Научная статья на тему 'Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета. Общая часть (продолжение)'

Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета. Общая часть (продолжение) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета. Общая часть (продолжение)»

2006 - №1________________________________________59

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

VII. Требования к качеству ресурсного обеспечения учебного процесса

Требования к качеству ресурсного обеспечения учебного процесса в Университете основаны на требованиях Минобразования и науки РФ и Рособрнадзора. Показатели, характеризующие отдельные позиции ресурсного обеспечения учебного процесса в Университете, должны соответствовать или превышать критериальные значения показателей, заявленных федеральными органами управления образования при лицензировании, аттестации и аккредитации высших учебных заведений.

Кадровое обеспечение учебного процесса в Университете удовлетворяет критериям качества, если:

— количество штатных преподавателей превышает 50% ( в Университете — 58,7%);

— процент преподавателей, имеющих ученые звания и степени, составляет не менее 60% от общей численности ППС по каждой специальности (в Университете — 62,1%);

— проводится работа по формированию резерва научно-педагогических кадров (привлечение лучших выпускников к научнопедагогической работе через аспирантуру,

соискательство; поддержка молодых преподавателей на этапе подготовки публикаций, защиты диссертаций, повышения квалификации);

— имеется процедура конкурсного избрания на должность, способствующая росту кадрового потенциала;

— педагогическая и научно-исследовательская деятельность профессорско-преподавательского состава активно мотивируется; формируются научные школы;

— имеются авторские курсы (элективы);

— имеется аспирантура, диссертационные советы;

— имеется система повышения квалификации педагогических кадров Университета.

Информационно-образовательная среда в Университете признается качественной, если она удовлетворяет следующим требованиям:

— учебная и научная информация доступна, в том числе и в электронной форме (показатели информатизации Университета: количество имеющихся локальных сетей — 27; количество терминалов, с которых имеется доступ к сети INTERNET — 295; общее количество единиц вычислительной техники — 870; общее количество единиц IBM-совместимой вычислительной техники —

Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета Общая часть

Продолжение. Начало в №3, 4 за 2005 г.

869, из них с процессорами Pentium-II и выше — 650; количество компьютерных классов — 19);

— имеющиеся информационные ресурсы разнообразны и ориентированы на различные категории потребителей (студенты, аспиранты, преподаватели, АУП и др.); информация актуальна, условия ее получения комфортны (по общему количеству единиц вычислительной техники с процессорами Pentium-II и выше на одного аспиранта Университет входит в 50 % выборки из 279 университетов страны; по количеству терминалов, с которых имеется доступ к сети INTERNET на 100 студентов Университет входит в 30% выборки из 279 университетов страны);

— существует структура, накапливающая и хранящая информационные ресурсы и оказывающая информационные услуги;

— в структурах, организующих и поддерживающих информационную среду, применяются новые информационные технологии (имеются электронные учебники, базы данных, классы общего доступа в Internet);

— соотношение количества читателей библиотеки и общего контингента студентов составляет не менее 80%;

— отношение количества единиц базового библиотечного фонда к количеству читателей (книгообеспеченность) составляет не менее 1:50;

— в локальной сети вуза используется современное лицензионное программное обеспечение;

— информационная грамотность профессорско-преподавательского состава и студентов адекватна современному уровню развития информационных технологий;

— учебно-методическая литература, издаваемая вузом, соответствует учебным планам и программам, востребована и ориентирована на использование в самостоятельной работе студентов;

— имеются учебные программы по всем изучаемым в Университете дисциплинам, подготовленные в соответствии со стандартными требованиями;

— разрабатываются собственные учебно-методические издания с грифом Министерства образования и науки РФ, УМО по специальности и др.;

— издательская и полиграфическая база вуза обеспечивает потребности образовательного процесса;

— в учебном процессе применяются активные формы и технологии обучения с использованием ТСО (мультимедиа, компьютерные классы, лингафонные классы, компьютерные обучающие программы, банки и базы знаний, автоматизированная система тестирования и др.).

Условия осуществления учебного процес-са оцениваются как качественные, если:

— соблюдаются лицензионные требования к учебно-лабораторным помещениям и их оснащению;

— имеются специализированные учебные классы (лингафонные кабинеты, специализированные компьютерные кабинеты);

— имеется спортивный комплекс для занятий физической культурой;

— имеются пункты питания и медицинского обслуживания.

Качество абитуриентов оценивается как высокое, если:

— создана разветвленная система довузовского образования, ориентированная на подготовку абитуриентов по специальностям подготовки;

— создана система профориентационной работы с абитуриентами;

— на вступительных испытаниях поддерживается высокий уровень требований к знаниям абитуриентов;

— имеется высокий процент абитуриентов, зачисленных с отделения довузовского образования (не менее 50%).

Финансовая устойчивость вуза оценивается как высокая, если создана система многоканального финансирования; отношение средств, направляемых на нужды образования, ко всем доходам университета за учебный год составляет не менее 75% (данный показатель по Университету ежегодно составляет не менее 88%).

VIII. Требования к нормативному

регулированию и качеству управления учебным процессом

Нормативное регулирование является неотъемлемой частью внутривузовского стандарта качества.

Нормативное регулирование как основа процесса управления качеством (менеджмента качества) основана на комплексе вну-тривузовских нормативных документов (положений, методических указаний, правил, инструкций, требований, предъявляемых к структурным подразделениям, процессам и субъектам образовательной деятельности).

Комплекс университетской нормативной документации, определяющей требования качества в части учебного процесса, состоит из следующих документов, разработанных в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ, Минобразования и науки РФ:

Устав Московского гуманитарного университета;

Правила внутреннего распорядка Московского гуманитарного университета;

Положение об Учебно-методическом управлении Московского гуманитарного университета;

Положение о факультете Московского гуманитарного университета;

Положение о порядке проведения выборов деканов факультетов Московского гуманитарного университета;

Примерное положение о Совете факультета Московского гуманитарного университета.

Положение о кафедре Московского гуманитарного университета;

Положение о порядке проведения выборов заведующих кафедрами Московского гуманитарного университета;

Положение о конкурсном замещении должностей профессорско-преподавательского состава;

Примерное положение о научно-методическом совете по специальности (направлению) подготовки;

Положение о приемной комиссии и порядке приема в Московский гуманитарный университет;

Порядок организации учебного процесса по сокращенным образовательным программам ВПО на базе среднего профессионального образования;

Порядок перевода студентов в Московском гуманитарном университете;

Порядок отчисления и восстановления студентов в Московском гуманитарном университете;

Положение о составлении расписания деканатами и кафедрами Московского гуманитарного университета;

Положение о курсовых зачетах и экзаменах в Московском гуманитарном университете;

Положение о рейтинговой оценке в Московском гуманитарном университете;

Примерное положение об организации самостоятельной работы студентов Московского гуманитарного университета;

Примерное положение о курсовой работе студентов Московского гуманитарного университета;

Примерное положение о порядке проведения практики студентов Московского гуманитарного университета;

Положение об итоговой государственной аттестации выпускников Московского гуманитарного университета;

Инструкция о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, изготовлении, заполнении и хранении соответствующих бланков документов в Московском гуманитарном университете;

Положение о порядке подготовки к изданию учебной и учебно-методической литературы в Московском гуманитарном университете;

Инструкция по разработке учебных программ дисциплин;

Положение о проведении внешнего образовательного аудита (экспертной оценке);

Положение о Центре тестирования Московского гуманитарного университета;

Положение о Центре качества Московского гуманитарного университета;

Положение «Лидер в образовании Московского гуманитарного университета»;

Положение «О почетном профессоре Московского гуманитарного университета»;

Положения об именных и поощрительных стипендиях Московского гуманитарного университета: «Надежда Университета», «Звезда Университета», «За отличную учебу», «За успехи в науке», «За активную общественную работу».

Примерные положения, регламентирующие общие требования к организации составляющих учебного процесса, являются основой для разработки нормативных документов на уровне факультетов и кафедр, отражающих специфику подготовки по конкретным специальностям.

Общее управление деятельностью вуза как организации считается качественным, если оно удовлетворяет общепринятой системе принципов:

— единоначалие и коллегиальность;

— системность в принятии управленческих решений;

— разграничение полномочий и ответственности;

— самостоятельность факультетов в разработке материалов по учебному процессу;

— ответственность подразделений за качество своей деятельности;

— открытость и гласность;

— нормативно-правовая обеспеченность управленческой деятельности;

— наличие системы поощрений и наказаний;

— сочетание стратегического и оперативного управления.

Управление вузом как образовательным учреждением характеризуется как «качественное», если выполняется следующее:

На уровне вуза:

1. Организационная структура:

— существуют стратегия и программа развития вуза;

— существуют внутривузовские структуры, обеспечивающие законодательную, нормативную, методическую базу управления (Ученый совет, научно-методические советы по специальностям, методические объединения по циклам дисциплин);

— создана служба маркетинга и рекламы образовательных услуг;

— имеется информационная служба.

2. Процесс управления:

— управление осуществляется на основе законодательной и нормативно-правовой базы (законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования, нормативные документы Министерства образования и науки РФ, Устав вуза, Правила внутреннего распорядка, положения о структурных подразделениях, требования и инструкции по организации учебного процесса и др.);

— налажено сотрудничество с органами управления образованием различного уровня;

— создана административная система управления образовательным процессом;

— разработаны должностные обязанности каждого работника вуза;

— четко определено текущее и перспективное планирование работы вуза;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— разработана система контроля исполнительской дисциплины на всех уровнях управления;

— существует механизм экспертизы качества управления вузом в целом и его подразделениями (внешний аудит).

3. Образовательный процесс:

— существует служба мониторинга качества образования;

— существует система оценивания достижений студентов;

— разработана и применяется рейтинговая система оценок, повышающая роль контроля знаний студентов;

— существуют структуры дополнительных образовательных услуг, довузовской подготовки, послевузовской подготовки и переподготовки;

— осуществляется внутренняя и внешняя оценка качества учебного процесса;

— функционирует система кураторства;

— имеется система мониторинга трудоустройства выпускников.

4. Социально-психологический климат:

— отношения между администрацией, персоналом и студентами строятся на основе взаимоуважения, регулируются трудовым законодательством и соответствующими внутренними нормативными документами;

— используются средства морального и материального стимулирования роста профессионального мастерства работников Университета.

На уровне факультета:

1. Организационная структура:

— существует концепция развития факультета;

— сформирован оптимальный состав деканата (с учетом концепции развития вуза, контингента студентов, форм обучения, источников финансирования и т. д.);

— четко распределены должностные обязанности работников деканата;

— четко определены управленческие компетенции руководства факультетов;

— существуют внутрифакультетские структуры, обеспечивающие нормативную базу управления учебным процессом (Совет факультета, Научно-методический совет, Студенческий совет);

2. Процесс управления:

— разработана система текущего и перспективного планирования работы деканата;

— работники деканата проводят в жизнь кадровую и управленческую политику ректората;

— определен и поддерживается порядок ведения делопроизводства в деканатах факультета;

— созданы структуры, разрабатывающие методическое обеспечение учебного процесса на факультете (учебно-методический совет, объединение преподавателей, методические комиссии или секции по специальностям или циклам дисциплин и др.);

3. Образовательный процесс:

— поддерживается и реализуется система оценивания достижений студентов;

— существуют традиции в поддержании связей с выпускниками факультета разных лет;

— ведется работа по содействию в трудоустройстве выпускников.

4. Социально-психологический климат:

— взаимоотношения работников деканата и преподавателей со студентами строятся на основе нормативных документов федерального и вузовского уровней, соответствуют профессиональной этике педагогов;

— проводятся социологические опросы, выявляющие мнение студентов о работе деканатов.

На уровне кафедры:

1. Организационная структура:

— существует концепция развития кафедры;

— определено место кафедры в общей управленческой структуре вуза (факультета);

— определены должностные обязанности и управленческие компетенции заведующего кафедрой и его заместителей;

2. Процесс управления:

— осуществляется текущее и перспективное планирование работы кафедры;

— ведется работа по подбору преподавателей и оценке их деятельности;

— разработаны документы, регламентирующие требования к организации и осуществлению основных элементов учебного процесса;

— определен и поддерживается порядок ведения делопроизводства.

3. Образовательный процесс:

— реализуется система оценивания достижений студентов по дисциплинам кафедры;

— существуют традиции обмена опытом между преподавателями кафедры;

— создана система подготовки кадров для кафедры из числа выпускников Университета;

— налажено профессиональное общение членов кафедры с работниками других вузов (через методические семинары, секции, конференции, круглые столы и т. п.);

— созданы условия для повышения квалификации преподавателей кафедры;

— члены кафедры принимают активное участие в работе структур, определяющих

учебно-методическое обеспечение учебного процесса на факультете.

4. Социальнопсихологический климат: —кафедра в содружестве с подразделе нием воспитательной работы и деканатом занимается проблемами воспитания студен тов;

—взаимоотношения между преподавате лями строятся на основе нормативных доку ментов федерального и вузовского уровней, соответствуют этике профессиональной де ятельности педагога.

На уровне преподавателя:

—имеется авторская система управле ния процессом освоения дисциплин (автор ские курсы);

—понимается непродуктивность завышен ной или заниженной самооценки професси онального мастерства;

—выполняются работы по планирова нию преподавательской и научно-исследова тельской деятельности;

—в процесс преподавания внедрены совре менные информационные технологии с уче том специфики преподаваемых дисциплин;

—реализуется политика руководства об разовательным процессом всех уровней;

—имеется возможность переподготовки и повышения квалификации;

—поддерживается исполнительская дис циплина;

—определен и поддерживается порядок ведения делопроизводства;

—взаимоотношения со студентами строят ся на основе нормативных документов феде рального и вузовского уровней, соответствуют этике профессиональной деятельности педагога.

(Окончание следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.