Научная статья на тему 'Пантеон героев и событий отечественной истории в монументальной скульптуре Ленинграда (1985-1991 гг.)'

Пантеон героев и событий отечественной истории в монументальной скульптуре Ленинграда (1985-1991 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
памятники / монументальная скульптура / Ленинград / историческая память / перестройка / monuments / monumental sculpture / Leningrad / historical memory / perestroika

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сосницкий Дмитрий Александрович

В статье рассматриваются произведения монументальной скульптуры, установленные в Ленинграде в период с 1985 по 1991 г. На основании справочной и исследовательской литературы был составлен список памятников, созданных в указанное время, и посвященных отечественной истории. В ходе работы были определены наиболее востребованные в монументальной скульптуре Ленинграда места памяти (герои, события, явления). Описана история создания некоторых знаковых монументов, широкие общественные обсуждения и особенности появления памятников в городском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pantheon of Heroes and Events of National History in the Monumental Sculpture of Leningrad (1985-1991)

The article examines the works of monumental sculpture installed in Leningrad in the period from 1985 to 1991. Based on reference and research literature, a list of monuments created during this time and dedicated to Russian history was compiled. In the course of the work, the most popular places of memory in the monumental sculpture of Leningrad (heroes, events, phenomena) were identified. The history of the creation of some iconic monuments, extensive public discussions and the features of their appearance in urban space are described.

Текст научной работы на тему «Пантеон героев и событий отечественной истории в монументальной скульптуре Ленинграда (1985-1991 гг.)»

Статья/Original article

УДК 93/94

DOI: 10.18413/2312-3044-2024-11-1-50-67.

Пантеон героев и событий отечественной истории в монументальной скульптуре Ленинграда (1985-1991 гг.)

Д.А. Сосницкий

Санкт-Петербургский государственный университет 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9, Россия E-mail: st003114@spbu.ru

Аннотация. В статье рассматриваются произведения монументальной скульптуры, установленные в Ленинграде в период с 1985 по 1991 г. На основании справочной и исследовательской литературы был составлен список памятников, созданных в указанное время, и посвященных отечественной истории. В ходе работы были определены наиболее востребованные в монументальной скульптуре Ленинграда места памяти (герои, события, явления). Описана история создания некоторых знаковых монументов, широкие общественные обсуждения и особенности появления памятников в городском пространстве.

Ключевые слова: памятники, монументальная скульптура, Ленинград, историческая память, перестройка.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках проекта проведения научных исследований № 22-78-00164 «Монументальная скульптура Санкт-Петербурга как инструмент конструирования национальной памяти», руководитель Д.А. Сосницкий.

Для цитирования: Сосницкий Д.А. 2024. Пантеон героев и событий отечественной истории в монументальной скульптуре Ленинграда (1985-1991 гг.). Tractus Aevorum. 11 (1): 50-67. DOI: 10.18413/2312-3044-2024-11-1-50-67.

50

ISSN 2312-3044 | http://belsu-tractus-aevorum.ru

Copyright: © 2024 Сосницкий Д.А. Данная статья публикуется онлайн в сетевом научном журнале открытого доступа "Tractus aevorum" на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять эту работу с обязательным указанием ссылок на её автора и оригинальную публикацию.

Pantheon of Heroes and Events of National History in the Monumental Sculpture of Leningrad (1985-1991)

Dmitry A. Sosnitsky

St. Petersburg State University 7-9 Universitetskaya embankment, St. Petersburg, 199034, Russia E-mail: st003114@spbu.ru

Abstract. The article examines the works of monumental sculpture installed in Leningrad in the period from 1985 to 1991. Based on reference and research literature, a list of monuments created during this time and dedicated to Russian history was compiled. In the course of the work, the most popular places of memory in the monumental sculpture of Leningrad (heroes, events, phenomena) were identified. The history of the creation of some iconic monuments, extensive public discussions and the features of their appearance in urban space are described.

Keywords: monuments, monumental sculpture, Leningrad, historical memory, perestroika.

Acknowledgements: The research was carried out with the support of the Russian Science Foundation within the framework of the scientific research project "Monumental sculpture of St. Petersburg as a tool for constructing national memory", project No. 22-7800164, head D.A. Sosnitsky.

For citation: Sosnitsky D.A. Pantheon of Heroes and Events of National History in the Monumental Sculpture of Leningrad (19851991). Tractus Aevorum. 11 (1): 50-67. DOI: 10.18413/2312-30442024-11-1-50-67.

Введение

Исследование особенностей конструирования образов прошлого - одно из интенсивно развивающихся направлений российской

исторической науки. В рамках данной работы изучается процесс формирования исторической памяти посредством монументальной скульптуры, установленной в Ленинграде в годы перестройки. Несмотря на то, что существует большое количество работ, исследующих монументальную скульптуру Ленинграда/Санкт-Петербурга1, тема формирования в ней образа отечественной истории остается малоизученной. При этом нельзя не назвать некоторые труды, в которых дается характеристика образов отдельных героев2 и событий3 отечественной истории в монументальной скульптуре Ленинграда Задача нашего исследования - на основании анализа имеющейся исследовательской и справочной литературы, а также материалов газетной периодики и архивов, выявить особенности репрезентации образа прошлого в монументальной скульптуре Ленинграда в период 1985-1991 гг.

Предмет и методология исследования

Период перестройки был выбран не случайно. Именно в это время начинают появляться новые тенденции транслирования образов прошлого в различных нарративных (учебники и учебные пособия, художественная литература и публицистика, периодическая печать) и аудиовизуальных (музыка, историческая живопись, кинофильмы) источниках. В рамках данного исследования будут выявлены наиболее востребованные локальные объекты исторической памяти (герои, события, явления). Для создания рейтинга востребованности локальных объектов исторической памяти в перестроечной скульптуре Ленинграда, прежде всего нужно было составить перечень памятников, установленных в это время в городе. На основании специальной литературы нами было отобрано 42 памятника (см. Таблицу 1)4. В этот список вошли только монументы, посвященные героям и событиям истории России/СССР. В него не попали памятники героям и событиям из истории других стран, а также городская декоративная скульптура.

'Наиболее значимо с точки зрения описания особенностей становления монументальной скульптуры позднесоветского Ленинграда и современного Санкт-Петербурга исследование М.Н. Золотоносова: Золотоносов 2010.

2См., напр: Каткова, Биткова 2020, 182-186.

3См., напр.: Карпова 2023, 95-104.

4Золотоносов 2010; Памятники Санкт-Петербурга 2016; Памятники истории и культуры 2000; Памятники истории и культуры 2005.

Таблица 1. Памятники монументальной скульптуры Ленинграда (1985-1991 _гг.), отобранные для анализа__

№ Название Авторы Дата установки Объект памяти

1. Памятник, погибшим в блокаду матерям Не установлены Середина 1980-х гг. (точная дата не установлена) ВОВ, блокада Ленинграда

2. Харитон Ю.Б. Ск.: Думанян В.Х. Арх.: Степанов А.В. 4.03.1985 Харитон Ю.Б.

3. Ковалев С.Н. Ск.: Игнатьев А.М. Арх.: Ковалева В.И. 28.03.1985 Ковалев С.Н.

4. Памятник портовикам и морякам Ленинграда Худ.: Олейник А.А. 1985 (май) ВОВ, флот

5. Памятник боевой и трудовой славы машиностроительного объединения им. Карла Маркса Ск.: Могилевский Л.Г. 5.05.1985 ВОВ

6. Памятник боевой и трудовой славы производственного объединения «Завод им. Калинина» Ск.: Шевченко П.О., Алипов С.А. 7.05.1985 Октябрьская революция, ВОВ, Калинин М.И., блокада Ленинграда

7. Городу-герою Ленинграду Руководитель проекта: Алымов А.И. Арх.: Брудно Б.Н., Иванов В.М. Ск.: Чаркин А.С., Петров Б.А., Свешников В.Д., Виноградов А.А. 8.05.1985 ВОВ, блокада Ленинграда

8. Памятный знак, посвященный энергетикам-блокадникам Не установлены 8.05.1985 ВОВ, блокада Ленинграда

9. Ломоносов М.В. (г. Ломоносов) Ск.: Кочуков Н.С. Арх.: Алымов А.И., Рощин В.Н. 5.11.1985 Ломоносов М.В.

10. В бессмертие ушедшим Ск.: Астапов В.П., Астапов С.В. 30.05. 1986 ВОВ

11. Памятник студентам и преподавателям Ленинградского электротехнического института им. В.И. Ульянова (Ленина), погибшим в годы войны. Ск.: Дема А.Г. Арх.: Гребеньков В.А. 5.11.1986 ВОВ

12. Ломоносов М.В. (Менделеевская линия) Ск.: Свешников В.Д., Петров Б.А. Арх.: Шахов И.А., Тяхт Э.А. 12.11.1986 Ломоносов М.В.

13. Свищев Г.П. Ск.: Виленский З.М. Арх.: Виленская М.З. 14.11.1986 Свищев Г.П.

14. Щукин А.Н. Ск.: Преображенская Е.Б. Арх.: Великанов А.А. 14.11.1986 Щукин А.Н.

15. Панфилов М.П. Ск.: Аникушин М.П. Арх.: Петров В.А. 17.06.1987 Панфилов М.П.

16. Чичеров В.С. Ск.: Аникушин М.К. Арх.: Петров В.А. 17.06.1987 Чичеров В.С.

17. Памятник революционным морякам Балтики (П.Е. Дыбенко) Ск.: Кочуков Н.С. Арх.: Северов М.Ю., Северова Е.В. 2.11.1987 Дыбенко П.Е., Октябрьская революция, флот

18. Памятник медикам, погибшим во время войны Ск.: Крутиков А.В. Арх.: Бадалян Л.Г. 7.11. 1987 ВОВ, медики Ленинграда

19. Семенов-Тян-Шанский П.П. Ск.: Тимченко А.П. 1.12. 1987 Семенов-Тян- Шанский П.П.

20. Памятный знак на месте гражданской казни Н.Г. Чернышевского. Арх.: Васильев Ю.Н. 1988 Чернышевск ий Н.Г.

21. Берггольц О.Ф. Ск.: Сухорукова Н.Г. 16.05.1988 Берггольц О.Ф.

22. Мусоргский М.П. Ск.: Тимченк А.П. 21.05.1988 Мусоргский М.П.

23. Место дуэли К. П. Архитектор: 9.09.1988 Декабристы,

Чернова и В. Д. Новосильцева Васильковский В.С. Северное общество, Чернов К.П., Новосильцев В.Д.

24. Павлов И.П. Ск.: Баграмян Г.К., Рыбалко В.Л. 1989 Павлов И.П.

25. Ногин В.П. Ск.: Ивашенцева О.А. Арх.: В.И. Новосадюк 27.04.1989 Ногин В.П.

26. Петр I (наб. Мартынова) Ск. Оленев В.В. Арх.: Травников Е.И. 27.05.1989 Петр I

27. Ленин В.И. (Бюст во дворе Ленинградского высшего инеженерно-строительного командного училища им. А.Н. Комаровского) Ск. Б.А. Петров, арх. Г.В. Шохов 10.06.1989 Ленин В.И.

28. Героям-морякам балтийцам Ск.: Нейман Я.Я. Арх.: Кирхоглани В.Д., Липовский В.М. 29.06.1989 ВОВ, флот

29. Памятник Сестрорецкому оружейному заводу Не установлены 17.09.1989 Петр I

30. Памятный знак 3-й Фрунзенской дивизии народного ополчения Ск.: А.А. Архипов, арх. А.П. Чернов 3.05.1990 ВОВ, Битва за Ленинград

31. Маринеско А.И. Ск.: Анануров М. Арх.: Чернов А.П. 7.05.1990 Маринеско А.И., ВОВ, флот

32. Памятный знак в честь 8-го дивизиона катеров-тральщиков Балтийского флота Арх.: Медведев 9.05. 1990 ВОВ, флот

33. Чайковский П.И. Ск.: Пленкин Б.А. Арх.: Вержбицкий Ж.М. 14.05.1990 Чайковский П.И.

34. Жертвам политических репрессий Петрограда-Ленинграда - Авторы идеи: Ухналев Е.И., Рыбаков Ю.А. Архитектор постамента: 4.09.1990 (2002) Политически е репрессии

«Соловецкий камень» Богомолов Д.И.

35. Александр Невский (г. Пушкин) Ск.: Козенюк В.Г. Арх.: Васильев В.В., Козелл Г.М., Чулкевич В.Л. 12.09.1990 Александр Невский

36. Мемориал в память о подвиге Краснознаменного крейсера «Киров» в годы Великой Отечественной войны и 900-дневной блокады города Арх. А.Б. Корольков, М.В. Круглов В.А. Реппо, Соколов В.Н. 30.09. 1990 ВОВ, флот, блокада Ленинграда, Киров С.М.

37. Памятник ветеранам Зеленогорска. Фигура воина с девочкой на руках Ск.: Черкасов Е.В. 1991 ВОВ, Советско-финская война

38. Петр I (Петропавловская крепость) Ск.: Шемякин М.М. Арх.: Бухаев В.Б. 7.06.1991 Петр I

39. Ахматова А.А. Ск.: Трояновский В.И. 2.09.1991 Ахматова А.А.

40. Жертвам еврейского геноцида («Формула скорби») Ск.: Сидур В.А., Позин А.В. Арх.: Бейдер Б.Х. 13.10.1991 ВОВ

41. Нобель А. Ск.: Алипов С.Ю., Шевченко П.О. Арх.: Жуйков В.Н. 21.10.1991 Нобель А.

42. Растрелли Ф.Б. Ск.: Литовченко М.Т. Арх.: Михайлов С.Л. 22.11.1991 Растрелли Ф.Б.

В результате анализа отобранных памятников были определены 64 локальных объекта исторической памяти, которым они посвящены. Для этого был проанализирован не только внешний вид памятников, но и содержание имеющихся на них надписей. В таблице 2 представлен список событий и героев отечественной истории, представленных в памятниках, установленных в Ленинграде в 19851991 гг.

Таблица 2. Объекты исторической памяти, представленные в памятниках монументальной скульптуры Ленинграда, установленных в 1985-1991 гг.

№ Объект памяти Количество упоминаний (в % от общего числа)

1 Великая Отечественная война 25 %

2 Флот 9, 4 %

3 Блокада Ленинграда 6,25 %

4 Петр I 4,7 %

5-6 Октябрьская революция, Ломоносов М.В. По 3,1 %

7-36 Александр Невский; Ахматова А.А.; Берггольц О.Ф.; битва за Ленинград; декабристы; Дыбенко П.Е.; Калинин М.И.; Киров С.М.; Ковалев С.Н.; Ленин В.И.; Маринеско А.И.; медики Ленинграда; Мусоргский М.П.; Нобель А.; Новосильцев В.Д.; Ногин В.П.; Павлов И.П.; Панфилов М.П.; политические репрессии. Растрелли Ф.Б.; Свищев Г.П.; Северное общество; Семенов-Тян-Шанский П.П.; Советско-финская война; Харитон Ю.Б.; Чайковский П.И.; Чернов К.П.; Чернышевский Н.Г.; Чичеров В.С.; Щукин А.Н. По 1,6 %

Результаты и их обсуждение

Представленные выше данные наглядно демонстрируют, что Великой Отечественной войне посвящена четверть всех установленных в исследуемый период монументов. Эта цифра наглядно демонстрирует как государственный, так и общественный запрос на увековечивание памяти героев и событий войны. Упоминания других локальных объектов памяти носит единичный характер. В этом ряду выделяется лишь Петр I, М.В. Ломоносов и Октябрьская революция, т.к. блокада Ленинграда, как и подвиги военно-морского флота, упоминаются в монументальной скульптуре в контексте Великой Отечественной войны.

Не имея возможности в рамках данного исследования подробно проанализировать особенности создания всех монументов, а также общественной реакции на них, остановимся лишь на некоторых. В мае 1985 г. в Ленинграде проходили многочисленные мероприятия, посвященные празднованию 40-летию победы в Великой Отечественной войне. К этой знаменательной дате были открыты сразу несколько памятников - портовикам и морякам Ленинграда, Памятник боевой и трудовой славы машиностроительного объединения им. Карла Маркса (5.05.1985), Памятник боевой и трудовой славы производственного объединения «Завод им. Калинина» (7.05.1985), памятный знак, посвященный энергетикам-блокадникам (8.05.1985). Однако, выделяется в этом ряду обелиск «Городу-герою Ленинграду»,

открытый на площади Восстания 8 мая 1985 г. Разработка проекта памятника началась весной 1983 г. и изначально существовали различные варианты организации пространства на площади Восстания рядом с монументом. В частности, предусматривались подземные переходы и подземный мемориальный зал с материалами по истории города5. В июле 1984 г. на площади Восстания был размещен макет будущего обелиска в натуральную величину (36 метров). Монумент был открыт 8 мая 1985 г. и выдвигался на соискание Государственной премии СССР6. Однако, в дальнейшем, уже в постсоветском Санкт-Петербурге поднимался вопрос о переносе обелиска с площади Восстания на площадь Мужества. По одной из версий это связывалось с инициативой строительства подземного торгового центра на площади Восстания. Этим планам не суждено было сбыться и памятник и сейчас находится на своем месте.

Большое внимание в памятниках военной тематики перестроечного Ленинграда уделялось теме блокады Ленинграда. Было установлено несколько скульптурных композиций в память о подвигах коллективов некоторых предприятий и организаций. Так, памятник боевой и трудовой славы машиностроительного объединения им. Карла Маркса представляет собой мемориальный комплекс, часть которого (реактивная установка «Катюша») была установлена еще в 1984 г. В мае 1985 г. было открыто две скульптурных группы - Труд» и «Прорыв». Первая изображает заводских рабочих; вторая - солдата, ополченца и политрука.

Петр I в монументальной скульптуре перестроечного Ленинграда еще не частый гость. Памятник на территории яхт-клуба Балтийского морского пароходства был открыт еще в 1873 г., но впоследствии утрачен, а в 1989 г., к дню рождения города, восстановлен. Настоящий интерес представляет памятник первому российскому императору, установленный на территории Петропавловской крепости. Согласно воспоминаниям Д. Бобышева, М.М. Шемякин, работавший в молодости в Эрмитаже, смог снять копию с маски Петра I, хранившейся в музее, и затем использовать ее для создания монумента7. Памятник вызвал неоднозначную реакцию общественности.

Необходимо также упомянуть 2 памятника, установленные на заре перестройки выдающемуся российскому ученому-энциклопедисту М.В. Ломоносову. Один в Ораниенбауме (г. Ломоносове), а второй на Менделеевской линии у здания Академии наук. Открытие памятников было приурочено к памятной дате, в 1986 г. исполнялось 275 лет со дня рождения великого ученого. При этом оба памятника довольно долго ждали своей участи - памятник в г. Ломоносове был создан по модели 1981 г., а история создания монумента на Менделеевской

5Золотоносов 2010, 122.

6Золотоносов 2010, 127.

7Бобышев 1993, 314.

линии была еще более долгой и насыщенной. Закладной камень на месте будущего памятника появился еще в 1975 г., в ходе мероприятий по празднованию 250-летия Академии наук СССР, а окончательный проект будущего памятника был утвержден только после второго конкурса, т.к. первый не смог выявить победителя. Средства на реализацию проекта выделяла Академия наук СССР.

Несмотря на то, что некоторые события, герои или явления отечественной истории в период с 1985 по 1991 гг. были увековечены лишь однажды, это не означает, что установка памятников не вызывала повышенного интереса со стороны властей и большой общественной реакции. К числу наиболее примечательных обсуждений в Ленинграде в 1980-х - начале 1990-х гг. вызвала установка памятника жертвам политических репрессий. 27 марта 1990 г. было принято решение исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов «О проведении открытого конкурса на лучшую идею, место установки и проектное предложение памятника жертвам сталинских репрессий». Предполагалось объявить открытый конкурс на лучшую идею, место установки и проектное предложение памятника жертвам сталинских репрессий. Главное управление культуры совместно с Ленинградским отделением Всесоюзного историко-просветительского общества «Мемориал» и общественным советом Ленинградского фонда «Мемориал» организовало в филиале Государственного музея истории Ленинграда выставку конкурсных проектов. Итоги конкурса предполагалось подвести до 15 декабря 1990 г. В дальнейшем сроки подведения итогов конкурса были перенесены на 15 июня 1991 г.

Правление Ленинградского благотворительного историко-просветительского правозащитного общества «Мемориал» обратилось к Д.С. Лихачеву с просьбой возглавить жюри конкурса на лучший проект. В ответ на приглашение Д.С. Лихачев написал: «К сожалению, не могу. Я считаю, что памятники должны быть на могилах, но общего памятника «жертвам репрессий» не следует ставить. Мой мерзавец-следователь - тоже «жертва» (расстрелян) и многие другие «доблестные чекисты». Не хочу чествовать Тухачевского убившего тысячи крестьян. Д. Лихачев»8. 3 июня 1991 г. состоялось общественное обсуждение конкурсных проектов памятника жертвам политических репрессий в Петрограде-Ленинграде. В ходе обсуждения, длившегося несколько часов, свое мнение относительно представленных проектов высказали представители общественности, в том числе жертвы политических репрессий. Один из них, Б.А. Васильков, так прокомментировал значимость памятника для него самого: «Я репрессированный, 16 лет отсидел, не успели расстрелять. Я должен был быть расстрелян в

8ЦГАЛИ. Ф. 105. Оп. 6. Д. 488. Документы об открытом конкурсе на лучший проект памятника жертвам политических репрессий в Петрограде-Ленинграде (решения, протоколы, стенограммы). Л. 14.

Левашово. Я хочу сделать себе памятник»9. Некоторые участники обсуждения не просто высказывались о том, какой из предложенных проектов им нравится больше всего, но и предлагали изменения. Так, В.А. Чистяков заявил: «Символом сталинской эпохи, символом лагерей была вышка и колючая проволока. Я ни на одном памятнике не увидел этого. Понравился памятник под девизом «Красная паутина». Кажется, он выиграет, если подсвечивать его с вышек, а не ставить трафаретные подставки под подсвечники. Кроме того, это будет весьма символично. Далее, понравился памятник, где Мать-Родина и замученный человек. Как лагерник я подметил одну деталь, что я изображу в стихах: «Давно разучился смеяться,/ Едва уж по зоне ходил,/ С Семьей он не смог попрощаться/ И с биркою в рай уходил». То есть там на теле умирающего нужно на большой палец ноги прицепить бирку»10. А.А. Щелканов предложил свою идею будущего памятника: «Памятник должен быть таким, чтобы по нему было ясно, что такое репрессии. В моем представлении репрессии - это лишение [человека] его двух уникальных человеческих свойств мыслить и говорить. Лишение с той целью, чтобы его слово и мысль не навредили тому, кто уселся сверху и держится всеми способами за это. В сочетании всех этих процессов я вижу эти памятники. Я ни на что не претендую, но я вижу вариант памятника как сапог, на сгибе которого с одной стороны написано НКВД, с другой стороны - ВКПБ; каблуком сапог стоит на языке, выпавшем изо рта; подошва - раздавленный череп - лишается всего, что свойственно человеку. Я вижу мясорубку, на корпусе которой вылито ГУЛАГ; одна перчатка (ВКПБ) - крутит ручку; вторая (НКВД) - вытаскивает людей, кладет в эту мясорубку; стоит таз, на котором написано: «Советский народ»»11.

Подобные предложения вызывали неоднозначную реакцию публики. Интересно, что ни один из этих проектов не был воплощен в жизнь. На месте планировавшегося памятник был установлен Соловецкий камень только 2 сентября 2002 г. Городская пресса отреагировала на это публикацией с названием «Убиенных почтят... валуном. Городским властям плевать на замученных ленинградцев». Автор статьи указывает: «Собственно, монументом этот памятный знак можно назвать с большой натяжкой. Он представляет собой обыкновенный большой. валун. Правда привезен он издалека - с Соловецких островов, где был создан первый советский концлагерь. Камень стоял в пятидесяти метрах от места расстрела большой группы

9ЦГАЛИ. Ф. 105. Оп. 6. Д. 488. Документы об открытом конкурсе на лучший проект памятника жертвам политических репрессий в Петрограде-Ленинграде (решения, протоколы, стенограммы). Л. 18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10ЦГАЛИ. Ф. 105. Оп. 6. Д. 488. Документы об открытом конкурсе на лучший проект памятника жертвам политических репрессий в Петрограде-Ленинграде (решения, протоколы, стенограммы). Л. 20-21.

''ЦГАЛИ. Ф. 105. Оп. 6. Д. 488. Документы об открытом конкурсе на лучший проект памятника жертвам политических репрессий в Петрограде-Ленинграде (решения, протоколы, стенограммы). Л. 37.

узников. Доставлен он был «экспедицией» во главе с Юлием Рыбаковым после того, как стало ясно, что ни федеральные, ни городские власти не намерены раскошелиться на строительство специального мемориала»12.

Памятник жертвам политических репрессий не единственный, задуманный еще в годы перестройки, но конкурсные процедуры, общественное обсуждение и выделение денег на который растянулось на годы. В преддверии 175-летия со дня рождения Т.Г. Шевченко академик АН УССР обратился к председателю Исполкома Ленинградского городского Совета народных депутатов В.Я. Ходыреву с предложением о проведении ряда мероприятий по увековечению памяти о поэте. В.Я. Ходырев подчеркивал, что «жизнь и творчество Тараса Шевченко тесно связаны с Петербургом, с лучшими представителями российской демократической интеллигенции. В 1898 году по инициативе Д.И. Менделеева передовой общественностью Петербурга было организовано Общество имени Т.Г. Шевченко, которое в свое время способствовало укреплению братской дружбы между русским и украинским народами. Мы высоко ценим все, что сделано ленинградцами за годы Советской власти для увековечения памяти Великого Кобзаря»13.

Действительно, идея установки в Санкт-Петербурге памятника Т.Г. Шевченко появилась еще до революции. Новый импульс она получила в ходе празднования 125-летия со дня рождения поэта в 1939 г., однако, тогда памятник в Ленинграде установлен не был. Несмотря на проявленную в конце 1980-х гг. академиком Д.С. Лихачевым, генерал-майором авиации, дважды героем Советского Союза В.И. Раковым, генерал-лейтенантом в отставке, Героем Советского Союза И.Г. Романенко и др. инициативы по воссозданию памятника Т.Г. Шевченко, установленного в Петрограде по плану монументальной пропаганды (а также воссоздание в Ленинграде Общества имени Т.Г. Шевченко и мемориального комплекса), памятник был открыт лишь в конце 2000 г. В статье газета «Смена» указывается, что президенты России и Украины прибыли на торжественную церемонию открытия памятника, идея создания которого появилась еще в 1993 г. Однако, как было показано выше, установить памятник Т.Г. Шевченко в Санкт-Петербурге/Ленинграде хотели значительно раньше. Автор статьи так описывает открытие монумента: «И вот многолетняя эпопея закончилась. Владимир Путин и Леонид Кучма прибыли к месту событий. Народу собралось видимо-невидимо. Крики,

12Черевко 2002, 4-5.

ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 6. Д. 177. Документы о сооружении памятников композитору Л.И. Чайковскому, академикам Н.И. Вавилову, С.И. Вавилову и монументы в честь Великой Октябрьской социалистической революции, поэта Т.Г. Шевченко и др. (постановления, проекты, материалы прессы и др.). 12 августа 1987 г. - 10 января 1991 г. Л. 23.

женские восклицания, высунувшиеся из окон люди. Реакция на появление Путина была бурной, хотя он почти ничего не сказал -скромно поздравил всех с Новым годом и со вторым пришествием Шевченко. Зато Леонид Данилович Кучма разразился 10-минутной речью, изобилующей полезной информацией типа «утверждение украинцами своей идентичности не означает обособления от остального мира». Когда сдернули белое покрывало, Тарас Григорьевич Шевченко подтвердил этот тезис. Он был вполне идентичен своему образу. Никакого обособления, конечно, не будет. Памятник органично вписался в типовой монументальный ряд. Возмущений, как шемякинский Петр, он, безусловно, не вызовет»14.

Помимо долгих общественных обсуждений и бюрократических сложностей, возникавших с созданием некоторых монументов, в перестроечном Ленинграде зачастую появлялись проблемы с определением места установки того или иного памятника. Яркий пример - выбор места для памятника П.И. Чайковскому. Постановление Совета министров СССР об увековечении памяти великого композитора было издано 12 августа 1987 г. Предполагалось, что памятник должен быть установлен в честь 150-летия со дня рождения П.И. Чайковского в мае 1990 г. Сбор средств на сооружение был организован Советским фондом культуры. В условиях конкурса подчеркивалось, что творчество П.И. Чайковского - это "неиссякаемый источник вдохновения ленинградских музыкантов, артистов, художников», а сам монумент «сооружаемый композитору на народные средства, должен отобразить образ великого музыканта, гуманистический смысл его творчества»15. Уже на следующий день после принятия постановления, 13 августа 1987 г. состоялось совещание по вопросу установки в Ленинграде памятника П.И. Чайковскому, на котором М.К. Аникушин предложил несколько мест для его установки - Капелла (во внутреннем дворике), Певческий мост (прямо на мосту), Летний сад (около пруда), улица Чайковского (на набережной), Театральная площадь - около театра оперы и балета им. Кирова, Бульвар Профсоюзов, площадь Декабристов (за спиной «Медного всадника»). ГлавАПУ были выдвинуты следующие варианты места для монумента: Капелла (внутренний дворик), Летний сад, улица Чайковского (в районе кинотеатра «Ленинград»), в сквере на Соляном переулке (около ЛВХПУ им. Мухиной), в Александровском саду - около фонтана, рядом с бюстами Глинки, Гоголю, Лермонтову). Однако, несмотря на проведенный в 1988 г. конкурс, на который было представлено 48 проектов16, и был определен победитель (проект

14Орешкин 2000, 1.

'5ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 6. Д. 177. Документы о сооружении памятников композитору Л.И. Чайковскому, академикам Н.И. Вавилову, С.И. Вавилову и монументы в честь Великой Октябрьской социалистической революции, поэта Т.Г. Шевченко и др. (постановления, проекты, материалы прессы и др.). 12 августа 1987 г. - 10 января 1991 г. Л. 4.

16Подр. см.: Кейлина 1990, 73-81.

скульптура М.К. Аникушина), с местом установки памятника так и не определились. В статье С. Себошева «Где быть памятнику П.И. Чайковскому?» говорится о том, что специальная комиссия определила в качестве возможных мест для памятника площадь перед Кировским театром и парковый участок между площадью декабристов и Исаакиевским собором. Автор статьи подчеркивает, что «памятник то Чайковскому создается для нас, ему стоять века, любоваться им предстоит нашим правнукам. Так что нельзя местом ошибиться, да и кто знает, вдруг и наше мнение совпадет с решением авторитетных людей»17. Любопытно, но проблему с выбором места памятника великому композитору не удалось решить за последние 30 лет. Несмотря на то, что с момента выхода постановления Совета министров СССР от 12 августа 1987 г. прошло уже более 35 лет, прошло несколько конкурсов (второй конкурс состоялся в 20182019 гг.), масштабный памятник музыканту в Санкт-Петербурге до сих пор не установлен. При этом, возможно, и по настоящий момент, главной проблемой является не сомнения в необходимости памятника (П.И. Чайковский победил в общественном голосовании «Кому установить памятник в Санкт-Петербурге», запущенном Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга18), а именно разногласия при выборе места памятника. В 2010-е гг. в качестве приоритетной площадки рассматривалась площадь перед концертным залом Мариинского театра. Альтернативный вариант, поддержанный многими видными деятелями культуры, на площади перед портиком Руска. Несмотря на эти сложности, памятник П.И. Чайковскому в Ленинграде в годы перестройки все же появился. Участвовавший в конкурсе 1988 г., но не получивший премию, скульптор Б.А. Пленкин создал бюст композитора (установлен в Таврическом саду). Автор памятника не нашел поддержку в ленинградском Фонде культуры, но смог установить памятник за счет спонсора (ООО «Гранит»), взявшего на себя все расходы на его изготовление и установку.

На закате советской эпохи в Ленинграде планировалось установить памятник Октябрьской революции. Решение об установке монумента было принято 25.05.1987 г., однако проект встретил сопротивление общественности. 10 января 1988 г. в Центральном выставочном зале состоялось общественное обсуждение конкурсных проектов, а также места установки планируемого памятника. На обсуждении присутствовало около 400 человек, непосредственно в обсуждении приняло участие более 50 выступающих. Почти все выступающие отмечали низкий профессиональный уровень подачи конкурсных проектов, отсутствие интересных пластических идей воплощения образа Великого Октября средствами монументального искусства. Очень четко звучало мнение о преждевременности создания

17Себошев 1990, 3.

18Подведение итогов 2015.

памятника: срок его сооружения предлагалась перенести, например, на 2017 год, а за этот период решить остростоящие проблемы улучшения социально-бытовых условий ленинградцев, приведения города в образцовый порядок (эту позицию поддержали 40 % собравшихся). Кроме того, предлагалось полностью отказаться от идеи сооружения монументального памятника в Ленинграде, так как сам город является памятником Великому Октябрю, а средства, предназначенные для сооружения памятника, направить на улучшение социально-культурной жизни города (поддержали 30 % собравшихся)19.

Заключение

Подводя краткие итоги нашего обзора монументальной скульптуры, установленной в Ленинграде в годы перестройке и характеризуя ее влияние на конструирование образа прошлого, отметим, наиболее яркой чертой этого времени становится появление массовых общественных обсуждений того, нужен ли памятник городу и горожанам. Состав увековечиваемых событий и героев также претерпевает изменения. Для ленинградцев конца 1980-х - начала 1990-х гг. все так же чрезвычайно важна тема Великой Отечественной войны. Памяти ее героев посвящено более четверти всех новых городских произведений монументальной скульптуры. При этом революционная тематика отходит на второй план, все реже появляются памятники партийным и советским государственным деятелям. Наиболее известные памятники В.И. Ленину появились в Ленинграде до 1985 г. - у Финляндского вокзала в 1926 г., на Большом проспекте Петроградской стороны в 1957 г., на Московской площади в 1970 г. и т.д. В то же время развивается традиция установки памятников несоветским героям, а именно правителям из дореволюционной истории России - Александру Невскому и Петру I. При этом монументальная скульптура перестроечного Ленинграда в значительной степени следует установившимся в советские годы тенденциям в конструировании образа прошлого, а серьезные изменения в тематике произведений монументальной скульптуры произойдут в Санкт-Петербурге только в 1990-е гг.

Библиография

Бобышев, Д.В. 1993. Медный сидень. В кн. Петербургские чтения по теории,

истории и философии культуры. Вып. 1. Метафизика Петербурга:

309-315. СПб.: ФКИЦ «Эйдос». Золотоносов, М.Н., Калиновский, Ю.Ю., Овчаров, О.И. 2010. Бронзовый век:

Иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков и

19ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 6. Д. 177. Документы о сооружении памятников композитору Л.И. Чайковскому, академикам Н.И. Вавилову, С.И. Вавилову и монументы в честь Великой Октябрьской социалистической революции, поэта Т.Г. Шевченко и др. (постановления, проекты, материалы прессы и др.). 12 августа 1987 г. - 10 января 1991 г. Л. 14-15.

декоративной скульптуры Ленинграда-Петербурга 1985-2007. СПб.: Новый Мир Искусства.

Карпова, Е.П., 2023. Память о блокаде Ленинграда как основа нравственно-патриотического воспитания. Актуальные проблемы педагогики и психологии 4: с. 95-104.

Каткова, К.Ф., Биткова, Д.В. 2020. Влияние политической парадигмы на процесс увековечения памяти вождей на примере скульптурных памятников В.И. Ленина в Санкт-Петербурге. Форум молодых ученых 5 (45): 182-186.

Кейлина, С.Я. 1990. Монументальная скульптура Ленинграда: К истории конкурсов 1980-х гг., проблемы и тенденции. В кн. Монументальное искусство: (теория, история, современная практика): 73-81. Л.: Институт им. И.Е. Репина.

Орешкин, А. 2000. Президенты слились с народом. Смена 279 (22784): 1.

Подведение итогов общественного голосования «Кому установить памятник в Санкт-Петербурге». 2015. Правительство Санкт-Петербурга. Комитет по градостроительству и архитектуре. Дата обращения 13.02.2024. http://old.kgainfo.spb.ru/news/1705.html.

Памятники Санкт-Петербурга: справочник / Государственный музей городской скульптуры; [авторы-составители: Е. А. Жарова и др.]. СПб.: ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна», 2016.

Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга, состоящие под государственной охраной: Справочник/ Администрация Санкт-Петербурга, Ком. по гос. контролю, использованию и охране памятников истории и культуры; [В.И. Андреева и др. Отв. ред. Б.М. Кириков]. СПб.: Альт-Софт, 2000.

Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга, состоящие под государственной охраной: справочник / Администрация Санкт-Петербурга, Ком. по гос. контролю, использованию и охране памятников истории и культуры; [В.И. Андреева и др. отв. ред.: Б.М. Кириков]. СПб.: Альт-Софт, 2005.

Себошев, С. 1990. Где быть памятнику П.И. Чайковскому. Ленинградская правда 204 (22946): 3.

Черевко, И. 2002. Убиенных почтят... валуном. Городским властям плевать на замученных ленинградцев. Смена: 4-5.

References

Bobyshev, D.V. 1993. Mednyi siden' [Copper Seat]. In Peterburgskie chteniia po teorii, istorii i filosofii kultury. Vyp. 1. Metafizika Peterburga [St. Petersburg Readings on Theory, History and Philosophy of Culture. Vol. 1. Metaphysics ofSt. Petersburg]: 309-315. Saint-Petersburg: FKITs «Eidos». (In Russian).

Zolotonosov, M.N., Kalinovskii, Iu.Iu., Ovcharov, O.I. 2010. Bronzovyi vek: Illiustrirovannyi katalog pamiatnikov, pamiatnykh znakov i dekorativnoi skul'ptury Leningrada-Peterburga 1985-2007 [Bronze Age: Illustrated Catalog of Monuments, Memorial Signs and Decorative Sculpture of Leningrad-Petersburg 1985-2007]. Saint-Petersburg: Novyi Mir Iskusstva. (In Russian).

Karpova, E.P., 2023. Pamiat' o blokade Leningrada kak osnova nravstvenno-patrioticheskogo vospitaniia [The Memory of the Siege of Leningrad as the Basis of Moral and Patriotic Education]. Aktual'nye problemy pedagogiki i psikhologii 4: 95-104. (In Russian).

Katkova, K.F., Bitkova, D.V. 2020. Vliianie politicheskoi paradigmy na protsess uvekovecheniia pamiati vozhdei na primere skul'pturnykh pamiatnikov V.I. Lenina v Sankt-Peterburge [The Influence of the Political Paradigm on the Process of Perpetuating the Memory of Leaders on the Example of Sculptural Monuments of V.I. Lenin in St. Petersburg]. Forum molodykh uchenykh 5 (45): 182-186. (In Russian).

Keilina, S.Ia. 1990. Monumental'naia skul'ptura Leningrada: K istorii konkursov 1980-kh gg., problemy i tendentsii [Monumental Sculpture of Leningrad: On the History of Competitions of the 1980s, Problems and Trends]. In Monumental'noe iskusstvo: (teoriia, istoriia, sovremennaia praktika) [Monumental Art: (Theory, History, Contemporary Practice)]: 73-81. Leningrad: Institut im. I.E. Repina Print. (In Russian).

Oreshkin, A. 2000. Prezidenty slilis' s narodom [Presidents Have Merged with the People]. Smena 279 (22784): 1. (In Russian).

Podvedenie itogov obshchestvennogo golosovaniia «Komu ustanovit' pamiatnik v Sankt-Peterburge» [Summing Up the Results of the Public Vote "Who Should Install a Monument in St. Petersburg"]. 2015. Pravitel'stvo Sankt-Peterburga. Komitet po gradostroitel'stvu i arkhitekture. Accessed on February 13, 2024 http://old.kgainfo.spb.ru/news/1705.html. (In Russian).

Pamiatniki Sankt-Peterburga: spravochnik / Gosudarstvennyi muzei gorodskoi skul'ptury [Monuments of St. Petersburg: Directory / State Museum of Urban Sculpture], edited by E. A. Zharova and etc. Saint-Petersburg: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "St. Petersburg State University of Technology and Design", 2016. (In Russian).

Pamiatniki istorii i kultury Sankt-Peterburga, sostoiashchie pod gosudarstvennoi okhranoi: Spravochnik/ Administratsiia Sankt-Peterburga, Kom. po gos. kontroliu, ispol'zovaniiu i okhrane pamiatnikov istorii i kultury [Monuments of History and Culture of St. Petersburg Under State Protection: Directory / Administration of St. Petersburg, Committee for State Control, Use and Protection of Historical and Cultural Monuments], edited by B.M. Kirikov. Saint-Petersburg: Al't-Soft, 2000. (In Russian).

Pamiatniki istorii i kultury Sankt-Peterburga, sostoiashchie pod gosudarstvennoi okhranoi: spravochnik / Administratsiia Sankt-Peterburga, Kom. po gos. kontroliu, ispol'zovaniiu i okhrane pamiatnikov istorii i kultury [Monuments of History and Culture of St. Petersburg Under State Protection: Directory / Administration of St. Petersburg, Committee for State Control, Use and Protection of Historical and Cultural Monuments], edited by B.M. Kirikov. Saint-Petersburg: Al't-Soft, 2005. (In Russian).

Seboshev, S. 1990. Gde byt' pamiatniku P.I. Chaikovskomu? [Where Should the Monument to P.I. Tchaikovsky be?]. Leningradskaiapravda 204 (22946): 3. (In Russian).

Cherevko, I. 2002. Ubiennykh pochtiat... valunom. Gorodskim vlastiam plevat' na zamuchennykh leningradtsev [Those Killed Will Be Honored... And Memorialized in Stone. City Authorities Don't Care About the Tortured Leningraders]. Smena: 4-5. (In Russian).

Об авторе

Сосницкий Дмитрий Александрович, кандидат исторических наук, старший преподаватель Института истории, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия. ORCID: 0000-00022489-1560.

About the author

Dmitry A. Sosnitsky, Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer, Institute of History, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia. ORCID: 0000-0002-2489-1560.

Поступила в редакцию: 06.03.2024 Принята к публикации: 20.03.2024

Submitted: March 6, 2024 Accepted: March 20, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.