Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
КОЛДИНА Маргарита Игоревна и другие ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ...
VTTK" 1 I -—v L02021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0
у A14 J ' 1 |(сс) УХ) C5J This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license
DOI' 10 26140/bgz3-2021-1002-0029 lfcdesee(https://cieativecominons.oig/licenses/by-nc/4.0/)
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
© Автор(ы) 2021 AuthorID: 737243 SPIN: 3492-4770 ORCID: 0000-0002-3368-7297 ScopusID: 57201132940
КОЛДИНА Маргарита Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»
AuthorID: 362695
SPIN: 2601-5962
ResearcherID: L-8344-2017
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5397-6168
ScopusID: 57190970102
ГОРДЕЕВ Кирилл Сергеевич, магистрант
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) AuthorID: 476332 SPIN: 8797-6126 ORCID: 0000-0002-7925-0867 ScopusID: 57201136426
ШАГАЛОВА Ольга Глебовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Гуманитарных и общенаучных дисциплин» Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И.Прошлякова (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого 1, e-mail: [email protected]) Аннотация. Дистанционные образовательные технологии представляют собой технологии организации учебного процесса, субъектами которого являются обучающиеся и педагоги, находящиеся непосредственно на расстоянии от образовательной организации. Особая потребность в применении дистанционных образовательных технологий появилась в период пандемии, когда осуществление очного обучения в течение определённого периода не представлялось возможным. В статье охарактеризованы понятия дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий, рассмотрены точки зрения исследователей данной области о роли и значении применения дистанционных технологий в учебном процессе и профессиональной подготовке. Авторами выдвинуты проблемы дистанционного обучения и предложения по их разрешению: обеспечение необходимым количеством времени, повышение уровня технологической компетентности педагогического состава, овладение обучающимися технологическими умениями и навыками, поддержание преподавателями высокого уровня контроля за учебным процессом, обеспечение субъектов учебного процесса необходимыми материально-технологическими возможностями. В статье выделены особенности применения дистанционных образовательных технологий в профессиональном обучении.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, профессиональное обучение, учебный процесс, информатизация образования, материально-техническое обеспечение, индивидуализация обучения.
PECULIARITIES OF THE APPLICATION OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN VOCATIONAL TRAINING
© The Author(s) 2021
KOLDINA Margarita Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» GORDEEV Kirill Sergeevich, magistrant Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, st. Chelyuskintsev 9, e-mail: [email protected]) SHAGALOVA Olga Glebovna, candidate of Historical Sciences, associate professor of the department of «Humanitarian and General Scientific Disciplines» Tyumen Higher Military Engineering Command School named Marshal Engineering Troops A.I. Proshlyakova (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: [email protected]) Abstract. Distant educational technologies represent technologies of the organization of educational process which subjects are students and the teachers being directly on distance from the educational organization. The special need in application of remote educational technologies has appeared in the period of a pandemic when realization of full-time education during the certain period wasn't possible. The article describes the concepts of distance learning and distance education technologies, considers the views of researchers in this field on the role and importance of the use of distance technologies in the educational process and professional training. The authors put forward the problems of distance learning and proposals for their solution: providing the necessary amount of time, increasing the level of technological competence of the teaching staff, mastering the technological skills and abilities of students, maintaining a high level of teachers' control over the educational process, providing the subjects of the educational process with the necessary material and technological capabilities. In article features of application of remote educational technologies in professional training are allocated.
Keywords: distance learning, remote educational technologies, professional training, educational process, informatization of education, material and technical support, individualization of training.
ВВЕДЕНИЕ вышение уровня инновационного потенциала образо-Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- вательных организаций профессионального обучения.
ными научными и практическими задачами. Это необходимо для разрешения проблем личностного На современном этапе развития отечественной об- развития будущих специалистов, своевременного реа-разовательной системы важным аспектом является по- гирования на изменения на рынке труда, удовлетворе-
ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002 113
KOLDINA Margarita Igorevna and others PECULIARITIES OF THE APPLICATION OF DISTANCE ..
Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
ния потребностей субъектов учебного процесса. В свою очередь, инновационный потенциал находится в прямой корреляции с применением в образовательной организации новейших информационных технологий, разработка и внедрение которых представляет собой приоритетную задачу современного образования. Среди информационных технологий важное место занимают дистанционные образовательные технологии, необходимость использования которых вызвали научно-технический прогресс, преобразования в обществе и государстве. В настоящее время всё больше возрастает потребность в получении образования на расстоянии от образовательной организации при помощи компьютерных технических средств. Всё же, нужно осознавать, что применение в учебном процессе дистанционных образовательных технологий имеет свои особенности, анализ которых непосредственно влияет на эффективность и результативность обучения.
Применение дистанционных образовательных технологий обусловлено появлением и развитием множества систем управления обучением, которые позволяют создавать среду виртуального обучения в сети Интернет. Современные электронные системы обучения позволяют сделать учебный процесс дистанционным, формировать и развивать профессиональные компетенции при электронном взаимодействии. Использование дистанционных образовательных технологий предполагает взаимодействие педагога и обучающихся в электронном формате. Данная проблема остро встала в период карантина, когда электронное обучение стало для отечественных образовательных организаций не возможностью, а необходимостью.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы применения дистанционных технологий при реализации профессиональных образовательных программ затрагивались в работах А.А. Андреева [1], О.В. Ибрагимовой [2], М.А. Ивановой [3], С.А. Корниенко [4], Т.Л. Молотковой [5], И.А. Озерковой [6], Д.Ф. Романенковой [7], Е.В. Романова [8], М.А. Рудой [9], Ф.М. Хубиевой [10] и др. [11-16].
А.А. Андреев связывает развитие и расширение применения дистанционных образовательных технологий с разрешением ряда проблем:
- удовлетворение потребностей населения в получении профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности;
- организация непрерывного профессионального совершенствования специалистов разных областей;
- расширение доступа к получению профессионального образования;
- повышение уровня образованности общества [1].
Ибрагимова О.В. пишет о широком использовании
нетрадиционных электронных методов обучения, базирующихся на современных педагогических технологиях. К таким методам обучения относятся различные системы дистанционного и открытого обучения, фундамент которых - новейшие информационные технологии [2].
Обосновывается актуальность исследования. Несмотря на большое количество работ, посвященных электронным системам обучения, дистанционному обучению, данная проблема наиболее актуализировалась в настоящее время, когда профессиональным образовательным организациям было необходимо приспособиться к осуществлению обучения в электронном виде. Пандемия показала, что в любое время в государстве может сложиться ситуация, когда студенты не будут иметь возможности получать профессиональное образование очно, посещать образовательную организацию, учиться полноценно, взаимодействовать с педагогами лично в стенах учебного заведения. Преподаватели применя-
ют различные интернет ресурсы и платформы. Всё же возникают вопросы - возможно ли эффективное и результативное обучение при использовании электронных систем обучения, и какие особенности имеет учебный процесс, протекая в дистанционном формате? Это обуславливает актуальность проблемы и потребность в её изучении и обосновании.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей применения дистанционных образовательных технологий в профессиональном обучении.
Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятия дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- рассмотреть точки зрения исследователей в области дистанционных образовательных технологий о роли и значении их применения в учебном процессе и профессиональной подготовке;
- выдвинуть предложения по разрешению проблем, возникающих в ходе дистанционного обучения;
- определить особенности реализации профессиональных образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий и систем электронного обучения.
Используемые методы, методики и технологии. В статье был проведён анализ исследований в области дистанционных образовательных технологий и применения электронных средств обучения в учебном процессе при реализации профессиональных образовательных программ. Была выявлена сущность дистанционного обучения как инструмента преодоления трудностей в обучении с использованием систем электронного обучения.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Дистанционное обучение - это учебный процесс, частично или полностью организуемый при помощи информационных средств и технологий. Обучающийся и в рамках дистанционного образования удалён от преподавателя, образовательных ресурсов и учебных средств. Дистанционные образовательные технологии представляют собой технологии организации учебного процесса, субъектами которого являются обучающиеся и педагоги, находящиеся непосредственно на расстоянии от образовательной организации.
Сегодня дистанционные образовательные технологии используются большинством образовательных учреждений, так как их активное применение в учебном процессе даёт возможность руководству снизить уровень затрат на предоставление образовательных услуг, при этом повысив их качество, создать единую электронную образовательную среду, чтобы иметь возможность обучать больше студентов [3].
Чтобы наиболее широко распространить дистанционные образовательные технологии в отечественной системе образования, необходимо преодолеть ряд трудностей, что возможно при реализации следующих аспектов:
- обеспечение необходимого количества времени для процесса подготовки педагогом учебного материала для проведения учебного занятия дистанционно;
- обеспечение технологической компетентности педагогического состава, а также овладение обучающимися навыками работы с компьютерными технологиями и сетью Интернет;
- поддержка высокого уровня контроля учебного процесса со стороны педагога, повышение у обучающихся уровня самодисциплины и самоорганизации;
- обеспечение всех субъектов учебного процесса доступом к сети Интернет, минимизация рисков технических сбоев, неполадок сети [3; 6].
Молоткова Т.Л. отмечает, что дистанционные об-
Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
КОЛДИНА Маргарита Игоревна и другие ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ...
разовательные технологии должны отвечать ключевым требованиям современной информационной общественной парадигмы. В первую очередь, речь идёт о непрерывности образования и его индивидуализации. Второе требование - это стремление к массовому образованию, то есть предоставление возможности получения образования в дистанционном формате вне зависимости от места проживания обучающихся [5].
Романов Е.В. рассматривает дистанционные образовательные технологии как важнейшее условие развития системы образования в Российской Федерации в рамках информатизации образования и создания инновационных средств обучения [8].
Преимущества применения дистанционных образовательных технологий при реализации профессиональных образовательных программ в настоящее время уже не оспариваются. Всё же, нужно заметить, что их применение невозможно без создания в образовательной организации необходимых условий. К таким условиям можно отнести наличие телекоммуникационных и информационных технологий, электронных ресурсов, материально-технической базы. Таким образом, в качестве первой особенности применения дистанционных образовательных технологий можно назвать наличие необходимых условий, позволяющих организовывать учебный процесс на достаточно высоком технологическом уровне.
Одной из значимых особенностей реализации дистанционных образовательных технологий является индивидуализация обучения. Студент, проходя обучение в дистанционном формате, сталкивается с некоторыми трудностями, решение которых невозможно без качеств самостоятельности и инициативности. Дистанционное обучение преобразовывает и видоизменяет процесс учебного взаимодействия студента и педагога, делается упор на индивидуальную работу - решение тестов, выполнение практических заданий. Хубиева Ф.М. считает, что фундамент индивидуализации обучения включает в себя два ключевых аспекта: развитие обучающихся и непосредственно процесс реализации первого аспекта при помощи дифференцированного и индивидуализированного подходов [10].
Реализация профессиональных образовательных программ при применении электронного обучения включает в себя три значительных аспекта, которые непосредственно влияют на доступность и качество профессиональной подготовки.
Во-первых, это средства организации электронного обучения. Из наиболее известных электронных систем обучения можно выделить систему Moodle. В данной системе можно создавать тесты, практические задания, в ней удобно контролировать собственные образовательные результаты, также в системе присутствует чат для взаимодействия с педагогом и остальными студентами. При организации видеоконференций наиболее часто используются программы Skype и Zoom.
Во-вторых, это образовательный контент (образовательная информация, способствующая формированию профессиональных компетенций). Образовательная организация должна иметь все необходимые ресурсы: компьютеры, ноутбуки, стабильный интернет. Это очень важно, ведь наличие сбоев в связи может создавать дополнительные трудности. Значительную роль играет и сам образовательный контент, который представляет собой учебно-методический комплекс, направленный на формирование профессиональных компетенций.
Не менее важным аспектом является взаимодействие между педагогом и студентами. В этой связи также можно отметить то, что при электронном обучении существенно возрастает роль педагога в обучении. Ему нужно постоянно поддерживать электронный учебный процесс, разрешать проблемы коммуникативного и технического характера и при этом транслировать знания. Также большое значение имеет психологическая под-
держка студентов педагогом. Студенты, как и педагог, оказываются в непривычной для них ситуации, в нестандартных условиях обучения, поэтому нуждаются в помощи педагога. Важно, чтобы педагог корректно взаимодействовал со студентами, адекватно реагировал на возможные ошибки студентов технического характера, понимал их. Помимо педагога, дистанционное обучение сопровождают кураторы, координаторы, различные технические специалисты, организаторы и иные пользователи сети.
Функции педагога в рамках дистанционного обучения можно охарактеризовать следующим образом: формулирование учебных целей, организация творческой, инновационной и дискуссионной деятельности обучающихся, структурирование преподаваемого учебного материала, обеспечение интерактивности учебного процесса, оказание технической помощи студентам, обеспечение мотивации обучающихся в выполнении заданий, освоении учебного материала на высоком уровне, проведение анализа хода учебных занятий и рефлексия.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Для реализации профессиональных образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий необходимо создать технические условия для взаимодействия субъектов учебного процесса в электронном виде, учитывать аспекты электронного обучения, такие как технические средства, образовательный контент и электронное взаимодействие, также при электронном обучении увеличивается число субъектов дидактического взаимодействия. Необходима технологическая и профессиональная компетентность педагога, так как именно он является самым значимым субъектом дистанционного учебного процесса. На его плечи ложится организация технических аспектов, конечно не без помощи кураторов и координаторов. Он оказывает психологическую поддержку студентам, старается, чтобы они чувствовали себя комфортно в электронной среде, контролирует процесс дистанционного обучения. Преподавателю нужно знать ограничения и возможности дистанционных образовательных технологий, особенности развития каждого обучающегося с целью индивидуального педагогического воздействия. Преподаватель должен уметь индивидуально подходить к каждому обучающемуся для того, чтобы качество предоставления образовательных услуг в электронном формате было также на высоком уровне.
Электронное обучение открывает множество возможностей для системы профессионального образования. Конечно, контроль и помощь педагога при прямом контакте эффективны и показывали свою результативность на протяжении многих лет, но технологическое развитие общества позволяет формировать профессиональные компетенции наиболее быстро, оптимально и качественно. При электронном обучении студент также может получать новые знания, овладевать новыми умениями и навыками, задавать педагогу интересующие его вопросы, получать от него поддержку и объективную оценку своей деятельности. Мне кажется, что у электронного обучения много перспектив, а его развитие обусловлено наличием у общества потребности.
Проблема дистанционного обучения требует дальнейшего изучения и обоснования. Особенно проблема нуждается в исследованиях в настоящее время, когда система образования постоянно меняется и развивается, а социально-экономическая ситуация в стране предполагает всё больший рост значимости электронного обучения в сфере подготовки специалистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреев А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: Издательство МЭСИ, 1999. -196 с.
2. Ибрагимова О.В., Кузнецова Н.В. Дистанционные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании // ОТО. 2015. №3.__
115
ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002
KOLDINA Margarita Igorevna and others PECULIARITIES OF THE APPLICATION OF DISTANCE ..
Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
3. Иванова М.А. Некоторые проблемы организации дистанционного обучения в вузе / М. А. Иванова // Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России : финансово-экономический социальнополитический, правовой и гуманитарный аспекты : сб. науч. ст. — Санкт-Петербург, 2011. — С. 256— 258.
4. Корниенко, С.А. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы / С. А. Корниенко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VМеждунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 175-182.
5. Молоткова Т.Л. Дистанционное образование: сущность и содержание //Вестник ЧелГУ. 2015. №9 (364). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/distantsionnoe-obrazovanie-suschnost-i-soderzhanie (дата обращения: 10.10.2020).
6. Озеркова И.А. Конструирование учебного текста в дистанционном обучении [Электронный ресурс] / И. А. Озеркова // Интернет-журнал «Эйдос». — 2010. — 30 окт. — Режим доступа: Ьйр: //тт. еi ёо 8. ги/ оигпа^2 010/1030-02. Мш. — В надзаг.: Центр дистанционного образования «Эй-дос». — Дата обращения: 03.08.2012.
7. Романенкова Д.Ф. Особенности реализации профессиональных образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом условий обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 4.
8. Романов Е.В. Реализация дистанционных технологий обучения как условие инновационного развития высшего образования в России // Образовательные технологии и общество. - 2014. - Т.17. - №3. - С.448-458.
9. Рудая М.А., Шафранова О.Е. Особенности методического обеспечения электронного обучения слушателей по программам дополнительного профессионального образования // АНИ: педагогика и психология. 2017. №4 (21).
10. Хубиева Ф.М. Индивидуализация обучения как психологопеда-гогическая проблема // Вестник КГУ. 2009. №4.
11. Зубренкова О.А., Лисенкова Е.В., Зубенко Д.П., Косс Е.А. Информационные технологии как необходимый элемент организации учебного процесса образовательных учреждений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 172-175.
12. Павличева Е.Н. Развитие информационных ресурсов для обеспечения непрерывного образования и передачи знаний в технических университетах // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2020. Т. 9. № 3 (51). С. 50-55.
13. Итинсон К.С. Массовые открытые онлайн курсы и их влияние на высшее образование // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 15-17.
14. Богданова А.В., Коростелев А.А. Анализ и програмирование учебного поведения студентов, обучающихся дистанционно // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 49-52.
15. Полевая Н.М., Ситникова В.В. Дистанционная форма обучения в вузе: факторы развития и внедрения, проблемы реализации // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 90. С. 48-51.
16. Вольчик В.В., Ширяев И.М. Дистанционное высшее образование в условиях самоизоляции и проблема институциональных ловушек // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14. № 2. С. 235248.
Статья поступила в редакцию 19.09.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021