Научная статья на тему 'Память о Великой Победе (по результатам социологического исследования в молодежной среде)'

Память о Великой Победе (по результатам социологического исследования в молодежной среде) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
163
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРОС / SURVEY / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / GREAT PATRIOTIC WAR / РЯЗАНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / RYAZAN YOUTH / ПАМЯТЬ / MEMORY / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / SOCIAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анисина Елена Алексеевна, Надточий Ю. Е.

В статье анализируются результаты социологического исследования «Память о Великой Отечественной войне и молодёжь». Делается вывод, что семья, как традиционный социализирующий механизм формирования памяти о войне, уходит, уступая место учебным заведениям, произведениям искусства и средствам массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Анисина Елена Алексеевна, Надточий Ю. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Memory of the Great Victory (a summary of a sociological survey of the youth)

The article presents the results of a sociological survey "The memory of the Great Patriotic War and the youth." The conclusion is that the family as a traditional socializing mechanism of shaping memory of the war gives way to educational institutions, works of art and media.

Текст научной работы на тему «Память о Великой Победе (по результатам социологического исследования в молодежной среде)»

Общество вчера, сегодня, завтра

Е.А. АНИСИНА1 кандидат культурологии, доцент кафедры социологии РГУ им. С.А. Есенина

Ю.Е. НАДТОЧИЙ кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии РГУ им. С.А. Есенина

Память о Великой Победе

(по результатам социологического исследования в молодежной среде)

Праздник 9 мая - День Великой Победы - это день священной памяти, праздник мощи и достоинства нашей страны, гордости за наш народ. Социальная и историческая память о тех событиях по сей день питает дух поколений, родившихся после войны. Придает особый смысл всей нашей жизни. Этот праздник через обновление ценностей, напоминание значимых событий, связанных с ним, выполняет «роль мощного механизма передачи культурных традиций из поколения в поколение, позволяет людям осуществить свою культурную самоидентификацию»2. Не случайно в социологических теориях заметное место отводится такой характеристике общества, как «национальное лицо». Это общность, с которым индивид себя идентифицирует. Самоидентификация молодежи через осознание своего единства с героической историей своего народа и отождествления себя потомками поколения победителей очень актуальна в настоящее время. Это оборотная сторона вопроса о выживаемости данного социума. Память, как справедливо отмечает И.Б. Бритвина, «является социогенетическим фактором, который обуславливает социальное поведение. Историческая

1 Анисина Елена Алексеевна, e-mail: anisina_l@mail.ru

2 Жигульский К.Праздник и культура. М.,1985, с. 158. 8

память политически актуальна, поскольку содержит координаты оценки настоящего и будущего»1.

В 2015 г. методом частично стандартизированного опроса (анкетный с полуоткрытыми вопросами) было проведено исследование, посвящённое теме «Память о Великой Отечественной войне и молодёжь». Оно было осуществлено Центром социологических исследований РГУ имени С.А. Есенина под руководством авторов статьи.

В исследовании приняли участие 750 человек в возрасте 14-20 лет, то есть нормально социализированные старшеклассники и студенты 1-2 курсов учебных заведений г. Рязани и Рязанской области. Это поколение родившихся после 1990 г. - внуки и, как правило, правнуки ветеранов войны.

Цель исследования заключалась в изучении состояния и функционирования исторической и социальной памяти о Великой Отечественной войне у учащейся молодежи, и выявлении тенденций ее изменений.

Безусловно, отношение к историческим событиям и их оценка зависит от степени осведомленности о них. Ответы на вопрос «Участвовали ли Ваши родственники в Великой Отечественной войне?» показали, что 83% респондентов осведомлены об участии своих родственников в этой войне, и лишь 9% затруднились ответить на данный вопрос.

Однако лишь 40% информированных знают боевой путь своих дедов и прадедов. Почему? Многие молодые люди никогда не видели своих родственников -участников войны, знают их только по фотографиям, по реликвиям, которые хранятся в семье. Это поколение уже воспитывается без очевидцев событий тех давних лет. Кроме того, в ускоренном темпе современной жизни часто не находится времени для долгого и подробного общения детей и родителей, внимание уделяется сиюминутным злободневным проблемам, решению текущих задач. История своей семьи в период Великой Отечественной войны у современной молодёжи, в основном, ограничивается справочными сведениями типа «воевал,

1 Бритвина И.Б. Проблемы сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне // Социологическое исследование. 2015, №5, с. 19.

был ранен, вернулся...» или «партизанил где-то в Белоруссии, потом воевал, дошёл до Вены.», «были в оккупации.» и т.п. Эмоциональная связь, осуществляемая путем передачи жизненного опыта и знаний от старшего поколения к последующему, теряется, утрачивается. Семья, как традиционный

социализирующий механизм формирования памяти о войне, уходит, уступая место учебным заведениям, произведениям искусства и средствам массовой информации. Так, на вопрос: «Из каких источников Вы получаете информацию о Великой Отечественной войне?» более 90% опрошенных ответили: СМИ, книги, кино, ТВ и др. Лишь 9% респондентов отметили, что основным источником информации о событиях Великой Отечественной войны являются рассказы родных и знакомых.

На вопрос «Как Вы относитесь к мероприятиям, посвященным Дню Победы: экскурсии по местам боевой славы, встречи с ветеранами, акции типа «Георгиевская ленточка» и т.д.?» 56% ответили положительно, стараются активно принимать в них участие, 39% респондентов указали «скорее положительно, чем отрицательно», 5% показали свое равнодушие к данным мероприятиям. Это достаточно показательно. Молодежь, вопреки прогнозам, не дистанцируется от праздника, активно включена в процесс празднования, выступая инициатором и главным движителем многих акций, мероприятий. Примером тому, активное участие молодых людей, студентов и школьников в акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «100 дней до Победы», «Фронтовой платок», «Письма Победы», «Парад победителей» и многих других сопутствующих мероприятий, проводимых в Рязани и Рязанской области. Наша молодежь почувствовала необходимость участвовать в социальных процессах, происходящих в обществе. Ее привлекает сопричастность, гордость и возможность себя позиционировать прямыми потомками поколения победителей.

Данные мероприятия, организованные учебными заведениям (вузы, школы, ссузы и т.д.) и общественными организациями (волонтерские отряды, молодежные движения и партии, творческие союзы и т.д.) оказывают

решающее воздействие на формирование социальной и исторической памяти, чувства патриотизма и гордости за Отечество. Согласно результатам опроса, 75% считают себя патриотами страны, в то же время 7% отметили, что добровольное и бескорыстное служение Родине, обществу является анахронизмом. Таким образом, можно с большей долей уверенности говорить, что программы по развитию патриотических настроений среди молодежи дают положительные результаты.

Сегодня государство в рамках компетентностного подхода к процессу организации учебно-воспитательной работы уделяет большое внимание патриотическому воспитанию детей и молодежи. Проводятся и активно действуют на всех уровнях (федеральные, региональные, муниципальные и т.д.) различные программы, направленные на развитие духовно-нравственного потенциала юного поколения. Организуются конкурсы, фестивали, смотры и т.д. При господдержке снимаются художественные и документальные фильмы, сериалы, проводятся концерты, фестивали и др. Обусловлено это тем, что ведущую роль в формировании интереса молодёжи к Великой Отечественной войне играют внешние по отношению к семье источники.

Хотелось узнать, насколько респонденты знакомы с художественными произведениями, посвящённым событиям Великой Отечественной войны. Предлагалось написать названия книг, которые они когда-либо читали. Наиболее популярными у молодёжи произведениями оказались «А зори здесь тихие...» Б. Васильева (15%), «Судьба человека» М. Шолохова (11%), «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого (6%), «Сын полка» В. Катаева (14%), «Сашка» В. Кондратьева (8%). Были указаны также военные повести Василя Быкова, «В списках не значился» и «Завтра была война» Б. Васильева, «Василий Тёркин» А. Твардовского и др. В то же время 20% опрошенных не смогли назвать ни одной книги про войну, которую бы они прочитали. Это подтверждает результаты последних исследований, что молодёжь стала значительно меньше читать. Вывод напрашивается сам собой: читательский «репертуар» молодого поколения необходимо направлять. Как это делает в школе учитель. Только тогда мы сможем

получить читателя вдумчивого, с хорошим художественным вкусом, способного выбирать достойное произведение из великого сегодняшнего книжного разнообразия.

Сегодня существует многообразие социальных институтов, осуществляющих воздействие на воспитание молодого поколения. Особенно значимым компонентом процесса социализации является воздействие такого социального института как СМИ, в первую очередь -телевидение. Поэтому представление о войне у большой части молодёжи базируется на современных отечественных фильмах и сериалах. Примером тому -ответы на вопрос «Назовите фильмы о Великой Отечественной войне, которые вы смотрели». Несомненными лидерами здесь стали такие фильмы как «Сталинград», «Брестская крепость», «Мы из будущего», «А зори здесь тихие», «Туман», «Белый тигр», «Диверсант». Каждый второй указал именно эти фильмы. Это говорит о том, что молодёжь ориентируется на современный кинематограф. Лишь треть упомянула «В бой идут одни старики». Были также указаны «Отец солдата», «Освобождение», «Семнадцать мгновений весны», «Журавли», «Четыре танкиста и собака», «Утомлённые солнцем», «Офицеры». Всего более 100 картин. Отметим, что ни разу (!) не были указаны западноевропейские или голливудские фильмы.

В виде открытого вопроса респондентам предлагалось вспомнить героев Великой Отечественной войны. 20% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос, 36% назвали более двух человек. Наиболее популярными вариантами ответов оказались - А. Матросов, З. Космодемьянская, А. Маресьев, Ф. Полетаев, И. Кожедуб. Такие ответы можно объяснить, в том числе, и тем что, в рамках школьной программы изучается поэма М. Алигер «Зоя» и «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. Присутствие в этом списке Фёдора Полетаева объясняется тем, что он наш земляк. Несмотря на то, что звание Героя Советского Союза получили более 11 тысяч человек, «на слуху» у молодого поколения лишь с десяток имен, и то благодаря литературным произведениям.

Также предлагалось назвать полководцев Великой Отечественной. 19% опрошенных затруднились ответить

на этот вопрос. Чаще всего указывали Г.К. Жукова (70%), И.С. Конева (50%), К.К. Рокоссовского (47%). Кроме того, неоднократно были упомянуты А.М. Василевский, И.В. Сталин, А.И. Антонов, Р.Я. Малиновский, В.И. Чуйков и др. Это говорит о том, что полководцы Победы известны практически всем. Несмотря на разногласия в оценке современных историков их роли в Великой Отечественной войне, в массовом сознании молодежи они воспринимаются как творцы Победы.

По данным нашего опроса большую часть молодёжи (84%) привлекает не только внешние проявления праздника - парад, массовое шествие, концерты под открытым небом, но и историческая значимость Дня Победы, возможность сопричастия и соучастия. Примером тому - организация и проведение в Рязани Парада Победителей. Если в 2014 году в нём участвовало около 20.000 человек, то в год 70-летия Великой Победы в нём приняло участие свыше 40.000 участников, а в нынешнем - более 30 тысяч.

Отдельно следует остановиться на вопросе о значении Парада Победы на Красной площади. Лишь 7 человек посчитали его ненужным мероприятием, пустой тратой сил и средств. По результатам опроса 59% респондентов считают его данью памяти павших в Великой Отечественной войне. Подавляющее большинство отмечают, что основной и главный его смысл - в патриотическом воспитании молодёжи, возможности продемонстрировать военную мощь страны, 20% полагают, что это повод сделать приятное ветеранам.

Это праздничное мероприятие содержит тот кумулятивный эффект, когда население чувствует себя не просто автономной единицей, но и частью чего-то большего. Это событие, продемонстрировавшее, что россияне почувствовали себя единой нацией, которая способна на достижение великих целей. Что, кстати, отметил замечательный кинорежиссёр Карен Шахназаров в одном из выпусков программы «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым» на телеканале «Россия».

Вообще, празднование Дня Победы показывает, что это праздник подлинно народный, который объединяет, поднимает национальное самосознание. Его значимость, охват усиливаются в связи с тем, что он проецируется не

только на войну, не только на 9 мая. Он олицетворяет все славные дела российской истории, становится всё более и более универсальным.

Известно, что настоящее вырастает из прошлого и в известной степени им определяется. Военные традиции нашей страны не просто передаются из поколения в поколение. Они, что называется, в крови у большинства россиян.

На вопрос «Есть ли сейчас необходимость вспоминать и говорить о событиях Великой Отечественной войны?» 96% респондентов ответили утвердительно, мотивируя тем, что это важно для сохранения исторической памяти, роста самосознания народа, обогащения его жизненного и исторического опыта.

Память о войне жива не столько громкими заявлениями и восклицаниями, сколько откликом в сердцах людей, правильным восприятием этого ужаса XX века молодым поколением.

Анисина Е.А., Надточий Ю.Е. Память о Великой Победе (по результатам социологического исследования в молодежной среде). В статье анализируются результаты социологического исследования «Память о Великой Отечественной войне и молодёжь». Делается вывод, что семья, как традиционный социализирующий механизм формирования памяти о войне, уходит, уступая место учебным заведениям, произведениям искусства и средствам массовой информации.

Ключевые слова: опрос, информация, Великая Отечественная война, рязанская молодежь, память, социальные институты.

Anisina E.A., Nadtochiy Y.E. Memory of the Great Victory (a summary of a sociological survey of the youth). The article presents the results of a sociological survey "The memory of the Great Patriotic War and the youth." The conclusion is that the family as a traditional socializing mechanism of shaping memory of the war gives way to educational institutions, works of art and media.

Key words: survey, information, Great Patriotic War, Ryazan youth, memory, social institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.