Научная статья на тему 'Деятельность благотворительных организаций и обществ по поддержке учебных заведений в городах Дальнего Востока во второй половине XIX - начале XX вв'

Деятельность благотворительных организаций и обществ по поддержке учебных заведений в городах Дальнего Востока во второй половине XIX - начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
326
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ШКОЛЫ / СТИПЕНДИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лазарева Светлана Ивановна

В статье раскрывается деятельность благотворительных организаций и обществ по поддержке учебных заведений в городах Дальнего Востока во второй половине XIX - начале XX вв.: сбор денежных средств на строительство новых школьных зданий, ремонт старых, организация бесплатного обучения детей из малообеспеченных семей, повышение зарплаты учителям и обеспечение их жильём

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность благотворительных организаций и обществ по поддержке учебных заведений в городах Дальнего Востока во второй половине XIX - начале XX вв»

УДК 364.07

Лазарева С.И. Lazareva S.I.

Деятельность благотворительных организаций и обществ по поддержке учебных заведений в городах Дальнего Востока во второй половине XIX - начале XX вв.

The activities of charitable organizations and societies to support educational institutions in the cities of the Far East in the second half of XIX - early XX centuries

В статье раскрывается деятельность благотворительных организаций и обществ по поддержке учебных заведений в городах Дальнего Востока во второй половине XIX — начале XX вв.: сбор денежных средств на строительство новых школьных зданий, ремонт старых, организация бесплатного обучения детей из малообеспеченных семей, повышение зарплаты учителям и обеспечение их жильём.

Ключевые слова : Дальний Восток, система народного образова-

THÏUÏ-, учебные заведения, школы, стипендии

The article reveals the activities of charitable organizations and societies to support educational institutions in the cities of the Far East in the second half of XIX — early XX centuries: Collect funds for the construction of new school buildings, renovation of the old, the organization of free education for children from low-income families, increasing teachers' salaries and providing them with housing.

Key words : Far East, the system of public education, educational institutions, schools, scholarships

Сегодня, когда идёт процесс модернизации российского образования, делаются попытки создания эффективной модели обучения, способной конкурировать с системами образования передовых стран мира в начале XXI в., внимание отечественных исследователей направлено на изучение вопросов, связанных с формированием школ и высших учебных заведений в России как в дореволюционный, так и советский периоды, которые содержат немало интересного и полезного для наращивания и воспроизведения интеллектуального потенциала общества.

Большой интерес для историков представляет исследование эволюции системы образования на Дальнем Востоке в условиях социальной трансформации в конце Х1Х-начале XX вв., когда государственные, общественные и благотворительные организации, максимально моби-

Статья подготовлена при поддержке грантов Президиума ДВО РАН №12-1-ПЗЗ-05 и №12-Ш-A-11-22

ЛАЗАРЕВА Светлана Ивановна, к.и.н., старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (г. Владивосток).

лизовав свои силы и имеющиеся средства, направили их на решения тех задач в сфере образования, которые представлялись неотложными. Именно в этот период и были заложены основы воспитания и образования в России, обеспечившие поступательное развитие системы образования и достижение лидирующих позиций в мире.

Одной их важнейших социальных проблем в XIX в., требующей совместных усилий государственных, общественных и благотворительных организаций, было создание развитой системы народного образования на Дальнем Востоке.

В 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения (далее МПН), а в 1803 г. — Главное правление училищ, заботы которых в области развития образования на первых порах сосредоточилась преимущественно в европейской части России.

Все учебные заведения того времени можно было классифицировать по организационно-правовой форме на государственные, муниципальные и частные (отдельных лиц, общественных организаций, а также религиозных обществ). Аналогичная система образования складывалась и на территории дальневосточной окраины России.

Городское население Дальнего Востока к середине XIX в. было очень малочисленным — 27,6 тыс. чел., менее 1 % всех его жителей. (ГАХК. Ф. 849. Оп. 1. Д. 4. Л. 31, 32). Развитие школьной сети в этот период шло медленно. Специальные и технические училища отсутствовали вообще.

Как сообщал журнал «Сибирские вопросы», правительство оставалось совершенно равнодушным к просвещению в Сибири и на Дальнем Востоке.

К 1886 г. в Амурской и Приморской областях было всего 52 школы. [15, с. 34]. Но постройка школ не решала проблемы. Часто в новых заведениях занятия не начинались из-за отсутствия педагогов. В Приамурском генерал-губернаторстве насчитывалось до 60 школ, где не было учителей. Как результат — в 1891 г. наблюдалось снижение количества учеников. [12, с. 20].

Особенно неудовлетворительная ситуация с обучением детей сложилась в районах крайнего северо-востока Приамурского генерал- губернаторства, первая церковноприходская школа на Чукотке была открыта в 1883 г. в с. Марково по просьбе самих жителей. Учителем в ней стал работать потомок юкагиров А.Е. Дьячков. Программа в школе была самой примитивной, в течение 5 — 6 лет дети обучались читать и писать по-русски [8, с. 131].

Вопрос о необходимости создании на Чукотке министерских школ был поднят Приамурским генерал-губернатором П.Ф. Унгербергером в 1910 г. Он обратился в Министерство просвещения с предложением открыть в сёлах Уногин и Уэлен школы и опытные станции по оленеводству, собаководству и рыболовству. Школы были открыты только в 1916 г., но занятия велись нерегулярно.

О том, во сколько обходилось содержание учебных заведений в крае, можно судить по Амурской области. В 1889 г. на эти расходы пришлось 103 575 руб. в год (из них за счёт казны 26 469 руб.). От населения поступило 39 342 руб., от Синода - 37 764 руб. 56 коп., миссионеры пожертвовали 200 руб., золотые прииски - 11 700 руб. По сословиям расход на содержание школ распределялся следующим образом: городское - 14 250 руб., казачье 11 072, крестьянство - 3 507 руб. [11, с. 58].

В связи с развитием промышленности, транспорта, торговли городское население начинает расти быстрее, чем сельское. Его пополнение шло из разных источников. На Дальнем Востоке, имевшем большую концентрацию войск, ежегодно увольнялись в запас тысячи солдат и ма-

тросов, часть из которых оставались в крае на постоянное жительство, обзаводились семьями и детьми. В 90-е годы роль этого источника пополнения стала возрастать с принятием в 1893 г. закона, предоставлявшего пожелавшим остаться демобилизованным воинам ряд льгот. Уходившие в запас солдаты и матросы оседали, преимущественно в городах (к 1897 г. в Приамурском генерал- губернаторстве насчитывалось более 15 тыс. запасных) (ГАХК. Ф. 849. Оп. 1. Д. 4. Л. 31, 32, 33), где экономическое развитие постоянно увеличивало потребности в квалифицированных кадрах для промышленности, транспорта, здравоохранения, государственной службы. Поэтому царская администрация вынуждена была время от времени проявлять «заботу» о просвещении, открывать школы и другие учебные заведения в регионе.

Мерилом всех усилий по развитию народного образования являлся ежегодный казённый кредит — в Приамурском крае в 1900 г. он увеличился по МНП на 235 тыс. руб., по военному ведомству — на 145 тыс. руб. и по духовному ведомству — почти на 27 тыс. руб. В этом была немалая заслуга Приамурского генерал-губернатора Н. И. Гродекова, с завидной настойчивостью решавшего сложную проблему. [5, с. 211].

Новые учебные заведения открывались преимущественно в крупнейших населённых пунктах, и, прежде всего, в городах.

По переписи 1897 г., грамотных среди горожан было вдвое больше, чем среди сельских жителей. Это была заслуга местного самоуправления, взявшего на себя роль организатора школьного строительства в городах региона. Городовые положения 1870 и 1892 гг. предусматривали прямое участие самоуправлений в деле просвещения. Так, согласно пункту IX статьи 2 первой главы Положения 1892 г., к предметам ведения городского общественного управления относилось «попечение о развитии средств народного образования и установленное законом участие в заведовании учебными заведениями» [4, с. 147].

В городах Дальнего Востока, как и в целом в крае, постепенно складывалась единая система обучения. Первая ступень включала в себя школы низшего типа, куда входили министерские, приходские, церковноприходские, поселковые, казачьи, частные и другие начальные учебные заведения.

Подобные школы стали открываться в городах ещё до формирования в них общественных управлений. Так, в Чите первое приходское училище открыли в 1865 г [2, с. 9, 10, 11]. В 1866 г. в Благовещенске на средства казны на базе мужского отделения частной школы, созданной кружком офицеров и чиновников, открылось первое народное училище [10, с. 41-60]. В 60-е гг. в Троицкосавске, Верхнеудинске, Нерчинске, Благовещенске и Николаевске-на-Амуре были созданы женские училища (РГИА ДВ Ф. 701. Оп. 1. Д. 11. Л. 23, 24). В 1873 г. женское училище было переведено во Владивосток, положив начало школьному делу в городе. Тогда же открылась первая школа в Хабаровске, что было связано с посещением селения великим князем Алексеем Александровичем, пожертвовавшим на эти цели деньги; по его имени школа получила название Алексеевской (ГАХК. Ф. 849. Оп. 1. Д. 4. Л. 43, 44, 45).

С введением в городах края местного самоуправления часть существующих школ стала передаваться городскому управлению, появились новые учебные заведения. Так, в 1876 г. во Владивостоке открылось первое мужское элементарное училище, в 1886 г. — одноклассное приходское училище (преобразованное затем в трёхклассное), которые содержались на средства города. К 1890 г. в городе действовали уже два мужских элементарных, городское приходское трёхклассное, женское училище, а также частное приготовительное училище Филиппченко [3, с. 110].

В 1881 г. Алексеевскую школу в Хабаровске передали общественному управлению города, назначили начальника школы, который руководил и учебной, и хозяйственной частью. В 1883 г. в городе было открыто второе учебное заведение низшего типа — Иннокентьевское училище, также взятое на содержание самоуправлением. В 1889 г. в Хабаровске открывается трёхклассное городское училище для мальчиков. Оно постепенно расширяется и преобразовывается в шестиклассное, а с 1896 г. училище стало называться Николаевским. В 1890 г., после открытия трёхклассного училища, Алексеевская школа была преобразована в двухклассное женское училище (ГАХК. Ф. 849. Оп. 1 . Д. 4.Л.З1, 32).

К 1911 г. число начальных училищ в городе увеличивается с четырёх до восьми. Так, пятому городскому училищу было присвоено имя героя Русско-японской войны генерала Н.И. Кондратенко; седьмому — имя графа Н.Н. Муравьёва-Амурского. Летом 1912 г., когда страна отмечала столетний юбилей Отечественной войны 1812 г., восьмое городское училище получило имя Александра Благословлённого (Александра I — официального героя победы над Наполеоном [13, с. 154].

В Благовещенске в 1890 г. на городские средства было открыто второе народное училище имени А.Н. Корфа, а в 1900 г. - трёхклассное городское училище. В 1901 г. в городе действовали городское трёхклассное, начальное женское двухклассное, четыре мужских и одно женское одноклассные училища, две воскресные школы. В 1908 — 1909 гг. открылись начальные училища имени Толстого, Тургенева и Ломоносова [10, с. 41-60].

К концу 90-х гг. в Верхнеудинске, благодаря усилиям городской думы, были открыты две церковноприходских школы в предместьях за реками Селенга и Уда, а городское уездное училище было преобразовано в городское трёхклассное [6, 11].

С 1906 по 1909 гг. в Чите построены новые каменные здания для двух начальных училищ, открыты пять новых учебных заведений: 13, 14, 15, 16 и 17-е городские приходские училища, — принято на содержание города мещанское училище (18-е городское) [9, с. 69].

Однако учебных заведений не хватало, поэтому в отчётах военного губернатора Приморской области В.В Флуге, направляемых в МВД за 1905 — 1907 гг., неоднократно обращалось внимание на необходимость увеличения кредитов МНП на постройку новых школ [3, с. 110].

Нужны были средства и на ремонт старых школ. Ощущался недостаток в учителях.

В помощи и поддержке нуждались, естественно, все учебные заведения системы образования, созданные как Министерством народного просвещения, так и иными общественными и сословными организациями, частными лицами (право на открытие школ им было дано правительством России в 1864 г.). Городские самоуправления, широкие слои общественности, прежде всего состоятельные люди, оказывали активную поддержку всем звеньям образовательной сферы. Так, инициаторами учреждения первой школы в Хабаровске были известные купцы, впоследствии гласные городской думы М.Л. Чардымов, А.Ф. Плюснин, И.Р. Рафаилов. Плюснин пожертвовал школе собственный дом, Чардымов обязался выплачивать ежегодное пособие в 800 руб., а Рафаилов взял на себя труд по организации этого учебного заведения (РГИА ДВ Ф. 849. Оп. 1. Д. 4. Л. 43-45).

Членом попечительского совета Николаевского-на-Амуре женского училища был крупный торговец, прусский подданный Ф. Людорф. В 1865 г. он занял должность городского старосты на один год, и по предложению военного губернатора области И. Фуругельма, оставался на этой должности несколько лет. В августе 1871 г. губернатор отмечал, что со

времени вступления Ф. Людорфа в должность городского старосты вид Николаевска-на-Амуре стал улучшаться. За годы работы в попечительском совете женского училища Ф. Людорф пожертвовал на его нужды 8 тыс. руб. (РГИА ДВ Ф. 701. Оп. 1. Д. 10. Л. 23, 34-35).

По примеру благотворительных организаций общественного призрения в городах края - Благовещенске, Владивостоке, Николаевске-на-Амуре, Чите, Хабаровске и других создавались организации попечения о народном образовании, общества вспомоществования нуждающимся учащимся и т.д. На их средства строились учебные заведения, поддерживались материально, одеждой, питанием ученики, имеющие бедных родителей. Практически до 85 % расходов на строительство и содержание школ края несло само население, в том числе участвуя в деятельности благотворительных обществ и самоуправлений городов [1, с. 14-15].

Серьёзным препятствием для выпускников начальных школ из малоимущих семей при поступлении в средние школы и технические училища была плата за обучение. Ярким показателем успешного решения этого и многих других вопросов, связанных с образованием, является деятельность Общества вспомоществования нуждающимся учащимся Алексеевской женской гимназии в Благовещенске. Основанное по инициативе начальницы Алексеевской гимназии М.Д. Маляровой, оно быстро приобрело симпатию и доверие окружающих. В первый же год своего существования (1901 г.) Общество смогло оказать материальную помощь 51 ученице. На следующий год (1902 г.) деятельность его намного расширилась: помощь стала оказываться не только деньгами, но и вещами, медикаментами. За 10 лет помощь была оказана 713 ученицам; за этот же период за обучение было выплачено 11 935 руб. 71 коп., вещей и учебников было выдано на сумму 3 189 руб. 64 коп. (РГИА ДВ Ф. 702. Оп. 3. Д. 383. Л. 96-97).

Во время Русско-японской войны деятельность Общества несколько замедлилась, но потом постепенно его работа восстановилась. Несмотря на то, что плата за обучение значительно возросла, в 1911 г. была оказана помощь 86 ученицам, и израсходовано за все 10 лет существования Общества (1901 - 1911 гг.) 18 470 руб. 05 коп. Денежных пособий было выдано на сумму 1276 руб. С 1906 г. стали выдаваться пособия на получение высшего образования. С 1906 по 1911 гг. на эти цели было выделено 1745 руб. (РГИА ДВ Ф. 702. Оп. 3. Д. 383. Л. 96-97). Помимо этого Общество организовало при гимназии библиотеку, располагающую значительным количеством учебников по разным отраслям наук, что давало возможность с незначительными затратами снабжать учащихся необходимыми учебниками.

Подобные организации создавались и в Хабаровске. Здесь активно работали, например, Общество распространения народных развлечений и начального народного образования и Общество вспомоществования нуждающимся учащимся учебных заведений Министерства народного просвещения. Председателем Общества являлся А.А. Володской, товарищем председателя — Н.П. Долматов. Среди членов Общества были известные общественные деятели, руководителя региона, военные, их жёны: Приамурский генерал-губернатор Н.И. Гонндати, генерал от инфантерии А.С. Беневский, генерал-лейтенант Д.И. Субботич, жена генерал-лейтенанта А.Г. Чичагова, жена генерал-лейтенанта Д.И. Суб-ботича — О.И. Субботич и др.

За 15 лет деятельности (1901 — 1916 гг.) Обществом было выдано пособий учебным заведениям Хабаровска в сумме 710052 руб. 62 коп., за этот же период оказана помощь 5795 учащимся. Сколько пособий и какие суммы были выданы учащимся учебных заведений в Хабаровске хорошо видно в таблице № 1.

Таблица 1. Распределение выданных пособий за период 1901 - 1916 гг.

Год Число учащихся Сумма пособий На одного ученика

1901/1902 102 1702 р. 19 к. 16 р. 08 к.

1902/1903 212 2458 р. 60 к. 11 р. 06 к.

1903/1904 205 2950 р. 00 к. 14 р. 04 к.

1904/1905 229 3685 р. 06 к. 16 р. 00 к.

1905/1906 364 6385 р. 00 к. 17 р. 00 к.

1906/1907 390 6079 р. 00 к. 16 р. 00 к.

1907/1908 400 6083 р. 44 к. 15 р. 20 к.

1908/1909 398 6510 р. 14 к. 16 р. 36 к.

1909/1910 335 3676 р. 05 к. 10 р. 97 к.

1910/1911 578 5313 р. 99 к. 09 р.20 к.

1911/1912 512 5454 р. 90 к. 10 р. 65 к.

1912/1913 549 6489 р. 82 к. 11 р. 85 к.

1913/1914 530 4960 р. 00 к. 09 р. 36 к.

1914/1915 396 2946 р. 42 к. 07 р. 50 к.

1915/1916 595 5167 р. 00 к. 08 р. 68 к.

Источник: (РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 2500. л. 66).

Как показывает таблица, наибольшая помощь оказывалась учащимся в наиболее тяжёлые моменты нашей истории: в годы до и после Русско- японской войны, Первой мировой, накануне революции. Именно в эти периоды благотворительные организации особое внимание уделяли детям из семей, где кормильцы были призваны в армию. Так, в 1914 г. во многих гимназиях были освобождены «от платы за учение некоторые нуждающиеся ученики — дети запасных, взятых в действующую армию». А в реальном училище Благовещенска все учителя и служащие приняли решение «на время военных действий производить 2% отчисления от получаемого ими содержания» (всего около 50 руб. в месяц) в местное казначейство на сберегательную книжку и предназначались они для помощи двум наиболее нуждающимся реалистам, отцы которых находились на фронте. Помощь включала не только плату за обучение, но и обеспечение квартирой, снабжение учебными пособиями и одеждой [7, с. 202-203].

В тот период широко была распространена следующая форма помощи учащимся: на руки деньги не выдавались, плата за обучение вносилась прямо в учебное заведение, а необходимые вещи покупались чинами правления Общества — представителями учебных заведений.

Городские самоуправления и благотворительные организации проводили большую работу по расширению круга своих стипендиатов, освобождали и от платы за обучение детей малоимущих родителей. На-

пример, в 1896 г. постановлением думы Благовещенска было ассигновано из городского бюджета 1000 руб. для образования двух стипендий им. Ф.И. Васильева и П.С. Образцова (в ознаменование 25-летия педагогической деятельности) в мужской прогимназии (РГИА ДВ Ф. 702. Оп. 3. Д. 383. Л. 89-100). Хабаровская дума с 1899 г. выделяла 3 стипендии по 60 руб. в год для учениц Первой женской гимназии; в Николаевском училище города было 15 стипендий по 6 руб. в год. С 1904 г. городское самоуправление освободило от платы за обучение 62 ученицы Алексеевского училища, а в 1911 г. в ознаменование 200-летия со дня рождения М.В. Ломоносова учредила 7 специальных стипендий — по одной в Хабаровском реальном училище и женской гимназии и пять в городском училище им. П.Ф. Унтербергера [13, с. 155]. В связи со 100-летним юбилеем Н.В. Гоголя, Читинской думой было принято решение об учреждении трёх стипендий его имени преимущественно для уроженцев и жителей Читы (для оплаты обучения в высших учебных заведениях [9, с. 69, 70].

В сентябре 1916 г. Хабаровская дума обсудила доклад гласного думы С.С. Бабикова о необходимости немедленного открытия в городе дополнительных классов в начальных училищах, так как «многие дети как призванных воинов, так и вообще беднейших классов населения остаются за бортом школы». Дума согласилась, что предлагаемая мера крайне важна, и обязала городскую управу выделить запрашиваемую сумму в 1 620 руб. и предпринять все возможные меры для быстрейшего открытия классов [13, с. 155].

Государственные, общественные и благотворительные организации проявили заботу и о преподавательском составе учебных заведений. Так, Благовещенская дума в октябре 1900 г. принимала решения о назначении денежного содержания учительнице женского 2-классного училища (в размере 300 руб. в год), помощнице учителя городского училища и т.д. В Хабаровске с ноября 1910 г. дума освободила учителей города от выплаты 6 % жалованья в пенсионную кассу (такая практика существовала в России), взяв на городские средства перечисление этого налога [13, с. 155].

Педагоги проявляли инициативу по формированию определённой системы взаимоподдержки. В 1911 г. было создано Общество взаимопомощи учащихся и учителей Приморской области, главная задача которого заключалась в оказании материальной и духовной помощи учителям. Объединив к сентябрю 1914 г. более 150 членов, Общество организовало в Хабаровске подготовительную школу для поступающих в учебные заведения, создавало в городе и сельской местности библиотеки, выписывало в школы Приамурья периодику. На взносы, пожертвования, сборы от концертов членов этого союза и учащихся с помощью городских властей, Общество построило в Хабаровске учительский дом, в котором разместились библиотека, столовая, две комнаты интерната для детей сельских учителей и гостиничные комнаты для преподавателей, приезжающих в город [13, с. 155].

В июле 1912 г. правительство России, наконец-то, обратило внимание на бедственное положение преподавателей учебных заведений (временами учитель получал содержание меньше сторожа) и установило им достаточно высокую оплату труда. Например, молодой учитель за 12 уроков в неделю получал жалованье 70 руб. в месяц (т.е. более 800 руб. в год), а директор гимназии со всеми добавками мог получать до 420 руб. в месяц, что было выше месячного денежного содержания городского головы Читы (320 руб.) (РГИА ДВ Ф. 702. Оп. 3. Д. 383. Л. 86-97).

Таким образом, благотворительные организации и общества, созданные в городах Дальнего Востока, совместно с городскими органами

самоуправления, общественными организациями и частными лицами внесли весомый вклад в становление и развитие системы народного образования в регионе.

Литература

1. Белоусов А.А. На алтарь отечества. Из истории меценатства и благотворительности в России. Владивосток, 1999. 187 с.

2. Владивостокская городская управа. Отчёт за 1896 г. Владивосток, 1897.

3. Всеподданнейший отчёт военного губернатора Приморской области за 1907 год. Владивосток, 1908.

4. Городское положение (1892 г.) II учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюции: сб. док. Н. Новгород, 1994.

5. Дубинина Л.И. Приамурский генерал-губернатор Н.И. Гродеков Хабаровск, 2001.

6. Замула Ю. Верхисудинское городское самоуправление// Гуманитарные исследования молодых учёных Бурятии: сб. науч. тр. Улан-Удэ, 1996.

7. Иконникова Т.Я. Дальневосточный тыл России в годы первой мировой войны. Хабаровск, 1999.

8. История Чукотки с древнейших времён до наших дней. М.,1989.

9. Куриленко И.В. Читинская городская дума // Читинский архивный вестник. 2001. № 2.

10. Летопись Амурской области. (Хроника событий с древнейших времён до 1917 г.). Благовещенск, 1998. Т. 1.

11. Обзор Амурской области за 1889 год. Благовещенск, 1890.

12. Отчёт о состоянии Приморской области за 1891 год. Владивосток, 1892.

13. Очерки истории родного края. Хабаровск, 1993.

14. Приамурье. 1916. 22 сент.

15. Сибирские вопросы. 1908. № 45-46.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Belousov А.А. Na altar' otechestva. Iz istorii metsenatstva i blagotvoritel'nosti v Rossii. Vladivostok, 1999. 187 s.

2. Vladivostokskaya gorodskaya uprava. Otchyot za 1896 g. Vladivostok, 1897.

3. Vsepoddannejshij otchyot voennogo gubernatora Primorskoj oblasti za 1907 god. Vladivostok, 1908.

4. Gorodskoe polozhenie (1892 g.) II uchrezhdeniya gosudarstvennogo upravle-niya v Rossii: opyt formirovaniya i ehvolyutsii: sb. dok. N. Novgorod, 1994.

5. Dubinina L.I. Priamurskij general-gubernator N.I. Grodekov KHaba-rovsk, 2001.

6. Zamula YU. Verkhisudinskoe gorodskoe samoupravlenie// Gumanitarnye issledovaniya molodykh uchyonykh Buryatii: sb. nauch. tr. Ulan-Udeh, 1996.

7. Ikonnikova T.YA. Dal'nevostochnyj tyl Rossii v gody pervoj mirovoj vojny. KHabarovsk, 1999.

8. Istoriya CHukotki s drevnejshikh vremyon do nashikh dnej. M.,1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kurilenko I.V. CHitinskaya gorodskaya duma // CHitinskij arkhivnyj vestnik. 2001. № 2.

10. Letopis' Ämurskoj oblasti. (KHronika sobytij s drevnejshikh vremyon do 1917 g.). Blagoveshhensk, 1998. T. 1.

11. Obzor Ämurskoj oblasti za 1889 god. Blagoveshhensk, 1890.

12. Otchyot o sostoyanii Primorskoj oblasti za 1891 god. Vladivostok, 1892.

13. Ocherki istorii rodnogo kraya. KHabarovsk, 1993.

14. Priamur'e. 1916. 22 sent.

15. Cibirskie voprosy. 1908. № 45-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.