Научная статья на тему 'Образы древнерусской литературы как социокультурный феномен'

Образы древнерусской литературы как социокультурный феномен Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2993
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ГЕРОЙ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / ЛЕТОПИСЬ / БЫЛИНА / ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ФОЛЬКЛОР / ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ / OLD RUSSIAN LITERATURE / THE HERO OF THE OLD RUSSIAN LITERATURE / CHRONICLE / EPICS / HAGIOGRAPHIC LITERATURE / FOLKLORE / IMPERSONATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маликова Н.Н.

В статье автор представляет образы древнерусской литературы как социокультурный феномен. Прослеживаются принципиально важные особенности как мужских литературных героев, так и женских, характерные черты героев различных жанров древнерусской литературы летописей, былин и житий святых. Указываются различия в описании героев в зависимости от жанра. Также анализируется природа в качестве литературного героя. Подчёркивается важность изучения истории своих предков, в том числе и через изучение древнерусской литературы, для сохранения собственных моральных качеств в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGES OF ANCIENT LITERATURE AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON

The author presents images of Old Russian literature in article as a sociocultural phenomenon. Characteristic features of heroes of various genres of Old Russian literature chronicles, bylinas and lives of Saints are traced essentially important features both male literary heroes, and women’s. Distinctions are specified in the description of the hero depending on a genre. Also the nature as the literary hero is analyzed. Importance of studying of history of the ancestors including through studying of Old Russian literature, for preservation of own moral qualities in the modern world is emphasized.

Текст научной работы на тему «Образы древнерусской литературы как социокультурный феномен»

^ Культурология ■ИТш 1

12. Rakov V. M. Experience of a historiosophy of the Russian culture (classics and Silver age). The Bulletin of Perm State University. Series: History. 2005, no. 5, pp. 123-132.

13. Solovyeva I. V. Patronage at the turn of the XIX-XX centuries as a phenomenon of domestic business and culture. Traditional national-cultural and spiritual values as innovative development basis of Russia. 2013, no. 6, pp. 66-76.

14. Hezheva L. H., Gutov A. M. Phenomenon renaissance identity and nationality culture. Bulletin of the Kabardian-Balkarian Institute for the Humanities Research. 2015, no. 2 (25), pp. 83-95. (In Russian)

15. Yakovkina N. I. Istoriia russkoi kul'tury: XIX vek [History of the Russian culture: 19th century]. 2nd edition. St. Petersburg, Lan Publishing House, 2002. 574 p.

БРАЗЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

УДК 930.85

Н. Н. Маликова

Московский государственный институт культуры

В статье автор представляет образы древнерусской литературы как социокультурный феномен. Прослеживаются принципиально важные особенности как мужских литературных героев, так и женских, характерные черты героев различных жанров древнерусской литературы — летописей, былин и житий святых. Указываются различия в описании героев в зависимости от жанра. Также анализируется природа в качестве литературного героя. Подчёркивается важность изучения истории своих предков, в том числе и через изучение древнерусской литературы, для сохранения собственных моральных качеств в современном мире.

Ключевые слова: древнерусская литература, герой древнерусской литературы, летопись, былина, житийная литература, фольклор, олицетворение.

N. N. Malikova

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

IMAGES OF ANCIENT LITERATURE AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON

The author presents images of Old Russian literature in article as a sociocultural phenomenon. Characteristic features of heroes of various genres of Old Russian literature — chronicles, bylinas and lives of Saints are traced essentially important features both male literary heroes, and women's. Distinctions are specified in the description of the hero depending on a genre. Also the nature as the literary hero is analyzed. Importance of studying of history of the ancestors including through studying of Old Russian literature, for preservation of own moral qualities in the modern world is emphasized. Keywords: Old Russian literature; the hero of the Old Russian literature; chronicle; epics; hagiographic literature; folklore; impersonation.

Обращение к своим корням, культурному наследию и традициям необходимо современному человеку для того, чтобы в наше время, полное соблазнов, сохранить в себе морально-нравственные качества, кото-

рыми обладает русский народ испокон веков. Именно поэтому следует изучать свою историю и культурные памятники, которые передают всю душевную красоту и богатство русских людей. Древнерусская

МАЛИКОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА - аспирантка кафедры истории, истории культуры и музееведения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры

MALIKOVA NATALIA NIKOLAEVNA - doctoral student of of Department of history, cultural history and museology, Faculty of Social Sciences and Humanities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: koncertmaster@yandex.ru © Маликова Н. Н., 2016

литература является одним из наиболее ярких примеров, способных донести до нас дух и мировоззрение наших предков.

Как отмечал Д. С. Лихачёв [4], русской литературе почти тысяча лет, она является одной из самых древних литератур Европы. Принято считать, что она зародилась во второй половине Х века, при этом более семисот лет принадлежит периоду «древней русской литературы».

Главной чертой древней литературы является коллективность творчества, когда авторское начало не выходит на первый план. Древняя литература ближе к фольклору, чем к индивидуализированному творчеству писателей Нового времени. Эти семьсот лет древнерусские писатели создавали один общий ансамбль, единое творческое пространство.

Особый интерес вызывает отношение авторов к героям своих произведений на протяжении всей истории литературы. Иногда кажется, что персонажи проявляют свой характер, «удивив» своего создателя. С этой точки зрения прослеживаются значительные различия между героем древнерусской литературы и героем Нового времени.

«Неожиданность» в поступках присуща героям более молодых литературных произведений, они могут по-своему, непредсказуемо отреагировать на те или иные воздействия внешнего мира. В древнерусской литературе подобной неожиданности случиться не может. Герой всегда будет себя вести так, как ему положено. Причём законы его поведения основываются в первую очередь на его положении в феодальном обществе, где каждый разряд героя имеет свои правила поведения, его личностный характер не играет при этом никакой роли. Этот так называемый литературный этикет пропитывает всю древнерусскую литературу, и его необходимо учитывать.

Д. С. Лихачёв определил характерные стили литературы Древней Руси в процессе её исторического развития. Образ героя и идеалы также подвергались изменениям в зависимости от принадлежности к тому или иному направлению.

Итак, опираясь на разработку Дмитрия Сергеевича Лихачёва, эти этапы представляются следующим образом: стиль монументального историзма (Х1-ХШ века), эпический стиль (Х1-ХШ века), экспрессивно-эмоциональный стиль (конец XIV— XV века) и стиль психологического умиротворения (XV век).

Монументальный стиль ярко выражен в летописях, воинских повестях и произведениях о княжеских преступлениях. Все действия героев были обусловлены феодальным устройством и рядом общественно-социальных понятий, на первом месте всегда была честь, долг и обязанности.

В летописях князь всегда находился на позиции идеального, недостижимого совершенства. Рассматривались исключительно его поступки как исторического деятеля, не сосредотачиваясь на его личных человеческих качествах.

Описанию всех достоинств и добродетелей князя присуща парадность и торжественность, что свойственно данному стилю. Черты, характерные для него, как и для любого другого положительного героя, это бесстрашие в бою и презрение к смерти. Через образ князя автор стремится выразить собственные патриотические чувства, любовь к своей земле.

Определённый интерес представляет ракурс исследования В. В. Пузанова, который он представил в научной статье «Социокультурный образ князя в древнерусской литературе XI - начала XII века» [5]. Автор рассматривает описания языческих князей и князей-христиан. Для первых характерны эпитеты, опреде-

ляющие социальный статус, а для вторых

- эпитеты христианские. Это очередной раз подтверждает сакральность княжеской власти, так как с точки зрения христианина главным качеством правителя являлось наличие у него христианских ценностей.

Другой герой древнерусской литературы

- былинный богатырь - обладает этими же качествами, это собирательный образ защитника своей земли. В. Г. Белинский писал: «Русская народная поэзия кипит богатырями ... эта отвага, это удальство и молодечество являются в таких широких размерах, в такой несокрушимой исполинской силе, что преклоняешься» [1]. Как известно, богатыри обладали невиданной силой: Микула Селянинович одной рукой смог выдернуть из земли сошку, которая не поддавалась всей дружине князя Вольги. Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, а песня его слышна в Царьграде. Конь Ильи Муромца скачет «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Такая же гиперболизация свойственна и описанию вражеских сил, с которыми встречаются богатыри. Они в одиночку сталкиваются с несметными полчищами врагов, которые «серому волку в три дня не обскакать», «чёрному ворону в день не облететь». Более того, даже невеста богатыря, за которой он, как правило, отправляется в дальние земли, обладает каким-нибудь особым даром.

Даже время у былинных героев течёт по-особому. Никто не удивляется, когда в повествовании богатырь преодолевает огромные расстояния за крайне короткий срок. При этом его путь подробно не описывается, сборы в путь-дорогу -наоборот, в результате время несколько приостанавливается.

Возможно, это стремление к гиперболизации обусловлено ещё и размытостью в представлении эстетизации древнерус-

ского человека, которому было трудно определить границы приукрашивания реальности, но авторы старались в полной мере передать эмоциональную выразительность при работе со словом. Сами же исполнители былин самым невероятным событиям давали очень простое объяснение: «В старину люди были вовсе не такие, как теперь, - богатыри». Принято выделять две группы героев былин: старшие богатыри и младшие. К старшим относятся Дунай, Волх, Святогор, которые обладали невероятной силой, приближаясь к стихийным мифологическим силам. Младшие богатыри - Илья Муромец, Садко - обычные люди без мифологических черт, так как принадлежали новой исторической эпохе.

Интересно, что в былинах образ князя уже не всегда идеализируется, а иногда правители даже предстают в не самом лучше свете. Например, в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» присутствует князь Владимир, который не совершает плохих поступков, но и не обладает мужеством - ведь он испугался Соловья Разбойника. В ряде других былин князь Владимир несправедливо поступает с Ильёй Муромцем.

Другой жанр древнерусской литературы - житие святых - представляет ещё один тип героя. Расцвет этого жанра приходится на Х1У-ХУ века, когда складывался новый - экспрессивно-выразительный -стиль литературы. Житие можно сравнить с иконой - оно показывает не лицо, а лик героя. В образе «воинов Христовых» соединяется самоотвержение, бескомпромиссное служение идее, восприятие и пропаганда идеалов духовной красоты. Святой, как и воин, совершает подвиг, сражаясь за свои идеалы.

Одним из самых популярных и любимых русских святых, безусловно, является Сергий Радонежский. Он в первую очередь

историческое лицо, создатель Троице-Сергиева монастыря. Но в то же время с помощью традиционных художественных средств житийного жанра создаётся литературный творческий образ. Сергий Радонежский обладал рядом добродетелей: бдение, сухоядение, на земле возлежание, чистота душевная и телесная, труд, бедность в одежде. В его жизни присутствовали чудеса, которые он скрывал от посторонних и не разрешал своим ученикам о них рассказывать.

Создавая «Житие Сергия Радонежского» Епифаний Премудрый раскрылся как вдохновеннейший и тончайший богослов. При этом в повести не встретишь описания бурных переживаний, скромно упоминаются тяжелейшие испытания, о сложной внутренней борьбе и вовсе не говорится. В описании кончины Сергия автор в очередной раз особо подчёркивает его свет и святость: «Хоть и не хотел святой при жизни славы, но крепкая сила Божия его прославила, перед ним летали ангелы, когда он преставился, провожая его к небесам, двери открывая ему райские и в желанное блаженство вводя, в покои праведные, где свет ангельский и Всесвятской Троицы озарение принял, как подобает постнику. Таково было течение жизни святого, таково дарование, таково чудотворение - и не только при жизни, но и при смерти» [3, с. 112].

Далее хотелось бы обратиться к женским образам в древнерусской литературе, которые хоть и немногочисленны, но обладают ярким и запоминающимся характером. Интерес к раскрытию именно женской темы в древнерусской литературе у исследователей появился не так давно, но с каждым годом набирает обороты. Для раннего периода характерно обращение к фольклорной традиции, где в волшебных сказках женщина представала мудрой девой и разборчивой невестой.

Ярким примером такого описания служит образ княгини Ольги из «Повести временных лет». Она мудра в отмщении за своего мужа, а также в момент знакомства с Игорем, который так описан в XVI веке в «Степенной книге». Игорь охотился на Псковской земле. Через реку его перевозил юноша, но, когда сильный ветер сдул с этого «мальчика» шапку, раскрылось, что это красивая девушка. Игорь тут же воспылал к деве страстью, на что Ольга мудро - «не юношески, но старческим смыслом» - посоветовала ему научиться владеть своими желаниями и страстями, так как это необходимо для государственного правителя. Игорь не смог её забыть и впоследствии женился на Ольге.

Такой сюжет и поведение персонажей крайне близки к традициям волшебных сказок.

В другом женском образе - Февронии - также описывается «мудрая дева» (сказочная традиция), но здесь показана и «святость» девушки (житийная традиция). Феврония по-христиански мудро и по-доброму относится к окружающим, никогда никого не осуждает, проявляет ко всем милосердие. «Таким образом, мудрость героини, на первый взгляд соотносимая с иносказательностью "мудрых дев" фольклорных сказок, при более глубоком рассмотрении раскрывает "истинный разум", который дан Февронии от Бога и через который её образ сближается с Богородицей и святой равноапостольной Ольгой из житийного сочинения» [8, с. 153].

В одном из наиболее значимых древнерусских литературных произведений -«Слове о полку Игореве» - обращение к женским образам во главе с Ярославной пронизывает всю ткань повествования, усиливая эмоционально-лирические краски. В произведении прослеживается чередование сцен сражения с откликом на

них женской стороны, который создаёт свой эмоциональный контур. Это и плачь русских жён, и плачь Ярославны, и радостные песни девушек на Дунае.

Жанр женских житий занимает особое место в древнерусской литературе. Проводя параллель между византийскими и древнерусскими житиями, всё же можно встретить некие несовпадения в женских идеалах. Византийские героини представлены ярко, авторы стремятся подчеркнуть неповторимость их личности, всецело передать поражающие масштабы их деятельности и духовного совершенства. Для русского сознания наиболее близок идеал женщины в образе жены и матери, поэтому героини древнерусских житий предстают перед нами исполненные материнской заботы об окружающих. Получается, что они больше поглощены бытом, нежели их византийские предшественницы.

Безусловно, византийские женские жития послужили образцами для авторов древнерусской литературы. Условно эти типы можно разделить на три группы: жития мучениц, жития преподобных и жития святых. В древнерусской литературе на основе византийских трудов уже в XI веке создаются оригинальные произведения. В одном из них - «Житие святого преподобного Феодосия Печерского» появляется первый женский образ. Им становится мать Феодосия. Но когда же появились именно женские жития? Пока это установить сложно, но существует устоявшееся мнение, что это произошло не ранее XV века. Ранним женским житиям свойственна сюжетная занимательность, что приближает их к фольклору.

В XVI веке завершается процесс формирования житийного канона, появляются жития преподобных княжон. Начинает проявляться значительный интерес непосредственно к герою произведения, что придаёт биографичность. «Житие святой

преподобной Евфросинии Суздальской» во многом по форме приближается к «Житию святого преподобного Сергия Радонежского» подробным описанием самой героини, в частности её добродетели. Для этого исторического периода ещё не было возможным раскрывать какие-то личностные качества героини, все образы статичны, идеализированы и находятся как бы вне времени.

В XVII веке в житиях начинают встречаться диалоги, пропитанные эмоциональной экспрессией, чего раньше не бывало. В то же время для литературы этого времени характерен монументальный историзм. Пробудившийся интерес к личности человека расцветает во многих литературных жанрах, а также затрагивает и женские житийные произведения. Но всё же нельзя давать однозначную оценку новым течениям, так как сам по себе житийный жанр консервативен.

Подводя итог рассмотрению героинь женских житий, становится очевидным, что в них отражаются представления наших предков об идеальной жене и матери на фоне конкретных исторических событий. Данный пласт средневековой литературы ещё мало изучен, но, безусловно, представляет немалый интерес и для литературоведа, и для историка, и для культуролога.

Нередко в литературе Древней Руси в качестве одушевлённого героя выступает природа: леса и поля, реки и озера, звери и птицы, что в очередной раз подчёркивает неразрывную связь людей с живым окружающим миром. Эта фольклорная традиция, идущая с времён язычества, ярко проявляется в «Слове о полку Игореве». Ярославна с просьбой о защите мужа не прибегает к христианским молитвам, а обращается к Ветру, Днепру и Солнцу, общаясь с ними как с живыми существами. Одушевляются и другие отвлечённые по-

нятия: появляется Дева Обида с лебедиными крыльями, зловещий Див и Карна - олицетворение скорби и плача. Бояна автор наделяет мифическими чертами, он может обернуться и орлом, и сизым волком, и белкой. Главные герои, в свою очередь, обладают качествами мира природы: князь - «солнце», Ярославна плачет «кукушкой», а Игорь летит «соколом».

Современному человеку крайне важно обращаться к своим корням - источнику духовно-нравственных ценностей и идеалов, средству сохранения традиций своих предков. Без должного отношения к своей истории и культурным памятникам очень легко потеряться в этом мире и лишиться истинного богатства, которое нам подарила культура Древней Руси.

Примечания

1. Белинский В. Г. Собрание сочинений : в 9 томах. Москва : Художественная литература, 1976-1982. Том 4 : Статьи, рецензии и заметки. Март 1841 - март 1842. Москва : Художественная литература, 1976.

2. Гашева Н. Н. Роль русской литературы в этносоциализации молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 4 (48). С. 40-45.

3. Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского. Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1989. 265 с.

4. Лихачёв Д. С. Человек в литературе Древней Руси / Академия наук СССР. Ин-т русской литературы (Пушкинский дом). Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР. [Ленингр. отд-ние], 1958. 186 с.

5. Пузанов В. В. Социокультурный образ князя в древнерусской литературе XI - начала XII века // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2011. № 6. С. 128-152.

6. Ремизов В. А. Книга и чтение в культурно-личностном поле анализа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 33-38.

7. Реуцкая Е. М. Модели интерпретации художественного текста // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 5. С. 66-70.

8. Сулица Е. А. Женские персонажи древнерусской словесности: поэтическая образность и принцип син-кретичности // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2014. № 4 (45). С. 76-90.

9. Флиер А. Я. Культурные интересы человека // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 5 (55). С. 12-19.

10. Шафажинская Н. Е. Тема духовного поиска в русской литературе и философской мысли // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (51). С. 41-46.

11. Шафажинская Н. Е. Этапы становления и эволюции русского женского монашества: духовный облик первых подвижниц (X-XIV века) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 3. С. 51-56.

References

1. Belinsky V. G. Sobranie sochinenii, v 9 tomakh. Tom 4: Stat'i, retsenzii i zametki. Mart 1841 - mart 1842 [Collected works, in 9 volumes. Volume 4: Articles, reviews and notes. March, 1841 - March, 1842]. Moscow, Fiction Publishing house, 1976.

2. Gasheva N. N. Rol' russkoi literatury v etnosotsializatsii molodezhi [Role of the Russian literature in ethnosocialization of youth]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2012, no. 4 (48), pp. 40-45.

3. Zhitie i podvigi prepodobnogo Sergiya Radonezhskogo [Life and feats of the St. Sergey of Radonezh]. The Holy Trinity-St. Sergius Lavra, 1989. 256 p.

4. Likhachev D. S. Chelovek v literature Drevnei Rusi [The human in literature of Ancient Russia]. Moscow, Leningrad, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 1958. 186 p.

5. Puzanov V. V. Socio-cultural prince's image in Old Rus' literature, the 11th - beginning of the 12th century. Transactions of the Faculty of History, St. Petersburg State University. 2011, no. 6, pp. 128-152. (In Russian)

6. Remizov V. A. Book and reading in cultural and personal field analysis. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 3 (65), pp. 33-38. (In Russian)

7. Reutskaya E. M. Models of interpretation of the art text. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2009, no. 5, pp. 66-70. (In Russian)

8. Sulitsa E. I. Female characters in Old Russian literature: poetic imagery and syncretism. The Bulletin of Ryazan State University named for S. A. Yesenin. 2014, no. 4 (45), pp. 76-90. (In Russian)

9. Flier A. Ya. Cultural interests of the human. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, no. 5 (55), pp. 12-19. (In Russian)

10. Shafazhinskaya N. E. Subject of spiritual search in the Russian literature and philosophical thought. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, no. 1 (51), pp. 41-46. (In Russian)

11. Shafazhinskaya N. E. Stages of formation and evolution of the Russian female monkhood: spiritual shape of the first devotees (10-14th century). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2009, no. 3, pp. 51-56. (In Russian)

ЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ БАРОККО В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ И ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ РОССИИ

УДК 130.2

А. А. Белобров

Московский государственный институт культуры

Статья посвящена выявлению причин интереса к барокко в исторической и современной России, характеристике социокультурной ситуации, способствующей активизации стиля барокко, а также анализу его отдельных проявлений в современном российском музыкальном и театральном искусстве. Автор отмечает широкий спектр воздействия стилистики барокко в современных вариантах и интерпретациях в различных видах искусства, делает вывод о том, что о барокко можно говорить как о культурном феномене, для которого культурный диалог является как способом его осуществления, так и средством объяснения.

Ключевые слова: культура барокко, культурные интересы, современная музыкальная культура, театральное искусство, художественные формы барокко.

A. A. Belobrov

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

REPRESENTATION OF THE CULTURAL FORMS OF THE BAROQUE IN MODERN MUSICAL AND THEATRICAL ART OF RUSSIA

Article devoted to a study of the causes substantiating cultural interest to a baroque style in historical and contemporary Russia; characterization of sociocultural situation contributing to activation of such interest, and to the analysis of particular manifestations of baroque in contemporary Russian music and theatre. The author notes the impact of a wide range of baroque style in modern versions and interpretations in various art forms, concludes that on the Baroque can speak as a cultural phenomenon, for which the cultural dialogue is a way to implement it, as well as a means of explanation. Keywords: baroque culture, cultural interests, contemporary Russian musical culture, Russian theatre, art forms of baroque.

БЕЛОБРОВ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - аспирант кафедры культурологии и международного культурного сотрудничества социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры

BELOBROV ANDREY ALEKSANDROVICH - doctoral student of Department of cultural studies and international cultural cooperation, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: belobrowandrei.tv@yandex.ru

© Белобров А. А., 2016 109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.