Научная статья на тему 'ОБРАЗЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ ПРАЗДНОВАНИЯ ДНЯ ПОБЕДЫ'

ОБРАЗЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ ПРАЗДНОВАНИЯ ДНЯ ПОБЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
273
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ОБРАЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕАЛЫ / ГЕРОИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ДЕНЬ ПОБЕДЫ / IMAGES OF HISTORICAL MEMORY / PATRIOTIC CONTENT / FIGURATIVE IDEAS / SOCIAL IDEALS / HEROISM / PATRIOTIC CONSCIOUSNESS OF YOUTH / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / THE GREAT PATRIOTIC WAR / VICTORY DAY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хилько Н. Ф., Озерова О. А.

В статье рассматриваются сущностные характеристики исторической памяти. Состояние исторической памяти российской молодежи исследуется на материале наиболее острой и живой темы - Великой Отечественной войны и празднования ее финала-Дня Победы. Выводы авторов (в целом позитивные) подкреплены материалом анкеты, которая была предложена студентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGES OF HISTORICAL MEMORY IN PERCEPTION OF THE YOUTH ON THE EXAMPLE OF THE CELEBRATION OF VICTORY DAY

The article examines the essential characteristics of historical memory. The state of the historical memory of Russian youth is investigated on the basis of the most acute and lively topic - the Great Patriotic War and the celebration of its final - Victory Day. The conclusions of the authors (generally positive) are supported by the material of the questionnaire that was offered to the students.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ ПРАЗДНОВАНИЯ ДНЯ ПОБЕДЫ»

УДК 008(571.13)+378 Науч. спец. 13.00.01

DOI: 10.36809/2309-9380-2020-29-123-126

ОБРАЗЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ ПРАЗДНОВАНИЯ ДНЯ ПОБЕДЫ

В статье рассматриваются сущностные характеристики исторической памяти. Состояние исторической памяти российской молодежи исследуется на материале наиболее острой и живой темы — Великой Отечественной войны и празднования ее финала—Дня Победы. Выводы авторов (в целом позитивные) подкреплены материалом анкеты, которая была предложена студентам.

Ключевые слова: образы исторической памяти, патриотическое содержание, образные представления, социальные идеалы, героизм, патриотическое сознание молодежи, историко-культурное наследие, Великая Отечественная война, День Победы.

Н. Ф. Хилько, О. А. Озерова N. F. Khilko, O. A. Ozerova

IMAGES OF HISTORICAL MEMORY IN PERCEPTION OF THE YOUTH ON THE EXAMPLE OF THE CELEBRATION OF VICTORY DAY

The article examines the essential characteristics of historical memory. The state of the historical memory of Russian youth is investigated on the basis of the most acute and lively topic — the Great Patriotic War and the celebration of its final — Victory Day. The conclusions of the authors (generally positive) are supported by the material of the questionnaire that was offered to the students.

Keywords: images of historical memory, patriotic content, figurative ideas, social ideals, heroism, patriotic consciousness of youth, historical and cultural heritage, the Great Patriotic War, Victory Day.

Для рассмотрения патриотического содержания образов исторической памяти определим ключевые понятия.

В первом приближении «историческая память» определяется как определенное историческое наследие: «следы, фрагменты, остатки, неполнота прошлого, зафиксированные в обыденных представлениях». Другая, противоположная точка зрения определяет историческую память как сумму изменяющихся неоднозначных представлений, «динамичный процесс постоянной организации этих фрагментов, предполагающий воспроизводство и трансформацию знаний о прошлом» [1, с. 170]. Третья точка зрения, принадлежащая Л. П. Репиной, соединяет в понятии «историческая память» коллективные и социальные, массовые представления о прошлом, трактуя последнюю как социальную память (в той мере, в какой она вписывается в историческое сознание общества), коллективную память (в той мере, в какой она вписывается в историческое сознание группы) или в целом — как совокупность ...массовых представлений социума об общем прошлом [2, с. 42]. С четвертой точки зрения историческая память — результат социального отношения к прошлому, предполагающий способы и механизмы фиксации прошлого, — это «системообразующий элемент общественного сознания с присущим ему механизмом запечатления, хранения, воспроизводства социокультурной информации» [3, с. 233]. Учитывая названные точки зрения, приходим к выводу, что применительно к социально-историческому аспекту исследования историческая память — это живые, меняющиеся представления об историко-культурном наследии.

Термин «образ прошлого» сегодня часто используется для обозначения представлений о наиболее значимых исторических событиях, закрепленных в общественном сознании в форме устойчивого набора символов [4]. При этом структура исторического образа как абстрактно-символьной

модели прошлого включает такие базовые элементы, как имя (знак) и форму (текстовую, иконографическую, аудиовизуальную) [5].

Применительно к понятию «историческая память» следует различать индивидуальные и коллективные образы, объединяющиеся в конечном итоге в совокупность массовых представлений о прошлом. Таким образом, в исторической памяти аккумулируются индивидуальная память о прошлом и коллективная историческая память. При этом совокупность массовых представлений о прошлом отражается в образах исторической памяти как совокупный образ (см. рис.).

Итак, представим понятие «образы исторической памяти» как устойчивый конструкт совокупности стереотипов восприятия исторического прошлого, соединяющий в себе совокупность массовых представлений и образов.

В нашей работе использовались методы анкетирования, сравнительного анализа и системного анализа. В анкетировании приняли участие 196 студентов факультета начального, дошкольного и специального образования Омского государственного педагогического университета.

Для начала обозначим критерии и показатели патриотического содержания образов исторической памяти. Пять критериев последовательно раскрывают образные представления студентов в сфере исторической памяти о Великой Отечественной войне.

1. Осознание и актуализация важности и значимости исторической памяти проявлялась в представлениях студентов о том, что такое День Победы и каковы цели его празднования.

1.1. По показателю значимости Дня Победы и исторической памяти о Великой Отечественной войне.

Исходя из результатов педагогического исследования, можно утверждать, что большинство респондентов считают, что День Победы — важное историческое событие (90,3 %),

Состав понятия «Образы исторической памяти»

однако есть люди, которые считают, что это такой же праздник, как и все, а также дополнительный выходной.

1.2. Относительно цели празднования Дня Победы преобладало следующее мнение. Подавляющее большинство, т. е. 96,9 %, ответили, что Парад Победы проводят для того, чтобы история страны, память о подвиге народа не была забыта, чтобы отдать дань памяти павшим в войне. Примерно 0,6 % ответили, что Парад проводится как веселое массовое мероприятие. Примерно 2,5 % людей ответили, что они не знают, для чего проводится такое мероприятие, как Парад Победы. Можно сделать вывод, что всё же большинство опрошенных понимают, что Парад Победы проводят, чтобы почтить память погибших, ведь миллионы людей погибли, сражаясь за мирное небо и свободу.

2. Знание и проявление интереса к Великой Отечественной войне и исторической памяти было выявлено на основе двух показателей: знания Дня Победы и форм его празднования.

2.1. Знание Дня Победы. Для проверки знаний о юбилее Победы был задан вопрос: «Сколько отмечается лет Победы в Великой Отечественной войне в 2020 году?» Практически 100 % опрошенных, а именно 92,3 % дали ответ — 75 лет. Эти данные говорят о том, что молодежь помнит дату Победы, историю; люди небезразличны. Однако небольшой процент (7,7 %) ответили: 80 и 85 лет. В данном случае присутствуют пробелы в знаниях, люди не знают дату начала и окончания войны, возможно, ответили быстро на вопрос (не отмечали дату в прошлом году); 70 лет никто не отметил.

2.2. Было выявлено три формы празднования Дня Победы: посещение парада ветеранов, посещение салюта, вручение цветов ветеранам. Чуть больше половины опрошенных, т. е. 56,6 %, посещают в этот день парад ветеранов, 25,5 % — ходят с друзьями на салют, меньше людей вручают ветеранам цветы, однако 12,2 % опрошенных вообще не отмечают этот праздник.

3. Интерес к сохранению исторической памяти был исследован на основе показателей интереса к исторической памяти вообще и проявлению конкретного интереса к военному периоду жизни ветеранов.

3.1. Интерес к исторической памяти вообще. Большинство опрошенных (81,6 %) считает, что в учебных заведени-

ях необходимо больше уделять внимание изучению информации о Великой Отечественной войне; 17,9 % респондентов считает, что у школьников и студентов итак достаточно знаний о Великой Отечественной войне; и лишь 0,5 % проголосовали за то, что нужно исключить предмет изучения Великой Отечественной войны из образовательных программ. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что большая часть проявляет интерес к такому важному историческому событию, как Великая Отечественная война, стремится сохранить память об этом и передать последующим поколениям.

3.2. Интерес к военному периоду жизни ветеранов проявился в следующем.

Согласно анкетированию, 82 % опрошенных знают, что в их роду есть люди, которые защищали Родину, они интересуются историей своей семьи. Что касается интереса к военному периоду жизни ветеранов Великой Отечественной войны — 70,7 % респондентов ответили, что интересуются военным периодом жизни участников Великой Отечественной войны, а 29,3 % указали на то, что им не доставляет интереса военная жизнь участников Великой Отечественной войны.

Таким образом, мы можем увидеть, что большую часть студентов интересует военная жизнь участников Великой Отечественной войны. Это означает, что люди понимают значимость передачи истории, память о военных событиях. Очень грустно, что всё-таки почти 30 % студентов не интересуются военным прошлым, что составляет немалую цифру, примерно 54 человека из 191 опрошенного.

4. Активность в патриотической деятельности и ее образном отражении и следование патриотическим традициям была зафиксирована в градации семи форм активности.

4.1. Посещение патриотических музеев, выставок. По результатам анкетирования 71,4 % с удовольствием проводят время в музеях и посещают выставки, посвященные Великой Отечественной войне. Одинаковое количество опрошенных, по 11,1 %, отметили, что их не интересуют музеи и выставки, посвященные Великой Отечественной войне, они живут сегодняшним днем; 6,4 % респондентов посещают музеи и выставки только тогда, если их за это поощряют баллами. Можно сделать вывод, что большая часть студентов интересуются выставками, посвященными Великой Отечественной войне, и посещают музеи.

4.2. Ношение георгиевской ленты: 86, 5 % респондентов ответили, что 9 мая обызательно носят георгиевскую ленту; 12 % сообщили, что они никогда не носят георгиевскую ленту; 1,5 % опрошенных не знают, что такое георгиевская лента. Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что большая часть студентов знают, что такое георгиевская лента и обязательно надевают ее на День Победы.

4.3. Посещение Дня Победы. По результатам анкетирования 56,6 % опрошенных посещают в этот день парад ветеранов, 25,5 % — ходят с друзьями на салют, меньше людей вручают ветеранам цветы, однако 12,2 % опрошенных вообще не отмечают этот праздник. У 82,1 % студентов есть среди родственников живые или погибшие участники Великой Отечественной войны, 17,9 % утверждают, что среди их родственников таких не имеется.

4.4. Участие в акции «Бессмертный полк»: 75,8 % респондентов ответили, что принимают участие в акции «Бессмертный полк» и делают это ежегодно. Можно считать, что большая часть студентов имеют представления о данной акции и принимают в ней участие. Так как голосование анонимное, можно предположить, что 6,8 % студентов ответили (а что это такое?) несерьезно или они действительно не понимают, о чем речь.

4.5. Поздравление ветеранов: 31,6 % респондентов ответили, что им некого поздравлять в День Победы; 27,6 % проголосовали за то, что поздравляют с Днем Победы своих родных; 21,9 % респондентов указали, что поздравляют с Днем Победы своих знакомых; 18,9 % респондентов ответили, что поздравляют ветеранов с Днем Победы только в качестве общественного поручения.

Исходя из данных результатов, можно сделать вывод о том, что достаточное количество студентов Омского государственного педагогического университета не имеет возможности поздравлять ветеранов Великой Отечественной войны с праздником, чуть меньшее количество студентов поздравляет, но только тех, с кем знакомы лично.

4.6. Участие в патриотических мероприятиях. Принимаете ли вы участие в мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне? Получен 191 ответ: 63,1 % ответили «иногда» (это самый большой процент);. 28,2 % — «очень часто», а остальные 8,7 % — «в тех случаях, если ставят за это баллы». Мы видим, что большинство опрошенных активно участвуют в мероприятиях, интересуются этим памятным днем, но 63,1 % ответили «иногда».

4.7. Участие в волонтерском движении: 71,9 % опрошенных никогда не входили в состав группы волонтеров помощи ветеранам Великой Отечественной войны; 23,5 % студентов были участниками группы волонтеров помощи ветеранам Великой Отечественной войны; 4,6 % респондентов не знают о существовании таких волонтерских групп. Представляется, что волонтерская деятельность помощи ветеранам недостаточно развита, но приятно осознавать, что почти 1/4 часть респондентов входили или входят в состав группы волонтеров помощи ветеранам Великой Отечественной войны.

5. Отношение к исторической памяти и ветеранам Великой Отечественной войны проявилось как на эмоциональном уровне, так и в деятельностной форме: в отношении к празднованию этой памятной и священной даты, к символам и ветеранам Великой Отечественной войны.

5.1. Эмоциональное отношение ко Дню Победы: 62,6 % опрошенных считают, что испытывают чувство гордости за свой народ (это 122 человека); 31,3 % ответили, что для них это самый великий праздник и равному ему не будет; около 2 % считают, что это просто радостный день; 1 % не считают, что это особенный праздник и приравнивают его к обычному празднику; 1 % чувствуют безразличие к этому дню; 2 % считают, что этот праздник сопровождается лишней шумихой, которая раздражает их. Таким образом, почти 94 % считают это великим праздником, а также чувствуют гордость за свой народ, но есть 6 %, которые не разделяют такого мнения. Чувства в отношении к 9 мая у большинства опрошенных положительны, лишь у малой части выявляется безразличие и раздражение в отношении к этому дню.

5.2. Отношение к празднованию Дня Победы и перспективам дальнейшего празднования Дня Победы и к символам Великой Отечественной войны.

По результатам проведенного исследования, на вопрос о том, будут ли отмечать 9 мая через 50 лет, большинство респондентов ответили «обязательно» (44,4 %). Второе место занял ответ «скорее всего, да» (39,8 %). Затрудняются с ответом 8,2 % опрошенных, и примерно такое же количество респондентов посчитали, что 9 мая через 50 лет перестанут отмечать.

Таким образом, примерно 80 % опрошенных считают, что этот великий праздник не забудут спустя несколько десятков, а может, и сотен лет. Учитывая возраст респондентов, такой показатель достаточно хороший и свидетельствует о том, что студенты осознают важность и необходимость отмечать праздник 9 мая.

5.3. Отношение к ветеранам Великой Отечественной войны По результатам проведенного исследования на вопрос о том, кем для опрашиваемого является ветеран Великой Отечественной войны, большинство респондентов, а именно 71,9 %, дали ответ: «герой». Следующий по популярности ответ: ветеран Великой Отечественной войны — «живая история» (26 %). Данные результаты свидетельствуют о понимании молодым поколением важности тех людей, которые отдали часть своей жизни войне. Несмотря на анонимность ответов, следует понимать, что определенная часть ответов может быть недостоверной, так как респондент мог выбрать наиболее благоприятный ответ из предложенных.

Однако наряду с данными ответами малая часть респондентов считает, напротив, что ветеран Великой Отечественной войны — это просто пожилой человек и льготник. Такой выбор свидетельствует либо о том, что для респондента не имеет ценности поколение Великой Отечественной войны, их переживания и жизненные трудности, либо о том, что он недоволен своим жизненным положением, ввиду чего не одобряет получение соответствующих льгот ветеранами Великой Отечественной войны.

6. В ходе исследования было выявлено пять источников образных представлений об исторической памяти: родители, учебники, кино, свидетели военных событий, научные книги.

Исходя из этого, можно сказать, что всё же большая часть людей узнали о Великой Отечественной войне от своих родителей. Семьи помнят об этом событии и передают своим детям высочайшие ценности, такие как патриотизм

и любовь к своей Родине. Это историческая память о великом и трагическом событии нашего народа, которую нужно пронести через года.

Приведенные критерии и показатели свидетельствуют о значимости Дня Победы, о стремлении к сохранению памяти о Великой Отечественной войне, об актуальности патриотической деятельности и ее образного отражения, о соблюдении патриотических традиций; важнейшее значение при этом имеет отношение к ветеранам.

1. Савельева И. М., Полетаев А. В. «Историческая память»: к вопросу о границах понятия // Феномен прошлого / ред. И. М. Савельева, А. В. Полетаев. М. : ГУ-ВШЭ, 2005. С. 170-220. 1^:1^7Могех.ш/раде^е^а_

im_a_v_poletaev_av_istoricheskaya_pamyat_k_voprosu_o_ granitsakh_ponyatiya (дата обращения: 15.11.2020).

2. Репина Л. П. Историческая память и современная историография // Новая и новейшая история. 2004. № 5. С. 39-52.

3. Кулиш В. В. Социальное измерение функционирования исторической памяти молодежи // Учен. зап. Рос. гос. соц. ун-та. 2010. № 7 (83). С. 230-235.

4. Образ // Философский словарь. URL: http://www.onlin-edics.ru/slovar/fil/o/obraz.html (дата обращения: 15.11.2020).

5. Мазур Л. Н. Образы сельской истории в советском художественном кинематографе 1920-1991 гг. Опыт количественного анализа. URL: https://roii.ru/dialogue/43/roii-dialogue-43_20.pdf (дата обращения: 15.11.2020).

© Хилько Н. Ф., Озерова О. А., 2020

УДК 371.1

Науч. спец. 13.00.01

DOI: 10.36809/2309-9380-2020-29-126-129

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ

В статье представлен анализ теоретических положений развития инновационной деятельности в современной школе. Главное внимание уделено обоснованию критериев и показателей оценки образовательных инноваций как продуктов инновационной деятельности педагогов.

Ключевые слова: инновационная деятельность, риски инновационной деятельности, качество образовательных инноваций, критерии и показатели инновационной деятельности.

B. A. ^m6annK V. A. Tsymbalyuk

THE PROBLEM OF ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATIONAL INNOVATIONS IN THE PROCESS OF THEIR INSTITUTIONALIZATION

The article presents an analysis of the theoretical ideas of the development of innovative activity in a modern school. The main attention is paid to the substantiation of criteria and indicators for assessing educational innovations as products of the innovative activities of teachers.

Keywords: innovation activity, risks of innovation activity, quality of educational innovations, criteria and indicators of innovation activity.

Качество образования — важнейшее понятие педагогической науки. В педагогической литературе и исследованиях, посвященных проблеме качества образования, авторы связывают целый ряд показателей, которые характеризуют образовательный и инновационный потенциал образовательной организации. Теория инновационной деятельности, разработанная в трудах Э. Роджерса, свидетельствует о том, что, рассматривая вопросы оценки инноваций, необходимо учесть, что инновации — это высокорисковый вид деятельности людей. Это означает повышенные требования к качеству институциональной среды организации, основу которой составляют созданные в ней институты, обеспечивающие эффективное внедрение инноваций в практику деятельности организации. Регламентируя инновационную деятельность, они отвечают за инновационные риски, которые становятся неотъемлемой частью инновационной деятельности. В работах Э. Роджерса отмечается, что в оценке качества инновации необходимо иметь в виду жизненный цикл каждой инновации. Под ним автор понима-

ет «.совокупность взаимосвязанных процессов разработки и внедрения инновации, промежуток времени от идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта» [1, с. 68]. Возникающие риски, в ходе действия институциональных аспектов, дифференцировано действуют на каждом этапе инновационной деятельности.

Риск довольно часто ассоциируется с непредвиденными непреодолимыми трудностями, отсутствием немедленного успеха, нанесением ущерба традиционно организованной деятельности и проч. То есть речь идет не о будущих достижениях или новом качестве инновационной деятельности, а больше об опасностях, которые таит в себе инновация. Тем не менее, рассматривая вопросы качества инноваций, необходимо иметь в виду отношение педагогов к тем рискам, которые они усматривают, когда речь заходит о разработке и осуществлении инновационной деятельности.

Очевидно, что боязнь педагогов к новым начинаниям, тревожность по поводу успеха является некоторым отражением их личностных качеств. Творческий педагог центриро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.