И. А. Васильев
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.14515/monitoring.2015.6.10 Правильная ссылка на статью:
Васильев И. А. Научно-исследовательская деятельность студентов: диагностика проблем // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2015. № 6. С. 164—169.
For citation:
Vasiliev I. A. Students' research work: problem recognition // Monitoring of Public Opinion : Economic and Social Changes. 2015. № 6. P. 164—169.
И. А. Васильев
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМ
ВАСИЛЬЕВ Игорь Аркадьевич — кандидат философских наук, доцент Московского городского педагогического университета (ГБОУ ВО МГПУ), руководитель отдела интеграции образования и науки, научный сотрудник Лаборатории мониторинга результатов научноисследовательских работ и проектов, Москва, Россия. E-mail: [email protected] Author ID653734
Аннотация. В рамках комплексного мониторингового исследования проблем практического использования и трансляции результатов деятельности профессорско-преподавательских и научных кадров вузов стояла задача диагностики состояния студенческой науки, выявление отношения студентов и профессуры к научной деятельности молодых учёных, условий и факторов её детерминирующих. Это позволило наметить план действий, нацеленный на повышение
STUDENTS' RESEARCH WORK: PROBLEM RECOGNITION
VASILIEV Igor Arkadievich — Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Moscow City Pedagogical University; Head of Department of Integration of Education and Science; Researcher, Laboratory for Monitoring the Results of Research and Projects, Moscow, Russia. E-mail: [email protected] Author ID653734
Abstract. The study was part of an integrated monitoring research aimed at examining the problems of the practical use and disseminating the results of the scientific work of the university professors and students into the educational community; the aim of the study was to examine the current state of the student research activity and to describe basic characteristics of this activity using student attitudes, assessments, current conditions and factors that shape this kind of activity.
164
МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ № 6 (130) НОЯБРЬ — ДЕКАБРЬ 2015
И. А. Васильев
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
потенциала научно-исследовательской деятельности в учебном заведении высшего профессионального образования. Из массива информации, полученной в ходе комплексного исследования, автор выделил и проанализировал вопросы, отражающие характер научно-исследовательских практик студенческой молодежи.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, студенты, образование.
This helps taking certain steps towards increasing the potential of the scientific work in the higher professional education institutions. Based on the data obtained during the monitoring the author singles out and provides analysis of the questions reflecting the nature of the student scientific work.
Keywords: research work, students, education.
В контексте развития вузовской науки особо актуальна проблема места и роли молодых исследователей. За последние годы в журналах и сборниках опубликовано значительное число статей по этой теме1, но только в двух из них встретился некоторый социологический анализ проблем развития научной деятельности студентов. В предыдущих работах автор и его коллеги уделяли определенное внимание данной проблематике [Васильев, 2014; Васильев, Жукоцкая, 2012; Геворкян, Васильев, 2014; Кузина, Васильев, 2011].
По мнению автора, научную деятельность студентов следует рассматривать не только как процесс по производству нового знания, но и как социальное обучение, предполагающее «лучшее понимание мотиваций других акторов, развитие культуры социальной коммуникации» [Ефременко, 2014: 9], а научное исследование — как коммуникативный процесс, включающий «сложную гамму познавательных актов... „вопрошание“ и предвосхищение ответа, согласие и возражение другим участникам коммуникации» [Огурцов, 1993: 41].
В исследованиях последних лет 2 внимание нередко обращено на ситуацию резкого сокращения числа молодых ученых в вузах России. Как отмечали
1 См., например: Гохберг Л., Кузнецова И. Вузовская наука: перспективы развития // Высшее образование в России. 2004. № 4. С. 107—120; Стеценко А. И. Вузовская наука и студенты // Вестник Воронежского государственного университета. 2007. № 1. С. 65—77; Андреев Г. Г. Вузовская наука, есть ли свет в конце тоннеля // Инновации. 2008. № 4. С. 69—74; Баранов А. А., Малашенко В. Н., Мурашова Н. А. Студенческое научное общество: прошлое и настоящее, перспективы // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 95—100; Виноградова Е. В. Вузовская наука в России сегодня: реалии и перспективы // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 11. С. 180—182; Климова Н. В. Интеграция вузовской науки и учебного процесса в условиях гармонизации системы высшего образования. Фундаментальные исследования. 2011. № 12. С. 306—310; Лысакова В. Ю. Современные проблемы привлечения молодежи к научно-исследовательской деятельности // Вестник ТГУ. 2011. Вып. 11 (103). С. 142—148; Кольчатов Е. Ю., Кочева М. А. Проблемы студенческой науки на современном рынке труда // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 9. С. 33—35; Оленина Г. В. Социальное творчество студенческой молодежи и педагогическая проблема его проектирования в сфере досуга // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 108—110 и др.
2 См.: Кокарев В. А. Проблемы рынка интеллектуального труда в условиях формирования национальной инновационной системы [Электронный ресурс] // Устойчивое развитие: наука и практика : межд. электр. журн. 2011. Вып. 2 (7); Морозов А. Кадровая кадриль российской науки [Электронный ресурс]. URL: http: www.ng.ru/ science/2009-04-08/11_kadry.htmI.; Григорьев В. К. Молодые исследователи в вузах: метод привлечения и закрепления в науке // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 6. С. 20—25.
МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ № 6 (130) НОЯБРЬ — ДЕКАБРЬ 2015
165
И. А. Васильев
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
М. К. Горшков и Ф. Э. Шереги, после окончания вуза из общего числа выпускников идут работать в научную сферу не более 0,5 % молодых специалистов (цит. по: [Осипов, Савинков, 2015: 10]). Падение интереса студенческой молодежи и выпускников вузов к научно-исследовательской деятельности (НИД) может поставить под вопрос функционирование и развитие научной сферы в высших учебных заведениях. Но научное направление деятельности вузов всегда рассматривалось и рассматривается в качестве стратегического направления.
Были проведены два исследования. Первое (полевое) исследование выполнено методом анкетирования в период проведения VII Межвузовской научно-практической конференции (МНПК)»Студенческая наука» (ноябрь 2013 г., г. Москва). Всего опрошено 396 человек (53 % от общего числа участников МНПК). В ходе второго (панельного) исследования (2014 г.) проанкетировано 397 участников IX Московской научно-практической конференции (бакалавры, магистранты, специалисты, аспиранты). 20 % респондентов указали, что до поступления в вуз они были победителями и/или участниками городских, областных всероссийских конкурсов, предметных олимпиад и т. п., что может свидетельствовать о значимых предпосылках для развития их научного потенциала. Наряду с этим проведено 19 экспертных экспресс-интервью с заместителями директоров учебных структурных подразделений по науке (26 %), заведующими и заместителями заведующих кафедр по научной работе (21 %), преподавателями вузов (53 %), членами ученого совета.
Анкеты на этапе полевого и панельного исследования были практически идентичны (в анкету панельного исследования был внесен ряд уточняющих вопросов). Один из итоговых вопросов, носивших открытый характер, был сформулирован следующим образом: «Что, на Ваш взгляд, следует предпринять для повышения потенциала студенческой науки?». На этот вопрос ответили 23 % в 2013 г. и 44 % в 2014 г., сформулировав 121 и 189 неформализованных ответов. Квантификация неформализованных ответов позволила сконструировать (с определенной степенью условности и допустимости) ряд тематических кластеров, которые могут рассматриваться в качестве направлений, именно по ним следует действовать, чтобы повысить потенциал студенческой научно-исследовательской деятельности. Кластеры представлены в убывающем порядке в зависимости от степени значимости («веса») конкретного направления: 1) совершенствование содержания и организации научно-исследовательского и учебного процесса; 2) совершенствование материально-технической базы НИД студентов и материального стимулирования, поощрения этой деятельности; 3) развитие и укрепление мотивации студентов к НИД; 4) совершенствование информационного сопровождения НИД; 5) развитие внутри- и межвузовского сотрудничества, в том числе с зарубежными вузами; 6) совершенствование государственной политики в сфере образования и науки.
Эксперты, участвовавшие в исследовании, также сформулировали предложения, направленные на повышение потенциала вузовской (студенческой) науки. В них они акцентировали внимание на усилении роли профессорско-преподавательского состава, более активное вовлечение студентов в НИД и на разработке новых форм НИД, а также на вопросах совершенствования форм и методов
166
МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ № 6 (130) НОЯБРЬ — ДЕКАБРЬ 2015
И. А. Васильев
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
стимулирования НИД студентов. Наряду с этим они говорили о необходимости улучшения деятельности студенческих научных советов и структурных учебных подразделений, упрочении взаимодействия профессорско-педагогического состава с ними, об улучшении информационного сопровождения НИД студентов, а также о расширение межвузовских и международных связей.
Отвечая на вопрос «С какими трудностями сталкиваются студенты, занимающиеся НИД?», информанты называли «нехватку практических навыков по проведению самостоятельных исследований», «недостаток личных средств на приобретение научной литературы», «отсутствие необходимой литературы в библиотеке института/университета», «недостаточную материально-техническую базу лабораторий», «недостаток внимания, которые уделяют преподаватели студентам, проявляющим интерес к НИД». Дополнительный анализ отчетов показал, что в 200 НИР, выполненных в одном из вузов за 2012—2014 гг., приняли участие лишь четыре (!) студента.
Эксперты к числу проблем, снижающих потенциал студенческой науки, отнесли следующие (представлены по степени убывания значимости): недостаточно внимательное отношение преподавателей к вопросам развития студенческой науки в вузе, отчасти обусловленное их загруженностью; отсутствие комплексного подхода, креативных идей, изолированность действий студенческих научных обществ (СНО); инертность, незаинтересованность студентов в НИД; отсутствие и/или недостаточное материальное стимулирование студенческой НИД. Решение этих проблем лежит, как правило, в сфере компетенций руководства вузов и учебных структурных подразделений.
Был выявлен спектр факторов, которые способствуют и/или могли бы способствовать усилению мотивации студенческой молодежи к занятиям научно-исследовательскими проектами и разработками: 1. Стажировка за рубежом, участие в программах обмена с зарубежными вузами; 2. Материальное поощрение (премирование) лучших студенческих научных исследований; 3. Награждение дипломами, грамотами, сертификатами и пр.; 4. Поддержка государством не только технических, но и гуманитарных научно-исследовательских проектов; 5. Создание современно оснащенной и доступной научно-исследовательской базы вуза; 6. Популяризация науки, более широкое освещение мировых научных открытий и достижений в СМИ; 7. Систематическое совершенствование научно-методической работы в вузе (специализированная подготовка студентов, склонных к научно-исследовательской деятельности); 8. Усиление внимания преподавателей к научно-исследовательской работе студентов.
В вузах столичного мегаполиса вот уже несколько лет отбирают проекты для участия в конкурсе «У.М.Н.И.К» (участник молодежного научно-инновационного конкурса). Мы предприняли попытку выяснить степень информированности о нем и меру желании принять в этом конкурсе участие (табл. 1).
На вопрос «В чем заключается Ваше участие в научно-исследовательской работе?» респонденты чаще всего отвечали «в подготовке курсовой/дипломной работы». Такие виды деятельности, как «участие в проведении прикладных, экспериментальных работ», «проведение исследований во время учебнопроизводственной, полевой практики, экспедиций», «участие в конкурсах
МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ № 6 (130) НОЯБРЬ — ДЕКАБРЬ 2015
167
И. А. Васильев
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
научных работ», «участие в работе экспериментальных площадок», которые способствовали бы формированию у студентов практических навыков по проведению самостоятельных исследований и на дефицит которых в ходе опроса многие сетовали, набрали 59 % в 2013 г. и 32 % в 2014 г. Следует отметить, что такое направление, как «подготовка и выступление с докладом на студенческих научных конференциях, семинарах и т. п.», получило соответственно 56 и 45 %.
Таблица 1. Респонденты о конкурсе «У. М. Н. И. К» и об участии в нем
Да Варианты ответа Нет
2013 г. 2014 г. 2013 г. 2014 г.
32 33 Знаю 47 54
6 8 Участвовал 51 64
24 32 Хотел(а) бы участвовать со своим проектом 37 41
Студенты в большинстве своем под научно-исследовательской работой понимают подготовку курсовой/дипломной работы и рефератов, а также пассивное, в качестве слушателя, участие в конференциях, круглых столах и т. п. Рассмотрим их позицию по поводу того, с чем в первую очередь связано развитие науки, НИД в нашей стране. Почти половина уверена, что оно сопряжено с «развитием вузовского образования» (45 %) и «повышением престижа страны в глазах мирового сообщества» (39 %), «интеграцией в международные научные проекты» (26 %), «расширением вузовского сегмента научных исследований» (24 %), «сохранением независимости и целостности государства и культуры» (22 %).
Экспресс-интервью с молодыми участниками научной выставки «Дни науки-2015», разработчиками проектов и научными руководителями позволили определить ряд проблемных зон в развитии студенческой научно-исследовательской деятельности (СНИД) в вузах. Они говорили о том, что потенциал студенческой науки можно повысить в первую очередь за счет совершенствования содержания и организации СНИД. Обращалось внимание на необходимость проведения большего числа научных конференций по НИД; поднимался вопрос о том, что выбор актуальных тем и программ НИД должен быть расширен; значим обмен опытом между участниками проектов городского и межрегионального уровня. Следующая проблема, которая затрагивалась информантами и которая, по их мнению, являлась значимой — повышение уровня материально-технической базы, консультационной и информационной поддержки СНИД; совершенствование системы поощрений СНИД; содержание и организация образовательного процесса в вузе и деятельности СНО.
СНИД имеет определенную специфику, необходима современная концепция ее функционирования и развития. Эта концепция могла бы базироваться на совместном творчестве опытных научно-педагогических работников с молодыми исследователями, ведь начинающие исследователи обладают «специфическими знаниями молодого поколения, выросшего в мире новых технологий» [Fleming, 2011: 214]. По мнению Дж. Флеминга, участие молодых исследователей в совместных науч-
168
МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ № 6 (130) НОЯБРЬ — ДЕКАБРЬ 2015
И. А. Васильев
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ных проектах не только позволяет получить им новые знания, но и «способствует профессиональному самоопределению... развивает коммуникативные навыки, повышает чувство уверенности в себе».
Список литературы
Васильев И. А. Потенциал вузовской науки (социологическая диагностика) // Ученый совет. 2014. № 7. С. 77—83.
Васильев И. А., Жукоцкая А. В. Эффективность реализации модернизационных проектов в образовательной сфере (по материалам социально-педагогического мониторинга) // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение : научнообразовательный журнал. 2012. № 4.
Геворкян Е. Н., Васильев И. А. Социально-философские аспекты проблем и перспектив развития вузовской науки // Вестник Московского городского педагогического университета : научный журнал. 2014. № 3. (Серия «Философские науки»).
ЕфременкоД. В. Социальные коммуникации науки в эпоху когнитивного капитализма : Введение к тематическому разделу // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология: РЖ / РАН ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. Социологии и социал. психологии. М., 2014. № 1.
Кузина Л. Г., Васильев И. А. Подготовка молодых научных кадров: проблемы и перспективы // Вестник Московского городского педагогического университета : научный журнал. 2011. № 3. (Серия «Педагогика и психология»).
Огурцов А. П. Научный дискурс : Власть и коммуникация (Дополнительность двух традиций) // Философские исследования. М., 1993. № 3.
Осипов Г. В., Савинков В. И. Динамика аспирантуры и перспективы до 2030 г. : Статистический и социологический анализ. М. : ЦСП и М, 2015.
FlemingJ. Young people’s involvement in research : Still a long way to go? // Qualitative social work. 2011. Vol. 10. № 2.
МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ № 6 (130) НОЯБРЬ — ДЕКАБРЬ 2015
169