Научная статья на тему 'Образы единиц исчисления времени в русской художественной картине мира (на материале поэзии допушкинской и пушкинской поры)'

Образы единиц исчисления времени в русской художественной картине мира (на материале поэзии допушкинской и пушкинской поры) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
192
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА / ОБРАЗЫ ЕДИНИЦ ИСЧИСЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ / РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ДОПУШКИНСКОЙ И ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ / ARTISTIC WORLD IMAGE / IMAGES OF TIME UNITS / RUSSIAN POETRY OF THE PRE-PUSHKINIAN AND PUSHKINIAN TIMES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова Нина Семеновна

В статье рассматриваются образы единиц исчисления времени ГОД / ГОДЫ / ЛЕТА, ЧАС, МИНУТЫ, МГНОВЕНИЕ / МГНОВЕНИЯ, МИГ в русской художественной картине мира допушкинской и пушкинской поры. Автор приходит к выводу, что единицы исчисления времени в русской художественной картине мира этого периода представлены в основном универсальными, или традиционными (общеязыковыми, общенародными), образами: человек, текущая вода, летящая птица, пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Images of Time Units in Russian Artistic World Image (Based On Data from Poetry of Pre-Pushkinian and Pushkinian Times)

The article studies such images of time units as YEAR / YEARS / HOUR, MINUTES, MOMENT / MOMENTS, INSTANT in the Russian artistic world image of the pre-Pushkinian and Pushkinian times. The author comes to the conclusion that the time units in the Russian artistic world image of this period are generally represented by the universal or traditional (language-wide, nationwide) images such as person, running water, flying bird, space.

Текст научной работы на тему «Образы единиц исчисления времени в русской художественной картине мира (на материале поэзии допушкинской и пушкинской поры)»

УДК 811.161.1’37+82-1

Образы единиц исчисления времени в русской художественной картине мира (на материале поэзии допушкинской и пушкинской поры)

Н. С. Попова

В статье рассматриваются образы единиц исчисления времени ГОД / ГОДЫ / ЛЕТА, ЧАС, МИНУТЫ, МГНОВЕНИЕ / МГНОВЕНИЯ, МИГ в русской художественной картине мира допушкинской и пушкинской поры. Автор приходит к выводу, что единицы исчисления времени в русской художественной картине мира этого периода представлены в основном универсальными, или традиционными (общеязыковыми, общенародными), образами: человек, текущая вода, летящая птица, пространство.

Ключевые слова: художественная картина мира; образы единиц исчисления времени; русская поэзия допушкинской и пушкинской поры.

Картина мира есть целостный глобальный образ мира. В то же время само понятие «мир», модель которого описывается, целесообразно понимать как взаимодействие человека и среды; в этом смысле мир есть результат переработки информации о среде и о самом человеке. «Картина мира», являющаяся следствием познавательной деятельности человека, взаимодействует с некоторой языковой «картиной мира».

Но не язык и не языковая картина мира как таковые предопределяют наше мировоззрение, а внеязыковая реальность. Между миром действительности и миром языка находится мир мыслей (притом не только в вербализованной, но и образной, эмоциональной и зачастую подсознательной форме). На нас воздействуют не столько метафоры,

сколько обстоятельства, которые вынуждают их создавать [Кубрякова, 2003, с. 32-34].

Языковая картина мира, с точки зрения З. Д. Поповой и И. А. Стернина, не равна когнитивной (иными словами, непосредственной, или прямой) картине мира, которая существует в виде концептов, образующих концептосферу [Попова, Стернин, 2002, с. 6]. Когнитивная картина мира неизмеримо шире, поскольку не все концепты имеют языковое выражение: «В языке названо только то, что имело или имеет сейчас для народа коммуникативную значимость - об этом народ говорит или говорил» [Там же].

С языковой картиной мира соотносима художественная, или вторичная картина мира, которая запечатлена в художественных текстах. Она отражает индивидуальное мировосприятие автора произведения, но вместе с тем в ней находят отражение особенности национального менталитета, например, национальные символы, национально-специфические концепты. Таким образом, художественная картина мира опосредована дважды - языком и индивидуально-авторской концептуальной картиной мира [Попова, Стернин, 2002, с. 8] - и представляет собой вторичную, но существенную грань концептуального образа действительности [Чарыкова, 2000, с. 10-11].

В качестве разновидности художественной картины мира многими авторами выделяется поэтическая модель, которая реализуется в поэтических текстах, воплощаясь в индивидуальном использовании образных средств (тропов).

Предметом данной статьи является представление единиц исчисления времени в русской поэзии допушкинской и пушкинской поры (1770-1840 годов).

Анализ художественных произведений русских поэтов XVIII - начала XIX веков, которых А. С. Пушкин считал своими предшественниками и учителями (К. Н. Батюшкова, И. И. Дмитриева, В. А. Жуковского, Н. М. Карамзина, М. Н. Муравьёва, А. Н. Радищева), произведений самого Пушкина, а также поэтов-современников Пушкина (Е. А. Бара-

тынского, А. Ф. Вельтмана, Д. В. Веневитинова, А. Д. Илличевского, Н. М. Коншина, В. К. Кюхельбекера, М. Ю. Лермонтова, А. И. Одоевского, П. А. Плетнёва, В. С. Филимонова, Д. И. Хвостова) показывает, что единицы исчисления времени представлены у русских поэтов чаще всего антропоморфными образами.

Так, например, для названия отрезка времени ГОДЫ один из русских поэтов указанного периода создаёт интересный образ ямщика (кучера, извозчика): Нас быстро годы почтовые С корчмы довозят до корчмы... (Е. А. Баратынский «Дорога жизни», 1825).

ЛЕТА в нашем материале способны, как и люди, к физиологи -ческим процессам и проявлениям, а именно могут «погибать»: Ласкаю я души старинную мечту, Погибших лет святые звуки. (М. Ю. Лермонтов «Как часто, пёстрою толпою окружён...», 1840).

Кроме того, ЛЕТА могут быть очень старыми (даже древними) и одновременно иметь одежду в виде порфиры, пурпурной мантии монарха: И тишина глубокая вослед повсюду воцарилась, И в дикую порфиру древних лет Державная природа облачилась. (Е. А. Баратынский «Последняя смерть», 1827).

Отрезки времени МИНУТЫ, ЛЕТА изображены способными к коммуникативной деятельности (поэты обращаются к ним, как к собеседникам): Красотой пленённый света, Оживаю будто вновь: К вам, утраченные лета, В сердце жалость и любовь! (П. А. Плетнёв «К музе», 1822); Но где же вы, минуты упоенья, Неизъяснимый сердца жар, Одушевлённый труд и слёзы вдохновенья! Как дым, исчез мой лёгкий дар... (А. С. Пушкин «Дельвигу», 1817).

ЛЕТА и ЧАС в образной структуре художественного текста могут иметь психологические особенности людей, к примеру:

• ЛЕТА могут быть осмотрительными: По воле случая слепого Я познакомился с тобой В те осмотрительные лета, Когда смиренная диета Нужна здоровью моему... (Е. А. Баратынский «Н. М. Языкову», 1831);

• ЧАС может быть нескромным: В нескромный час меж вечера и света, Без матери, одна, полуодета, Зачем его должна ты принимать? (А. С. Пушкин «Простишь ли мне ревнивые мечты...», 1823).

ГОДЫ совершают определенные действия, а именно скрываются, прячутся, т. е. существуют, не обнаруживая себя: Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. (А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», 1822).

ГОДА / ГОДЫ оказывают воздействие на предметы и людей. Они меняют всё и всех, делая людей седыми, становясь причиной появления морщин, меняют людей внешне и внутренне: Бегут, меняясь, наши лета, Меняя всё, меняя нас... (А. С. Пушкин «Прощание», 1830); Прошли года чредою незаметной, И как они переменили нас! (А. С. Пушкин «Была пора: наш праздник молодой.», 1836); О, старец, убелённый годами и трудом... (К. Н. Батюшков «Мои пенаты», 1811-1812); Душой задумчивый, медлительно я шёл С годов младенческих знакомыми тропами; Художник опытный их некогда провёл. Увы, рука его изглажена годами! (Е. А. Баратынский «Запустение», 1834).

Отрезки времени ГОД / ГОДЫ / ЛЕТА / МИГ / МГНОВЕНИЕ нарисованы способными к движению, перемещению в пространстве:

• ГОД / ГОДЫ / МИГ мчатся: Год промчался - вести нет; Он ко мне не пишет... (В. А. Жуковский «Светлана», 1808-1812); Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдём под вечны своды - И чей-нибудь уж близок час... (А. С. Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», 1829); Но миг забав умчался И все желанья с ним! (А. Д. Илличевский «Весёлость и рассудок», 1817);

• МГНОВЕНИЕ приходит: Когда придёт желанное мгновенье? (Е. А. Баратынский «Буря», 1824);

• ЛЕТА, ГОД, ГОДЫ проходят: Лицейской жизни милый брат, Делю с тобой последние мгновенья, Прошли лета соединенья; Разорван он, наш верный круг... (А. С. Пушкин «Разлука», 1817); Не видели, как год прошёл, - Мелькает время неприметно! (А. Д. Илличевский

«19 октября», 1826); Увы, они прошли, мои весенни годы! Но - не хочу тужить ... (В. К. Кюхельбекер «К Пушкину и Дельвигу», 1818).

Та же идея движения заложена русскими поэтами и в обра-захлетящих птиц (о ЧАСАХ, МИНУТАХ,, МГНОВЕНИЯХ,, МИГЕ): Часы любви, часы похмелья По-прежнему ль летят на зов Свободы, лени и безделья? (А. С. Пушкин «Из письма к Я. Н. Толстому», 1822); Свободно говорил язык словоохотный, И лёгкие часы летали беззаботно! (Н. М. Языков «К няне А. С. Пушкина», 1827); Когда же минуты удивленья, Как сон туманный, пролетят, ... - Смирится гордое желанье Весь мир обнять в единый миг... (Д. В. Веневитинов «Я чувствую, во мне горит.», 1827); Познай же цену срочных дней, Лови пролётное мгновенье! (Е. А. Баратынский «Добрый совет» (К Коншину), 1821); Я волю дал любви несчастной И погубил, доверясь ей, За миг летящий, миг прекрасный Всю красоту грядущих дней. (Е. А. Баратынский «Эда», 1824).

Но МГНОВЕНИЯ не только летают, как птицы, но они ещё и те -кут, как вода: Медлительней текут мгновенья бытия. (М. Н. Муравьёв «Ночь», 1776, 1785).

ЛЕТА / ГОДЫ также текут, как вода: Случалось - несколько текло на свете лет, Что сам я забывал о том, что был поэт... (Д. И. Хвостов «И. И. Дмитриеву», 1810); Протекшие лета мелькают пред очами... (А. С. Пушкин «Воспоминания в Царском Селе», 1814); Я вас приветствую, о, милые мои, Протекших ранних лет друзья драгие! (П. А. Плетнёв «К моей родине», 1820); Годы текут своей чредою.... (В. С. Филимонов «Дурацкий колпак», 1824).

Иногда ГОДА / ЛЕТА воспринимаются русскими поэтами в образе бездны - глубокой пропасти, морской пучины: Равно исчезнут в бездне лет И годы шумные побед, И миг незнаемый забавы... (Е. А. Баратынский «Добрый совет (К Коншину)», 1821); О, всё своей чредой исчезнет в бездне лет! (Е. А. Баратынский «Финляндия», 1820).

Некоторое количество ЛЕТ иногда предстает как пространство, характеризующееся протяжённостью, объёмом и вмещающее события:

Но предо мной тогда Раскрылися грядущие года; События вставали, развивались, Волнуяся, подобно облакам, И полными эпохами являлись от времени до времени очам ... (Е. А. Баратынский «Последняя смерть», 1827).

ГОДЫ - это ещё и колесо, которое имеет, как известно, форму кру -га: Годы лёгкие кружили Колесом их (дней - Н. П.) предо мной: С быстротой они всходили и скрывались чередой (П. А. Плетнёв «К музе», 1822).

Таким образом, выполненный анализ со всей очевидностью показывает, что единицы исчисления времени в русской художественной картине мира допушкинской и пушкинской поры представлены преимущественно универсальными, или традиционными (общеязыковыми, общенародными), образами: человек, текущая вода, летящая птица, пространство.

Литература

1. «Благослови, поэт!..» : Антология поэзии пушкинской поры : Книга I / сост., вступ. ст., ст. о поэтах и примеч. Вл. Муравьёва. - Москва : Советская Россия, 1983. - 272 с.

2. «Издревле сладостный союз.» : Антология поэзии пушкинской поры : Книга II / сост., вступ. ст., ст. о поэтах и примеч. Вл. Муравьёва. - Москва : Советская Россия, 1984. - 352 с.

3. Кубрякова Е. С. Сознание человека и его связь с языком и языковой картиной мира / Е. С. Кубрякова // Филология и культура : материалы IV Международной научной конференции, 16-18 апреля 2003 года. - Тамбов : Изд-во ТГУ, 2003. - С. 32-34.

4. Попова З. Д. Язык и национальная картина мира / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - Воронеж : Изд-во Истоки, 2002. - 59 с.

5. Чарыкова О. Н. Картина мира и её репрезентация в языке / О. Н. Чары-кова // Роль глагола в репрезентации индивидуально-авторской модели мира в художественном тексте : монография. - Воронеж : Изд-во Истоки, 2000. -С. 6-26.

© Попова Н. С., 2012

Images of Time Units in Russian Artistic World Image (Based On Data from Poetry of Pre-Pushkinian and Pushkinian Times)

N. Popova

The article studies such images of time units as YEAR / YEARS / HOUR, MINUTES, MOMENT / MOMENTS, INSTANT in the Russian artistic world image of the pre-Pushkinian and Pushkinian times. The author comes to the conclusion that the time units in the Russian artistic world image of this period are generally represented by the universal - or traditional (language-wide, nationwide) - images such as person, running water, flying bird, space.

Key words: artistic world image; images of time units; Russian poetry of the pre-Pushkinian and Pushkinian times.

Попова Нина Семеновна, кандидат филологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, филиал в г Воронеже (Воронеж), [email protected].

Popova, N., PhD in Philology, associate professor, Russian State Social University, Voronezh branch (Voronezh), [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.