2006 - №1________________________________________59
ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
VII. Требования к качеству ресурсного обеспечения учебного процесса
Требования к качеству ресурсного обеспечения учебного процесса в Университете основаны на требованиях Минобразования и науки РФ и Рособрнадзора. Показатели, характеризующие отдельные позиции ресурсного обеспечения учебного процесса в Университете, должны соответствовать или превышать критериальные значения показателей, заявленных федеральными органами управления образования при лицензировании, аттестации и аккредитации высших учебных заведений.
Кадровое обеспечение учебного процесса в Университете удовлетворяет критериям качества, если:
— количество штатных преподавателей превышает 50% ( в Университете — 58,7%);
— процент преподавателей, имеющих ученые звания и степени, составляет не менее 60% от общей численности ППС по каждой специальности (в Университете — 62,1%);
— проводится работа по формированию резерва научно-педагогических кадров (привлечение лучших выпускников к научнопедагогической работе через аспирантуру,
соискательство; поддержка молодых преподавателей на этапе подготовки публикаций, защиты диссертаций, повышения квалификации);
— имеется процедура конкурсного избрания на должность, способствующая росту кадрового потенциала;
— педагогическая и научно-исследовательская деятельность профессорско-преподавательского состава активно мотивируется; формируются научные школы;
— имеются авторские курсы (элективы);
— имеется аспирантура, диссертационные советы;
— имеется система повышения квалификации педагогических кадров Университета.
Информационно-образовательная среда в Университете признается качественной, если она удовлетворяет следующим требованиям:
— учебная и научная информация доступна, в том числе и в электронной форме (показатели информатизации Университета: количество имеющихся локальных сетей — 27; количество терминалов, с которых имеется доступ к сети INTERNET — 295; общее количество единиц вычислительной техники — 870; общее количество единиц IBM-совместимой вычислительной техники —
Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета Общая часть
Продолжение. Начало в №3, 4 за 2005 г.
869, из них с процессорами Pentium-II и выше — 650; количество компьютерных классов — 19);
— имеющиеся информационные ресурсы разнообразны и ориентированы на различные категории потребителей (студенты, аспиранты, преподаватели, АУП и др.); информация актуальна, условия ее получения комфортны (по общему количеству единиц вычислительной техники с процессорами Pentium-II и выше на одного аспиранта Университет входит в 50 % выборки из 279 университетов страны; по количеству терминалов, с которых имеется доступ к сети INTERNET на 100 студентов Университет входит в 30% выборки из 279 университетов страны);
— существует структура, накапливающая и хранящая информационные ресурсы и оказывающая информационные услуги;
— в структурах, организующих и поддерживающих информационную среду, применяются новые информационные технологии (имеются электронные учебники, базы данных, классы общего доступа в Internet);
— соотношение количества читателей библиотеки и общего контингента студентов составляет не менее 80%;
— отношение количества единиц базового библиотечного фонда к количеству читателей (книгообеспеченность) составляет не менее 1:50;
— в локальной сети вуза используется современное лицензионное программное обеспечение;
— информационная грамотность профессорско-преподавательского состава и студентов адекватна современному уровню развития информационных технологий;
— учебно-методическая литература, издаваемая вузом, соответствует учебным планам и программам, востребована и ориентирована на использование в самостоятельной работе студентов;
— имеются учебные программы по всем изучаемым в Университете дисциплинам, подготовленные в соответствии со стандартными требованиями;
— разрабатываются собственные учебно-методические издания с грифом Министерства образования и науки РФ, УМО по специальности и др.;
— издательская и полиграфическая база вуза обеспечивает потребности образовательного процесса;
— в учебном процессе применяются активные формы и технологии обучения с использованием ТСО (мультимедиа, компьютерные классы, лингафонные классы, компьютерные обучающие программы, банки и базы знаний, автоматизированная система тестирования и др.).
Условия осуществления учебного процес-са оцениваются как качественные, если:
— соблюдаются лицензионные требования к учебно-лабораторным помещениям и их оснащению;
— имеются специализированные учебные классы (лингафонные кабинеты, специализированные компьютерные кабинеты);
— имеется спортивный комплекс для занятий физической культурой;
— имеются пункты питания и медицинского обслуживания.
Качество абитуриентов оценивается как высокое, если:
— создана разветвленная система довузовского образования, ориентированная на подготовку абитуриентов по специальностям подготовки;
— создана система профориентационной работы с абитуриентами;
— на вступительных испытаниях поддерживается высокий уровень требований к знаниям абитуриентов;
— имеется высокий процент абитуриентов, зачисленных с отделения довузовского образования (не менее 50%).
Финансовая устойчивость вуза оценивается как высокая, если создана система многоканального финансирования; отношение средств, направляемых на нужды образования, ко всем доходам университета за учебный год составляет не менее 75% (данный показатель по Университету ежегодно составляет не менее 88%).
VIII. Требования к нормативному
регулированию и качеству управления учебным процессом
Нормативное регулирование является неотъемлемой частью внутривузовского стандарта качества.
Нормативное регулирование как основа процесса управления качеством (менеджмента качества) основана на комплексе вну-тривузовских нормативных документов (положений, методических указаний, правил, инструкций, требований, предъявляемых к структурным подразделениям, процессам и субъектам образовательной деятельности).
Комплекс университетской нормативной документации, определяющей требования качества в части учебного процесса, состоит из следующих документов, разработанных в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ, Минобразования и науки РФ:
Устав Московского гуманитарного университета;
Правила внутреннего распорядка Московского гуманитарного университета;
Положение об Учебно-методическом управлении Московского гуманитарного университета;
Положение о факультете Московского гуманитарного университета;
Положение о порядке проведения выборов деканов факультетов Московского гуманитарного университета;
Примерное положение о Совете факультета Московского гуманитарного университета.
Положение о кафедре Московского гуманитарного университета;
Положение о порядке проведения выборов заведующих кафедрами Московского гуманитарного университета;
Положение о конкурсном замещении должностей профессорско-преподавательского состава;
Примерное положение о научно-методическом совете по специальности (направлению) подготовки;
Положение о приемной комиссии и порядке приема в Московский гуманитарный университет;
Порядок организации учебного процесса по сокращенным образовательным программам ВПО на базе среднего профессионального образования;
Порядок перевода студентов в Московском гуманитарном университете;
Порядок отчисления и восстановления студентов в Московском гуманитарном университете;
Положение о составлении расписания деканатами и кафедрами Московского гуманитарного университета;
Положение о курсовых зачетах и экзаменах в Московском гуманитарном университете;
Положение о рейтинговой оценке в Московском гуманитарном университете;
Примерное положение об организации самостоятельной работы студентов Московского гуманитарного университета;
Примерное положение о курсовой работе студентов Московского гуманитарного университета;
Примерное положение о порядке проведения практики студентов Московского гуманитарного университета;
Положение об итоговой государственной аттестации выпускников Московского гуманитарного университета;
Инструкция о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, изготовлении, заполнении и хранении соответствующих бланков документов в Московском гуманитарном университете;
Положение о порядке подготовки к изданию учебной и учебно-методической литературы в Московском гуманитарном университете;
Инструкция по разработке учебных программ дисциплин;
Положение о проведении внешнего образовательного аудита (экспертной оценке);
Положение о Центре тестирования Московского гуманитарного университета;
Положение о Центре качества Московского гуманитарного университета;
Положение «Лидер в образовании Московского гуманитарного университета»;
Положение «О почетном профессоре Московского гуманитарного университета»;
Положения об именных и поощрительных стипендиях Московского гуманитарного университета: «Надежда Университета», «Звезда Университета», «За отличную учебу», «За успехи в науке», «За активную общественную работу».
Примерные положения, регламентирующие общие требования к организации составляющих учебного процесса, являются основой для разработки нормативных документов на уровне факультетов и кафедр, отражающих специфику подготовки по конкретным специальностям.
Общее управление деятельностью вуза как организации считается качественным, если оно удовлетворяет общепринятой системе принципов:
— единоначалие и коллегиальность;
— системность в принятии управленческих решений;
— разграничение полномочий и ответственности;
— самостоятельность факультетов в разработке материалов по учебному процессу;
— ответственность подразделений за качество своей деятельности;
— открытость и гласность;
— нормативно-правовая обеспеченность управленческой деятельности;
— наличие системы поощрений и наказаний;
— сочетание стратегического и оперативного управления.
Управление вузом как образовательным учреждением характеризуется как «качественное», если выполняется следующее:
На уровне вуза:
1. Организационная структура:
— существуют стратегия и программа развития вуза;
— существуют внутривузовские структуры, обеспечивающие законодательную, нормативную, методическую базу управления (Ученый совет, научно-методические советы по специальностям, методические объединения по циклам дисциплин);
— создана служба маркетинга и рекламы образовательных услуг;
— имеется информационная служба.
2. Процесс управления:
— управление осуществляется на основе законодательной и нормативно-правовой базы (законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования, нормативные документы Министерства образования и науки РФ, Устав вуза, Правила внутреннего распорядка, положения о структурных подразделениях, требования и инструкции по организации учебного процесса и др.);
— налажено сотрудничество с органами управления образованием различного уровня;
— создана административная система управления образовательным процессом;
— разработаны должностные обязанности каждого работника вуза;
— четко определено текущее и перспективное планирование работы вуза;
— разработана система контроля исполнительской дисциплины на всех уровнях управления;
— существует механизм экспертизы качества управления вузом в целом и его подразделениями (внешний аудит).
3. Образовательный процесс:
— существует служба мониторинга качества образования;
— существует система оценивания достижений студентов;
— разработана и применяется рейтинговая система оценок, повышающая роль контроля знаний студентов;
— существуют структуры дополнительных образовательных услуг, довузовской подготовки, послевузовской подготовки и переподготовки;
— осуществляется внутренняя и внешняя оценка качества учебного процесса;
— функционирует система кураторства;
— имеется система мониторинга трудоустройства выпускников.
4. Социально-психологический климат:
— отношения между администрацией, персоналом и студентами строятся на основе взаимоуважения, регулируются трудовым законодательством и соответствующими внутренними нормативными документами;
— используются средства морального и материального стимулирования роста профессионального мастерства работников Университета.
На уровне факультета:
1. Организационная структура:
— существует концепция развития факультета;
— сформирован оптимальный состав деканата (с учетом концепции развития вуза, контингента студентов, форм обучения, источников финансирования и т. д.);
— четко распределены должностные обязанности работников деканата;
— четко определены управленческие компетенции руководства факультетов;
— существуют внутрифакультетские структуры, обеспечивающие нормативную базу управления учебным процессом (Совет факультета, Научно-методический совет, Студенческий совет);
2. Процесс управления:
— разработана система текущего и перспективного планирования работы деканата;
— работники деканата проводят в жизнь кадровую и управленческую политику ректората;
— определен и поддерживается порядок ведения делопроизводства в деканатах факультета;
— созданы структуры, разрабатывающие методическое обеспечение учебного процесса на факультете (учебно-методический совет, объединение преподавателей, методические комиссии или секции по специальностям или циклам дисциплин и др.);
3. Образовательный процесс:
— поддерживается и реализуется система оценивания достижений студентов;
— существуют традиции в поддержании связей с выпускниками факультета разных лет;
— ведется работа по содействию в трудоустройстве выпускников.
4. Социально-психологический климат:
— взаимоотношения работников деканата и преподавателей со студентами строятся на основе нормативных документов федерального и вузовского уровней, соответствуют профессиональной этике педагогов;
— проводятся социологические опросы, выявляющие мнение студентов о работе деканатов.
На уровне кафедры:
1. Организационная структура:
— существует концепция развития кафедры;
— определено место кафедры в общей управленческой структуре вуза (факультета);
— определены должностные обязанности и управленческие компетенции заведующего кафедрой и его заместителей;
2. Процесс управления:
— осуществляется текущее и перспективное планирование работы кафедры;
— ведется работа по подбору преподавателей и оценке их деятельности;
— разработаны документы, регламентирующие требования к организации и осуществлению основных элементов учебного процесса;
— определен и поддерживается порядок ведения делопроизводства.
3. Образовательный процесс:
— реализуется система оценивания достижений студентов по дисциплинам кафедры;
— существуют традиции обмена опытом между преподавателями кафедры;
— создана система подготовки кадров для кафедры из числа выпускников Университета;
— налажено профессиональное общение членов кафедры с работниками других вузов (через методические семинары, секции, конференции, круглые столы и т. п.);
— созданы условия для повышения квалификации преподавателей кафедры;
— члены кафедры принимают активное участие в работе структур, определяющих
учебно-методическое обеспечение учебного процесса на факультете.
4. Социальнопсихологический климат: —кафедра в содружестве с подразделе нием воспитательной работы и деканатом занимается проблемами воспитания студен тов;
—взаимоотношения между преподавате лями строятся на основе нормативных доку ментов федерального и вузовского уровней, соответствуют этике профессиональной де ятельности педагога.
На уровне преподавателя:
—имеется авторская система управле ния процессом освоения дисциплин (автор ские курсы);
—понимается непродуктивность завышен ной или заниженной самооценки професси онального мастерства;
—выполняются работы по планирова нию преподавательской и научно-исследова тельской деятельности;
—в процесс преподавания внедрены совре менные информационные технологии с уче том специфики преподаваемых дисциплин;
—реализуется политика руководства об разовательным процессом всех уровней;
—имеется возможность переподготовки и повышения квалификации;
—поддерживается исполнительская дис циплина;
—определен и поддерживается порядок ведения делопроизводства;
—взаимоотношения со студентами строят ся на основе нормативных документов феде рального и вузовского уровней, соответствуют этике профессиональной деятельности педагога.
(Окончание следует)