Научная статья на тему 'Развитие идеи государственно-патриотического воспитания флотской учащейся молодежи'

Развитие идеи государственно-патриотического воспитания флотской учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПАТРИОТИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / КУРСАНТЫ / СИСТЕМА / ПАТРИОТИЗМ / ОТЕЧЕСТВО / ФОРМИРОВАНИЕ / EDUCATION / STATE PATRIOTISM / STATE-PATRIOTIC EDUCATION / CONCEPT / CADETS / SYSTEM / PATRIOTISM / MOTHERLAND / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томилина Светлана Николаевна

В статье рассматриваются основные этапы и тенденции развития идеи государственно-патриотического воспитания курсантов морских вузов России с момента зарождения отечественного морского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the idea of state-patriotic education of naval students

The article considers the main stages and trends of development of the idea of state-patriotic education of naval schools cadets in Russia since the start of national marine education

Текст научной работы на тему «Развитие идеи государственно-патриотического воспитания флотской учащейся молодежи»

С. Н. Томилина

(Новороссийск)

Развитие идеи государственно-патриотического воспитания

флотской учащейся молодежи

В статье рассматриваются основные этапы и тенденции развития идеи государственно-патриотического воспитания курсантов морских вузов России с момента зарождения отечественного морского образования.

Складывающаяся международная обстановка требует серьезного преобразования воспитательной деятельности с российской молодежью, в том числе и в сфере патриотического воспитания. Процесс воспитания молодежи должен определяться национальными интересами Российской Федерации и обеспечивать ее активное участие в общественно-политической жизни, возрождении и развитии мощной экономики, обеспечении безопасности Отечества.

В этих условиях возвращение к идее государственно-патриотического воспитания (ГПВ) флотской молодежи представляется актуальной и своевременной проблемой для отечественного образования и практики воспитательной работы с курсантами морских вузов России.

Ныне в стране произошел быстрый и неконтролируемый подъем русского державного патриотизма [7]. Государственно-патриотическая идеология базируется на традиционных и исторических элементах российской культуры, образа жизни, менталитета, традиций и национальных обычаев и с точки зрения её теоретиков представляет собой «... синтез русской идеи, современных реалий и исторического, в том числе социалистического опыта» [7, с. 12]. Ю. В. Тархов [7], А. В. Кива [3] и др. считают, что главными компонентами такой идеологии являются: державные начала; стремление к социальной справедливости, присущие российскому обществу; православие; духовные ценности; соборность; общинность и коллективизм; приверженность к «сверхидее» как катализатору самосознания и патриотизма; лидерство; жертвенность; бережное хранение и следование российским традициям и др.

Рассмотрение в научной литературе основных этапов и тенденций становления и

развития в отечественном образовании идеи ГПВ флотской молодежи [2, 5] позволяет говорить о генезисе патриотической идеи в морских учебных заведениях России, процесс развития которой условно можно разделить на пять основных этапов: зарождение, становление, развитие, советский и современный.

Так, первый этап охватывает период с 1696 по 1725 год Важнейшая особенность этого этапа - это зарождение государственно-патриотической идеи и ее постепенное становление в морских школах.

По мнению большинства ученых [1, 2, 5, 8], развитие идеи патриотизма в морских учебных заведениях России полностью связано с активной государственной деятельностью императора Петра I по укреплению России. Именно усилиями Петра и его сподвижников был сформулирован новый воспитательный идеал - «человек государственный, слуга царю и отечеству». Служба Отечеству, старательность, прилежание и усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью, достоинством гражданина-патриота.

Делу укрепления государственного патриотизма служил и «Табель о рангах». В его разработке принимал активное участие сам Петр I. В этом документе отмечалось, что услуги Отечеству, усердие в делах государственных являются высшей доблестью, это закреплялось как важнейшие основания для дальнейшего продвижения по службе и награждения государственными наградами. Интересам развития патриотического сознания служили учрежденные в те годы государственные символы, награды, ритуалы и традиции [2].

Главными идеологами державного патриотизма были Петр I и его «Ученая дружи-

на», организованная Феофаном Прокопови-чем, объединившим В. Н. Татищева, А. Д. Кантемира, И. Т. Посошкова, А. М. Черкасского, И. Ю. Трубецкого и др. Именно ими разработаны основы государственного патриотизма, суть которого заключалась в привитии гражданам подлинной любви, верности и самоотдачи государству, защиты его в военное время от любого агрессора [1].

Понимая сущность и значение патриотизма для страны, Петр I ставил верность Отечеству, державе выше всех иных ценностей и добродетелей, даже выше преданности самому себе. Державный патриотизм был направлен на привитие ученикам истиной любви к государству. Для этого им прививались послушание, почитание императора, желание учиться, чтобы быть полезным Отечеству, дисциплинированность, мужество и готовность к героическим поступкам, вплоть до самопожертвования во благо России [2].

Проповеди-панегирики Ф. Прокоповича «Слово похвальное о баталии Полтавской», Г. Бужинского «Слово в похвалу Санкт-Петербурга и его основателя государя императора Петра Великого», «Служба благодарственная о великой победе под Полтавой» Ф. Лопатин-ского и др. прославляли личные заслуги Петра Великого перед Отечеством, воспевали его патриотизм, заботу о российском государстве и народе, воспитывали у поданных любовь к Императору и Отечеству [1]. В этом духе воспитывались и ученики морских учебных заведений. Именно образ Петра был примером ревностной службы и преданности Отечеству.

Содержание державно-патриотического воспитания включало духовно-нравственный, религиозный, профессиональный и ге-роико-патриотичский компоненты воспитания личности патриота-державника и профессионала, что результативно сказывалось на профессиональной деятельности морских командных кадров.

Религиозный компонент предусматривал изучение Закона Божьего, христианских заповедей, участие в ежедневных молитвах, проведение священником еженедельных бесед, участие в других церковных мероприятиях. Целью проповедей священников было наставление учеников на верноподданническое служение царю как помазаннику божьему, сохранение своей православной веры и любви к Отечеству [8].

На первом этапе идея патриотического воспитания только начинала зарождаться, по крупицам закладывались концептуальные основы, компоненты её содержания, накапливался педагогический опыт, позволившие впоследствии начать создание полнокровной системы патриотического воспитания учеников морских учебных заведений.

Важнейшая характерная тенденция данного периода - утверждение в сознании российской флотской молодежи осмысленного и достойного служения Отечеству.

В то же время следует отметить отсутствие единых подходов к процессу воспитания патриотов, засилье в образовании чужестранцев, не заинтересованных в воспитании подрастающего поколения россиян, применение физических мер воздействия на непослушных, нарушителей дисциплины и слабоуспевающих учеников.

Второй этап (1726-1829 гг.] - начально-базовый, для которого характерно становление государственно-патриотической идеи. В те годы на генезис идеи государственного патриотизма в морских учебных заведениях существенно повлияли труды М. В. Ломоносова (1711-1765], Н. И. Новикова (1744-1818],

A. Н. Радищева (1749-1802], Н. М. Карамзина (1766-1826], И. Ф. Богдановича (1758-1831],

B. А. Жуковского (1783-1852], А. П. Куницына (1783-1841], П. И. Пестеля (1793-1826] и др. Взгляды этих авторов позволили развить концептуальные основы патриотического воспитания флотских учащихся.

Так, М. В. Ломоносов [4] утверждал: «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла». Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. В «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев призывал к совершенствованию форм и методов государственно-патриотического воспитания [6]. В заботе государства о воспитании молодежи он видел самый верный путь развития человека, формирования его как настоящего патриота и истинного сына Отечества.

Представление о новом воспитательном идеале, который должна была поддерживать отечественная школа, содержала книга «О должностях человека и гражданина», изучавшаяся с 1783 г. во всех учебных заведени-

ях империи. В ней были изложены нравственные и правовые нормы того времени, среди которых забота о благе Отечества была важнейшей.

Непосредственный процесс воспитания учеников контролировали специально назначенные инспектора или надзиратели из отставных офицеров. Так, в положении об инспекторе говорилось, что это должен быть «человек добронравный, который должен знать все те науки, коим в оной школе обучаться будут ученики. Все учителя должны быть в его повелениях, и он должен смотреть их прилежность, и в обучении учеников и при переводе из класса в класс экзаменовать, а в небытность директора смотреть за экономом, чтобы наблюдаемы были порядок в пище, чистоте, в каморах и классах» [2].

После смерти Петра Великого постепенно религиозные науки стали выдвигаться на первый план в учебно-воспитательном процессе. Свою достойную лепту в патриотическое воспитание вносили священники. Они толковали ученикам катехизис, важнейшие положения библии, внушали им необходимость послушания императору, любви к Отечеству, священности самопожертвования за други своя и Родину. Однако в годы правления императрицы Екатерины II в образовании уменьшилось влияние церкви. Снижение влияния и доминирования РПЦ стало одним из прогрессивных шагов, принятых под влиянием либеральных взглядов правящей монархии.

Патриотическое воспитание учеников было одним из важнейших направлений деятельности преподавателей. Личным примером, беседами и выступлениями о морских успехах России, о кругосветных плаваниях, морских открытиях, освоении новых морских путей и т.п. они укрепляли любовь к государству, отождествляемому с Отечеством, развивали патриотические качества учеников морских школ, готовили их к достойному служению государю и Отечеству [8].

Следовательно, на этом этапе патриотическая работа имела ярко выраженную тенденцию воспитания учеников в духе государственного патриотизма, усиливающуюся за счет героико-патриотических примеров, имевшихся в то время в изобилии в истории Российского государства, отечественного военного и гражданского флота.

Существенным недостатком воспитания

флотской молодежи в патриотическом духе можно назвать недостаточную связь с прогрессивными идеями зарубежного образования и воспитания, передовыми взглядами отечественных мыслителей и педагогов.

Третий этап - развитие патриотической идеи государственного патриотизма и системы государственно-патриотического воспитания учеников морских учебных заведений - охватывает период с 1829 по 1917 год.

Важное значение для обучения и воспитания будущих флотских профессионалов имели утвержденные 9 июля 1867 года императором Александром II «Положения о Мореходных классах» и «Правила для испытания на звание шкипера и штурмана» [5]. Важнейшие положения данных документах заключались в том, что:

- мореходные классы создавались с разрешения Министерства финансов в любом городе России;

- заботы по их организации возлагались на губернаторов;

- все расходы по содержанию несла община;

- государство выделяло субсидию на создание морских классов.

Эти меры дали серьезный толчок развитию системы морских учебных заведений в России.

Для данного этапа характерно:

- возвращение к нравственно-религиозному подходу. Закону Божьему возвращается статус главного учебного и воспитательного предмета;

- ориентирование в патриотическом воспитании на идеал преданного и полезного монарху, государству и Отечеству гражданина;

- привлечение к обучению в новообразованных мореходных классах наиболее высокообразованных и подготовленных преподавателей;

- применение комплексного подхода к дисциплинарной практике, сочетающего поощрения, наказания и учет индивидуально-психологических особенностей воспитанников, а также многообразие форм и методов нравственного, патриотического и эстетического воспитания учеников морских учебных заведений [8].

К концу XIX - началу ХХ века морские учебные заведения России имели уже ясную и четкую цель обучения и воспитания - сфор-

мировать у каждого выпускника христианина, верноподданного, образованного, ответственного и исполнительного профессионала, настоящего патриота-державника, которому свойственны такие патриотические качества, как любовь к Отечеству, преданность, долг, честь, вера, ответственность.

Сложившаяся система государственно-патриотического воспитания в морских учебных заведениях Российской Империи позволяла воспитывать будущих морских профессионалов как подлинных патриотов Отечества с развитыми гражданскими и профессиональными качествами.

Основным недостатком сложившейся системы стало отсутствие учета возрастания революционности в России, что не позволило сориентировать не только социум, но и флотскую молодежь на неприемлемость ошибочной теории социалистической революции, разрушительности для Отечества диктатуры пролетариата.

Четвертый - советский этап в истории морского образования и патриотического воспитания морских специалистов начинается после Октябрьской социалистической революции. 23 января 1918 г. был подписан декрет о национализации торгового флота. Морские учебные заведения подверглись существенной реорганизации. Учеба в них стала бесплатной и доступной для всех представителей рабочих, крестьян и советской интеллигенции [5].

В советской педагогике феномен патриотизма исследователями рассматривался в контексте классового подхода, верности коммунистической идеологии, подчинения личных интересов интересам коллектива, советского общества и государства (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, М. И. Калинин, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и др.].

Для четвертого этапа характерно:

- проведение воспитательно-патриотической работы с идеологических позиций марксистско-ленинского учения;

- привлечение к воспитательно-патриотической работе всего профессорско-преподавательского состава и общественно-политических организаций (КПСС, ВЛКСМ];

- участие в патриотическом воспитании идеологического аппарата, агитационно-пропагандистского актива местных партийных органов;

- контроль за благонадежностью, политической лояльностью сотрудников и учащихся со стороны партийно-государственных органов.

Главный недостаток советской системы воспитания патриотов заключался в идеологизации образования и воспитательного процесса, отрыве доминирующей патриотической концепции от реальной связи с жизнью, закармливании людей идеологической проработкой мозгов, фрагментарности заботы государства о человеке-патриоте, реальном отказе гражданину в свободной и достойной жизни при повышенном требовании быть готовым к самопожертвованию за советское государство со стороны единолично правящей коммунистической партии.

Современный этап развития патриотизма в морских учебных заведениях России начинается с конца 1991 года. После двух десятилетий забвения патриотизма проблема русской идеи государственного патриотизма ныне переживает настоящий ренессанс.

Различные аспекты рассматриваемой проблемы освещены в публикациях А. Т. Абдул-лаева, А. Н. Вырщикова, М. Б. Кусмарцева, В. И. Лутовинова, В. М. Межуева, И. В. Можайского, В. С. Мусиной, А. В. Новикова, А. П. Пар-шева, Г. В. Осипова, Н. М. Снопко, Е. С. Троицкого, Г. И. Школьник и др.

Воспитательная работа в современных условиях во всех морских вузах России строится с опорой на государственную нормативно-правовую базу патриотизма на основе созданной системы и концепции государственно-патриотического воспитания флотской молодежи и с учетом специфики будущей производственной деятельности выпускников.

Таким образом, выполненный анализ научной литературы позволяет говорить о генезисе патриотической идеи в морских учебных заведениях России. На протяжении всех этапов государственно-патриотическое воспитание в морских учебных заведений России представляет собой комплексный процесс в условиях целостности учебно-воспитательной, социально-культурной и досуговой деятельности, направленной на формирование у учащихся ценностных ориентаций: любви к Родине, чести, ответственности, профессионального долга, готовности к защите Отечества, знания и уважения истории и традиций Отечества.

Всестороннее изучение опыта ГПВ в морских классах, школах и училищах Российской империи и советского периода имеет важное прикладное значение для теории и практики

отечественного образования и организации государственно-патриотического воспитания в морских учебных заведениях современной России.

Литература

1. Бонева Е. Пропагандисты Петра Великого [Электронный ресурс]. URL: http://arzamas.academy/materials/155

2. Бурсин К. М., Попов Г. П. Старейшее мореходное (Краткий исторический очерк Архангельского мореходного училища) - Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1976.

3. Кива А. В. Национальная идея - обруч нации // Ориентир. -1996. - № 12. - С. 12.

4. Ломоносов М. В. Для пользы общества. - М.: Сов. Россия, 1990.

5. Морское образование России: традиции, люди. - М.: Мортехин-формреклама, 1996.

6. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. - Л.: Художественная литература, 1984.

7. Тархов Ю. В. Основные направления и пути повышения эффективности патриотического воспитания молодежи на современном этапе развития общества // Гражданственность и патриотизм: теория и практика : материалы межвуз. городской науч.-практич. конф., 20 апреля 2007 г. / под общ. ред. В. И. Голикова. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. - С. 16-20.

8. Томилина С. Н. Этапы развития идеи государственного патриотизма в морских учебных заведениях России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 109. - С. 1005-1015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.