Кондратьев Юрий Викторович
ОБРАЗЫ КРЕСТЬЯН В "ПУТЕШЕСТВИИ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ" А. Н. РАДИЩЕВА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье рассматриваются основные образы крестьян, созданные А. Н. Радищевым в "Путешествии из Петербурга в Москву", как средство патриотического воспитания. На материале данного литературного произведения раскрыто значение образа и мифа в сохранении традиций. Показана роль применения этих образов в передаче традиций русского народа подрастающему поколению посредством эстетического познания. Предлагаются практические рекомендации по организации изучения данных образов школьниками в контексте их патриотического воспитания. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272018/3-2/49.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 3(81). Ч. 2. C. 412-414. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/3-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
творческий потенциал учащихся. Поэтому творческие упражнения должны прочно войти в структуру урока русского языка в начальной школе. Они помогают создать на уроке атмосферу заинтересованности, ситуацию успеха, что способствует общему развитию детей.
Список источников
1. Бакулина Г. А. Выполнение текстовых упражнений средствами субъективизации в III-IV классах // Начальная школа. 2006. № 4. С. 18-26.
2. Магомедова З. Р., Рамазанова Д. А. Дидактические материалы по методике обучения русскому языку в начальных классах национальной школы. Махачкала, 2009. 236 с.
MAIN TYPES OF CREATIVE TEXT EXERCISES AT THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AT PRIMARY SCHOOL
Kislitskaya Svetlana Stepanovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala Dagestan State University of National Economy, Makhachkala panarina. 01@mail. ru
The article deals with the main types of creative text exercises at the lessons of the Russian language at primary school. The use of such exercises and assignments to them helps the teacher to organize effective work on the development of younger schoolchildren's coherent speech. Systematic and purposeful carrying out of creative text exercises promotes independent study of language units, reveals the potential of each student, and develops thinking.
Key words and phrases: teaching the Russian language; primary school; development of coherent speech; creative text exercises; text compilation; text reconstruction.
УДК 37(091)
В статье рассматриваются основные образы крестьян, созданные А. Н. Радищевым в «Путешествии из Петербурга в Москву», как средство патриотического воспитания. На материале данного литературного произведения раскрыто значение образа и мифа в сохранении традиций. Показана роль применения этих образов в передаче традиций русского народа подрастающему поколению посредством эстетического познания. Предлагаются практические рекомендации по организации изучения данных образов школьниками в контексте их патриотического воспитания.
Ключевые слова и фразы: патриотическое воспитание; средство воспитания; художественный образ; типическое; восприятие; традиция; эстетическое познание.
Кондратьев Юрий Викторович
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского kondratiew.iur@yandex. гы
ОБРАЗЫ КРЕСТЬЯН В «ПУТЕШЕСТВИИ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ» А. Н. РАДИЩЕВА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
«Лучшее в нас, быть может, унаследовано от чувств прежних эпох, которые теперь уже вряд ли доступны нам непосредственно; солнце уже закатилось, но небо нашей жизни ещё пламенеет и сияет его лучами, хотя мы уже не видим его» [3, с. 151], - писал Ф. Ницше о смысле искусства. Искусство, как его традиционно определяют исследователи, - это мышление в художественных образах. Образ как эстетическая категория может быть понят, с одной стороны, как знак, «микрообраз», а с другой - как «макрообраз», целостная картина действительности [1, с. 162]. С помощью образов как знаков транслируются смыслы и значения той или иной культуры, что играет важную роль в воспитании подрастающего поколения и сохранении этой культуры. Воспринимая в образе целостную картину действительности, человек учится строить свою жизнь в соответствии с образцами, данными ему культурой.
Использование художественных образов в педагогической практике имеет большое значение для разных видов воспитания, в том числе патриотического. Создавая образ, художник стремится передать своё эмоциональное состояние, свои чувства другим людям, которые будут воспринимать его произведение. «Настоящее произведение искусства делает то, что в сознании воспринимающего уничтожается разделением между ним и художником, и не только между ним и художником, но и между ним и всеми людьми, которые воспринимают то же произведение искусства. В этом-то освобождении личности от своего отделения от других людей, от своего одиночества, в этом-то слиянии личности с другими и заключается главная привлекательная сила и свойство искусства» [7, с. 180], - писал Л. Н. Толстой. «Путешествие из Петербурга в Москву»
Педагогические науки
413
А. Н. Радищева адресовано, прежде всего, русскому читателю, поэтому, как настоящее произведение искусства, способно освободить его личность от одиночества среди наших сограждан, которые чувствуют свою принадлежность к русскому народу. Такую цель может ставить перед собой не только художник, но и педагог, осуществляющий деятельность по патриотическому воспитанию.
Современные исследователи подчёркивают важность формирования гражданской идентичности в отечественном образовании, «в условиях обострившихся проблем взаимодействия людей в поликультурном, полиэтническом и поликонфессиональном обществе» [4, с. 73]. Между тем формирование идентичности человека как гражданина и патриота осуществляется, прежде всего, в пространстве культуры его Родины. Художественные образы, несущие в себе смыслы и значения отечественной культуры, могут служить важным средством патриотического воспитания. Сюда можно отнести также и образы крестьян из «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.
Целью данной статьи является раскрытие значения основных образов крестьян из вышеназванного произведения как средства патриотического воспитания. Особое внимание при этом будет уделено анализу того, что получило недостаточно подробное освещение в научной литературе, посвящённой данной тематике. К числу таких проблем относится значение восприятия образов крестьян для патриотического воспитания вообще и сохранения традиций русского народа и российского общества в частности.
А. Г. Татаринцев указывал на типичность крестьянских образов «Путешествия из Петербурга в Москву»: «Радищеву важно было раскрыть определённые качества народа (трудолюбие, физическую и нравственную красоту, благородство, независимость, готовность постоять за себя, чувство единения, солидарности), а не охарактеризовать отдельных крестьян, ему, безусловно, известных» [6, с. 50]. Восприятие типического приближает нас к пониманию сущности явления, нахождению всеобщего в единичном. В данном случае в образах крестьян мы находим те качества русского народа, которыми нужно стремиться обладать и современным русским людям. Обнаружение типического явления - это эстетический путь познания сущности [1, с. 140]. Таким путём легче достигаются цели воспитания, чем путём логических рассуждений. Преподаватель может указать на образы крестьян А. Н. Радищева и вместе с учениками решить проблему: какие качества русского народа отображены в этих образах? Чему нас учит писатель, изображая этих крестьян?
В главе «Клин» мы встречаем слепого старика-певца, исполняющего народные сказания. «Неискусный хотя его напев, но нежностию изречения сопровождаемый, проницал в сердца его слушателей, лучше природе внемлющих, нежели взращенные во благогласии уши жителей Москвы и Петербурга внемлют кудрявому напеву Габриелли, Маркези или Толи» [5, с. 139-140]. Его пение слушали собравшиеся вокруг крестьяне, и его слова глубоко проникали к ним в душу. Исполнение народных сказаний этим стариком А. Н. Радищев ставит выше «кудрявых напевов» столичных знаменитостей, потому что этот человек поёт для народа, и народ, благодарно слушая его, воспринимает и сохраняет память о своих далёких предках и временах, в которые те жили. Этот певец был воином, он участвовал во многих сражениях и потерял зрение в одном из них. Раскрывая содержание этого образа, можно подчеркнуть гуманистический характер патриотизма слепого певца: он пришёл к выводу, что потерял зрение не случайно, а был наказан Богом за то, что не щадил безоружного неприятеля на поле боя. «Воину всегда должно быть по нужде» [Там же, с. 141], - говорит он. То есть нельзя уклоняться от воинского долга перед Родиной, но при этом нужно помнить, что и враг - тоже человек. «О! вы, последующие мне, будьте мужественны, но помните человечество!» [Там же], - восклицает слепой певец.
Исследователи подчёркивают значение образа и мифа в сохранении традиций. «Миф - это образ, воспринимаемый как реальность, аффект, ставший поступком» [1, с. 206]. А патриотизм невозможен без элементов традиционализма. Сказания, исполняемые слепым певцом, носят во многом мифологический характер. Но это не означает, что к ним нужно относиться негативно, добиваясь исторической точности и т.п. «Рудименты мифомышления проявляются в поведении современного человека, когда он переживает и реализует свою национальную принадлежность, отождествляя себя с другими, такими же, как он. Это общественно необходимый вариант мифологического сознания, до сих пор себя не изживший» [Там же, с. 207]. Поэтому важно понимать значение сказок и былин, фольклора в целом для патриотического воспитания и использовать взятые оттуда образы в качестве средства такого воспитания. Преподаватель может отметить тот факт, что крестьяне, описанные А. Н. Радищевым, лучше понимали свою принадлежность к России, чем дворяне, потому что первые были воспитаны на сказках и былинах, а последние - на модных французских романах или других иностранных произведениях. Можно добавить, что лучшие представители дворянства, которыми до сих пор гордится Россия (например, А. С. Пушкин), воспитывались нянями-крестьянками, передававшими им народную мудрость, дух и силу родного слова.
В главе «Зайцово» описана ситуация убийства крестьянами помещика и его сыновей, пытавшихся изнасиловать невесту одного из крестьян. Сначала крестьяне просто воспрепятствовали этому изнасилованию, не имея намерения убивать насильников, но затем их терпению настал конец, ибо злодеяния помещика только увеличивались. «Как ты дерзнул, - говорил старый асессор, - поднять руку на твоего господина? А хотя бы он с твоею невестою и ночь переспал накануне твоея свадьбы, то ты ему за это должен быть благодарен. Ты на ней не женишься; она у меня останется в доме, а вы будете наказаны» [5, с. 47]. Другие крестьяне, «соболезнуя о участи молодого крестьянина и имея сердце озлобленное против своих господ, его заступили» [Там же]. Помещик набросился на них, но был убит вместе с тремя своими сыновьями. А. Н. Радищев оправдывает это убийство, излагая теорию естественного права устами гуманиста-судьи Крестьянкина. Традиции естественно-правового мышления возрождаются, когда писаное право перестаёт выполнять свои функции, становится несправедливым и теряет свой смысл.
Традиция права первой ночи, на которую опирался убитый помещик, возможно, возникла ещё из родо-племенного строя общества, когда она имела какое-либо мифологическое обоснование и оправдание. В феодальном обществе она превратилась в гнусное унижение личности зависимого крестьянина и его семьи. Так и воспринимают это оскорблённые крестьяне, возмущённые, помимо этого, и рядом других действий убитого ими помещика. В крестьянской среде существовала своя традиция - традиция взаимопомощи, когда «мир» шёл на выручку отдельному крестьянину или его семье. В наше время, когда российское общество «атомизиро-вано» и равнодушно к несправедливостям или преступлениям, творимым «сильными мира сего» по отношению к незащищённым слоям населения, сохранение и возрождение традиций взаимопомощи приобретает всё большую актуальность. Обсуждение этой проблемы на примере образов крестьян из «Путешествия из Петербурга в Москву» и поиск различных путей выхода из подобных ситуаций будут способствовать развитию патриотического сознания учащихся, пробуждать в них чувство сопричастности к проблемам нашей Родины и её народа.
Образ крестьянки Анюты из главы «Едрово» также показывает нам важность сохранения народных традиций для патриотического воспитания. Крестьянские семьи России, опиравшиеся на лучшие традиции русского народа, были крепкими и сильными, выдерживая давление как со стороны государственной машины, так и со стороны внешних недругов. Анюта придерживается принципов, основанных на природе и крестьянской традиции. «Меня было сватали в богатый дом за парня десятилетнего; но я не захотела. Что мне в таком ребёнке; я его любить не буду. А как он придёт в пору, то я состареюсь, и он будет таскаться с чужими. <...> Я хочу себе ровню» [Там же, с. 76]. Существовавшие тогда в России законы в сфере бракосочетания противоречили природе, на что и указывает А. Н. Радищев. «Неравенством лет нарушается единый из первейших законов природы; то может ли положительный закон быть твёрд, если основания не имеет в естественности? Скажем яснее: он и не существует» [Там же, с. 80]. Такое положение вредило как физическому здоровью, так и нравственному состоянию русского народа. На этот факт обращал внимание ещё М. В. Ломоносов [2, с. 16-18]. Анюта отказывается также принять деньги от незнакомого мужчины - путешественника, хотя подарок этот был бескорыстным, из опасения того, что об этом могут плохо подумать в её среде. А. Н. Радищев отмечает, что в чиновной среде, где преобладали другие традиции, от подобного подарка взамен невинности не отказались бы. В наше время подобные примеры для сравнения можно привести из рабочей среды и среды шоу-бизнеса, хотя и в том и в другом случае бывают исключения (как и во времена А. Н. Радищева).
Патриотическое воспитание касается всех слоёв населения, при этом можно анализировать и обсуждать существующие тенденции, решая проблему, какие традиции важны для сохранения народа и патриотического воспитания личности, а от каких лучше поскорее избавиться. В этом нам могут помочь и образы крестьян, созданные А. Н. Радищевым.
Итак, рассмотрение образов крестьян из «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева позволило выявить их значение для патриотического воспитания. Через эстетическое познание, а не путём силлогизмов эти образы становятся средством патриотического воспитания. При помощи этих образов происходит усвоение традиций русского народа. Представляется, что изложенный в статье материал и размышления могут служить своего рода практическими рекомендациями по применению данных образов в деятельности педагога, осуществляющего патриотическое воспитание.
Список источников
1. Гулыга А. В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987. 286 с.
2. Ломоносов М В. О сохранении и размножении российского народа // Ломоносов М. В. О сохранении русского народа / сост. и отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2011. С. 15-34.
3. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: сочинения. М. - Харьков: Эксмо; Фолио, 2005. 848 с.
4. Пак М. С. Актуальность формирования в образовании российской гражданской идентичности // Психологические и педагогические аспекты научного становления личности: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. А. Сукиасян. Уфа: Омега Сайнс, 2017. С. 72-74.
5. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. Проза. Л.: Художественная литература, 1984. 264 с.
6. Татаринцев А. Г. Сын Отечества. Об изучении жизни и творчества А. Н. Радищева: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. 128 с.
7. Толстой Л. Н. Что такое искусство? // Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 20-ти т. М.: Художественная литература, 1964. Т. 15. С. 44-242.
PEASANT IMAGES IN A. N. RADISHCHEV'S "JOURNEY FROM PETERSBURG TO MOSCOW" AS A MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION
Kondrat'ev Yurii Viktorovich
Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovski kondratiew. iur@yandex. ru
The article considers the basic peasant images created by A. N. Radishchev in "Journey from Petersburg to Moscow" as a means of patriotic education. By the material of this literary work the paper discovers the importance of an image and a myth to preserve the traditions. The author shows the role of these images when transferring the Russian national traditions to the younger generation by means of esthetic cognition and proposes practical recommendations to organize the study of these images among the schoolchildren in the context of their patriotic education.
Key words and phrases: patriotic education; means of education; artistic image; typical; perception; tradition; esthetic cognition.