Научная статья на тему 'Образовательный потенциал эталонов художественной культуры'

Образовательный потенциал эталонов художественной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
269
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / EDUCATION SYSTEM / ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / LIBERAL EDUCATION. ART CULTURE / ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / ЭТАЛОН / ИДЕАЛООБРАЗОВАНИЕ / IDEALS / IDEAL-CREATING MECHANISM / ART IMAGE / ART COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тарасова Мария Владимировна

Статья посвящена раскрытию актуальности реализации образовательного потенциала эталонов художественной культуры произведений изобразительного искусства в системе образования. Автор исследует функциональную и смысловую близость феноменов культуры и образования и доказывает возможность эталонов художественной культуры выступить организаторами работы целостного коммуникативного механизма культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to defining the importance to realize the educational potential of art culture ideals the pieces of art in the education system. The author explores the functional and conceptual relationship between culture and education phenomena and proves the possibility of art culture ideals to act as the organizer of the whole communicational culture mechanism

Текст научной работы на тему «Образовательный потенциал эталонов художественной культуры»

М. В. Тарасова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТАЛОНОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена раскрытию актуальности реализации образовательного потенциала эталонов художественной культуры - произведений изобразительного искусства - в системе образования. Автор исследует функциональную и смысловую близость феноменов культуры и образования и доказывает возможность эталонов художественной культуры выступить организаторами работы целостного коммуникативного механизма культуры. Ключевые слова: образование в сфере культуры, образование, художественная культура, произведение изобразительного искусства, эталон, идеалообразование.

The article is dedicated to defining the importance to realize the educational potential of art culture ideals - the pieces of art - in the education system. The author explores the functional and conceptual relationship between culture and education phenomena and proves the possibility of art culture ideals to act as the organizer of the whole communicational culture mechanism. Keywords: liberal education. art culture, ideals, ideal-creating mechanism, art image, art communication, education system.

Актуальность изучения образова- эффективностью обладают такие по-

тельного потенциала эталонов художественной культуры обусловлена потребностью культурологической науки в целостном постижении явлений культуры, бытующих в многогранной определенности несколькими сферами культуры. Такие компоненты культуры, как наука, мораль, образование, религия, искусство и др., перспективно рассматривать во взаимодействии, как звенья единого процесса функционирования культуры. В постижении всех компонентов культуры как элементов единого всеохватного коммуникативного механизма наиболее эффективной представляется актуализация представления об образовании как механизме культуры.

Культуру актуально понимать как тотальный механизм коммуникации человека и мира, вступающих во взаимодействие через создание эталонных мест встречи. Создаваемые посреднические зоны обладают разной степенью репрезентативного потенциала, обеспечивающего различный уровень открытости сторон в диалоге-отношении. Такой посреднической зоной может выступить свод религиозных законов, свод правовых законов, миф, научная доктрина. Но исключительной

средники, как произведения искусства, поскольку они раскрывают возможности удовлетворения коммуникативной потребности человека в соучастии в Полноте Бытия, говоря при этом на языке, не знающем границ национальной, государственной или конфессиональной определенности. Потому особой актуальностью обладает изучение художественной культуры как фундаментального и стержневого элемента целостного феномена культуры. В соответствии с общей тенденцией диало-гизма, свойственной гуманитарной науке конца ХХ—ХХ1 веков, коммуникативные возможности искусства становятся приоритетной областью в исследовании художественной культуры.

Понятие «культура» выступает как проясняющий синоним образования во многих языках. Происхождение двух данных понятий обладает большим числом сходных черт. Культура толкуется как «культ света», культ просветления. Кристаллизующая, вскрывающая и очищающая сила образования в синтезе с рядом значений понятия «культура» получает новое орудие -орудие всепроникающего света, просветляющего собою внутреннюю суть всякого «образуемого», «культивиру-

емого» субъекта. Очищение светом — таков основной вывод слияния значений понятий «образование» и «культура».

Культура - идеалообразующая сторона жизнедеятельности человека (3). Созданию и воспроизведению -образованию - идеалов предназначает себя культура. Посредническая миссия делает культуру не просто одной из сторон жизни человека, но единственным пространством, в котором человек строит свои отношения с Универсумом.

Стержневым компонентом культуры является художественная культура. Определение идеала как чувственно явленной сущности сближает данное понятие с понятием «произведение искусства». Идеал в культуре обладает различной мерой свечения истины, явления сущности; в художественной культуре это проявляется в различной мере идеального содержания произведений искусства. Каждое произведение искусства - идеал той или иной степени чистоты, в большей или меньшей степени приближающийся к эталону. Те произведения искусства, в которых мера эталонного невелика, способны построить отношения человека и вещи, человека и других людей и т.п. Те же произведения, которые способны организовывать отношение человека с сущностью наивысшего, абсолютного порядка, близки эталонному идеалу. Качеством эталонного идеала обладают лишь шедевры. Ценность шедевра обусловлена именно наибольшей широтой приоткрывания сути светящейся истины. Общение человека с шедевром художественной культуры приближает его к включению в диалог с миром в максимальной полноте.

Шедевры как специфические эталонные идеалы художественной культуры играют уникальную роль в целостном идеалообразующем процессе -культуре, ибо идеалообразование, со-

вершающееся в художественной коммуникации с шедеврами, является единственной областью культуры, в которой высшая цель данного глобального коммуникативного механизма достигается - образуется единство человека и мира: человек в диалектике личностного соучастия и самоутверждения включается в глобальное самоутверждение Полноты Бытия.

Идеалообразование - процесс, активизирующийся при наличии трех обязательных компонентов - наличия идеала, реализации схемы действия с ним и последующей экстраполяции схемы действия с идеалом на широкую предметную область, непосредственно с идеалом не связанную. В сфере художественной культуры идеалообразо-вание осуществляется в ходе коммуникации человека-зрителя с идеальной вещью-произведением - чувственно явленным знаком сверхчувственной сущности. В процессе диалога с произведением-идеалом экстраполяция происходит в двух направлениях: зритель постигает мир, сущность которого объективно не явлена до возникновения эталона и коммуникации с ним, и одновременно экстраполирует познанное на собственную жизнедеятельность. Данный процесс реализует ведущую функцию культуры - образование целостности человека и мира.

Механизм художественной культуры по сути своей представляет процесс непрерывного образования - становления идеала в его живом, актуализированном качестве. Важно понимать, что без активной субъектной позиции человека как соучастника и со-творца культуры коммуникативная сила эталонов культуры не придет в действие. Соучастием и сотворчеством человек не столько помогает эталонам культуры реализовать свою миссию, сколько самого себя вводит в отношения с миром, тем самым обретая возможность гармоничного целостного бытия.

Только осознанно, полноценно и творчески включаясь в события культуры, а именно - в идеалообразующий диалог с произведениями искусства, человек раскрывается в своем человеческом, полном качестве союза тела, души и духа. Основная схема действия, реализуемая культурой, - это введение человека в диалог с самим собой и с миром. Иными словами, миссия культуры — это Образование Человека.

Существующее понятийное и функциональное взаимодействие между культурой и образованием заставляет выдвинуть гипотезу о необходимости применения механизма действия культуры к системе организации действия образовательных институтов. Образование можно назвать связующим полем культуры, привлекающим всё новых участников и со-творцов к практике идеалообразования. Перед образованием в культуре стоят две задачи. Во-первых, открыть человеку пути проникновения в идеалообразующее пространство, оснастить его всеми необходимыми инструментами и схемами действия. Во-вторых, дать возможность диалога-отношения с эталонами культуры для полноценного конструирования индивидуальной картины мира.

Образовательный потенциал эталонов художественной культуры - шедевров искусства - следует использовать на всех ступенях учения. В то же время, благодаря активно-рефлексивному качеству психологического возраста студента, ступень высшего образования представляется наиболее привлекательной для осознанного использования диалога с произведениями искусства как средства моделирования смысложизненных позиций, программирования мироотношения человека.

Сегодня высшее образование строит Человека образованного вне рамок профессионализации. Ценность обретает овладение всеобщими схемами

действия по самообразованию, самомоделированию, которые позволяют индивиду свободно ориентироваться в пространстве множественных возможностей профессиональной реализации.

Для того чтобы модель свободного в своем образовательном ориентировании человека оказалась рабочей и эффективной, необходимо дать определение базовых ценностей, слагающих фундамент образовательной системы в целом. Существующий разрыв теории и практики заставляет содержательно различать идею Образования и ее реализацию в институтах образования. Ответ на вопрос о сути самого образовательного действия, определение Образования в его эталонном качестве может стать залогом успеха приближения практики образования к воплощению идеи Образования.

Определению образовательных ценностей способствует исследовательское приближение к сути самого понятия «образование». Образование - творческий процесс. Но творчество в данном случае корректно определить не как «создание», а как «воссоздание», поскольку во всех приведенных поясняющих конструкциях зримо или незримо присутствует представление о некоей эталонной мере, образце, на который ориентирован процесс созидания.

Один из главнейших тезисов, рождающихся из анализа образовательного опыта человечества, в особенности образовательного опыта европейского средневековья: образование - это иде-алообразование.

Руководящая сила, придающая как смысл, так и потенциальный предел образовательному процессу, момент его будущей, идеальной законченности, в свернутом виде присутствует в самом понятии «образование». Образ - это инструмент образования, своего рода «обрез», «резец». Идеальная направляющая сила, знающая границы своей

явленности, - это сила образца, эталона, творящего объект по своему образу и подобию. Образование - созидание образом, который есть прообраз образовательного результата и эталонный образец для организации процесса образования.

Художественный образ - новое качество, рождающееся и становящееся в процессе диалога-отношения зрителя и произведения искусства. Поскольку произведение искусства раскрывает весь свой идеалообразующий потенциал лишь при соучастии и сотворчестве со зрителем, постольку можно утверждать, что произведение в своем истинном качестве существует только как художественный образ. По сравнению с другими наглядными образами, художественный образ, в особенности рожденный в результате взаимоотношений зрителя и произведения-шедевра, обладает несоизмеримо большими возможностями в плане репрезентирования модели мироотно-шения в ее операционном качестве. Наглядность художественных образов является средством визуализации модели отношения духовных сил, связывающих человека и мир преимущественно не в физическом, а в сверхчувственном аспекте. Создание модели идеального духовного оперирования человека в мире выделяет художественные образы среди прочих наглядных образов и заставляет обратить все визуально-мыслительные способности к их построению в диалоге с произведениями изобразительного искусства.

В силу заявленных качеств художественного образа можно с уверенностью утверждать: художественный образ - образовательная сила, возвращающая человеку его истинное предназначение. Художественный образ также может быть назван образовательным пространством, в котором реализуется Образование человека. Художествен-

ный образ - это также инструмент Образования.

Художественный образ операционален. Суть становления художественного образа заключается во взаимопересечении операций произведения искусства и зрителя. Художественный образ, наглядно презентующий всю полноту взаимоотношения человеческого и мира, - это образ, возникший в результате диалога-отношения идеальных операций произведения-шедевра и идеальных операций зрителя. Такой художественный образ - эталонный продукт визуального мышления, в полной мере раскрывающий все когнитивные, коммуникативные и онтологические возможности искусства. Каждый факт реального диалога-отношения конкретного зрителя и конкретного произведения характеризуется большей или меньшей степенью приближения к эталону совершения идеальных операций взаимодействия.

Важное качество визуального мышления при взаимодействии с произведением изобразительного искусства - это умение видеть художественные знаки как фигуры мироотно-шения, как репрезентанты мировоззренческих категорий. За каждым из знаков стоят базовые ценности и мировоззренческие установки. Художественные знаки слагают два объект-языка, основанные на теории «формальных признаков» Г. Вёльфлина (1) и развитые в систему в современной теории изобразительного искусства (2). Каждый знак в этой системе имеет значение определенной ценности мироот-ношения. Например, композиционный знак «линейность» может означать определенность, осязаемость, овладение, наполненность, подчинение границам, воплощение, избрание. Напротив, знак «живописность» означает освобождение, открытость диалогу, способность увидеть себя в ином. Знак «множественность» фиксирует ценно-

сти самостоятельности, независимости, самоценности. Знак «единство» — ценности слияния, растворения в ином, щедрости и самопожертвования.

Структурирование мироздания и ориентирование человека в нем, превращение кажущегося хаоса в истинный космос — главные результаты мировоззренческого проектирования в процессе художественной коммуникации между зрителем и произведением изобразительного искусства.

В процессе диалога-отношения с произведением искусства как художественной картиной мира зритель проходит долгий путь собственного преображения. От выделения себя в одинокой самоценности человек-зритель переходит к признанию возможности самоопределения только через иное, а затем — к раскрытию непременной включенности себя в космос мира. Этот процесс отмечен рождением соавторского качества в зрителе. Объективные значения трансформируются в интимно-личностные смыслы. На этом этапе человек обретает возможность говорения не с миром, но говорения миру — возможность собственного высказывания. Объективные правила художественной коммуникации начинают постепенно исчерпывать себя. Мировоззренческий рост, который претерпел зритель за время художественного диалога-отношения, позволяет ему постигнуть конечность представления мировоззренческих идей, закрепленных за конкретными персонажами. Назревающий выход за пределы сюжетной и тематической ограниченности осуществляется посредством метода экстраполяции и позволяет соотнести выстроенную картину мира с ее единственным истинным участником — Человеком, в качество которого Зритель возвращается, но уже преображенным. Постижение основной цели интеграционного движения в произведении искусства при экстрапо-

ляции на события индивидуальной жизни преображает существование в осмысленное бытие, наделенное высшей духовной целью включения в Полноту Бытия.

Построение картины мира через становление художественного образа позволяет человеку обрести ориентиры в моделировании своей индивидуальной картины мира.

Образование художественным образом раскрывается как многоэтапный процесс, в котором через постижение значений знаков произведения искусства зритель незаметно осваивает глубины своей плотской, душевной и духовной сущности. Созидание художественного образа зрителем означает самосозидание, производимое человеком. Человек, выступая адресатом, речевым партнером и соавтором произведения-вещи в операциях порождения художественного образа, тем самым вступает в диалогические отношения с самим собой и с миром и выступает творцом самого себя и мира за счет идеального моделирования личного мироотношения.

Мироотношение, образованное в пространстве посредством художественной коммуникации, моделирует человека и мир как находящихся в состоянии безусловной рефлексии, постоянной погруженности друг в друга. В свою очередь, модели мира нужен зритель для ее актуализации. Язык мира зритель проговаривает своими речевыми высказываниями, и тем самым бытие обретает свой отклик, картина мира оживает и становится одушевляющим образовательным органом.

Освоение операций по формированию образа отношения человека и мира - это основа образовательной программы. Согласно своей внутренней сущности, образование — это кристаллизация тех операций жизненной практики человека, которые выявляют

сущность его взаимодействия с миром.

Образование - это оживляющее творение человека, которое освобождает и проявляет внутреннюю сущность, содержащуюся в человеке и представляющую собой образец, эталон, идеал Человека. Оживляющий стимул образования приводит к дея-тельностной реализации человека. Образование Человека раскрывает его самого, что одновременно означает открытие в нем способности к совершению эталонных схем действия. Эталонные схемы действия организуют миро-отношение. Человек может в большей или в меньшей степени приближаться к эталону в своей жизненной активности, но познание эталонных операций является одной из главных целей и ценностей образования. Операции эталонного соотнесения человеком своего субъектного качества с субъектным качеством мира - основной объект любой образовательной ситуации.

Подводя итоги, можно заключить, что одними из ключевых проблем российского высшего образования сегодня являются нереализованность кон-

цептуальной близости образования и культуры и отсутствие технологий систематизированного привлечения механизмов художественной культуры в сферу высшего образования.

В то же время предпринятое исследование позволяет установить основные направления решения выявленных проблем - через привлечение механизмов освоения идеалов художественной культуры в сферу высшего образования. Фундаментальная программа введения студентов в пространство художественной коммуникации через освоение практики визуального мышления для овладения идеалообразующей технологией проектирования индивидуального мироотношения может стать основой всего образовательного процесса в высшей школе. Вне зависимости от гуманитарного, естественнонаучного или технического профиля студента образовательной системе, ставящей перед собой цель созидания Образованного человека, обладающего поливариантными стратегиями самомоделирования в мире, следует актуализировать образовательный потенциал изобразительного искусства.

Примечания

1. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств / Г. Вёльфлин. - СПб.: МИФРИЛ, 1994. - 427 с.

2. Жуковский В. И. Пропозиции теории изобразительного искусства: учеб. пособие / В.И. Жуковский, Н.П. Копцева; Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2004. - 266 с.

3. Пивоваров Д. В. История и философия религии: учеб. пособие / Д.В. Пивоваров, А.В. Медведев. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2000. - 408 с.

М. Е. Валукин

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИКИ БАЛЕТА КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

В статье рассматривается проблема становления преподавания мужского классического танца. Анализ педагогической деятельности крупнейших мастеров-практиков позволяет автору, обобщив их опыт, вывести систему обучения мужскому танцу. В статье приводятся малоизвестные факты творческой жизни таких представителей классического танца, как Энрике Чекетти, Николай Легат, Михаил Фокин, Владимир Тихомиров и другие. Автор рассматривает мужской танец в контексте мировых тенденций развития искусства. Ключевые слова: образование в сфере культуры, танец, педагогика, анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.