Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 32 (213).
Филология. Искусствоведение. Вып. 48. С. 161-164.
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
О. О. Алиева
УРАЛЬСКАЯ ОБЪЕМНАЯ МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ:
К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ
Уральская камнерезная мастерская имени Ильи Боровикова специализируется на резьбе по твёрдому камню и работает над мозаичными статуэтками, сюжетными композициями в рамках исторической, политической, литературно-фольклорной темы, темы искусства и досуга. Уральские камнерезы работают в жанре портрета конкретных и собирательных персонажей, в батальном, бытовом и пейзажном жанрах.
Ключевые слова: мозаика из камня, жанр,
Произведения объёмной мозаики, выполненные из поделочных камней и дополненные драгоценными металлами, по своим размерам, функциональному назначению и декоративности относятся к скульптуре малых форм. Декоративная скульптура малых форм, малая скульптура, мелкая пластика -это скульптурные изображения небольших размеров, предназначенные в основном для интерьера1.
Временем сложения самостоятельного жанра русской декоративной пластики малых форм считают вторую половину XVIII века, хотя и до этого в России изготовлялись деревянные, глиняные, костяные и каменные игрушки-человечки. Первые фарфоровые статуэтки появились в России в середине XVIII века. Их выпускали такие заводы, как Императорский, Гарднера, Попова. Изготовляли фигурки по оригинальным моделям профессиональных художников, по офортам знаменитого иллюстрированного журнала «Волшебный фонарь». Среди статуэток были простонародные типажи или представители различных национальностей Российской империи. Выбор тем и сюжетов определялся политическими принципами Екатерины II, стремившейся демонстрировать свою любовь к «народу»1.
Приоритет в изготовлении малой пластики из сибирских и уральских камней в «блокированном» виде принадлежит Карлу Фаберже2. Нефрит, жадеит, малахит, ляпис-лазурит, аметист, гелиотроп, топаз, горный хрусталь, халцедон, яшма, родонит, обсидиан, кварц, аквамарин, агат сочетались в изделиях Фаберже с драгоценными алмазом, сапфиром, рубином, изумрудом и жемчугом. При этом
тема.
куски - блоки камня - непосредственно подгонялись друг к другу. Подбирались камни, которые по цвету подходили для изображения одежды и тела персонажа. Сочетание двух камней, подобно мазкам на палитре художника, создавало определённый колорит. Мастера Фаберже стремились максимально близко передавать натуру. Развивая традиции мелкой пластики, Фаберже применял камень там, где предшественники использовали дерево, глазурованный фарфор и бисквит, серебро и бронзу2.
Преодолев запреты советского времени, технологические и материальнопроизводственные трудности, объёмная мозаика возродилась в 1980-1990-е годы. В постсоветское время в России появился ряд предприятий, выпускающих произведения объемной мозаики из камня. Существуют две основные школы объемной мозаики - петербургская и уральская (екатеринбургская). Оба центра опираются на давние, ещё дореволюционные, традиции камнерезного искусства2.
Современные молодые уральские мастера берут обыденные сюжеты из жизни, тогда как питерские камнерезы стараются закладывать в свои произведения глубокий философский смысл.
Уральскую школу объемной мозаики отличает прекрасное знание цветного камня и любовь к полихромной блокированной миниатюре. Уральские мастера отдают предпочтение предельно реалистическому воспроизведению натуры и достигают при этом впечатляющих результатов3. Они стремятся в своих камнерезных композициях истинно и правдиво отражать жизнь, творчество уральских камнерезов основано на видимом сход-
стве, подобии образа и действительности. Через внешнюю правду они раскрывают правду внутреннюю, типическое и закономерное через индивидуальное и конкретное.
В Екатеринбурге одним из первых начал исполнять фигурки художник-камнерез И. Сергеев, организатор фирмы «Яхонт» и создатель камнерезной коллекции для руководителя Золотоплатиновой компании Н. И. Тимофеева. Под его началом работали мастера И. Боровиков, Р. Тырлов, А. Антонов, Е. Васьков - выпускники ХПТУ № 42. В технике объемной мозаичной пластики работает также екатеринбургский художник-камнерез
А. Жуков, обратившийся к ней в 1988 году под влиянием работ В. Коноваленко - художника, создававшего произведения объёмной мозаики из камня во времена социализма. Ценность произведений Анатолия Жукова в том, что он, следуя глубинным традициям уральского камнерезного искусства, не подгоняет материал под свой замысел, а старается настроиться на его волну и, отталкиваясь от специфических особенностей, стремится прежде всего раскрыть и подчеркнуть природную красоту самоцвета4. В технике объёмной мозаики работает А. Антонов. Частный минералогический музей екатеринбургского коллекционера В. А. Пелепенко обладает рядом произведений других художников-камнерезов - С. Оболенского, А. Леверова, Р. Яшкина, Д. Богомазова5.
Объёмная мозаика стала основным направлением деятельности некоторых фирм, например, «Екатеринбургской камнерезной мастерской», основанной в 2000 году группой мастеров под руководством Е. А. Казакевича. Ныне в составе фирмы более двадцати художников-камнерезов: А. Зефиров (работает в мастерской с 2007 года), С. Веснин, Г. Чернаков, В. Бабинцев, И. Новиков, Д. Хлебников и др.
Одной из крупных фирм Екатеринбурга, специализирующихся на изготовлении произведений малой камнерезной пластики в технике объёмной мозаики, на сегодняшний день является «Уральская камнерезная мастерская им. И. Боровикова». Она была основана в 1996 году как ЗАО «УНИКОМ», а с 2007 году получила имя Ильи Боровикова - в честь трагически погибшего в 2006 году талантливого камнереза, художественного руководителя фирмы. Коллектив мастеров в основном состоит из выпускников СХПТУ
№ 42, УралГАХА и УГТУ-УПИ. Ведущие мастера - Григорий Пономарёв, Алексей Зефиров, Андрей Павлов, Сергей Заплатин, Иван Голубев, Станислав Ширяев, Александр Еме-льяненко. Большая часть из них - выпускники Уральской архитектурно-художественной академии, художники-камнерезы с развитым объёмно-пространственным мышлением, с грамотным пониманием пластики формы, анатомии фигуры, чувством колорита и композиции, которые задают и поддерживают профессиональный художественный уровень в творческой деятельности мастерской.
Камнерезные работы в технике объёмной мозаики достаточно трудоемки и затратны. Преобладание в современном обществе материальных приоритетов и сосредоточение крупных денежных средств у определённого класса людей создали предпосылки для развития этого вида камнерезной пластики. Камнерезная пластика обычно играет роль VIP-сувенира и является гордостью частных коллекций. Можно предположить, что темы, к которым обращаются камнерезы и воплощают в произведения объёмной мозаики, продиктованы сугубо коммерческим интересом.
Для исследователя уральской объемной мозаики представляет интерес проблема жанрово-тематической классификации произведений. Обратимся к данной проблеме на примере работ одной из мастерских - «Уральской камнерезной мастерской им. И. Боровикова».
Мастерская возрождает многовековую традицию каменной летописи, свидетельствующую потомкам о жизни, «созидательных трудах и отдохновенных досугах» властителей земель русских6. В рамках политической темы Алексей Зефиров, работавший в этой мастерской до 2007 года, создаёт образ президента Казахстана Нурсултана Назарбаева (2006). На приподнятом от земли подиуме расстелен пестреющий восточными узорами и орнаментами ковёр, воспроизведённый в технике флорентийской мозаики. По бокам ковра свисает густая недлинная бахрома, а в центре стоит президентское кресло из заирского малахита, богато отделанное золотом. В непринуждённой позе и в хорошем расположении духа на кресле сидит Назарбаев. Руки лежат на подлокотниках кресла, ноги в чёрных туфлях и выглядывающих из-под брюк носках, стоят на ковре, одна нога слег-
ка вытянута вперёд, другая - подогнута. Для костюма президента удачно подобрана сероголубая яшма, кахолонг - для белоснежной рубашки, на которой торжественным акцентом смотрится ярко-красный галстук с золотой отделкой. В официальном костюме не угадывается никаких национальных мотивов, и лишь массивные кольца на руках и восточная, с хитрецой, улыбка вносят национальный колорит в облик политического деятеля. Вся работа, от замысла сюжета до правдоподобия в изображении пластики фигуры и мельчайших ювелирных деталей вроде золотых часов на запястье левой руки, выглядит реалистичной и соответствует уральской школе объёмной мозаики.
Историческая тема - одна из важнейших в искусстве камнерезной мастерской. Она объединяет произведения, в которых запечатлены значительные события и герои прошлого, различные эпизоды из истории человечества. В рамках исторической темы художники Уральской камнерезной мастерской создают произведения объёмной мозаики в жанрах портрета конкретных исторических лиц и этносоциальных типажей, в батальных («Бой Пересвета с Челубеем») и бытовых многофигурных композициях («Деревня», «Чаепитие»).
В жанре портрета уральскими камнерезами выполнены статуэтки «Пётр I», «Маршал Жуков», «Николай II».
Изображения этносоциальных типажей -ремесленников, русских купцов, помещиков, приказчиков и других слоёв населения дореволюционной России - еще одно жанровотематическое направление искусства объемной мозаики. Оно сформировалось ещё на ранней стадии развития уральской мозаики из камня как подражание серии «Русские типы» фирмы «Фаберже». Непредсказуемое экономически неуравновешенное пространство России 90-х годов представляло собой не самую благоприятную среду для развития мелкой камнерезной пластики. Поэтому ориентация на наследие Фаберже была единственным способом обрести хотя бы какое-то подобие спроса на свои работы. Изготовление реплик и композиций а 1а Фаберже позволяло мастеру зарабатывать на хлеб насущный, попутно восстанавливая утраченные секреты ремесла. Благо имя Карла Густавовича было известно практически всем без исключения и позволяло большинству потенциальных покупателей в большей или меньшей степени осознавать,
почему эти каменные фигурки представляют собой какую-то ценность7.
Танец, музыка, театр также нашли отражение в работах Уральской камнерезной мастерской. Изящно кокетливыми смотрятся фигурки танцовщиц, балерин, артистов, музыкантов. В рамках этой темы художники обращаются к костюмированным типажам и к портретам конкретных деятелей искусства («Владимир Высоцкий», «Юрий Никулин», «Армстронг»).
В статуэтке «Танцовщица» (2004) Иван Голубев изобразил кружащуюся в лёгком танце девушку. На ней костюм из полупрозрачного агата. Складки на юбке и на рукавах блузки повторяют движение фигуры. Левая нога танцовщицы слегка выходит вперёд, правая нога заведена назад, на носочек. Золотые завязанные крест накрест повязки обвивают сделанные из цельного кахолонга ноги в белоснежных колготках и танцевальных пуантах. Голова девушки повёрнута влево, в сторону намечаемого поворота всей фигуры направлена и левая рука, пластично согнутая в локте. Танцовщица размещена на овальной подставке из бразильского агата, природный рисунок которого расходится от центра нежными сероголубыми кольцами. Агат оправлен золотом с резным рисунком, в котором улавливается упругая пластика линий модерна.
Азартные игры, рыбалка как варианты темы досуга, времяпровождения также нашли своё отражение в творчестве «Уральской камнерезной мастерской». Эта тема представлена работами в жанре портрета характерных типажей («Бильярдист», «Рыбак», «Джокер») и многофигурными сюжетными композициями, изображающими времяпровождение определённого класса людей («Казино», «Танец живота»).
Большинством потребителей камнерезной пластики данный вид искусства воспринимается, прежде всего, как подарок, а подарок должен соответствовать вкусам владельца. Отсюда рыболовные сюжеты в произведениях объёмной мозаики - типичное проявление мужского начала и для многих любимый вид отдыха8. Сцену зимней рыбалки изобразил в своей работе Андрей Павлов (2002). Рыбак сидит на деревянном ящике, широко расставив ноги, между которыми темнеет высверленный на льду кружок проруби. Мужчина только что достал из воды удочку, на леске которой блестит и переливается золо-
тая рыбка. Квадратной формы подставка с закруглёнными углами представляет собой снежный покров замёрзшего водоёма, на нём лежат, поблёскивая серебром, уже пойманные рыбы. Реалистичность, которая является характерной чертой уральской объёмной мозаики, усиливают в работе точно подмеченные, взятые из жизни детали. На подшитые валенки с пяточной стороны посажены кожаные заплаты. Естественность работе добавляет развязанная шапка-ушанка с одним поднятым ухом, другим опущенным, поднятый воротник, упавший в воду высверленной лунки снег. Такие точные жизненные моменты как завершающие штрихи в картине играют решающую роль в формировании реалистического образа.
Отдельному тематическому направлению принадлежат камнерезные композиции, которые являются иллюстрациями к литературным произведениям, сказкам. Литературнофольклорная тема в творчестве художников «Уральской камнерезной мастерской им. И. Боровикова» воплощается в изображениях героев произведений (Данилко из сказа П. П. Бажова «Каменный цветок», охотник из романа Ф. Купера «Зверобой» и др.), в пейзажном жанре («Сказочный город на ките»). В своих композициях на тему литературы и фольклора нередко уральские камнерезы используют образы животных. Григорий Пономарёв в работе «Белка» (2007) создал персонаж из сказки А. С. Пушкина. Знакомые всем с детства персонажи сказок могут послужить ещё одним удачным вариантом подарка.
Проанализировав тематику произведений екатеринбургской объемной мозаики на примере «Уральской камнерезной мастерской им. И. Боровикова», можно выделить пять основных направлений: тема политики, которая представлена портретами современных политических деятелей; историческая тема, в которую вошли портреты конкретных исторических лиц и этносоциальных типажей, батальные и жанровые сцены; тема искусства с изображением конкретных и собирательных образов деятелей искусства; тема досуга и времяпровождения, которая посвящена азартным играм и рыбалке и представлена жанром портрета и многофигурной сюжетной композиции; литературно-фольклорная тема,
являющаяся иллюстрацией с портретом героя литературного произведения или сказочного животного, с пейзажной сценой.
В современных условиях рынка и конкуренции, которые коснулись и области искусства, одна из основных целей такого коммерческого предприятия, как частная камнерезная мастерская, - выпускать изделия, которые приносили бы предприятию доход. По степени материальных вложений и трудозатрат произведения объёмной мозаики ориентированы на заказчиков, которые прямо или косвенно влияют на выбор тем камнерезных композиций. Иногда мастер откровенно подстраивается под «вкус публики» - тогда получаются ремесленные поделки; иногда, когда вкус художника совпадает со вкусами тех, для кого его работа делается, он работает с увлечением. И тогда создаётся подлинное произведение искусства. И для грядущих поколений в таком произведении сохранится живое дыхание жизни, с особой яркостью запечатлевшей приметы времени, подобно замечательным произведениям камнерезного искусства, которые создавали в XVIII-XIX веках уральские мастера-художники камня по заказу императорского двора и камнерезной пластике фирмы Фаберже.
Примечания
1 Крюкова, И. А. Русская скульптура малых форм. М. : Наука, 1969. 152 с.
2 Скурлов, В. В. Фаберже и его продолжатели / В. В. Скурлов, Т. Ф. Фаберже, В. Н. Илюхин. СПб. : Лики России, 2009. 640 с.
3 Лопато, М. Н. Ювелиры старого Петербурга. СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. 163 с.
4 Парнюк, Т. В. Анатолий Жуков. Екатеринбург : АМБ, 2006. 88 с.
5 Уральский минералогический музей
В. А. Пелепенко. Каменная скульптура. Екатеринбург : Союз, 2005. 12 ил.
6 Салмин, Л. Власть отдыхает // Графо PLATINUM. 2008. № 2 (32). С. 58.
7 Ананьев, А. Злой гений // Сизиф. 2008. № 2 (4). С. 4.
8 Веселовский, А. Тема. Сюжет. Образ // Сизиф. 2008. № 1 (3). С. 30.