Научная статья на тему '"ДОПУСТИТЬ К ЛЕКЦИЯМ НАРАВНЕ С МУЖЧИНАМИ". СТАТИСТИКА ЖЕНСКОГО СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

"ДОПУСТИТЬ К ЛЕКЦИЯМ НАРАВНЕ С МУЖЧИНАМИ". СТАТИСТИКА ЖЕНСКОГО СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
159
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАТИСТИКА ОБРАЗОВАНИЯ / ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ЧИСЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыжов Алексей Николаевич

В предлагаемой статье предпринята попытка расширить современные представления о масштабах развития женского образования в России накануне событий 1917 г. Полученные в ходе анализа нескольких сот архивных и опубликованных источников результаты восполняют пробелы в статистической информации, отражающей развитие образования в предреволюционный период, и устраняют встречающиеся в исследованиях неточности и ошибки. Подобное расширение информационных границ женского образования будет представлено на примерах динамики роста числа средних и высших учебных заведений и численности обучающихся в них женщин, доступности этих учебных заведений для представительниц разных социальных групп. Структура подачи фактического материала дает возможность охарактеризовать динамику и направленность усилий правительства в сфере образования женщин в Российской империи. Предлагаемые сведения носят обзорно-статистический характер и являются предварительными итогами проведенного исследования. Представленные впервые результаты позволяют по-новому взглянуть не только на историю развития женского образования в нашей стране, оценить масштабы этого развития, но и пересмотреть устоявшиеся клише об ущемлении прав женщин на получение среднего и высшего образования в начале XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Рыжов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“TO BE ADMITTED TO LECTURES ON AN EQUAL BASIS WITH MEN”. STATISTICS OF WOMEN̓S SECONDARY AND HIGHER EDUCATION AT THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY

The article attempts to expand modern ideas about the scale of development of women's education in Russia prior to the events of 1917. The results obtained during the analysis of several hundred archival and published sources ll the gaps in statistical information re ecting the development of education in the pre-revolutionary period, and eliminate inaccuracies and errors encountered in previous research. Such an expansion of the informational boundaries of women’s education will be presented by examples of the dynamics of the growth in the number of secondary and higher educational institutions and the number of women studying in them, the accessibility of these educational institutions for representatives of di erent social groups. The structure of the presentation of factual material makes it possible to characterise the dynamics and direction of the government’s e orts in the eld of women’s education in the Russian Empire. The proposed data are of an overview and statistical nature and are preliminary results of the conducted research. The results presented for the rst time allow us to take a fresh look not only at the history of the development of women’s education in our country, to assess the scale of this development, but also to revise the well-established cliches about the infringement of women’s rights to receive secondary and higher education at the beginning of the XX century.

Текст научной работы на тему «"ДОПУСТИТЬ К ЛЕКЦИЯМ НАРАВНЕ С МУЖЧИНАМИ". СТАТИСТИКА ЖЕНСКОГО СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Алексей Николаевич Рыжов, доктор пед. наук, доцент, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия ranik2006@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-8953-2884

2022. Вып. 64. С. 32-51

Б01: 10.15382Миг^202264.32-51

«Допустить к лекциям наравне с мужчинами». Статистика женского среднего

И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

А. Н. Рыжов

Аннотация: В предлагаемой статье предпринята попытка расширить современные представления о масштабах развития женского образования в России накануне событий 1917 г. Полученные в ходе анализа нескольких сот архивных и опубликованных источников результаты восполняют пробелы в статистической информации, отражающей развитие образования в предреволюционный период, и устраняют встречающиеся в исследованиях неточности и ошибки. Подобное расширение информационных границ женского образования будет представлено на примерах динамики роста числа средних и высших учебных заведений и численности обучающихся в них женщин, доступности этих учебных заведений для представительниц разных социальных групп. Структура подачи фактического материала дает возможность охарактеризовать динамику и направленность усилий правительства в сфере образования женщин в Российской империи. Предлагаемые сведения носят обзорно-статистический характер и являются предварительными итогами проведенного исследования. Представленные впервые результаты позволяют по-новому взглянуть не только на историю развития женского образования в нашей стране, оценить масштабы этого развития, но и пересмотреть устоявшиеся клише об ущемлении прав женщин на получение среднего и высшего образования в начале XX в.

Ключевые слова: Россия в начале XX века, история образования, женское образование, статистика образования, доступность образования, численность учащихся.

Все ступени образования в Российской империи в начале XX в. развивались в невиданном до этого времени темпе. Так за 10 лет (1906—1916 гг.) общее число только средних и высших учебных заведений и численность учащихся увеличились в два раза. О значительном образовательном рывке российского образования написано достаточно много работ, посвященных как отдельным типам учебных заведений, так и обзору развития системы образования в целом1. Среди широкого круга вопросов, вызывающих интерес специалистов в области

© Рыжов А. Н., 2022.

1 См.: Днепров Э. Д. Российское образование в XIX — начале XX в. Т. 2: Становление и развитие системы российского образования: историко-статистический анализ. М., 2011.

истории образования конца XIX — начала XX в., особое место принадлежит проблеме развития женского, преимущественно среднего и высшего, образования. Несмотря на внимание исследователей к этой проблематике, представления о масштабах роста числа женских учебных заведений и численности в них учениц и слушательниц не могут быть признаны верными. А между тем решение этого вопроса позволило бы более полно показать уровень развития женского образования в России и оценить реальный вклад правительства в этот процесс. В этой связи надо отметить, что суждение о том, что якобы только советская власть «открыла путь женщине к образованию», которое и сегодня весьма распространено в историко-педагогических исследованиях, требует более взвешенной оценки2. Трудности в решении этого вопроса могут быть объяснены прежде всего следующими причинами:

1. Изучение этого вопроса базировалось на одном и том же круге источников, преимущественно опубликованном и широкодоступном. Речь идет, прежде всего, об отчетах министра народного просвещения, попечителей учебных округов и отчетах Святейшего Синода. Содержащаяся в них информация не является полной, поскольку далеко не все учебные заведения, а иногда и отдельные губернии своевременно предоставляли информацию, которая не попадала в ежегодные отчеты. Рукописные отчеты, хранящиеся в архивах, как правило, не привлекались или же рассматривались без необходимого сопоставления с опубликованными отчетами.

2. Отсутствие аналитических исследований, основанных на привлечении широкого перечня архивных материалов по отдельным учебным заведениям, их сопоставлении с источниками, представляющими статистическую работу различных ведомств, и с рукописными сведениями статистического комитета Министерства внутренних дел (МВД).

3. Доминирование в современных научных исследованиях стереотипных и, как правило, ничем не подкрепленных суждений об ущемлении прав женщин на среднее и высшее образование, недоступности его для представительниц крестьянского сословия в связи с высокой платой за обучение и ограничительной политикой правительства в этом вопросе.

Названные выше причины стали для автора важными исследовательскими задачами, требующими своего решения, с опорой на следующие группы источников.

1. Архивные материалы по деятельности отдельных учебных заведений и отчетная документация из фондов Центрального государственного архива (ЦГА) г. Москвы, Российского государственного исторического архива (РГИА, Санкт-Петербург), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ, Москва).

2 См.: Казанцева Ю. Бунт против министра просвещения // Родина. № 3 (320). URL: https://rg.ru/2020/02/28/rodina-tomsk-univer-studentki.html (дата обращения: 02.12.2021); Борьба за место в аудитории. Как учились москвички более 100 лет назад // Официальный сайт мэра Москвы. URL: https://www.mos.ru/news/item/81474073/ (дата обращения: 23.11.2021); Краснова И. В. Гражданская правоспособность женщин в России в имперский период // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2018. Т. 18. № 2. С. 90-93.

2. Опубликованные отчеты губернаторов всех губерний Российской империи за период 1904-1916 гг.

3. Отчеты уездных и губернских статистических комитетов, статистического комитета МВД.

4. Рукописные и опубликованные Всеподданнейшие отчеты министра народного просвещения, попечителей учебных округов и учебных отделов ведомств, направлявших работу учебных заведений.

Работа по изучению и сопоставлению указанных выше источников позволила составить сводную таблицу по всем учебным округам Российской империи (табл. 1). Представленные сведения отражают динамику роста женских классических гимназий в стране при условии, что данные за 1913 и 1914 гг. взяты из отчета министра народного просвещения, а за 1916 г. получены на основе проведенного анализа более чем двухсот источников различного характера. Кроме того, в последнем столбце отражено сопоставление численности учениц государственных (первый показатель) и частных (второй показатель) гимназий.

Таблица 1

Число женских гимназий и прогимназий и численность учениц по учебным округам3

Наименование учебного округа Число женских гимна- Численность учениц

зий и прогимназий женских гимназий и прогимназий

1913 1914 1916 1913 1914 1916

1. Варшавский учебный округ 39 38 47 (1915) 11 239 11 635 12 526 (6819 + 5707)

2. Виленский учебный округ 41 42 110 (1915) 14 666 15 004 27 475 (11 210 + 16 265)

3. Западно-Сибирский учебный округ 23 24 33 8100 8055 10 524 (8469 + 2055)

4. Кавказский учебный округ 54 58 79 20 539 22 148 30 235 (26 632 + 3603)

5. Казанский учебный округ 72 74 93 26 698 28 668 38 480 (31 186 + 7294)

6. Киевский учебный округ 95 103 132 27 082 29 574 44 124 (21 613 + 22 511)

7. Московский учебный округ 211 221 254 62 303 67 000 87 758 (50 908 + 36 850)

8. Одесский учебный округ 81 87 149 29 003 30 338 45 266 (19 440 + 25 826)

9. Оренбургский учебный округ 43 44 53 16 861 17 879 20 444 (17 726 + 2718)

10. Рижский учебный округ 30 35 66 (1915) 9797 10 966 18 690 (6134 + 12 556)

11. Петроградский учебный округ 80 84 177 21 461 23 015 45 032 (24 687 + 20 345)

3 Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1913 г. [сведения даны на 1914 год]. СПб., 1916.

Наименование учебного округа Число женских гимна- Численность учениц

зий и прогимназий женских гимназий и прогимназий

1913 1914 1916 1913 1914 1916

12. Харьковский учебный округ 117 118 146 44 236 46 087 58 622 (37 602 + 21 020)

13. Туркестанское генерал- губернаторство 10 11 20 3068 3426 6273 (5378 + 895)

14. Иркутское генерал-губернаторство 17 18 27 5910 6640 9442 (7102 + 2340)

15. Приамурское генерал-губернаторство 7 8 16 2727 3092 5033 (3880 + 1153)

Всего 920 965 1402 303 690 323 527 459 924

Сведения, представленные в табл. 1, свидетельствуют о серьезном внимании правительства, направленном на развитие женского образования, проявлявшемся в росте числа гимназий и численности учениц в полтора раза за двухлетний период и приоритете у представительниц различных сословий государственных гимназий над частными.

Рассмотрение важного вопроса о доступности среднего классического образования для представительниц всех сословий сталкивается с весьма распространенным в историко-педагогической литературе стереотипным заблуждением, что получение образования в классических гимназиях было недоступно для дочерей представителей крестьянства и рабочих из-за высокой платы за учение и многочисленных препятствий со стороны администрации гимназий4. А между тем статистическая информация на примере четырех учебных округов свидетельствует об обратном: дочери крестьян были самой многочисленной группой в классических гимназиях (табл. 2).

Таблица 2

Распределение учениц женских гимназий по сословиям, 1914 г.5

Наименование учебного округа Сословия Петроградский учебный округ Казанский учебный округ Оренбургский учебный округ Рижский учебный округ

чел. % чел. % чел. % чел. %

крестьяне 5483 23,8 10 172 35,5 5 999 33,6 4411 40,2

мещане и цеховые 4849 21,1 8756 30,5 5514 30,8 3806 34,7

4 См.: Журавский А. Правда и мифы «школьного вопроса» в России // НГ-Религии № 12 от 16 июля 2003; Образование в императорской России // Отечественные записки. 2002. № 1 (2). URL: http://magazines.russ.ru/oz/2002/1/bbb.htmI (дата обращения: 05.05.2020); Одинцов М. И. «Школьный вопрос» в России // НГ-Религии № 8 от 21 мая 2003.

5 См.: Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1913 г. [сведения даны на 1914 год]. СПб., 1916.

^^ Наименование учебного округа Сословия Петроградский учебный округ Казанский учебный округ Оренбургский учебный округ Рижский учебный округ

чел. % чел. % чел. % чел. %

почетные граждане и купцы 3231 14,0 1819 6,3 1102 6,2 820 7,5

личные дворяне и чиновники 5403 23,5 3737 13,0 2545 14,2 1175 10,7

потомственные дворяне 2163 9,4 736 2,6 423 2,4 459 4,2

духовенство 1230 5,3 1712 6,0 895 5,0 167 1,5

казаки 21 0,1 174 0,6 691 3,9 10 0,1

прочие 635 2,8 1562 5,5 710 3,9 118 1,1

Всего учениц 23 015 100,0 28 668 100,0 17 879 100,0 10 966 100,0

Высокий процент дочерей крестьян в средних классических учебных заведениях (о котором в европейских государствах в начале XX в. можно было только мечтать) объяснялся не только стремлением населения дать своим детям среднее образование, но и поддержкой непривилегированных групп населения со стороны правительства. Так, например, весьма распространенной была практика освобождения от оплаты учебы способных детей из малообеспеченных семей. В гимназиях в эту категорию входило от 7—8 до 15% от общего числа учениц. Также стоит отметить, что реальная стоимость обучения в гимназиях значительно превышала вносимую за обучение плату. Разницу покрывало государство из казны, причем не только в государственных, но и в частных гимназиях. А при росте стоимости обучения государство сохраняло размер платы за учение, что незамедлительно сказывалось на росте численности в гимназиях дочерей малоимущих категорий населения. Так, например, в Казанском учебном округе с 1914 по 1916 гг. средняя стоимость обучения в женских гимназиях выросла с 76 до 200 рублей в год, а плата за обучение была сохранена на уровне 60 рублей в год6. При этом доля дочерей крестьян в гимназиях округа за два года выросла с 35,5 до 37,6%7. То же можно наблюдать и в Петроградском учебном округе, где всего за год — к 1915 г. — доля дочерей крестьян выросла с 23,8 до 29,2%8. Для иллюстрации сказанного приведем информацию по женским гимназиям четырех учебных округов России с указанием стоимости обучения и платы, вносимой ученицами, в сопоставлении со средней заработной платой некоторых групп населения (табл. 3).

6 РГИА. Ф. 733. Оп. 205. Д. 1741. Отчет женских гимназий и прогимназий за 1916 г. Л. 38-41.

7 Там же.

8 Там же. Д. 246. Отчет по женским гимназиям и прогимназиям за 1914 г. Л. 4 об.

Таблица 3

Стоимость обучения одной ученицы и плата за учение в женских гимназиях (1914 г.)9

Наименование учебного округа Средняя стоимость обучения одной ученицы в год, руб. Средняя плата за учение в год, руб. Средний оклад отца за год, руб.

государственные частные учитель гимназии, реального училища квалифицированный рабочий

Казанский учебный округ 76 40 60 1100-1400 260-600

Оренбургский учебный округ 67 20 50

Рижский учебный округ 102 40 100

Петроградский учебный округ 166 35 80

В целях характеристики усилий правительства по привлечению и сохранению в гимназии учениц из непривилегированных групп населения, прежде всего дочерей крестьян, был рассмотрен встречающийся в научных исследованиях тезис о том, что дочери крестьян покидали гимназии, получив начальные знания в области русского языка и арифметики, и о якобы активном отчислении под разными предлогами «непривилегированных» учениц администрацией гимна-зий10. При рассмотрении подобных тезисов не надо забывать, что, во-первых, все ученицы поступали в гимназию уже со свидетельством об окончании начальной школы и с первого класса изучали три иностранных языка, алгебру и геометрию в курсе математики, историю и географию, знакомились с русской классической литературой. И во-вторых, в число выбывших попадали, главным образом, дочери менявших свое место службы представителей дворянства, армии и чиновничества. В целом доля учениц, выбывших из учебных заведений по различным причинам (переезд семьи, переход в другое учебное заведение, неудовлетворительные успехи и поведение и пр.), составляла по империи 6—12%. В 7,8% случаев из указанных 12% (Оренбургский учебный округ) выбытие из гимназии происходило переводом в другое учебное заведение в связи с изменением места службы отцов по Оренбургскому казачьему войску и горному округу. Ниже представлена информация о числе выбывших из гимназий учениц по четырем учебным округам (табл. 4).

9 Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1913 г. [сведения даны на 1914 год]. СПб., 1916. С. 142-147.

10 См.: Журавский А. Указ. соч.; Образование в императорской России; Одинцов М. И. Указ. соч.

Таблица 4

Численность учениц, не окончивших полного курса обучения в гимназиях на 1914 г.11

Не окончившие полного курса Всего учениц Всего учениц, выбывших из 1-7 кл. В том числе отчисленных за мало-успешность и неудовлетворительность поведения

Наименование учебного округа чел. % чел. %

1. Казанский учебный округ 28 668 2387 8,3 185 0,6

2. Оренбургский учебный округ 17 879 2149 12,0 133 0,7

3. Рижский учебный округ 10 966 1216 11,1 115 1,0

4. Петроградский учебный округ 23 015 1917 8,3 204 0,9

Развитие среднего женского образования неизбежно ведет к увеличению численности как строго женских высших учебных заведений, так и вузов, рассчитанных на обучение лиц обоего пола. По данному вопросу в российской историографии до настоящего времени нет точных сведений, не только по числу женских вузов и численности в них студенток и слушательниц, но и по общему числу вузов в России. В современной литературе встречаются, например, утверждения, что «в первые годы XX в. возникли еще 13 вузов, среди которых Самарский учительский и Самарский политехнический институты. Всего в России стало к 1917 г. 65 вузов»12. В качестве небольшого комментария к приведенному суждению отметим, что, во-первых, учительские институты — средние, а не высшие учебные заведения; во-вторых, Самарский политех, несмотря на положительное решение императора в 1914 г. о его открытии, так и не был открыт из-за начала Первой мировой войны; в-третьих, указанное число вузов занижено примерно в три раза. И подобных «пассажей» в современной учебной и научной литературе встречается, к сожалению, очень много. Наиболее полным исследованием по истории высшей школы в России, в том числе и женского высшего образования, является монография А. Е. Иванова, но и она нуждается в некоторых уточнениях и дополнениях13. С целью восполнения имеющихся пробелов в статистической информации по высшему образованию в России начала XX в. были привлечены архивные материалы, не вводившиеся ранее в широкий научный оборот. В ходе проведенного исследования было выявлено 157 высших специальных учебных заведений, в том числе 60 женских вузов, находившихся

11 См.: Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1913 г. [сведения даны на 1914 год]. СПб., 1916.

12 Педагогика высшей школы: учебное пособие / отв. ред. Г. М. Коджаспирова. М.: Проспект, 2021. С. 61-62.

13 Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начала XX века. М., 1991.

в подчинении разным ведомствам (табл. 5). Основанием для отнесения учебного заведения к высшему послужил ряд критериев, прежде всего: наличие утвержденного министром устава высшего учебного заведения, требование при зачислении полного среднего образования у абитуриентов, выдача при окончании вуза диплома университетского образца. Кроме того, около полутора тысяч женщин являлись слушательницами, а с 1915 г. — студентами двенадцати императорских университетов.

Таблица 5

Численность слушательниц и студенток высших специальных учебных заведений России в начале XX в.

№ п/п Наименование высшего учебного заведения Ведомственная принадлежность, год основания или реорганизации Общая численность студентов

1904 1914 1916

Императорские университеты Министерство народного просвещения, 1802-1915 Сведений нет 1231 1569

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сельскохозяйственные, лесные

1. Стебутовские Высшие женские сельскохозяйственные курсы (Санкт-Петербург)14 Первое в Европе высшее женское агрономическое учебное заведение Министерство земледелия, 1904 67 797 1200

2. Высшие женские сельскохозяйственные курсы К. С. Голицыной (Москва)15 Министерство земледелия, 1908 - 751 900 (1915)

3. Высшие женские сельскохозяйственные курсы (Воронеж) Министерство земледелия, 1916 - - Сведений нет

14 См.: Очерк развития Стебутовских Высших женских курсов за десятилетие их существования и отчет об их состоянии за 1913—1914 учебный год. Пг., 1915. С. 47; Отчет о деятельности и состоянии Стебутовских высших женских сельскохозяйственных курсов за 1914—1915 гг. Пг., 1916. С. 2; Краткие статистические сведения по подведомственным Департаменту земледелия сельскохозяйственным учебным заведениям. Вып. 4. Пг., 1915. С. 75; РГИА. Ф. 733. Оп. 226. Д. 261. Список высших учебных заведений всех ведомств на 1917 год. Л. 9.

15 См.: Краткие статистические сведения по подведомственным Департаменту земледелия сельскохозяйственным учебным заведениям. Вып. 3. Пг., 1915. С. 70; Краткие статистические сведения по подведомственным Департаменту земледелия сельскохозяйственным учебным заведениям. Вып. 4. Сведения на 1915 год. Пг., 1915. С. 75.

№ п/п Наименование высшего учебного заведения Ведомственная принадлежность, год основания или реорганизации Общая численность студентов

1904 1914 1916

4. Высшие женские сельскохозяйственные курсы (Новочеркасск)16 Министерство земледелия, 1906 - 86 223

Педагогические

5. Женский Фребелевский педагогический институт, ранее — Высшие Фребелевские курсы (Киев)17 Министерство народного просвещения, 1907 - 338 220 (1915)

6. Высшие педагогические Фребелевские курсы (Харьков)18 Министерство народного просвещения, 1911 - Сведений нет Сведений нет

7. Высшие педагогические Фребелевские курсы (Санкт-Петербург) Министерство народного просвещения, 1889 Сведений нет Сведений нет Сведений нет

8. Высшие женские педагогические курсы имени Д. И. Тихомирова (Москва)19 Министерство народного просвещения, 1909 - 878 876

9. Императорский женский педагогический институт (Санкт-Петербург)20 Ведомство учреждений Императрицы Марии, 1903 331 661 650

16 См.: Областной Войска Донского наказной атаман. Отчет Войскового наказного атамана о состоянии области Войска Донского за 1914 год. Ч. 2: Часть гражданская. Новочеркасск, 1915. Вед. 11; Областной Войска Донского наказной атаман. Отчет Войскового наказного атамана о состоянии области Войска Донского за 1916 год. Ч. 2: Часть гражданская. Новочеркасск, 1917. Вед. 11.

17 См.: Отчет по Фребелевскому институту за 1913—14 учебный год // Отчет о деятельности Киевского Фребелевского общества за 1912—13 и 1913—14 годы. Киев, 1915. С. 40; Обзор Киевской губернии за 1914 г. [сведения даны на 1915 год]. Приложение ко Всеподданнейшему отчету. Киев, 1914. Таблица 15.

18 См.: Список учебных заведений Харьковской губернии на 20-е декабря 1915 года. Харьков, 1916. С. 45.

19 См.: Московские женские педагогические курсы имени Д. И. Тихомирова. Отчет за 1914 год. М., 1915. С. 7-9; ЦГА г. Москвы. Ф. 459. Оп. 2. Д. 7923. Статистические сведения о Нижегородском дворянском институте, Женских педагогических курсах Д. И. Тихомирова и др. Л. 41.

20 См.: Учебные заведения Ведомства учреждений Императрицы Марии. Краткий очерк. СПб., 1906. С. 9-10; Всеподданнейший отчет по Ведомству учреждений Императрицы Марии за 1913 г. [сведения даны на 1914 год]. Пг., 1915. С. 46; Наука в России: справочный ежегодник. Вып. 1. Издание Российской академии наук / под ред. акад. С. Ф. Ольденбурга. Пг., 1920. С. 64.

№ п/п Наименование высшего учебного заведения Ведомственная принадлежность, год основания или реорганизации Общая численность студентов

1904 1914 1916

10. Высшие курсы воспитательниц и руководительниц физического воспитания при биологической лаборатории П. Ф. Лесгафта, учрежденные Дмитриевым (Санкт-Петербург)21 Министерство народного просвещения, 1910 - 250 243

11. Женский педагогический институт (Самара) Министерство народного просвещения, 1916 - - 270

12. Педагогическая академия (Санкт-Петербург)22 Министерство народного просвещения, 1908 - 93 (1912) Сведений нет

13. Высшие педагогические курсы Общества экспериментальной педагогики (Санкт-Петербург) Министерство народного просвещения, 1913 - Сведений нет Сведений нет

14. Женские педагогические курсы новых языков и музыки М. А. Лохвицкой-Скалон (Санкт-Петербург) Министерство народного просвещения, 1892 Сведений нет Сведений нет Сведений нет

Медицинские

15. Женский медицинский институт (Санкт-Петербург)23 Министерство народного просвещения, 1897 1950 1622 1720

21 См.: Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1915 года. СПб., 1915. С. 95. Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1916 года. Пг., 1916. 215 с.

22 См.: Педагогическая академия в Санкт-Петербурге. Отчет за 1910—11 и 1911—12 учебные года. СПб., 1913. С. 15.

23 См.: Учебные заведения ведомства Министерства народного просвещения к 1 января 1905 года. Издание Департамента общих дел Министерства народного просвещения. СПб., 1907. С. 38; Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1913 год [сведения даны на 1914 год]. Пг., 1916. С. 35; Отчет женского медицинского института за 1914 год. Л. 10; РГИА. Ф. 733. Оп. 205. Д. 238. Отчет женского медицинского института за 1916 год. Л. 8 об.

№ п/п Наименование высшего учебного заведения Ведомственная принадлежность, год основания или реорганизации Общая численность студентов

1904 1914 1916

16. Женский медицинский институт (Харьков)24 Министерство народного просвещения, 1910 - 1784 2088

17. Женский медицинский институт (Киев) Министерство народного просвещения, 1916 - 993 (1910) 1300

18. Медицинское отделение при Высших женских курсах (Киев)25 Министерство народного просвещения, 1907 - 1323 Сведений нет

19. Женский городской медицинский институт (Ростов-на-Дону) Министерство народного просвещения, 1916 - - 450

20. Высший женский медицинский институт профессора Императорского Московского университета П. Г. Статкевича и доктора А. Б. Изачека (Москва)26 Министерство народного просвещения, 1909 - 821 821(1916)

21. Частные университетские курсы естественных и медицинских наук (Юрьев)27 Министерство народного просвещения, 1907 или 1908 - 587 Сведений нет

22. Высшие женские медицинские курсы (Казань)28 Министерство народного просвещения, 1909 - 1266 Сведений нет

24 См.: Обзор Харьковской губернии за 1913 год [сведения даны на 1 января 1914 года]. Приложение к Всеподданнейшему отчету Харьковского губернатора. Харьков, 1914. С. 49; Учебный отчет Харьковского женского медицинского института за 1915—1916 учебный год. Харьков, 1916. С. 30.

25 См.: Краткие сведения о Медицинском отделении при Высших женских курсах в Киеве за 1907-1913 гг. Киев, 1913. С. 7.

26 См.: Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1915 года. Пг., 1915. С. 72; Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1916 года. Пг., 1916. 215 с.

27 См.: Отчет о деятельности Юрьевских Частных университетских курсов за 1911-1912 учебный год. Юрьев, 1913. С. 71.

28 См.: Отчет о состоянии и деятельности Казанских Высших женских курсов за 1914-1915 год. Казань, 1916. С. 10-13.

№ п/п Наименование высшего учебного заведения Ведомственная принадлежность, год основания или реорганизации Общая численность студентов

1904 1914 1916

23. Высшие женские медицинские курсы (Одесса)29 Министерство народного просвещения, 1910 - 360 529

24. Высшие женские медицинские курсы Саратовского санитарного общества (Саратов) Министерство народного просвещения, 1915 - - 600

25. Императорский клинический повивально-гинекологический институт для бедных. Университетское отделение (Санкт-Петербург)30 Ведомство учреждений Императрицы Марии, 1900 Сведений нет 149 200 (штат)

26. Императорский повивальный институт (Санкт-Петербург)31 Ведомство учреждений Императрицы Марии, 1830 Сведений нет 252 Сведений нет

27. Императорский клинический повивальный институт (Москва)32 Ведомство учреждений Императрицы Марии, 1875 Сведений нет 285 220

28. Императорский клинический институт Великой княгини Елены Павловны (Санкт-Петербург)33 Министерство народного просвещения, 1885 627 531 531

29 См.: Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1915 года. Пг., 1915. С. 86; Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1916 года. Пг., 1916. С. 102.

30 См.: Всеподданнейший отчет по Ведомству учреждений Императрицы Марии за 1913 г. Ч. 1—[2]. СПб., 1914. С. 19.

31 См.: Там же. С. 18-19.

32 См.: Акушерско-гинекологические учреждения России. М., 1910. С. 93; ЦГА г. Москвы. Ф. 199. Оп. 2. Д. 975. Ведомости о числе учебных заведений и учащихся в Московской губернии за 1915 год. Л. 6-7; Всеподданнейший отчет по Ведомству учреждений Императрицы Марии за 1913 г. Ч. 1-[2]. Пг., 1914. С. 18-19.

33 См.: Учебные заведения ведомства Министерства народного просвещения к 1 января 1905 года. Издание Департамента общих дел Министерства народного просвещения. СПб., 1907. С. 37-38; Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1915 года. СПб., 1915. С. 95. Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1916 года. Пг., 1916. С. 112.

№ п/п Наименование высшего учебного заведения Ведомственная принадлежность, год основания или реорганизации Общая численность студентов

1904 1914 1916

29. Психоневрологический институт. Университетское отделение (Санкт-Петербург)34 Министерство народного просвещения, 1907 - 3009 3540

Политехнические

30. Женский политехнический институт (Москва)35 Министерство народного просвещения, 1916 - - 500

31. Женский политехнический институт (до 1915 г. — Высшие женские политехнические курсы) (Санкт-Петербург)36 Министерство народного просвещения, 1906 - 620 1436

32. Женский политехнический институт (Харьков) (ГАХО. Фонд 772. Опись 1) Министерство торговли и промышленности, 1916 - - 1735

33. Высшие женские частные строительно-технические курсы Министерство народного просвещения, 1905 - Сведений нет Сведений нет

Высшие женские курсы

34. Высшие женские курсы при Императорском университете (Варшава)37 Министерство народного просвещения, 1909 - 689 278

34 См.: Отчет о деятельности Психоневрологического института за 1913 г. // Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии. СПб., 1912. Т. IX. Вып. 3—5; Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1915 года. СПб., 1915. С. 95. Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1916 года. Пг., 1916. С. 112.

35 См.: Наука в России: справочный ежегодник / изд. Рос. акад. наук и ред. журн. «Природа» при содействии Кн. палаты; под наблюдением акад. С. Ф. Ольденбурга. Вып. 2: Москва. 1917-1922. Пг., 1917. С. 20.

36 См.: Петроградский женский политехнический институт / сост. проф. Н. Белелюбский. Пг., 1915. С. 13; Наука в России: справочный ежегодник. Вып. 2: Москва. 1917-1922. Пг., 1917. С. 33.

37 См.: Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1915 года. СПб., 1915. С. 17; Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1916 года. Пг., 1916. С. 19.

№ Наименование высшего Ведомственная принадлежность, год основания или реорганизации Общая численность студентов

п/п учебного заведения 1904 1914 1916

Министерство

35. Высшие женские курсы (Юрьев)38 народного просвещения, 1908 - 75 35 (1915)

Министерство

36. Женские частные университетские курсы (Юрьев)39 народного просвещения, 1908 - 678 671 (1915)

37. Высшие женские курсы (Харьков)40. Три факультета Министерство народного просвещения, 1907 - 824 1954

Министерство

38. Высшие женские курсы (Санкт-Петербург)41 народного просвещения, 1878 1516 6289 6074

Министерство

39. Высшие женские курсы (Москва)42 народного просвещения, 1872 719 7436 8326

40. Высшие женские строи- Министерство народного Сведений Сведений Сведений

тельные курсы (Москва) просвещения, 1904 нет нет нет

38 См.: Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. На 1 января 1914 года. СПб., 1914. С. 131. Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1915 года. СПб., 1915. С. 143.

39 См.: Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. На 1 января 1914 года. СПб., 1914. С. 131. Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1915 года. СПб., 1915. С. 143.

40 См.: Обзор Харьковской губернии за 1913 год [сведения даны на 1 января 1914 года]. Приложение к Всеподданнейшему отчету Харьковского губернатора. Харьков, 1914. С. 49; Высшие женские курсы, учрежденные Обществом взаимопомощи трудящихся женщин. Отчет за 1915 год. [Сведения на 1 января 1916 года]. Харьков, 1916. С. 10-17.

41 См.: Отчет о состоянии Санкт-Петербургских высших женских курсов за 1904-1905 год. СПб., 1906. С. 17; Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1915 года. СПб., 1915. С. 95; Отчет Совета профессоров Петроградских высших женских курсов за 1915-1916 учебный год. Б. м., б. г. С. 27.

42 См.: Учебные заведения ведомства Министерства народного просвещения к 1 января 1905 года. Издание Департамента общих дел Министерства народного просвещения. СПб., 1907. С. 37-38; Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1915 года. СПб., 1915. С. 72; ЦГА г. Москвы. Ф. 459. Оп. 2. Д. 7912. Статистические сведения о высших учебных заведениях, 1916. Л. 4.

№ п/п Наименование высшего учебного заведения Ведомственная принадлежность, год основания или реорганизации Общая численность студентов

1904 1914 1916

41. Высшие женские курсы (Одесса)43 Министерство народного просвещения, 1906 - 660 1503

42. Высшие женские курсы (Тифлис)44 Министерство народного просвещения, 1909 - 292 400

43. Высшие женские курсы (Саратов)45 Министерство народного просвещения, 1915 - - 573

44. Высшие женские курсы Е. А. Песковой (Санкт-Петербург) Министерство народного просвещения, 1905-1909 - Сведений нет Сведений нет

45. Высшие женские курсы (Киев)46 Министерство народного просвещения, 1878 Временно не функционируют 3811 3049

46. Высшие женские курсы (Казань)47 Министерство народного просвещения, 1906 - 1561 1541

43 См.: Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1915 года. СПб., 1915. 188 с.; Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1916 года. СПб., 1916. С. 102.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44 См.: Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1913 год [сведения даны на 1914 год]. Пг.: Тип. Имп. Акад. наук, 1916. С. 79; Отчеты о состоянии Тифлисских высших женских курсов за 1913-1914 и 1915-1916 учебные годы / сост. Ф. В. Благовидов. Тифлис, 1917. С. 29-30.

45 См.: Отчет о состоянии Саратовских Высших женских курсов Санитарного общества (с 25 октября 1915 года по 1 января 1917 года). Саратов, 1917. С. 10-11.

46 См.: Краткий обзор истории и современного состояния Высших женских курсов в г. Киеве. Киев, 1914. С. 31; Краткий обзор истории и современного состояния Высших женских курсов в Киеве. Саратов, 1916. С. 35.

47 См.: Отчет о состоянии и деятельности Казанских высших женских курсов за 1914— 1915 год. Казань, 1916. 78 с.; Список слушательниц и вольнослушательниц Казанских Высших женских курсов на 1914-1915 учебный год. Казань, 1915. 154 с.; Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1916 года. Пг., 1916. С. 52.

№ п/п Наименование высшего учебного заведения Ведомственная принадлежность, год основания или реорганизации Общая численность студентов

1904 1914 1916

47. Высшие женские курсы (Томск)48 Министерство народного просвещения, 1910 - 268 440

48. Высшие женские курсы (Новочеркасск)49 Министерство народного просвещения, 1910 - 84 (1913) Сведений нет

49. Высшие женские курсы, учр. Копыловым и Тихоновой (Екатеринослав) Министерство народного просвещения, 1916 - - 300

50. Высшие женские естественнонаучные курсы М. А. Лохвицкой-Скалон (Санкт-Петербург)50 Министерство народного просвещения, 1903 - 1079 785

51. Высшие женские юридические курсы В. А. Полторацкой (Москва)51 Министерство народного просвещения, 1907 - 200 274

52. Высшие женские историко-филологические курсы В. А. Полторацкой (Москва)52 Министерство народного просвещения, 1910 - 1100 1615

48 См.: Отчет о состоянии и деятельности Сибирских высших женских курсов в г. Томске за 1913—1914 учебный год. Томск, 1914. С. 4—6; Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен на 1 января 1915 года. СПб., 1915. С. 128; Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1916 года. Пг., 1916. С. 153.

49 См.: Краткие сведения о Новочеркасских частных Высших женских курсах. Новочеркасск, 1914.7 с.

50 См.: Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1915 года. СПб., 1915. С. 95; Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1916 года. Пг., 1916. 215 с.

51 См.: Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1915 года. СПб., 1915. С. 72; ЦГА г. Москвы. Ф. 459. Оп. 2. Д. 7912. Статистические сведения о высших учебных заведениях, 1916. Л. 2; Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1916 года. Пг., 1916. 215 с.

52 См.: Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1915 года. СПб., 1915. С. 72; ЦГА г. Москвы. Ф. 459. Оп. 2. Д. 7912. Статистические сведения о высших учебных заведениях, 1916. Л. 2; Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1916 года. Пг., 1916. 215 с.

№ п/п Наименование высшего учебного заведения Ведомственная принадлежность, год основания или реорганизации Общая численность студентов

1904 1914 1916

53. Высшие женские историко-филологические курсы М. В. Довнар-Запольского (Киев) Министерство народного просвещения, 1909 - Сведений нет Сведений нет

54. Высшие женские курсы новых языков М. А. Лохвицкой-Скалон (Санкт-Петербург)53 Министерство народного просвещения, 1895 Сведений нет 842 Сведений нет

55. Женские курсы Высших коммерческих знаний Е. Ф. Багаевой (Санкт-Петербург) Министерство торговли и промышленности, 1907 - Сведений нет Сведений нет

56. Высшие женские историко-литературные и юридические курсы Н. П. Раева (Санкт-Петербург)54 Министерство народного просвещения, 1906 - 590 568

57. Высшие женские историко-филологические курсы (Санкт-Петербург)55 Министерство народного просвещения, 1905 - Сведений нет 500 (1917)

58. Высшие женские курсы А. В. Жекулиной (Киев)56 Министерство народного просвещения, 1905 - 129 154

59. Женские курсы Высших архитектурных знаний Е. Ф. Багаевой и Л. П. Молас (Санкт-Петербург)57 Министерство торговли и промышленности, 1912 - 172 160 (1917)

53 См.: Труды 1-го Всероссийского съезда по образованию женщин, организованного Российской лигой равноправия женщин в Санкт-Петербурге. Т. 1. Секция высшего образования. СПб., 1914. С. 116-117.

54 См.: Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям на 1915 год. СПб., 1915. С. 95; Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1916 года. Пг., 1916. 215 с.

55 См.: Наука в России: справочный ежегодник. Вып. 1: Петроград. Издание Российской академии наук / под ред. акад. С. Ф. Ольденбурга. Пг., 1920. С. 61.

56 См.: Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1915 года. СПб., 1915. С. 51; Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1916 года. Пг., 1916. С. 61.

57 См.: Наука в России: справочный ежегодник. Вып. 1: Петроград. Издание Российской академии наук / под ред. акад. С. Ф. Ольденбурга. Пг., 1920. С. 63-64.

№ п/п Наименование высшего учебного заведения Ведомственная принадлежность, год основания или реорганизации Общая численность студентов

1904 1914 1916

Духовные

60. Высшие женские богословско-педагогичес-кие курсы (Москва) Святейший Правительствующий Синод, 1914 - Сведений нет Сведений нет

Таблица 6

Число высших учебных заведений и численность студентов с разделением их по полу (по результатам проведенного исследования)58

№ п/п Тип высшего учебного заведения Число учебных заведений Общая численность студентов

1904 1914 1916 1904 1914 1916

1. Женские высшие учебные заведения 14 51 59 6003 44 246 49 973

2. Учебные заведения со смешанным составом учащихся 42 58 65 30 295 54 100 60 209

3. Мужские высшие учебные заведения 24 30 32 21 322 34 558 35 603

Всего 80 139 157 57 620 132 904 145 785

В целом стоит отметить, что высшее образование в России к началу XX в. было доступно всем представительницам женского пола, права которых частично, а с 1916 г. полностью соответствовали правам студентов-мужчин. Уже с 1911 г. все женщины-слушательницы вузов допускались к итоговым испытаниям наравне со студентами-мужчинами этих учебных заведений. При этом выпускницы, сдавшие экзамены, приобретали служебные права наравне с мужчинами, кроме прав по чинопроизводству.

Таким образом, представленная в статье информация является наиболее полной среди опубликованных в настоящее время научных материалов по статистике развития среднего и высшего женского образования в России в начале XX в. Эти данные позволяют иначе представить себе деятельность российского правительства в области открытия женских учебных заведений и привлечения в них представительниц непривилегированных сословий. И речь идет не только о том, что обучающихся в государственных вузах и гимназиях было больше, чем в общественных и частных, но и о приоритетной роли государства в открытии, финансовой поддержке, правовом и образовательном сопровождении деятельности всех учебных заведений. Правительство разделяло взгляд на необходимость доступности и содержательного многообразия женского образования,

58 Библиография к табл. 5.

что наглядно отражает динамика развития указанных вопросов за 1904-1916 гг. А реализация правительственных планов всеобщего начального обучения до 1925 г. позволяла сделать к этому времени серьезный рывок в росте среднего и высшего образования в России.

Борьба за место в аудитории. Как учились москвички более 100 лет назад // Официальный сайт мэра Москвы. URL: https://www.mos.ru/news/item/81474073/ (дата обращения: 23.11.2021).

Днепров Э. Д. Российское образование в XIX — начале XX века. Т. 2: Становление и развитие системы российского образования: историко-статистический анализ. М., 2011.

Журавский А. Правда и мифы «школьного вопроса» в России // НГ-Религии № 12 от 16 июля 2003.

Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начала XX века. М., 1991.

Казанцева Ю. Бунт против министра просвещения // Родина. № 3 (320). URL: https:// rg.ru/2020/02/28/rodina-tomsk-univer-studentki.html (дата обращения: 02.12.2021).

Краснова И. В. Гражданская правоспособность женщин в России в имперский период // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2018. Т. 18. № 2. С. 90-93.

Образование в императорской России // Отечественные записки. 2002. № 1 (2). URL: http://magazines.russ.ru/oz/2002/1/bbb.html (дата обращения: 05.05.2020).

Одинцов М. И. «Школьный вопрос» в России // НГ-Религии № 8 от 21 мая 2003.

Педагогика высшей школы: учебное пособие / отв. ред. Г. М. Коджаспирова. М., 2021.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2022. Vol. 64. P. 32-51

DOI: 10.15382/sturIV202264.32-51

Список источников

Alexey Ryzhov, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Moscow City Pedagogical University Moscow, Russia ranik2006@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-8953-2884

"To be Admitted to Lectures on an Equal Basis with Men". Statistics of Women's Secondary and Higher Education at the Beginning of the 20th Century

A. Ryzhov

Abstract: The article attempts to expand modern ideas about the scale of development of women's education in Russia prior to the events of 1917. The results obtained during the analysis of several hundred archival and published sources fill the gaps in statistical information reflecting the development of education in the pre-revolutionary period,

and eliminate inaccuracies and errors encountered in previous research. Such an expansion of the informational boundaries of women's education will be presented by examples of the dynamics of the growth in the number of secondary and higher educational institutions and the number of women studying in them, the accessibility of these educational institutions for representatives of different social groups. The structure of the presentation of factual material makes it possible to characterise the dynamics and direction of the government's efforts in the field of women's education in the Russian Empire. The proposed data are of an overview and statistical nature and are preliminary results of the conducted research. The results presented for the first time allow us to take a fresh look not only at the history of the development of women's education in our country, to assess the scale of this development, but also to revise the well-established cliches about the infringement of women's rights to receive secondary and higher education at the beginning of the XX century.

Keywords: Russia at the beginning of the XX century, history of education, women's education, education statistics, accessibility of education, number of students.

References

Dneprov E. (2011) Rossiiskoe obrazovanie v XIX — nachale XX veka. Vol. 2. Stanovlenie i razvitie sistemy rossiiskogo obrazovaniia: istoriko-statisticheskii analiz. Moscow (in Russian).

Ivanov A. (1991) Vysshaia shkola Rossii v kontseXIX — nachaleXXveka. Moscow (in Russian).

Krasnova I. (2018) "Grazhdanskaia pravosposobnost' zhenshchin v Rossii v imperskii period". VestnikIuUrGU. Seriia "Pravo". 2018, vol. 18, no. 2, pp. 90-93 (in Russian).

Kodzhaspirov G. (ed.) (2021) Pedagogika vysshei shkoly: uchebnoe posobie. Moscow (in Russian).

Статья поступила в редакцию 09.12.2021

The article was submitted 09.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.