6. Hachmafova Z.R. Zhenskaya yazykovaya lichnost' v hudozhestvennom tekste (na Materiale russkogo i nemeckogo yazykov). Avtoreferat dissertacii ... doktora filologicheskih nauk. Stavropol', 2011.
7. Vorkachev S.G. Lingvokul'turologiya, yazykovaya lichnost', koncept: stanovlenie antropocentricheskoi paradigmy v yazykoznanii. Filologicheskie nauki. 2001; 1: 64 - 72.
8. Varlamova O.N. Rechevoj portret zhenschiny v social'no-relevantnoj roli materi (na materiale francuzskogo i russkogo yazykov): Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Krasnoyarsk: SFU, 2017.
9. Alysheva Yu.S. Rechevoj portret sovremennogo politicheskogo lidera. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Volgograd, 2012.
10. Gafarova A.S. Rechevoj portret: sociolingvisticheskie harakteristiki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Tver', 2006.
11. Golubeva I.V. Fragment rechevogo portreta sovremennoj zhenschiny (na materiale kachestvenno-kolichestvennogo analiza konstrukcij, oslozhnyayuschih strukturu prostogo predlozheniya). Izvestiya Volgogradskogo pedagogicheskogo universiteta. 2012; Vyp. 6; T. 70: 54 - 57.
12. Ivancova E.V. Problemy formirovaniya metodologicheskih osnov Lingvopersonologii. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Filologiya. 2008; 3 (4): 27 - 43.
13. Mamaeva S.V. Rechevoj portret kollektivnoj yazykovoj lichnosti shkol'nikov 5 - 7-h klassov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Samara, 2007.
14. Evtyugina A.A. Dinamika normy russkogo yazyka. Russkijyazyk v dialoge kultur: materialy mezhdunar. nauch. konf.: v 3-h ch. Nauch. red. L.V. Kovaleva; Voronezh. gos. arh.-stroit. un-t. - Voronezh, 2010; Ch. 1: 194 - 198.
15. Belyaevskaya E.G. Teoriya yazykovoj lichnosti i kognitivnaya lingvistika. Yazykovaya lichnost': Aspekty izucheniya: sbornik nauchnyh statej pamyati chlena-korrespondenta RAN Yuriya Nikolaevicha Karaulova. Pod redakciej Ruzhickogo I.V. i Potemkinoj E.V. Moskva: MAKS Press, 2017: 34 - 46.
Статья поступила в редакцию 20.02.19
УДК 81
Yerkina V.I., postgraduate, Department of National Philology and Journalism, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia),
E-mail: [email protected]
IMAGES OF THE POETS OF THE "SILVER" CENTURY IN A.VARLAMOV'S NOVEL "THOUGHTED WOLF" AND THEIR CHARACTERISTICS IN THE CONTEXT OF NITHSHEAN PHILOSOPHY. The article is dedicated to the novel "Thoughted Wolf" by Alexei Varlamov. The influence of F. Nietzsche's creativity on the moral and spiritual values of the Russian people in the 20th century is considered, in particular, the influence of Nietzsche's philosophy on the work of the writers of the Silver Age. For an example, the work of M. Prishvin is considered. In the context of the novel, Prishvin's relationship with the teacher of history and geography, the critic V. Rozanov and the attitude of V. Rozanov to the philosophy of "Nietzscheanism" are analyzed. Further, the article discusses the images of heroes that coincide with the real historical figures of M. Prishvin and V. Rozanov, and considers the attitude to the Nietzsche philosophy of literary heroes. At the end of the article, a conclusion is drawn about the destructive influence of the "Nietzscheans" on the worldview of the Russian intelligentsia, and later on as a whole on Russian society.
Key words: Nietzsche's philosophy, Silver Age, image of hero, image of people, author's position.
В.И. Еркина, аспирант каф. отечественной филологии и журналистики, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»,
г. Армавир, E-mail: [email protected]
ОБРАЗЫ ПОЭТОВ «СЕРЕБРЯНОГО» ВЕКА В РОМАНЕ А.ВАРЛАМОВА «МЫСЛЕННЫЙ ВОЛК» И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА В КОНТЕКСТЕ НИЦШЕАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Статья посвящена исследованию романа Алексея Варламова «Мысленный волк». Рассматривается влияние творчества Ф. Ницше на морально-духовные ценности русского народа в 20 веке, в частности, влияние философии Ницше на творчество писателей Серебряного века. Для примера рассматривается творчество М. Пришвина, в частности его автобиографический роман «Кащеева цепь». В контексте романа анализируются взаимоотношения Пришвина с учителем истории и географии, критиком В. Розановым и отношение В. Розанова к философии «ницшеанства». Далее, в статье рассматриваются образы героев, совпадающие с реальными историческими личностями М. Пришвина и В. Розанова, и рассматривается отношение к философии Ницше у литературных героев. В статье делается вывод о губительном влиянии «ницшеантсва» на мировоззрение русской интеллигенции, а в дальнейшем в целом на русское общество.
Ключевые слова: философия Ницше, Серебряный век, образ героя, образ народа, авторская позиция.
Эпоха Серебряного века в русской литературе связывается с эпохой модернизма. На рубеже веков происходили глубокие перемены в понимании основ жизни. Изменилось отношение к понятиям добра и зла, жизни, смерти, любви. Модернизм ставил под сомнение все, что было незыблемо: религию, добродетель, право. В русской литературе эпоха модернизма развивалась параллельно с расцветом популярности философии Ницше. К концу первого десятилетия начала 20 века в русской литературе можно было насчитать более ста монографий и статей о немецком философе. Многие писатели серебряного века оказались под влиянием философии Ницше. Однако, как заметил, русский мыслитель Николай Бердяев, Россией было в первую очередь восприняты не те идеи могущества аристократической расы, не стремление к безграничной власти, а антирелигиозные идеи. В Ницше в России увидели пророка и «человека судьбы», как он сам называл себя.
Среди многих философов и критиков, увлекшихся творчеством Ницше, оказался В.В. Розанов. Д. Мережковский в своей книге «Л. Толстой и Достоевский» замечает сходство антихристианских идей Ницше и Розанова, затем целая плеяда мыслителей подхватывает эту мысль: К.И. Чуковский, А.А. Измайлов, Глинка А. В открытом письме к Розанову Чуковский упоминает о комментарии С.Н. Бердяева, который назвал Розанова «врагом Христа страшнее Ницше». Помимо Розанова среди приверженцев Ницше, оказался М. Пришвин, судьба которого несколько раз тесно переплеталась с судьбой Розанова. Пришвин так же, как и Розанов увлекся нигилистическими, антихристианскими идеями немецкого философа. Свое знакомство с творчеством Ницше, Пришвин художественно описывает в автобиографическом романе «Кащеева цепь», которая, по мнению самого автора, являлась «очерком всей жизни» Кащеева цепь [1].
В ней главный герой Михаил Алпатов в книге Ницше «Так говорил Зарату-стра» открывает для себя «настоящее знание». После прочтения «По ту сторону добра и зла» главный герой лишь укореняется в своих убеждениях относительно ограниченности и старомодности гуманистической морали и утопичности мыс-
лей о равенстве социальных сословий. Более того, в романе «Кащеева цепь» Алпатов столкнется с героем, в котором можно разглядеть зачатки «сверхчеловека», обуреваемого желанием «всевластия» и отбрасывающим для этого все морально-духовные принципы, студентом, мечтающим о революции, Амбаро-вым. В дальнейшем Пришвин найдет все признаки «сверхчеловека» в большевиках, которые в борьбе за власть ни перед чем не останавливались, проявляя «нечеловеческую», «звериную» сущность. Пришвин сравнивал ницшеанство со светом метеора, летящим в атмосфере, а «сверхчеловека» с самими метеором -«неудачником», который сгорал сам ради счастья других [2, с. 992]. И все же к середине 20-х годов 20 века, Пришвин пришел к мысли о губительности страшных ницшеанских идей. Для Миши Алпатова он желает спасения от пути, который наполнен жестокостью и насилием «сверхчеловека», пути «обратного пути Ницше».
Пришвина и Розанова объединяло не только увлечение идеями Ницше.
Их совместная история берет свое начало в 80-х годах 19 века, в Елецкой гимназии, где происходит конфликт между учителем географии и истории В. Розановым и шестнадцатилетним учеником М. Пришвиным, который оскорбил своего учителя. Розанов обиды не стерпел и сделал, все возможное, чтобы наказать дерзкого юношу. Розанов, в целом, был человеком вспыльчивым, и осознавал, что профессия учителя ему не подходит. «В каждом часе, в каждом повороте -"учитель" отрицал меня, "я" отрицал учителя. Было взаиморазрушение "должности" и "человека". Что-то адское [3, с. 22 - 23]. Возможно, Розанову и стоило отнестись к выходке дерзкого ученика более снисходительно, особенно учитывая, что в гимназии у него самого были проблемы с дисциплиной и сложные отношения с директором гимназии, да и в целом, он «всегда был "коноводом" (против начальства, учителей, особенно против директора) [3, с. 55]. Пришвина исключили из гимназии, что нанесло огромную душевную рану мальчику и оставило след на всю жизнь, со слов самого Пришвина. Этот неприятный инцидент положил начало необычным отношениям Розанова и Пришвина.
В романе А. Варламова «Мысленный волк», есть много героев, в которых легко можно угадать исторических личностей, таких как Григорий Распутин, Илио-дор Труфанов, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский. Особое место в романе занимают два героя: учитель философии в гимназии господин Р-в, в котором легко можно узнать В. Розанова, и его ученик, в дальнейшем писатель, Павел Матвеевич Легкобытов. В романе история отношений этих личностей начинается с такого же инцидента, как и в действительности.
Легкобытов, будучи юношей с непростым характером, надерзил своему учителю философии. Конфликт был спровоцирован неоднозначным отношением ученика к педагогу. Незадолго до конфликта, Р-в спас Павла от исключения из гимназии. Исключение грозило Легкобытову за глупую, детскую выходку - попытку побега в Австралию вместе с друзьями-гимназистами. Эта ситуация, по некоторым источникам, так же имела место быть в реальной жизни. С того момента Легкобытов стал по-особенному смотреть на Р-ва, «будто прозревал в нем тайное знание» [4, с. 62]. Р-в заметил такой интерес со стороны мальчика, но растолковал его с негативной стороны, и юноша стал его раздражать, что и явилось причиной их столкновения. Павел стремился найти в педагоге путеводителя и наставника, а Р-в, раз и навсегда постарался оборвать все связующие их нити, сделав все возможное, чтобы мальчика исключили. Дальнейшая судьба героев романа также эпизодически отражала действительные отношения В. Розанова и М. Пришвина.
В «Мысленном волке» после исключения Павел Легкобытов живет мечтою о раскаянии своего учителя и делает все, чтобы Р-в его заметил и признал в нем талант. В то время как Р-в тайно обвенчался с вдовой священника (в действительности с вдовой учителя гимназии), переехал в Петербург, познакомился с Димитрием и Зинаидой (Мережковским и Гиппиус), образовал с ними литературный «тройственный союз» (Религиозно-философское общество), начал активно печататься и его карьера стремительно пошла вверх, Легкобытов словно идет «след в след» за своим бывшим учителем. Жизнь Павла Матвеича идет своим чередом:
«Этот кто-то женился на замужней и рожал с нею беззаконных детей, ходил к сектантам и искал у них правды, писал про эрос и танатос, про темного и светлого бога, корчил обезьяньи рожи и в каждой гостиной самозванно кликал Р-ва своим литературным опекуном, намекая на какие-то особые их отношения, а у философа не было ни сил, ни желания эти сказки опровергать.» [4, с. 68]. Признание Р-ва Легкобытов так и не получит. Когда столь долгожданная встреча состоялась, и Павел Матвеевич показал Р-ву свои литературные сочинения, Р-в, вопреки всеобщим ожиданиям, отверг бывшего ученика, сказав при этом, что ничего из него не вышло. В дальнейшем, в романе Легкобытов сможет расквитаться с гордым философом, и даже повлияет на решение об изгнании Р-ва из литературного «тройственного союза», который сам Р-в и основал. Сложные отношения между двумя героями пришли к закономерному концу. Началом же таких разногласий, по мнению Р-ва, явилась философия Ницше, популярная в то время среди интеллигенции и оказывающая особое влияние на неокрепшие умы талантливых, но еще несостоявшихся юношей: студентов, гимназистов, начинающих писателей, критиков и мыслителей. Но если о
Библиографический список
говорить о реальном Пришвине, то влияние Ницше на его творчество и образ мыслей бесспорно, с литературным Легкобытовым все не столь однозначно. Некоторые диалоги подтверждают, что губительные для всякого русского человека идеи Ницше наложили свой отпечаток на характер и творчество писателя, некоторые, наоборот, отвергают.
Легкобытов, описывая характер русского народа, отзывается о русских крестьянах, как о неучах, бездельниках, пьяницах, жуликах и убийцах, единственным достоинством которых является «умение хоронить». Вера для русского человека, по его мнению, нужна для исполнения желаний, священник выполняет функции шамана, о глубокой истинной вере не может быть и речи. Царь слишком слаб, для управления страной, для наведения порядка необходима сильная власть. Все эти идеи имеют «ницшеанские корни». В этом диалоге Легкобытову противостоит инженер Комиссаров, который выступает в роли защитника России и всего русского. В другом же диалоге именно Комиссаров высказывает мысли сходные с идеями Ницше. Василий Христофорович говорит о несовершенстве человеческой природы, о неизбежности появления новой «сверхчеловеческой» природы, которая заменит предыдущую, в результате чего на земле настанет «подлинное Царствие Небесное, которое жрецы христианства хотели у нас украсть» [4, с. 117]. Далее, Комиссаров подвергает критике религию, говоря о том, что это ложный путь, уводящий от истинной цели. Апогеем в диалоге становится мысль Комиссарова о необходимости замены природы техникой, так как природа - самый главный враг человека. В этом разговоре Легкобытов наоборот, выступает противником перемен и защитником обычного устройства мироздания, и настаивает на том, что «человек должен помнить свое звание, и не лезть куда его не зовут». Таким образом, можно проследить амбивалентность личностей героев романа Алексея Варламова «Мысленный волк».
Слова «Это все Нитщ!», горестно сказанные учителем философии Р-вым, являются ключевыми, если характеризовать идейное содержание эпохи Сере-брянного века. Проникнув сначала в умы интеллигенции, страшные антихристианские, антиморальные идеи Ницше стали распространятся среди простого рабочего народа, убивая в русском человеке саму его христианскую суть: мораль, стыд, милосердие и любовь к ближнему.
«Никакому злодею, вору и душегубу, никакому ненавистнику России не удалось так глубоко пролиться ядом в русское сознание, увлечь своим безумством и подготовить плацдарм, на который высадился из мертвой головы Федерико Нитща, вылез из черепа безумного тевтонца через пустые глазницы, уши, ноздри и рот зверь, умевший одновременно быть особью и стаей, сжиматься до размера микроба и возрастать до бегемота, самый страшный завоеватель, который когда-либо приходил на русскую землю, - вылез и замер от восхищения»... » [4, с. 236].
На основе проведённого исследования, можно уверенно сказать, что философия Ницше оказала пагубное влияние на сначала на идеологию русской интеллигенции, постепенно распространившись и среди рабочего класса, разрушая христианские ценности, присущие русскому народу, что в дальнейшем оказало существенное влияние на ход российской истории.
1. Чуваков В. Вместо преамбулы. Available at: http://prishvin.lit-info.ru/prishvin/proza/kascheeva-cep/chuvakov-vmesto-preambuly.htm_
2. Пришвин М.М. Дневники 1936 - 1937. Санкт-Петербург: Росток, 2010.
3. Розанов В.В. Литературные изгнанники. Книга первая. 2001: 22 - 23.
4. Варламов А. Мысленный волк. АСТ Москва.
5. Розанов В.В. О себе и жизни своей. Москва, 1990.
References
1. Chuvakov V. Vmestopreambuly. Available at: http://prishvin.lit-info.ru/prishvin/proza/kascheeva-cep/chuvakov-vmesto-preambuly.htm_
2. Prishvin M.M. Dnevniki 1936 - 1937. Sankt-Peterburg: Rostok, 2010.
3. Rozanov V.V. Literaturnye izgnanniki. Kniga pervaya. 2001: 22 - 23.
4. Varlamov A. Myslennyj volk. AST Moskva.
5. Rozanov V.V. O sebe i zhizni svoej. Moskva, 1990.
Статья поступила в редакцию 18.02.19
УДК 070
Lazutkina E.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia), E-mail: [email protected]
TYPOLOGY AND SPECIFIC OF THE GENRES AND TOPICS OF ORTHODOX ONLINE MASS MEDIA. The article presents the results of a study of the contents of modern Orthodox online mass media. There is no typology of Orthodox online media projects in science. The researchers suggest different criteria for typology. The author considers the main stages of the development of Orthodox mass media in Runet. The author offers the following criteria: purpose, media content features, themes and genres. Researchers will be able to analyze Orthodox mass media and predict their development based on a universal typology. The author identifies common forms of media content (depending on the media platform), genres (traditional, transformed Internet genres, specific) and topics of publications. In conclusion, the author points out a number of shortcomings of regional media projects (copying of media publications, lack of own analytics, lack of content adaptation to the Internet.). Regional Orthodox mass media need to develop and attract media specialists.
Key words: Orthodox online journalism, media content, media communication, online media, social media, media projects.
Е.В. Лазуткина, канд. филол. наук, доц., Астраханский государственный университет, г. Астрахань, E-mail: [email protected]