Научная статья на тему 'ОБРАЗЫ «ОБНУЛЕНИЯ» И «ОБНУЛИТЕЛЕЙ»: О ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ СИБИРСКОГО ПОЭТА ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВА'

ОБРАЗЫ «ОБНУЛЕНИЯ» И «ОБНУЛИТЕЛЕЙ»: О ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ СИБИРСКОГО ПОЭТА ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мутация власти / образы власти / «обнуление» ценностей / mutation of power / images of power / "nullification" of values

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Е.П. Каргаполов, М.И. Абдыжапарова, Т.В. Федосова

В статье исследуются общественные проблемы, освещенные поэтом Владимиром Андреевым в его стихах. Авторы обращаются к примерам из истории России (период распада СССР, младодемократы России 90-х годов XX века) и проводят анализ того, как в работах В. Андреева описаны образы современной теневой антигуманной власти в ее разнообразных проявлениях, раскрывают ее суть, которая заключается в разрушении и дегармонизации общества. По мнению авторов, революционные процессы, войны, пандемии, гендеризация есть результат деятельности «обнулителей» (термин В. Андреева). Они указывают на то, что только образованный человек способен вскрыть её суть и на вопрос о её способности управлять миром вместе с поэтом отвечают отрицательно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGES OF "NULLIFICATION" AND "NULLIFIERS": ON THE POLITICAL POETRY OF SIBERIAN POET VLADIMIR ANDREEV

This paper examines the social problems highlighted by the poet Vladimir Andreev in his poems. The authors turn to the examples from the history of Russia (the period of the collapse of the USSR, the Young Democrats of Russia in the 90s of the 20th century) and analyze how V. Andreev’s works describe the images of modern shadow inhumane power in its various manifestations and reveal its essence, which lies in the destruction and deharmonization of society. According to the authors, revolutionary processes, wars, pandemics, and genderization are the result of the activities of "nullifiers" (V. Andreev’s term). They indicate that only an educated person is able to reveal its essence, and the question of its ability to rule the world together with the poet is answered in the negative.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗЫ «ОБНУЛЕНИЯ» И «ОБНУЛИТЕЛЕЙ»: О ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ СИБИРСКОГО ПОЭТА ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВА»

ОБРАЗЫ «ОБНУЛЕНИЯ» И «ОБНУЛИТЕЛЕЙ»: О ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ СИБИРСКОГО ПОЭТА ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВА

Е.П. Каргаполов1, д-р пед. наук, профессор М.И. Абдыжапарова1, канд. филол. наук, доцент Т.В. Федосова2, канд. филол. наук, доцент

1Ханты-Мансийская государственная медицинская академия 2Горно-Алтайский государственный университет 1(Россия, г. Ханты-Мансийск) 2(Россия, г. Горно-Алтайск)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-10-2-129-134

Аннотация. В статье исследуются общественные проблемы, освещенные поэтом Владимиром Андреевым в его стихах. Авторы обращаются к примерам из истории России (период распада СССР, младодемократы России 90-х годов XX века) и проводят анализ того, как в работах В. Андреева описаны образы современной теневой антигуманной власти в ее разнообразных проявлениях, раскрывают ее суть, которая заключается в разрушении и дегармонизации общества. По мнению авторов, революционные процессы, войны, пандемии, гендеризация есть результат деятельности «обнулителей» (термин В. Андреева). Они указывают на то, что только образованный человек способен вскрыть её суть и на вопрос о её способности управлять миром вместе с поэтом отвечают отрицательно.

Ключевые слова: мутация власти, образы власти, «обнуление» ценностей.

Владимир Петрович Андреев (19472022), современный российский поэт и журналист, в своей поэзии использует верлибр, форму вольного стиха, которая сочетает стих и прозу. Для многих поэтов, литературоведов и литературных критиков, являющихся сторонниками рифмованного стихосложения, верлибр непонятен, труден и поэтому отвергается. Однако верлибр, как один из методов поэтического творчества, имеет право на существование и развитие. Верлибром написаны «Слово о полку Игореве», его использовали М. Лермонтов, А. Блок, В. Маяковский и другие русские и зарубежные поэты. В настоящее время таких поэтов становится все больше, они появились и в Сибири.

Одним из направлений творческих поисков Владимира Андреева выступает политическая поэзия, где ключевой темой является тема власти и связанные с ней темы родины и любви, Бога и духовности, сознания и самосознания. Им оставлены глубокие художественные образы власти вообще и, в частности, власти верховной, маленького человека, власти природы и времени. Ключевым противоречием вла-

сти как таковой, как отмечает поэт, выступают противоречия между властью выборной, официальной и законной, с одной стороны, и властью незаконной, теневой, но перехватившей власть у законной власти. Выборная власть находится под прицелом средств массовой информации, политических партий и общественных объединений, представителей искусства и литературы. Теневая же власть никем не избирается, никем не назначается, никем не контролируется, её пределы неизвестны и недоступны непосвященным. Эта власть "сама в себе", сама собой избранная и формируемая, но никому не подчиняющаяся. Однако этой власти подчиняется официальная, законная, выборная власть. Как бы мы не относились к "теневой власти", как бы мы её не называли ("всемирное правительство", власть "бизнеса", мистических организаций или "всемирного компьютерного вождя"), факт остается фактом - она в значительной степени управляет миром, регионами, государствами, людьми.

В данном исследовании проводится анализ трех произведений Владимира Пет-

ровича Андреева: «Эра нулей», «Метаморфозы победителей», «Им можно всё». В этих стихотворениях Владимир Андреев с помощью выразительных художественных средств создает яркие и глубокие образы власти. Разумеется, речь в стихотворениях идет о глобальной власти или её представителях, о власти искусственного разума:

Я знаю, ты не тот, кто обнуливает без сожаления громадные суммы достигнутых побед, пытаясь безумным предательством увековечить имя в похвальных речах и долгих проклятьях.

Это они, людишки - досадная белковая накипь, нолики меньше ноздрей крысёнка - в темноте злой гениальности нарезают скорбное счастье голодным рабам, якобы подражая твоему великодушью. («Эра нулей», Андреев 2013: 22)

Поэт называет представителей этой теневой власти "людишками", "ноликами", "белковой накипью", которые возвысившись своим сознанием и культурой над народами и человечеством в целом, стали из тени тайно управлять всеми и всем на планете ради своего возвышения. Они научились эффективно защищать себя, поскольку они находятся вне контроля со стороны закона, общества, избранной власти. По утверждению поэта, они - нарост на здоровом теле человечества, его культуры и цивилизации. Однако они не всесильны на "поле" законной, освещенной легитимностью власти, поэтому обречены править миром из темной стороны. И как только их деяния освещаются, эта власть теряет силу. Они способны на всё, как говорит поэт, не только побеждать, но и предавать, творить "добро и зло". Но их добро только для своих, таких же, никем не избранных, а, следовательно, это есть зло для всех остальных.

Какова же значимость их побед? Их попытки "увековечить себя" в речах и проклятиях безумны, ибо они не всесильны, они могут быть "обнулены" (как и все люди) главным "обнулителем" жизни на Земле - Солнцем. Поэтому, говорит Владимир Андреев, эти "людишки" - всего лишь "нолики меньше ноздрей крысенка". Они

находятся в тени "злой гениальности", ибо, если говорить о будущем существовании человечества, они не ведают, что творят, а может быть ведают, значит, творят сознательно, то есть совершают преступления против человека и человечности, при этом рядятся в одежды творцов лучшего мироустройства. Следовательно, они предатели человечества, истинные "обнулители" добра и нравственности на Земле, которая после их деяний будет пустыней, без людей, в том числе и без "обнулителей".

"Злая гениальность" несет в человечество и его культуру всеобщее разрушение, распад, разложение и, в конце концов, смерть всему человечеству. Это зло подается человечеству в "красивой упаковке" свободы, справедливости и прав человека. Эти "людишки" раздают счастье "голодным рабам". Это счастье не жизни, а существования. Они, вершители судеб людских, одаривают "скорбным счастьем", "якобы подражая" великодушию Солнца. В этом они обманываются. Главный нуль никогда не был, и никогда не будет великодушным. Ибо Солнце живет по законам Вселенной, Природы, а не по законам культуры и человечества, тем более, по понятиям этих "обнулителей"; оно расширяет пределы своего горения и придет время спалит всё, т.е. обнулит жизнь на Земле.

Насколько эти "земные правители", которые волею судеб вознесены неизвестно кем на вершину человеческой иерархии, посаженные на троны, способны управлять миром, гармонизировать мир? Поэт отвечает: не способны! Поэтому, как считает Владимир Андреев, эти троны "запретны для них", поскольку именно эти земные правители играют "миллионами судеб": бросают людей в голод, "топку" мировых и гражданских войн, конфликтов и революций, ввергают в неисчислимые страдания страны и народы. Преследуемая ими цель - либо обнулить конкурирующие экономики, либо разрушить государства, представляющие им угрозу, либо устранить угрозу своей власти. Трансгуманизм - это не развитие, а путь в никуда. Из размышлений поэта ясно, что эти "нолики" являются именно "друзьями сатаны", ибо

они превращают добро в зло, как образно пишет поэт "запросто превращающие белые струи добра / в черные стрелы зла"(!).

Эти "нолики" не преобразуют мир, культуру в позитивном смысле, не несут в себе духовность, а только обнуляют их, раскалывают мир, вносят раздор в умы людей, манипулируют их сознанием через инструменты легитимной власти. Ибо духовность всегда светла, чиста, несет гармонию и идею созидания в сознание людей. Своей деятельностью они обнуляют всё: семью, навязывая аборты, гендеры, однополые браки и воспитание детей; провоцируют войны и революции, где гибнут тысячи людей; обнуляют экономики, навязывают слабым странам опасные экономические реформы, в результате осуществления которых они становятся ещё беднее; обнуляют культуры, обнуляют человечество, создавая опасные схемы.

Владимир Андреев предвидит течение событий в глобальном масштабе на многие десятилетия вперёд; эра правления этих "ноликов" ещё не закончилась, а зло, творимое ими, не уменьшается, а разрастается. Поэт создает яркие образы этих людей: они родились без любви, это "цветы зла", "кратковременные друзья сатаны", их цель - делать зло людям. Их идеалы заключаются в том, чтобы ловчить, хитрить, ввергать их в хаос жизни. Поэт утверждает, что только любовь людей способна соединять, творить, являться мощным мотивом жизни и творчества на Земле.

"Обнулители" - самые настоящие "мутанты", как образно выражается Владимир Андреев в стихотворении "Им всё можно". Ряд мыслителей ищет и находит мутантов в народах, нациях и этносах, в простых, нищих и измождённых страданиями людях в процессах их деградации, то есть в нисхождении человечности в бесчеловечность, то есть во зло. Следует отметить, что мутация власти может быть как позитивная, так и негативная. Так, французский политолог И. Рамоне отмечает: "Повсюду происходят мутации власти: и в области международных отношений, в рамках общества. Это наблюдается как в масштабе отдельного государства, возможности правительства которого ослаблены, так

в семье, школе или на предприятии. Мы переживаем переход от авторитарных, иерархических, вертикальных форм к формам переговорным, сетевым, горизонтальным, более цивилизованным, но и более сложным" [2, с. 5]. И. Рамоне рассматривает мутации власти как позитивный процесс, но В. Андреев мутации власти считает процессом негативным, связанным с отчуждением власти от человека.

Владимир Андреев отмечает, что мутанты во власти деградируют намного раньше, чем эти процессы происходят в народе под влиянием каких-то социальных кризисов, катаклизмов, войн и революций. Они навязывает народу определенные стили поведения, которые расходятся с традициями, обеспечивающими выживаемость народу сотни и тысячи лет. Да и му-тируемые чиновники сами способствуют деградации простых людей (коррупция, карьеризм, предательство интересов народа и государства, стяжательство, получение из власти выгоды и пр.). Поэтому только традиционная, испытанная временем культура, может защитить народ, не дать власти мутировать, поставить её под контроль закона:

Мутантам, не признающим ни жалости, ни справедливости, как они признаются, ничего не стоит всех нас выбросить на берег, чтобы сгнив как можно скорее, превратились наконец-то в недостающую пищу и прекратили всё существование в образе придурковатых рыб.

(«Им можно всё», Андреев 2013 : 411)

Проявления мутации власти в целом, а также отдельных чиновников и правителей, мы ощущаем в отношении чиновников к простым людям, которые идут к ним за решением насущных проблем. Когда властные структуры отгораживаются от народа полицейскими и средствами электронного контроля и досмотра - это только начало мутации. Неэффективность своих решений они сваливают на народ, на чужих и чуждых, но не на себя. Как только чиновники разных уровней начинают мутировать, они начинают терять чувство жалости, благородства, честности, порядочности, скромности, справедливости,

чуткости к народным чаяниям. Они становятся жестокими, агрессивными, заносчивыми и нетерпимыми к мнению ниже их стоящими по социальной лестнице.

Эти "обнулители-мутанты" очень опасны для народов, культур, государств и мыслящих людей. Они не останавливаются в своих планах, пока не обнулят всё человечество, ибо мы, рабы, молчащие как рыбы, всё равно "опасны, оказывается, и такой форме жизни":

Кто они, земные правители миллионов судеб, вознесённые неизвестно кем на троны, запретные для них, - рождённые без любви дети богов или кратковременные друзья сатаны, запросто претворяющие белы струи добра в чёрные стрелы зла?

Под натиском нулей, а не значимых чисел, цивилизация в геометрической прогрессии ловчит и подличает перед истиной, выставляя иконы золотых телец место канонических святых. («Эра нулей», Андреев 2013 : 22)

В настоящее время идет натиск таких глобальных "обнулителей" в России. Для них существуют свои святые - это золотой телец и абсолютная власть. В результате, как говорит Владимир Андреев, " цивилизация (Евро-Атлантическая - прим. авторов) в геометрической прогрессии / ловчит и подличает / перед истиной". Для этого используются новые изощренные технологии, например, технологии "оранжевых революций", которые прокатились по арабскому миру, докатились и до Киргизии, Украины. "Обнулители" создают всё новые и новые реальности, философы их называют симулякрами или гиперреальностями, затем навязывают мировому сообществу. Через подконтрольные им СМИ говорят: вот настоящая истина и настоящее добро!

Благодаря своему экспансионистскому коду Евро-Атлантическая цивилизация навязывает модели обнуления всем странам и народам, особенно своим традиционным врагам, таким как, Россия, Китай, Индия и всем тем, кто против их моделей развития. На этом пути она не брезгует никакими средствами и технологиями. Их

основное оружие - ложь, подкуп чиновников, дезинформация народов, санкции против неугодных, создание симуляторов для других народов мира и навязывание их им, политика "двойных стандартов". "Людишки" отвергают традиционную культуру, предают свою родную цивилизацию, святость и духовность; они начинают всё рассматривать через призму интересов, выгоды и прибыли. Это элита культуры "граждан мира", а точнее культуры насилия, лжи, клеветы, войны, зла.

Владимир Андреев говорит, что наступила "эра нулей", в которой захлебнулся СССР, когда впустил в свое культурное пространство "ноликов" с Запада, которые взрастили "ноликов" внутри страны. Они сначала пытаются изменить сознание народов, лидеров и правящих элит стран через навязывание понятий и новых смыслов, затем подменяют ценности. Народы СССР и не заметили, как эти " беспринципные политики" позарились на золотого тельца, потеряли духовность и ввергли страну в перестройку и убили её.

"Нолики" разрушили политическую, экономическую, правовую, традиционную культуры народов, создававшуюся десятилетиями, вторглись в образование, науку, сферу семейных отношений, деформировали личность. По крайней мере, так рассматривается время 90-х г. ХХ века и начала XXI века. Владимир Андреев с болью описывает в своих стихотворениях трагические события 90-х гг. ХХ века. Так, в стихотворении «Метаморфозы победителей» поэт пишет о достижениях советских людей в освоении космоса, атома... Они бы создали ещё больше, если бы не сменилась власть и не пришли "младоде-мократы". Все перевернулось, "стало с ног на голову", говоря языком поэта - обнули-лось. Наступила трагедия: "обнуление" великой победы в сознании людей, особенно молодых:

Они первыми снарядили русского парня в первый внеземной полет и его глазами взглянули в бездну космоса, удивившись великой тайне.

Они сделали бы во сто крат больше, если бы их Вождь был бессмертным и на его место не пришли продажные болтуны, при

которых страна заболела душевной проказой, и всё встало с ног на голову!

Но даже и тогда не могло приснится в самом дурном сне, что доживут они до позорных дней, когда крючковатая небритая шваль их сравняет с гестапо и СС, СССР с людоедской Германией, а Человека чьи войска спасли мир, поставят рядом с Гитлером, в добавок и свои придурковатые внуки будут укорять Победой в сорок пятом, власть лицемерно вспоминать о них однажды в год! («Метаморфозы победителей», Андреев 2013 : 350)

Либеральная политика власти с "обнуленным сознанием" становится тормозом развития России на современном этапе исторического развития. По мнению В. Андреева, СССР не сам распался, его убили те, кто «мутировал»:

В эре нулей захлебнулась и моя бесхитростная страна, не заметив, как беспринципные нули вместе с нахальными шестёрками убили СССР.

Велика и друга опасность: эта шушера может обнулить и Землю...

Всё зависит от нашего терпенья.

Солнце понимающее кивает головой.

(«Эра нулей», Андреев 2013 : 22)

Угроза, идущая от этих "ноликов" актуальна для всего человечества. Владимир Андреев предостерегает: "Велика и другая опасность: / эта шушера может обнулить и Землю... / Все зависит от нашего терпения!" И. Герасимова, анализируя современные цифровые технологии, пишет: "Эпоха доминирования хозяйственной деятельности на современной стадии антро-поцена знаменуется не только загрязнением почв, подземных вод и мирового океа-

Библиографический список

1. Каргаполов Е.П., Абдыжапарова М.И. Образы и символы власти // Национальные приоритеты России. - 2022. - № 4 (47). - С. 44-51.

2. Рамоне, И. Геополитика хаоса. - М.: ТЕИС, 2001. - 128 с.

3. Герасимова, И.А. Цифровые технологии: реалии и кентавры воображения // Вопросы философии. - 2021. - № 10. - С. 73-74.

4. Андреев, В.П. Менситовские дубы: Избранное. - Екатеринбург: Издательство Баско, 2013. - 464 с.

на, но и высушиванием биосферы [...], идёт неуклонное вытеснение белковых форм жизни кремниевыми структурами. Нагнетание электромагнитных излучений разного диапазона в пространстве нарушает естественный фон энергий и привычные условия существования всего живого. Искусственные энергии буквально "высушивают" тело человека, отражаясь на состоянии его здоровья (химические и термические поражения мозга, нервной системы и легких, онкология, уничтожение живых клеток, синдром "сухих мышц", сгущение крови)" [3, С. 73-74].

Поэтому, как отмечает Владимир Андреев, главное, чтобы мы научились бороться с этими "ноликами... /... злой гениальности", формировать новое мировоззрение и сознание народов, особенно молодежи, опираться на традиционные ценности своей культуры, раскрывать свой цивилизационный код. И тогда "главный обнулитель" - Солнце "понимающе кивает головой". Автор верит, что образованность, преданность традиционным ценностям и вечные законы природы способны спасти страну от антигуманного влияния.

В ином случае произойдет обнуление человечества, жизнь на Земле прекратится не потому, что "главный ноль" обрушит на Землю смертоносные лучи, а потому, что "нолики", "белковая накипь", то есть теневая правящая западным миром и частью "третьего мира" элита продолжает ради своих эгоистических потребностей и целей править миром и дальше. Это значит, что человечество стоит на грани самоуничтожения - вот о чем предостерегает в своих работах Владимир Андреев.

THE IMAGES OF "NULLIFICATION" AND "NULLIFIERS": ON THE POLITICAL POETRY OF SIBERIAN POET VLADIMIR ANDREEV

E.P. Kargapolov1, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

M.I. Abdyzhaparova1, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

T.V. Fedosova2, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

1Khanty-Mansiysk State Medical Academy

2Gorno-Altai State University

1(Russia, Khanty-Mansiysk)

2(Russia, Gorno-Altaysk)

Abstract. This paper examines the social problems highlighted by the poet Vladimir Andreev in his poems. The authors turn to the examples from the history of Russia (the period of the collapse of the USSR, the Young Democrats of Russia in the 90s of the 20th century) and analyze how V. Andreev's works describe the images of modern shadow inhumane power in its various manifestations and reveal its essence, which lies in the destruction and deharmonization of society. According to the authors, revolutionary processes, wars, pandemics, and genderization are the result of the activities of "nullifiers" (V. Andreev's term). They indicate that only an educated person is able to reveal its essence, and the question of its ability to rule the world together with the poet is answered in the negative.

Keywords: mutation ofpower, images ofpower, "nullification" of values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.