Научная статья на тему 'Образы Монголии в региональных сми приграничных территорий России как отражение «Мягкой силы» Монголии (на материалах региональных печатных сми Иркутской области и Республики Бурятия)'

Образы Монголии в региональных сми приграничных территорий России как отражение «Мягкой силы» Монголии (на материалах региональных печатных сми Иркутской области и Республики Бурятия) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
143
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
«МЯГКАЯ СИЛА» / РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕЧАТНЫЕ СМИ / ОБРАЗ МОНГОЛИИ / SOFT POWER / RUSSIAN-MONGOLIAN RELATIONS / REGIONAL PRINTED MEDIA / IMAGE OF MONGOLIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Комбаев Алексей Викторович, Доржиева Ирина Цыдыпжаповна, Цыремпилова Эржена Васильевна

В статье рассматриваются подходы к определению концепта «мягкая сила», изучаются особенности интерпретации данной категории. Основной задачей, решаемой авторским коллективом, выступает изучение образов Монголии и выявление их особенностей, которые в значительной степени влияют на региональные СМИ приграничных территорий России. На основе контент-анализа печатных СМИ Иркутской обл. и Республики Бурятия выявлены наиболее актуальные темы в информационной повестке данных регионов, касающиеся Монголии и российско-монгольских отношений. Авторы делают вывод, что во многом «мягкая сила» соседнего государства находит свое отражение в информационных изданиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Комбаев Алексей Викторович, Доржиева Ирина Цыдыпжаповна, Цыремпилова Эржена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGES OF MONGOLIA IN THE REGIONAL MEDIA OF THE BORDER TERRITORIES OF RUSSIA AS A REFLECTION OF MONGOLIA’S SOFT POWER (A CASE STUDY OF THE REGIONAL PRINTED MEDIA OF IRKUTSK REGION AND THE REPUBLIC OF BURYATIA)

The article discusses approaches to the definition of soft power and the peculiarities of the interpretation of this concept. The main task is the study of the images of Mongolia and the identification of their features, which largely influence the regional media of the border territories of Russia. Based on the content analysis of the printed media of the Irkutsk Region and the Republic of Buryatia, the authors have revealed the most relevant topics in the information agenda of these regions concerning Mongolia and Russian-Mongolian relations. They conclude that in many ways the soft power of a neighboring state is reflected in information publications.

Текст научной работы на тему «Образы Монголии в региональных сми приграничных территорий России как отражение «Мягкой силы» Монголии (на материалах региональных печатных сми Иркутской области и Республики Бурятия)»

УДК 327

КОМБАЕВ Алексей Викторович — кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова (670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а; kombaev@mail.ru)

ДОРЖИЕВА Ирина Цыдыпжаповна — кандидат социологических наук, доцент кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова (670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а; dorjira@mail.ru) ЦЫРЕМПИЛОВА Эржена Васильевна — кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова (670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а; tsyrempilova_ e@ mail.ru)

образы Монголии в региональных сми приграничных территорий россии как отражение «мягкой силы» Монголии

(по материалам региональных печатных СМИ Иркутской области и Республики Бурятия)

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к определению концепта «мягкая сила», изучаются особенности интерпретации данной категории. Основной задачей, решаемой авторским коллективом, выступает изучение образов Монголии и выявление их особенностей, которые в значительной степени влияют на региональные СМИ приграничных территорий России. На основе контент-анализа печатных СМИ Иркутской обл. и Республики Бурятия выявлены наиболее актуальные темы в информационной повестке данных регионов, касающиеся Монголии и российско-монгольских отношений. Авторы делают вывод, что во многом «мягкая сила» соседнего государства находит свое отражение в информационных изданиях.

Ключевые слова: «мягкая сила», российско-монгольские отношения, региональные печатные СМИ, образ Монголии

Концепция «мягкой силы»

Понятие «мягкой силы» в научный оборот ввел американский политолог, профессор Гарвардского университета Джозеф Най [Nye 1991]. Автор концепции отвергал манипуляции, шантаж и угрозы как методы несилового воздействия. В целом Джозеф Най определял «мягкую силу» как форму политического властвования, основанную на способности добиваться нужного результата благодаря добровольному участию и привлекательности без принуждения, к которому относятся силовое давление, санкции, методы достижения искомого результата посредством применения оружия [Nye 2003]. Исследователь также предложил понятие «умной», или «разумной» (smart) силы, которая является сочетанием «мягкой» и «твердой» силы [Кутовой 2014: 84]. В целом, по мнению автора, понятие «мягкая сила» включает в себя три блока:

- политические ценности и институты (многопартийность, демократические выборы, права человека, рыночная экономика);

- культурные ценности (достижения страны в культурной сфере, музыка, кино, театр, массовая культура);

- сфера потребления (идеологическая составляющая потребительских товаров, марка, бренд) [Nye 2004].

В России данное понятие широкое распространение получает с 2009 г. и находит свое применение при обсуждении внешнеполитических стратегий государства, отраженных как в законодательной сфере международного сотрудничества, так и в информационной и культурной политике.

Вызывает интерес формирование образа нашего стратегического и экономического приграничного партнера - Монголии - с момента закрепления концепта «мягкая сила» в международной практике взаимодействия России с другими государствами.

СМИ играют важную роль в формировании образа государства, выступая одновременно как фактором «мягкой силы», так и ее инструментом. С целью изучения образов Монголии в региональных СМИ мы проанализировали содержание самых известных региональных изданий приграничных территорий нашей страны, таких как «Восточно-Сибирская правда», «Аргументы и Факты в Восточной Сибири», «Конкурент» в Иркутской обл. и «МК в Бурятии», «Номер один», «Информ Полис» в Республике Бурятия.

С использованием методики контент-анализа были проанализированы более 4 тыс. печатных материалов, из которых были выделены публикации, касающиеся вопросов, связанных с российско-монгольскими отношениями, и в целом формирующие образ Монголии в массовом представлении жителей приграничных регионов.

Образ Монголии в Иркутском региональном информационном пространстве печатных СМИ

За десятилетний период с 2009 по 2019 г. в наиболее популярных печатных СМИ Иркутской обл. были опубликованы 58 материалов (печатных статей), описывающих Монголию и российско-монгольские отношения. Самое большое число статей, посвященных различным проблемам, было опубликовано в газете «Восточно-Сибирская правда» - 35 информационных материалов. В газете «Аргументы и Факты в Восточной Сибири» представлены 13 информационных материалов, в газете «Конкурент» за исследуемый нами период опубликованы 10 информационных материалов. Условно контент публикаций можно разделить на несколько тематических категорий: о дружбе и исторических корнях сотрудничества между двумя державами; о туризме; о проблемах экологии; заметки о деловых встречах.

Как правило, практически все анализируемые нами источники рассказывают об исторических фактах сотрудничества Монголии и Приангарья. Также в печатных еженедельниках часто встречаются публикации о туристических местах в Монголии. В меньшей степени освещается вопрос о деловых встречах между политиками Монголии и Иркутской обл. Достаточно большое число публикаций посвящено экологическим вопросам, в основном это несколько ключевых тем: эпидемия среди скота в Монголии и качество мяса; строительство ГЭС на монгольском участке реки Селенги (см. табл. 1).

В целом печатные СМИ Иркутской обл. рисуют положительный образ Монголии, исключением являются материалы, касающиеся строительства ГЭС «Эгийн-гол» на р. Селенге.

Очень часто в исследуемых нами материалах отмечается роль Иркутской обл. в развитии Монголии. В большей степени проецируется модель «старшего брата», нежели полноценного партнера. Тем не менее отмечается важность экономического сотрудничества. Положительные образы продукции Монголии и ее успешного продвижения на рынки Иркутской обл. в печатных СМИ отмечены не были. Образы культурной привлекательности соседа в публикуемых материалах также выражены слабо.

Большинство опубликованных негативных материалов приходится на период 2016-2018 гг. На наш взгляд, это связано прежде всего с проектом строительства ГЭС на р. Селенге, который жители приграничного региона в большей степени оценивают отрицательно и в целом считают пагубным для экологического развития региона и страны.

Таблица 1

Количественные показатели печатных материалов Иркутской обл. по теме российско-монгольских отношений, их характеристика

№ п/п Тематическое содержание публикуемого материала Число статей по теме Положительная характеристика материала Отрицательная характеристика материала Нейтральная характеристика материала

1 Официальные визиты, взаимные встречи, делегации, политическая аналитика 5 3 2 0

2 Экономическое сотрудничество 12 11 1 -

3 Наука и техника, развитие Монголии, совместные научные проекты, историческая аналитика 9 7 - 2

4 Туризм, культура, спорт 13 10 - 3

5 Экологические проблемы и их решение 19 - 17 2

6 Происшествия, контрабанда, преступления 0 0 0 0

7 Привлекательность политических институтов 0 0 0 0

8 Военное сотрудничество 0 0 0 0

Итого: 58 31 20 7

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы об информационном присутствии монгольской повестки в информационном пространстве Иркутской обл.:

- число публикаций за исследуемый период очень незначительное в общей массе публикаций о других событиях и происшествиях;

- в большей степени спонтанно формируемый положительный образ соседнего государства является отражением «большой» информационной повестки, задаваемой центральными СМИ страны, нежели региональными;

- региональная информационная повестка не ставит на первый план освещение вопросов взаимодействия России и Монголии. Соседнее государство не проводит системную работу по закреплению положительного образа своей страны в информационном пространстве Иркутской обл.

Образ Монголии в региональном информационном пространстве печатных СМИ

Республики Бурятия

Бурятии как приграничному региону отводится центральное место в развитии российско-монгольских отношений. Республика Бурятия имеет с Монголией одну из самых протяженных границ (1 213,6 км). Население Бурятии составляет

982,3 тыс. жителей, из них на приграничных территориях с Монголией проживают 115,7 тыс. чел., что составляет 11,8% общего числа населения региона. В приграничную территорию входят 5 муниципальных районов Республики Бурятия: Кяхтинский, Закаменский, Джидинский, Тункинский, Окинский районы [Потаев, Субанаков, Азжаргал 2015]. Во многом такая близость соседа создает объективные основания для сотрудничества и взаимного интереса друг к другу, как экономическому, так и политическому.

Справедливости ради нужно отметить, что интерес в Республике Бурятия к Монголии, ее проблемам и успехам в развитии во многом формируется не под воздействием печатных или иных СМИ, а в силу объективных причин. Сегодня это наиболее близкий сосед, с которым многие связаны не только экономическими или культурными связями, а еще и родственными. Поэтому изучение различных привлекательных образов соседней страны в одном из самых популярных еженедельных изданий есть реакция на запрос читательской аудитории, а не искусственно создаваемая информационная повестка.

За десятилетний период в исследуемых источниках были опубликованы 446 сообщений различного характера. Наибольшей интенсивностью публикуемых материалов отличается еженедельник «Информ Полис», в котором за десятилетний период были опубликованы 285 информационных материалов, газета «Номер один» - 98, газета «МК в Бурятии» - 63.

Наибольшее освещение в изучаемых нами печатных СМИ нашли следующие тематические разделы: официальные встречи и визиты как монгольских политиков в Республику Бурятия, так и российских политиков в Монголию; туристическое партнерство, культура и спорт; достижения монгольской экономики, экономическое сотрудничество Бурятии и Монголии; экологические проблемы и их решение (см. табл. 2).

Таблица 2

Количественные показатели печатных материалов Республики Бурятия по теме российско-монгольских отношений, их характеристика

№ п/п Тематическое содержание публикуемого материала Число статей по теме Положительная характеристика материала Отрицательная характеристика материала Нейтральная характеристика материала

1 Официальные визиты, взаимные встречи, делегации, политическая аналитика 50 42 2 6

2 Экономическое сотрудничество 94 67 13 14

3 Наука и техника, развитие Монголии, совместные научные проекты, историческая аналитика 46 30 1 15

4 Туризм, культура, спорт 153 132 5 16

5 Экологические проблемы и их решение 38 22 9 7

6 Происшествия, контрабанда, преступления 19 - 17 2

7 Привлекательность политических институтов 37 16 14 7

8 Военное сотрудничество 9 7 2 -

Итого: 446 316 63 67

Исходя из определения «мягкой силы» Джозефа Ная, который выделял присутствие информации и конкретных политических действий на 3 уровнях (уровень культурных ценностей; сфера потребления, экономическая привлекательность; привлекательность политических институтов), можно сделать вывод, что в информационном пространстве печатных СМИ Бурятии такая информация не только присутствует, но и активно проецируется в информационных сообщениях. В большей степени неким «зеркалом» Монголии выступает еженедельник «Информ Полис», публикации в котором изобилуют информацией об этой стране. Некоторое время даже была отдельная колонка про Монголию, но ввиду отсутствия оперативных материалов от колонки отказались.

Большинство материалов носят позитивный характер (70,9%). Отрицательную окраску имеют лишь 14,1% всех публикаций. В основном это материалы, касающиеся криминальных новостей, а также проблемы, связанные с экономическим сотрудничеством и политическими отношениями. В целом в СМИ Республики Бурятия формируется положительный образ Монголии, подчеркивается важность развития полноценного сотрудничества между двумя государствами в различных сферах (политика, экономика, культура, образование, наука и др.).

Современное состояние и перспективы развития российско-монгольских отношений - важный сегмент в системе международных отношений в Центральной Азии и на Дальнем Востоке. Местонахождение между двумя крупнейшими державами Евразийского материка - Россией и Китаем - превращает Монголию, учитывая обширность ее территории в сочетании с малой численностью населения, в объект явного или скрытого соперничества внешних сил, как традиционных для данного региона, так и относительно новых. Принимая во внимание это обстоятельство, а также наблюдаемую тенденцию к усилению региональных уровней международной политики, отношения России и Монголии должны рассматриваться и анализироваться в т.ч. в контексте международно-региональных политических процессов [Родионов 2009]. Мы считаем, что отражение «мягкой силы» в СМИ регионов РФ и анализ информационной повестки позволят понять тенденции развития отношений двух стран.

Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта РФФИ—Министерства культуры, образования, науки и спорта Монголии «"Мягкая сила" в российско-монгольских отношениях: сравнительный анализ», проект № 19-514-44001.

Список литературы

Кутовой Е.Г. 2014. К сотворчеству российской дипломатии и науки. -Обозреватель — Observer. № 10. С. 79-97.

Потаев В.С., Субанаков Г.Ю., Азжаргал X. 2015. О развитии традиционного и инновационного малого предпринимательства в пастбищном животноводстве Республики Бурятия и Монголии. - Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 3. С. 18-26.

Родионов В.А. 2009. Россия и Монголия: новая модель отношений в начале XXIвека. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. 228 с.

Nye J.S., Jr. 1991. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. N.Y.: Basic Books. 336 p.

Nye J.S., Jr. 2003. The Paradox of American Power: Why the World's Only Superpower Can't Go It Alone. Oxford: Oxford University Press. 240 p.

Nye J.S., Jr. 2004. Soft Power: The Means to Success in World Politics. N.Y.: Public Affairs Group. 191 p.

KOMBAEV Aleksey Viktorovich, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor of the Chair of Political Science and Sociology, Banzarov Buryat State University (24a Smolina St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670000; kombaev@mail.ru) DORZHIEVA Irina Tsydyzhapovna, Cand.Sci. (Soc.), Associate Professor ofthe Chair of Political Science and Sociology, Banzarov Buryat State University (24a Smolina St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670000; dorjira@mail.ru) TSYREMPILOVA Erzhena Vasil'evna, Cand.Sci. (Soc.), Senior Lecturer at the Chair of Political Science and Sociology, Banzarov Buryat State University (24a Smolina St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670000; tsyrempilova_e@ mail.ru)

IMAGES OF MONGOLIA IN THE REGIONAL MEDIA OF THE BORDER TERRITORIES OF RUSSIA AS A REFLECTION OF MONGOLIA'S SOFT POWER

(a case study of the regional printed media of Irkutsk Region and the Republic of Buryatia)

Abstract. The article discusses approaches to the definition of soft power and the peculiarities of the interpretation of this concept. The main task is the study of the images of Mongolia and the identification of their features, which largely influence the regional media of the border territories of Russia. Based on the content analysis of the printed media of the Irkutsk Region and the Republic of Buryatia, the authors reveal the most relevant topics in the information agenda of these regions concerning Mongolia and Russian-Mongolian relations. They conclude that in many ways the soft power of a neighboring state is reflected in information publications.

Keywords: soft power, Russian-Mongolian relations, regional printed media, image of Mongolia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.