Научная статья на тему 'Миграционные планы выпускников вузов Уфы'

Миграционные планы выпускников вузов Уфы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИК ВУЗА / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА / CONTENT OF THE LABOR / GRADUATED STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайхисламов Рафаэль Бадретдинович, Хамидуллина Дина Ильдусовна

Одним из существенных условий инновационного развития региональной экономики является полнота использования человеческого капитала. Поэтому предметом особой озабоченности местной и региональной власти, работодателей является миграция из регионов наиболее образованной части молодёжи, особенно выпускников высших учебных заведений. Миграция молодых людей с высшим образованием по своим социально-экономическим последствиям является неоднозначным процессом. Она обусловлена рядом объективных и субъективных факторов. В данной статье на основе проведённого в ряде уфимских вузов опроса анализируется социальная и социально-психологическая характеристика выпускников, планирующих выехать после вуза на временное или постоянное место жительства в другие регионы страны и в зарубежные страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration plans of graduating students from Ufa

One of the essential terms of innovative development of the regional economy is comprehensiveness of human capital’s usage. That’s why local and regional administration, also employers concern on migration from regions where is found the most educated and intelligent youth, specially graduated from institution of higher education. Migration of the young people with higher education is many-valued process with respects to social and economic effects. It specifies a line of objective and subjective factors. Social and social-psychological characteristics of the graduated students, who are planning to leave the city for temporary or permanent residence in different regions of the country or abroad are analyzed in given article based on sociological survey conducted in line of Ufa higher education institution.

Текст научной работы на тему «Миграционные планы выпускников вузов Уфы»

Р.Б. ШАЙХИСЛАМОВ доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории социологии БГУ

Д.И. ХАМИДУЛЛИНА аспирант кафедры социологии и социально-коммуникационных

технологий УГУЭС

Миграционные планы выпускников вузов Уфы

За последние пять лет существенным образом меняется социальный портрет мигрирующей из российских регионов молодёжи. Если до 2009 года большинство выезжающих за пределы своего региона молодых людей составляли выпускники высших и средних учебных заведений, находящихся в поиске наиболее подходящей для себя работы, то сегодня таковых стало явно меньше. Причиной тому - полный переход с 2009 года к единому государственному экзамену (ЕГЭ) в качестве главного инструмента оценки школьных знаний и приёма в высшие учебные заведения.

ЕГЭ переупорядочил рынок образовательных услуг. Во-первых, происходит перераспределение рынка образовательных услуг между вузами в рамках одного региона и крупного регионального города. Во-вторых, происходит перераспределение рынка образовательных услуг между региональными и столичными (московскими и петербургскими) вузами. В-третьих, усиливается процесс образовательной эмиграции детей из семей, принадлежащих к высшим и отчасти средним слоям общества.

По разным данным, из регионов страны ежегодно уезжают с целью получения высшего образования не менее трети выпускников школ. При этом эти юные мигранты большей частью имеют бо-

* Шайхисламов Рафаэль Бадретдинович, email: [email protected] Хамидуллина Дина Ильдусовна, email: [email protected]

лее высокие баллы ЕГЭ, чем абитуриенты региональных вузов, более амбициозны и мобильны.

В декабре 2013 - январе 2014 гг. нами был проведён анкетный опрос «Выпускник вуза - 2014» студентов дневной формы обучения выпускных курсов Башкирского государственного университета, Башкирского государственного педагогического университета и Уфимского государственного университета экономики и сервиса. Объём выборки -812 студентов; выборочная совокупность составила 25% от генеральной совокупности; ошибка выборки - 4,03%. Метод выборки - многоступенчатый (квоты - бакалавриат, специалитет, магистратура; далее случайный отбор). Одной из целей опроса было прогнозирование миграционной активности молодых специалистов на основе выявления миграционных планов выпускников вузов.

В таблице 1 приведены общие данные миграционных планов выпускников указанных уфимских вузов. Большинство выпускников вузов (65%) планируют остаться после учёбы в Республике Башкортостан: у четверти - это твёрдое намерение, у 40% это является наиболее вероятным шагом. При этом надо учитывать, что абсолютное большинство выпускников этих уфимских вузов - уроженцы Башкортостана. Лишь 7,6% выпускников однозначно планируют уехать за пределы РБ, 12% студентов, скорее всего, не останутся жить в РБ после вуза. Следовательно, лишь каждый пятый выпускник настроен в той или иной степени не оставаться после вуза на работу в своей республике. Отметим ещё раз, что желающих уехать на работу в другие регионы страны или за границу было бы намного больше, если бы абсолютное большинство выпускников школ поступали учиться в вузы своего региона.

Таблица 1

Планы выпускников вузов относительно места жительства (в %)

Собираются жить постоянно или временно после вуза В РБ Москва, Петербург За рубежом

да 25,7 5,0 5,6

скорее всего, да 39,5 10,8 16,4

скорее всего, нет 12,3 25,3 20,4

нет 7,6 35,0 35,0

затрудняюсь ответить 14,8 23,9 22,4

Особо отметим, что значительная часть студентов выпускных курсов не определилась (затруднились ответить) со своими планами относительно будущего места жительства.

Что побуждает часть выпускников вузов к миграции? Проанализируем типичные мотивы к переезду в другие регионы страны и в другие страны.

Таблица 2

Причины, побуждающие выпускников вузов к миграции (в %)1

Причины планов переезда в другие регионы России в другие страны

не устраивает уровень зарплат 42,6 35,2

мало перспектив для роста 37,9 45,2

нет нужной мне вакансии 13,2 10,8

больше возможностей для развлечений 11,4 14,2

учиться в другом вузе 10 13,0

найти новых друзей 7,8 8,8

другое 10 12,0

Молодые специалисты сталкиваются не столько с отсутствием соответствующих полученной квалификации рабочих мест, сколько с низким, с их точки зрения, уровнем предлагаемой зарплаты. Так, лишь 2% процента выпускников соглашается для на-

1 Респонденты могли отметить несколько вариантов ответа, поэтому в сумме количество ответов превышает 100%.

чала на зарплату не ниже 5 тысяч рублей. 20% согласны на стартовую зарплату не ниже 10 тысяч рублей; 35% - не ниже 15 тысяч рублей; 20% - не ниже 20 тысяч рублей; 10% - не ниже 25 тысяч рублей, остальные 13% - не ниже 30 тысяч рублей. В результате выпускники вузов полагают, что их человеческий капитал в регионе явно недооценивается.

Рассмотрим, кого больше характеризует мотив миграции «не устраивает уровень зарплат». Среди планирующих проживание в других регионах РФ больше всего на эту причину указывают студенты экономических и социальных направлений подготовки (специальностей), а также выпускники, не собирающиеся в дальнейшем работать по получаемой специальности. Среди планирующих переезд за рубеж данный мотив чаще указывают выпускники гуманитарных направлений (специальностей), студенты, однозначно настроенные работать по полученной в вузе специальности, а также как те, кто не имеет никакого опыта работы по своей специальности, так и те, кто такой опыт работы (от одного года и больше) имеет.

Второй мотив - «мало перспектив для роста». Из числа тех, кто намерен после завершения учёбы в вузе переехать в другие регионы страны, на эту причину чаще указывают студенты гуманитарных специальностей. Несколько выделяются из общей картины также студенты, не собирающиеся работать по получаемой в вузе специальности, а также те, кто имеет опыт работы по получаемой специальности до одного года. Среди тех, кто намерен временно или навсегда покинуть пределы страны, также выделяются «гуманитарии», студенты, полагающие, что наиболее вероятным будущим для себя считают работу не по своей специальности.

«<Нет нужной мне вакансии» - этот фактор в целом не имеет такого же веса, как предыдущие; из числа выпускников, планирующих уехать за пределы Башкортостана и за пределы России, его от-

метили соответственно 13% и 10%. Но не только эти цифры свидетельствуют о достаточной ёмкости местного рынка труда. На эту причину указывают выпускники, и однозначно настроенные работать как по своей специальности, и не планирующие работать по своей специальности, а также студенты, имеющие опыт работы по своей специальности более двух лет. Дело не только в формальном наличии вакансий на рынке труда, но и качественной их характеристике (оплата труда, возможности карьеры, квалификационные требования и т.д.). Следует также заметить, что в условиях быстрых изменений профессиональной структуры найти работу, полностью соответствующую обозначенной в дипломе специальности, трудно. Как правило, приходится совмещать функции «своей» и «родственной» специальностей (например, одновременно специалиста по маркетингу, рекламе, связям с общественностью»).

Среди тех, кто планирует переезд в другие регионы РФ, отсутствие вакантных рабочих мест является особо важной причиной для студентов естественнонаучных направлений подготовки (специальностей). Это может быть связано отчасти с тем, что фундаментальное образование по ряду специальностей слабо сопряжено с прикладной подготовкой. Выпускники, намеревающиеся работать за рубежом по мотивам отсутствия вакансий на местном рынке, не различаются по направлениям подготовки, желанию работать или не работать по полученной специальности.

«Больше возможностей для развлечений» - таков один из основных мотивов для 11% желающих жить в других российских регионах (преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге) и для 14% изъявивших желание жить в других странах. При этом не обнаруживается заметных различий среди них по направлениям подготовки. Несколько больше указывают на эту причину те собирающиеся уехать за рубеж выпускники, которые однозначно настроены работать не по своей специальности.

«Учиться в другом вузе» - на эту причину указали 10% выпускников, намеревающихся переехать в другие регионы России, и 13% студентов, планирующих жить постоянно или временно за рубежом. Этот фактор является более весомым для тех желающих жить в других регионах страны или за рубежом студентов, кто не собирается работать по полученной в вузе специальности. Очевидно, что эти студенты, будучи абитуриентами, ошиблись в выборе не только и специальности, но и вуза.

«Найти новых друзей» - этот параметр одинаково значим для студентов всех вузов, направлений подготовки, независимо от планов работы по специальности.

Известно, что в числе добровольных мигрантов всегда преобладали искатели новых возможностей, самостоятельные, инициативные, деятельные люди. Чем меньше таких людей, особенно молодых, остаётся на своей малой родине, чем ниже и творческий, инновационный потенциал региона. К качественным характеристикам данного капитала относятся не только квалификация (профессиональное образование и опыт) работников, но и их мотивация к сложному труду. Сложность труда определяется степенью предъявляемых к работнику требований интеллектуальности, разнообразия, креативности и инновационности. Поэтому ориентация на тот или иной тип трудовой деятельности будущих специалистов представляет особый не только исследовательский, но и практический интерес, в том числе и в плане выработки стратегии развития регионов.

Таким образом, наш анализ показывает, что межрегиональная миграция и даже эмиграция2 молодых специалистов не приоб-

2 Поскольку наш анализ эмиграционных планов выпускников региональных вузов не претендует на полноту, укажем читателям на работы И.П. Цапенко. См.: Цапенко, И. Международная миграция специалистов и студентов // Вопросы экономики. 2013. № 7; Семененко, И.С., Цапенко, И.П. Транскультурная миграция и будущее мультикультурализма // Глобальная перестройка. Москва, ИМЭМО, 2014.

ретает критический характер для инновационного потенциала региона. Как и предполагалось, миграционные планы в большей степени строят выпускники более инициативные, самостоятельные, ориентированные на инновации молодые люди. Однако соотношение двух типов среди тех, кто намерен остаться работать в своем регионе, переехать в другие регионы страны или жить за границей, не столь существенное, критическое, как это могло бы быть. Однако это не должно успокаивать. Как отмечалось, сегодня главной проблемой для регионов, в том числе для работодателей и вузов, является отток наиболее подготовленной и ориентированной на самореализацию части выпускников не столько вузов, сколько средних общеобразовательных школ.

Регулирование притока и оттока молодых специалистов становится актуальной задачей социально-экономической политики в

„ 3 _

российских регионах3. В первую очередь, это касается повышения привлекательности региональной экономики для молодых специалистов с точки зрения оплаты труда, профессиональной и социальной мобильности, содержания труда4. Кроме этого, необходимо пересмотреть инфраструктуру высшего образования Российской Федерации. Сосредоточение вузов в Москве, являющейся привлекательной не только научно-образовательным, но и культурным потенциалом, не позволяет в полной мере реализовывать свой потенциал региональным вузам. Последние и являются основными центрами подготовки высококвалифицированных кадров для экономик российских регионов.

3 См.: Никифоров, Ю.Н., Хафизова, И.Ф. Государственное регулирование внутренних миграционных потоков в Российской Федерации // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. № 1.

4 Анализ рынка труда РБ с точки зрения перспектив занятости молодых специалистов содержится в статье: Ахметшина, Е.К. Востребованность специалистов на рынке труда Республики Башкортостан // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. № 2.

Шайхисламов Р.Б., Хамидуллина Д.И. Миграционные планы выпускников вузов Уфы. Одним из существенных условий инновационного развития региональной экономики является полнота использования человеческого капитала. Поэтому предметом особой озабоченности местной и региональной власти, работодателей является миграция из регионов наиболее образованной части молодёжи, особенно - выпускников высших учебных заведений. Миграция молодых людей с высшим образованием по своим социально-экономическим последствиям является неоднозначным процессом. Она обусловлена рядом объективных и субъективных факторов. В данной статье на основе проведённого в ряде уфимских вузов опроса анализируется социальная и социально-психологическая характеристика выпускников, планирующих выехать после вуза на временное или постоянное место жительства в другие регионы страны и в зарубежные страны.

Ключевые слова: выпускник вуза, миграция, трудоустройство, образование, содержание труда.

Shaihislamov R.B., Hamidullina D.I. Migration plans of graduating students from Ufa. One of the essential terms of innovative development of the regional economy is comprehensiveness of human capital's usage. That's why local and regional administration, also employers concern on migration from regions where is found the most educated and intelligent youth, specially graduated from institution of higher education. Migration of the young people with higher education is many-valued process with respects to social and economic effects. It specifies a line of objective and subjective factors. Social and social-psychological characteristics of the graduated students, who are planning to leave the city for temporary or permanent residence in different regions of the country or abroad are analyzed in given article based on sociological survey conducted in line of Ufa higher education institution.

Keyword: graduated student, migration, employment, education, content of the labor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.