Научная статья на тему 'Образы литературы и фольклора в произведениях объёмной мозаики уральской камнерезной мастерской им. Ильи Боровикова'

Образы литературы и фольклора в произведениях объёмной мозаики уральской камнерезной мастерской им. Ильи Боровикова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образы литературы и фольклора в произведениях объёмной мозаики уральской камнерезной мастерской им. Ильи Боровикова»

Рындина A.B. Тема Страстей Господних в русской деревянной скульптуре XVIII-XIX веков. Старое и новое // Искусствознание. 2003. № 1.

Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995.

Шаханова В.М. Иконографический репертуар храмовой деревянной скульптуры Арзамасского уезда по описи середины XIX века (опыт систематизации) // Древнерусская скульптура. Проблемы и атрибуции: сб.ст. / Под ред. А.В.Рындиной. Вып. II. Ч. II. М.: Изд-во НИИ РАХ, 1993.

0.0.Алиева (Екатеринбург) ОБРАЗЫ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ОБЪЁМНОЙ МОЗАИКИ УРАЛЬСКОЙ КАМНЕРЕЗНОЙ МАСТЕРСКОЙ ИМ. ИЛЬИ БОРОВИКОВА Вот уже три столетия развивается на Урале камнерезное искусство. Уральскими камнерезами освоены практически все способы обработки камня. Здесь делали художественные надгробья, интерьер-ные вазы, столешницы, камины, пирамиды и торшеры, геммы - "аттики". Не была забыта и мелкая декоративная пластика, к которой относится скульптура малых форм, выполненная в технике объёмной мозаики из поделочных, декоративных камней и дополненная элементами из драгоценных металлов. Объемная мозаика пользуется сегодня большим спросом, всплеск её популярности пришелся на последнее десятилетие XX - начало XXI в. Именно этот вид художественной обработки камня выбрала для своей специализации мастерская им. И.Боровикова, основанная в 1996 г. К отдельному тематическому направлению объёмной мозаики Уральской камнерезной мастерской принадлежат композиции, которые являются иллюстрациями к литературным произведениям, сказкам. Литературно-фольклорная тема в творчестве художников Уральской камнерезной мастерской им. И.Боровикова воплощается в изображениях героев произведений и сказочных животных, в жанровых и пейзажных сценах.

Сюжету из далёкой истории освоения Америки из романа Джеймса Фенимора Купера посвящена работа «Зверобой» (2002) Григория Пономарёва. В ней ярко проявилась способность автора к точному подбору камня, которая никогда ему не изменяет. Телесный мрамор, однотонные и пёстрые яшмы, кажется, были созданы для этой работы и ждали своего часа. И даже белый агат просто обречен, быть снегом под ногами охотника.

В статуэтке «Мальчик» (2003), выполненной Григорием Пономарёвым присутствует, не только высокотехнологичное изображение сюжета, но и глубокий смысл. На паркетном полу в фартуке и с подвязанными ленточкой волосами стоит мальчик, держа в руках сделанную им малахитовую шкатулку. В мальчике легко узнаётся герой сказа П.П.Бажова «Каменный цветок» Данилко Недокор-мыш. «Сиротка круглый был этот парнишечко. Го-

© О.О.Алиева, 2009

дов, поди, тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чём душа держится. Ну а с лица чистенький. Волосёнки кудря-веньки, глазёнки голубеньки» [Бажов 1973: 67]. В несложной однофигурной композиции автор добивается раскрытия сложной темы из истории Екатеринбургской гранильной фабрике, на которой с 1836 г. дети с 12 лет уже привлекались к камнерезному производству. Как говорится, минимум средств и максимум результата. Нужно отметить, что данную тему Г.Пономарёв раскрывает не «в лоб» через показ мальчика в процессе труда, а за счёт изображения деталей; характерная косолапость из-за одеваемой не по размеру обуви, испачканный в каменном шламе фартук. Белая рубашка и мозаичный паркетный пол передают торжественность момента: завершено изготовление малахитовой шкатулки. Не случайно выбрана и эта деталь: в XIX в. уральскими камнерезами активно применялась техника русской мозаики по малахиту. Лицо мальчика освещено гордостью за свою работу. Композиция держится на противопоставлении тяжёлых условий труда и радости творчества. Эта работа - дань уважения уральским мастерам XIX в. Каторжные условия труда, порой полуголодное существование, жестокие наказания не погубили в уральских камнерезах художников. В работе над своими изделиями - произведениями большого художественного совершенства -они находили радость творчества, открывавшую отдушину в их мрачной жизни.

Жанровая композиция Алексея Зефирова «Застолье с козлом» (2004) носит явный фольклорный характер. Очевидно, сюжет для работы взят из сказки или пословицы. За столом сидит мужичок, слегка запрокинув голову, он допивает из стакана самогон. На мужичке шерстяной свитер из пёстрой ярко-красной яшмы, из-под которого видны штаны с полосатым рисунком скарна и тёмные валенки. Поверх свитера надет стёганный меховой жилет. Ярко выраженная мимика придаёт лицу с густой седой бородой и усами живость и естественность. Напротив, за столом сидит козёл в красной рубашке. Перед ним отрезанный вилок капусты. Кроме капусты на столе стоит горшок с едой и начатая бутылочка самогона. Нехитрый, но интересный сюжет разыгрывается на яшмовой подставке, имитирующей досча-тый пол деревенской избы. Мягкий добродушный юмор окрашивает композицию: что только не привидится на пьяную голову.

Узнаваемый сказочный персонаж создаёт Григорий Пономарёв - «Белка» (2005). Изумительная по своей окраске, мастерски вырезанная из голубого с коричневыми и чёрными вкраплениями мохового агата, белочка грызёт орешки с золотыми скорлупками. Под ней сложной формы подставка, скомбинированная из нескольких камней, образующих невысокий круглый подиум, корни дерева с пробивающейся между ними травой и светлое песчаное включение.

В 2008 г. после двухлетней работы в мастерской закончена новая камнерезная композиция - «Сказочный город на ките», мотивом для которой послужил отрывок произведения П.П.Ершова «Конёк-

горбунок». И.Голубев и Е.Устюжанин сделали проект этой работы с помощью компьютерной программы, которая позволила воспроизвести не только пластику форм и сочетание элементов между собой, но и различные породы камней. Светло-голубые тона морской воды объединяют все элементы композиции и, одновременно, фокусируют внимание на главном - рыбе-кит. На его спине раскинулась знакомая каждому с детства картина, творчески переработанная уральскими камнерезами. Город, окружённый белокаменной крепостной стеной, надолго уводит зрителя в мир сказки, которая как настоящее произведение всегда близка к правде. Сказочное селение очень похоже на древнерусский город с колоритным церковным храмом с золотыми куполами, с деревянными строениями с разноцветными крышами с золотыми петушками и причудливыми окошками. Многочисленные дорожки ведут от возвышающегося сказочного города к маленьким крестьянским домиками среди пожелтевших к осени берёз, к еловому бору на хвосте кита и к ветряной мельнице, к маяку, к пушечному валу, к пристаням с пришвартованными лодками и кораблями. Среди этого многообразия из-под скалистых берегов с ярко-зелёной травой выглядывают глаза и усы морского животного. Под усами виден стройный ряд зубов из белоснежного кахолонга, на фоне которых парусные корабли смотрятся изящными фигурками. Они пристают к берегам и отходят от них, ведя активную торговлю с чужестранными землями.

Морская поверхность из бразильского агата в форме эллипса с грамотно закомпонованными на ней пластическими формами размещена на соответствующей подставке, которая нуждается не просто в упоминании, но и по причине своей «многодельно-сти» требует отдельного описания. Изготовленная из габбро, она ещё более возвышает саму сюжетную композицию. Сравнительно большая по толщине, подставка украшена вставками с природным рисунком яшмы различных оттенков: от напоминающих нежную алую зарю до сумеречного заката. Гладко отполированные яшмовые образцы эффектно сочетаются с рельефным повторяющимся узором, выполненным из однотонной яшмы. Сами камнерезы называют её технической - самая скромная из сестёр в семействе яшм. У неё мягкий серо-зелёный цвет. Но она неброска и скучновата только на первый взгляд - стоит всмотреться, и вас покорит её густой и благородный тон. И, кроме того, что очень важно - она наиболее «послушна» замыслу художника: именно в одноцветном камне и можно «развернуться», не вступая в противоречие с материалом. Ведь на её ровном спокойном фоне великолепно смотрится самый сложный орнамент, самый филигранный рисунок [Шакинко 1982: 63]. Но главный акцент подставки, осуществляющий смысловую связь её с основной композицией, - это четыре пейзажных изображения, выполненных в технике флорентийской мозаики. Две мозаики посвящены парусным кораблям на фоне морского простора, на двух других изображён город, который по своим формам напоминает возвышающийся на ките. Разнообразие художественных средств делает подстав-

ку не только объектом отдельного повествования, но решает проблему неотъемлемости её от пластического изображения.

Хочется обратить внимание на использование в работе широкого цветового спектра, который способствует её восприятию. В изделии использована каменная палитра от белого цвета, представленного итальянским мрамором крепостных стен города, магнезитом возвышающегося храма, кахолонгом и бледным хризопразом до синей казахстанской яшмы, материализовавшейся в форму кита. Кроме синей, в работе присутствуют бурые, сургучные, крас-но-коричневые яшмы - в одних образцах перемешана масса цветов, другие спокойны и благородны в своём одноцветье. Разнообразна и зелёная гамма цветов: от нежнейшей прозрачности нефритовых елей до густой насыщенной зелени уваровитовой щётки.

Работа не только насыщена цветом, но и множеством деталей. На городской площади перед храмом расположился колодец с только что пролитой водой, в которой отражается голубое небо. Распряжённая телега с упавшими деревянными бочками. На берегу сушатся рыбацкие лодки. Эти детали крестьянского быта создают реалистичную картину жизни сказочного города и заставляют поверить в звон колоколов, увидеть струящийся из трубы дымок и услышать шум лесного бора. Камнерезами блестяще использован известный в искусстве приём - присутствие человека без его изображения.

Литературно-фольклорная тема, являющаяся иллюстрацией с портретом героя литературного произведения или сказочного животного, с жанровой или пейзажной сценой, стала одной из основных в творчестве Уральской камнерезной мастерской им. И.Боровикова. В рамках уже существующего в искусстве тематического направления, заимствуя литературные образы и детали композиций, в некоторых случаях дополняя их современными и индивидуальностью, в некоторых сохраняя максимальную достоверность, развивается в объёмной уральской мозаике литературно-фольклорная тема.

Список литературы

Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство. 1973.

Шакинко И.М. Уральские самоцветы. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во , 1982.

М.В.Артамонова (Магнитогорск) КРИТО-МИКЕНСКОЕ ИСКУССТВО В РОМАНЕ М.РЕНО «ТЕСЕЙ»

С самого момента своего возникновения литература непрерывно взаимодействовала с другими видами искусства. Их постоянная корреляция обусловлена не только сходными функциями, но и генетической связью. Литература, изобразительные искусства, музыка, театр, хореография ведут свое происхождение из глубокой древности, когда они представляли собой часть единого ритуала, а их функции были аналогичны. Первостепенной задачей

© М.В .Артамонова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.