Э01 10.22394/1818-4049-2019-89-4-66-73 УДК 331.5(571.6)
Т. А. Лукасевич
Образовательный потенциал рынка труда: дальневосточный колорит
Актуальность предпринятого исследования определяется поиском качественных характеристик регионального рынка труда, отражающих потребности и условия подготовки востребованных обществом и экономикой работников. Особый интерес эти факторы получают при оценке состояния и перспектив развития рынка труда Дальневосточного федерального округа, учитывая специфику организации хозяйства и жизнедеятельности на этой территории, а также природно-климатических и геополитических условий. Конкурентоспособность образовательных организаций определяется их привлекательностью для потенциальных обучающихся, возможностью получить востребованный рынком уровень и вид профессиональной подготовки, необходимый для этого региона. Предметом исследования выступает механизм реализации возможностей образовательных организаций создать необходимое количество трудовых ресурсов, соответствующих целям эффективного функционирования регионального рынка труда. Цель работы заключается в определении инструментов воздействия на рыночные параметры для удовлетворения спроса на рабочую силу со стороны региональной хозяйственной системы и удовлетворенности образованием и будущей работой со стороны обучающихся, что должно обеспечить повышение качества и уровня жизни населения региона. Данная работа посвящена проблеме конкурентоспособности высшего образования и, на взгляд автора, может служить базой для выбора траекторий развития образовательных организаций Дальневосточного федерального округа
Ключевые слова: спрос на рабочую силу, потребность в образовании, приоритетные профессии, региональный рынок труда
Современное общество, производственная, научно-техническая и информационная среда, культурное пространство страны предъявляют повышенные требования к подготовке работников всех уровней - от технических исполнителей до высококлассных специалистов. Перемены социально-экономических условий функционирования участников образовательного процесса находят отражение в определении значимости и ожидаемых результатов образования.
Система общественных отношений по поводу привлечения и использования рабочей силы, формируемая в конкурентной среде между экономическими агентами через механизм спроса и предложения, описывается комплексом качественных характеристик, отражающих
формирование и динамику параметров рынка труда. Установление равновесного объема занятости и уровня оплаты труда не может носить всеобщего характера для российской действительности, поэтому важным становится определение особенностей развития регионального рынка труда.
Дальневосточная специфика рынка труда определяется, прежде всего, количеством населения и характером его размещения на территории региона. Национальные традиции, исторические условия, распределение ресурсов, транспортные артерии, климатическая и ландшафтная комфортность предопределяют возможности закрепления населения в конкретных субъектах Российской Федерации. Дальневосточный федеральный округ за-
Татьяна Александровна Лукасевич - канд. экон. наук, доцент, декан факультета государственного и муниципального управления, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 33). E-mail: [email protected]
нимает более 40% территории России, но на его долю приходится менее 6% населения страны.
Увеличение численности населения Дальневосточного федерального округа в 2018 году связано с вхождением в его состав двух субъектов Российской Федерации - Республики Бурятия и Забайкальского края, что добавило к дальневосточникам 2049 тысяч человек, но даже при этом эта территория остается самой малонаселенной. Таблица 1 демонстрирует сокращение численности жителей сразу в нескольких округах - Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном. Однако плотность населения в Дальневосточном федеральном округе самая низкая в стране, причем, внутри территории округа она также распределяется неравномерно. Так самая высокая плотность наблюдается в Приморском крае - 11,5 человек/кв.км, а самая низкая в Чукотском автономном округе - 0,07 человек/кв.км (табл. 1).1
Результативность межрегиональной
миграции остается не в пользу ДФО. Отрицательная миграционная мотивация обусловлена низкими оценками жителей региона условий, определяющих качество жизнедеятельности: уровень доходов, комфортное жилье, условия труда, ассортимент и доступность услуг социальной инфраструктуры. Происходит изменение возрастной структуры населения за счет замены молодых и активных зрелыми и малоподвижными.
Уровень безработицы на Дальнем Востоке в последние пять лет снижается с 7,1% в 2014 г. до 6,3% в 2018 г., что в 1,3 раза больше, чем в среднем в России (табл. 2). Этот показатель не является критическим, но все же отражает негативную тенденцию. Самые высокие показатели безработицы сложились в новых регионах ДФО - Республике Бурятия и Забайкальском крае. В целом численность безработных в ДФО в 2018 г. была самая низкая в стране - 272 тысячи человек.2
Таблица 1
Распределение численности населения по территории страны
Территория Численность населения, тыс. человек Плотность населения, человек на 1 кв.км
2014 2015 2016 2017 2018
Российская Федерация 146267 146545 146804 146880 146781 8,6
Центральный федеральный округ 38951 39104 39209 39311 39378 60,6
Северо-Западный федеральный округ 13844 13854 13899 13952 13972 8,3
Южный федеральный округ 16299 16368 16429 16442 16455 36,7
Северо-Кавказский федеральный округ 9659 9718 9776 9823 9867 57,9
Приволжский федеральный округ 29715 29674 29637 29543 29397 28,3
Уральский федеральный округ 12276 12308 12345 12356 12350 6,8
Сибирский федеральный округ 19312 19324 19326 19288 17173 3,9
Дальневосточный федеральный округ 6211 6195 6183 6165 8189 1,2
Источники: составлено автором на основе данных сайта Федеральной службы государственной статистики URL: https://gks.ru/folder/210/document/12993
1 Сайт Федеральной службы государственной статистики: Россия в цифрах, 2019: }Шрв://дкз. ги/]Ыйег/210/йоситегй/12993
2 Россия в цифрах. 2019 : крат. стат. сб. // Росстат. М., 2019. 549 с.
Источник: составлено автором на основе данных сайта Федеральной службы государственной статистики2
Таблица 2
Показатели безработицы по субъектам РФ
Территория Уровень безработицы, %
2014 2015 2016 2017 2018
Российская Федерация 5,2 5,6 5,5 5,2 4,8
Дальневосточный федеральный округ 7,1 7,1 6,8 6,7 6,3
Республика Бурятия 8,4 9,2 9,6 9,6 9,3
Республика Саха (Якутия) 7,4 7,3 7,2 7,1 6,9
Забайкальский край 10,0 10,4 10,8 10,7 10,2
Камчатский край 6,1 4,5 4,1 4,3 4,9
Приморский край 6,9 6,9 6,0 5,4 5,4
Хабаровский край 5,9 5,3 5,0 4,9 3,8
Амурская область 5,6 5,8 5,9 5,9 5,6
Магаданская область 3,1 4,3 4,4 5,3 5,1
Сахалинская область 6,5 6,3 6,3 6,0 5,3
Еврейская автономная область 8,7 7,9 8,2 8,3 7,0
Чукотский автономный округ 3,2 4,0 3,5 2,9 3,1
Жизнеспособность территории определяется объемом генерируемого валового регионального продукта. В этом смысле Дальневосточный федеральный округ занимает достойное место, приближаясь к среднероссийскому уровню (рис.1).
Если обратиться к показателям ВРП на душу населения по регионам ДФО, то сразу определяются лидеры - Сахалинская область, Чукотка, Магаданская область, Якутия (рис.2). Существенное превышение среднероссийских показателей отражает сырьевую направленность источников доходов региональной экономики.
Несомненно, привлекательность территории для проживания будет учитывать и возможности удовлетворения потребностей в достойных заработках, благоприятных условиях труда, перспективах карьерного роста, комфортных ресурсах саморазвития.
Доходы, привлекающие население на Дальний Восток, перестали быть ведущим фактором закрепления населения. Доходы жителей ДФО несущественно превышают среднероссийские показатели (рис.3). А там, где эти показатели
высокие, расходы на обеспечение жизнедеятельности еще выше.
Те же тенденции складываются и при сравнении заработной платы по разным регионам. Так, если среднероссийский показатель среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций составил 43445 руб., то средний дальневосточный - 51212 руб. Самая высокая зарплата начислена в Чукотском автономном округе - 98374 руб., самая низкая в Бурятии - 36396 руб.3
С целью выявления спроса на рабочую силу территории формируют прогнозы потребности в кадрах, исходя из анализа макроэкономических показателей, данных статистических наблюдений и аналитических данных служб занятости. Так, в Хабаровском крае был составлен прогноз потребности экономики в профессиональных кадрах на период до 2030 г. По оценкам разработчиков ежегодная кадровая потребность превышает 20000 рабочих мест, более половины из которых, должны занимать кадры с высшим образованием. Наибольший интерес предъявляют следующие сферы занятости: транспортировка и хранение про-
3 Социально-экономическое положение Дальневосточного федерального округа в 1 квартале 2019 года / Федеральная служба государственной статистики. - М., 2019 // ЫХрв://шшш.дк^в.ти/ ]Ыйет/210/йоситегй/47652
/
/ «Р /////////
& л
С?
/Г
¿Г # о4" &
у
** ср
Рис. 1. ВРП на душу населения по федеральным округам (ФО) в 2018 г., тыс. руб.2
Рис. 2. Валовой продукт на одного жителя субъекта Федерации ДФО в 2018 г., тыс. руб.2
Рис. 3. Среднедушевые доходы населения ДФО в 2018 г., руб. в месяц2
дукции; обрабатывающие производства; ставил 9789 человек, а потребность в ра-
здравоохранение и социальные услуги; ботниках с высшим образованием - 9568 деятельность в области информации и человек. Принимая во внимание, что
связи; строительство. [Беляков, 2007] часть обучающихся продолжат обучение Выпуск специалистов в 2018 г. всеми на более высоких уровнях образования,
образовательными организациями выс- то ситуация с трудоустройством выпуск-
шего образования Хабаровского края со- ников в целом достаточно ровная.
Исследования, проведенные BCG Henderson Institute в 2018 г., выявили интересную закономерность - темпы роста занятости во многих странах существенно меньше, чем темпы роста валового продукта. Во многих странах наблюдается ситуация одновременного наличия вакансий квалифицированных рабочих мест и безработицы. Экономисты предположили, что это является результатом несоответствия навыков, изменения ожиданий рабочей силы и ограничений мобильности. Учитывая эти изменения, стратегии создания рабочих мест будут уделять больше внимания и ресурсов расширению занятости путем продвижения услуг с цифровой поддержкой, развития местного опыта, предоставления малым и средним предприятиям возможности участвовать в цепочках создания стоимости, расширения возможностей самозанятости и повышения личного потребления. Цифровые технологии продолжают трансформировать глобальный бизнес-ландшафт. При этом 91% работодателей отмечают нехватку практических знаний у выпускников.4
Человекоемкость или повышенная интеллектуальная насыщенность инновационной деятельности диктует свои требования к качеству подготовки выпускников образовательных организаций, их способности к генерации и воплощению идей. Человекоемкость новых секторов занятости существенно выше традиционных, что приводит к относительному увеличению уровня безработицы.
В научный и практический оборот входит понятие «цифровая безработица». В декабре 2019 г. в Государственной Думе Российской Федерации даже состоялся круглый стол на тему «Цифровая безработица. Реальна ли угроза?». Участники этого мероприятия высказали опасения о влиянии цифровизации на рынок труда и обсудили риски. Так, например, 14% рабочих мест могут быть автоматизированы, а организация более 30% рабочих мест может существенно измениться. В настоящее время 6 из 10 взрослых не имеют базовых навыков в области информационно-коммуникационных
технологий или не имеют опыта работы с компьютером. Предполагается, что до 5% ВВП понадобится для переподготовки занятых в тех профессиях, где высок риск автоматизации.5
На наш взгляд, опасность цифрови-зации несколько преувеличена, хотя, несомненно, требует серьезного изучения. Более жизненными сегодня являются проблемы повышения качества образовательной деятельности и подготовки выпускников, необходимых для современного рынка труда.
Рассматривая содержание понятия «образовательный потенциал» следует отметить, что теория и практика социально-экономических исследований накопили опыт использования качественных характеристик образовательной деятельности, опираясь на элементы потенциала -трудовой, кадровый, информационный, творческий, педагогический, воспитательный, интеллектуальный и проч., или объектный подход - образовательный потенциал культуры, региона, предпринимательства, социальной группы, экономики и т.д. В каждом из этих подходов формируется совокупность средств, качеств, возможностей, отражающих предмет исследования.
Воспроизводство образовательного потенциала - это процесс приспособления образования к потребностям экономики и создание возможностей для опережающего воздействия образования на инновационные процессы. Оценка эффективности образовательного процесса может проводиться по количеству образовательных учреждений, численности обучающихся, по способности системы образования удовлетворять потребности экономики в квалифицированных работниках. [Голубев, 2015. С. 69] Интерес настоящего исследования предполагает характеристику образовательной составляющей в развитии параметров рынка труда.
Образовательный потенциал рынка труда можно определить как способность и возможность образовательных организаций обеспечивать подготовку рабочей силы, обладающей актуальными знаниями, умениями и навыками, про-
4 Why Countries Need New Job Creation Strategies / By Arindam Bhattacharya, Hans-Paul Burkner, Vincent Chin, and Rajah Augustinraj: The Boston Consulting Group: https://www.bcg.com/ru-ru/ publiccdions/2018/rew-globalization-why-courdries-need-new-job-creation-strategies.aspx
5 Российский центр компетенций и анализа стандартов ОЭСР: https://oecd-russia.org/sessions/ k™glyj-stol-tsijrovaya-bezrabotitsa-realnaya-li-ugroza-3-dekabrya-2019-moskva.html
диктованными современными потребностями экономики, в соответствии с необходимым количеством и качеством с целью эффективного функционирования рынка труда.
Дальневосточный федеральный округ занимает последнее место в России по количеству образовательных организаций высшего образования, основная доля которых приходится на Приморский край, Республику Саха и Хабаровский край, в которых в 2018 г. обучалось 228240 человек.3
Доступность образования можно рассматривать как количественное определение возможности поступления граждан в образовательные организации в соответствии с их интересами и желаниями. Общественный запрос измеряется количеством поданных в образовательное учреждение заявлений. Поскольку количество контрольных цифр приема обычно меньше числа желающих их занять, то доступность образования будет характеризоваться вероятностью, с которой абитуриент может поступить на обучение, т. е. отношение числа мест обучения к числу заявлений. [Беляков, 2007. С. 396]
Массовость высшего образования практически обесценила его, поэтому повышение требований к качеству образования, к обучающимся и научно-педагогическому персоналу будет уменьшать количество образовательных организаций. [Екимова, 2017. С. 40]
Доступность высшего образования также необходимо связать с количеством мест приема для обучения, финансируемых за счет ассигнований федерального бюджета. Реализация государственных гарантий в сфере образования предполагает, что не менее чем 800 студентов на каждые 10 тыс. молодых людей имеют право обучаться за счет бюджетных средств. В 2018 г. каждый второй выпускник школы мог поступить на бюджетное место (на каждые 100 абитуриентов приходится 57 бюджетных мест на первых курсах образовательных организаций).6
На Дальнем Востоке лишь 29,9% обучающихся имеют право на получение стипендии.3
Принимая во внимание, что в послед-
ние несколько лет отмечен рост потребности в работниках естественнонаучных, технических, педагогических и медицинских направлений подготовки и специальностей, в 2018 г. контрольные цифры приема за счет бюджетных ресурсов на инженерные направления подготовки и специальности выделено 46,5 %, на направления подготовки и специальности в области наук об обществе - 11,09%, в области естественных наук - 9,75% , на педагогические направления - 9,25%, на медицинские - 8,8%.7
С целью повышения конкурентоспособности российского высшего образования Правительство РФ реализует проект по поддержке ведущих университетов Российской Федерации. На территории Дальневосточного федерального округа в состав образовательных организаций, обеспечивающих проведение фундаментальных научных исследований и подготовку кадров высшей квалификации, повышение глобальной конкурентоспособности образования, относятся только федеральные университеты - Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток) и Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск).
Качественная подготовка востребованных на региональном рынке труда выпускников реализуется также группой опорных университетов, нацеленных на модернизацию образовательной, научно-исследовательской, инновационной деятельности, кадровой и материально-технической базы, развитие местных сообществ и региональной инфраструктуры. Генеральной целью опорных организаций, поддерживаемых бюджетными средствами, является повышение качества образовательной деятельности и трудоустройство выпускников на региональном рынке труда: привлекательность получения высшего образования в регионе, взаимодействие научной, образовательной и производственной среды, сетевое сотрудничество, партнерство с бизнесом, властью, общественными организациями. Основным показателем востребованности реализуемых образовательных программ является их привлекательность для работодателей региона и
6 Сайт Министерства экономического развития Хабаровского края: https://minec.kha.bkrai.rU/s earch/?searchtype=site&searchtext=прогноз+потребности+в+кадрах&search_categorl¡=
7 Ежегодный доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2018 году // http://government.ru/news/36939/
региональной власти. Однако дальневосточных образовательных организаций в списке опорных университетов нет.7
Средний уровень трудоустройства выпускников в России в 2016 году составил 75 %. Наиболее высокие показатели трудоустройства сложились у выпускников, получивших образование по направлениям подготовки в области медицины, техники и технологий, т.е. сферы деятельности, предполагающие однозначное закрепление специалистов.7
Доля трудоустроенных выпускников 2016 года в Дальневосточном федеральном округе составила 75 %, что немного выше среднего уровня по Российской Федерации (73 %). А доля выпускников, трудоустроенных в регионах, где проводилось обучение, одна из самых высоких
в России - 73% (табл. 3). Что подтверждает достойный образовательный потенциал дальневосточных образовательных организаций.8
Дальневосточные образовательные организации можно считать кузницей кадров для других регионов. Причем, факторы влияния на принятие решения об отъезде имеют не только экономический характер, скорее это набор социально-экономических характеристик. Отношение числа уехавших с территории Дальневосточного федерального округа выпускников к числу оставшихся составляет 0,165 или 1:6. Отношение средней суммы выплаты уехавшим выпускникам к средней сумме выплат оставшимся специалистам равно 1,13.8 Эти данные не позволяют считать фи-
Таблица3
Показатели трудоустройства выпускников с высшим образованием на дальневосточном рынке труда
Наименование образовательной организации Доля трудоустройства выпускников в регионе обучения, % Количество регионов, в которых трудоустроены выпускники
Амурский государственный университет 71 32
Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет 89 24
Арктический государственный институт культуры и искусств 90 8
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса 67 32
Дальневосточная государственная академия физической культуры 58 15
Дальневосточный государственный аграрный университет 66 32
Дальневосточный государственный институт искусств 53 15
Дальневосточный государственный медицинский университет 66 23
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйствен-ный университет 66 26
Дальневосточный государственный университет путей сообщения 61 38
Дальневосточный федеральный университет 73 48
Дальневосточный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 75 25
Камчатский государственный технический университет 87 19
Камчатский государственный университет 92 10
Морской ГУ 70 24
Приамурский государственный университет 53 21
Приамурский институт агроэкономики и бизнеса 83 16
Приморская государственная сельскохозяйственная академия 76 15
Сахалинский государственный университет 85 23
Северо-Восточный государственный университет 85 15
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова 90 31
Тихоокеанский государственный университет 58 37
Хабаровский государственный институт культуры 55 15
Хабаровский государственный университет экономики и права 57 31
Южно-Сахалинский институт экономики, права и информатики 84 7
Источник: составлено автором на основе данных сайта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации URL: http://vo.graduate.edu.ru/passpor t#/Pitems=2&slice=4&year=2015&year_monitoring=2016
8 Сайт Министерства науки и высшего образования образования Российской Федерации: http:// vo.graduate.edu.u/passport#/?items=2&slice=4&year=2015&year_morütorirg=2016
нансовую заинтересованность ведущим Список литературы:
фактором отъезда выпускников образовательных организаций высшего образо- 1. Беляков С. А. Новые лекции по эко-
вания. На Дальнем Востоке по-прежнему номике образования. М. : МАКС Пресс,
достаточно высокий уровень подготовки 2007. 424 с.
специалистов. Доля работников с выс- 2. Екимова Н. А. Свертывание образо-
шим образованием в ДФО составляет вательного потенциала регионов России
32,6 % (в среднем по России - 33,5 %). // Высшее образование в России. 2017.
Следовательно, в руках образовательных № 5 (212). С. 34-44.
организаций реальные шансы изменить 3. Голубев И. А. Образовательный по-
ситуацию в пользу расширения сферы тенциал современной студенческой мо-
востребованных направлений подготов- лодежи // Мониторинг общественного
ки и специальностей и повлиять на со- мнения: экономические и социальные
стояние регионального рынка труда. перемены. 2015. № 5. С. 68-73
Библиографическое описание статьи
Лукасевич Т. А. Образовательный потенциал рынка труда: дальневосточный колорит // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 4 (89). С. 66-73. DOI 10.22394/1818-4049-2019-89-4-66-73
Tat'yana A. Lukasevich - Candidate of Economics, Associate Professor, dean of the faculty of the state and municipal administration, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA (33, Muravyev-Amurskiy Str., Khabarovsk, 680000, Russian Federation) E-mail: [email protected]
Educational potential of the labor market: the Far-Eastern flavor
The relevance of the study undertaken is determined by the search for qualitative characteristics of the regional labor market, reflecting the needs and conditions of training of workers demanded by the society and the economy. These factors are of particular interest in assessing the state and prospects of the labor market development of the Far-Eastern federal district, taking into account the specifics of organization of the economy and life in this territory, as well as natural, climatic and geopolitical conditions. The competitiveness of educational organizations is determined by their attractiveness for potential students, the possibility to get the level and type of professional training required for this region, which is demanded by the market. The subject of the study is the mechanism of realization of opportunities of educational organizations to create the necessary amount of labor resources, which correspond to the goals of effective functioning of the regional labor market. The aim of work is to identify the instruments to influence the market parameters to meet the demand for labor from the regional economic system and the satisfaction with education and future work from the learners, which should improve the quality and standard of living of the population of the region. This work opens a cycle of research on the competitiveness of education and, in the author's opinion, can serve as a basis for choosing the development paths of educational organizations of the Far-Eastern federal district.
Keywords: demand for labor, need for education, priority professions, regional labor market.
References: // Higher education in Russia. 2017. No. 5
(212), pp. 34-44. (In Russian).
1. Belyakov S. A. New lectures on the eco- 3. Golubev I. A. Educational potential nomics of education. M.: MAX Press, 2007. of modern student youth // Monitoring p. 442. (In Russian). of public opinion: economic and social
2. Ekimova N. A. Coagulation of educa- changes. 2015, no. 5, pp. 68-732. (In Rus-tional cooperation of the regions of Russia sian).
Reference to the article
Lukasevich T. A. Educational potential of the labor market: the Far-Eastern flavor// Power and Administration in the East of Russia. 2019. No. 4 (89). Pp. 66-73. DOI 10.22394/1818-4049-2019-89-4-66-73