ISSUE SUBJECT | ТЕМА HOMEPA|
EDN: FJMELC УДК 75.052
IMAGES OF THE WORLD IN THE MONUMENTAL WORK aTHE CREATION OF TECHNOLOGY”
BY A. V. SUSLOV
Alyona D. Sintsova
Kemerovo State Institute of Culture Kuzbass Museum of Fine Arts Kemerovo, Russian Federation
Abstract: The article characterizes of the image of the world in the mural by A. V. Suslov “The Creation of Technology”. The semantic contexts, reflections, embedded in images of the technological future of the world were revealed as a result of the analysis. The trajectory of the authors search for the embodiment of the image of the universe in the late Soviet painting of Western Siberia was investigated. A stylistic analysis of the artistic embodiment of the image of the universe in A. V. Suslov's work “The Creation of Technology” was performed.
Keywords: regional art; artistic image; abstract art; Siberian art; world images; futurology.
Citation: Sintsova, A. D. (2023). IMAGES OF THE WORLD IN THE MONUMENTAL WORK “THE CREATION OF TECHNOLOGY” BY A. V. SUSLOV. IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal 'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T 2, Ne 4 (17), pp. 72-77.
А. Д. Синцова
Кемеровский государственный институт культуры Музей изобразительных искусств Кузбасса Кемерово, Российская Федерация
ОБРАЗЫ МИРА В МОНУМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ «ПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ» А. В. СУСЛОВА
Статья посвящена характеристике образа мира в росписи А. В. Суслова «Произведение технологии». В ходе анализа были выявлены смысловые контексты, размышления, вложенные в образы технологического будущего мира. Исследована траектория авторского поиска реализации образа мироздания в позднесоветской живописи Западной Сибири. Выполнен стилистический анализ художественного воплощения образа мироздания в произведении А. В. Суслова «Произведение технологии».
Ключевые слова: региональное искусство; художественный образ; абстрактное искусство; сибирское искусство; образы мира; футурология.
Картины сибирских художников хранят в себе память о прошедшей эпохе, отражают складывающийся на основе различных тем и проблем образ мира. Оперируя разнообразной стилистикой, они могут достичь пластической и образной целостности, меры той остроты, которая определяет параметры модернистской линии развития современного искусства. Живописцы позднесоветского времени ярко и глубоко чувствуют реалии современности, увлеченно исследуют глобальные философские темы: человека в пространстве космоса, сознания и бытия, утраты постиндустриальным творчеством чувства природного, утверждения идеи региональной культурной целостности Сибири.
Целью данной статьи является выявление взаимосвязи между художественным и литературным образом мира. В число задач входит определение контекстуальных смыслов в произведении А. В. Суслова «Произведение технологии», а также специфики выражения художественных образов в позднесоветской живописи Сибири.
Процесс творческого освоения новых тем и неожиданных художественных решений в искусстве Кузбасса начался на рубеже 1980-1990 гг. По словам сибирского искусствоведа Т. В. Бабиковой, «в искусство региона пришли идеи модернизма, постмодернизма, интерес к социальной тематике» [1, с. 133]. Стоит отметить, что такой интерес появился у художников не в связи с задачей отображать реальность, а по причине возможности с их помощью претворить в жизнь идеи собственного эмоционального размышления над происходящим вокруг.
Живописцы рефлексировали, создавая новые пространства, предлагая иные точки зрения на разные проблемы, элементы реальности. Привычный физический мир преображался, и художники старались насытить его двойными смыслами. Н. Варова отмечает: «Интерпретация окружающей действительности представлялась через размышления о временных линиях, попытке запечатлеть прошедший этап, настоящее, а также возможный исход событий, показанный в будущем» [4, с. 15]. Так художники формулировали свои высказывания о влиянии реальности на скорое, но скрытое будущее, делились своими переживаниями в период позднесоветской действительности.
В творчестве Александра Васильевича Суслова не раз затрагивается тема будущего, тесно связанная с настроениями настоящего и прошлого, отражающая их. Будучи художником высокой профессиональной культуры, он мастерски использует различные формальные средства реализма, гиперреализма, концептуализма, абстракции, символики архаического знака. Оперируя разнообразной стилистикой, он умеет достичь пластической и образной целостности. Сотни композиций, серий и циклов характеризуют его как мастера, способного создавать произведения обобщающего и глубоко символического звучания.
Особое место в творчестве художника занимает монументальная роспись «Произведение технологии», сделанная в 1991 г. и расположившаяся во внутреннем помещении здания Государственной научной библиотеки Кузбасса им. В. Д. Федорова. Александр Васильевич говорил: «Я полагал, что библиотека - это именно то место, где названные темы должны быть обозначены. Я работал со С. Лемом в соавторстве как художник» [2]1. Таким образом, С. Лем, сложив все свои прогнозы о будущем воедино, создал общую картину развития мира, а А. В. Суслов развил эти образы, точно изложив их в своем произведении.
Данная роспись является воплощением авторских размышлений о неразрывной взаимосвязи человечества и будущего с темой пространства, в котором находится человек, с темой театральности. Работа была выполнена под влиянием философско-футурологического трактата С. Лема «Сумма технологии» 1964 г., основной целью которого было исследование будущего в условиях свободы от материальных и технологических ограничений. В восьми главах представляется будущее, раскрытое в научно-технических, морально-этических и философских темах.
Абстрактно-декоративное панно отражает взаимоотношения между человечеством и пространством, в котором оно обитает. Одна из главных идей работы - показать взаимовлияние пространства и человека, который, с одной стороны, является частью природы, а с другой - предстает активным преобразователем мира, активным потребителем. В данном панно прослеживаются черты авангарда, популярного среди художников Сибири «неофициального» движения 1960-1990-х гг. Татьяна Коробейникова утверждает, что «авангард, не имея внешней поддержки, мог опираться только на личную мотивацию. Так возникло искусство “индивидуальных мифологий”, всякий раз иное, наделенное оригинальной ила-
стикой» [5, c. 70]. В рамках этого направления раскрываются личные переживания авторов о действительности того времени, что выражается в создании протестных, ярких работ, либо же абстрактных, где в первую очередь творец абстрагируется от реальности.
Роспись А. В. Суслова разбита на несколько сюжетов, представляющих будущее с разных ракурсов и аспектов развития, волнующих художника. Данные сюжеты соответствуют первоисточнику, визуально отображают образы мира будущего. Изображение простора имеет строгие геометрические и простейшие формы - в виде цилиндрических и абстрактных элементов, где метафизические формы напоминают первомате-рию, не тронутую человеком, а прямолинейные композиции представляют из себя тонкую работу человеческой руки.
Панно показывает развитие трех миров: космического, земного и духовного. Если читать работу слева направо, то первый сюжет размышляет о космосе, взаимоотношениях человека и нового неизведанного пространства. Через каналы и трубы, опоясывающие «живую» составляющую росписи, можно увидеть сотворение нового мира. Кроме того, здесь раскрывается тема реконструкции человека, где в различных фигурах, отдаленно его напоминающих, создается человеческая машина. Философский подтекст заключается в том, что преображение реальности способно привести общество к идее сверхчеловека, покорившего весь мир. С. Лем в своей книге развивал идею о том, что вероятность жизни за пределами земного пространства достаточна высока; признавал принципиальное несовершенство
природы, которую необходимо преобразовать через техноэволюцию.
Во втором сюжете показано земное пространство. Здесь обилие живых существ, цветов, преобладает темно-зеленый цвет. Космическое и земное связаны белыми сгустками энергии, напоминающими то пузырьки, то образы человека. Подобно органной трубе, мощные вертикальные и диагональные ритмы заполняют пространство фрески торжественной музыкой, восхваляющей индустриальные преобразования. Будто питаясь от груди Матери, трубки и различные технические оборудования приходят в действие, а Земля живет и дает плоды, развивая таким образом науку и знания, буквально выращивая новую информацию В книге С. Лема такой подход раскрывается через параллельное развитие биоэволюции и техноэволюции. В отличие от техноэволюции, которая обусловлена техническим воображением конструктора, биологическая эволюция слепа и вызвана необходимостью адаптации. Однако технофантазия утилитарна и часто подчинена базовым потребностям, таким как одежда, пища, тепло и защита. В отношении этического аспекта техноэволюции С. Лем отмечает, что она имеет негативный статус, поскольку приводит к несправедливому распределению благ и обесценивает культуру.
В третьем сюжете раскрыт духовный мир. Перед зрителем находится виртуальное пространство, также питающееся за счет жизни на Земле, существующее благодаря мыслям и фантазиям человеческого разума. Воображение раскрыто через округлые формы и строгие геометрические пространства, расположенные на бело-сером шахмат-
ном фоне. Проявляется театрализация духовной мысли, показанная при помощи манекенов, декораций, исторических и религиозных образов. Мир представлен в богатом разнообразии деталей, охватывающих людское воображение; в нем показаны всемогущество человеческого гения, конструирование новой реальности, виртуальное богатство технологического прогресса через моделирование новых пространств. Здесь проявляются «выращенные» в других мирах информационные технологии, религиозно-метафизическая информация, искусственный разум. С. Лем называет науку каналом связи между цивилизацией и природой, но пропускная способность этого канала не безгранична, так как существует «информационный барьер». Решением этой проблемы может стать кибернетика, появление искусственного интеллекта.
Отдельной деталью композиции являются трубки и металлические конструкции, расположенные в левой и правой частях и будто бы срастающиеся со зданием библиотеки. Возможно, здесь автор оставляет свободное пространство для дальнейших размышлений о технологическом развитии мира.
Главная идея росписи сложна, ее невозможно прочитать с первого взгляда. Тем не менее А. В. Суслов развил содержание философского трактата С. Лема, дополнив его художественными образами, отражающими актуальный вопрос взаимодействия социума и природы. Помимо цитирования книги, художник затрагивает тему сохранения природы, бережного отношения к Земле, особо интересующую мастеров второй половины XX в., - как переживание о действительности в контексте технического прогресса 1950-1970-х гг.
Важная мысль, которой С. Лем уделяет наибольшее внимание, - ответственность ученых за проводимые эксперименты. В первой половине XX в. многие научные деятели в трудах говорили о грядущем в позитивном ключе, связывая земное и небесное пространства, восхваляя потенциал будущего. Во второй половине XX в. тема научного прогресса получила более приземленный характер. Так, В. В. Парин пишет: «В центре размышлений польского писателя - вызовы, с которыми мы сталкиваемся сегодня в судьбе и будущем развитии цивилизации. В частности, вызовы, связанные с экспоненциальным ростом научного знания, стремительным увеличением массы и энергии, с которыми приходится сталкиваться человеку, усложнением всех сфер жизни общества и взрывным ростом населения Земли» [3]. Не поддаваясь пессимистическим настроениям, распространенным
среди некоторых западных ученых и писателей, Лем занимает оптимистическую позицию и рассматривает тезис «Догнать и перегнать природу!» как руководящую тему для прогресса цивилизации в больших временных масштабах. Среди основных обсуждаемых им вопросов находятся такие, как технологическая эволюция в сравнении с биологической; биотехнологическая деятельность цивилизации; «космологическая структура» и ее связь с моральным порядком и многие другие. Информационно-кибернетический «срез» охватывает направления от автоматизации интеллекта до семиотики - науки о знаковых системах.
Развивая одну из главных тем в творчестве сибирских художников второй половины XX в., Александр Васильевич выделяет основные мотивы этого периода - радикальность и протестность. Они реализуются посредством изображения человека и его поступков, влияющих на пространство мира, а также созерцания пугающей реальности и абстрагирования от нее. Окружающая действительность скрыта в абстрактных мирах или необжитом земном пространстве. По словам Василия Рабоша, «прежде всего, искусство само является частью социальной реальности и в то же время ее отражением или, лучше сказать, ее самовыражением, причем оно реализуется в образном эмоциональном виде, предполагающем сопереживание» [7, с. 31]. Создание росписи пришлось на момент кардинальных перемен в политической структуре страны, поэтому Александр Васильевич обдумывал различные сценарии развития событий, касаясь в данном произведении не только результатов влияния человека на произошедшее, но и будущего после распада СССР.
В коллективном осмыслении художниками окружающей действительности отлично проглядывается трансформация самого пейзажа. Как отмечает Татьяна Кубанова, «из реальности сибирской природы художники перешли к отображению беспредельных просторов, заключенных в мысли и переживаниях самих авторов» [6, с. 20]. Просторы в работах 1990-х гг. чаще отражают психологическую сторону пейзажа, и мы можем видеть новые пространства. В произведениях пространство регионального пейзажа представляется в искаженных, деформированных образах, что стало итогом индустриализации, вмешательства в природные процессы. Можно сделать вывод о том, что роль пейзажа в региональном искусстве претерпевает следующие изменения: вначале он отображает историческую действительность (индустриальный пейзаж), а затем служит выразителем представления о пейзажной действительности, через которую заметна проблематика взаимоотношений природы и человека.
А. В. Суслов видит такое будущее, в котором технологический прогресс получает вседозволенность, что позволяет реконструировать человека, вмешиваться в законы природы, а также в сознание личности. Это и проявляется через искаженные формы человеческих силуэтов, изображение разбитых пластов земли, корней как металлических трубок. Художник выражает разочарование, осознавая, как значительно преобразилась природа после начала индустриализации, технического прогресса. В итоге человек, создавший новое пространство, становится заложником своего же творения и все меньше и меньше волен распоряжаться собственной судьбой по мере достижения новых научных горизонтов.
Примечания
1. Станислав Герман Лем (польск. Stanislaw Herman Lem; 12 сентября 1921, Львов, Львовское воеводство, Польша - 27 марта 2006, Краков, Польша) - польский философ, футуролог и писатель (фантаст, эссеист, сатирик, критик). Его книги переведены на более чем 50 языков. Автор философского труда «Сумма технологии», в котором предвосхитил создание виртуальной реальности, искусственного интеллекта, развил идеи автоэволюции человека, сотворения искусственных миров и др.
Литература
1. Бабикова, Т. В. Становление новой культуры Сибири 1960-х гг. и художественное образование // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2017. № 3 (16). - С. 131-134.
2. Библиотека в искусстве. - URL: https://kemrsl.ru/ biblioteka-v-iskusstve/ (дата обращения 04.11.2023).
3. Бирюков, Б. В. О «сумме технологии», об эволюции,
0 человеке и роботах, о науке. Опыт оценки / Б. В. Бирюков, В. Ф. Широков. - URL: https://gtmarket.ru/library/ basis/451 l/4523#contents (дата обращения 08.11.2023).
4. Варова, Н. Л. Феномен образа мира в изобразительном искусстве // Вестник Омского государственного педагогического университета. - 2021. - № 1. - С. 14-17.
5. Коробейникова, Т. С. Сибирский авангард как культурный феномен (на материале творчества художников 60-80-х гг. XX в.) // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 352. - С. 70-73.
6. Кубанова, Т. А. Изобразительное искусство Сибири рубежа XX-XXI веков в контексте взаимодействия традиционных и современных культур : автореф. дис. ... д-ра культурологии. - Санкт-Петербург, 2022. - 38 с.
7. Рабош, В. А. Структура мироздания в художественной и научной картинах мира / В. А. Рабош, А. В. Солдатов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2014. - № 171. - С. 30-41.References
1. Babikova, Т. V. Stanovlenie novoj kul'tury Sibiri 1960-h gg. i hudozhestvennoe obrazovanie [The new Siberian culture development in 1960s and the artistic education]. Bulletin of the Omsk State Pedagogical University. Humanities, 2017, no. 3(16), pp. 131-134.
2. Biblioteka v iskusstve [Library in art], available at: https:// kemrsl.ru/biblioteka-v-iskusstve/ (accessed 04.11.2023).
3. Biryukov, В. V., Shirokov V. P. О «summe tekhnologii», obevolyucii, о chelovekei robotah, о nauke. Opytocenki [About “Summa Technologiae” about evolution, about men and robots, about science. The evaluation experience], available at: https://gtmarket.ru/library/basis/451 l/4523#contents
(accessed 08.11.2023).
4. Varova, N. L. Penomen obraza mira v izobrazitel'nom iskusstve [The image of the world phenomenon in fine arts]. Bulletin of the Omsk State Pedagogical University, 2021, no. 1, pp. 14-17.
5. Korobejnikova, T. S. Sibirskij avangard kak kuLturnyj fenomen (na materiale tvorchestva hudozhnikov 60-80-h gg. HKH v.) [Siberian avant-garde as a cultural phenomenon (based on the works of the artists in the 60-80s)]. Bulletin of the Tomsk State University, 2011, no. 352, pp. 70-73.
6. Kubanova, T. A. Izobrazitel'noe iskusstvo Sibiri rubezha XX-XXI vekov v kontekste vzaimodejstviya tradicionnyh
1 sovremennyh kul'tur [Pine arts of Siberia at the turn of the 20th-21st centuries in the context of the traditional and modern cultures interaction]. Extended abstract of the Doctoral (Cultural Studies) Dissertation. Saint Petersburg, 2022, 38 p.
7. Rabosh, V. A., Soldatov A. V. Struktura mirozdaniya v hudozhestvennoj i nauchnoj kartinah mira [The structure of the world s creation from the artistic and the scientific point of view]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena, 2014, no. 171, pp. 30-41.
Об авторе
Синцова Алена Дмитриевна - искусствовед, младший научный сотрудник Музея изобразительных искусств Кузбасса
E-mail: [email protected] Sintsova Alyona Dmitrievna
Art Historian, Junior Researcher at the Kuzbass Museum of Pine Arts