Научная статья на тему 'Анализ тенденций развития молодежного потенциала Дальневосточного региона'

Анализ тенденций развития молодежного потенциала Дальневосточного региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН / ДЕМОГРАФИЯ РЕГИОНА / РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ / YOUTH / YOUTH CAPACITY / YOUTH POLICY / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION / THE FAR-EASTERN REGION / REGION DEMOGRAPHY / RESULTS OF THE USE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алтухова Ирина Анатольевна

Для достижения целей инновационного социально-экономического развития Дальневосточного региона необходимы профессиональные кадры для укрепления инфраструктуры и экономической базы Дальнего Востока. Однако отрицательные тенденции в демографической ситуации, отток населения затрудняют достижение поставленных целей. Особенно стремительно сокращается доля молодежи в общей численности населения Дальневосточного региона, которая является стратегическим ресурсом развития регионального сообщества и носителем инновационного потенциала региона. В этой связи сохранение и развитие молодежного потенциала приоритетная задача государственной политики. В статье проанализированы тенденции развития молодежного потенциала (с учетом демографической ситуации региона), необходимого для дальнейшего прогресса и развития территории. Особое внимание уделено проблеме привлечения абитуриентов для обучения по образовательным программам высшего образования по различным направлениями подготовки/специальностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of trends in the development of youth potential of the Far-Eastern region

In order to ensure the innovative socio-economic development of the Far-Eastern region, professional personnel are needed to strengthen the infrastructure and economic base of the Far East. However, negative trends in the demographic situation, the outflow of population make it difficult to achieve the goals set. The share of young people in the Far-Eastern region, which is a strategic resource for the development of regional community and a carrier of the innovative potential of the region, is decreasing particularly rapidly. In this regard, the preservation and development of youth capacity is a priority of public policy. The article analyzed trends in the development of youth potential (taking into account the demographic situation of the region) necessary for the further progress and development of the territory. Special attention is paid to the problem of attracting applicants to study on the higher education educational programs in the different fields of training/specialties.

Текст научной работы на тему «Анализ тенденций развития молодежного потенциала Дальневосточного региона»

Э01 10.22394/1818-4049-2019-88-3-65-72 УДК 316.423(571.6)

И. А. Алтухова

Анализ тенденций развития молодежного потенциала Дальневосточного региона

Для достижения целей инновационного социально-экономического развития Дальневосточного региона необходимы профессиональные кадры для укрепления инфраструктуры и экономической базы Дальнего Востока. Однако отрицательные тенденции в демографической ситуации, отток населения затрудняют достижение поставленных целей. Особенно стремительно сокращается доля молодежи в общей численности населения Дальневосточного региона, которая является стратегическим ресурсом развития регионального сообщества и носителем инновационного потенциала региона. В этой связи сохранение и развитие молодежного потенциала - приоритетная задача государственной политики. В статье проанализированы тенденции развития молодежного потенциала (с учетом демографической ситуации региона), необходимого для дальнейшего прогресса и развития территории. Особое внимание уделено проблеме привлечения абитуриентов для обучения по образовательным программам высшего образования по различным направлениями подготовки/ специальностям.

Ключевые слова: молодежь, молодежный потенциал, молодежная политика, социально-экономическое развитие региона, дальневосточный регион, демография региона, результаты ЕГЭ.

Новые вызовы в социально-экономическом и демографическом развитии регионов определяют особенную роль молодежи, которой предстоит обеспечить устойчивое развитие территорий в ближайшее время.

На Пятом Восточном экономическом форуме в сентябре 2019 г. В. В. Путин отметил, что «...первая и ключевая задача нового этапа развития Дальнего Востока - поддержать молодёжь. Сделать всё, чтобы молодые люди имели здесь самые широкие возможности - получить образование, реализовать себя в жизни и профессии, создать семью, воспитывать детей, внести свой вклад в развитие близкого для них Дальнего Востока»1.

В связи с этим проблема развития молодежного потенциала является одной из важнейших в проведении последовательной и стабильной молодежной политики, в инновационном социально-экономическом развитии Дальневосточного региона.

Молодежь (согласно действующим нормативным документам Российской Федерации) — это социально активная часть населения от 14 до 30 лет включительно, представляющая собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающая обеспечить реализацию своих интересов, отличающаяся определенным статусом в обществе, предоставляющим ей возможности для социального становления [Кутумов, 2015].

Молодежь является специфической, социально-демографической группой, в которой сконцентрирован исходный потенциал, качество и количество которого обеспечивают перспективы социально-экономического развития регионов страны [Скворцова, Слуцкий, 2006. С. 147-157].

Молодежным потенциалом следует считать наличие у молодежной социальной группы внутренних возможностей, а также способностей в различных сферах ее жизнедеятельности.

1 По материалам РИА Новости. иЯЬ: https://ria.ru

Ирина Анатольевна Алтухова - канд. пед. наук, доцент, заместитель директора по учебной работе, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 33). Е-таИ: cdtukhova@mcdl.ru

Изучение молодежного потенциала, роли и места молодежи в развитии региона необходимо проводить, прежде всего, с учетом демографической ситуацией региона.

Анализ статистики демографической ситуации Дальнего Востока, в том числе Хабаровского края, свидетельствует о сохранении устойчивой тенденции сокращения жителей Дальневосточного региона.

По данным Росстата2 по показателю рождаемости Хабаровский край занимает 14 место среди всех субъектов Российской Федерации и 6 место среди субъектов Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО), по показателю смертности Хабаровский край на 34 месте среди всех субъектов Российской Федерации и на 8 месте среди субъектов ДФО. По показателю естественной убыли (прироста) населения край на 30 месте среди субъектов Российской Федерации и на 8 месте среди субъектов ДФО.

В ДФО Хабаровский край занимает 2 место по общей убыли населения (после Приморского края)3.

Агентством РИА Рейтинг по заказу РИА Новости подготовлен рейтинг регионов Российской Федерации по демографии за период 2016 - 2018 гг. (табл. 1).

При этом в демографии региона имеется особенность: всего на 1 января 2019 г. в Хабаровском крае проживало 1 328 322 чел., из них почти половина проживает в городе Хабаровске - 618 150 чел., осталь-

ные 710 172 чел. - на территории площадью 788 600 кв. км.

По данным Хабаровскстата4 в регион на постоянное место жительства прибывают переселенцы из ЕАО, Амурской области, Приморского края. Осваивают Хабаровский край жители Забайкалья (285 чел.), Бурятии (110 чел.). Из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов центральных, а также южных и западных регионов страны приезжают лишь единицы.

Миграция из зарубежных стран по сравнению с прошлым годом выросла на 4,8% и составила 11 тыс. 520 чел. Больше всего в Хабаровский край приезжает людей из Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Казахстана. Но даже приток иностранных мигрантов не в силах остановить падение региона в демографическую пропасть.

Продолжается значительный отток населения трудоспособного возраста из Хабаровского края. Уезжает работоспособное население, образованные, грамотные люди. Они уезжают, рассчитывая на достойную работу, карьеру, новый, более качественный уровень жизни, благоприятные климатические условия - на всё, чего они лишены в Хабаровском крае.

На начало 2019 г. в Хабаровском крае численность молодежи в возрасте 15 - 29 лет 244,716 тыс. чел., составила 18,5% населения края4 (рис. 1).

За последние почти 30 лет (с 1990 по 2019 гг.) численность молодежи Хабаров-

Таблица 1

Место Хабаровского края в рейтинге регионов по демографии - 2019

Место в рейтинге Субъект РФ Прирост(+), убыль(-) населения за 2016 - 2018 гг., % Численность населения на 1.01.2019 г., тыс. чел. Естественный прирост (+), убыль(-) населения за 2016 - 2018 гг., тыс. чел. Миграционный прирост (+), убыль(-) населения за 2016 - 2018 гг., тыс.

46 Хабаровский край -0,98 1321,47 -2,75 -10,21

Источник: РИА Новости расчёты РИА Рейтинг по данным Росстата). URL: https://ria.ru

2 По данным сайта Федеральной службы государственной статистики: https://-wuiui.gks.ru/ statistic

3 Бюллетень «Численность и миграция населения Российской Федерации в 2018 году» - выпуск 2019 г. https://www.gks.ru/compendium/document/13283

4 По данным сайта государственной статистики Хабаровского края: https://habstat.gks.ru/

Рис. 1. Численность молодежи и населения старше трудоспособного возраста в Хабаровском крае на 1 января 1990 - 2019 гг. (в тыс. чел.)

ского края сократилась на 39,4%, в то время как численность населения края сократилась на 18,4%. Наряду с сокращением численности населения края и численности молодежи наблюдается «старение» населения: если в 1990 г. в Хабаровском крае молодежи было в 2 раза больше, чем лиц старше трудоспособного возраста, то на начало 2019 г. - молодежи меньше, чем лиц старше трудоспособного возраста в 0,8 раза. Эта тенденция наблюдается в целом в Дальневосточном регионе. По результатам исследований Ю. В. Бере-зутского, «... если в 1990 г. молодежи на Дальнем Востоке было в 2,3 раза больше, чем пенсионеров, то в 2018 г. пенсионеров уже стало в 1,2 раза больше, чем молодежи» [Березутский, 2019. С. 136].

Имеет место очень высокий миграционный потенциал молодежи края, большая часть которой намерена уехать за пределы Хабаровского края, Дальнего Востока, в центральную часть России (г. Москва, Санкт-Петербург и др.) [Бере-зутский, 2019. С. 136].

Возможно, ли в такой ситуации рассматривать молодежь как стратегический ресурс развития регионального сообщества, и насколько силен молодежный потенциал региона?

По данным Агентства по развитию че-

ловеческого капитала на Дальнем Востоке четыре региона Дальнего Востока - Приморский край, Амурская область, Хабаровский край и Республика Саха (Якутия) - являются основными драйверами спроса на кадры, на которые приходится 66% всей кадровой потребности5.

Социально-экономическое развитие региона основывается на постоянном обновлении технологий, ускоренном освоении инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям регионального рынка труда. Главным условием для развития экономики региона и формирования ее инновационной составляющей является формирование конкурентоспособной на рынке труда личности путем получения качественного образования6.

Хабаровский край является одним из центров профессионального образования на Дальнем Востоке.

Следует подчеркнуть, что первым шагом на пути к получению профессионального образования является сдача выпускниками одиннадцатого класса Единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), который является основной формой государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, по результатам которого осуществляется прием на

5 Информация Пресс-службы Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. URL: https://hcfe.ru

6 Концепция развития системы образования РФ на период до 2020 года.Ы1р://и!и!и>лгогЪ.ги/ files/kafedri/pedagogi/konc_razv_obr_RF_do_2020.pdf

обучение в образовательную организацию высшего образования.

Общие объемные показатели иллюстрируют, что количество участников ЕГЭ в Хабаровском крае не увеличивается и не стабильно7 (табл. 2).

В 2019 г. в Хабаровском крае ЕГЭ сдавали 5918 одиннадцатиклассников. Как и в прошлые годы на первом месте по выбору предметов - обществознание. Его сдавали 58,8% одиннадцатиклассников. На втором месте - физика (22,8%), на третьем - история (20,7%). Математику (профильный уровень) выбрали 52% одиннадцатиклассников8.

Одним из критериев уровня академических достижений и потенциала обучаемости абитуриента являются результаты ЕГЭ.

Общие объемные показатели ЕГЭ

По результатам ЕГЭ в 2018 г. по сравнению с 2017 г. в Хабаровском крае увеличился средний тестовый балл по русскому языку, истории, географии, французскому языку, обществознанию. Увеличение доли успешно сдавших ЕГЭ в 2018 г. наблюдается по русскому языку, математике базового уровня, физике, биологии, географии, английскому языку (табл. 3).

Эксперты Рособрнадзора сравнили динамику средних баллов ЕГЭ по России за последние несколько лет. По мнению специалистов, в целом результаты остаются стабильными, но некоторые средние баллы 2019 г. значительно отличаются от результатов 2018 г. Наилучшие результаты зафиксированы на ЕГЭ по информатике, профильной математике

Таблица 2 1арт - октябрь, Хабаровский край)

Показатели ЕГЭ 2015 ЕГЭ 2016 ЕГЭ 2017 ЕГЭ 2018 ЕГЭ 2019

Общее число участников 6169 5933 5708 6032 5918

Количество участников ЕГЭ, сдававших 3 и более экзаменов 4889 5407 5166 5308 нет данных

Доля участников ЕГЭ, сдававших 3 и более экзаменов 79,25 91,13 90,49 87,99 нет данных

Количество участников, получивших 100 баллов 58 20 53 39 27

Источник: составлено автором по данным регионального центра оценки качества образования7.

Таблица 3

Выбор предметов ЕГЭ (март - сентябрь, Хабаровский край), %

Предмет 2017 год 2018 год Динамика

Физика 27,07 23,09 - 3,98

Химия 9,01 9,55 + 0,54

Информатика и ИКТ 9,25 11,37 + 2,12

Биология 13,61 13,96 + 0,35

История 20,64 20,14 - 0,50

География 1,93 1,86 - 0,07

Иностранные языки 8,76 10,19 + 1,43

Обществознание 57,84 55,30 - 2,54

Литература 4,47 4,81 + 0,34

Источник: составлено автором по данным регионального центра оценки качества образования7.

7 Итоги проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Хабаровском крае, Региональный центр оценки качества образования, Хабаровск, 2018. 218 с. URL: https://rcoko.khb.ru/fi.les/uploads/ege/Itogi_provedeniya_ GIA._11_v_2018_godu_v_Habarovskom_krae.pdf

8 Информация Пресс-службы губернатора и правительства Хабаровского края. URL: www. khabkrai.ru

и истории.

По информации Рособрнадзора средний балл ЕГЭ по профильной математике по России вырос за год на 6 пунктов. В 2019 г. он составил 56,5 балла, в прошлом - 49,8 балла, а в 2017 г. - 47,1 балла. В 2019 г. больше участников показали высокий результат (81 - 100 баллов): их количество превысило 25 тыс. чел. Это создает для образовательных организаций высшего образования хорошую базу по математическим, естественнонаучным и ГГ-специальностям9.

Положительная динамика наблюдается на ЕГЭ по информатике: средний балл ЕГЭ в 2019 г. составил 62,4 балла, в 2018 г. 58,4 балла, но при этом в 2017 г. он составил 59,2 балла.

Средний балл ЕГЭ

Средний балл ЕГЭ по отдельным предметам в Российской Федерации в 2018 г. сопоставим с результатами ЕГЭ в Хабаровском крае (табл. 4). Так, по обще-ствознанию - самому «массовому» предмету по выбору - средний балл ЕГЭ по России - 55,7 балла, по Хабаровскому краю - 55,36 балла.

По ряду учебных предметов произошло снижение доли участников в Хабаровском крае, набравших 80 и более тестовых баллов (табл. 5).

В 2019 г. по сравнению с 2018 г. сократилось количество выпускников Хабаровского края, набравших 100 баллов (табл. 6).

Доля выпускников Хабаровского края, преодолевших минимальный по-

Таблица 4

(2017 - 2019 гг.)

Предмет 2017 г. 2018 г. 2019 г.

РФ9 Хабаровский край РФ9 Хабаровский край РФ9

Русский язык 69,1 67,86 70,9 68,29 69,5

Математика (профильный уровень) 47,1 50,69 49,8 46,56 56,5

Обществознание 55,4 54,4 55,7 55,36 54,9

Физика 53,2 51,75 53,2 50,82 54,4

История 52,7 51,5 55,1 51,59 55,3

Биология 52,6 49,33 51,7 49,33 52,2

Химия 55,2 52,92 55,1 50,32 56,7

Английский язык 70,2 69,27 69,2 66,97 73,8

Информатика и ИКТ 59,2 57,16 58,4 54,84 62,4

Литература 59,6 59,03 62,7 54,83 63,4

География 55,1 50,49 56,6 52,7 57,2

Источник: составлено автором по данным регионального центра оценки качества образования,7.

Таблица 5

Доля участников ЕГЭ, набравших 80 и более баллов (Хабаровский край)

Предмет 2017 год 2018 год Динамика

Русский язык 22,30 23,12 + 0,82

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Математика (профильный уровень) 5,26 1,65 - 3,61

Физика 4,29 5,16 + 0,87

Химия 5,45 5,56 + 0,11

Информатика и ИКТ 9,85 8,75 - 1,10

Биология 2,06 3,20 + 1,14

История 5,69 7,82 + 2,13

География 3,64 0,90 - 2,74

Английский язык 36,35 29,46 - 6,89

Обществознание 2,78 6,77 + 3,99

Литература 7,06 4,14 - 2,92

Источник: составлено автором по данным регионального центра оценки качества образования7.

9 По данным Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. URL: http://www. obrnadzor.gov.ru

рог баллов, ежегодно устанавливаемых Рособрнадзором, в 2018 г. по ряду предметов снизилась по сравнению с 2017 г. (табл. 7).

По данным Рособрнадзора больше всего школьников не смогли преодолеть минимальный порог на экзаменах по химии, биологии и обществознанию, минимальное количество баллов по русскому языку не смогли набрать 0,6% от общего количества участников ЕГЭ, а по математике базового уровня - 4,2%9.

По информации рейтингового агентства ИЛЕХ в 2019 году «центром мобильности» остаются г. Санкт-Петербург и г. Москва10. По данным исследований

института образования Высшей школы экономики (ВШЭ), больше половины российских студентов находятся в двух из восьми федеральных округов - Центральном и Приволжском. К самым привлекательным регионам для выпускников школ добавились Новосибирская, Самарская и Саратовская области.

Эта тенденция наблюдается и в Хабаровском крае в основном из-за того, что средние баллы ЕГЭ в Хабаровском крае сопоставимы, а по отдельным предметам даже выше результатов ЕГЭ в отдельных регионах России. И, следовательно, у одиннадцатиклассников появляется возможность поступить на обучение в цен-

Таблица 6

Количество максимальных результатов (100 баллов) по предметам ЕГЭ

Предмет 2017 год 2018 год 2019 г.8 Динамика

Русский язык 47 22 17 - 0,5

Математика (профильный уровень) 2 1 1 0

Физика 1 2 0 - 2

Химия 2 3 3 0

Информатика и ИКТ 1 3 2 - 1

Биология 0 0 1 + 1

История 1 5 2 - 3

География 0 0 1 + 1

Английский язык 0 0 0 0

Обществознание 0 3 0 - 3

Литература 1 0 0 0

Итого 55 39 27 - 12

Источник: составлено автором по данным регионального центра оценки качества образования7.

Таблица 7

Доля участников, не преодолевших минимальный порог баллов

по предметам ЕГЭ

Предмет 2017 год 2018 год Динамика

Русский язык 0,24 0,14 - 0,1

Математика (профильный уровень) 8,56 10,52 + 1,96

Физика 3,71 8,4 + 4,69

Химия 15,18 22,72 + 7,56

Информатика и ИКТ 10,61 13,12 + 2,51

Биология 21,36 19,24 - 2,12

История 7,81 9,96 + 2,15

География 14,55 4,5 -10,05

Английский язык 1,81 1,31 - 0,5

Обществознание 13,07 16,25 + 3,18

Литература 2,35 4,48 + 2,13

Источник: составлено автором по данным регионального центра оценки качества образования7.

9 Информация рейтингового агентства RAEX. URL: https://raex-a.ru.

10 Информационно-аналитические материалы о результатах ЕГЭ в Свердловской области в 2018 году.URL: http://ege.midural.ru/publikacii/analiticheskie-materialy.html

Таблица 8

Средний балл ЕГЭ (2018 г.)

Предмет РФ9 Хабаровский край7 Свердловская область10 Саратовская область11 Ростовская область12

Русский язык 70,9 68,29 69,0 72,12 70,24

Математика (профильный уровень) 49,8 46,56 51,0 47,46 45,29

Физика 55,7 55,36 56,2 57,81 53,08

Химия 53,2 50,82 54,0 51,1 47,88

Информатика и ИКТ 55,1 51,59 53,0 54,85 50,63

Биология 51,7 49,33 51,1 53,63 49,58

История 55,1 50,32 53,0 56,6 53,73

География 69,2 66,97 62,0 66,94 60,91

Английский язык 58,4 54,84 59,0 61,99 53,53

Обществознание 62,7 54,83 62,0 60,57 58,46

Литература 56,6 52,7 58,0 55,92 50,56

Источник: составлено автором по данным регионального центра оценки каче-

ства образования7 10 12. тральные регионы страны за счет бюджетных ассигнований, либо на платное обучение, стоимость которого ниже, чем в Дальневосточном регионе.

Об этом свидетельствует сравнение результатов ЕГЭ в Российской Федерации, Хабаровском крае, Свердловской, Саратовской, Ростовской областях (для примера взяты ряд регионов, в которых находятся филиалы ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»), представленных в табл. 8. Таким образом, перспективы развития Дальневосточного региона оказываются под угрозой из-за оттока молодежи. В этой связи необходимы, во-первых, создание социальной среды для сохранения и удержания населения в регионе и, во-вторых, реализация мероприятий молодежной политики в ДФО.

Вместе с этим анализ сложившейся ситуации по привлечению абитуриентов в образовательные организации высшего образования Дальневосточного региона показал необходимость:

1) развития системы профориента-ционной работы с молодежью (формирование и развитие центров сетевого взаимодействия образовательных структур, включающих школы, лицеи, гимназии,

образовательные организации высшего и среднего профессионального образования; представителей работодателей и др.);

2) открытия в регионе представительств ведущих федеральных вузов в форме сетевого взаимодействия с вузами региона по конкретным направлениям подготовки/специальностям;

3) продолжения реализации проектов «Одаренный ученик - одаренный учитель», «Я сдам ЕГЭ» и др.;

4) повышения квалификации научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования в ведущих образовательных и научных организациях России;

5) увеличения количества бюджетных и целевых мест на обучение по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования с последующим гарантированным трудоустройством выпускников;

6) дополнительного финансирования образовательных организаций для улучшения материально-технической базы.

Список литературы:

1. Березутский Ю. В. Социальная активность молодежи региона: социологический анализ: монография, Хабаровск

11 Статистико-аналитический отчет о результатах ЕГЭ в 2017 — 2018 учебном году в Саратовской области. 457 с. URL: http://sarrcoko.ru/uploads/docs/5b7180fd4fe09.pdf

12 Результаты единого государственного экзамена 2018 года в Ростовской области, ГБУ РО «РО-ЦОИСО», Ростов-на-Дону, 2018. 141 с. URL: https://rcoi61.ru/sites/default/files/sbornik_statistiki_ ege-2018.pdf

: Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС, 2019. С. 136.

2. Кутумов А. С. Современный подход кизучениюмолодежииееролив социально-экономическом развитии страны // Вестник БГУ. 2015. № 2 - 2. иКЬ:Ы±рБ:// суЬег1ептка.ги/аг11с1е/п/БОУгетеппуу-podhod-k-izucheniyu-mo1odezhi-i-ee-ro1i-v-

sotsia1no-ekonomicheskom-razvitii-strany (дата обращения: 03.09.2019).

3. Скворцова М. Б., Слуцкий Е. Г. Потенциал молодого поколения как фактор социально-экономического развития региона (по материалам СЗФО) // Региональная экология. 2006. № 3 - 4. С. 147157.

Библиографическое описание статьи

Алтухова И. А. Анализ тенденций развития молодежного потенциала Дальневосточного региона // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 3 (88). С. 65-72. БОТ 10.22394/1818-4049-2019-88-3-65-72

Irina A. Altukhova - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Deputy Director on training, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA (33, Str. Mu-ravyev-Amurskiy, Khabarovsk, 680000, Russian Federation ). E-mail: altukhova@mail.ru

Analysis of trends in the development of youth potential

of the Far-Eastern region

In order to ensure the innovative socio-economic development of the Far-Eastern region, professional personnel are needed to strengthen the infrastructure and economic base of the Far East. However, negative trends in the demographic situation, the outflow of population make it difficult to achieve the goals set. The share of young people in the Far-Eastern region, which is a strategic resource for the development of regional community and a carrier of the innovative potential of the region, is decreasing particularly rapidly. In this regard, the preservation and development of youth capacity is a priority of public policy. The article analyzed trends in the development of youth potential (taking into account the demographic situation of the region) necessary for the further progress and development of the territory. Special attention is paid to the problem of attracting applicants to study on the higher education educational programs in the different fields of training/specialties.

Keywords: youth, youth capacity, youth policy, social and economic development of the region, the Far-Eastern region, region demography, results of the USE.

References:

1. Berezutsky Yu. V. Social activity of the youth of the region: sociological analysis: monograph, Khabarovsk: Far Eastern Institute of Management - RANEPA branch, 2019, p. 136. (In Russian).

2. Kutumov A. S. The modern approach to the study of youth and its role in the socio-economic development of the country Vestnik BGU [Bulletin of BSU], 2015, no. 2 - 2. URL: https: / /cyberleninka.

ru/article/n/sovremennyy-podhod-k-izucheniyu-molodezhi-i-ee-roli-v-sotsial-no-ekonomicheskom-razvitii-strany (accessed date: 09/03/2019). (In Russian).

3. Skvortsova M. B., Slutsky E. G. The potential of the young generation as a factor in the socio-economic development of the region (based on materials from the North-West Federal District) Regional'naya ekologiya [Regional Ecology], 2006, no. 3 - 4, pp. 147-157.(In Russian).

Reference to the article

Altukhova I. A. Analysis of trends in the development of youth potential of the Far-Eastern region // Power and Administration in the East of Russia. 2019. No. 3 (88). Pp. 65-72. DOI 10.22394/1818-4049-2019-88-3-65-72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.