Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С ПРИМЕНЕНИЕМ СЕТЕВЫХ И ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С ПРИМЕНЕНИЕМ СЕТЕВЫХ И ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЕТЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЛИЧНОСТЬ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / БЛОГ / СЕТЕВОЙ ЭТИКЕТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагалова Ольга Глебовна, Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна

Задача современной системы образования - сформировать грамотную личность. Реализация данного требования возможна при использовании в образовательном процессе онлайн и дистанционных форм обучения. Цель статьи - выявить особенности использования сетевого и дистанционного обучения в учебном процессе. Уточнена роль дистанционного и дистанционного обучения в учебном процессе для реализации системно-деятельностного подхода, предполагающего активную роль студента в учебном процессе. Использование онлайн и дистанционных форм в процессе обучения осуществляется с помощью специализированной информационной образовательной среды, основанной на использовании методов дистанционного обмена информацией. Блог, как один из видов онлайн-обучения, облегчает усвоение учебного материала и дает возможность развивать творческий потенциал студентов. Использование блога в образовательной деятельности позволит преподавателю расширить спектр инструментов в информационно-коммуникационной среде, развить сетевые компетенции в соответствии с требованиями ФГОС, принять активное участие в формировании онлайн и дистанционных форм обучения. . При использовании сетевых и дистанционных форм обучения происходит удовлетворение индивидуальных потребностей всех субъектов образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шагалова Ольга Глебовна, Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROCESS USING ONLINE AND DISTANCE LEARNING

The task of the modern education system is to form a competent person in various fields of activity, which is associated with the high significance of educational abilities and capabilities of a person. The implementation of this requirement is impossible without the introduction of network and distance learning forms in the learning process. The use of these technologies is an effective method of forming the necessary knowledge, skills and abilities of students. The article reveals various points of view regarding the introduction of online and distance learning. The essence and role of online and distance learning were clarified. The use of online and remote forms in the learning process is carried out with the help of a specialized information educational environment based on the introduction of methods of information exchange at a distance. The features, functions and methods of network and distance learning in the educational process were revealed. Among the most important functions of the considered forms of education were identified: educational, communicative and informational. The introduction of network and distance learning forms contributes to the implementation of a system-activity approach, which assumes an active role of the student in the learning process, the formation of the necessary competencies of all participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С ПРИМЕНЕНИЕМ СЕТЕВЫХ И ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35) ШАГАЛОВА Ольга Глебовна и другие

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С ПРИМЕНЕНИЕМ ...

VTTK" 4.ППД íTi (<\ 1Я>2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

•УД14 J /о.ч-.иич- |(сс) 4JCS> Irhis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DQ[ - J (j 26140/bgz3-2021 -1002-0054 lfcde3MI^ehttps://creativecoimnons.org/licenses/by-nc/4.0/)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С ПРИМЕНЕНИЕМ СЕТЕВЫХ И ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

© Автор(ы) 2021 AuthorID: 476332 SPIN: 8797-6126 ORCID: 0000-0002-7925-0867 ScopusID: 57201136426

ШАГАЛОВА Ольга Глебовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Гуманитарных и общенаучных дисциплин» Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И.Прошлякова (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого 1, e-mail: [email protected])

AuthorID: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherID: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543

ВАГАНОВА Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»

AuthorID: 438630 SPIN: 6841-2205 ORCID: 0000-0001-9950-9824 ScopusID: 57190127620

СМИРНОВА Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Технологий сервиса и технологического образования» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) Аннотация. Задача современной системы образования - сформировать грамотную личность. Реализация данного требования возможна при использовании в образовательном процессе онлайн и дистанционных форм обучения. Цель статьи - выявить особенности использования сетевого и дистанционного обучения в учебном процессе. Уточнена роль дистанционного и дистанционного обучения в учебном процессе для реализации системно-деятельностного подхода, предполагающего активную роль студента в учебном процессе. Использование онлайн и дистанционных форм в процессе обучения осуществляется с помощью специализированной информационной образовательной среды, основанной на использовании методов дистанционного обмена информацией. Блог, как один из видов онлайн-обучения, облегчает усвоение учебного материала и дает возможность развивать творческий потенциал студентов. Использование блога в образовательной деятельности позволит преподавателю расширить спектр инструментов в информационно-коммуникационной среде, развить сетевые компетенции в соответствии с требованиями ФГОС, принять активное участие в формировании онлайн и дистанционных форм обучения. При использовании сетевых и дистанционных форм обучения учитываются индивидуальные потребности всех субъектов образовательной деятельности.

Ключевые слова: дистанционное обучение, сетевое обучение, образовательная среда, личность, системно-дея-тельностный подход, компетенции, взаимодействие, блог, сетевой этикет, информационная среда.

EDUCATIONAL PROCESS USING ONLINE AND DISTANCE LEARNING

© The Author(s) 2021

SHAGALOVA Olga Glebovna, candidate of Historical Sciences, associate professor of the department of «Humanitarian and General Scientific Disciplines» Tyumen Higher Military Engineering Command School named. Marshal Engineering Troops A.I. Proshlyakova (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: [email protected]) VAGANOVA Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» SMIRNOVA Zhanna Venediktovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Technology of Service and Technological Education» Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev St. 9, e-mail: [email protected]) Abstract. The task of the modern education system is to form a competent person in various fields of activity, which is associated with the high significance of educational abilities and capabilities of a person. The implementation of this requirement is impossible without the introduction of network and distance learning forms in the learning process. The use of these technologies is an effective method of forming the necessary knowledge, skills and abilities of students. The article reveals various points of view regarding the introduction of online and distance learning. The essence and role of online and distance learning were clarified. The use of online and remote forms in the learning process is carried out with the help of a specialized information educational environment based on the introduction of methods of information exchange at a distance. The features, functions and methods of network and distance learning in the educational process were revealed. Among the most important functions of the considered forms of education were identified: educational, communicative and informational. The introduction of network and distance learning forms contributes to the implementation of a system-activity approach, which assumes an active role of the student in the learning process, the formation of the necessary competencies of all participants in the educational process.

Keywords: distance learning, network learning, educational environment, personality, system-activity approach, competencies, interaction, blog, network etiquette, information environment.

ВВЕДЕНИЕ Современные федеральные государственные образова-

Постановка проблемы в общем виде и ее связь тельные стандарты содержат требования, основанные с важными научными и практическими задачами. на системно-деятельностном подходе, предполагающем

SHAGALOVA Olga Glebovna and others EDUCATIONAL PROCESS USING ONLINE ...

активную роль студента в процессе обучения. Сейчас важнейшей задачей образования является формирование компетентной личности. В процессе образования происходит индивидуализация педагогической деятельности, которая является одной из образовательных потребностей современного общества [1].

Обеспечить эффективность образовательного процесса можно только при желании обучающихся или с помощью приобщения к знаниям, которые находятся за пределами учебных материалов. Преподаватель способствует активизации деятельности студентов, они учатся искать необходимую информацию, проверять ее актуальность, анализировать полученные материалы, формировать знания о предмете исследования. Организовать педагогический процесс, отвечающий современным требованиям, становится возможным при использовании сетевых и дистанционных форм обучения [2]. При реализации сетевых и дистанционных форм обучения осуществляется отбор знаний, имеющих значение для участников педагогического процесса, отвечающих их внутренним целям и задачам обучения. При использовании сетевых и дистанционных форм обучение происходит удовлетворение индивидуальных запросов всех субъектов образовательной деятельности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Сетевые и дистанционные формы обучения рассматривались уже в прошлом столетии. Еще в 1994 Маргарет Риэль и Линда Харасим понимали сетевое обучение как совместное обучение через сетевое пространство и как информационный сетевой доступ. Они говорили об особенностях взаимодействия субъектов образовательной деятельности и необходимости формирования специальной информационной среды, где реализуется коллективный доступ обучающихся в учебных целях [3].

Богомолов А.Н. сетевое и дистанционное обучение рассматривает как самостоятельную систему обучения с конкретными элементами и говорит о таком обучении как методе развития свободной педагогической траектории. Хмаренко Н.И., Сысоев П.В. утверждают, что сетевое обучение представляет собой форму организации внеаудиторной самостоятельной работы.

По мнению Полат Е.С. рассматриваемая форма обучения направлена на взаимодействие участников образовательной деятельности на расстоянии, но также содержит в себе основные компоненты учебного процесса. Автор называет дистанционную форму обучения специфичной, поскольку она содержит в себе информационные и коммуникационные методы, мультимедийные технологии [4].

Обосновывается актуальность исследования. На сегодняшний день приоритетной целью современной образовательной деятельности является обеспечение качественного образования на основе его соответствия потребностям общества и государства. Развитие системы образования, несомненно, связано с её информатизацией, внедрением инновационных педагогических технологий. Такое проявление указывает на ориентацию образования в сторону формирования личности студента, его познавательных способностей. Задача системы образования состоит в подготовке высококвалифицированного специалиста, способного работать и жить в информационной среде, поскольку благодаря ей обеспечивается усвоение знаний, умений и навыков. В настоящее время внедрение в педагогический процесс сетевых и дистанционных форм обучения является актуальным направлением в реализации образовательной политики.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в выявлении особенностей использования сетевого и дистанционного обучения в образовательном процессе.

Baltic Humanitarian Journal. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- уточнить сущность и роль сетевых и дистанционных форм обучения;

- раскрыть признаки, функции и методы сетевых и дистанционных форм обучения в образовательном процессе.

Используемые методы, методики и технологии. В статье проведен анализ материалов использования сетевых и дистанционных форм обучения в образовательном процессе, осуществлена систематизация и обобщение полученных данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Использование сетевых и дистанционных форм в процессе обучения осуществляется с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на основе внедрении методов обмена информацией на расстоянии.

Необходимо определить требования для эффективного применения сетевых и дистанционных форм обучения в педагогическом процессе:

- наиболее детальное планирование деятельности студентов, четкое определение целей и задач обучения, использование необходимой учебной информации [5];

- возможность интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса, реализация обратной связи, возможность группового обучения;

- мотивация, выступающая важнейшим компонентом дистанционного обучения. Желательно применять модульное обучение, поскольку студент будет видеть, как он осваивает конкретные модули, тем самым мотивируя себя на дальнейшие достижения;

- технологическая база, на основе которой будет реализован учебный курс. Автор курса может выстроить обучение полностью в сетевой сфере, а может предполагать использование дополнительных информационных источников [6].

Сегодня использование сетевых форм обучения является распространенным явлением в системе образования. Требования, необходимые для использования образовательной организацией в учебном процессе дистанционных форм обучения, содержатся в федеральных государственных образовательных стандартах, что говорит о значимости сетевого обучения в современной России. Педагоги поэтапно внедряют рассматриваемые формы обучения в свою деятельность, что направлено на их систематическое использование. Сетевые технологии применяются постоянно: электронная почта, хранение документов в сети Интернет, онлайн-тесты, веб-квесты, сайты, Moodle, блоги, форумы.

Одним из популярных методов сетевого обучения является блог. Это сравнительно простой метод реализации педагогической деятельности. Блог представляет собой ленту сообщений, которая раскрывает содержание рассматриваемой проблемы. Блог чаще всего создается для управления работой коллектива. Эффективное использование блога будет осуществляться при управлении студенческими проектами, деятельностью мини-групп, деятельностью профессионального коллектива. С помощью данного метода можно заметно упростить работу, посредством создания интерактивных календарей, опросов, тестов, видео и фотоматериалов [7-11]. Блог поможет организовать дистанционное обучение для мини-групп. Например, идеально подойдет для спортсменов или отсутствовавших студентов.

Перед внедрением блога в образовательный процесс необходимо выделить его задачи:

1. Блог предназначен для отражения текущего положения дел. В блоге должно быть указано, для каких целей он был создан.

2. Необходимо определить целевую аудиторию бло-га. Нежелательно создавать блог для всех сразу. В нем

202

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ШАГАЛОВА Ольга Глебовна и другие ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С ПРИМЕНЕНИЕМ ...

должно быть направленность на конкретный круг лиц [12].

3. Язык блога является важным элементом в его конструкции. Для языка обычно выбирается максимально подходящей целевой аудитории.

4. Важно определить какой конечный результат видит создатель блога.

При внедрении блога в процесс обучения реализуются следующие функции:

Образовательная, представляющая возможность дистанционного обучения, применения в процессе обучения электронных материалов, проведение интеллектуальных соревнований [13].

Коммуникативная, проявляющаяся в организации общения между всеми субъектами образовательного процесса, возможности делиться информацией [14];

Информационная, то есть обеспечение ленты новостей, предоставление необходимой информации, возможность быстрого разрешения возникающих вопросов.

Блог служит в качестве образовательного пространства. Образовательное учреждение уже не является единственным источником знаний, происходит модернизация образовательного пространства. Блог является учебной средой, где формируются навыки межличностного общения и коллективной деятельности. Студенты учатся работать сообща, правильно выстраивать свои мысли и предположения, учиться анализировать полученную информацию, осваивать сетевой этикет [11]. Изменение образовательной среды способно положительно влиять на личностное становление студентов.

Использование блога в образовательной деятельности позволит преподавателю расширить разнообразие инструментов информационно-коммуникационной среды, развить сетевые компетенции до уровня требований федеральных государственных образовательных стандартов и принять активное участие в формировании сетевых и дистанционных форм обучения.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. В статье были уточнены сущность и роль сетевых и дистанционных форм обучения в образовательном процессе, их влияние на становление личности студента, формирование компетенций участников педагогической деятельности. Систематизация информации о сетевых и дистанционных формах обучения позволила выявить их специфику в реализации в сфере высшего образования.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Сетевые и дистанционные формы обучения представляют собой коммуникативное пространство, в котором участники педагогической деятельности осуществляют взаимодействие. Информационное пространство содержит в себе информацию для изучения, дополнительные материалы. Внедрение сетевых и дистанционных форм обучения способствует реализации системно-деятельностного подхода, предполагающего активную роль студента в процессе обучения.

Блог, как одна из разновидностей сетевого обучения позволяет облегчить усвоение учебного материала, появляется возможность для развития творческого потенциала студентов. Дистанционные методы обучения способны повысить качество образования, сформировать необходимые знания и навыки для успешной жизнедеятельности в условиях современной образовательной среды.

Перспективы дальнейших изысканий данного направления. Необходимо рассматривать возможности блога для различных субъектов образовательного процесса. Педагогические возможности блогов зависят в основном от креативного и творческого подхода педагога, насколько он сам владеет информационными и цифровыми технологиями. Рассмотрение внедрения блогов для различных категорий субъектов образовательного процесса позволит раскрыть вопрос об эффективности

реализации блогов в педагогической деятельности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 2.

2. Шарипов Ф.Ф. Педагогические условия использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе вуза //Вестник Педагогического университета. 2013. № 2 (51). С. 146-149.

3. Гилязова О.С. Модель развития современного российского университета: ретроспектива и перспектива. В сборнике: Университет XXI века: старые парадигмы и современные вызовы Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Л.А. Закс, Л.А. Мясникова, С.Д. Балмаева, Г.А. Брандт, А.В. Дроздова, С.А. Мицек, Н.В. Хмелькова. 2015. С. 39-43.

4. Иляшенко Л.К., Мешкова Л.М. Влияние инновационных и традиционного методов обучения на формирование основы профессиональной подготовки студентов технического вуза // Перспективы науки. 2012. № 5 (32). С. 35-38.

5. 5.Ваганова О.И., Царева О.С. Возможности электронного профориентационного курса в профессиональном самоопределении школьников В сборнике: Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 83-86.

6. Татаринов К.А. Принципы создания массовых онлайн-курсов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 265-268.

7. Савельева Н.Х., Демакова Г.А., Ульянова В.Г. Возможности электронной информационной образовательной среды вуза для профессиональной подготовки будущих специалистов //Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. № 1 (7). С. 37-39.

8. Челнокова Е.А., Жидков А.А. Особенности применения интерактивных методов обучения в среднем профессиональном образовании //Научный вектор Балкан. 2020. Т. 4. № 3 (9). С. 30-34.

9. Зубренкова О.А., Лисенкова Е.В., Зубенко Д.П., Косс Е.А. Информационные технологии как необходимый элемент организации учебного процесса образовательных учреждений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 172-175.

10. Куликова И.В. Информационные технологии как компонент учебного процесса на примере обучения иностранным языкам // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2017. № 5-6 (3940). С. 163-168.

11. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 1.

12. Гилязова О.С. Дистанционное образование для российской молодежи: возможности и ограничения. В сборнике: Инновационный потенциал молодежи: патриотизм, образование, профессионализм Сборник материалов Международной молодежной научно-практической конференции. 2015. С. 116-121.

13. Жадаев А.Ю., Ваганова О.И., Пирогова А.А. Деятельность преподавателя в условиях внедрения в образовательный процесс технологий дистанционного обучения //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 8-2. С. 39-42.

14. СмирноваЖ.В., СтародумоваЛ.А., Ваганова О.И. Особенности использования образовательных услуг в сфере дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных технологий //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 216-222.

Статья поступила в редакцию 17.09.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.