Научная статья на тему '«Образцовая библиотека» - ядро нового образовательного пространства для библиотек военно-учебных заведений допрофессиональной подготовки и общеобразовательных школ с кадетскими классами'

«Образцовая библиотека» - ядро нового образовательного пространства для библиотек военно-учебных заведений допрофессиональной подготовки и общеобразовательных школ с кадетскими классами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

124
32
Поделиться
Журнал
Библиосфера
Область наук
Ключевые слова
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭСТАФЕТ / КУМАТОИДЫ / "ОБРАЗЦОВАЯ БИБЛИОТЕКА" / БИБЛИОТЕКИ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / SOCIAL RELAY-RACE THEORY / KUMATOIDS / "MODEL LIBRARY" / MILITARY SCHOOLS LIBRARIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старовойтова Ольга Рафаельевна

Статья содержит описание возможностей применения теории социальных эстафет М. А. Розова в деятельности библиотек военно-учебных заведений и общеобразовательных школ с кадетскими классами. Детально описан проект «Кадетство: Информация. Воспитание. Чтение», который реализуется на базе теорий М. А. Розова, А. Б. Антопольского и А. А. Ахаяна. В работе использованы статьи Е. Н. Гусевой первого отечественного библиотековеда, представившего теорию М. А. Розова библиотечному профессиональному сообществу. Описаны структура проекта и технология использования каждого элемента.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старовойтова Ольга Рафаельевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«A model library» is a core of new educational space for libraries of military pre-vocational schools and comprehensive schools with cadet classes

The article contains a description of possible applications of M. A. Rozov’s social relay-race theory in library activities of military schools and comprehensive schools with cadet classes. It describes in details the project «Cadethood: Information. Education. Reading», which is realized based on theories by M. A. Rozov, A. B. Antopolsky and A. A. Akhayan. We used papers by E. N. Guseva, the first national library science researcher, who introduced M. A. Rozov’s theory to the library professional community. The project structure and each element using technology are represented.

Текст научной работы на тему ««Образцовая библиотека» - ядро нового образовательного пространства для библиотек военно-учебных заведений допрофессиональной подготовки и общеобразовательных школ с кадетскими классами»

БИБЛИОСФЕРА, 2015, № 3, с. 54-58

Библиотековедение

УДК 027.8:355

ББК 68.46+68.491(2Рос)+78.347.63

«ОБРАЗЦОВАЯ БИБЛИОТЕКА» - ЯДРО НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ БИБЛИОТЕК ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ С КАДЕТСКИМИ КЛАССАМИ

© О. Р. Старовойтова, 2015

Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ 191176, г. Санкт-Петербург, 8 линия, 61

Статья содержит описание возможностей применения теории социальных эстафет М. А. Розова в деятельности библиотек военно-учебных заведений и общеобразовательных школ с кадетскими классами. Детально описан проект «Кадетство: Информация. Воспитание. Чтение», который реализуется на базе теорий М. А. Розова, А. Б. Антопольского и А. А. Ахаяна. В работе использованы статьи Е. Н. Гусевой -первого отечественного библиотековеда, представившего теорию М. А. Розова библиотечному профессиональному сообществу. Описаны структура проекта и технология использования каждого элемента.

Ключевые слова: теория социальных эстафет, куматоиды, «образцовая библиотека», библиотеки военно-учебных заведений.

The article contains a description of possible applications of M. A. Rozov's social relay-race theory in library activities of military schools and comprehensive schools with cadet classes. It describes in details the project «Cadethood: Information. Education. Reading», which is realized based on theories by M. A. Rozov, A. B. An-topolsky and A. A. Akhayan. We used papers by E. N. Guseva, the first national library science researcher, who introduced M. A. Rozov's theory to the library professional community. The project structure and each element using technology are represented.

Keywords: social relay-race theory, kumatoids, «model library», military schools libraries.

В связи с новыми задачами, вставшими перед школьным образованием, появились и новые задачи перед библиотеками военно-учебных допрофессиональных образовательных организаций и всех общеобразовательных школ, в частности, с кадетскими классами. Повышение насыщенности образовательной среды, увеличение доли самостоятельной работы с информацией, внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов и появление новых информационных потребностей у всех участников образовательного процесса потребовали усилить информационно-методическое сопровождение деятельности вышеназванных библиотек и реализовать проект «Кадетство: Информация. Воспитание. Чтение».

Генеральная цель проекта - преодоление междуведомственных барьеров и консолидация вышеназванных библиотек в устойчивое профессиональное сообщество с высокой сетевой активностью.

Для реализации столь масштабного проекта потребовалась методологическая база, позволяющая не только опираться на современные дости-

жения, но и ориентироваться на большинство целей, задач и ценностей, которые были присущи дореволюционному кадетству, прежде всего патриотизм, любовь к родине, четкие представления о долге и чести и т. д. Такой базой стали работы современного философа М. А. Розова, касающиеся социальных эстафет, то есть куматоидов. В библиотечном сообществе нам известны всего лишь две попытки связать философскую мысль М. А. Розова с библиотечной теорией и практикой - это статьи Е. Н. Гусевой [5, 6].

По мнению автора теории социальных эстафет Михаила Александровича Розова: «В развитии многих научных дисциплин явно проглядывает следующая закономерность: все начинается с накопления чисто рецептурных знаний практического характера, и только на следующем этапе нас начинает интересовать объект сам по себе» [7, с. 39]. Данное заключение вполне ложится на библиотековедение. Основным положением теории М. А. Розова является допущение, что в основе воспроизведения социальных явлений (иначе говоря, в ос-

нове социальной памяти) лежит способность индивида и социума действовать по непосредственным образцам. Способ бытия социальной реальности имеет особое - волноподобное - строение и структуру. «Одиночная социальная эстафета может быть сравнима с одиночной волной на поверхности водоема, которая - согласно физическим законам - идет по поверхности (т. е. во времени и пространстве), захватывая все новое вещество, но не меняет направления в своем пути. Волна по-гречески - кума (сита), поэтому одиночная социальная эстафета была названа куматоидом» [6, с. 55].

Автор статьи, основываясь на положениях научной теории М. А. Розова, выдвигает теорию социальных эстафет применительно к библиотекам военно-учебных заведений и школьным библиотекам. Например, вне зависимости от эпохи и типа библиотеки библиотекари рассматривают себя как просветителей, а библиотеку как просветительскую структуру, и в любое направление своей деятельности включают просветительский элемент - будь то создание каталогов или обслуживание читателей. Другим примером можно считать чтение библиотекарей и их независимое от эпохи стремление стать лидерами в формальных и неформальных референтных группах, влияющих на выбор книг для чтения молодых читателей. Традиция, передаваемая социальной средой, не закрепленная до недавнего времени в регламентирующих документах, -это активное участие библиотекарей в процессах обучения и воспитания.

Более современной социальной эстафетой является готовность школьных библиотекарей к внедрению и использованию новшеств, в том числе технологических. По статистике РГПУ им. А. И. Герцена, библиотекари являются более активными пользователями образовательных ресурсов, чем сами педагоги и учащиеся. С другой стороны, социальной эстафетой можно считать стремление библиотекарей использовать в работе с читателями педагогические технологии и техники, вести самодеятельные социологические исследования и заимствовать приемы и направления деятельности смежных областей науки и практики. Это положение можно проиллюстрировать глубоким проникновением специалистов библиотек в такие, казалось бы несхожие, области, как краеведение и психология личности. Однако многое из того, что в настоящее время делается библиотекарями военно-учебных и общеобразовательных учреждений связано как раз с упомянутыми областями. Опираясь на теорию М. А. Розова (мы не говорим о кума-тоидах, так как большинство воспроизводимых современными библиотекарями действий носят массовый характер), а также на семилетний опыт проекта Фонда поддержки образования, мы пришли к нескольким выводам:

• социальные эстафеты, носящие общепрофессиональный характер, в самой незначительной доле доходят до библиотекарей военно-учебных заведений допрофессиональной подготовки, так как они практически изолированы от библиотечного профессионального сообщества. Одновременно с этим библиотекари данного типа библиотек свято чтут воинские традиции, представления о чести и патриотизме;

• в еще более сложном положении оказываются библиотекари школ с кадетскими классами, до которых не доходят социальные эстафеты военно-учебных заведений допрофессиональной подготовки, и при этом далеко не все социальные эстафеты общего среднего образования имеют практический смысл в их работе;

• наличие социальных эстафет обеспечивает преемственность в профессиональных ценностях от поколения к поколению библиотекарей, но новые тенденции должны передаваться им непосредственно и в удобной для них форме.

• для доведения научной, методической и тематической (предметной) информации названных выше групп библиотекарей необходимо создание информационной системы нового типа, которая может позволить, единожды попав в систему, удовлетворить запросы как самих библиотекарей, так и читателей.

Обобщая представленные выше выводы, рабочая группа проекта «Кадетство: Информация. Воспитание. Чтение» пришла к осознанию необходимости создания виртуального методического центра, способного сопровождать деятельность как военно-учебных заведений допрофессиональной подготовки, так и общеобразовательных школ, в том числе школ с кадетскими классами.

Для организации виртуального методического центра были использованы идеи доктора технических наук А. Б. Антопольского [2, с. 186], профессора А. А. Ахаяна [3, с. 8-16], а также методические подходы, представленные в многочисленных статьях по вопросам деятельности библиотек общеобразовательных учреждений.

Виртуальный методический центр будет являть собой насыщенное информационное пространство, названное авторами «Образцовая библиотека».

«Образцовая библиотека» включает ряд элементов:

1. Сайт проекта для сбора и регенерации контента. Сайт имеет несколько функций:

а) представление материалов и разработок общедоступных библиотек, которые соответствуют теме проекта и имеют высокое качество;

б) страница литературного критика, где будут представляться небольшие по объему художественные и научно-популярные произведения (полностью или фрагментарно);

в) хроника событий организаций, участвующих в проекте;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г) рецензии писателей и литературоведов.

На сайте запланированы, кроме того, три постоянные страницы:

• этико-правовое и гражданское воспитание;

• краеведение;

• информационная грамотность.

На этих страницах будут размещаться наиболее интересные и важные материалы, опубликованные ранее и переданные авторами в общественный доступ, в том числе учебные программы, разработки уроков, книги для учителей и т. д.

Учитывая важность приобщения к чтению и развития литературного вкуса у юных читателей, отдельная страница будет посвящена проекту «Добрая лира». Здесь будут опубликованы материалы о проекте, текущие задания для учителей и учащихся, а также перечень авторов и названий произведений, вошедших в уже изданные тома проекта со ссылкой на полные тексты в «Образцовой библиотеке».

Главный раздел сайта будет адресован библиотекарям военно-учебных заведений и общеобразовательных школ и станет выполнять определенные методические функции, т. е. в данном разделе будут размещены все нормативные правовые регламентирующие документы, имеющие отношение к деятельности библиотек данного типа, лучшие или рекомендованные образцы внутрибиблиотечных документов (положения, регламент на информационно-библиотечное обслуживание и т. д.). Кроме того, в разделе будут содержаться материалы, отражающие инновационный опыт библиотекарей, их комментарии и рекомендации для тиражирования данного опыта в других библиотеках. Для доступа к библиотечным разделам сайта необходимо пройти регистрацию на сайте проекта. Следовательно, те пользователи, которые оставили свои адреса электронной почты, могут рассчитывать на получение методической помощи. Таким образом, именно в этом разделе начнет формироваться виртуальное сообщество специалистов и виртуальный методический центр для данного типа библиотек.

Последняя страница сайта будет посвящена описанию процесса реализации проекта, мероприятиям в рамках проекта, событиям проекта, мнениям участников проекта по разным вопросам. Кроме того, будет помещена информация о курсах повышения квалификации, конференциях, семинарах и т. д.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что до размещения в «Образцовой библиотеке» издания школ проходят двойную экспертизу - общественную (на сайте) и научную (дистанционно). Таким образом, в «Образцовую библиотеку» предполагается вносить только те материалы, которые будут приз-

наны актуальными, иметь высокий научный уровень и практическое значение для современных образовательных организаций. У рабочей группы проекта уже накоплен опыт оказания дистанционной методической помощи благодаря деятельности в Центре гражданской, этико-правовой и иной социально значимой информации памяти профессора Н. И. Элиасберг (далее - Центр), организованный на базе ГБОУ ДППО ЦПКС «Информационно-методический центр» Василеостровского района Санкт-Петербурга (руководитель - О. Р. Старовойтова, заместитель - А. Л. Третьяков). Центр имеет 123 индивидуальных абонента и несколько коллективных. По отзывам пользователей метод дистанционной методической помощи устраивает библиотечных специалистов и не препятствует в ряде случаев получить помощь вполне традиционно.

В рамках проекта планируется проведение дистанционных курсов повышения квалификации (72 часа) совместно с Информационно-методическим центром Василеостровского района Санкт-Петербурга. Окончательная формулировка тематических блоков будет определена после заседания рабочей группы.

2. Гибридная электронная полнотекстовая библиотека, включающая как библиографические описания, так и полнотекстовые документы, а также видео-, аудио- и иные виды документов, необходимые для современной организации образовательного процесса. Одной из основных целей организации такой библиотеки является сбор и размещение (после дистанционного рецензирования) малотиражных материалов, издаваемых школами, информационно-методическими центрами и институтами повышения квалификации различных регионов Российской Федерации. Введение в общественный оборот таких материалов - одна из основных задач создания «Образцовой библиотеки», которая наряду с печатными изданиями будет способствовать диссеминации опыта школьных учителей, библиотекарей и представителей управленческого звена. Рецензирование материалов предполагается осуществлять по методике, которая разработана А. Б. Антопольским [2, с. 190] и которая вполне оправдала себя при издании научно-технических материалов. «Образцовая библиотека» основной целью имеет восполнить отсутствующие в существующей системе распространения педагогической информации фрагменты, т. е. собрать и предоставить для всеобщего доступа неопубликованные или малотиражные разработки учителей, воспитателей и школьных библиотекарей, малотиражные издания информационно-методических центров и институтов повышения квалификации.

Первый этап сбора неопубликованных документов в Великом Новгороде и Новгородской области доказал, что в школах в 1-3 экз. часто хра-

нятся высокопрофессиональные актуальные материалы, и большинство из них не проходило редак-ционно-издательской обработки. В нашей системе такие малотиражные материалы первоначально попадают на сайт проекта - в раздел «Новые поступления», а затем в систему дистанционной научной экспертизы. Материалы, получившие общественное одобрение и положительную экспертизу, из раздела новостей сайта проекта переносятся в «Образцовую библиотеку».

3. Важным элементом данного информационного пространства должен стать электронный журнал «Педагогический сборник», зарегистрированный в РИНЦ. История предшественника данного журнала, издававшегося с 1864 по 1914 г., весьма поучительна. На его страницах публиковали свои материалы специалисты военно-учебных заведений и известнейшие педагоги XIX в., в том числе К. Д. Ушинский, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов, А. Л. Громачевский, В. Е. Евтушевский, Л. Н. Мод-залевский, Д. Д. Семенов, К. К. Сент-Илера и др. Журнал издавался в Санкт-Петербурге при поддержке начальника Главного управления военно-учебных заведений Н. В. Исакова. Одной из главных задач журнала являлось обеспечение связи теории и практики. Значительное внимание в журнале уделялось патриотическому воспитанию, методикам обучения и иным педагогическим вопросам. Большое количество статей было посвящено изучению русского языка, отечественной и зарубежной литературы, вопросам круга чтения кадет с целью их развития и просвещения. В журнале также описывался опыт организации библиотек военно-учебных заведений, значительное место уделялось библиографии.

Взяв на себя смелость издавать электронный журнал под таким хорошо известным названием, участники проекта долго работали над его структурой, чтобы сохранить характер и лицо журнала середины XIX - начала XX в. и аккуратно внедрить разделы, актуальные для XXI в. В первый год проекта журнал будет выходить четыре раза в год. Наиболее затребованные (по показаниям счетчика) статьи будут дублироваться в электронной библиотеке. Учредителями нового журнала стали такие известные общественные организации, как МОО «Информация для всех» и Гуманитарный педагогический центр «Гражданин XXI века», а также физические лица, прежде всего бывшие и действующие специалисты военно-учебных заведений и библиотековеды. Предусматривается дистанционно распределенная система рецензирования работ библиотекарей, воспитателей, учителей. Система рецензирования должна охватить малотиражные издания, не прошедшие редакционно-издатель-скую обработку, и ответить на следующие вопросы: корректен ли и актуален предложенный материал

с точки зрения педагогики или библиотечного дела; содержит ли материал нечто новое и может ли он быть практически полезен; оригинален ли данный материал. Возможно, с развитием системы рецензирования круг вопросов будет расширяться и совершенствоваться, но это покажет уже практический опыт использования системы.

4. Для создания действительно насыщенного информационного пространства педагогам и библиотекарям будут предложены интерактивные ссылки на актуальные и безопасные интернет-ресурсы, в том числе:

• на портал МОО «Информация для всех»;

• портал РШБА;

• портал «Информационная грамотность и ме-диаобразование для всех»;

• сайт электронного журнала «Письма в Эмиссия. Оффлайн», входящий в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук. На базе данного журнала за прошедшее десятилетие сформировался «Педагогический Интернет», т. е. большинство педагогических вузов страны доступно для каждого пользователя данного ресурса;

• портал МОО «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова»;

• сайт Академии инновационного образования и развития.

Предложенное сочетание элементов новой модели ориентировано в первую очередь на библиотекарей и учителей, которые в процессе работы и / или обучения смогут воспользоваться материалами данной информационной системы.

В ходе реализации проекта предусмотрено определенное количество очных встреч с участниками проекта.

27 февраля 2015 г. в Санкт-Петербурге прошел семинар специалистов библиотек суворовских, нахимовских училищ, кадетских корпусов и школ с кадетскими классами Санкт-Петербурга. На семинаре было поднято несколько вопросов:

• готовы ли присутствующие на семинаре стать участниками проекта;

• в каких мероприятиях проекта они хотели бы принять участие;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• какие из своих материалов они готовы предложить в первый выпуск журнала «Педагогический сборник»;

• к кому из педагогов, на их взгляд, стоит обратиться с предложением описать свой опыт на страницах журнала;

• считают ли участники семинара целесообразным публиковать на страницах журнала «Педагогический сборник» лучшие работы учащихся;

• каких рубрик, на их взгляд, не хватает в структуре журнала.

Данные вопросы участникам семинара были предложены в форме анкет. Первое анкетирование выявило, что обеспеченность школьных библиотек электронными образовательными ресурсами не превышает 10% от общего объема фонда и является недостаточной для организации полноценного обслуживания учащихся. Кроме того, специалисты библиотек указали на необходимость баз данных, в том числе баз данных ученых-педагогов, и готовность оказывать посильное содействие в формировании подобных баз данных. Все респонденты отметили желание стать дистанционными пользователями Центра гражданской, этико-правовой и иной социально значимой информации памяти профессора Н. И. Элиасберг и готовность дистанционно повышать свою квалификацию.

Обработка и анализ анкет показали, что:

1) все присутствующие на семинаре готовы к участию в проекте;

2) специалисты заинтересованы в дистанционном повышении квалификации, и наиболее актуальными темами для них явились:

• педагог-библиотекарь (суть деятельности и ее нормативное обеспечение);

• вопросы психологии общения с учащимися и организации работы библиотеки в качестве досу-гового центра во второй половине дня;

• знакомство с современной зарубежной и отечественной литературой и методы ее пропаганды среди всех участников образовательного процесса;

• обучение учащихся работе с информацией;

• повышение информационной компетентности педагогов.

Дискуссию вызвал вопрос о необходимости ведения в библиотеках данного типа электронных каталогов, учитывая, что библиотеки данного типа до настоящего времени не объединены в сеть. Другим дискуссионным вопросом стал вопрос об организации социального партнерства с общедоступными библиотеками.

Второй опрос показал, что основными темами, материалы по которым библиотекари готовы представить в журнал, являются краеведческая деятельность, организация массовой работы в библиотеках, участие в различных конкурсах, история образовательных организаций, вопросы информационной безопасности кадет.

Присутствующие на семинаре специалисты библиотек суворовских, нахимовских училищ, кадетских корпусов и школ с кадетскими классами под-

держали идею проведения дистанционного межрегионального конкурса в честь празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов «Живущим - помнить!».

В связи с актуальностью темы - внедрение информационно-телекоммуникационных технологий в библиотеках данного типа - было проведено анкетирование специалистов. Анкетирование выявило информационные потребности библиотекарей в научных и методических материалах по вопросам организации безопасной информационной среды, создания безопасной информационной продукции, а также организации работы учащихся в социальных сетях, в том числе сети Интернет.

Участники семинара высказали пожелание в марте и ноябре 2015 года собрать рабочую группу, которая в ряду других вопросов рассмотрит вопрос о шефстве библиотек военно-учебных заведений над библиотеками школ с кадетскими классами.

Проект активно реализуется и развивается. Следующий семинар будет проведен для педагогов и воспитателей военно-учебных заведений и школ с кадетскими классами.

Литература

1. Антопольский А. Б. Информационные ресурсы России. - М. : Либерея, 2004. - 424 с.

2. Антопольский А. Б., Данилина Е. А., Маркарова Т. С. Правовые и технологические проблемы создания и функционирования электронных библиотек. - М. : Патент, 2008. - 207 с.

3. Ахаян А. А., Лаптев В. В. О Концепции системы дистанционного педагогического образования //Материалы IX Международной конференции-выставки «Информационные технологии образовании («ИТО-99»), 9-12 ноября 1999 г., Москва. -URL: http://ito.edu.ru/1999/III/2/227.html (дата обращения: 07.03.2015).

4. Галушко Ю. А., Колесников А. А. Школа российского офицерства : ист. справ. - М. : Рус. мир, 1993. - 222 с.

5. Гусева Е. Н. Теория социальных эстафет применительно к феномену библиотеки // Молодые в библиотечном деле. - 2009. - № 1. - С. 56-60.

6. Гусева Е. Н. ТСЭ-подход к инновационной деятельности в библиотеке // Научные и технические библиотеки. - 2014. - № 2. - С. 52-57.

7. Розов М. А. О судьбах эпистемологии и философии науки // Философия. Наука. Цивилизация. - М., 1999. - С. 39.

8. Розов М. А. Проблема специфики гуманитарного познания // Гуманитарные науки в контексте социалистической культуры. - Новосибирск, 1984. - С. 78-91.

9. Розов М. А . Теория социальных эстафет и проблемы анализа знания // Теория социальных эстафет: История. Идеи. Перспективы. - Новосибирск, 1997. -С. 9-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материал поступил в редакцию 12.03.2015 г.

Сведения об авторе: Старовойтова Ольга Рафаельевна - кандидат педагогических наук, доцент, директор Центра информационной поддержки научных исследований, тел.: 8 (911) 958-32-81, e-mail: olgastarovoyt@mail.ru