Научная статья на тему 'Особенности экономического развития приграничных территорий России и Монголии на современном этапе'

Особенности экономического развития приграничных территорий России и Монголии на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
60
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ / ПРИГРАНИЧНО-РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ИЗМЕНЕНИЕ МИРОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОРЯДКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ РАВНОВЕСИЕ / МЕСТНЫЕ СВЯЗИ / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Банзаров А.Б.

Крах мирового социалистического порядка привел обе страны к необходимости определять новые горизонты своего геополитического развития, строить новые внешнеэкономические связи, искать новых партнеров для достижения стратегических целей. В этой связи Монголия, в сложных современных условиях проводящая оригинальную внешнюю политику, все более позиционирует себя как независимого и суверенного экономического и политического партнера на мировой сцене, что подтверждается ростом числа контактов и расширении связей со странами Западной Европы, США и, особенно, Китаем. Однако Россия сохраняет свои позиции стратегического партнера Монголии. Точкой соприкосновения для обеих стран, помимо общемировых проблем, являются их приграничные регионы, для которых сохранение сложившихся и создание новых связей является жизненно необходимым для устойчивого развития. Будучи правопреемницей СССР, а также в силу исторического развития, Россия является многолетним и одним из ведущих партнеров Монголии практически во всех сферах деятельности, что однозначно ведет к расширению и укреплению межгосударственных связей на уровне приграничных территорий обеих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Банзаров А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности экономического развития приграничных территорий России и Монголии на современном этапе»

Особенности экономического развития приграничных территорий России и Монголии на современном этапе

Банзаров А.Б.

Крах мирового социалистического порядка привел обе страны к необходимости определять новые горизонты своего геополитического развития, строить новые внешнеэкономические связи, искать новых партнеров для достижения стратегических целей. В этой связи Монголия, в сложных современных условиях проводящая оригинальную внешнюю политику, все более позиционирует себя как независимого и суверенного экономического и политического партнера на мировой сцене, что подтверждается ростом числа контактов и расширении связей со странами Западной Европы, США и, особенно, Китаем. Однако Россия сохраняет свои позиции стратегического партнера Монголии. Точкой соприкосновения для обеих стран, помимо общемировых проблем, являются их приграничные регионы, для которых сохранение сложившихся и создание новых связей является жизненно необходимым для устойчивого развития. Будучи правопреемницей СССР, а также в силу исторического развития, Россия является многолетним и одним из ведущих партнеров Монголии практически во всех сферах деятельности, что однозначно ведет к расширению и укреплению межгосударственных связей на уровне приграничных территорий обеих стран.

Ключевые слова: приграничные регионы, пригранич-но-региональные отношения, социально-экономическое пространство, геополитическое положение, изменение мирового политического порядка, международное равновесие, местные связи, сотрудничество,

Banzarov AB.

Mongolia and border regions of Russia The world socialist order collapse brought the both countries to the need to define new horizons of their geopolitical development, build new foreign trade relations, and seek new partners to achieve strategic goals. In this regard, Mongolia in difficult modern conditions pursuing original foreign policy more and more positions itself as independent and sovereign economic and political partner on the world stage. It's confirmed by the increase of the number of contacts and expanding relations with the Western Europe countries, the USA and especially China. However, Russia maintains its position as a strategic partner of Mongolia The border regions are the touch point for the both countries, in addition to global problems. The preservation of existing and creation of new connections is vitally important for their sustainable development. And Russia as the right successor of the USSR, and also owing to historical development, is long-term and one of the leading partners of Mongolia practically in all fields of activity that unambiguously leads to expansion and strengthening of interstate communications at the level of border territories of both countries.

Keywords: border regions, border and regional relations, social and economic space, geopolitical position, change of a world political order, international balance, local communications, cooperation

Конец противостояния двух общественно-политических систем на рубеже XXI века вывел международные отношения на уровень глобализации. Началом этого процесса послужил распад СССР и мировой социалистической системы в целом, приведший к обновлению отношений России, как правопреемницы Советского Союза на международной арене, с ее союзниками по соцблоку, в том числе и Монголией. Логическим продолжением почти одномоментного отказа России и Монголии от социалистической модели общественно-политического и экономического развития стало радикальное изменение вектора их взаимной внешней политики и возникновение множества совершенно новых проблем, требующих своего решения.

Наличие конструктивных отношений с Монголией в постсоветский период входит в круг стратегических задач нашей страны. Перед Монголией стоит сходная задача. С одной стороны имеются зауральские территорий России, обладающие историческими, социокультурными и хозяйственными связями с монгольским соседом и которые должны быть включены в единое социально-экономическое пространство страны; с другой - приграничные районы Монголии, нуждающиеся в наличии стабильных экономических связей с Россией.

О важности пригранично-региональных отношений свидетельствует и получившая второе дыхание в конце ХХ века идея национально-культурного и политического сближения Монголии с близкими ей в культурно-историческом плане народами, населяющими российские приграничные регионы (нп., буряты и тувинцы).

Мировые проблемы, среди которых международный терроризм, ядерное и химическое оружие, экология, глобализация, экономические и политические кризисы диктуют свои условия при формировании внешнеполитической концепции большинства государств.

При этом у России и Монголии, помимо общемировых задач, существует множество точек соприкосновения для построения взаимовыгодного сотрудничества, обусловленных национальной спецификой. Среди них история, дипломатия, геополитическое положение, социокультурные особенности и др. В частности, как отмечает В.А. Родионов, одной из важных характеристик российско-монгольских отношений является асимметричность, вытекающая из несопоставимости политического, военного, демографического, экономического и иных потенциалов России и Монголии. Достаточно напомнить, что население Монголии в 50 раз меньше населения России; место Монголии в системе внешнеполитических приоритетов РФ несопоставимо с местом РФ в системе внешнеполитических приоритетов Монголии. Отсюда и зачастую неравноценные вклады сторон в процесс взаимного сотрудничества, различные подходы к разрешению тех или иных проблем. В то же время, очевидно, что влияние данной асимметричности на отношения между странами в тот или иной период истории было различным и проявлялось неодинаково [4].

На рубеже XX - XXI веков политическая ситуация в Восточной Азии развивается неоднозначно. В то же время, со структурной точки зрения, «Восточная Азия, - по мнению А.Д. Бога-турова, - сегодня остается единственным регионом мира, в котором продолжает явно преобладать экономический тип регулирования международных отношений, тогда как на глобальном уровне, так же как на уровне европейской и центральноевразийской подсистем международных отношений, наблюдаются все признаки кризиса миросистемного регулирования» [2]. К важнейшим проявлениям данного кризиса В.А. Родионов относит:

1) массированный рост региональной конфликтности,

2) неэффективность имеющихся механизмов мирного урегулирования,

3) своеобразный «обратный рост» значения военно-силовых воздействий как нежелательного, но часто единственно возможного средства сдерживания «рассеянной» нестабильности.

«Именно эта черта, - отмечает А.Д. Богату-ров, - сохранение экономической доминанты региональных отношений и отсутствие зримого возрастания военного фактора, как представ-

ляется, во многом предопределяет успех перерождения восточноазиатской структуры отношений из лидерской в пространственную» [2].

Базовые черты регионального развития были сформулированы Т. Робинсоном, американским политологом:

- отсутствие активной вовлеченности сверхдержав в региональные конфликты, кроме Вьетнама и Афганистана;

- избегание прямого столкновения между ними в Азии;

- возникновение при поддержке великих держав подсистем «региональных равновесий» в Северо-Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии;

- расслоение (бифуркация) Азии в экономическом отношении на островную и континентальную, каждая из которых обладает ярко выраженной спецификой и первая из которых явно лидирует [2].

При определении курса внешней политики и межгосударственных отношений стран Западной Европы, Ближнего Востока, России в отношении ее южных регионов и соседей «точкой отправления» является военная террористическая угроза. Для Азии продолжает работать совершенно другая схема, возможно в силу особенностей хода истории и особенностей менталитета - экономизация региональной жизни. Здесь приоритетом было и продолжает оставаться экономическое лидерство, приведшее в конечном счете, к экономическому истощению СССР и выходу на рынок западноевропейских стран.

Отличительной особенностью нового этапа взаимодействия России и Монголии стало увеличение числа контактов между приграничными районами наших стран, где Сибирь занимает особое место в силу своего геополитического и экономического потенциала. Мы поддерживаем идею известного российского философа В.И. Бойко, который полагает, что для эффективного использования ресурсов данного региона Россия должна исходить из следующих принципов:

1) использовать стремление полюсов силы к наращиванию своей мощи в конкурентной борьбе в многополюсном мире;

2) быть «равноудаленной» от полюсов в решении проблем экономического взаимодействия;

3) придерживаться взаимовыгодного экономического прагматизма, не допускать обмена «продукция - заверения в дружбе» [2].

Так как в 1990-х годах политическая и экономическая ситуация в двух странах складывалась таким образом, что многие контракты, заключенные на межгосударственном уровне, не выполнялись, развитие получили местные связи. Основанием для этого стали соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Монголии о принципах сотрудничества между администрациями (правительствами) субъектов Российской Федерации и местными администрациями Монголии. Активное участие в торгово-экономических, культурных связях принимают Алтайский и Красноярский края, Кемеровская, Новосибирская, Свердловская области, Республика Калмыкия [2].

Традиционно тесные контакты существуют у приграничных районов Сибири: Республик Алтай, Тыва, Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края и приграничными аймаками Монголии: Восточным, Хэнтэйским, Селенгин-ским, Хубсугульским и Баян-Ульгинским. Объясняется это геополитическим положением данных регионов, занимающих стратегическое положение в реализации внешнеэкономических и внешнеполитических интересов России в странах Центральной и Северо-Восточной Азии. Финансово-экономический кризис, сопровождающийся низким спросом на внутреннем рынке, способствует развитию и укреплению экономики двух стран в сфере межрегиональных экономических связей.

Важно отметить, что для развития экспортного потенциала Монголии и регионов Восточной Сибири имеется и существенный резерв, а именно - рост экспорта Прибайкалья за счет экономико-географических факторов. Азиатско-Тихоокеанский регион, граничащий с обширными сибирскими территориями России, включает страны, дифференцированные по уровню экономического развития, способен принять продукцию не только Прибайкалья, но и других российских регионов.

При этом, сравнивая связи российских регионов с Китаем нельзя не отметить и существующее различие во внешнеэкономических связях Монголии и России, когда после либерализации экономики структура внешней торговли регионов России с Китаем не изменилась, чего

нельзя сказать о внешнеэкономических связях Монголии с регионами России. В структуре региональных связей значительное место занимает торговля готовой продукцией[2].

Отдельно стоит упомянуть о давних дружественных и конструктивных отношениях Монголии с Республикой Бурятия, имеющими общую границу, 10 пропускных пунктов, многовековые исторические и экономические связи. Все это делает Монголию приоритетным стратегическим партнером Республики в реализации ее внешнеэкономической деятельности. Как отмечают соавторы Б.В. Базаров и Намжил Тумэн-дэмбэрэл в своей работе «Монголо-российские отношения на современном этапе (к проблеме регионального взаимодействия во Внутренней Азии)», в Бурятии жаждут экономического подъема, ревниво относятся к статусу республики как государственного образования в составе Российской Федерации и по обоим параметрам пример Монголии выглядит вдохновляющим.

Ключевыми целями развития внешнеэкономической деятельности выбраны устойчивое социально-экономическое развитие, повышение конкурентоспособности территорий, выход на внешние рынки.

На сегодняшний день можно констатировать стабильный рост общественно-политического и экономического интереса к монголо-российским отношениям, что выражается в контактах руководителей двух стран на высшем уровне. Укреплению и развитию данного интереса служат и чисто научные исследования, проводимые с обеих сторон. В частности, российскими учеными была проведена работа по изучению проблем современного состояния монголо-российских отношений и были сделаны следующие выводы.

1) Начало 1990-х годов стало непростым для обоих государств и их народов. Демократические и рыночные преобразования в России и Монголии оказали неоднозначное влияние на развитие двухсторонних отношений. Период иллюзий в обеих странах насчет того, что отдаление друг от друга пойдет им на пользу, был непродолжительным. Распад СССР оказал огромное влияние на систему международных отношений. Демократические процессы в Монголии в конце 1980-х - начале 1990-х годов вывели государство на демократический путь

развития. А международное сотрудничество Монголии в экономической области плавно перевело ее в условия рыночных отношений. Все это помогло стране с достоинством выйти из глубокого системного кризиса и прочно занять свое место в мировом табеле о рангах. В свою очередь это способствовало изменению геополитической ситуации в регионе, в результате чего политический авторитет Монголии растет и уже сегодня государство, ранее шедшее в фарватере политики Советского Союза, занимает устойчивые позиции в Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

2) Монголия прочно заняла собственную нишу в мировом сообществе и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сегодня Монголия привлекает внимание все большего количества развитых стран, которые инвестируют в экономику крупные средства. По образному выражению полномочного представителя Бурятии в Монголии Н.И. Атанова: «Монголия становится эпицентром инвестиционного бума, туристского бума». Тем более что, это единственная страна в Азии, сохранившая кочевую культуру.

3) Россия, правопреемница СССР, продолжает оставаться серьезной политической силой с огромным потенциалом. Сходство интересов и совместные усилия в решении многих вопросов политической, экономической и культурной мировой политики вывели монголо-российские отношения на новую ступень и могут превратить сотрудничество двух стран в важный элемент сохранения международного равновесия в регионе. При этом следует отметить, что у современной Монголии, находящейся между Россией и Китаем, сегодня есть два стратегических партнера.

4) Составным элементом в развитии монголо-российских отношений является сотрудничество между регионами. История отношений между нашими странами создала блестящие предпосылки для развития политического, экономического и культурного сотрудничества на межрегиональном уровне. По мнению чрезвычайного и полномочного посла России в Монголии О.М. Дерковского, это особенно важно для укрепления взаимодействия в области энергетической и транспортной инфраструктуры, сельского хозяйства, промышленной кооперации, образования, здравоохранения, культуры и спорта. Однако, принимая во внимание со-

временное экономическое состояние регионов, перспективы взаимодействия представляют и потенциальные проблемы. Среди них - существенная разница в экономическом развитии приграничных регионов наших стран, отсутствие необходимой законодательной базы и финансовой инфраструктуры [2].

Таким образом, можно констатировать, что изучение сущности и развития монголо-российских отношений, а также сил, их движущих в последние десятилетия, необходимо для понимания характера двухсторонних связей и возможности прогнозирования ситуации в будущем. Выявление и анализ причинно-следственных связей, факторов, влияющих на характер взаимодействия приграничных регионов России и Монголии, закономерностей развития отношений между ними будут способствовать построению конструктивных и взаимовыгодных отношений между нашими странами. Это неизбежно отразится и на положительном развитии регионов двух стран, так как их экономическая стабильность зависит именно от построения грамотного внешнеполитического и внешнеэкономического вектора отношений между Россией и Монголией.

Литература

1. Актуальные вопросы современных российско-монгольских отношений: сборник научных статей / отв. ред. В.А. Родионов. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2014. - 106 с.

2. Базаров Б.В., Тумэндэмбэрэл Намжил. Монголо-российские отношения на современном этапе (к проблеме регионального взаимодействия во Внутренней Азии). - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. - 101 с.

3. Богатуров А.Д. Современные теории стабильности и международные отношения России в Восточной Азии в 1970 - 90-е гг. - М.: МОНФ, 1996. - 248 с.

4. Ганжуров В.Ц. Россия - Монголия (на трудном пути реформ). - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. - 107 с.

5. Дамдинов Д.Г. Монголия: с XIV века - к современности. - Улан-Удэ: Печатный дом, 2014. - 134 с.

6. Джагаева О.А. Россия и Монголия: очерк истории взаимоотношений в последней четверти XX столетия. - М., 2003. - 138 с.

7. Дэмбэрэл К. Влияние международной среды на развитие Монголии: сравнительный анализ в историческом контексте XX в. - Иркутск, 2002. - 122 с.

8. Михалев А.В. Монголия в Большой игре XXI века: борьба за влияние и неформальные институты мягкой силы / науч. ред. Д.И. Бураев. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013. -252 с.

9. Проблемы экономической, политической и культурной независимости Монголии: Материалы «Круглого стола» 22 декабря 2001 г.,

посвящ. 90-летию независимости Монголии и 80-летию Монгольской революции 1921 г. -Иркутск: ИГЭА,2001. - 60 с.

10. Родионов В.А. История российско-монгольских отношений в ХХ веке: учебное пособие / В.А. Родионов. - Изд. 2, перераб. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2016. - 158 с.

11. Современные российско-монгольские отношения: модели и сценарии / отв. ред. В.А. Родионов. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013. - 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.