Научная статья на тему 'Образовательный уровень и культурный капитал как факторы миграции населения (на примере жителей Республики Башкортостан)'

Образовательный уровень и культурный капитал как факторы миграции населения (на примере жителей Республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
104
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ПОТЕНЦИАЛ / КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / MIGRATION / POTENTIAL / CULTURAL CAPITAL / EDUCATION / VALUES / SOCIAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Туракаев Марсель Салаватович

В данной работе автор выявляет связь образовательного статуса и культурного капитала с миграционным потенциалом местных жителей. Выводы основаны на результатах двух опросов населения Республики Башкортостан. Стремление продолжить образование и неудовлетворённость уровнем своего образования одни из основных факторов готовности мигрировать на постоянное место жительства (ПМЖ) среди жителей региона. Культурный капитал в статье рассматривается через призму умений и навыков, повседневных практик в сфере досуга, а также ценностей. Так, чем выше уровень умения пользоваться компьютером и Интернетом, тем больше доля тех, кто готов сменить постоянное место жительства. Местные жители, выражающие готовность мигрировать, как правило, моложе тех, кто не собирается переезжать, и проводят свободное время в Интернете, занимаются самообразованием, творчеством, спортом и т. д. Они ценят непрерывное обучение, самостоятельность, инициативность, стремление к переменам и планируют своё будущее на длительный срок. Респонденты, не планирующие переезжать, предпочитают традиционные практики и ценности: огород, телевизор, газеты, посещение церкви или мечети, ремонт дома и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Level of Education and Cultural Capital as Migration Factors(Based on People Living in the Republic of Bashkortostan)

This paper highlights the link between education status and cultural capital, on the one hand, and migration likelihood, on the other hand. The conclusions are based on two surveys of respondents living the Republic of Bashkortostan. The desire to continue one's education and the dissatisfaction with one's current education level are among the key factors that drive the local population to change their permanent place of residence. Cultural capital, in turn, is viewed through the prism of skills and knowledge, everyday leisure practices, and values. For instance, the greater a group's computer and Internet literacy, the higher the share of people who are ready to permanently move to a different place. Those locals who express their readiness to migrate are generally younger; they tend to spend their free time online, acquire self-taught skills, pursue creative hobbies and sports etc. They value life-long learning, independence, initiative, and a desire for change, and plan their future a long way in advance. By contrast, respondents who do not plan to migrate tend to prefer traditional pastimes and practices: gardening, watching television, reading newspapers, going to church or mosque, performing home repairs etc.

Текст научной работы на тему «Образовательный уровень и культурный капитал как факторы миграции населения (на примере жителей Республики Башкортостан)»

М. С. Туракаев

образовательный уровень и культурный капитал как факторы миграции населения (на примере жителей республики Башкортостан)

DOI: 10.19181/snsp.2019.7.4.6805

Туракаев Марсель Салаватович — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Башкирский филиал ФНИСЦ РАН. 450005, Россия, Уфа, ул. 50-летия Октября, 20, стр. 1 E-mail: mturakaev@gmail.com AuthorlD РИНЦ: 1014366

Для цитирования: Туракаев М. С. Образовательный уровень и культурный капитал как факторы миграции населения (на примере жителей Республики Башкортостан) // Социологическая наука и социальная практика. 2019. № 4. С. 122-130. DOI: 10.19181/snsp.2019.7.4.6805_

Аннотация. В данной работе автор выявляет связь образовательного статуса и культурного капитала с миграционным потенциалом местных жителей. Выводы основаны на результатах двух опросов населения Республики Башкортостан. Стремление продолжить образование и неудовлетворённость уровнем своего образования — одни из основных факторов готовности мигрировать на постоянное место жительства (ПМЖ) среди жителей региона. Культурный капитал в статье рассматривается через призму умений и навыков, повседневных практик в сфере досуга, а также ценностей. Так, чем выше уровень умения пользоваться компьютером и Интернетом, тем больше доля тех, кто готов сменить постоянное место жительства. Местные жители, выражающие готовность мигрировать, как правило, моложе тех, кто не собирается переезжать, и проводят свободное время в Интернете, занимаются самообразованием, творчеством, спортом и т. д. Они ценят непрерывное обучение, самостоятельность, инициативность, стремление к переменам и планируют своё будущее на длительный срок. Респонденты, не планирующие переезжать, предпочитают традиционные практики и ценности: огород, телевизор, газеты, посещение церкви или мечети, ремонт дома и т. д.

Ключевые слова: миграция, потенциал, культурный капитал, образование, ценности, социальная структура.

Введение

Миграция положительно влияет на восходящую социальную мобильность. Миграционный опыт способствует повышению социального статуса по уровню квалификации и образования как во внутрипоколенческой, так

и в межпоколенческой мобильности. Уровень образования и квалификации у детей-мигрантов растёт или воспроизводится относительно статуса их родителей [Голенкова, Сушко, 2016: 101—103]. В исследовании И. К. Зангиевой и А. Н. Сулеймановой выявлено, что иностранные студенты московских вузов (преимущественно из стран СНГ), у которых, в отличие от родителей, будет высшее образование (у родителей его нет), не были склонны возвращаться домой в свою страну и планировали остаться в России в отличие от тех, у кого оба родителя получили высшее образование [Зангиева, Сулейманова, 2016: 139—140].

Уровень образования и уровень жизни влияет на миграционные намерения в зависимости от целей поездки и длительности пребывания. Наибольшим миграционным потенциалом обладает группа лиц с незаконченным высшим образованием (куда входят и студенты): среди них поработать временно готовы 28% респондентов, постоянно жить и работать за рубежом — 9%. Не хотят уезжать вообще в большей мере представители населения со средне-специальным, средним и незаконченным средним образованием [Иванова, 2015: 70—71].

Вероятность эмигрировать из страны в большей мере характерна для следующих групп: более молодых людей; с более высоким уровнем образования; тех, кто считает, что «могут повлиять на происходящее в стране»; тех, кого беспокоят такие социальные проблемы, как экология, медицина, ситуация в системе среднего образования, алкоголизм, преступность [Мерсиянова и др., 2017: 52—53].

Потенциальные эмигранты считают, что для достижения успеха и благополучия в современной России очень важно уметь преступить закон и мораль и иметь связи с нужными людьми. Такие особенности культурного капитала, как способности, трудолюбие, образование, чуткость, уважение к другим людям и принципиальность, не так важны для достижения успеха, считают те респонденты, которые выразили готовность уехать [Возьмитель, Яковлева, 2015: 60-61].

Социальный капитал играет важную роль в миграции. Потенциальные молодые эмигранты, в отличие от респондентов, не желающих переезжать навсегда, уже имели опыт посещения зарубежных стран; у них есть социальные связи как с иностранцами, так и с соотечественниками, переехавшими из России на постоянное место жительства [Гудков, Зоркая, 2013: 40-41]. Также количество слабых связей прямо пропорционально влияет на желание переехать. А количество сильных связей не оказывает такого существенного воздействия [Жигарева, 2015: 184-190].

Связь миграции и уровня человеческого капитала как интегрального показателя, включающего в себя такие элементы культурного капитала, как умение работать с компьютером, знание иностранных языков, а также внешние символические маркеры: общее количество лет обучения, факт повышения квалификации и др., — показана в работе «Социальная мобильность в усложняющемся обществе: объективные и субъективные аспекты» [Социальная мобильность.., 2019: 399-406].

Выводы статьи опираются на результаты массовых опросов населения Башкортостана «Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2030 года» (2015 г.)1 и «Развитие человеческого потенциала Республики Башкортостан» (2018 г.)2.

Образовательный статус и миграционные планы

Миграция и социальная мобильность в сфере образования прослеживаются непрямолинейно: респонденты, планирующие получить средне-специальное образование, больше всех готовы переехать. Хотели сменить ПМЖ в основном лица, получавшие или планировавшие получить средне-специальное (41% планировали переезд, 47% — нет, 11% затруднились ответить) и высшее (35% планировали переезд) образование; в меньшей степени — начальное профессиональное образование (25% планировали переезд). Эти данные сопоставимы с официальной статистикой миграции населения по уровню образования.

Удовлетворённость уровнем своего образования существенно влияет на миграционные настроения: те, кто считает уровень своего образования достаточным, в меньшей мере готовы переехать куда-либо на постоянное место жительства (см. табл. 1). Причём не удовлетворены уровнем своего образования и планируют переехать в большинстве случаев молодые люди.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы имеющийся у Вас уровень образования достаточным?», 2018 г., %

Вариант ответа Не планирую переезд Планирую переехать Затруднились ответить Всего

Да 84 8 9 61

Нет 66 19 15 39

Все группы 77 12 11 100

Объект исследования — население Республики Башкортостан в возрасте от 18 до 75 лет. Выборка районированная по социально-экономическим зонам РБ, с квотированием на этапе отбора в домохозяйстве по полу, возрасту и уровню образования. Объём выборки — 6300 человек. Метод исследования — самозаполнение анкеты опроса. Сроки опроса: июль—октябрь 2015 г. Организаторы: Министерство экономического развития Республики Башкортостан, Башкирский филиал ФНИСЦ РАН, Институт социально-политических и правовых исследований Республики Башкортостан. Руководитель исследования — Р. М. Валиахметов.

Объект исследования — население РБ в возрасте от 18 до 75 лет. Выборка районированная по социально-экономическим зонам РБ, с квотированием на этапе отбора в домохозяйстве по полу, возрасту и уровню образования. Объём выборки — 2700 человек. Метод исследования — самозаполнение анкеты опроса. Сроки опроса: январь—май 2018 г. Организатор: Башкирский филиал ФНИСЦ РАН. Руководитель проекта — Р. М. Валиахметов.

Дополнительное образование выступает как ещё один фактор миграционного потенциала населения региона (см. табл. 2). Люди, изучающие иностранный язык и обучающиеся на других профессиональных курсах, в большей мере ориентированы на миграцию, нежели те, кто проходил курсы повышения квалификации и курсы переподготовки кадров. Самый низкий миграционный потенциал наблюдается в группе респондентов, которые не проходили обучение за последний год.

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Проходили ли Вы обучение на каких-либо профессиональных курсах в течение последних 12 месяцев?», 2018 г., %

Профессиональные и образовательные курсы Не планирую переезд Планирую переезд Затруднились ответить Всего

Да, курсы переподготовки кадров 78 14 8 4

Да, курсы повышения квалификации 76 13 12 12

Да, другие профессиональные курсы (тренинги и т. д.) 54 28 18 5

Да, курсы изучения иностранного языка 41 44 15 1

Нет, но планирую 73 19 9 11

Нет, не проходил обучение 80 8 12 66

Все группы 77 12 12 100

Студенты и недавние выпускники в наибольшей степени готовы переехать в другой населённый пункт, регион или страну (см. табл. 3). Группы респондентов, которые обучались на курсах, не связанных с работой (например, иностранные языки, ремёсла и др.), и те, кто учились по другой специальности, получили опыт, который может быть взаимосвязан с планами на переезд.

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Приходилось ли Вам в течение последних 5 лет делать нижеперечисленное?», 2015 г., %

Виды обучения Не планирую переезд Планирую переезд Затруднились ответить Всего

Обучаться на курсах повышения квалификации 68 15 17 21

Переобучаться на курсах на другую специальность 57 21 21 6

Проходить обучение по месту работы 64 17 19 16

Обучаться на курсах, не связанных с Вашей работой 48 31 20 4

Обучаться в учебном заведении для получения диплома училища, колледжа, вуза 41 35 24 12

Ничего из перечисленного 74 10 15 41

Все группы 65 17 18 100

Культурный капитал и миграционные планы

Умение пользоваться компьютером и Интернетом прямо пропорционально зависит от возраста и готовности переехать. Так, чем выше уровень владения компьютером, тем больше доля тех, кто готов переехать (см. табл. 4). Почти такая же зависимость прослеживается и в уровне пользования Интернетом: 36% опытных пользователей планировали переезд в возрасте от 18 до 34 лет, 17% — в группе 35—54 лет и 12% — в группе 55—74 лет.

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: «Умеете ли Вы пользоваться компьютером?», 2015 г., %

Возраст, Умение пользоваться Не готов Готов Затруднились Всего

лет компьютером к переезду к переезду ответить

Могу назвать себя опытным пользователем 41 36 23е 23

18-34 В целом умею пользоваться 50 26 24 24

Не умею пользоваться 60 21 19 19

Могу назвать себя опытным пользователем 65 17 19 19

35-54 В целом умею пользоваться 74 8 18 18

Не умею пользоваться 80 6 14 14

Могу назвать себя опытным пользователем 80 11 9 9

55-74 В целом умею пользоваться 83 7 9 9

Не умею пользоваться 91 2 7 7

Всего по столбцу 66 16 18 100

Респонденты, получающие новости из Интернета (23% планировали переезд) и из разговоров с людьми из близкого окружения (19%), больше готовы сменить место жительства. Всего 8% планировали переезд среди тех, кто чаще всего узнаёт новости из газет, 13% — по радио и 14% — по телевизору. Молодёжь чаще, чем взрослые и пожилые, пользуется Интернетом и реже читает газеты и журналы, что говорит об умении идти в ногу со временем и является немаловажным условием социальной мобильности.

Досуговые практики, которые в наибольшей мере характерны для молодых людей, также больше популярны у местных жителей, планировавших переехать (см. рис. 1). Стоит отметить, что местные жители, занимающиеся самообразованием и творчеством, сильнее всех склонны к миграции. Однако респонденты, читающие книги в свободное время, в меньшей степени готовы к переезду на постоянное место жительства. Чтение книг на досуге уже не так популярно среди молодых людей и не связано напрямую с образованием и самообразованием. Чем старше респонденты, тем больше среди них тех, кто занимается садом или огородом, ремонтом дома или автомобиля, посещением церкви или мечети, воспитанием детей или внуков и т. д.

Поход в кино Cамообразование, учеба Творчество (музыка, танцы, литература) Спортивные состязания Спорт (бассейн, фитнес клуб и т. п.)

Выставки, музеи, театр Музыка (прослушивание) Компьютерные игры Видеозаписи, фильмы дома Интернет

Встречи с друзьями вне дома Хобби

Уход за собой (внешность, здоровье) Проведение времени без цели Чтение книг Природа, поездки за город Покупки, магазины Другое Концерты Посещение и прием гостей Телевизор

Рукоделие (шитье, вязание и др.)

Церковь, мечеть Ремонт дома, машины Дети, внуки Газеты, журналы Нет свободного времени Сад, огород, дача Уход за домашними животными

^^^^^^^^^^^ 34 ^^^^^^^^^^^ 34

32 32 31 30 29

27 27 26

24 24 23 23

19 19 19 19

16 15

13 12 12 11 11 11 11 10 10

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Чем Вы чаще всего занимаетесь, когда у Вас появляется свободное время?» в группе планировавших переехать, 2015 г., %

Ценности и миграционные планы

Структура ценностей местных жителей, в свою очередь, также взаимосвязана с их готовностью мигрировать. Передача ценностей как одно из проявлений культурного капитала играет важную роль в воспроизводстве поколений в процессах миграции. Понятно, почему местные жители, которые были готовы к переезду, в большей степени хотели бы развить в детях независимость (20% готовых к переезду) и настойчивость

(18%), а также воображение (23%), бескорыстие (19%), искренность (17%), чувство ответственности (16%), терпимость и уважение к другим (16%). Бережливость (13%), послушность (14%), трудолюбие (15%) и вера в Бога (15%) заметно уступают, что может говорить о «несовременности» этих ценностей и непопулярности среди респондентов данной группы, в которой наибольшую долю занимает молодёжь.

Ценности непрерывного образования чуть больше присущи тем местным жителям, которые планировали постоянную миграцию из своего населённого пункта или региона. Они проявляются в желании обучаться всю жизнь и тратить на это силы, время и собственные финансовые ресурсы. Среди респондентов, которые согласились с тем, что учиться нужно всю жизнь, 18% готовы переехать (против 11% тех, кто полагает, что образование — дело молодых). Также планировали переезд 22% тех, кто готов потратить собственные средства на обучение, и 14% считающих, что «обучение должно происходить за счёт государства или предприятий».

Самостоятельность, стремление к переменам и новизне в жизни преобладают среди тех опрошенных местных жителей, которые больше готовы к переезду. Так, в опросе 2015 г. респондентам было предложено выбрать из двух противоречивых высказываний одно. Среди тех, кто говорил, что им «нравятся перемены, жить в меняющемся обществе», изъявили желание сменить место постоянного жительства 20% (против 10% опрошенных, которые считают, что перемены ведут к худшему). Среди респондентов, полагающих, что «главное — инициатива, предприимчивость, поиск нового в работе, жизни», 22% планировали переехать, в то время как среди тех, кто ответил, что главное — это уважение к традициям, таковых всего 10%.

Осознанность принятия решения о миграции заключается в планировании своего будущего. Чем дальше люди планируют своё будущее, тем больше среди них доля желающих переехать. Наблюдается прямо пропорциональная зависимость между сроком планирования своего будущего и планами переехать. Среди тех респондентов, которые не планируют свою жизнь на долгий срок, 11% готовы переехать, среди планирующих жизнь на несколько месяцев вперёд — 18%, среди планирующих примерно на год вперёд — 22%, среди планирующих на несколько лет вперёд — 27%.

Выводы

В зависимости от особенностей культурного капитала и уровня образования местных жителей меняются их готовность и желание переехать на постоянное место жительства. Миграционный потенциал сравнительно высок среди местных жителей, которые не удовлетворены уровнем своего образования, планируют дальше учиться, имеют опыт обучения на дополнительных курсах, посвящают свободное время самообразованию, творчеству, спорту, компьютеру и Интернету. Респонденты, планировавшие переезд на ПМЖ в другой населённый пункт, регион или страну, сравнительно больше ценят самостоятельность, инициативность, новизну и перемены в жизни, а также независимость и настойчивость. Миграционный потенциал наиболее низок в социальных группах, которые привер-

жены традиционным порядкам и практикам. Низкий миграционный потенциал наблюдается среди местных жителей, которые посвящают свободное время преимущественно сельским, семейным и другим традиционным способам отдыха и развлечения, соблюдают религиозные нормы и обряды, разделяют ценности бережливости, трудолюбия, веры в Бога, послушания и уважения к старшим.

Список литературы

Возьмитель А. А., Яковлева М. Н. Отношение к эмиграции в современной российской провинции // Социологические исследования. 2015. № 11 (379). С. 57—65.

Голенкова З. Т., Сушко П. Е. Социальная мобильность в контексте миграционных биографий россиян // Социологические исследования. 2016. № 12 (392). С. 95—104.

Гудков Л. Д., Зоркая Н. А. Стерилизация социальной дифференциации: российский «средний класс» и эмиграция // Мир России. Социология. Этнология. 2013. № 2 (22). С. 3—49.

Жигарева П. А. Стратегии мобильности и сети доверия: анализ современных тенденций // Социология власти. 2015. Т. 27. № 4. С. 177-194.

Зангиева И. К., Сулейманова А. Н. Студенты из стран СНГ в России: предпосылки к миграции // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 5. С. 127-146. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2016.5.09

Иванова Е. И. Социальный вектор миграционной подвижности россиян // Социологические исследования. 2015. № 11 (379). С. 66-73.

Мерсиянова И. В., Вакуленко Е. С., Иванова Н. В. Эмиграционные настроения россиян и гражданское участие // Социологический журнал. 2017. № 1 (23). C. 43-61. DOI: https://doi. org/10.19181/socjour.2017.23.1.5001.

Социальная мобильность в усложняющемся обществе: объективные и субъективные аспекты: [монография] / [В. В. Семёнова и др.]; отв. ред. В. В. Семёнова, М. Ф. Черныш, П. Е. Сушко. М.: ФНИСЦ РАН, 2019. 512 с.

Дата поступления в редакцию: 16.09.2019.

DOI: 10.19181/snsp.2019.7.4.6805

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Level of Education and Cultural Capital as Migration Factors (Based on People Living in the Republic of Bashkortostan)

Marcel S. Turakayev

Candidate of Sociology, Senior Researcher, Bashkir Branch of the FCTAS RAS. 50-letiya Oktyabrya st., 20, build 1, 450005, Ufa, Russia. E-mail: mturakaev@gmail.com.

For citation: Turakaev, M. S. (2019). The Level of Education and Cultural Capital as Migration Factors (Based on People Living in the Republic of Bashkortostan). Sociologicheskaja nauka i social'naja praktika. № 4. P. 122-130. DOI: 10.19181/snsp.2019.7.4.6805

Abstract. This paper highlights the link between education status and cultural capital, on the one hand, and migration likelihood, on the other hand. The conclusions are based on two surveys of respondents living the Republic of Bashkortostan. The desire to continue one's education and the dissatisfaction with one's current education level are among the key factors that drive the local population to change their permanent place of residence. Cultural capital, in turn, is viewed through the prism of skills and knowledge, everyday leisure practices, and values. For instance, the greater a group's computer and Internet literacy, the higher the share of people who are ready to permanently move to a different place. Those locals who express their readiness to migrate are generally younger; they tend to spend their free time online, acquire self-taught skills, pursue creative hobbies and sports etc. They value life-long learning, independence, initiative, and a desire for change, and plan their future a long way in advance. By contrast, respondents who do not plan to migrate tend to prefer traditional pastimes and practices: gardening, watching television, reading newspapers, going to church or mosque, performing home repairs etc.

Keywords: migration, potential, cultural capital, education, values, social structure. References

Golenkova Z. T., Sushko P. E. Sotsial'naya mobil'nost' v kontekste migratsionnykh biografiy rossiyan. [Social Mobility in the Context of Migration Biographies of Russians]. Sotsiologicheskiye issledovaniya. 2016. № 12 (392). P. 95-104. (In Russ.).

Gudkov L. D., Zorkaya N. A. Sterilizatsiya sotsial'noy differentsiatsii: rossiyskiy "sredniy klass" i emigratsiya. [Sterilization of Social Differentiation: Russian 'Middle Class' and Emigration]. Mir Rossii. Sotsiologiya. Etnologiya. 2013. № 2 (22). P. 3-49. (In Russ.).

Ivanova E. I. Sotsial'nyy vektor migratsionnoy podvizhnosti rossiyan Obrazovatel'nyye fak-tory migratsii naseleniya (na primere Vologodskoy oblasti). [Social Vector of Migratory Mobility of Contemporary Russian Citizens]. Sotsiologicheskiye issledovaniya. 2015. № 11 (379). P. 66-73. (In Russ.).

Mersiyanova I. V., Vakulenko E. S., Ivanova N. V. Emigratsionnyye nastroyeniya rossiyan i grazh-danskoye uchastiye. [Emigration Intentions of Russians and their Civic Participation]. Sotsiologicheskiy zhurnal. 2017. № 1 (23). P. 43-61. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.1.5001.

Sotsial'naya mobil'nost' v uslozhnyayushchemsya obshchestve: ob"yektivnyye i sub"yektivnyye as-pekty: [monografiya] [Social Mobility in the Complicating Society: Objective and Subjective Aspects: [Monograph]] / [V. V. Semenova and others]; open ed. V. V. Semenova, M. F. Chernysh, P. E. Sushko. FCTAS RAS. M.: FCTAS RAS, 2019. 512 p. (In Russ.).

Vozmitel A. A., Yakovleva M. N. Otnosheniye k emigratsii v sovremennoy rossiyskoy provintsii. [Attitude to Emigration in Contemporary Russian Province]. Sotsiologicheskiye issledovaniya. 2015. № 11 (379). P. 57-65. (In Russ.).

Zangieva I. K., Suleymanova A. N. Studenty iz stran SNG v Rossii: predposylki k migratsii. [Students from the CIS Countries in Russia: Prerequisites for Migration]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskiye isotsial'nyyeperemeny. 2016. № 5. P. 127-146. (In Russ.). DOI: https://doi. org/10.14515/monitoring.2016.5.09

Zhigareva P. A. Strategii mobil'nosti i seti doveriya: analiz sovremennykh tendentsiy. [Strategies of Mobility and Networks of Trust: Analysis of Contemporary Tendencies]. Sotsiologiya vlasti. 2015. Vol. 27. № 4. P. 177-194. (In Russ.).

The article was submitted on September 16, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.