Научная статья на тему 'Образовательный потенциал современной студенческой молодежи'

Образовательный потенциал современной студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1100
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / образовательный потенциал / обучение / успех / самообразование / студенты / молодежь / education / educational potential / training / educational conditions / success / self-education / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубев Илья Александрович

В статье рассматриваются понятия «потенциал» и «образовательный потенциал». Индивидуальный образовательный потенциал представляет собой совокупность личностных и профессиональных качеств индивида, формирующихся под воздействием институциональных условий и необходимых для успешной трудовой деятельности в рамках избранной профессии. На основе результатов авторских исследований студенческой молодежи Поволжья и материалов фокус-групп среди студентов г. Пензы, проведенных в 2015 г., анализируются мотивы получения образования, образовательные стратегии и современные условия обучения в вузах. По данным исследования, успешный студент имеет высокую степень успеваемости, совмещает работу с учебой и занимается самообразованием (последнее направление сложно реализуемо из-за отсутствия свободного времени). Необходимыми условиями получения хорошего образования они называют собственные усилия и способности. Современная молодежь готова продолжать обучение, поскольку оно открывает перспективы для профессионального, карьерного роста, высокооплачиваемой и престижной работы. Большая часть студенческой молодежи не занимается научной деятельностью из-за отсутствия интереса к ней и условий для научной-деятельности в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE MODERN STUDENTS

The article considers the "potential" and "educational potential" concepts. Individual educational potential represents the set of personal and professional characteristics of the individual which are formed under the influence of institutional conditions and are necessary for successful work in the chosen profession. The study is based on the results of the sociological research conducted among young students of the Volga region higher education institutions and focus groups among students of the Penza higher education institutions in 2015. The paper provides analysis of the educational strategies and modern conditions in higher education institutions. The findings of the study suggest that a successful student has high academic performance combining studies, work and self-education (the latter is hardly possible among students due to the lack of free time). Today students need to make efforts and have proper skills to receive a good education. The modern young people are ready to continue their studies because they are convinced that the education gives career opportunities and helps getting a well paid job. The studies prove that most of young students do not carry out research work as they do not have any special interest and conditions to develop their innovative potential in the universities.

Текст научной работы на тему «Образовательный потенциал современной студенческой молодежи»

ГОЛУБЕВ И.А.

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

DOI: 10.14515/monitoring.2015.5.05 УДК 378.212:316.344.34

Правильная ссылка на статью:

Голубев И.А. Образовательный потенциал современной студенческой молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. №5. С. 68-73 For citation:

Golubev I.A. Educational potential of the modern students //Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2015. №5. P.68-743

И.А. ГОЛУБЕВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ потенциал СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

ГОЛУБЕВ Илья Александрович -преподаватель кафедры естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, НОУ ВПО «Академия МНЭПУ» (филиал в г. Пензе), Россия.

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «потенциал» и «образовательный потенциал». Индивидуальный

образовательный потенциал представляет собой совокупность личностных и

профессиональных качеств индивида, формирующихся под воздействием институциональных условий и необходимых для успешной трудовой деятельности в рамках избранной профессии. На основе результатов авторских исследований студенческой молодежи Поволжья и материалов фокус-групп среди студентов г. Пензы, проведенных в 2015 г.,

анализируются мотивы получения образования, образовательные стратегии и современные условия обучения в вузах. По данным исследования, успешный студент имеет высокую степень успеваемости, совмещает работу с учебой и занимается самообразованием (последнее направление сложно реализуемо из-за отсутствия

свободного времени). Необходимыми условиями получения хорошего образования они называют собственные усилия и

EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE MODERN STUDENTS

GOLUBEV Iliya Aleksandrovich - Lecturer; Chair of Natural Science and Humanities, International Independent University of Environmental and Political Sciences (Penza branch), Russia.

E-mail: [email protected]

Abstract. The article considers the "potential" and "educational potential" concepts. Individual educational potential represents the set of personal and professional characteristics of the individual which are formed under the influence of institutional conditions and are necessary for successful work in the chosen profession. The study is based on the results of the sociological research conducted among young students of the Volga region higher education institutions and focus groups among students of the Penza higher education institutions in 2015. The paper provides analysis of the educational strategies and modern conditions in higher education institutions. The findings of the study suggest that a successful student has high academic performance combining studies, work and self-education (the latter is hardly possible among students due to the lack of free time). Today students need to make efforts and have proper skills to receive a good education. The modern young people are ready to continue their studies because they are convinced that the education gives

68

мониторинг общественного мнения №5 (129) СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2015

ГОЛУБЕВ И.А.

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

способности. Современная молодежь готова продолжать обучение, поскольку оно открывает перспективы для

профессионального, карьерного роста, высокооплачиваемой и престижной работы. Большая часть студенческой молодежи не занимается научной деятельностью из-за отсутствия интереса к ней и условий для научной-деятельности в вузах.

Ключевые слова: образование,

образовательный потенциал, обучение, успех, самообразование, студенты, молодежь

career opportunities and helps getting a well -paid job. The studies prove that most of young students do not carry out research work as they do not have any special interest and conditions to develop their innovative potential in the universities.

Keywords: education, educational potential, training, educational conditions, success, selfeducation, students

Актуальность исследования образовательного потенциала связана с трансформациями, происходящими в России, продвижением страны к «обществу знания», увеличивающейся популярности разных форм образования, а также повышением требований работодателей к уровню подготовки работников.

В социологической науке понятие «потенциал» рассматривается как «...внутренний источник, духовный запас личности, который может быть использован для достижения какой-либо цели, принятия соответствующего решения» [Хисамов, 2014: 1340]. Образовательный потенциал реализуется на нескольких уровнях измерения: страновом, региональном, индивидуальном. Можно выделить три группы субъектов воспроизводства и носителей образовательного потенциала: общество, социально-профессиональная группа, индивид [Макарова, 2006: 59].

Образовательный потенциал личности (уровень общеобразовательной, профессиональной и специальной подготовки индивида), по мнению С.Б. Шитова, - это совокупность возможностей, предоставляемых образованием для оптимального развития жизненных и творческих сил, способностей индивида, его самореализации в общественной системе в соответствии с его личностными ориентациями [Шитов, 2009: 35]. С точки зрения М.Н. Макаровой, образовательный потенциал - это совокупность возможностей, предоставляемых образованием «для наиболее эффективного функционирования социальной системы» [Макарова, 2003: 56].

Обобщая взгляды исследователей, можно сказать, что индивидуальный образовательный потенциал студенческой молодежи представляет собой совокупность личностных и профессиональных качеств индивидов, необходимых для трудовой деятельности в рамках избранной профессии, реализующийся благодаря приложению ими усилий для овладения профессиональными компетенциями, и посредством предоставления высшими учебными заведениями институциональных возможностей получения хорошего образования. М.Н. Макарова указывает на необходимость определенных образовательных условий (среды образовательного учреждения) и образовательных ресурсов (способностей личности) для реализации образовательного потенциала [Макарова, 2007: 84].

Воспроизводство образовательного потенциала - это, с одной стороны, процесс приспособления образования к потребностям экономики, а с другой - создание возможностей для опережающего воздействия образования на инновационные процессы в производстве. Поэтому оценка эффективности профессионального образования может проводиться как по

69

мониторинг общественного мнения №5 МЕЗ) СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ SOTS

ГОЛУБЕВ И.А.

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

количеству образовательных учреждений, численности студентов, так и по способности системы образования удовлетворять потребности экономики в квалифицированных работниках [Макарова, 2006]. Соответственно, основными принципами современного образования должны быть качество, непрерывность, преемственность, доступность и конкурентоспособность.

В условиях трансформации, возрастает интерес к изучению факторов, оказывающих влияние на образовательные стратегии молодых людей, которые понимаются как выбор, основанный на ценностях и установках в отношении образования, и характеризуют практики в образовании [Котова, 2006: 35]. Формирование образовательных стратегий начинается с мотивов выбора профессии, в дальнейшем происходит постановка профессиональных целей, на основе которых и осуществляется реальный выбор [Попова, 2012: 70]. Благодаря собственным усилиям, а также под воздействием образовательной среды студенты овладевают компетенциями, необходимыми для дальнейшей профессиональной деятельности.

С целью изучения образовательного потенциала современных студентов в 2015 г. было предпринято исследование «Образовательные стратегии и трудовые планы студентов вузов Пензенской, Саратовской областей и Республики Мордовия» (1-4-й курсы бакалавриата, n=375). Оно показало, что только 5% респондентов оценивают качество высшего образования в России как отличное. Большая часть молодых россиян считают, что оно хорошее (45%) или удовлетворительное (44%). Отметим, что позитивнее всех оценивают российское высшее образование девушки и студенты младших курсов.

Реализация молодым поколением своих целей в жизни, особенно в области образования, получение которого требует серьезных временных затрат, обычно сопряжена с представлениями об успехе и условиях, необходимых для его достижения. По данным нашего исследования, около половины (47%) молодых людей считают, что высшее образование не является гарантией успеха. Как показывают исследования образовательных стратегий молодежи, начатые В.Н. Шубкиным и продолженные Д.Л. Константиновским, Г.А. Чередниченко и др., около 1/5 респондентов не соотносят получение образования с достижением успеха в жизни и/или не имеют четких представлений о том, как тот или иной уровень образования может быть конвертирован на рынке труда [Новые смыслы..., 2015: 104].

Авторское исследование 2015 г. выявило, какой смысл студенты вкладывают в словосочетание «успешный студент»: высокая успеваемость (57%), совмещение работы с учебой (51%), самообразование (40%). Похожие результаты продемонстрировали и материалы двух фокус-групп, для участия в которых была приглашена молодежь вузов г. Пензы, «Отношение к образованию и обучению» (число участников - 16 чел., 2015 г.): успешный студент вовремя закрывает сессию (при этом высокие оценки не всегда являются показателем успеха), находит время на саморазвитие и самообучение, эффективно организует свой досуг, совмещает учебу с работой. Некоторые участники фокус-групп отметили, что успешный студент знает, для чего он получает образование.

Наше исследование позволило выявить представления студентов о том, какие условия необходимы для получения хорошего образования: упорство в получении знаний, собственные усилия (81%), наличие хороших способностей (64%), связи и нужные знакомства (29%). Основа жизненного успеха современных студентов - упорный труд, образование и

70

мониторинг общественного мнения №5 МЕЗ) СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ sols

ГОЛУБЕВ И.А.

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

способности. Главным гарантом хорошего образования они считают собственные усилия (92%) и способности (67%). Студенты, заявившие, что материальная обеспеченность для них важнее знаний, образования и обучения, склонялись к тому, что деньги и полезные знакомства

- основа хорошего образования.

Обратимся к анализу образовательных условий вузов. Студентам было предложено дать оценку различным направлениям деятельности вузов. Как высокий оценили уровень получаемого образования 17%, 64% - как хороший. Студенты Мордовии оценили уровень образования в своем вузе выше, чем учащиеся из Саратовской и Пензенской областей, что связано с оценкой институциональных условий, созданных в этих вузах. Так, в Мордовском государственном университете значительное внимание уделяется материально-техническому оснащению.

Судя по материалам фокус-групп, среди студентов распространено мнение о том, что в вузах, считающихся престижными, уровень образования выше, чем в вузах, где они обучаются. Результаты анкетного опроса студентов Поволжья показали, что 43% считают качество подготовки в их вузе соответствующим требованиям работодателей, треть затруднилась в оценке этого соответствия; около половины уверены, что в их вузе созданы условия для развития образовательного потенциала студентов, и треть - что созданы условия для развития творческого (инновационного) потенциала.

Рассмотрим показатели образовательного потенциала студентов в индивидуализированном способе воспроизводства. В ходе нашего исследования 62% отметили, что выбранная ими специальность (направление) соответствует их способностям, возможностям, потребностям. Материалы фокус-групп подтверждают - студентов в целом устраивает качество обучения в своем вузе, однако нередко они не удовлетворены глубиной знаний, получаемых от преподавателей по той или иной дисциплине. По мнению Л.Д. Руденко и М.В. Афонина, сегодня для молодых людей «...стартовый образовательный ресурс оказывается существенной социальной характеристикой, дифференцирующей дальнейшее накопление ими человеческого капитала, проявляющейся длительно, явно и латентно в складывающихся профессиональных и жизненных траекториях молодежи» [Руденко, Афонин, 2013]. Как показали исследования, молодежь накапливает интеллектуальный капитал в различных формах: профессиональные и краткосрочные курсы, тренинги, повышение квалификации, дистанционное обучение и др. [Руденко, Афонин, 2013].

Показательно следующее: хотя студенты и указывают, что основой успешности обучения является самообразование (в качестве его основных направлений опрошенные отметили повышение навыков работы на компьютере и психологических навыков), только 44% занимаются им. Основные причины отказа от самообразования: отсутствие свободного времени при наличии других более важных дел (спорт, отдых и т.п.) - 39%, отсутствие желания

- 17%, отсутствие видимых стимулов - 13%.

По данным исследования «Научный потенциал современной молодежи» среди студенческой молодежи Пензенского государственного университета (n=336, 2015 г.), большинство студентов (60,7%) занимаются самообразованием и образованием вне вуза (чтением специальной литературы, посещением языковых курсов и т.п.). На вопрос «Планируете ли Вы обучаться в магистратуре?» четверть ответили положительно (26,8%). Не планируют продолжать обучение в магистратуре 46%. Причины, по которым студенты-

71

мониторинг общественного мнения №5 МЕЗ) СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ sols

ГОЛУБЕВ И.А.

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

бакалавры хотели бы продолжить образование, - востребованность на рынке труда (62%) и перспективы профессионального роста (59%) [Голубев, 2015: 28].

На вопрос «Занимаетесь ли Вы научной деятельностью?» (пишете статьи, проводите опросы общественного мнения, участвуете в конкурсах научных работ, конференциях, семинарах и т.п.)?» 74% ответили отрицательно. Отметим также, что большинство студентов (62%) не участвует в общественной жизни своего вуза, в том числе в работе общественных организаций, художественных коллективов и др.

Можно сказать, что образовательные стратегии современных студентов нацелены на получение хорошего образования, которое может быть достигнуто благодаря собственным усилиям и опирается на собственные способности. Следует подчеркнуть, что 66% студентов, опрошенных в ходе исследования, учатся на «хорошо» и «отлично».

У студентов есть установка на продолжение обучения. Как показали материалы фокусгрупп, многие планируют поступать в магистратуру или аспирантуру, некоторые хотят получить знания магистранта в другом вузе или в другой стране. При этом они хотели бы не только углубить знания по специальности, но и получить образование в смежном направлении. Даже студенты первых курсов демонстрируют установку на продолжение обучения, т.к. связывают с ним перспективы профессионального, карьерного роста и получения высокооплачиваемой, престижной работы.

Следует отметить, что сегодня в вузах уделяется большее внимание образовательным технологиям, однако вне поля зрения остается развитие научно-инновационного потенциала студентов. Конечно, далеко не все студенты имеют способности и склонности к научной деятельности, а некоторые вообще не хотят заниматься наукой, но при этом требует совершенствования система научно-исследовательской работы студентов (НИРС), в том числе приобщение учащихся к работе в составе исследовательских групп, проведение конкурсов научных работ, финансирование научных проектов студентов.

Литература

Голубев И.А. Научно-образовательный потенциал современной студенческой молодежи // Факторы устойчивого развития экономики России на современном этапе (федеральный и региональные аспекты): Сб. ст. II Международной научно-практ. конф. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2015. С. 26-30.

Котова Т.А. Образовательные стратегии российской молодежи: социологический анализ: Автореф. дисс. ... докт. социол. наук: 22.00.04. Ростов-на-Дону, 2006.

Макарова М.Н. Реализация основных типов воспроизводства образовательного потенциала в современном обществе // Вестник удмуртского университета. 2006. №3. С. 56-67.

Макарова М.Н. Труд в обществе знаний. Образование под вопросом: стратегии воспроизводства образовательного потенциала в современном обществе. М.: Изд-во ЛКИ, 2007.

Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования: Монография / Д.Л. Константиновский, М.А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, В.Г. Костюк, Е.С. Попова, Г.А. Чередниченко. М.: ЦСП и М, 2015.

Попова Е.С. Исследование социальных аспектов формирования мотивации к образованию у молодежи: от теоретических подходов к операционализации // Вопросы образования. 2012. №4. С. 69-82.

Рощина М.Я. Профессиональное образование в России: образовательные и трудовые стратегии студентов // Платное образование. 2007. № 5. С. 36-43.

72

мониторинг общественного мнения №5 МЕЗ) СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ sols

ГОЛУБЕВ И.А.

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

Руденко Л.Д., Афонин М.В. Исследование «Анализ и оценка роли образования в формировании жизненных стратегий выпускника» (октябрь-ноябрь 2013 г.)

[Электронный ресурс]. URL: http://www.uniyar.ac.ru/news/job/issledovanie-anaMz-i-

otsenka-roli-obrazovaniya-v-formirovanii-zhiznennykh-strategiy-vypusknika/ (дата

обращения 09.07.2015)

Хисамов А.Р. Личностный потенциал современной молодежи: основные понятия и компоненты структуры // Фундаментальные исследования. 2014. №5. С. 1339-1342. Шитов С.Б. Инновационное образование в формирующемся обществе знаний // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. №4. С. 35-41.

73

мониторинг общественного мнения №5 МЕЗ) СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ sols

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.