Научная статья на тему 'Образы природы как концептуально-содержательные компоненты поэтической картины мира Уильяма Каллена Брайанта'

Образы природы как концептуально-содержательные компоненты поэтической картины мира Уильяма Каллена Брайанта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
168
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ / КОНЦЕПТ / ЧАСТОТНОСТЬ / СИМВОЛИЧНОСТЬ / СЛОЖНЫЙ ЗНАК / IMAGES OF NATURE / CONCEPT / FREQUENCY / SYMBOLISM / COMPLEX SIGN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шевченко С.Н.

Исследование призвано выявить роль образов природы в творчестве американского поэта Уильяма Каллена Брайнта, а также определить ключевые образы и вскрыть смысловые функции, которые они выполняют в его стихотворениях. Анализу подверглось, в том числе, цветовое видение природы и мира поэтом, были определены ведущие для его поэтической картины мира цвета. В работе дается обоснование структуры поэтического концепта, вскрывается его многослойность, рассматривается содержание и функции его внешних и внутренних слоев. Значительное место отводится изучению с помощью корпусного анализа частотного словаря поэта, выделению ключевых слов и их значений. Предпринимается попытка разрешить возникающие в ходе количественного анализа сложности, связанные с непрямым многовариантным воплощением ментальных представлений в слове. Для решения данной проблемы строятся синонимические ряды, частотный анализ которых точнее, чем частотный анализ отдельных слов позволяет выявить значимые для автора концептуальные представления. Если внешний слой концепта, представленный чувственными образами природы, продуктивно изучается с помощью анализа языка поэта, то внутренний слой, содержащий отвлеченные идеи и абстрактные понятия, исследуется с помощью анализа имплицитных смыслов. Образы природы рассматриваются, с одной стороны, как символы тех или иных представлений и идей, с другой стороны, они являются знаковыми элементами сложного поэтического языка, обращаясь к которому автор повествует о философских категориях, таких как счастье, время, изменчивость, жизнь и смерть, свобода, совершенство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Images of nature as conceptual elements in William Cullen Bryant’s poetic worldview

The research reveals the role of the images of nature as well as identifies the key images and their semantic functions in William Cullen Bryant’s poems. Among other things, the article focusses on the poet’s colour perception of the world and nature. The article deals with the structure of the poetic concept which is considered to be complex phenomenon, so the content and functions of its outer and inner layers are studied. Much attention is paid to the study word frequency with the help of the corpus analysis, which helps to highlight the poet’s key words and their meanings. An attempt is made to overcome the difficulties of quantitative analysis caused by indirect multivariable verbalization of mental representations. To solve the problem synonym sets are constructed as their frequency analysis yields more accurate results than the frequency analysis of separate words for identifying the poet’s key concepts. While the outer layer of the concept represented by sensory images of nature is effectively studied through direct analysis of the poet’s language, the inner layer containing abstract ideas and abstract concepts is analysed through the analysis of implicit meanings. The images of nature are viewed, on the one hand, as symbols of various ideas; on the other hand, they are the signs or elements of complex poetic language using which the author speculates philosophical categories such as happiness, time, mutability, life and death, freedom, perfection.

Текст научной работы на тему «Образы природы как концептуально-содержательные компоненты поэтической картины мира Уильяма Каллена Брайанта»

УДК 82-1/29

С. Н. Шевченко

аспирант, каф. общего и сравнительного языкознания МГЛУ; e-maiL: fLoradaLe@maiL.ru

ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ КАК КОНЦЕПТУАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА УИЛЬЯМА КАЛЛЕНА БРАЙАНТА

Исследование призвано выявить роль образов природы в творчестве американского поэта Уильяма Каллена Брайнта, а также определить ключевые образы и вскрыть смысловые функции, которые они выполняют в его стихотворениях. Анализу подверглось, в том числе, цветовое видение природы и мира поэтом, были определены ведущие для его поэтической картины мира цвета. В работе дается обоснование структуры поэтического концепта, вскрывается его многослойность, рассматривается содержание и функции его внешних и внутренних слоев. Значительное место отводится изучению с помощью корпусного анализа частотного словаря поэта, выделению ключевых слов и их значений. Предпринимается попытка разрешить возникающие в ходе количественного анализа сложности, связанные с непрямым многовариантным воплощением ментальных представлений в слове. Для решения данной проблемы строятся синонимические ряды, частотный анализ которых точнее, чем частотный анализ отдельных слов позволяет выявить значимые для автора концептуальные представления. Если внешний слой концепта, представленный чувственными образами природы, продуктивно изучается с помощью анализа языка поэта, то внутренний слой, содержащий отвлеченные идеи и абстрактные понятия, исследуется с помощью анализа имплицитных смыслов. Образы природы рассматриваются, с одной стороны, как символы тех или иных представлений и идей, с другой стороны, они являются знаковыми элементами сложного поэтического языка, обращаясь к которому автор повествует о философских категориях, таких как счастье, время, изменчивость, жизнь и смерть, свобода, совершенство.

Ключевые слова: образы природы, концепт, частотность, символичность, сложный знак.

S. N.Shevchenko

Postgraduate student, Department of General and Comparative Linguistics, MSLU; e-mail: floradale@mail.ru

IMAGES OF NATURE AS CONCEPTUAL ELEMENTS IN WILLIAM CULLEN BRYANT'S POETIC WORLDVIEW

The research reveals the role of the images of nature as weU as identifies the key images and their semantic functions in WiHiam CuUen Bryant's poems. Among other things, the artide focusses on the poet's colour perception of the world and

nature. The articLe deaLs with the structure of the poetic concept which is considered to be complex phenomenon, so the content and functions of its outer and inner layers are studied. Much attention is paid to the study word frequency with the help of the corpus analysis, which helps to highlight the poet's key words and their meanings. An attempt is made to overcome the difficulties of quantitative analysis caused by indirect muLtivariabLe verbaLization of mentaL representations. To soLve the probLem synonym sets are constructed as their frequency anaLysis yieLds more accurate resuLts than the frequency analysis of separate words for identifying the poet's key concepts. While the outer layer of the concept represented by sensory images of nature is effectively studied through direct analysis of the poet's language, the inner layer containing abstract ideas and abstract concepts is analysed through the analysis of implicit meanings. The images of nature are viewed, on the one hand, as symboLs of various ideas; on the other hand, they are the signs or elements of complex poetic language using which the author speculates philosophical categories such as happiness, time, mutability, life and death, freedom, perfection.

Key words: images of nature; concept; frequency; symbolism; complex sign.

Введение

Уильям Каллен Брайант принадлежит к числу американских поэтов-романтиков XIX в., в чьем поэтическом наследии образы природы и пейзажные зарисовки занимают видное место. С одной стороны, они являются ключевыми объектами и главными героями, которые чаще всего привлекают внимание автора. С другой - природа выступает в роли собеседника поэта, своеобразного посредника, помогающего передавать сокровенные мысли и эмоции, абстрактные представления. В результате леса, поля, цветы превращаются в компоненты своеобразного символического или иносказательного языка природы, с помощью которого автор ведет повествование об отвлеченных идеях.

Восприятие мира и самого человека как части этого мира для У. К. Брайанта происходит в тесной взаимосвязи с природой, с ощущением неразрывного единства с ней. В то же время обращение к природе свойственно всему романтическому направлению литературы, ярким представителем которого, в свою очередь, является У. К. Брайант. Поскольку большинство художественных поэтических концептов поэта, облеченных в словесную форму, связаны с пейзажем, изучение структурных и функциональных особенностей концептосферы «Природа» в поэтической картине У. К. Брайанта имеет большое значение в исследовании его творчества.

Исследование

Структура поэтического концепта (теоретическое обоснование)

Художественный концепт представляет собой структурно многомерное образование, в составе которого обнаруживается разного рода содержание: многочисленные элементы картины мира; следы чувственного постижения окружающей действительности, представленные в сознании в виде образов; переплетение субъективных оценок и философских идей; метафорическое осмысление сущности и смысла происходящего вокруг человека и результаты осознания его самого, роли и значения в общей системе мироздания. К концептам можно отнести разнородные ментальные образования. Еще более сложен поэтический концепт как разновидность художественного, где связь с реальной действительностью непрямая, законы логики часто нарушены, а субъективные и эмоциональные компоненты преобладают над рациональными.

Концепты природы в поэтической картине мира У. К. Брайанта, как правило, являются сложными многослойными образованиями. Внешний слой содержит в себе множественные красочные ментальные образы и представления, навеянные созерцанием природы. Однако тактика описания и созерцания не является ведущей для У. К. Брайан-та. Особое значение для него имеет внутренний слой концепта, наполненный отвлеченными идеями и абстракциями. Образы природы не являются конечной целью мышления поэта, он их использует как сложные символы, как единицы иносказательного образного языка, с помощью которых пытается передать глубинный, не обнаруживаемый явно план содержания. Если внешний слой поэтического концепта заполнен простыми чувственно воспринимаемыми картинами, основанными на зрительных и слуховых представлениях, окрашенных эмоциями, то внутренние слои концепта связаны с использованием абстрактного уровня мышления, приводящего к выражению отвлеченных идей, морали, ценностей, изложению жизненных позиций и убеждений. Природа в данном случае выступает в роли особого коммуникативного средства (формы, знака) речемыслительной деятельности поэта.

Исследование образов природы с помощью элементов количественного анализа

Поэтические концепты - образы природы - как ментальные образования в художественном мире автора явственно предстают перед нами посредством изучения «частотного тезауруса языка писателя» [Гаспаров, с. 125]. В этом смысле они рассматриваются как конструкции, репрезентируемые в языке определенными лексемами, транслирующими конкретно-чувственные представления. Ставя перед собой задачу исследования концептуального содержания поэтических произведений У. К. Брайанта, мы обратились к методу изучения частотного словаря поэта. Нами был проанализирован лексический состав его стихотворений. Для этого использовалась программа AntConc, позволяющая работать со специально созданным корпусом, отвечающим конкретным целям текущей работы. В нашем случае был создан корпус стихотворений поэта, содержащий 138 стихотворений, состоящих более чем из 49000 слов. Выявлялись наиболее частотные лексические единицы как отражающие значимые компоненты концептуальной картины мира поэта.

Прежде всего, анализу подверглись существительные и субстантивные прилагательные с частностью от 154 до 10 употреблений. Указанные части речи анализировались одновременно, поскольку в английском языке они нередко имеют одну форму. Выбранные границы частоты употребления обусловлены следующим: 154 - наибольшая выявленная частотность, а слова с частотностью ниже 10 оказываются в достаточном отдалении от ядерной части поэтического лексикона писателя. При ранжировании лексем по частоте возникли некоторые трудности, связанные со сложностями вербализации концептов. Опора на слова как формы не позволяет в полной мере исследовать содержание концепта, поскольку ментальные образы и представления не всегда прямо связаны с определенными вербальными знаками. Концептуальное исследование, в основе которого лежит метод выявления частотности, должно ориентироваться не на слова, а на их значения. Разные по форме лексемы могут передавать одинаковое (или достаточно схожее) концептуальное содержание: ветер в творчестве У. К. Брайанта, например, принимает словесные формы wind(s), gale, breeze, zephyr(s), air(s). В. В. Карасик указывает

на то, что «невозможно зафиксировать все языковые средства выражения концепта» [Карасик 2004, с. 130]. С другой стороны, «языковые средства своими значениями передают лишь часть концепта, что подтверждается существованием многочисленных синонимов, разных дефиниций, определений и текстовых описаний одного и того же концепта» [Болдырев 2001, с. 40]

Однако рассматриваем ли мы слова как формы или подсчитываем частотность значений слов в синонимических рядах, в стихотворениях У. К. Брайанта количественно преобладают существительные и субстантивные прилагательные, обозначающие структурно-образующие компоненты природы.

В списке ключевых слов корпуса, выявленных с помощью используемой нами программы, первым существительным является earth 'земля' с частотой 154 употреблений. В то же время, если анализировать не лексемы, а значения, концептуальные образы, которые стоят за лексемами, то обнаруживается, что представление о земле также вербализуется с помощью слов ground 46, land(s) 47 (37+10), world 61, что повышает конечную цифру частотности концепта «земля» до 308 единиц.

На втором месте находится представление о небе в различных словесных выражениях со следующими показателями: heaven(s) 87 (78+9) + firmament 10 + sky(ies) 99 (70+29) + vault(s) 3 (2+1) + sphere(s) 10 (6+4) + vast cerulean hall 1= 210. Следующую строчку в этом случае занимают образы леса: wood(s) 98 (34+64) + woodland(s) 12 (10+2) + forest(s) 54 (43+11) = 164. Но вместе с рощами (перелесками) и чащами цифра способна вырасти еще: grove(s) 37 (12+25), thicket(s) 13 (11+2) повышают частотность до 214 лексических единиц, помещая древесные насаждения в центр мира и делая их центральным компонентом природы в представлении автора; а с добавлением в эту группу деревьев - tree(s) 60 (23+37), общее количество лексем со схожим значением способно достичь 274 единицы. В то же время, если в данный синонимический ряд внести частотную сень деревьев (shade), то древесные насаждения становятся самым значимым элементом природы. Важность леса как поэтического концепта для У. К. Брайанта подтверждается строчками стихотворения «A Forest Hymn» / «Гимн лесу»:

The groves were God's first temples. - Рощи были первыми храмами

Бога.

Ключевые образы стихотворений У. К. Брайанта, которыми являются небо, земля и леса, дополняют цветы с их частотным упоминанием: flower(s) 98 (31+67) + blossom(s) 39 (14+25) = 137. Вместе с видовыми названиями цветочных растений цифра оказывается намного большей.

Изучив частотность слов в синонимических рядах, передающих те или иные образы, можно сделать вывод о том, что поэтическая картина мира автора вращается вокруг ключевых точек, своеобразных координат в системе видения мира, в роли которых выступают небо, земля, леса (деревья) и цветы. Они являются основными компонентами концептосферы «Природа».

Результаты, полученные в ходе проведения корпусного исследования лексики, говорят о том, что большое значение У. К. Брайантом уделяется также некоторым природным стихиям. Обнаруживается многократное упоминание ветра: wind(s) 113 (57+56) + breeze(s) 20 (13+7) + gale(s) 9 (5+4) + zephyr(s) 3 (2+1) + air(s) 20 (2+18) = 165, и света: light(s) 109 (101+8), вместе с sunshine 17 показатель составляет 126. При подсчете частотности образов света вскрылась проблема наличия омонимии, типичная при работе с корпусами. В процессе анализа конкорданса из итоговой цифры были исключены случаи со значением слова light как 'легкий' (light winds, light clouds). Можно сделать вывод, что стихии ветра и света, согласно представлениям У. К. Брайанта, являются движущими силами природы, в которых заключено ее дыхание и проявлена жизненная сила.

Вывод о важности природы в поэтической картине мира поэта следует также из анализа частотности упоминаний цветовых оттенков в его стихотворениях. Наиболее часто встречается слово зеленый как цвет, символизирующий природу, в современном языке получивший новое значение, связывающее его с экологией и окружающей средой, имеющее метафорическое расширение 'природно-первозданный'. Ранжированный по частоте список упоминаемых поэтом цветовых оттенков выглядит следующим образом:

зеленый: green 93 + verdant 4 + verdure 7 + emerald 1 = 106

белый: white 70

сине-голубой: blue 53 + azure 5 + cerulean 2 + sapphire 1 = 61

красный: red 34 + ruddy 13+ scarlet 4 = 51

желтый: yellow 12 + gold(en) 34 (12+22) + saffron 1 = 47

коричневый: серый: малиновый: черный:

brown 21 + russet 4 = 25 grey 25

crimson 18 + cherry 1 + roseate 1 = 20 black 18+ jetty 2 = 20

серебристый: silver 18

пурпурный: purple 7

Из списка видно, что в языке поэта помимо зеленого цвета green (растительность), частотны другие природные цвета: белый white (свет, солнечный свет), синий blue (небо).

Однако стоит отметить сложность группировки слов, обозначающих цвет, в синонимический ряд, связанную с репрезентацией цвета как определенного представления, концепта. Следует указать на известную размытость границ выделенных групп, причиной чему является наличие возможных «переходных» оттенков цвета, когда один цвет может входить одновременно в разные группы (серебристый: белый и серый), отсутствие полной идентичности синонимов (красный и алый не являются равнозначными оттенками, а золотистый и шафрановый представляют собой гипонимы желтого). Тем не менее небольшая разница, улавливаемая при восприятии оттенков цвета, часто игнорируется при его номинации, что может приводить даже к многозначности слов (blue: синий и голубой, red: красный и рыжий). Можно констатировать факт наличия условной, не однозначной, связи лексического знака с элементом реальности, из чего вытекает вывод о существовании некоторой рассогласованности концептуальных представлений и инструментов их материальной вербализации. Такая рассогласованность обнаруживается не только при анализе цветовых представлений, но также и других простых и сложных ментальных образов. Таким образом подтверждается мысль о том, что концепт не вполне дискурсивен по своей природе. Пытаясь ранжировать упоминаемые представления по частотности, мы столкнулись с проблемой определения границ синонимических рядов при подсчете, например, частотности образа поля: необходимо решить вопрос, являются ли взаимозаменяемыми в поэтическом мышлении слова поле (field), луг (meadow), долина (valley), дол (vale), равнина (plain). Очевидно, данные слова не являются синонимами в научной картине мира, в художественном же восприятии природы разница между ними не так существенна. В поэтическом мышлении различение объективных

характеристик компонентов природы менее важно, чем в научном, поэтому построение длинных синонимических рядов для репрезентации одного концепта можно считать правомерным. «Художественный мир всегда несет в себе больше, чем просто изображение фикцио-нального и фактуального миров» [Миловидов 2003, с. 154-155].

Далее приводится составленный в ходе изучения словаря поэта частотный список некоторых ключевых образов, выраженных существительными и субстантивными прилагательными. Большая их часть непосредственно связана с природой, и только незначительная - с человеком как ее элементом, либо с природными процессами:

земля earth 154 + ground 46, land(s) 47 (37+10) + world 61 = 308

лес wood(s) 98 (34+64) + woodland(s) 12 (10+2) + forest(s)

54 (43+11) + grove(s) 37 (12+25) + thicket(s) 13 (11+2) = 214 + деревья - tree(s) 60 (23+37) = 274 + сень деревьев - shade(s) 66 (47+19) = 340

небо heaven(s) 87 (78+9) + firmament 10+ sky(ies) 99 (70+29) + vault(s) 3 (2+1) + sphere(s) 10 (6+4) + vast cerulean hall 1 = 210

ветер wind(s) 113 (57+56) + breeze(s) 20 (13+7) + gale(s) 9 (5+4) + zephyr(s) 3 (2+1) + air(s) 20 (2+18) =165

день day(s) 142 (109+33)

цветы flower(s) 98 (31+67) + blossom(s) 39 (14+25) = 137

свет light(s) 109 (101+8) + sunshine 17 = 126

ручьи stream(s) 63 (38+25) + streamlet(s) 4 (3+1) + brook(s) 21 (10+11) +

rill(s) 9 (5+4) + rivulet(s) 16 (14+2) = 113 жизнь life 96 сердце heart 90 (76+14) любовь love 87 солнце sun(s) 81 (76+5) горы mountain(s) 71 (49+22) + upland 4 = 75 птицы bird(s) 57 (35+22)

Бог God 45 + Power 3 + Almighty (One) 4 + Deity 1 + Creator 1 +

All 1 + He 1= 56 вода water(s) 55 (13+42)

Замыкают ядро концептосферы «Природа» представления о полях (field(s) 45 (16+29)), облаках (cloud(s) 45 (19+26)), скалах (rock(s)

45 (21+24)), звездах (star(s) 41 (21+20)), холмах (hills 36 + hillock 1 + knoll 3), долинах (valley(s) 22 (12+10) + vale 17 = 39) и др.

Образы природы как сложные семиотические знаки в художественном языке автора

Однако для У. К. Брайанта вербализация чувственных представлений о природе, запечатление ее образов в стихотворном произведении не является главной целью. По мнению А. А. Потебни, образы есть средства сокращения умственных усилий, это «заместители тех масс мыслей, из которых они возникли» [Потебня 1976, с. 520]. Образ природы можно рассматривать как знак, замещающий содержание мысли подобно тому, как языковой знак-слово замещает денотат или референт. По этому поводу Г. О. Винокур писал: «Основная особенность поэтического языка как особой языковой функции как раз в том и заключается, что это "более широкое" или "более далёкое" содержание не имеет собственной раздельной звуковой формы, а пользуется вместо неё формой другого, буквально понимаемого содержания. Таким образом, формой здесь служит содержание. Одно содержание, выражающееся в звуковой форме, служит формой другого содержания, не имеющего особого звукового выражения». [Винокур 1991, с. 28].

Образы природы в поэзии У. К. Брайанта выступают в роли своеобразных семиотических знаков-символов, которые указывают на отвлеченные идеи высокого порядка, конструируемые в духовной деятельности человека. Небо в поэтическом тексте может выступать символом вечности, чистоты, могучей силы; солнце - символом счастья и т. д. По мнению А. Г. Шейкина, символ — это «материальный или идеационный культурный объект, выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе как знак, значение которого является конвенциональным аналогом значения иного объекта» [Шейкин 1998, с. 199-200].

Образы природы как символы могут носить универсальный или этнокультурный характер. У. К. Брайант часто упоминает, например, неактуальное для русской поэтической картины мира дерево бук/ beech (встречается в 3,5 раза чаще березы). В его стихотворениях мы обнаруживаем не известных нам, но характерных для Северной Америки птиц - red-birds/красных кардиналов. Их можно рассматривать как некий символ континента, поскольку слово redbirds прочно вошло

в ономастический слой американской лексики: данное имя имеют многие населенные пункты в различных штатах, звукозаписывающая компания, вагоны Нью-Йоркского метро, красный кардинал - талисман одной из средних школ. Образы природы как этнокультурные символы заслуживаются отдельного всестороннего исследования.

Если рассматривать образы природы в творчестве У. К. Брайанта как ключи, открывающие дверь к разным ментальным идеям и смыслам, содержащимся не на периферии концептов, а в их глубинной структуре, то нам становится доступным следующее содержание, имеющее для поэта большое значение.

Природа (леса, поля, облака и т. д.) выступает воплощением красоты и представляет собой квинтессенцию прекрасного. Автор, любуясь цветущими майскими пейзажами, произносит, например, следующее: My heart was touched with joy / At so much beauty, flushing every hour / Into a fuller beauty - в моем сердце поселилась радость при виде такой красоты, и она открывалась мне все больше с каждым часом. The old man's counsel.

Для У. К. Брайанта природа также является образцом совершенства. Описывая ее картины, он часто прибегает к словам, обозначающим чистоту и непорочность: the unsinning earth - совершенная земля; the sinless plants and breathing things - безупречные цветы и живые существа; небо для него - seats of innocence and rest - место, где царят чистота и покой; пейзажи - innocence and peace - возвышенные и мирные; works ofGod - творения Бога, обнаруживаемые в природе, в видении поэта предстают sinless -чистыми и непорочными.

Другой философской категорией, раскрываемой с помощью образов природы, является Бог. Как уже указывалось выше, упоминание Бога частотно в стихотворениях поэта, а способы его номинации многочисленны (7). Бог, создав природу, растворился в ней, дав основание метонимическому тождеству: природа - это Бог, а Бог - это природа. Автор, гуляя по лесу, обращается к Богу: but thou art here - thou fill 'st the solitude (ты здесь, ты растворен в этой тишине).

Неотъемлемая характеристика и принцип существования живой природы для У. К. Брайанта - свобода. В его стихотворениях были обнаружены 44 слова free вместе с их дериватами, 9 слов liberty. Большая часть из них имеет отношение к природе: free heaven - свободное небо, this is freedom! - these pure skies - это свобода! - эти чистые

небеса, free mountain air - свободный горный ветер, yon free hilltops -свободные холмы, the free wind's breath - дыхание свободного ветра, the mountains ... proclaim the everlasting creed of liberty - горы - место обретения вечно желанной свободы -free stray the lucid streams - прозрачные реки текут свободно.

Также для поэта образы природы являются компонентами языка, повествующего о текучести времени и изменчивости мира. Например, У. К. Брайант посвящает стихотворение убывающему месяцу (The waning moon), используя его как символ тленности и конечности земного бытия. Наблюдая за жизнью природы, для него становится очевидным, что all is gone - all (все проходит - все), он замечает the speed with which our moments fly (скорость, с которой летят мгновения) и bright and dark, but rapid days (скорость, с которой тают как счастливые, так и печальные дни).

Но несмотря ни на что, природа для У. К. Брайанта является источником подлинного безусловного счастья. Он пишет о ветрах, которые шумят повсюду и несут с собой невыразимую радость: airs, that wander and murmur round, bearing delight where 'er ye blow! Природа помогает поэту обрести покой и радость: It is sweet To linger here, among the flitting birds And leaping squirrels, wandering brooks, and winds That shake the leaves, and scatter, as they pass, A fragrance from the cedars -Как хорошо здесь среди перелетающих с ветки на ветку птиц, скачущих по земле белок, журчащих ручьев, где ветер шелестит в листве и разносит повсюду смолистый запах кедра.

Заключение

Результаты исследования поэтической концептуальной картины мира У. К. Брайанта свидетельствуют о том, что образы природы в ней занимают центральное место. Исследование концепта, основанное на изучении частотности, продуктивно в том случае, если оно опирается не на анализ и подсчет слов как языковых форм, а на анализ их значений. В этом случае в поле зрения исследователя попадает развернутый синонимический ряд. Однако существуют сложности с определением правомерности отнесения того или иного слова к выбранному синонимическому ряду и сложности с установлением его границ. В то же время поэтическая картина мира представлена значительной семантической полиморфностью слов, входящих в синонимический ряд,

что связано с тем, что поэтический концепт слабо детерминирован рациональными принципами объективной действительности. Вместо этого в нем преобладают эмоциональные, метафорические компоненты, сложные конструкты сознания, приводящие к семантическому сдвигу и смешению.

Поэтический концепт У. К. Брайанта многослоен. Чувственный образ, который содержится в наружном слое, может выступать одновременно и сложным знаком, обозначающим идеи более высокой степени абстракции, выражать философские значения и передавать отвлеченные понятия. Образ может функционировать как символ. С помощью языка образов природы У. К. Брайант раскрывает такие философские категории как категория красоты, совершенства, Бога, счастья, изменчивости мира и текучести времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Болдырев Н. Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы

когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001. С. 25-36. Винокур Г. О. Понятие поэтического языка. О языке художественной литературы. М. : Высшая школа, 1991. 448 с. Гаспаров M. Л. Художественный мир писателя: тезаурус формальный и тезаурус функциональный // Проблемы структурной лингвистики. М. : Наука, 1988. С. 125-137.

Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. 2-е изд. М. : Гно-зис, 2004. 390 с.

Миловидов В. А. Введение в семиологию. Тверь : Твер. гос. ун-т (ТГУ), 2003. 176 с.

Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М. : Искусство, 1976. 613 с. Шейкин А. Г. Символ / Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб. : Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. Т. 2. 446 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.