Научная статья на тему 'Электронные издания в библиотеках системы'

Электронные издания в библиотеках системы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
613
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Самойленкова В. А.

Автор статьи утверждает, что вопрос о необходимости создания локального корпоративного каталога электронных изданий учебных заведений является актуальной проблемой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные издания в библиотеках системы»

132 "КулътУРная жизнь Юга России "

М> 2 (27), 2008

Т. N. KURITSYNA. ACTUAL PROBLEMS IN THE COURSE OF TRAINING OF STUDENTS-MANAGERS

This article is devoted to actual problems of education of students-managers. These problems arise in the process of transition from a traditional form of teaching to innovative one. The author accents the importance of humanitarian preparation which forms the personality of students. He pays attention to the necessity of formation of creative outlook at future specialists.

Key words: consulting, binarity, management, creativeness, motivation, innovation, synergetics.

В. А. САМ0ЙЛЕНК0ВА

ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ В БИБЛИОТЕКАХ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор статьи утверждает, что вопрос о необходимости создания локального корпоративного каталога электронных изданий учебных заведений является актуальной проблемой.

Ключевые слова: библиотека, электронное издание, профессиональное образование.

Внедрение новых автоматизированных информационных технологий, телекоммуникационного доступа, новых электронных носителей привело к кардинальным переменам в деятельности библиотек. Современный этап развития технологий в данной сфере можно охарактеризовать как период создания организационной, информационной и технической инфраструктуры функционирования автоматизированных сетевых информационно-библиотечных систем.

Идея кооперирования деятельности библиотек в мировом сообществе и в России имеет ряд реальных воплощений. Сегодня можно выделить четыре достаточно четко определившихся вида корпоративных библиотечно-информационных систем, которые представляют интерес для рассмотрения в рамках поставленной темы: сводные каталоги; библиотечные системы корпоративной каталогизации; региональные корпоративные б иб л и отс ч н о - и н ф о р м ац и о н н ы с системы; межрегиональные и межведомственные объединения библиотек. Особого внимания заслуживают сводные каталоги. Существуют две модели создания и представления доступа к сводным каталогам: единая база данных, в замках которой содержатся коды (адреса) фондодержателей, и распределенные системы локальных каталогов участников (виртуальный сводный каталог). Каталог участника ведется самостоятельно, но пользователю предоставляется вся система как единый сводный каталог (чаще всего через 2.39.50) (1).

В мировой практике накоплен интересный опыт зарубежных вузовских библиотек. Как правило, первоначально модель открытого доступа предусматривает коллективную журнальную подписку, позволяющую решить проблему экономии библиотечных средств. В дальнейшем развитие систем открытого доступа приводит к появлению пилотных проектов, целью которых является координация и наращивание в вузах системы электронных публикаций. Локальные базы данных, содержащие библиографические сведения отно-

сительно всех опубликованных результатов научных работ, модифицируются с целью сделать их пригодными для сравнения и включения в национальную базу данных о выполненных в стране научных исследованиях (2).

Важное место в системе комплексной оценки учебного заведения занимают электронные учебные информационное пособия. Наличие электронных учебников и пособий является также одним из показателей информационно-библиотечного обслуживания (3).

В конце XX века в жизнь книгоиздателей, редакторов, библиотекарей и библиографов как специалистов в области книговедения вошло новое понятие - «электронная книга». Наряду с ним появилось и понятие «электронное издание» (4). Интерес к данному феномену проявляют не только специалисты, но и читатели. Об этом свидетельствует открытие в России издательств, занимающихся исключительно электронной книгой, использование в вузах электронных учебников и учебных пособий, большое количество существующих в сети Интернет электронных библиотек и даже все большее число людей, читающих произведения на улице и в транспорте с помощью карманных компьютеров. Однако, стремительно ворвавшись в жизнь общества, электронная книга породила споры, заблуждения, ошибки. На сегодняшний день теоретики все еще обсуждают вопросы существования электронной книги / электронного издания, а практики уже работают с ними. Но при знакомстве с электронными документами можно отметить отсутствие единых принципов подготовки изданий и нежелание создателей электронных книг учитывать их большие возможности и специфические свойства. Все это говорит об отсутствии серьезной теоретической базы, которую можно было бы положить в основу практических разработок.

Сложности возникают в первую очередь из-за отсутствия четко сформулированных определений электронного издания и электронной кни-

№ 2 (27), 2008 "Культурная жизнь Юга России " ^

ги, что ведет к неизбежной подмене понятий и, соответственно, к ошибкам как в теоретической, так и в практической деятельности. 1 июля 2002 года был введен в действие ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения», разработанный на основе Системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД), рекомендаций ИФЛА «Международное стандартное библиографическое описание электронных ресурсов», «Dublin Core Element Set», исследовательских и методических работ научно-технического центра «Информрегистр», являющегося федеральным информационным центром по электронным изданиям. Однако это не внесло ясности в понимание проблемы электронных книг (5).

При внимательном изучении вышеназванного ГОСТа можно отметить некоторые спорные моменты. Прежде всего, обращает на себя внимание дефиниция электронного издания как «электронного документа (группы электронных документов), прошедшего редакционно-изда-тельскую обработку, предназначенного для распространения в неизменном виде, имеющего выходные сведения» (6). Данное определение не отражает в полной мере суть рассматриваемого феномена. Электронным может считаться только самостоятельное издание, специально подготовленное для существования в электронной форме, выполненное с учетом того, что его будут использовать и воспринимать только с помощью компьютерных технологий и приспособлений, учитывая его колоссальные возможности (гиперсвязи, мультимедиа и т. д.). Если опираться только на определение ГОСТа, то электронным изданием можно назвать любое произведение, помещенное в сети Интернет. Между тем читатели, как правило, имеют дело лишь с электронной версией печатного издания, при подготовке которой не учитывались все особенности и возможности электронного издания, нет гиперссылок, аудиовизуального материала. Этот аналог печатного издания имеет выходные сведения первоисточника, который прошел редакционно-издательскую подготовку (7).

Существуют разные точки зрения на проблему электронного издания. Одни исследователи однозначно утверждают, что электронная книга постепенно вытеснит кодекс. Другие отстаивают традиционную книгу. Учитывая особенности электронной книги, возможность обогатить текст звуковыми, графическими и видеозаписями, они отмечают, что в настоящий момент процессы существования и движения информации в сети отличны от аналогичных процессов книжного дела. Сторонники третьей точки зрения отмечают большие возможности гипертекста и акцентируют внимание на том, что благодаря новейшим технологиям реализуются многие утопические проекты или образы, сопровождавшие культуру на протяжении всей ее истории, а именно: «мир как библиотека», идея «универсальной энциклопедии», или «книги книг», «сад расходящихся тропок».

Действительно, электронное издание наиболее полно реализует себя в качестве справочной и информационной литературы. Особенности построения материала, свойственного этим видам литературы, таковы, что они дают возможность гиперсвязям, мультимедиа и другим атрибутам электронного издания обеспечить наиболее эффективное восприятие текста читателями. Активно развивается портал Российской ассоциации электронных библиотек.

Современные российские библиотеки превращаются из хранилищ печатных документов в автоматизированные информационные центры, электронные библиотеки, службы электронной доставки документов, доступные через электронную почту, глобальные телекоммуникационные системы. В сети Интернет на сайтах вузов имеются электронные каталоги большинства библиотек регионов, в том числе и Кубани.

Электронные издания представлены в библиотечных системах всех видов и уровней - от местных до всероссийских. Если для эффективности библиографической обработки традиционного издания можно воспользоваться данными Книжной палаты, то библиографическая обработка электронного издания ведется каждой библиотекой самостоятельно. Развитие корпоративных каталогов в России способствует повышению результативности обработки.

По нашему мнению, в Краснодарского крае, как и в других регионах, назрел вопрос о необходимости создания локального корпоративного каталога электронных изданий учебных заведений. Основными задачами корпоративной каталогизации библиотек системы профессионального образования являются:

- сокращение затрат на каталогизацию, которые в условиях автономных технологий имеют устойчивые тенденции роста;

- обеспечение информационной и лингвистической совместимости электронных каталогов и баз данных библиотек для реализации полноценного доступа к библиотечным ресурсам в части описания электронного издания;

- достижение высокого качества библиографического и аналитического описания первичных документов всех видов в электронных каталогах библиотек;

- повышение эффективности обслуживания пользователей, в том числе через системы межбиблиотечного абонемента (МБА) и электронной доставки документов (ЭДД), что особенно актуально в свете развивающейся системы дистанционного обучения.

Литература

1. Воройский Ф. С. Региональные корпоративные библиотечные системы России: опыт последних трех лет глазами участников движения //http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2002/ conferl.htm; Шрайберг Я. Л. Основные положения и принципы разработки автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей.

134 "КулътУРная жизнь Юга России "

M 2 (27), 2008

Главные тенденции окружения, основные положения и предпосылки, базовые принципы. М., 2001. С. 87-95.

2. Ссшойленкова В. А. Современные концепции построения электронных библиотек // Кайгородовские чтения: материалы IV науч.-практ. конф. Краснодар, 2005. С. 292-303.

3. Арзуханов А- С. Актуальные проблемы информационно-библиотечного обеспечения процессов образования. Обзор докладов и выступлений специалистов на семинаре «Информационно-библиотечное обеспечение процессов образования» //11ир://\у\у\у^пЛ>. ги/тпЛшп.

4. Жабко Е. Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика: моногр. СПб., 2006.

5. Антопольский А. Б. Мониторинг информационных ресурсов //http://www.kcnti.csti.ra/irr/68/03.hlml.

6. Антопольский А. Формирование электронного документного пространства и перспективы создания Российской ассоциации электронных библиотек // Информационные ресурсы России. 2005. № 1. С. 2-6.

7. Форматы автоматизированных библиографических систем ШМАЛС и иММАЛС //1шр7/счИ molodechno.by/modules/incontent/index.php?op=aff&op 1тп=0&иг!=Аггл.

V. A. SAMOILENKOVA. ELECTRONIC PUBLICATIONS IN LIBRARIES OF PROFESSIONAL EDUCATION

In the article the author confirms that the question about foundation of the local corporative catalogue of electronic publications in educational institutions is a topical problem.

Key words: library, electronic publication, professional education.

В.А.СЕМЕНОВ

РЫНОК ТРУДА В ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматривается проблема эффективного функционирования рынка труда в отрасли культуры и способы его изучения. На основе дескриптивного метода и нормативного подхода автором описана теоретическая модель рынка труда в региональном социокультурном пространстве, основой которой стал метод паспортизации.

Ключевые слова: рынок труда, модель, региональное социокультурное пространство.

Организация эффективного функционирования рынка труда в отрасли культуры является одной из актуальных проблем в общей системе реформирования этой сферы. Решение данного вопроса невозможно без изучения рынка труда в целом, его структуры и механизмов реального функционирования. Необходимо также выявить закономерности его становления, определить организационные и структурно-функциональные связи и зависимости.

В первую очередь процесс изучения рынка труда в отрасли культуры предполагает: распознавание проблем и ситуаций и определение условий, факторов и причин их происхождения; выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и возможностей развития структурных элементов рынка труда; установление места этих проблем в общей системе; нахождение оптимальных путей и практических возможностей создания и организации отраслевого рынка труда на различных уровнях управления - федеральном, субфедеральном, муниципальном.

Учитывая сложность исследуемой проблемы, мы использовали в качестве методологической базы систелтый подход, позволяющий расчленять исследуемый объект и изучать его составные элементы с последующим объединением частных результатов в общие.

На первом этапе изучения рынка труда в отрасли культуры нами применялся дескриптивный

метод, который позволил наблюдать, анализировать, а затем описывать выбранный объект исследования. Он включает использование плановой и отчетной информации, статистического и социологического анализа, методов графических построений, экспертных оценок и др.

Изучение целого ряда позиций и факторов, формирующих и влияющих на рынок труда, предполагает использование методов анкетирования, формализованных опросов (на основе репрезентативных выборок), интервью. Для получения социологической информации нами разработан и подготовлен пакет анкет, опросных листов, соответствующего инструментария для экспертных опросов работников отрасли, служб занятости, студентов и преподавательского состава средних специальных и высших учебных заведений системы Министерства культуры РФ.

Следующая ступень исследования требовала использования норл4атпвного подхода, который дал возможность на базе полученной информации построить модель рынка труда на региональном уровне. В ее основе лежит концепция оптимальности, которая помогает упорядочить, логически выстроить и создать достаточно формализованную искомую систему. При этом применялись методы декомпонирования, синтезирования, моделирования организационной и функциональной структуры рынка труда отрасли культуры. Для обработки информации и получения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.