Научная статья на тему 'Образовательный потенциал театрально-педагогических практик'

Образовательный потенциал театрально-педагогических практик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
театральная образовательная практика / событийность / образовательное событие / художественно-творческая образовательная среда / theatre practices in education / eventfulness / educational event / artistic and creative educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьяна Анатольевна Климова

Актуальность. Рекомендации Министерства просвещения России по созданию школьных театров в каждом образовательном учреждении ставят перед исследователями театральных практик в образовании задачи — зафиксировать социокультурные дефициты, которые могут быть решены с помощью театрально-педагогических проектов, а также представить конкретные театрально-педагогические формы решения этих проблем. Необходимость определения понятных ориентиров для проведения работы по внедрению театральной педагогики в образование составляет актуальность этого материала. Цель работы — представить психолого-педагогический анализ образовательного ресурса театрально-педагогических практик. Для достижения данной цели в статье приводится феноменологическое описание и анализ трех реализованных театральных образовательных проектов. Выборка. Материалом для анализа послужили выпускные квалификационные проекты магистрантов программы «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды» МГПУ. Особое внимание в данном анализе было уделено описанию целей и результатов проектов. В качестве респондентов были выбраны магистранты — выпускники 2022 года, чьи работы относятся к трем различным типам образовательной ситуации: проект, реализованный в общем образовании, проект дополнительного образования и образовательный проект, реализованный в профессиональном театре. Методы. При подготовке работы использовался метод свободного интервью, который позволил собрать информацию о реализованных магистрантами проектах. Важно, что данный вид интервью позволяет использовать не только собственные заключения исследователя, но также и опыт людей, непосредственно связанных с предметом исследования. Результаты. Аналитические обобщения, полученные в результате данной работы, представлены в виде учебных кейсов, рассматриваемых на курсах повышения квалификации педагогов и на занятиях магистратуры по профилю: Театральная педагогика и режиссура образовательной среды МГПУ. Предполагается дальнейшее оформление результатов исследования в виде методических рекомендаций для педагогических кадров. Выводы. В статье представлен обобщающий анализ, позволяющий сделать вывод о существующих социокультурных дефицитах, затрудняющих развитие личностных и метапредметных компетенций учащихся разного возраста, а также описание конкретных направлений возможной психолого-педагогической работы театральных практик в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational value of theatre practices

Relevance. The Ministry of Education of the Russian Federation has issued guidelines for ensuring a school theatre operating in every school. The task arising out of these guidelines for the researches of theatre practices in education is to find sociocultural deficits which can be eliminated by the means of theatre projects and to provide practical theatrical forms for solving the issues. The relevance of the study is defined by the need for clear directions on how to implement drama in education. The aim of the article is to provide psychological and pedagogical analysis of theatre practices in education as well as to highlight their educational value. Objective. The purpose of the work is to present a psychological and pedagogical analysis of the educational resource of theatrical and pedagogical practices. To achieve this goal, the article provides a phenomenological description and analysis of three implemented theatrical educational projects. Sample. The material for the analysis was the graduation qualification projects of undergraduates of the programme ‘Theater Pedagogy and Directing the Educational Environment’ of Moscow City University. In this analysis, particular attention was given to the description of the goals and results of the projects. Graduates of 2022 whose works belong to three different types of educational situations were selected as respondents. Projects of the three types were involved: a project implemented in general education, a project of extra education, and an educational project implemented in professional theater. Methods. In preparing the work, the method of free interview was used, which made it possible to collect information about the projects implemented by undergraduates. It is important that this type of interview allows you to use not only the researcher’s own conclusions, but also the experience of people directly related to the subject of research. Results. The results of this work are presented in the form of case studies considered in the advanced training courses for teachers and in the master’s classes in the profile: ‘Theater Pedagogy and Directing the Educational Environment’ of Moscow City University. It is planned to further formalize the results of the study in the form of methodological recommendations for teaching staff. Conclusions. The article presents a general analysis that allows us to draw a conclusion about the existing socio-cultural deficits that impede the development of personal and meta-subject competencies of students of different ages, as well as a description of specific areas of possible psychological and pedagogical work of theatre practices in education.

Текст научной работы на тему «Образовательный потенциал театрально-педагогических практик»



Klimova T.A. Educational value of theatre practices National psychological journal. 2023. Vol. 18, № 3 (51)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Научная статья https://doi.org/10.11621/npj.2023.0318 УДК 159.923.2

Образовательный потенциал театрально-

педагогических практик

Т.А. Климова1, 2

1 Психологический институт Российской академии образования, Москва, Российская Федерация

2 Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация

Резюме

Актуальность. Рекомендации Министерства просвещения России по созданию школьных театров в каждом образовательном учреждении ставят перед исследователями театральных практик в образовании задачи — зафиксировать социокультурные дефициты, которые могут быть решены с помощью театрально-педагогических проектов, а также представить конкретные театрально-педагогические формы решения этих проблем. Необходимость определения понятных ориентиров для проведения работы по внедрению театральной педагогики в образование составляет актуальность этого материала.

Цель работы — представить психолого-педагогический анализ образовательного ресурса театрально-педагогических практик. Для достижения данной цели в статье приводится феноменологическое описание и анализ трех реализованных театральных образовательных проектов.

Выборка. Материалом для анализа послужили выпускные квалификационные проекты магистрантов программы «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды» МГПУ Особое внимание в данном анализе было уделено описанию целей и результатов проектов. В качестве респондентов были выбраны магистранты — выпускники 2022 года, чьи работы относятся к трем различным типам образовательной ситуации: проект, реализованный в общем образовании, проект дополнительного образования и образовательный проект, реализованный в профессиональном театре.

Методы. При подготовке работы использовался метод свободного интервью, который позволил собрать информацию о реализованных магистрантами проектах. Важно, что данный вид интервью позволяет использовать не только собственные заключения исследователя, но также и опыт людей, непосредственно связанных с предметом исследования.

Результаты. Аналитические обобщения, полученные в результате данной работы, представлены в виде учебных кейсов, рассматриваемых на курсах повышения квалификации педагогов и на занятиях магистратуры по профилю: Театральная педагогика и режиссура образовательной среды МГПУ. Предполагается дальнейшее оформление результатов исследования в виде методических рекомендаций для педагогических кадров. Выводы. В статье представлен обобщающий анализ, позволяющий сделать вывод о существующих социокультурных дефицитах, затрудняющих развитие личностных и метапредметных компетенций учащихся разного возраста, а также описание конкретных направлений возможной психолого-педагогической работы театральных практик в образовании.

Ключевые слова: театральная образовательная практика, событийность, образовательное событие, художественно-творческая образовательная среда.

Для цитирования: Климова Т.А. Образовательный потенциал театрально-педагогических практик // Национальный психологический журнал. 2023. Т. 18, № 3 (51), С. 183-190. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0318

© Климова Т.А., 2023

EDUCATIONAL PSYCHOLOGY

Scientific Article

https://doi.org/10.11621/npj.2023.0318

Educational value of theatre practices

Tatiana A. Klimova1, 2

1 Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russian Federation

2 Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation

Abstract

Relevance. The Ministry of Education of the Russian Federation has issued guidelines for ensuring a school theatre operating in every school. The task arising out of these guidelines for the researches of theatre practices in education is to find sociocultural deficits which can be eliminated by the means of theatre projects and to provide practical theatrical forms for solving the issues. The relevance of the study is defined by the need for clear directions on how to implement drama in education. The aim of the article is to provide psychological and pedagogical analysis of theatre practices in education as well as to highlight their educational value.

Objective. The purpose of the work is to present a psychological and pedagogical analysis of the educational resource of theatrical and pedagogical practices. To achieve this goal, the article provides a phenomenological description and analysis of three implemented theatrical educational projects.

Sample. The material for the analysis was the graduation qualification projects of undergraduates of the programme 'Theater Pedagogy and Directing the Educational Environment' of Moscow City University. In this analysis, particular attention was given to the description of the goals and results of the projects. Graduates of 2022 whose works belong to three different types of educational situations were selected as respondents. Projects of the three types were involved: a project implemented in general education, a project of extra education, and an educational project implemented in professional theater. Methods. In preparing the work, the method of free interview was used, which made it possible to collect information about the projects implemented by undergraduates. It is important that this type of interview allows you to use not only the researcher's own conclusions, but also the experience of people directly related to the subject of research. Results. The results of this work are presented in the form of case studies considered in the advanced training courses for teachers and in the master's classes in the profile: 'Theater Pedagogy and Directing the Educational Environment' of Moscow City University. It is planned to further formalize the results of the study in the form of methodological recommendations for teaching staff.

Conclusions. The article presents a general analysis that allows us to draw a conclusion about the existing socio-cultural deficits that impede the development of personal and meta-subject competencies of students of different ages, as well as a description of specific areas of possible psychological and pedagogical work of theatre practices in education.

Keywords: theatre practices in education, eventfulness, educational event, artistic and creative educational environment.

For citation: Klimova, T.A. (2023). Educational value of theatre practices. National psychological journal, 18, 3 (51), 183-190. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0318

Введение

Последние несколько лет наблюдается увеличение внимания государства и общественности к театральным образовательным практикам1. Проблема, которая встает перед школами, выполняющими рекомендацию Министерства просвещения России по созданию театра в каждой школе — отсутствие рабочих моделей

1 В 2022 году Министерство просвещения России рекомендовало организациям образования и культуры разработать «дорожную карту» по созданию и развитию школьных театров на 2022-2024 годы (пункт 1.2.5). Министр просвещения С.С. Кравцов отметил: «Наша задача — к 2024 году создать театр в каждой школе». На сегодняшний день только в 7000 школ России ведется регулярная театральная деятельность, а в 40000 ее нет (из выступления министра просвещения С.С. Кравцова на расширенном совещании о развитии школьных театров в РФ от 30.11.2021).

внедрения, способствующих решению задач, поставленных руководством страны. Операторы программы: Театральный институт им. Б. Щукина и ВЦХТ предлагают школам преимущественно программы дополнительного образования для детей и молодежи, заинтересованных в ранней профессионализации, тогда как правительство ставит задачу вовлечения в сферу развития культурных традиций и интересов всех школьников. Модели интеграции театра в образовательный процесс школы и инструменты оценивания качества школьного театра не достаточно разработаны. Деятельность школьного театра по-прежнему оценивается по таким формальным признакам, как количество постановок, число полученных на фестивалях дипломов или общее число участников, посещающих театральную студию или факультатив. И это несмотря на то, что в последние годы опубликован

© Klimova T.A., 2023

целый ряд отечественных и зарубежных работ, посвященных рассмотрению театральной педагогики как особого метода исследования (Alfandari, 2021), как методологии обучения творческой личности (Антонова, 2006), социокультурной практики учащихся (Жидов, Коробенко, 2020), как инструмента сохранения культурной идентичности и инкультурации (К^еге, 2017).

Осмысленное и неформальное выполнение рекомендации Министерства просвещения предполагает рассмотрение школьного театра с учетом тенденций развития как современного театрального искусства, так и понимания специфики образовательного процесса.

Согласно образовательным стандартам нового поколения, на смену трансляции знаний, умений и навыков пришла новая педагогическая парадигма, ориентированная на создание условий для становления и развития личности учащегося. Это предполагает взгляд на школьное образование через призму более широкого контекста, выходящего за рамки непосредственно предметного обучения (Собкин, Коломиец, 2019). Современная школа нуждается в педагогах, способных проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы, городского пространства. Образовательный процесс строится не столько вокруг предметного содержания, сколько опирается на особую лич-ностно-смысловую включенность учителя, что ведет к расширению репертуара его поведенческих стратегий за счет добавления функции фасилитатора группового процесса; тьютора, помогающего индивидуальному самоопределению; модератора предметных и ценностно-смысловых дискуссий. Владение этими компетенциями помогает построить занятие, позволяющее удерживать фокус внимания и на индивидуальном запросе ученика, и на особенностях групповой динамики класса, и на предметном содержании урока.

Модель такой деятельности можно найти в театральных практиках. Фигура режиссера воплощает собой триединство функций: «организатора» всего представления; «педагога», работающего с участниками театрального действия; «зеркала», помогающего артисту выстроить роль в соответствии с замыслом произведения. Данное описание включает три типа активности, подобные тем, которые ожидаются от современного педагога. Это созвучие позволяет говорить о деятельности педагога как о режиссуре образовательной среды. Приведем слова К.С. Станиславского об особенностях профессии руководителя театральной постановки: «Режиссер — это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех областях, кроме своих профессионально-театральных. Иногда эти знания являются результатом его работы над какой-нибудь темой, но лучше их накапливать впрок. Наблюдения тоже можно накапливать специально к пьесе, к образу, а можно приучить себя наблюдать жизнь и до поры до времени складывать наблюдения на полочку подсознания. Потом они сослужат режиссеру огромную службу» (Горчаков, 1951, с. 254).

Необходимо отметить, что формы современного театра невероятно многообразны. Многими иссле-

дователями отмечается, что само «содержание понятия «театр» трансформируется, расширяется в связи с изменением художественного языка и появлением новых форм театрального искусства» (Загребин, Тух-ватулина, 2017, с. 130; Леман, 2013; Алесенкова, 2014; Годер, 2012). Так, немецкий критик и ученый Ханс-Тис Леман, отвергая традиционные формы театра за то, что они не отвечают художественным требованиям времени, пишет, что в новых формах: «больше присутствия, чем представления, скорее совместный, нежели сообщенный опыт, скорее процесс, чем результат, скорее олицетворение, чем смысл, скорее энергетический импульс, чем информация» (Леман, 2013, с. 85). Подобный взгляд на специфику современного театра созвучен манифесту одного из известных режиссеров и новаторов театра начала ХХ века Вс. Мейерхольда: «нет пассивного зрителя и активного актера. Сегодняшний зритель — завтра — участник зрелища» (Мейерхольд, 1968, с. 492). Сегодня, как и сто лет назад, особую важность приобретает задача вовлечения зрителя в активный диалог с авторами театрального действия. Именно эта тенденция подхватывается в образовательных театральных проектах, одно из назначений которых — активизация познавательной активности, личностной позиции, эмоциональной включенности участников, приглашение к сотворчеству и переход к другому типу субъектности.

Таким образом, ресурсом для решения поставленных перед школой задач могут стать театральные образовательные практики (Климова, Никитина, 2019). Обучение этим практикам ведется в магистратуре «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды» (реализуемой НИИ УГО и Дирекцией образовательных программ), открытой в 2020 году. Работы, выполненные магистрантами, могут быть рассмотрены в качестве материала для выявления психолого-педагогического содержания театральной работы в пространстве школы.

Методы

Для исследования был выбран метод свободного интервью. Отличительной особенностью этого метода является тот факт, что исследование проблемы осуществляется не напрямую, а опосредованно личностью опрашиваемого, который является «включенным наблюдателем», детально разбирающимся в рассматриваемой теме (Чеховский, 2009). Перечислим два основных принципа работы методом свободного интервью, важные для нашего исследования:

1. Выбор компетентных и готовых к сотрудничеству респондентов.

Важная часть организации исследования с помощью свободного интервью — поиск специалиста, зона компетентности которого отвечает предмету исследования. Для исследования необходимо, чтобы ответы респондента обладали одновременно и широтой охвата предполагаемого круга проблем, и глу-

биной. Под широтой охвата понимается круг фактов, относительно которых респондент в состоянии высказать компетентное мнение; под глубиной — степень осознания собственного опыта, способность фиксировать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями.

2. Опрос лиц, имеющих отношения к различным аспектам исследуемого предмета.

Это принцип позволяет не просто повысить достоверность получаемой информации, но и осветить различные аспекты исследуемой проблемы. Для нашего анализа были необходимы специалисты, работающие в различных образовательных сферах: общем и дополнительном образовании, образовательном пространстве учреждения культуры.

Выборка

Летом 2022 года состоялся первый выпуск обучающихся по программе магистратуры «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды». На защиту были представлены тринадцать магистерских диссертаций, в основе которых лежат материалы театрально-педагогических проектов, подготовленных в различных учреждениях образования и культуры Москвы.

Рассмотрим название нескольких тем, представленных на защиту.

- Выездная интеллектуальная школа «Параллельные миры» как ресурс развития образовательной среды (Антонова Е.Е.).

- Разработка цикла занятий средствами педагогики искусства для эмоционального самопознания подростков (Забара А.В.).

- Создание пространства коммуникации на фестивале "РаёкБезГ в процессе обсуждения спектаклей (Савченко И.С.).

- Опыт организации семейного клуба искусств (Тигровская О.М.).

- Занятие для подростков в Московском Епархиальном доме как личностно-значимое событие: разработка сценария (Тихонова Е.А.).

- Планирование и содержание занятий для формирования первичных математических представлений у детей 4-6 лет (Дегтерева А.В.).

- Создание театрального лагеря для развития детско-родительской событийности (Кукушкин В.В.).

Это неполный список тем и проектных форм, разрабатываемых магистрантами. Важно отметить, что вынесенные на защиту проекты подготовлены и реализованы в различных городских пространствах: школах и домах творчества, в музее (Московский Епархиальный дом), в летнем лагере, в профессиональном театре.

Для данного исследования были необходимы специалисты, которые хорошо знают театральные образовательные практики, сами являются авторами и реализаторами театрально-образовательных проектов и представляют себе эту практику в динамике. Для ана-

лиза были взяты интервью у авторов трех проектных работ. Респонденты выбирались таким образом, чтобы рассматриваемые работы представляли проекты трех типов образовательных ситуаций: в начальной школе (общее образование); в театральной студии (дополнительное образование); образовательный проект, реализуемый в профессиональном театре. Кратко приведем материалы бесед, сделав акцент на описании целей и результатов проектной работы магистрантов.

Результаты исследования

Театрально-педагогический проект в начальной школе (общее образование)

Учитель начальных классов «Школы самоопределения имени А.Н. Тубельского» (ГБОУ г. Москвы № 734) Наганова Елена Валерьевна обратила внимание на то, что при столкновении с собственными ошибками ребята ее 3 «Б» класса теряют мотивацию, что не способствует поиску путей решения задачи. У современного ребенка желание достичь быстрых и значимых результатов сталкивается с непониманием того, какой путь к этому ведет, сколько этапов следует пройти для достижения цели, с отсутствием умения преодолевать трудности на этом пути и желанием трудиться. В интервью было отмечено, что в современном социокультурном пространстве недостаточно представлена развернутая деятельность взрослых, реализованных людей, успешно преодолевающих жизненные трудности. А у ребят отсутствует опыт обсуждения этих ситуаций. В результате можно зафиксировать: отсутствие культуры преодоления приводит к отсутствию культуры усилия.

У педагога возникло предположение, что знакомство с обстоятельствами жизни людей, совершившими значительный вклад в культуру, может стать для учеников ресурсом преодоления жизненных трудностей. Родился проект: «Режиссура образовательного события "Жизнь замечательных людей как условие личностного развития младших школьников"», который представлял собой цикл образовательных событий. Цикл состоял из цепочки занятий, проводимых в течение учебного года, и завершался большим интеграционным художественным событием.

Цель проекта — создание образовательных условий для построения образа своего жизненного пути через выстраивание внутреннего плана действий (одного из главных новообразований младшего школьного возраста, которое в этот период еще находится в процессе формирования).

Участниками и соавторами данного цикла выступают учитель, учащиеся и родители учащихся. Ключевой составляющей цикла образовательных событий стало приобщение школьников к проектной деятельности. Учитель и ученики назвали эти занятия так:

- Умение не сдаваться и победа над страхом вместе с Туром Хейердалом.

- Свобода и уважение личности вместе с А.Н. Ту-бельским.

- Столкновение с физическим ограничением как пример силы духа с А. Алонсо.

- Особый взгляд на мир вместе с Р. Брэдбери.

- Верность своему делу вместе с И.С. Бахом.

- Переосмысление трудностей и обид вместе с Г. Х. Андерсеном.

Важно отметить, что каждая из предложенных тем была представлена не в умозрительной форме, а реализована в игровом, тренинговом формате, который позволил ребятам эмоционально-чувственно прикоснуться к ситуациям, в которых обнаруживается сила духа, проявляются: победа над страхом, верность своему делу, чувство собственного достоинства. Эти занятия и последующий разговор помогли ученикам приобрести уникальный опыт переживания, позже зафиксированный в рабочих дневниках.

Результаты проектной работы

Итогом проекта стало интеграционное художественное событие в конце учебного года, которое позволило ребятам обобщить свои открытия.

В интервью Е. Наганова отметила, что путь моделирования жизненных ситуаций того человека, с которым на занятии знакомились ученики, оказался очень эффективным. Применение методов театральной педагогики помогало погружению в личные обстоятельства героя, что приводило к более глубокому пониманию его чувств и мотивов поступков. В качестве примера приведем одно из характерных высказываний, записанных школьниками: не только известные люди проходят свой путь преодоления, каждый в своей жизни встречается с трудностями и ошибками, и от человека зависит, будет ли он идти вперед или ему пора остановиться.

Значимым результатом педагог отметил также то, что не только сами школьники увидели в себе новые важные качества, но и окружающие заметили те изменения, которые с ребятами произошли. Родители взглянули на своих детей другими глазами, увидели их внутренний рост за год. Условие, которое изменило отношение учеников к трудностям, позволило увидеть, что к любому результату ведет дорога, полная взлетов и падений, — стало создание художественно-творческой образовательной среды, неотъемлемая часть которой — общее смысловое поле обсуждений. Подробнее о создании художественно-творческой образовательной среды и психологических механизмах опосредствования можно посмотреть в статье «Параметры открытой художественно-творческой образовательной среды школы» (Климова, Никитина, 2022).

Каждый цикл занятий завершался разговором, первоначально инициированный учителем, а затем продолжающийся между одноклассниками и в кругу семьи, о сложностях и неудачах в жизни каждого человека. В этих беседах наметился путь к избавлению от страха ошибок. У всех участников возникло общее

ощущение единения и радости от завершающего год события, открытие новых смыслов.

Театрально-педагогический проект в театральной студии (дополнительное образование)

Проект Юлии Геннадиевны Труновой затрагивает проблему творческой и социальной самореализации подростков, выраженной в противоречии между потребностью юного человека проявить себя в творчестве и неготовностью осуществлять самостоятельную творческую деятельность. Педагог отметила, что у школьников не в полной мере сформировано умение построить внутренний план действия, а значит, нет готовности выполнить действие в уме, что необходимо для осуществления самостоятельного проекта. В реальной школьной жизни образовательный процесс редко строится как разворачивание проблемной ситуации, поэтому школьник привыкает быть исполнителем, у него не появляется опыта творца. К этому добавляется отсутствие публичных образов развернутой творческой деятельности, в результате юный человек не видит весь путь реализации творческой идеи.

Цель проектной работы — создать условия для инициации творческой активности школьников в рамках занятий театральной студии.

Проект разрабатывался в рамках занятий старшей группы театральной студии «...И там, и сям...»2, в которой занимается десять детей в возрасте от 13 до 16 лет, гендерный состав: 4 мальчика и 6 девочек. Основная часть студийцев этой группы занимается шестой-седьмой год, два ученика занимаются первый год. Группа за время своего существования выпустила в общей сложности 5 спектаклей. Проект был осуществлен в два этапа.

На первом (предпроектном этапе) определялась актуальная для всех участников общая тема творческой работы.

Второй этап (создание спектакля-читки) проходил в три шага:

1) выбор драматического материала,

2) подготовка спектакля-читки,

3) выпуск спектакля-читки.

В результате был создан и представлен зрителю спектакль-читка «#всёчтотебязадевает», который завершался обсуждением со зрителями. Проект был представлен на следующих площадках: школа № 1360, Галерея Богородское, Российская Государственная Библиотека для Молодежи.

После каждого спектакля проводилось обсуждение, в которое — с разной степенью активности — включались зрители (и подростки, и взрослые). При выпуске спектакля-читки для театрального педагога и участников студии было важно создать пространство разговора, в котором каждый может высказаться и быть услышанным.

2 Театральная студия «.И там, и сям.» существует с 1999 года на базе ГБОУ Школа № 1360.

Результаты проектной работы

Во время реализации творческого проекта студийцы прошли путь от «исполнителей», ждущих конкретных инструкций (в какой «серьезной работе» и в какой роли им творчески проявиться) до со-авторов, «со-создателей» спектакля-читки с последующим обсуждением. Между начальной точкой («исполнители») и финальной точкой («со-создатели») подростки прошли процесс постепенного принятия инициативы в творческом процессе. Этот путь стал возможен благодаря поддержке педагога, погружению в проблемные учебные ситуации и атмосфере занятий, проходящих в доверительной среде, где «ошибаться — это хорошо3». В интервью было отмечено, что каждый этап занятий сопровождался подробным разговором. Педагог в этом разговоре первоначально брал на себя функцию модератора, направляющего групповую рефлексивную работу, а затем постепенно делегировал ее участникам.

В завершении проекта Ю. Трунова сформулировала рекомендации, в которых особо отмечает, что при планировании занятий необходимо в каждый момент учитывать поэтапность усложнения заданий, предлагаемых студийцам. Переход к следующему этапу необходимо делать тогда, когда у самих подростков сформировался запрос на новый материл. Также было отмечено, что эффективность данного проекта во многом определялась последовательной реализацией на всех этапах принципа событийности. Для этого было важно то, как педагог выстраивает контакт со студийцами, как строит общую мизансцену занятия, как создает условия для партнерства.

Отдельно была отмечена значимость работы с планом воображаемого, возможного, идеального. Возможное желаемое состояние в подростковом возрасте — состояние, в котором у человека проявлена своя индивидуальность, личностные интересы. Проектная работа на занятиях строилась таким образом, чтобы ребята через знакомство с различным драматургическим материалом научились лучше чувствовать себя и свои предпочтения, умели аргументировать свою позицию.

Образовательный проект, реализуемый в профессиональном театре

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Евгения Викторовна Арзамасцева работала над своим проектом «Пространство диалога театра и зрителя в современном детском театре на примере взаимодействия Московского детского театра Теней со своими зрителями» в профессиональном театре.

Целью являлась разработка системы театрально-педагогических занятий, которые создавали условия для развития зрительского восприятия. Занятие строились на материале спектакля «Легенда о верном драконе».

Для проекта неслучайно был выбран спектакль театра Теней. У руководства театра был запрос на

3 Процитированная фраза была высказана одним из студийцев на рефлексивном круге, завершающем проект. О легализации ошибок как важном образовательном ресурсе участники театрально-педагогических проектов говорят часто.

качественное расширение зрительской аудитории. Необходимо отметить, что в этом театре существует своя художественная специфика. Отличительной чертой театра Теней является условность изобразительных средств. Выразительные свойства театра Теней достаточно скупы. Для их восприятия требуется активное включение зрителя. Так, например, характерной особенностью куклы и теневого персонажа является отсутствие мимики, и порой зрителям трудно уловить связь между фигурой персонажа и его голосом. Зритель дорисовывает в своем воображении мимику, основываясь на позах, голосе, движении куклы или тени. Также очень часто создатели спектакля используют пропорцию куклы или тени как важную характеристику персонажа. Необходимо разогреть и настроить творческое начало ребенка для восприятия художественных образов театра Теней. Тут и обнаруживается образовательная проблема: отсутствие у ребят младшего школьного возраста развернутого опыта совместного фантазирования и обсуждения, что затрудняет процесс формирования личностных смыслов при восприятии художественного образа спектакля. Необходимо также добавить, что современный зритель (и большой, и маленький) часто ждет от спектаклей только развлечения. У него нет опыта размышления над проблемами, поднимаемыми в спектакле, он хочет расслабиться и отвлечься от реальности. Этой стратегии развлекательно-потребительского отношения противоположна культура соучастия, где базовыми понятиями являются сотворчество и сопричастность, в которой зритель становится соавтором спектакля. Этот подход предполагает зрителя, готового к глубокой рефлексии, ожидающего личностно-значимого диалога с создателями спектаклей.

результаты проектной работы

Результат проекта — разработанное театральное занятие, состоящее из двух частей: урок до спектакля и обсуждение после. Занятие до спектакля нацелено преимущественно на то, чтобы настроить восприятие зрителей на понимание художественных образов театра Теней, а обсуждение после спектакля — на создание общего пространства для диалога театра и зрителя. И предваряющее занятие, и последующее обсуждение проходят в особом образовательном пространстве — художественно-творческой среде. Ее ключевыми этапами являются: совместно-разделенный опыт переживания, совместно-разделенный опыт означивания (именования пережитого опыта), формирование индивидуально-личностного отношения, личностной позиции, зафиксированной в высказывании открытого здесь и сейчас личностного смысла.

В интервью было отмечено, что при подготовке и проведении обсуждения Е. Арзамасцева особое внимание уделяла тому, чтобы само участие в разговоре было для всех событийно, то есть превращало их ак-

тивность в личностно-значимую, тем самым способствуя раскрытию смыслов (Климова, 2015, с. 166).

В проекте были использованы инструменты театральной педагогики, которые работают на сотвор-ческое участие, включение инициативы, на сопричастность и обнаружение общих контекстов, что помогало юному зрителю сменить позицию пассивного наблюдателя на позицию соавтора.

Выводы

Подводя итог описанию трех театрально-педагогических проектов, полученных с помощью свободного интервью, необходимо отметить следующее.

Цели всех рассматриваемых проектов связаны с развитием личностных и метапредметных компетенций учащихся разного возраста: выстраивание внутреннего плана действий младших школьников; инициация творческой активности подростков; развитие зрительского восприятия учащихся начальной школы. Эти результаты достигаются во многом за счет расширения педагогического арсенала учителя приемами и инструментами фасилитации группового процесса, модерации обсуждений, инициации творческой активности школьников.

Работа строится через создание художественно-творческой образовательной среды как условия развития личностных компетенций.

Во всех проектах в качестве отправной проблемной точки, определяющей актуальность данного типа образовательных практик фиксируется недостаточ-

ная представленность в публичном (городском, общешкольном, театральном) пространстве моделей развернутой деятельности (в том числе деятельности совместно-разделенных переживаний, фантазирования, обсуждения впечатлений), а также дефицит опыта участия в подобных практиках школьников. Театрально-педагогические проекты способны восполнить эти городские дефициты.

Большое внимание в рассмотренных проектах уделяется процессу взаимодействия учителя и ученика. Опыт сотворческой активности, реализуемый в проектах, предполагает особое качество контакта всех участников, включая учителей, родителей, учащихся (а в профессиональном театре также и артистов). В каждом из представленных проектов важным условием была реализация принципа событийности.

Таким образом, сегодня функции театрального педагога в школе не сводимы к организации театрализованных праздников и постановке студийных спектаклей. Театральный педагог сегодня — это тот, кто помогает создавать событийную образовательную среду не только в школьной жизни, но и в большом городском пространстве, на уроке, во внеурочной, социальной и досуговой деятельности. Заказ государства на подготовку специалистов в области интеграции театральных практик в образовательный процесс школы определяет перспективы применения данного типа работ. Приведенные в статье материалы будут оформлены в качестве учебных кейсов, применяемых для анализа на курсах повышения квалификации педагогов в МГПУ.

Литература

Алесенкова В.Н. «Эстетическая логика» постдраматического театра Х.-Т. Лемана: pro et contra // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-8. С. 1785-1788.

Антонова О.А. Школьная театральная педагогика как социально-культурный феномен: дисс. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2006.

Годер Д. Художники, визионеры, циркачи. Очерки визуального театра. М.: Новое литературное обозрение, 2012. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. Беседы и записи репетиций. М.: Искусство, 1951. Жидов А.В., Коробенко М.Ю. Школьный театр как форма социокультурной практики школьников // Грани познания. 2020. № 5 (70). С. 93-96.

Загребин С. С., Тухватулина К.А. Современный российский театр: вариации коммуникативных практик // Социум и власть. 2017. № 3 (65). [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-rossiyskiy-teatr-variatsii-kommunikativnyh-praktik (дата обращения: 21.02.2023).

Климова Т.А. Театральная педагогика как пространство обретения личностных смыслов // Журнал практического психолога. 2015. № 3. С. 166-175.

Климова Т.А., Никитина А.Б. Образовательный потенциал театральных практик Москвы. UniverCity: Города и Университеты. Москва: Экон-информ, 2019.

Климова Т.А., Никитина А.Б. Параметры открытой художественно-творческой образовательной среды школы // Вестник МГПУ Серия: Педагогика и психология. 2022. Т. 16, № 2. С. 65-87. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.2.04 Леман Х.-Т. Постдраматический театр. М.: ABCdesign, 2013. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. М.: Искусство, 1968.

Осминкин Р.С. Партиципаторное искусство: от «эстетики взаимодействия» к постпартиципаторному искусству // Обсерватория культуры. 2016. Т. 1, № 2. С. 6-13.

Собкин В.С., Коломиец Ю.О. К вопросу о задачах и целях школьного образования. Практики развития: замыслы, технологии, контексты: Материалы XXV научно-практической конференции, Красноярск, 19-21 апреля 2018 года. Красноярск: Институт психологии практик развития, 2019.

Чеховский И.В. Интервью как способ получения информации в качественной стратегии исследовательского поиска // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2009. № 4. C. 20-25.

Alfandari, N. (2021). Changing the Terms of Engagement-Reflecting on the Use of Image Theatre in Research with Secondary

School Students. In J. Onses-Segarra & F. Hernández-Hernández (Eds.), Educational Research: (Re)connecting Communities. Proceedings of ECER 2020. NW 29. Research on Arts Education. Barcelona: University of Barcelona — Diposit Digital. Kestere, I. (2017). The school theatre as a place of cultural learning: the case of Soviet Latvia (1960s-1980s). Paedagogica Histórica, 53, 1-24. https://doi.org/10.1080/00309230.2017.1307857

References

Alesenkova, V.N. (2014). "Aesthetic Logic" of the post-dramatic theater H.-T. Leman: pro et contra. Basic Research, 12-8, 17851788. (In Russ.).

Alfandari, N. (2021). Changing the Terms of Engagement-Reflecting on the Use of Image Theatre in Research with Secondary School Students. In J. Onses-Segarra & F. Hernández-Hernández (Eds.), Educational Research: (Re)connecting Communities. Proceedings of ECER 2020. NW 29. Research on Arts Education. Barcelona: University of Barcelona — Diposit Digital. Antonova, O.A. (2006). Shkol'naya teatral'naya pedagogika kak social'no-kul'turnyj fenomen: Diss. ... d-ra ped. nauk. (School theater pedagogy as a socio-cultural phenomenon). Doctoral dissertation. (Pedagogy). Saint-Petersburg. (In Russ.). Chekhovskiy, I.V. (2009). Interview as a way of obtaining information in a qualitative research search strategy. Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology, 4, 20-25. (In Russ.).

Goder, D. (2012). Artists, visionaries, circus performers. Visual theater essays. M.: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russ.). Gorchakov, N.M. (1951). Directing lessons of Stanislavsky. Conversations and recordings of rehearsals. M.: Iskusstvo. (In Russ.). Kestere, I. (2017). The school theatre as a place of cultural learning: the case of Soviet Latvia (1960s-1980s). Paedagogica Historica, 53, 1-24. https://doi.org/10.1080/00309230.2017.1307857

Klimova, T.A. (2015). Theater Pedagogy as a Space for Finding Personal Meanings. Journal of a Practical Psychologist, 3, 166-175. (In Russ.).

Klimova, T.A., Nikitina, A.B. (2019). Educational potential of theater practices in Moscow. UniverCity: Cities and Universities (pp. 169-182). Moscow: Ekon-inform. (In Russ.).

Klimova, T.A., Nikitina, A.B. (2022). Parameters of the open artistic and creative educational environment of the school. Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Pedagogy and psychology, 16 (2), 65-87. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.2.04 (In Russ.).

Leman, H.-T. (2013). Postdramatic theater. M.: ABCdesign. (In Russ.).

Meyerkhol'd, V.E. (1968). Articles, letters, speeches, conversations. M.: Iskusstvo. (In Russ.).

Osminkin, R.S. (2016). Participatory art: from "aesthetics of interaction" to post-participatory art. Observatory of Culture, 1 (2), 6-13. (In Russ.).

Sobkin, V.S., Kolomiets, Yu.O. (2019). To the question of the tasks and goals of school education. Development practices: ideas, technologies, contexts: Proceedings of the XXV scientific and practical conference, Krasnoyarsk, April 19-21, 2018 (pp. 23-41). Krasnoyarsk: Institut psikhologii praktik razvitiya. (In Russ.).

Zagrebin, S.S., Tukhatulina, K.A. (2017). Contemporary Russian Theatre: Variations in Communicative Practices. Socium and Power, 3 (65). (Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-rossiyskiy-teatr-variatsii-kommunikativnyh-praktik) (review date: 21.02.2023). (In Russ.).

Zhidov, A.V., Korobenko, M.Yu. (2020). School theater as a form of socio-cultural practice of schoolchildren. Facets of Knowledge, 5 (70), 93-96. (In Russ.).

Поступила: 27.02.2023 Получена после доработки: 22.05.2023 Принята в печать: 03.06.2023

Received: 27.02.2023 Revised: 22.05.2023 Accepted: 03.06.2023

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Татьяна Анатольевна Климова — младший научный сотрудник Центра социокультурных проблем современного образования Психологического института Российской академии образования, старший преподаватель Дирекции образовательных программ МГПУ, t-klim@list.ru, https://orcid. org/0000-0003-2746-0608

Tatyana A. Klimova — Junior Researcher at the Center for Sociocultural Problems of Modern Education, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Senior Lecturer at the Directorate of Educational Programmes at Moscow City University, t-klim@list.ru, https://orcid.org/0000-0003-2746-0608

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.