Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА / ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / КРЕСТЬЯНСКОЕ СОСЛОВИЕ / НЕПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / HISTORY OF EDUCATION / THE RUSSIAN EMPIRE AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY / ACCESSIBILITY OF EDUCATION / PEASANT CLASS / UNPRIVILEGED SOCIAL GROUPS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыжов А.Н., Килячина А.И.

Вопрос о степени распространения образования среди крестьянского сословия в дореволюционной России остается одним из наиболее противоречивых в работах исследователей истории образования. Связано это, прежде всего, с устоявшимися весьма спорными представлениями об ограничении доступа в образовательные учреждения представителям непривилегированных социальных групп, среди которых крестьяне традиционно считаются наиболее ущемленными и «темными». А между тем, анализ социального состава учебных заведений России в начале XX века позволяет по-новому взглянуть на образовательный потенциал российского крестьянства в предреволюционные годы. Материал предлагаемой статьи не только показывает открытость системы учебных заведений России в начале XX века для представителей крестьянского сословия, но и раскрывает стремление крестьян к получению образования, а также отражает усилия правительства по созданию равных возможностей в получении образования для всех сословий. Иначе сложно объяснить преобладание представителей крестьянства практически во всех учебных заведениях, доходившее до 100%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рыжов А.Н., Килячина А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE RUSSIAN PEASANTRY AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The question of the extent of the spread of education among the peasant class in prerevolutionary Russia remains one of the most controversial in the works of researchers of the history of education. This is primarily due to the well-established very controversial ideas about restricting access to educational institutions to representatives of unprivileged social groups, among which peasants are traditionally considered the most disadvantaged and «dark». Meanwhile, the analysis of the social composition of educational institutions in Russia at the beginning of the XX century allows us to take a fresh look at the educational potential of the Russian peasantry in the prerevolutionary years. The material of the proposed article not only shows the openness of the system of educational institutions in Russia at the beginning of the XX century for representatives of the peasant class, but also reveals the desire of peasants to receive education, and also reflects the efforts of the government to create equal opportunities in education for all classes. Otherwise, it is difficult to explain the predominance of representatives of the peasantry in almost all educational institutions, which reached 100%.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 371.212

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE RUSSIAN PEASANTRY AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

АННОТАЦИЯ

Вопрос о степени распространения образования среди крестьянского сословия в дореволюционной России остается одним из наиболее противоречивых в работах исследователей истории образования. Связано это, прежде всего, с устоявшимися весьма спорными представлениями об ограничении доступа в образовательные учреждения представителям непривилегированных социальных групп, среди которых крестьяне традиционно считаются наиболее ущемленными и «темными». А между тем, анализ социального состава учебных заведений России в начале XX века позволяет по-новому взглянуть на образовательный потенциал российского крестьянства в предреволюционные годы. Материал предлагаемой статьи не только показывает открытость системы учебных заведений России в начале XX века для представителей крестьянского сословия, но и раскрывает стремление крестьян к получению образования, а также отражает усилия правительства по созданию равных возможностей в получении образования для всех сословий. Иначе сложно объяснить преобладание представителей крестьянства практически во всех учебных заведениях, доходившее до 100%.

Ключевые слова: история образования, Российская империя в начале XX века, доступность образования, крестьянское сословие, непривилегированные социальные группы.

ABSTRACT

The question of the extent of the spread of education among the peasant class in pre-revolutionary Russia remains one of the most controversial in the works of researchers of the history of education. This is primarily due to the well-established very controversial ideas about restricting access to educational institutions to repre-

Алексей

Николаевич

РЫЖОВ,

доктор педагогических наук, доцент, профессор департамента педагогики Института педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет RyzhovAN@mgpu.ru

Анна

Ивановна

КИЛЯЧИНА,

аспирант департамента педагогики Института педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет kilyachina.anna@mail.ru

Alexey

Nikolaevich

RYZHOV,

Doctor of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Professor of the Department of Pedagogy of the Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City University

RyzhovAN@mgpu.ru

Anna

Ivanovna

KILYACHINA,

Postgraduate student of the Department of Pedagogy of the Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City University kilyachina.anna@mail.ru

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

sentatives of unprivileged social groups, among which peasants are traditionally considered the most disadvantaged and «dark». Meanwhile, the analysis of the social composition of educational institutions in Russia at the beginning of the XX century allows us to take a fresh look at the educational potential of the Russian peasantry in the pre-revolutionary years. The material of the proposed article not only shows the openness of the system of educational institutions in Russia at the beginning of the XX century for representatives of the peasant class, but also reveals the desire of peasants to receive education, and also reflects the efforts of the government to create equal opportunities in education for all classes. Otherwise, it is difficult to explain the predominance of representatives of the peasantry in almost all educational institutions, which reached 100%.

Keywords: history of education, the Russian Empire at the beginning of the XX century, accessibility of education, peasant class, unprivileged social groups.

Введение

При характеристике образовательного потенциала представителей крестьянского сословия в России будут рассмотрены, прежде всего, такие важные аспекты, как доступность учебных заведений начального и среднего общего и профессионального образования, востребованность образования у крестьянского сословия в начале XX века. При анализе социального состава средних и высших учебных заведений нужно иметь в виду, что в тот период существовала практика присвоения юношам, успешно окончившим средние общие и профессиональные учебные заведения, 14 чина Табели о рангах. Подобная практика вела к выходу выпускников из своего, в данном случае - крестьянского сословия, и при получении образования следующего уровня они уже шли как служащие.

Само понятие «потенциал» (лат. -«potencia») будет использовано в значении «совокупности средств, условий, необходимых для проведения и поддержания (сохранения) чего-либо». (Толковый словарь Д.Н. Ушакова). В этой связи к числу задач небольшого исследования, результаты которого представлены в материале статьи, отнесены следующие: показать открытость системы учебных заведений России в начале XX века для представителей крестьянского сословия; раскрыть стремление крестьянского сословия к получению образования и меры правительства в этом направлении.

К источникам, дающим представление о доступности и востребованности общего и профессионального образования у российского крестьянства, могут быть отнесены следующие:

- архивные материалы о социальном составе учебных заведений России (РГИА. Ф. 733. Департамент народного просвещения; Ф. 231. Учебный отдел при Министерстве путей сообщения; Ф. 398. Департамент земледелия Министерства земледелия);

- опубликованные отчеты Министра народного просвещения (1914 год);

- труды современных ученых, посвященные истории развития российского образования в начале XX века.

По вопросу востребованности у крестьянского сословия получения повышенного начального профессионального образования можно обратиться к такому типу учебных заведений как низшие сельскохозяйственные школы 1 разряда, открывавшиеся по всей территории Российской империи. Всего в предреволюционные годы было открыто более трехсот школ с общей численностью учащихся в 17.000 человек [6]. Сословный состав в них по губерниям и учебным округам отличался весьма незначительно, и крестьянство составляло от 68 до 100% от общего состава учащихся.

В таблице 1 приведем информацию о составе крестьянского населения в этом типе учебных заведений (по ряду школ сведений в отчетах не представлено).

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Таблица 1

Крестьянское население в начальных сельскохозяйственных учебных заведениях

Министерства земледелия (1914) [4, 6]

Учебный округ Число с/х школ Общее число учащихся % крестьян от общего числа учащихся

Варшавский 5 206 72,1

Виленский 25 1.381 73, 3

Иркутское генерал-губернаторство 3 117 81,0

Западно-Сибирский 13 473 79, 3

Кавказский 23 1.228 87,2

Казанский 25 1.701 84,7

Киевский 35 2.201 82,4

Московский 51 2.099 91,1

Одесский 26 1.871 84,7

Оренбургский 16 822 74,9

Приамурское генерал-губернаторство 1 18 71,0

Рижский 5 392 90,1

Санкт-Петербургский 26 1.117 86,8

Туркестанский 8 282 68,5

Харьковский 47 2.889 94,2

Интерес с точки зрения исследуемого вопроса может представлять состав библиотек этого типа учебных заведений. В качестве примера возьмем состав библиотеки Бориспольс-кой низшей сельскохозяйственной школы (Полтавская губерния). Библиотека состояла из трех разделов: фундаментального, ученического и учебного. Представим ее общий состав в следующей таблице 2.

Обратим внимание, что общая численность учащихся Бориспольской низшей сельскохозяйственной школы в 1916 году составляло 20 человек, из которых казаков и крестьян было 17 человек [4, с. 6]. Получается, что на 27 человек (20 учеников и 7 преподавателей) приходилось более 900 наименований и 3.000 экземпляров книг. И это в начальном учебном заведении! При этом книги библиотеки активно читались учениками и обновля-

лись. Например, в 1916 году на покупку новых книг для библиотеки было потрачено 2.200 рублей [4, с. 32] (сумма примерно равнялась годовому окладу директора школы). И, если принять во внимание, что подобные библиотеки были в каждом учебном заведении подобного типа, они регулярно обновлялись и пополнялись, а представители крестьянского сословия в данных школах составляли от 71 до 100% (таблица 1), то можно говорить не только о потребности крестьянского сословия в данном виде образования, но и стремлении повышать свой образовательный и культурный уровень.

Схожая тенденция наблюдалась в ремесленных и технических учебных заведениях Российской империи. По ряду учебных округов доля крестьян была меньше, но составляла большинство в сравнении с другими сословия-

Книги Учебники, Ученическая фундаментальная

Группы учебных предметов число наименований/ литература, число литература, наименований/ число наименований/ Всего

количество экз. количество экз. количество экз.

Общеобразовательные 90/647 450/658 79/315 619/1.620

Естествоведческие 15/223 106/117 121/340

Специальные 17/139 179/907 196/1.046

Всего 122/1.009 814/1.989 936/2.998

Таблица 2

Состав библиотеки Бориспольской низшей сельскохозяйственной школы (1916 г.) [4, с. 32]

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

ми. Ниже представлены сводные таблицы (таблицы 3, 4) по этим учебным заведениям.

По нескольким учебным округам сведений в материалах архива не представлено, поэтому в таблице они не были отражены. И только в Киевском и Кавказском представители крестьянского сословия не составляли большинство среди учащихся данных учебных заведений, где преобладали дети мещан и рабочих.

Не менее интересным и показательным будет социальный состав средних профессиональных учебных заведений - учительских институтов и учительских семинарий. Приведенные в таблице 5 сведения показывают серьезную потребность крестьянства не просто в среднем профессиональном образовании, а в деятельности, которая предполагает хорошую образовательную подготовку и высокий куль-

Таблица 3

Крестьянское население в ремесленных учебных заведениях Министерства народного просвещения (1914) [1, с. 216-221]

Учебные округа % представителей крестьянского сословия Учебные округа % представителей крестьянского сословия

Петроградский 77,9 Кавказский 56,5

Харьковский 76,6 Иркутское генерал-губернаторство 52,5

Виленский 70,9 Западно-Сибирский 50,3

Туркестанское генерал-губернаторство 64,3 Приамурское генерал-губернаторство 45,3

Казанский 63,9 Одесский 44,0

Оренбургский 63,6 Варшавский 38,7

Московский 62,2 Рижский 24,4

Киевский 57,4 В среднем по империи 60,9

Учебные округа % представителей крестьянского сословия

низшие средние

Одесский 70,2 33,8

Московский 67,1 46,4

Оренбургский 63,3 40,1

Петроградский 61,3 нет сведений

Харьковский 48,5 44,4

Казанский 45,8

Западно-Сибирский 45,1 нет сведений

Киевский 26,6 31,7

Кавказский 23,6 47,8

Виленский нет сведений 47,9

Варшавский нет сведений 30,9

Иркутское Генерал-Губернаторство нет сведений 29,7

В среднем по империи 59,0 42,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Представители крестьянского сословия в учительских семинариях и институтах Министерства народного просвещения (1914) [1, с. 160-161]

Учебные округа % представителей крестьянского сословия

учительские семинарии учительские институты

Рижский 91,7 нет сведений

Виленский 87,4 80,1

Казанский 86,8 71,9

Варшавский 82,0 нет сведений

Петроградский 78,5 79,1

Таблица 4

Представители крестьянского сословия в низших и средних технических училищах Министерства народного просвещения (1914) [1, с. 102-105].

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Окончание Таблицы 5

% представителей крестьянского сословия

Учебные округа учительские учительские

семинарии институты

Оренбургский 76,4 63,7

Московский 69,7 74,1

Одесский 67,9 65,2

Харьковский 66,1 47,3

Киевский 65,6 53,0

Приамурское Генерал-Губернаторство 64,8 нет сведений

Западно-Сибирский 56,3 60,7

Иркутское Генерал-Губернаторство 46,0 57,8

Кавказский 39,6 (казаков 40,9) 56,3

Туркестанское Генерал-Губернаторство 26,2 (мещан и цеховых 21,5; казаков 21,5) нет сведений

В среднем по империи 71,0 64,5

турный уровень. И, естественно, что правительство поощряло подобную заинтересованность.

Представители крестьянства активно поступали и в учебные заведения по ведомству Министерства путей сообщения (таблица 6). Подобная тенденция, как и в предыдущих примерах, отражала стремление крестьянства получать серьезное техническое образование и желание связать себя со служебной деятельностью на благо государства.

Приняв во внимание тот факт, что представители крестьянства составляли больше по-

ловины всех учащихся железнодорожных училищ, состоявших в ведении Министерства путей сообщения, интерес может представлять информация о составе библиотек учебных заведений на железных дорогах. Помимо довольно масштабных по числу книг ученической и учительской библиотек, училища были также серьезным образом укомплектованы учебниками и наглядными пособиями. Их состав постоянно пополнялся и обновлялся. Так, к 1915 году общее число экземпляров достигало 30 книг на одного учащегося.

Таблица 6

Представители крестьянского сословия в технических железнодорожных училищах, подведомственных Министерству путей сообщения (1909-1910 гг.) [2, с. 22, 27, 35, 38]

Тип училища Число училищ Общее число учащихся Численность представителей крестьянского сословия % от общего числа учащихся

Технические железнодорожные училища 41 4033 2492 61,8

Сведения о библиотеках учебных заведений, подведомственных Министерству путей сообщения (1915) [3, с. 31]

Таблица 7

Наименование дороги Число школ Численность учащихся Наглядные пособия и учебники Ученическая библиотека Учительская библиотека Всего книг

Александровская 19 2.049 26.976 13.343 4.255 44.574

Баскунчакская 1 164 3.995 641 419 5.055

Варшавско-Вюнская 12 3.005 2.178 20 70 2.268

Екатерининская 46 12.623 16.220 36.734 8.117 61.071

Закавказская 16 4.371 6.125 12.289 8.522 26.936

Либаво-Роменская 20 4.026 12.047 10.872 5.874 28.793

М-Курская, Нижегородская и Муромская 24 5.034 67.509 18.187 4.892 90.588

Николаевская 31 4.537 83.462 48.557 14.125 146.144

Омская 7 416 3.841 1.305 458 5.604

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

Заключение

Представленная в статье статистическая информация позволяет говорить, по крайней мере, о трех важных аспектах в отношении образовательного потенциала крестьянского сословия в начале XX века. Во-первых, приведенная информация о социальном составе целого ряда начальных и средних профессиональных учебных заведений отражает усилия правительства о создании равных возможностей для получения образования для всех сословий, иначе сложно объяснить преобладание крестьянства практически во всех учебных заведениях, до-

ходившее до 100%. Во-вторых, сведения говорят о стремлении крестьянства к получению профессионального образования разного уровня и направлений. В-третьих, речь идет не только о повышении крестьянством своего образовательного уровня, но и о стремлении выстраивать свою деятельность на государственной службе, поскольку по окончании (а иногда и ранее) среднего учебного заведения присваивались классные государственные чины. А через несколько лет, в послереволюционный период, они помогали развивать экономику уже советской России.

Статья поступила в редакцию 02.11.2023; принята к публикации 25.11.2023.

The article was submitted 02.11.2023;

accepted for publication 25.11.2023.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author read

and approved the final version

of the manuscript.

Литература

1. Всеподданейший отчет министра народного просвещения за 1913 год [сведения даны на 1914 год]. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1916. 251 с.

2. РГИА. Ф. 231. Оп. 1. Л. 3511. Учебный отдел Министерства путей сообщения. Отчет 1909-1910 учебного года о деятельности Учебного отдела и подведомственных ему учреждений.

3. РГИА. Ф.231. Оп. 4 Д. 207. Учебный отдел Министерства путей сообщения. Статистические ведомости об образовательных учреждениях на железных дорогах на 1 января 1915 года.

4. РГИА Ф.398. Оп. 74. Д. 30680 б. С отчетами низших сельскохозяйственных учебных заведений за 1916 г. 306 с.

5. РГИА. Ф.733. Оп.205. Д.2552. Мужские гимназии и прогимназии за 1915 г. С. 17.

6. Рыжов А.Н. Развитие образования в Российской империи в начале XX века. Статистический сборник: Научное издание. Москва: Буки-Веди, 2023. 420 с.

References

1. Vsepoddanejshij otchet ministra narodnogo prosveshhenija za 1913 god. [svedenija dany na 1914 god]. SPb.: Tip. Imp. Akad. nauk, 1916. 251 р.

2. RGIA. F. 231. Op. 1. Р. 3511. Uchebnyj otdel Ministerstva putej soobshhenija. Otchet 1909-1910 uchebnogo goda o dejatel'nosti Uchebnogo otdela i podvedomstvennyh emu uchrezhdenij.

3. RGIA. F.231. Op. 4 D. 207. Uchebnyj otdel Ministerstva putej soobshhenija. Statisticheskie vedomosti ob obrazovatel'nyh uchrezhdenijah na zheleznyh dorogah na 1 janvarja 1915 goda.

4. RGIA F.398. Op. 74. D. 30680 b. S otchetami nizshih sel'skohozjajstvennyh uchebnyh zavedenij za 1916 g. 306 р.

5. RGIA. F.733. Op.205. D.2552. Muzhskie gimnazii i progimnazii za 1915 g. Р. 17.

6. RyzhovA.N. Razvitie obrazovanija v Rossijskoj imperii v nachale XX veka. Statisticheskij sbornik: Nauchnoe izdanie /Mosk. Gor. Ped. un-t. Moskva: Buki-Vedi, 2024. 420 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.