«Отец мой дал вам суд гуманный, Мой сын к правленью вас призвал, И луч свободы долгожданной При них, пусть слабо, но сиял.

Но не во имя ли свободы Вы лили кровь своих царей? И вот теперь, в бесправья годы,

На бедной родине моей Свершив над ними суд кровавый, Чего ж, народ, добился ты?

И ни свободы и ни славы Не вижу в царстве нищеты!» [14]

Памятник Александру III был открыт во второй раз перед входом в Мраморный дворец. На этот раз событие прошло без большого обще-

ственного резонанса, но в одной из посвященных этому событию публикаций было отмечено, что монумент предпоследнему царю был помещен на место, занимавшееся прежде ленинском броневиком, а после стилизованным под мрамор автомобилем «Форд». Ирония автора по отношению к частой смене памятников, установка которых имела совершенно разную идеологическую подоплеку, выражена в названии статьи -«Царь-батюшка вернулся на место «Врага капитала»» [15].

Заканчивая разговор об увековечении фигуры Александра III в монументальной скульптуре, нельзя не упомянуть про открытие в 2021 г. в Гатчине памятника Александру III. Инициатива установки памятника перед Гатчинским дворцом принадлежала Российскому историческому обществу и Российскому военно-историческому обществу. За основу был взят проект П. Трубецкого, первоначально предложенный для установки на Знаменской площади и доработанный скульптором В. Бродарским. Значимость фигуры императора и внимание государственной власти к его месту в исторической памяти современного российского общества подчеркивается тем обстоятельством, что на открытии памятника присутствовал президент России В.В. Путин. В своей речи на открытии памятника В.В. Путин подчеркнул: «Современники по-разному относились к нему, к его деятельности. Так было и так будет всегда, потому что оценить масштабы такой работы в режиме реального времени очень сложно, подчас невозможно. Но сегодня мы точно можем сказать, что эпоха Александра III даёт нам пример естественного, гармоничного сочетания масштабных технологических, промышленных, государственных преобразований и верности национальным традициям и культуре, своим самобытным истокам» [16]. После произнесения речи президент возложил цветы и еще раз посмотрев на памятник, произнес: «Скала! Человек-скала! Супер! Поздравляю авторов, просто поздравляю, это реально успех». Общественность восприняла памятник неоднозначно, в частности, внимание привлекла ошибка в изображении ордена Святого Андрея Первозванного, размещенного на груди монарха - изначально он был изображен с шестью лучами вместо восьми. Эта ошибка была довольно быстро исправлена, но, например, в одной из самых популярных газет страны «Комсомольской правде», в статье об открытии памятника акцент сделан именно на этом недоразумении [17].

Одна из популярных фигур правителей прошлого в монументальной скульптуре современного Санкт-Петербурга - Александр II. Один из самых оригинальных памятников этому императору расположен на территории Санкт-Петербургского университета. Композиционный центр скульптуры - посмертная маска убитого

народовольцами императора. На открытии памятника выступила президент СПбГУ Л.А. Вербицкая, и.о. ректора И.А. Дементьев и др. «Мы - свидетели проявления связи времён! Устав, утверждённый Александром II, давал Университету огромное количество прав и свобод, какого сейчас уже нет. Возможно, именно эта связь как-то повлияет на будущее нашего Университета»^]. Открытие сопровождало выступление оркестра Военной академии тыла и транспорта им. А.В. Хрулева и хора студентов и выпускников СПбГУ, который исполнил «Боже, царя храни».

Памятник Александру II перед зданием бывшей Николаевской академии Генерального штаба был открыт 31 мая 2003 г. и является подарком Украины Санкт-Петербургу на 300-летие со дня основания города. Эта скульптура является точной копией памятника авторства М. Антокольского, открытой в Киеве в 1910 г. В 2005 г. председателем Центробанка России В.В. Геращенко возле здания Главного управления Центробанка по Санкт-Петербургу был открыт бюст Александра II. Такая локация объясняется тем, что именно Александр II является основателем Государственного банка России.

Данные, представленные в таблице 2 наглядно демонстрируют, что большую часть памятников современного Санкт-Петербурга и его ближайших окрестностей, составляют монументы, увековечивающие представителей династии Романовых. Впрочем, эта тенденция не нова -в дореволюционном Санкт-Петербурге образы Рюриковичей также редко воплощались в камне и бронзе. Одно из самых известных подобных воплощений - скульптура Владимира Святого на северном фасаде Казанского Собора. Несмотря на то, что в постсоветском Санкт-Петербурге все же иногда появляются памятники отдельным русским правителям периода средневековья (Ярославу Мудрому и Ингигерде в Репино, Дмитрию Донскому у Санкт-Петербургского государственного университета МВД), все-таки однозначным лидером среди них является Александр Невский. Имя князя имеет особое значение для Санкт-Петербурга, и сам Петр I принимал деятельное участие в перенесении мощей из Владимира в Санкт-Петербург в 17231724 гг. [19, с. 180-182]

Самым известным памятником, посвященным святому благоверному князю в Санкт-Петербурге, стал монумент на площади Александра-Невского. В начале 1960-х годов на этой площади планировали установить памятник героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. В газету «Ленинградская правда» приходили мнения горожан по поводу проектирования и установки будущего памятника. Так, согласно одному из предложений, следовало соорудить памятник в виде героя, выворачивающую тяжелую глыбу, сими-зирующую собой фашистских захватчиков; уста-

новить фонтан и барельефы; построить здание музея на площади, а Заневский проспект продлить в сторону Пискаревского кладбища [20, л. 2-2 об.]. В некоторых письмах авторы указывают на связь этого места с именем Александра Невского: «прежде всего о месте сооружения памятника: считаю наиболее подходящим местом для памятника площадь Александра Невского. При избрании этой площади для сооружения памятника, в некотором роде будет соблюдена историческая преемственность. Площадь носит имя одного из тех великих русских людей, имена которых вдохновляли воинов Красной Армии в боях с фашистскими захватчиками; рядом с площадью покоится прах великого русского полководца А.В. Суворова, так же принадлежащих к числу наших великих предков» [20, л. 14]. В соответствии с решением исполкома Ленгорсовета № 133 от 27.02.1989 г. в 1990 г. был проведен конкурс проектов памятника Александру Невскому на одноименной площади. Первое место в этом конкурсе занял проект Б.Н. Никанорова (второе - В.Г. Козенюка, третье - В.Э. Горевого и С.А. Кубасова). Однако, после первого тура ни один из проектов к реализации рекомендован не был. Второй тур конкурса был проведен в 1997 г. Победителем его стал проект В.Г. Козенюка [подр. об этом см.: 21, с. 362-364]. Финансирование проекта осуществлялось Балтийской строительной компании. Памятник вызвал дискуссию среди городской общественности, его художественная ценность вызывала сомнения у экспертов (критиковал проект и главный художник Санкт-Петербурга И.Г. Уралов) [21, с. 366]. Сроки установки памятника неоднократно переносились и в итоге монумент был представлен широкой публике 9 мая 2002 г. Памятник был открыт губернатором Санкт-Петербурга В.А. Яковлевым и главой Балтийской строительной компанией И.А. Найвальтом. После открытия памятник был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.

Подводя итоги данного обзора отметим, что, по нашему мнению, памятники правителям России, в современном Санкт-Петербурге не составляют категорию монументов, находящихся на особом положении. Установка памятников правителям, как и ученым, деятелям культуры, военным и государственным деятелям, зависит от ряда факторов и зачастую инициатива их создания исходит не от государства, а от общества. Кроме того, зачастую и финансирование проектов осуществляется за счет частных лиц или компаний, что говорит нам о социальном запросе на установку таких монументов. Нельзя не отметить, что для исследуемого периода не было обнаружено какого-либо плана установки монументов на относительно долгий период. Если подобные документы и появлялись, то исполнялись лишь частично. Так, в перечне памятников, предполагаемых к сооружению в Санкт-Петер-

бурге в 1997-2003 гг. [22], были памятники Александру II у Спасо-Преображенского собора и Александру I в сквере перед Александровским лицеем. Эти монументы не появились в городе до сих пор. Говоря о наиболее востребованных в городской скульптуре правителях, нужно отметить, что все проанализированные памятники делятся на две категории - Петру I и всем остальным князьям/царям/ императорам. Причем эти две группы примерно сопоставимы по количеству памятников. Если объяснять причины популярности Петра I в основанном им городе (да еще и в период, на который выпало 300-летие Санкт-Петербурга) не приходится, то можно постараться выявить причины востребованности некоторых других исторических героев. Так, популярность Александра II отчасти связана с тем, что это один из императоров, которому в столице (как и во всей остальной стране), в дореволюционный период было поставлено огромное количество памятников. В советском Петрограде/ Ленинграде все они были снесены. Однако, имя Александра II прочно ассоциируется в народной памяти с Великими реформами и главной из них - освобождением крестьян от крепостной зависимости. Таким образом, вероятно, установка памятников царю-реформатору осуществляется в современном Санкт-Петербурге как бы восстановлением исторической справедливости. Имя Николая II в постсоветской России стало для многих символов старой России, утерянного «золотого века» и потому создание памятников царю-мученику, пострадавшему от советской власти, выглядит вполне логичным. Наконец, частое обращение к образу Александра Невского представляется логичной составляющей частью государственной исторической политики, ведь этот князь сочетает в себе черты идеального правителя - великий полководец, гениальный дипломат, святой заступник. Говоря о месте монументальной скульптуры современного Санкт-Петербурга в ряду других источников конструирования представлений о прошлом, отметим что его нельзя недооценивать. Показателем значимости памятников для власти является ее участие как в проектах по их созданию, так и в церемониях открытия - на ряде мероприятий присутствовал Президент России, губернатор Санкт-Петербурга, представители Правительства Санкт-Петербурга и другие высокопоставленные лица. Внимание общества к этим монументам на протяжении всего периода проявлялось в участии в общественных дискуссиях о проектах памятников, о необходимости их установки в принципе, о месте размещения скульптур. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что набор увековеченных в камне и бронзе современного Санкт-Петербурга правителей России, является результатом определенного консенсуса между властью, народом и экспертным сообществом.

Примечания

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках

проекта проведения научных исследований № 22-78-00164 «Монументальная скульптура Санкт-Петербурга как инструмент конструирования национальной памяти», руководитель Д.А. Сосницкий. The research was carried out with the support of the Russian Science Foundation within the framework of the scientific research project "Monumental sculpture of St. Petersburg as a tool for constructing national memory", project No. 22-7800164, head D.A. Sosnitsky

Литература и источники

1. Горленко А.С. Образ исторической личности в городском скульптурном памятнике рубежа XX-XXI веков в Санкт-Петербурге: опыт текстуального анализа // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2013. № 3. С. 347-352.

2. Каткова К.Ф., Биткова Д.В. Влияние политической парадигмы на процесс увековечения памяти вождей на примере скульптурных памятников В.И. Ленина в Санкт-Петербурге // Форум молодых ученых. 2020. № 5 (45). С. 182-186.

3. Жуков К.С. Петр Великий - культурный герой Петербурга // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Вып. 4. С. 136-145.

4. Памятники Санкт-Петербурга: справочник / Государственный музей городской скульптуры; [авторы-составители: Е. А. Жарова и др.]. СПб.: ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна», 2016. 495 с.

5. Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга, состоящие под государственной охраной: Справочник/ Администрация Санкт-Петербурга, Ком. по гос. контролю, использованию и охране памятников истории и культуры; [В. И. Андреева и др. Отв. ред. Б. М. Кириков]. СПб.: Альт-Софт, 2000. 873 с.

6. Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга, состоящие под государственной охраной: справочник/ Администрация Санкт-Петербурга, Ком. по гос. контролю, использованию и охране памятников истории и культуры; [В. И. Андреева и др. отв. ред.: Б. М. Кириков]. СПб.: Альт-Софт, 2005. 947 с.

7. Перечень объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга // КГИОП Правительства Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - URL: https://kgiop.gov. spb.ru/deyatelnost/uchet/list_objects/?layer=1&q=%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%B A&page=3 (дата обращения: 25.03.2024).

8. Энциклопедия «Санкт-Петербург» [Электронный ресурс]. - URL: http://encspb.ru/object/2805451993 (дата обращения: 25.03.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Бобышев Д. В. Медный сидень // Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 1. Метафизика Петербурга. СПб., 1993. С. 309-315.

10. Лебедев Г. С. Шемякинский Петр // Петербургские чтения-97 = Petersburg Reading'97: материалы Энциклопедической библиотеки «Санкт-Петербург-2003». СПб., 1997. С. 382-386.

11. Петряков A.M. Михаил Шемякин. Зазеркалье мастера. М. ОЛМАмедиагрупп, 2007. 444 с.

12. Витте С.Ю. Воспоминания. Л.: Государственное издательство, 1924. Т. III. Детство. Царствования Александра II и Александра III (1849-1894). 395 с.

13. Г. Открытие памятника Александру III // Петербургская газета. 1909. № 139. С. 3.

14. Шабунин А. Плюрализм мнений и памятник Александру III // Литератор. 1991. № 22 (76). С. 2.

15. Шумилов Ф. Царь-батюшка вернулся на место «Врага капитала» // Час-Пик. 1994. № 251. С. 2.

16. Открытие памятника Александру III в Гатчинском дворце // Президент России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/65751 (дата обращения: 21.03.2024).

17. Метцель М. Александр III вернулся в Гатчину // Комсомольская правда. 2021. № 63-п (27286-п). С. 5.

18. Снарская Л. Подлинное лицо императора // Журнал «Санкт-Петербургский университет». 2008. № 4 [Электронный ресурс]. - URL: http://old.journal.spbu.ru/2008/04/22.shtml (дата обращения: 27.03.2024)

19. Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Александр Невский: эпоха и память: исторические очерки. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009. 240 с.

20. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Ф. 341. Оп. 6. Д. 25. Письма-отклики участников Великой Отечественной войны на проектирование и установку памятника в честь героических защитников Ленинграда. Т. 4. (площадь Александра Невского). Ч. 19.

21. Золотоносов М.Н., Калиновский Ю.Ю., Овчаров О.И. Бронзовый век: иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков и декоративной скульптуры Ленинграда-Петербурга 1985-2007. СПб.: Новый Мир Искусства, 2010. 240 с.

22. Приложение 1 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.1996 г. № 268-р. Перечень памятников, предполагаемых к сооружению в Санкт-Петербурге в 1997-2003 годах // Мэр Санкт-Петербурга. Распоряжение от 28 марта 1996 года № 286-р «О сооружении в Санкт-Петербурге памятников». - URL: https://docs. cntd.ru/document/9105627?ysclid=lu8pg7dphg430568497 (дата обращения: 26.03.2024).

References

1. Gorlenko A.S. Obraz istoricheskoi lichnosti v gorodskom skul'pturnom pamyatnike rubezha XX-XXI vekov v Sankt-Peterburge: opyt tekstual'nogo analiza [The image of a historical figure in a city sculptural monument at the turn of the 20th-21st centuries in St. Petersburg: experience of textual analysis] Aktual'nye problemy teorii i istorii iskusstva [Current problems of theory and history of art.], 2013, no. 3, pp. 347-352.

2. Katkova K.F., Bitkova D.V. Vliyanie politicheskoi paradigmy na protsess uvekovecheniya pamyati vozhdei na primere skul'pturnykh pamyatnikov V.I. Lenina v Sankt-Peterburge [The influence of the political paradigm on the process of perpetuating the memory of leaders using the example of sculptural monuments of V.I. Lenin in St. Petersburg] Forum molodykh uchenykh [Forum of Young Scientists], 2020, no. 5 (45), pp. 182-186.

3. Zhukov K.S. Petr Velikii - kul'turnyi geroi Peterburga [Peter the Great - the cultural hero of St. Petersburg] Zhurnal sotsiologii i sotsi-al'noi antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology], 2001, vol. 4, pp. 136-145.

4. Pamyatniki Sankt-Peterburga: spravochnik / Gosudarstvennyi muzei gorodskoi skul'ptury [Monuments of St. Petersburg: directory / State Museum of Urban Sculpture] Saint-Petersburg, FGBOU vPo Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi universitet tekhnologii i dizaina Publ., 2016. 495 p.

5. Pamyatniki istorii i kul'tury Sankt-Peterburga, sostoyashchie pod gosudarstvennoi okhranoi: Spravochnik/ Administratsiya Sankt-Pe-terburga, Kom. po gos. kontrolyu, ispol'zovaniyu i okhrane pamyatnikov istorii i kul'tury [Monuments of history and culture of St. Petersburg, under state protection: Directory / Administration of St. Petersburg, Kom. according to state control, use and protection of historical and cultural monuments]. Saint-Petersburg: Al't-Soft Publ, 2000. 873 p.

6. Pamyatniki istorii i kul'tury Sankt-Peterburga, sostoyashchie pod gosudarstvennoi okhranoi: spravochnik/ Administratsiya Sankt-Pe-terburga, Kom. po gos. kontrolyu, ispol'zovaniyu i okhrane pamyatnikov istorii i kul'tury [Monuments of history and culture of St. Pe-

tersburg, under state protection: directory / Administration of St. Petersburg, Kom. according to state control, use and protection of historical and cultural monuments]. Saint-Petersburg: Al't-Soft Publ, 2005. 947 p.

7. Perechen' ob"ektov kul'turnogo naslediya i vyyavlennykh ob"ektov kul'turnogo naslediya na territorii Sankt-Peterburga [List of objects of cultural heritage and identified objects of cultural heritage on the territory of St. Petersburg] KGIOP Pravitel'stva Sankt-Pe-terburga [KGIOP of the Government of St. Petersburg]. Available at: https://kgiop.gov.spb.ru/deyatelnost/uchet/list_objects/?lay-er=1&q=%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA&page=3 (Accessed 25 March 2024).

8. Entsiklopediya «Sankt-Peterburg» [Encyclopedia "St. Petersburg"]. Available at: http://encspb.ru/object/2805451993 (Accessed 25 March 2024).

9. Bobyshev D. V. Mednyi siden' [Copper seat] Peterburgskie chteniya po teorii, istorii i filosofii kul'tury. Vyp. 1. Metafizika Peterburga [St. Petersburg readings on the theory, history and philosophy of culture. Vol. 1. Metaphysics of St. Petersburg]. Saint-Petersburg, 1993, pp. 309-315.

10. Lebedev G.S. Shemyakinskii Petr [Shemyakinsky Peter] Peterburgskie chteniya-97 = Petersburg Reading'97: materialy Entsiklopedi-cheskoi biblioteki «Sankt-Peterburg-2003» [10. Lebedev G.S. Lebedev G.S. Shemyakinsky Peter // Petersburg Readings-97 = Petersburg Reading'97: materials of the Encyclopedic Library "St. Petersburg-2003"]. Saint-Petersburg, 1997, pp. 382-386.

11. Petryakov A.M. Mikhail Shemyakin. Zazerkal'e mastera [Mikhail Shemyakin. Through the looking glass of a master]. Moscow, OL-MAmediagrupp Publ, 2007. 444 p.

12. Vitte S.Yu. Vospominaniya [Memories]. Leningrad, State Publishing House, 1924. Vol. III. Detstvo. Tsarstvovaniya Aleksandra II i Aleksandra III (1849-1894) [Childhood. Reigns of Alexander II and Alexander III (1849-1894)]. 395 p.

13. G. Otkrytie pamyatnika Aleksandru III [Opening of the monument to Alexander III] Peterburgskaya gazeta [Petersburg newspaper], 1909, no.139, p. 3.

14. Shabunin A. Plyuralizm mnenii i pamyatnik Aleksandru III [Pluralism of opinions and the monument to Alexander III] Literator [Liter-ator.], 1991, no 22 (76), p. 2.

15. Shumilov F. Tsar'-batyushka vernulsya na mesto «Vraga kapitala» [The Tsar Father returned to the place of "The Enemy of Capital"] Chas-Pik [Rush Hour.], 1994, no. 251, p. 2.

16. Otkrytie pamyatnika Aleksandru III v Gatchinskom dvortse [Opening of the monument to Alexander III in the Gatchina Palace] Prezi-dent Rossii [President of Russia]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/65751 (Accessed 21 March 2024).

17. Mettsel' M. Aleksandr III vernulsya v Gatchinu [Alexander III returned to Gatchina] Komsomol'skaya Pravda [Komsomolskaya Prav-da], 2021, no. 63-p (27286-p), p. 5.

18. Snarskaya L. Podlinnoe litso imperatora [The true face of the emperor] Zhurnal «Sankt-Peterburgskii universitet», 2008, no. 4. ]. Available at: http://old.journal.spbu.ru/2008/04/22.shtml (Accessed 27 March 2024)

19. Krivosheev Yu.V., Sokolov R.A. Aleksandr Nevskii: epokha i pamyat': istoricheskie ocherki [Alexander Nevsky: era and memory: historical essays]. Saint-Petersburg, St. Petersburg University Publishing House, 2009. 240 p.

20. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga (TsGALI SPb) [Central State Archive of Literature and Art of St. Petersburg (TSGALI St. Petersburg)]. Fund 341, Inventory 6, Case 25. Pis'ma-otkliki uchastnikov Velikoi Otechestvennoi voiny na proektirovanie i ustanovku pamyatnika v chest' geroicheskikh zashchitnikov Leningrada. T. 4. (ploshchad' Aleksandra Nevskogo). Ch. 19 [Letters of response from participants in the Great Patriotic War to the design and installation of a monument in honor of the heroic defenders of Leningrad. T. 4. (Alexander Nevsky Square). Part 19.].

21. Zolotonosov M.N., Kalinovskii Yu.Yu., Ovcharov O.I. Bronzovyi vek: illyustrirovannyi katalog pamyatnikov, pamyatnykh znakov i de-korativnoi skul'ptury Leningrada-Peterburga 1985-2007 [Bronze Age: illustrated catalog of monuments, memorial signs and decorative sculpture of Leningrad-Petersburg 1985-2007]. Saint-Petersburg, New World of Art, 2010. 240 p.

22. Prilozhenie 1 k Postanovleniyu Pravitel'stva Sankt-Peterburga ot 28.06.1996 g. № 268-r. Perechen' pamyatnikov, predpolagaemykh k sooruzheniyu v Sankt-Peterburge v 1997-2003 godakh [Appendix 1 to the Decree of the Government of St. Petersburg dated June 28, 1996 No. 268-r. List of monuments proposed for construction in St. Petersburg in 1997-2003] Mer Sankt-Peterburga. Rasporyazhenie ot 28 marta 1996 goda № 286-r «O sooruzhenii v Sankt-Peterburge pamyatnikov» [Mayor of St. Petersburg. Order No. 286-r dated March 28, 1996 "On the construction of monuments in St. Petersburg."]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/9105627?ysclid=lu8pg-7dphg430568497 (Accessed 26 March 2024).

© «Клио», 2024 © Сосницкий Д.А., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.